Обеспечение контракта 44 ФЗ

Содержание

Что такое обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, в каком порядке и в каком размере оно вносится?

Большинство контрактов в рамках 44-ФЗ подписывается на условиях внесения обеспечения исполнения контрактов. Данный инструмент служит надежным способом защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Помимо обеспечения исполнения контракта, в рамках 44-ФЗ практикуется обеспечение заявок на участие в закупках или обеспечение гарантийных обязательств.

Сущность и правовое регулирование обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. Они предоставляются заказчику со стороны победителя закупочных мероприятий. Базовым целевым предназначением обеспечения исполнения госконтракта выступает покрытие неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком взятых на себя обязательств по госконтракту.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

При успешной реализации контракта процесс внесения и возврата обеспечения будет предполагать прохождение следующего алгоритма:

  1. Определяется победитель закупки.
  2. Победителем вносится обеспечение исполнения контракта.
  3. Подписывается контракт.
  4. Исполняется контракт.
  5. Обеспечение госконтракта возвращается поставщику.

Общий регламент внесения обеспечения исполнения контракта в 44-ФЗ прописан в ст. 96. С ним можно ознакомиться .

На основании положений ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчик в своем извещении о закупке, закупочной документации, проекте контракта и приглашении поучаствовать в закупке в закрытой форме должен установить требование обеспечения исполнения контракта. Исключениями являются случаи, которые перечислены в ч. 2 данной статьи. Заказчик вправе по своему усмотрению требовать от поставщика внесения обеспечения исполнения госконтракта при подписании его по результатам закупки в форме:

  1. Запроса предложений, в том числе в электронной форме.
  2. Запроса котировок, в том числе в электронном виде.
  3. Закупки у единственного поставщика.

Исходя из формулировок в 44-ФЗ, в перечисленных формах закупок заказчик может приводить требование об обеспечении, но вправе подписать контракт без него.

Контракт с победителем закупки допускается подписать только после того, как он предоставит заказчику обеспечение исполнения контракта по требованиям 44-ФЗ. В случае если победителем не было предоставлено обеспечение заказчику в установленный срок, то такой победитель будет признан уклонившимся от подписания контракта, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

В ч. 8 ст. 96 44-ФЗ дополнительно указаны случаи, когда обеспечение исполнения контракта не требуется. Положения статьи не распространяются при подписании контракта с казенным учреждением, закупках услуг по оформлению кредита, заключении контракта на выдачу банковской гарантии.

Размер обеспечения

Величина обеспечения исполнения контракта может составлять от 5 до 30% от НМЦК. Такая цена должны быть указана в извещении об осуществлении закупочной деятельности. Указанный диапазон суммы обеспечения устанавливается при цене контракта до 50 млн р.

Если цена контракта свыше 50 млн р., то размер обеспечения устанавливается, как 10-30% НМЦК. Конкретное значение заказчик определяет по своему усмотрению.

При этом ему следует учитывать, что при наличии авансирования по контракту величина обеспечения приравнивается к авансу, даже если аванс превышает 30% от НМЦК.

Случаи увеличения

При внесении обеспечения исполнения контракта участники могут столкнуться с применением к ним антидемпинговых мероприятий. В таком случае им предстоит внести обеспечения контракта в повышенном размере.

Антидемпинговые меры применяются в случае, если цена товара, работы и услуги в ходе тендера упала на 25% и более от НМЦК. Участник закупки, который стал победителем, должен предоставить обеспечение в размере, в 1,5 раза превышающем сумму стандартного обеспечения. Такое требование установлено в ст. 37 44-ФЗ.

Приведем пример. НМЦК по закупке в форме конкурса составила 1 млн р. В ходе закупки наилучшее предложение сделал участник с ценой 600 тыс. р. Данная цена меньше НМЦК на 40%, следовательно, на победителя распространяются антидемпинговые меры. Заказчик установил требование об обеспечении контракта в размере 20% от НМЦК. Это значит, что победитель должен будет обеспечить контракт на сумму 300 тыс. р. (1000000 * 20% * 1,5).

На практике встречаются ситуации, что сумма повышенного обеспечение превышает цену контракта.

Случаи уменьшения

В ряде случаев у участников есть возможность внесения обеспечения контракта в уменьшенном размере. Так, при внесении обеспечения в рамках антидемпинговых мероприятий при цене контракта до 15 млн р. участник вправе не вносить обеспечение в повышенном размере, если ему удастся доказать свою добросовестность. Для этого заказчику необходимо подтвердить факт успешного исполнения как минимум трех аналогичных контрактов за последние три года и предоставить выписку из реестра контрактов. При документальном подтверждении своей добросовестности поставщик может внести обеспечение в стандартном размере.

Стоит также учесть, что если контракт подписывается по результатам закупки среди субъектов малого предпринимательства, то обеспечение рассчитывается не от НМЦК, а от цены контракта. Например, если НМЦК составила 500 тыс. р., а цена победителя – 350 тыс. р., то величину обеспечения нужно будет рассчитывать от 350 тыс. р. Контракт заключается по цене не менее аванса.

На основании новой части 8.1 в статье 96 44-ФЗ, которая вступила в силу с июля 2019 года, представители СМП и СОНКО могут быть освобождены от внесения обеспечения. Для этого они должны предоставить сведения о подписанных трех контрактах за последние три года. Такие контракты должны быть успешно реализованы и не предполагать применение неустоек к заказчику в виде штрафов и пени. Сумма цен контрактов не может быть менее НМЦК, прописанной в извещении о закупке.

Способы внесения

В рамках контрактной системы поставщики могут выбрать один из следующих способов внесения обеспечения исполнения контракта:

  1. Денежные средства.
  2. Банковская гарантия.

Заказчик не вправе указывать поставщикам на предпочтительную форму обеспечения: ее поставщики определяют самостоятельно.

На основании ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, которая выдана в одном из банков, соответствующий требования ст. 45 44-ФЗ. Денежные средства вносятся заказчиком на спецсчет. Здесь важно учитывать, что обеспечение вправе внести только сам поставщик, третье лицо сделать это за него не вправе.

Комбинированный способ путем внесения одной части обеспечения в виде банковской гарантии, а другой части – в денежной форме может быть актуален, если банк одобрил гарантию на меньшую сумму, чем это требует заказчик. Но воспользоваться комбинированной формой обеспечения поставщик не может, так как данный способ в 44-ФЗ не указан, а значит, запрещен.

Денежная форма

Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки выбрал внесение денежных средств, то он должен будет предоставить в качестве подтверждения оригинал платежного поручения. При этом нужно учитывать, что победителю не нужно выставлять счета заказчику: перевод средств осуществляется по реквизитам, указанным в закупочной документации.

Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.

Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.

В виде банковской гарантии

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.

К срокам действия гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна действовать как минимум месяц после истечения срока действия контракта или внесения в него изменений по ст. 95 44-ФЗ.

Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.

В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.

Чем можно заменить

В ч. 7 ст. 96 44-ФЗ прописано право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта. То есть заказчик может заменить ранее предоставленное им обеспечение в виде денежных средств на банковскую гарантию и наоборот.

Обычно потребность в замене способа обеспечения возникает тогда, когда поставщик не успел оформить гарантию и ему пришлось временно обеспечить контракт традиционным способом. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных в ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

Для того чтобы использовать данное право, в реализуемом контракте должны быть указаны отдельные этапы его реализации. По результатам исполнения поставщиком отдельного этапа контракта и стоимости исполненных им обязательств заказчик должен включить сведения об этом в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ. Это второе условие, при котором допустимо изменить обеспечение и уменьшить его размер.

Как уменьшить размер

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта допускается в исключительных ситуациях только по результатам успешной реализации части или определенного этапа контракта.

Уменьшение размера обеспечения производится на условиях отсутствия у поставщика неисполненных требований по выплате неустоек (в виде штрафов и пени) за неисполнение условий реализации контракта.

Необходимость уменьшения размера обеспечения особенно актуальна для капиталоемких отраслей вроде строительства, в которых подрядчики часто испытывают дефицит оборотных средств. Например, в рамках строительного контракта выполнено 50% работ, подрядчик может вернуть 50% от стоимости обеспечения или вернуть 100% после внесения банковской гарантии.

Порядок действий при уменьшении обеспечения исполнения контракта будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик размещает в реестре контрактов сведения об исполнении поставщиком обязательств по контракту, а также величину исполненных обязательств.
  2. Поставщик передает заказчику заявление с просьбой уменьшить величину обеспечения исполнения контракта. Это актуально, только если обеспечение было внесено в денежном формате.
  3. Заказчиком уменьшается величина обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости исполненных обязательств и перечисляется часть суммы по правилам, указанным в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях, то сроки для возврата обеспечения составляют 30 дней. При проведении закупки среди СМП и СОНКО данные сроки сокращены до 15 дней.

Стоит отдельно отметить, что по требованиям законодательства в некоторых случаях установлен запрет на уменьшение суммы обеспечения. По решению Правительства в рамках закупок, связанных с повышением обороноспособности, повышением безопасности государства и защиты здоровья, интересов и прав граждан, это недопустимо.

Возврат обеспечения контракта

Возврат обеспечения по контракту предполагается только при внесении его в денежном формате. Если поставщик выбрал форму гарантии, то она не возвращается, а прекращает свое действие автоматически через месяц после исполнения контракта.

На сроки возврата обеспечения исполнения контракта указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Здесь сказано, что сроки возврата обеспечения являются обязательным условием для его включения в контракт.

Например, обеспечение возвращается в течение 10 рабочих дней после подписания акта приема-передачи выполненных работ по форме КС-2 или товарной накладной по форме Торг-12.

Хотя сроки возврата стороны определяют самостоятельно, но они не должны превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств или 15 дней – при исполнении контракта поставщиками из числа СМП и СОНКО.

Таким образом, сроки возврата обеспечения исполнения контракта четко определены законом. Если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то участник может пожаловаться на него в ФАС. На основании ст. 107 44-ФЗ заказчик несет за свои действия административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Образец письма о возврате

Обычно дополнительное письмо о возврате обеспечения готовить не нужно. Но если участник исполнил обязательства по контракту, а деньги ему так и не вернули, то он может направить в адрес заказчика требование.

В некоторых случаях заказчики устанавливают требование о возврате обеспечения на основании письма, в котором уточняются реквизиты участника, хотя 44-ФЗ не содержит указание на такое условие, как и на требования к форме и содержанию письма о возврате обеспечения.

Образец письма о возврате обеспечения можно посмотреть поссылке.

В письме поставщик указывает наименование заказчика и участника, сумму обеспечения, сроки его возврата и пр.

Когда заказчик вправе удержать обеспечение

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта полностью или частично. В 44-ФЗ не указаны случаи, когда заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта. Но сегодня сложилась такая практика, согласно которой, обеспечение удерживается в полном размере в случае, если победитель не приступил к исполнению договора или не завершил выполнение контракта в оговоренные сроки без уведомления заказчика.

При неисполнении поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе инициировать расторжение контракта в одностороннем порядке или через суд. В указанной ситуации обеспечение исполнения контракта поставщику не перечисляется.

Денежные средства в виде обеспечения перечисляются в соответствующий бюджет: федеральный, региональный и муниципальный. Если в качестве обеспечения участник предоставил банковскую гарантию, то заказчик обращается в банк с требованием о выплате обеспечения исполнения контракта из-за наступления гарантийного случая. Но в дальнейшем указанная сумма взыскивается с поставщика.

После этого сведения об участнике, с которым расторгается контракт, передаются в реестр недобросовестных поставщиков (на основании ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Частичное удержание обеспечения практикуется, если поставщик не успел выполнить все обязательства по контракту в оговоренные сроки, либо если заказчик признал не соответствующей требованиям закупки часть товаров, услуг или работ. Еще одно основание для частичного удержания обеспечения – уменьшение его на сумму неустоек.

Заказчик также вправе взыскать штрафные санкции из суммы обеспечения и вернуть участнику размер обеспечения, уменьшенный на размер неустойки. В качестве неустоек могут выступать пени за просрочку обязательств или штрафы за недобросовестное исполнение договора. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором или прописана в дополнительном соглашении. Соглашение об уменьшении обеспечения на неустойку можно подписать в любой момент.

Что делать, если заказчик не вернул деньги в срок

В случае если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то первоначально поставщику следует обратиться с претензией к самому заказчику. В его адрес направляется письмо с требованием перечислить обеспечение, с указанием банковских реквизитов для возврата обеспечения, его суммы. В претензии стоит подчеркнуть намерения поставщика обратиться в суд для возврата обеспечения при отказе заказчика исполнить требование добровольно.

При необходимости поставщик может обжаловать действия заказчика в ФАС и судебной инстанции. Помимо суммы обеспечения, поставщику должны будут перечислить пени за просрочку при исполнении обязательств. На основании проверки заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Таким образом, обеспечение исполнения контракта служит защитой заказчика от недобросовестных поставщиков. Заказчик может истребовать обеспечение при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту поставщиком. Заказчик обязан установить требование об обеспечении при проведении закупки в форме конкурса или аукциона, в остальных случаях – это право. Обеспечение предоставляется в виде банковской гарантии или денежных средств. При несвоевременном предоставлении обеспечения участник признается уклонившимся от подписания контракта, а сведения о нем передаются в реестр недобросовестных поставщиков. Величина обеспечения должна быть привязана к НМЦК и составляет от 5 до 30% НМЦК или сумму в размере аванса.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту. Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта. Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для государственных контрактов предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Заказчик устанавливает требование о необходимости наличия обеспечения исполнения контракта для всех процедур, которые проводятся в электронной форме. Обязательное требование о наличии обеспечения исполнения контракта формируется в документации к закупкам, проводимым путем электронного конкурса или аукциона.

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов малого предпринимательства, требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться. Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии, которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК. Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Если при проведении закупки в виде конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более, чем на двадцать пять процентов, то размер обеспечения контракта будет изменен по сравнению с указанным в документации о закупке.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

Максимальный срок, в течение которого государственный заказчик обязан вернуть полученные средства, не должен превышать пяти дней с момента признания контракта полностью исполненным и перечисления денежных средств в качестве оплаты по такому исполнению.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В содержании письма следует указать данные о контракте, дате его заключения и объекте закупки, объеме исполненных обязательств, а также о том, каков общий объем государственного заказа по конкретному контракту. Кроме того, следует подтвердить добросовестность исполнения своих обязательств по выполненной части контракта. Образец письма можно скачать поссылке.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа. Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»>Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

Вводная информация

Чтобы стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд, организации или предпринимателю понадобятся деньги. Деньги потребуются на двух этапах тендера: в момент подачи заявки на участие в конкурсе или электронном аукционе, и на этапе, когда победитель торгов должен будет заключить государственный или муниципальный контракт.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обеспечение заявки

Подавая заявку на участие в конкурсе или в электронном аукционе, каждый участник должен внести обеспечительный платеж. В свою очередь, установить такой платеж входит в обязанности каждого заказчика. Размер обеспечения заказчик устанавливает на свое усмотрение, но в диапазоне от 0,5 % до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Так, если заказчику необходимо приобрести картриджи для своей оргтехники на сумму 600 000 руб., сумма, необходимая для обеспечения заявки и участия в данном электронном аукционе составит 30 000 руб. (5%).

Требование об обеспечении заявок касается всех участников без исключения. Его цель — возместить потери государственных и муниципальных заказчиков в том случае, если участник подаст заявку, победит в тендере, однако уклонится от заключения контракта. В таком случае обеспечение его заявки останется у заказчика в качестве компенсации.

Обеспечение заявки на электронных аукционах

Отдельно надо сказать об обеспечении заявок на электронных аукционах. Для этого вида торгов закон предусмотрел несколько вариантов обеспечения:

  • в общем случае размер обеспечения составит от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта (на практике заказчики чаще всего заказчики устанавливают 5%);
  • для аукционов с небольшой начальной (максимальной) ценой — не более 3 000 000 руб., размер обеспечения не должен превышать 1% начальной (максимальной) цены контракта;
  • в том случае, если проводится аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечение не должно превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Когда обеспечение заявки не требуется

В случае запроса котировок закон позволяет заказчикам не устанавливать обеспечение заявок. Данный способ является самым простым и в плане его организации, и по его условиям. Цены котировочных контрактов не превышают 500 000 руб., сроки исполнения короткие. Путем запроса котировок обычно закупаются типовые товары, несложные работы, простые услуги.

Поставщикам, которые только начинают осваивать систему закупок, можно порекомендовать попробовать себя именно в запросах котировок. Это позволит обойтись без значительных затрат на начальном этапе.

Чтобы своевременно получать информацию именно о тех торгах, которые проводятся в форме запроса котировок, можно воспользоваться сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки. Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. В «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его запросы котировок.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Возврат обеспечительного платежа

В том случае, если участник не добился права на заключение контракта (то есть не победил в торгах), он получит обратно сумму обеспечения заявки.

Обеспечение возвращается и в иных случаях: если закупка отменена, если участник воспользовался своим правом и отозвал заявку, если закупочная комиссия отклонила заявку по результатам рассмотрения.

Для возврата установлены следующие сроки. Для конкурсов это 5 рабочих дней, на электронных аукционах — 1 рабочий день с момента наступления события, которое является основанием для возврата обеспечительного платежа.

Обеспечительный платеж для исполнения контракта

Кроме платежа для обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж, обеспечивающий исполнение контракта. Это обязанность касается только тех, кто получил право на заключение контракта. Вместе с подписанным контрактом поставщик предоставляет заказчику предусмотренное обеспечение.

Размер обеспечения исполнения контракта зависит от его суммы:

  • от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
  • от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Обязанность установить размер обеспечения в целях исполнения контракта возложена на заказчика, и чаще всего речь идет именно о 30 % от суммы контракта.

Так, если заключен контракт на 1 500 000 руб., поставщику необходимо перечислить на расчетный счет заказчика 500 000 руб. и «забыть» об этих деньгах до момента исполнения контракта. То есть до тех пор, пока заказчик сможет убедиться в полном соответствии поставленных товара, работы, услуги всем установленным контрактом и законом требованиям.

В этом и состоит цель внесения обеспечения. Если поставщик не исполнит свои обязательства по контракту, у заказчика возникнет право оставить себе сумму обеспечения для компенсации своих потерь.

То есть обоих случаях (обеспечение заявки и обеспечение контракта) обеспечительный платеж служит гарантией соблюдения государственных интересов в ходе закупок.

Формы обеспечения

Закон предусматривает два способа внести обеспечение — в виде денежных средств или в виде банковской гарантии.

Форму обеспечения выбирает участник, поэтому ему надо решить: изъять из своего оборота приличную сумму или обратиться в банк за получением банковской гарантии. Здесь следует понимать, что банк выдает гарантии за деньги. Поэтому перед обращением в банк необходимо сделать точный расчет, чтобы понять, какой вариант будет выгоднее — получить банковскую гарантию или внести обеспечительный платеж в виде денежных средств.

При выборе формы обеспечение кроме экономических причин есть и установленные законом ограничения. Так, на электронном аукционе обеспечение заявки предусмотрено только в виде денежных средств. Это объясняется спецификой электронных торговых процедур и деятельностью электронной торговой площадки.

Банковская гарантия

К банковским гарантиям установлен ряд требований. Гарантия должна содержать конкретные условия, предусмотренные законом и установленные заказчиком (например, срок действия, превышающий срок контракта не менее чем на один месяц). Кроме того, гарантия может быть выдана только теми банками, которые входят в реестр специально уполномоченных Минфином кредитных организаций.

После выдачи банковской гарантии банк размещает информацию об этом в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. Далее заказчик должен убедиться, что гарантия соответствует всем требованиям.

Возврат обеспечения

Срок возврата обеспечения исполнения контракта законом не регулируется, поэтому заказчики каждый раз в контрактах отдельно определяют эту позицию.
Всем участникам необходимо выяснять для себя срок возврата еще на этапе ознакомления с извещением и документацией о закупке. Это позволит избежать неприятных сюрпризов в виде удержания обеспечения по контракту на весьма длительное время, например, на весь срок действия гарантии после исполнения контракта.

Когда обеспечение контракта не требуется

Существуют ли виды закупок, при осуществлении которых обеспечение исполнения контракта не устанавливается? Да, существуют. Законом предусмотрены виды поставок, которые позволяют заказчику не устанавливать требования по обеспечению исполнения контракта.

Прежде всего, это отдельные виды закупок у единственных поставщиков, когда торги не проводятся, а партнера для поставки заказчик выбирает в силу его специфического положения. Примерами могут служить поставки в сфере коммунальных услуг, энергетики и т.д.

Но если участник подает заявку на конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, он должен быть готов уплатить предусмотренное обеспечение исполнения контракта в случае своей победы.

При снижении цены размер обеспечения увеличивается

Отдельно надо принять во внимание антидемпинговые меры. Они призваны контролировать чрезмерное снижение цены при закупках. Если в ходе торгов участник снижает цену более чем на 25%, он должен подкрепить свои действия повышенным в полтора раза обеспечением.

Если начальная (максимальная) цена закупки составляет 15 млн. рублей или меньше, то вместо повышенного обеспечения участник вправе предоставить информацию о том, что в течение 1 года до даты подачи заявки он успешно исполнил не менее 3-х контрактов (либо не менее 4-х контрактов в течение 2-х лет). При этом не менее 75% этих контрактов должны быть исполнены без применения неустоек. Также можно представить информацию о том, что в течение 3-х лет до даты подачи заявки поставщик успешно исполнил 3 или больше контрактов, причем, каждый из них был исполнен без применения неустоек. В этих случаях цена одного из уже исполненных участником контрактов должна составлять не менее чем 20% цены контракта, на заключение которого данный участник подает заявку.

Как находить информацию о торгах

Многие опытные поставщики пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки. Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках заказчика в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ: новый порядок применения

Общее правило заключается в том, что обеспечение в контрактной системе существует в двух формах, первая из которых — деньги, а вторая — банковские гарантии. Но выбор всегда остается за поставщиком. Он может либо перечислить средства в счет оплаты обеспечительного платежа, либо предоставить банковскую гарантию.

В некоторых ситуациях обеспечение по контрактам не устанавливается в силу их специфики. К ним относятся случаи, когда поставщик — казенное учреждение, объект закупки — предоставление кредита, контракт заключают унитарные предприятия на выдачу банковской гарантии.

Обеспечение по контрактам, как правило, не устанавливается на запросах котировок, хотя такое право у заказчика есть.

Привилегии для малого бизнеса

Стоит отметить, что сейчас работают особые условия для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Так, например, обеспечение не нужно, если закупка проводилась именно у СМП и победитель предоставил информацию о своей добросовестности (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), доказав, что за последние три года он выполнил госконтракты и муниципальные контракты без неустоек по схожей тематике и при схожих финансовых условиях.

Также существуют специальные условия расчета суммы обеспечения для малого бизнеса. В закупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик устанавливает от сформированной на торгах цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Пример расчета суммы обеспечения по специальным условиям

Аукцион 1 750 000 руб. с обеспечением контракта 10 %, то есть 175 000 руб. Победитель снижает цену до 1 200 000 руб., соответственно, обеспечение контракта составит не 175 000 руб., а 120 000 руб. (10 % от цены победителя).

Изменение способа обеспечения

Способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен. Это полезно, если победитель закупки не успевает оформить банковскую гарантию, вносит обеспечение в денежной форме и позже обменивает готовую гарантию на сумму обеспечения.

Обеспечение может быть уменьшено пропорционально исполненным обязательствам (нужно иметь подтверждение такого исполнения, и у такого поставщика не должно быть неустоек и нареканий).

Малому бизнесу обеспечение возвращают в течение 15 дней с даты исполнения обязательств, остальным — в течение 30 дней с даты исполнения обязательств.

Если в период исполнения контракта у банка, предоставившего банковскую гарантию поставщику, отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить новую банковскую гарантию или внести обеспечение деньгами.

Обеспечение гарантийных обязательств

Обеспечение гарантийных обязательств, наконец, отделено от обеспечения контракта. Заказчик вправе требовать такое обеспечение от поставщика.

Появление такой нормы не должно было стать неожиданностью — о том, что это произойдет, говорилось давно. Обязательной она является пока только для закрытых закупок, что касается всех остальных закупок, то все зависит от воли и желания заказчика.

Часто заказчики сталкиваются с проблемой, когда контракт исполнен вовремя, объект закупки поставлен, но затем он не обслуживается. Поскольку связаться с поставщиком возможности нет, нельзя отремонтировать объект закупки, если он вышел из строя. Теперь поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если это предусмотрено контрактом (Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 920).

Применяются такие же способы обеспечения, как и по контрактам: денежная сумма и банковская гарантия.

Поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств.

Если платеж внесен деньгами, при выполнении контракта и невыполнении гарантийных работ поставщик может потребовать вернуть ту часть обеспечения, что приходится на контракт. Та часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Спецусловия для банковской гарантии на гарантийные обязательства

В гарантии должно быть зафиксировано право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств.

Но у банка нет возможности тщательно проверить, что было нарушено и при каких условиях. Если гарантия предъявлена к оплате, банк должен погасить ее как можно быстрее.

Перечень документов, которые заказчик предоставляет банку вместе с гарантией, утвержден и прописан. Изменены правила ведения реестра банковских гарантий, так как гарантия на гарантийное обязательство помещается туда в кратчайшие сроки. Срок самой гарантии обычно превышает срок действия гарантийных обязательств хотя бы на месяц.

Банк обязательно размещает гарантию в реестре банковских гарантий уже на следующий день после ее выдачи.

>Возврат обеспечительного платежа согласно нормам фз44

Возврат обеспечительного платежа согласно нормам ФЗ-44 и иных нормативных актов

Обеспечительный платеж 44-ФЗ заносит в категорию обязательных элементов при заключении государственных контрактов. О том, что представляет собой такой платеж, как он возвращается, в какой срок, возможен ли неполный его возврат, и какова ответственность для лиц, не исполнивших обязанность обеспечить исполнение контракта, расскажем в статье.

Общие положения об обеспечении сделок в сфере государственных закупок

В договоры, которые заключаются в ходе торгов, должна включаться информация о порядке их обеспечения. Данное правило вытекает из требований ч. 1 ст. 96 ФЗ “О контрактной системе…” от 05.04.2013 № 44. Обеспечение – это гарантия исполнения госконтракта.

Предусмотрено 2 вида обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде банковской гарантии.
  2. Путем перевода денег на счет заказчика.

Порядок обеспечения контракта банковской гарантией наиболее полно расписан в нормах ФЗ № 44. В силу закона срок действия данного вида обеспечения определяется исходя из срока контракта, и должен на 1 месяц превышать его.

Что касается второго способа обеспечения, то он урегулирован достаточно скупо, в связи с чем на практике имеют место споры. Мы постараемся устранить пробелы, обратившись к судебной практике.

Возврат обеспечительного платежа по госконтракту: сроки

Сроки возврата обеспечения по государственному контракту должны быть прописаны в соглашении, что прямо следует из ч. 27 ст. 34 ФЗ № 44. Иных правил законодателем не установлено. Таким образом, все правила, касающиеся сроков возвращения обеспечения, ограничиваются указанным, и стороны сами определяют сроки возврата.

Из п. 28 «Обзора судебной практики…», который утвержден Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 года, следует следующее. Как указал Верховный Суд РФ, деньги, которые были внесены исполнителем в счет обеспечения исполнения контракта, возвращаются заказчиком в двух случаях:

  1. Если обязательства по контракту исполнены ненадлежащим образом.
  2. Если истек гарантийный срок (только в случае, если такое правило предусмотрено контрактом).

При этом, дополнительно указано, что правовой режим денежных средств определен главой 23 ГК РФ в параграфе 8 (нормы об обеспечительном платеже).

Таким образом, можно сделать следующие выводы о сроках возврата:

  1. Стороны сами могут определить сроки в соглашении, соответственно последней датой возврата будет момент, указанный в контракте.
  2. Если обязательства по контракту исполнены, то срок возврата считается наступившим. Факт исполнения подтверждается, например, актом выполненных работ.
  3. Если в контракте указан гарантийный срок, то срок для возврата обеспечительного платежа наступает на следующий день после его истечения.

Поскольку законодательное регулирование данного вопроса не позволяет составить полную картину о сроках возвращения обеспечения, рекомендуется четко прописывать срок возврата платежа в тексте контракта.

Как производится возврат обеспечительного платежа?

Порядок возвращения может быть подробно изложен в самом контракте. Если его условия выполнены полностью, то обеспечительный платеж подлежит возврату полностью.

На практике, заказчику от исполнителя направляется письмо, в котором указывается, что условия соглашения выполнены полностью. В нем же излагается просьба о возвращении обеспечения контракта на расчетный счет исполнителя. В письме рекомендуется указать реквизиты для перечисления, вне зависимости от того, менялись они или нет.

Если деньги от заказчика не возвращаются, т.е. он уклоняется от возврата платежа, то есть возможность отстоять интересы путем обращения в суд с иском о его истребовании. В этом случае можно взыскать также проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Возможен ли частичный возврат обеспечительного платежа?

Бывают ситуации, когда контракт носит длительный характер, а работы исполняются поэтапно, последовательно. В этом случае возникает резонный вопрос – если часть обязательств уже исполнена, зачем обеспечивать исполнение? Можно ли вернуть платеж частично?

Процедура частичного возврата оговорена в п. 27 вышеприведенного Обзора судебной практики ВС РФ, в ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44, п. 3 ст. 38 ГК РФ.

Можно вывести 2 условия, при которых частичный возврат исполнения возможен:

Еще один частый вопрос – как определить размер обеспечительного платежа, подлежащего частичному возврату? Размер обеспечения прямо пропорционален размеру выполненных обязательств по контракту. Таким образом, оставшаяся, не выполненная сумма контракта должна быть обеспечена, а в обеспечении выполненных обязательств нет никакой необходимости.

Как возвращается платеж, если сделка не заключена, прекращена досрочно, либо если срок исполнения контракта просрочен?

Возможны ситуации, когда сделка не заключена, ввиду различных обстоятельств, препятствующих ее заключению. В частности, препятствием могут стать как различные форс-мажорные обстоятельства, так и судебное постановление, которое мешает заключению контракта.

В силу требований ч. 9 ст. 54 ФЗ № 44 стороны могут урегулировать возникшую ситуацию в течение месяца. Если контракт так и не заключен, то закупка не состоится. В этом случае действует правило, отраженное в ч. 9 ст. 96 ФЗ № 44. Обеспечительный платеж возвращается обратно исполнителю, а срок для возврата – 5 дней. Необходимо учитывать, что дни учитываются исключительно рабочие – выходные и праздники не входят в этот срок.

Если соглашение подлежит расторжению до наступления срока его исполнения, то порядок и сроки возврата обеспечения зависят от того, по чьей вине произошел срыв контракта.

Если контракт сорван из-за оплошности, допущенной заказчиком, обеспечительный платеж возвращается полностью.

Если же причиной срыва сделки стала вина исполнителя, то заказчик может забрать часть обеспечительного платежа. Аналогичное правило действует в случае, если исполнитель сорвал сроки исполнения контракта. Заказчик имеет право удержать сумму обеспечения, которая равна понесенным им издержкам. Если сумма платежа не возвращается, то она приравнивается к неосновательному обогащению, что следует из п. 29 уже упомянутого Обзора ВС РФ.

Что происходит, если контракт не обеспечен, и возможен ли такой сценарий?

Исполнение любого контракта должно быть обеспечено одним из видов обеспечительного платежа. Если такого обеспечения нет, то и сделка признается ничтожной. Это следует из п. 26 Обзора судебной практики ВС РФ.

Все условия об обеспечительном платеже должны отражаться в контракте. Если в документе нет сведений об обеспечении, то возможно наступление ответственности для заказчика. Ответственность предусмотрена ст. 7.30 КоАП РФ (ч. ). Санкция варьируется в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Если это должностное лицо, то размер штрафа – 15 000 рублей. Если же привлекается юридическое лицо, штраф – 50 000 рублей. ИП приравниваются к должностным лицам.

Возврат обеспечительного платежа согласно нормам ФЗ-44

Что такое обеспечение исполнения контракта, каковы его виды?

Согласно ч. 1 ст. 96 федерального закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) по общему правилу при заключении сделки на торгах в ее текст должно быть включено условие об обеспечении исполнения контракта. При этом обеспечительный способ выбирается исполнителем самостоятельно из 2 вариантов, каковыми, согласно ч. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ, являются:

  1. Банковская гарантия.
  2. Перечисление денежных средств на счет заказчика.

Что касается первого вида обеспечения, то срок его действия определяется законодательно и должен быть минимум на 1 месяц больше контракта. При этом сама гарантия возврату второй стороне не подлежит.

Судьба же собственных средств исполнителя, которые он переводил контрагенту в качестве подтверждения своих обязательств, практически не определена нормами права. В связи с этим в закупочной практике нередко возникают спорные ситуации в отношении порядка возврата обеспечительного платежа.

Срок возврата обеспечительного платежа по госконтракту

Законом прописана обязанность заказчика определить в договоре сроки возврата обеспечения (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Этим указанием законодательное регулирование вопроса и исчерпывается. Остальные тонкости процедуры должны быть расписаны в тексте сделки.

Рассматриваемый же вид гарантии, в соответствии с п. 28 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе…» (далее — Обзор), утв. президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, определяется как обеспечительный платеж в трактовке ст. 38 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Следовательно, он подлежит возврату, срок которого определяется:

  • прекращением обязательства;
  • гарантийным периодом, если это специально оговорено контрактом.

В первом случае точкой отсчета можно считать подписание заключительного документа (например, акта выполненных работ). Во второй ситуации гарантийный период устанавливается участником закупок, и следующий после его окончания день является началом срока возврата обеспечительного платежа. Также во избежание споров желательно в тексте сделки указывать, в течение скольких дней заказчик осуществляет перевод исполнителю.

Порядок возврата

Когда же заказчик уклоняется от возвращения гарантийных средств, участник сделки имеет право потребовать через суд применения к контрагенту штрафных санкций. В таких обстоятельствах потерпевшая сторона может взыскать не только основную сумму, но и неустойку.

Частичное возвращение обеспечения

Как поступать в ситуации, когда контракт заключается на длительный срок с поэтапным исполнением? Может ли участник закупки требовать частичного возврата своего гарантийного платежа? Данная процедура разъяснена в п. 27 Обзора, а также в п. 3 ст. 38 ГК РФ и ч. 7 ст. 96 закона № 44-ФЗ.

Анализ перечисленных норм в их взаимосвязи показывает, что такое право есть у исполнителя при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. По общему правилу (ст. 311 ГК РФ) заказчик может отказаться от частичного исполнения контракта, поэтому в тексте договора должно быть прямо оговорено, что каждый этап работ, предоставления услуг или поставок завершается подписанием соответствующего акта или оформлением накладной.
  2. Уменьшение обеспечительного платежа возможно только после подписания очередного акта выполненных работ или оказанных услуг либо накладной о приеме товара.

Размер частичного возврата пропорционален сумме, которая выплачивается поставщику (исполнителю) за определенный этап. При этом заказчик не может отказаться от нового обеспечения (п. 27 Обзора).

Возвращение гарантии при незаключении, досрочном прекращении или просрочке контракта

При незаключении сделки по причинам наступления форс-мажорных обстоятельств или вступления в силу судебного акта, препятствующего договору, сторонам на устранение препятствий дается 30 дней (ч. 9 ст. 54 закона № 44-ФЗ). Если уладить ситуацию не получается, то закупка признается несостоявшейся. Обеспечительный платеж в этом случае в силу ч. 9 ст. 96 закона № 44-ФЗ возвращается участнику аукциона в течение 5 рабочих дней с момента принятия указанного решения.

Если договор досрочно расторгается или нарушается, судьба обеспечительного платежа зависит от сопутствующих этому обстоятельств:

  1. В случае закрытия контракта по вине заказчика гарантия возвращается исполнителю в полном объеме.
  2. Если оплошность допущена участником закупки либо он просрочил исполнение обязательств, заказчик имеет право на удержание части обеспечения. Сумма невозврата, осуществляемого во внесудебном порядке, равна издержкам потерпевшей стороны. Если же заказчик не вернет остаток, эти денежные средства будут квалифицироваться как неосновательное обогащение (п. 29 Обзора).

Ответственность за нарушение правил обеспечения исполнения контракта

Заключение договора без предоставления гарантий выполнения обязательств исполнителем запрещено. В таком случае сделка будет попросту признана ничтожной (п. 26 Обзора).

Если участник закупки выбирает обеспечительный платеж как форму гарантии выполнения своих обязательств, заказчик обязан позаботиться о наличии в контракте внятных условий об этом. При отсутствии данной нормы в тексте утвердивший такой проект сделки ответственный сотрудник заказчика или само предприятие могут быть привлечены к административной ответственности (ч. ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В наказание за деликт налагается штраф в размере:

  • 15 000 руб. — для должностного лица,
  • 50 000 руб. — для организации.

>Возврат обеспечительного платежа согласно нормам ФЗ-44 >Возврат обеспечительного платежа согласно нормам ФЗ-44

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, к которым относятся случаи:

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000

Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10

170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась

10 170 000

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н.

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

>Калькулятор банковской гарантии

Как пользоваться калькулятором

Самый простой способ оценить, сколько стоит банковская гарантия для обеспечения контракта или участия, — воспользоваться калькулятором. Он учитывает все основные параметры, которые влияют на стоимость: срок, цену контракта, наличие аванса.

Работать с калькулятором просто.

Шаг 1. Укажите форму обеспечения: заявка или исполнение.

Шаг 2. Если оплата по госконтракту будет с авансированием, то поставьте галочку у пункта «Аванс».

Шаг 3. Укажите калькулятору, по каким правилам проходит тендер.

Шаг 4. Введите в калькуляторе сумму банковской гарантии.

Шаг 5. Укажите, на какой период нужна гарантия.

Шаг 6. Когда все готово, нажмите на кнопку «Рассчитать». В таблице под калькулятором банковской гарантии по госконтракту отобразится стоимость услуги в основных банках.

Как используют банковскую гарантию

Работа по госконтракту обязывает к особой ответственности как подрядчика, так и заказчика, поскольку такие сделки оплачиваются из бюджетных средств. Федеральный закон № 44-ФЗ требует от заказчика не только выбирать подрядчика, обеспечивая найм исключительно профессионалов, но и страховаться на случай неисполнения подрядчиком каких-либо обязательств. Если победитель закупки отказывается от заключения контракта или не исполняет его условия, заказчик должен быть уверен в возмещении убытков и взыскании неустоек. Гарантировать это может обеспечение, которое может быть денежным или в форме банковской гарантии (или банковского поручительства).

Покупая в банке поручительство, поставщик приобретает услугу. Если он не исполнит обязательства, заказчик взыскивает сумму обеспечения не с него, а с банка. Банк перечисляет заказчику требуемые деньги и получает право взыскать эту сумму с поставщика. Поэтому потенциальные затраты состоят не только из комиссии банку, но и из возможного возмещения суммы, которую банк выплатит заказчику.

Как узнать размер обеспечения

Размер обеспечения для заявки на участие устанавливается в документации о закупке, для исполнения контракта — в документации и его проекте.

Рассчитывая эту сумму, заказчик исходит из правил.

Для заявки:

  • если НМЦК закупки находится в диапазоне от 1 млн рублей до 20 млн рублей — обеспечение составит от 0,5 до 0,1 % от суммы НМЦК;
  • если НМЦК превышает 20 млн рублей — от 0,5 до 5 % от суммы НМЦК.

Для исполнения контракта:

  • от 5 % до 30 % от суммы контракта, если она не превышает 50 млн рублей;
  • от 10 % до 30 %, если превышает.

Сумму обеспечения контракта можно увеличить по ходу проведения закупки, если подрядчик снизил цену контракта на 25 % или более относительно НМЦК. Так работают антидемпинговые меры.

223-ФЗ также предусматривает обеспечение договоров и заявок на участие. Основное регулирование этих вопросов отдано на откуп заказчику, законом предусмотрены только базовые правила:

  • обеспечение заявок на участие не устанавливается, если НМЦД находится в пределах 50 млн рублей;
  • если сумма НМЦД превышает 5 млн рублей, обеспечение заявок возможно, но не более 5 % от НМЦД;
  • если закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 2 % от НМЦД.

От чего зависит стоимость

Калькулятор помогает оценить затраты, но не может рассчитать точную сумму. Каждый банк устанавливает свои правила, решая, какие особенности учитывать, например, открытый в этом банке расчетный или спецсчет. Некоторые ставят минимальный порог. Например, стоимость банковской гарантии ВТБ не будет меньше 6000 рублей, а у Сбербанка — меньше 4000 рублей.

Сумма обеспечения — базовый параметр для всех. Помимо нее, на стоимость влияют:

  • срок, на который необходимо банковское поручительство: он должен не менее чем на месяц перекрывать срок действия контракта. Нужно смотреть на срок действия, а не исполнения обязательств по нему;
  • кредитная история поставщика;
  • риск неисполнения подрядчиком контракта.

Эти переменные определяют индивидуальный размер комиссии банка за выдачу гарантии. Чем благонадежнее подрядчик и чем меньше рисков для банка, тем дешевле будет услуга.

Как считать банковскую гарантию

Для расчета стоимости банковской гарантии используют формулу:

С = СО × КБ × СГ,

где:

  • С — стоимость банковской гарантии;
  • СО — сумма обеспечения;
  • КБ — комиссия банка;
  • СГ — срок.

Эту формулу используют все калькуляторы. Например, подрядчик заключает контракт, сумма обеспечения которого составляет 10 млн рублей. Гарантия нужна на один год и банк, рассмотрев документы подрядчика, определил для него комиссию 5 %.

С = 10 000 000 × 0,05 × 1 = 500 000.

Стоимость банковской гарантии для поставщика при таких вводных составит 500 000 рублей.

Что нужно для получения

Для оформления обеспечения, подходящего для работы с госзаказом, необходимо правильно выбрать банк. Минфин ведет и постоянно обновляет реестр кредитных организаций, имеющих право оказывать такую услугу. Ознакомиться с реестром можно на официальном сайте Минфина. Выбирать партнера следует из актуальной версии реестра.

Для получения банковской услуги придется предоставить документы:

  • письмо об оказании услуги;
  • проект банковской гарантии;
  • копию проекта госконтракта или закупочной документации;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • учредительные документы заявителя;
  • финансовые и бухгалтерские документы.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. При личном обращении заявителя в банк ему дадут актуальный список документов, которые нужны банку, чтобы принять решение и рассчитать сумму.

Обеспечение контракта 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *