Использование не по назначению

Содержание

Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области

Екатерина Искоренко.

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.

Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

— в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;

— для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;

— санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения.

Штрафы

Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

— по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;

— по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;

— неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования.

Изъятие участка

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

— у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель;

— за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;

— если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

— выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений;

— направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;

— оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;

— рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;

— если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;

— если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;

— при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.

Нецелевое использование земельного участка собственником помещения в деловом центре, или Практика применения ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ

Собственникам и покупателям нежилых зданий (помещений) необходимо учитывать виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены такие нежилые здания (помещения).

Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием». К ответственности могут быть привлечены как граждане (физические лица), так и организации (юридическое лица), в последнем случае к ответственности привлекается также директор организации-правонарушителя.

За что предусмотрена ответственность?

Как это иногда бывает, статья закона написана с нарушением правил русского языка. Законодатель имел в виду три случая, когда нарушитель привлекается к ответственности:

  1. земельный участок используется не по целевому назначению;
  2. земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием;
  3. земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешается использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель. Использование земель запаса, как правило, допускается после перевода их в другую категорию. Интерес для рассматриваемого вопроса об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).

Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки. Так, например, Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП. До принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков в городе Москве устанавливалось Департаментом городского имущества города Москвы (ранее — Департаментом земельных ресурсов города Москвы) на основании градостроительных планов земельных участков или иной документации по планировке территории (п. 9 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»).

В крупных городах большинство компаний и предпринимателей арендуют или имеют в собственности помещения, расположенные в бизнес-центрах или деловых центрах, многие из которых в прежние годы были предоставлены научно-исследовательским институтам (НИИ) или производственным предприятиям, и, соответственно, земельные участки под ними имеют соответствующий вид разрешенного использования: для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; для эксплуатации научно-.исследовательского института; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и т.п.). Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.

Кто может быть привлечен к ответственности?

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

Таким образом, к ответственности могут быть привлечены как собственники, так и арендаторы земельных участков, а также лица, которым земельный участок был предоставлен на основании акта уполномоченного органа (см. Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18-3).

Не вызывает сомнений, что размещение торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования — для благоустройства или размещение рынка на земельном участке с видом разрешенного использования — для эксплуатации торгово-развлекательного центра, является правонарушением, и собственник (арендатор) земельного участка будет привлечен к административной ответственности.

Более интересными являются случаи, когда, к примеру, собственник делового центра, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования — для эксплуатации научно-исследовательского института, сдает часть помещений в аренду под офисы, при этом на большей площади делового центра действительно находится и функционирует научно-исследовательский институт. Будет ли собственник привлечен к ответственности? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания). См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 09АП-32263/2019 по делу N А40-283428/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-3936/2018 по делу N А40-101253/17. В других случаях, те же (московские) суды отмечают, что здание хотя и является отдельным объектом недвижимости, тем не менее имеет прочную связь с земельным участком и его использование (в том числе использование расположенных в нем помещений, как его составных частей) невозможно без использования земельного участка. Иными словами, на основе закрепленного в Земельном кодексе РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суды делают вывод о том, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2019 N Ф05-21825/2018 по делу N А40-118400/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23523/2018 по делу N А40-37466/2018). Хотя в некоторых случаях собственнику удаётся доказать, что столовая или сауна, находящиеся в здании, используются только для сотрудников предприятия (например, если установлен пропускной режим в здание), и состав административного правонарушения отсутствует (пр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 N 09АП-26978/2011 по делу N А40-58558/11-154-479; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-5270/2019 по делу N А40-230302/18). Еще более интересная ситуация, когда небольшое по площади помещение в этом деловом центре принадлежит на праве собственности другому лицу (не научно-исследовательскому институту). Будет ли такой собственник привлечен к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, если в принадлежащем ему помещении находится продуктовый магазин или офис? По мнению судов – да (решений в пользу таких собственников найти не удалось).

Арендаторам зданий (помещений) повезло больше, так как они не являются земплепользователями и, соответственно, не могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (пр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 N Ф05-12631/2019 по делу N А40-236549/18-72-2401).

Срок давности привлечения к ответственности.

Зачастую, единственная возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – это пропуск уполномоченным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что объективная сторона этого административного правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 и от 20.06.2018 N 305-АД18-864). Это означает, во-первых, подсудность таких споров для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арбитражным судам, а во-вторых, общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является длящимся. Срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (со дня составления уполномоченным органом акта обследования). Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня составления акта обследования.

Тем не менее, в судах общей юрисдикции иногда применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности (как для правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования). См., например, Решение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15475/2017.

Почему к ответственности стали привлекать чаще?

По-видимому, причиной, послужившей росту количества административных дел по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является собираемость налогов. При этом, целью является не только сбор штрафов, но и побуждение собственников к изменению вида разрешенного использования земельных участков. От вида разрешенного использования земельного участка зависит кадастровая стоимость земельного участка, а она, в свою очередь, влияет на плату за земельный участок (земельный налог/арендную плату).

Таким образом, собственники и покупатели нежилых зданий (помещений) должны учитывать вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, при осуществлении своей деятельности в нем и деятельности арендаторов. Целесообразно ограничить право арендатора сдавать нежилое здание (помещение) в субаренду (и иную передачу прав на него) и предусматривать в договоре аренды обязанность арендатора использовать здание (помещение) с учетом целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также условие о возмещении потерь арендодателя в случае привлечения его к административной ответственности.

Изъятие земли за неиспользование

Земельная собственность допускает использования исключительно соответственно с установленным законодательством нормативным регламентом.

Нарушение режима применения земельного участка (ЗУ) приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Когда могут отобрать участок за неиспользование

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в «Свидетельстве о собственности» и в кадастровой документации.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Неиспользуемые наделы переходят в категорию бесхозных, что определяет право хозяйствующего субъекта на их возвращение в муниципальную собственность.

Штрафные санкции

Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

  • физическим лицам 10-20 т. р.;
  • должностным лицам 20-50 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

  • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
  • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
  • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

  • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

  • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
  • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

  • физическим лицам 20-50 т. р.;
  • должностным лицам 50-100 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.

При несвоевременной уплате штрафа взимаются дополнительные средства, которые поступают в местный бюджет.

Изъятие участка у арендатора за неиспользование

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Гражданский кодекс оглашает, что выходить за пределы положений, регламентирующие земельные отношения арендатора, недопустимо.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

  • добровольного соглашения;
  • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
  • выписки из решения суда.

Изъятие участка у собственника за неиспользование

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

Такое отношение к земельному ресурсу считается недобросовестным деянием и пресекается со стороны хозяйствующего субъекта.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Если владелец проигнорировал претензионное предупреждение, муниципалитет обращается в суд для оформления процедуры изъятия на законных основаниях.

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

Обнаружение факта нецелевого использования требует применения таких действий, которые предписаны для того или иного вида имущественного права на землю.
Для арендаторов прекращение использования ЗУ опирается на расторжение договора аренды, а для собственников – на получение судебного распоряжения, допускающего изъятие в фонд местного органа власти.

Основания изъятия при не использовании земли

Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

Но если собственник беспрецедентно не обрабатывает территорию, но выплачивает налог, следует исходить из установленных законодательством сроков, которые составляют 3 года.

Орган власти вмешивается, если на протяжении трёх лет:

  • участок не обрабатывался;
  • строительство не начато (см. Документы на строительство дома);
  • нет других признаков проведения работ.

Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

Кроме арендуемых объектов, остальные отчуждаются в пользу хозяйствующего субъекта только на основании решения суда.

Для этого следует представить суду:

  • акт об отсутствии проведённых работ;
  • доказательства, что они не проводились на протяжении трёх лет;
  • подтверждения о предупреждении;
  • выписки об уплате налога.

От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Законы о изъятии земли за неиспользование

К нормам законодательства, регламентирующим обозначенную процедуру, относятся:

  • статьи 243, 284, 286 Гражданского кодекса РФ;
  • статьи 7,8,41,42,51, ЗК РФ.
  • статья 8.8 КоАП РФ, в ред. ФЗ от 08.03.15 г., № 41-ФЗ.

А так же Закон об обороте земель сельхоз назначения, принятый 24.07.04 г, № 101 (ст.6).

На основании этих же источников права допускается опротестование незаконных действий органов власти при экспроприации земель, расположенных на территории Субъекта РФ.

Изъятие земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ

Главная / Новости / Изъятие земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ

9 октября 2018

Новости

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не

сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика, в

современных рыночных отношениях есть место данному понятию. К

сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия

земельных участков в настоящее время обойтись нельзя.

На основании Федерального закона от 02.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

помимо плановых и внеплановых проверок, в рамках земельного контроля

предусмотрена форма обнаружения и фиксации правонарушения –

административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное

обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения.

Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках

систематического наблюдения за исполнением требований законодательства

Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в

любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

При этом подразумевается, что административное обследование не

должно влечь вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемого

лица, поскольку оно предполагает исследование состояния объекта

земельных отношений на основании информации государственных и

муниципальных информационных систем, общедоступных медиа-ресурсов,

архивных фондов, государственного мониторинга земель, документов

землеустройства, информации, полученной дистанционными методами

(аэрокосмическая съемка, результаты почвенного, агрохимического,

фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими

методами.

В случае выявления по итогам административного обследования

нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования

оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для

назначения в отношении лица полноценной внеплановой проверки.

В ходе административного обследования можно обнаружить такие

распространенные земельные правонарушения, как:

– использование земельного участка не по целевому назначению в

соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и

(или) разрешенным использованием;

– неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного

назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от

24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного

назначения» (далее – Закон об обороте), по целевому назначению в течение

одного года с момента возникновения права собственности, если такой

земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на

основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по

целевому назначению или использованием с нарушением законодательства

Российской Федерации, и (или) если в отношении земельного участка у

уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению

государственного земельного надзора имеются сведения о его

неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением

законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в

пункте 3 статьи 6 Закона об обороте;

– неиспользование земельного участка, предназначенного для

жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в

указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого

земельного участка в течение установленного срока предусмотрена

федеральным законом.

Если собственник земельного участка разместит на своей земле объект, а

разрешенное использование своей земли не приведет в соответствие с

размещенным объектом, у него образуется состав административного

правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ – использование

земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его

принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным

использованием влечет наложение административного штрафа.

А что самое печальное в этой ситуации, штраф будет наложен, к

примеру, для юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой

стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. И никто не

будет брать в расчет, весь ли вы участок использовали не по целевому

назначению или на маленьком его кусочке поставили лоток для ремонта

часов. Участок единый – штраф тоже. Как говорится, закон суров, но

справедлив.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации

(далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земли используются в соответствии с

установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель

определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и

разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,

общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются

федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В Законе об обороте вопросам изъятия земельных участков посвящена

статья 6 «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные

участки из земель сельскохозяйственного назначения». В этой статье речь

идет только о земельных участках сельскохозяйственного назначения. При

этом для их изъятия предусмотрено только два снования.

Первое основание – земельный участок из земель сельскохозяйственного

назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном

порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением

требований рационального использования земли, повлекшим за собой

существенное снижение плодородия или значительное ухудшение

экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия

установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а

критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены

постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного

назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих

критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением

требований рационального использования земли:

– снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на

15 процентов или более;

– снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;

– повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;

– снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25

процентов или более;

– снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов

или более.

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в

результате использования земельных участков из земель

сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального

использования земли являются:

– загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный

показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация

которых превышает установленные для химических веществ нормативы

предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;

– размещение отходов производства и потребления 1-4 классов

опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5

гектара и выше.

Второе основание – земельный участок из земель сельскохозяйственного

назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном

порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения

у такого собственника права собственности на земельный участок он не

используется для ведения сельскохозяйственного производства или

осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством,

деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого

земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных

бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое

использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения

земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей

ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной

связанной с сельскохозяйственным производством деятельности

установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.

Неиспользование земельного участка для строительства в течение 3 лет

влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора

аренды. Также Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)

содержит норму (статья 284), которая ранее фактически не применялась.

Данная норма говорит о том, что земельный участок может быть изъят у

собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не

используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более

длительный срок не установлен законом. В частности, данный факт легко

установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить

этот факт при выезде на местность. Неиспользование земельного участка в

целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только

влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но также

серьезные риски утраты права на земельный участок.

Согласно положению статьи 54 ЗК РФ изъятие земельного участка в

связи с его ненадлежащим использованием осуществляется по основаниям,

определенным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ,

после вступления в законную силу постановления об административном

наказании в виде административного штрафа, наложенного за

правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей

признаки, и при условии, что нарушение не устранено. Одновременно с

наложением административного взыскания федеральный орган

исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный

надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного

правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное

правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении

земельного законодательства.

Если собственник земельного участка не устранил нарушение в

установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии

материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган

государственной власти субъекта федерации или орган местного

самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного

участка.

В качестве дополнения нельзя не упомянуть также положения ЗК РФ и

дополнение ГК РФ статьей 239.1 в соответствии с Федеральным законом от

23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившие в силу с 01.03.2015. Данные изменения

созданы для собственников объектов незавершенного строительства –

указаны существенные риски утраты права собственности на данные

объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не

завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта

незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести

участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное

право может быть реализовано, только если в течение шести месяцев со дня

истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не

будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного

строительства.

Соответствующее требование вправе заявить исполнительный орган

государственной власти или орган местного самоуправления,

уполномоченные на распоряжение земельным участком. Требование не

подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства

объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной

власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей. В остальных случаях суд может принять решение о

реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов.

Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства

определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Средства,

вырученные от его продажи, выплачиваются бывшему собственнику объекта

за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов

Напомним, что от прав на земельный участок, который не

обрабатывается и не используется, можно добровольно отказаться, написав

об этом заявление в орган, регистрирующий права на недвижимое

имущество. При этом ничего платить не нужно. Но если ваш участок попал

под проверку и установлен факт нарушения, уплаты штрафа не избежать.

>Ответственность и штраф за нецелевое использование земельного участка, незаконное владение наделом без документов

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

Пошаговая инструкция

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Акт проверки использования ЗУ.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

Как часто можно привлекать за несоблюдение вида разрешенного использования земельного участка

Помещение капитальное, оформленное в надлежащем порядке, купленное на аукционе у города.
Ян

Я в таком случае не вижу нарушения, так как размещение магазина, в помещении предназначенном под ресторан никак не влечет нарушения ВРИ земельного участка

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. N 13АП-17985/2016
Дело N А56-6015/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Борисовой Г.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Смирнова Н.С. — доверенность от 01.07.2016;
от ответчика (должника): Иванкин А.П. — доверенность от 20.05.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17985/2016) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2016 по делу N А56-6015/2016 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО «Фармакор Продакшн»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
о признании незаконным постановления и предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фармакор Продакшн» (ОГРН 1037804009132; адрес: 194021, Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д. 41А; далее — ООО «Фармакор Продакшн», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047833068931; адрес: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12; далее — Управление, административный орган) от 19.01.2016 N 1158/15, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 19.01.2016 N 1158/15/1.
Решением суда от 07.04.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, материалам дела, просит решение суда от 07.04.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы Управление ссылается на то, что уведомления о проведения проверки не были получены Обществом из-за неудачной попытки вручения, таким образом, ООО «Фармакор Продакшн» было ненадлежащим образом уведомлено о проведении проверки, кроме того составление протокола происходило в присутствии представителя по доверенности — Демина А.А. Таким образом, по мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и ему выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в объяснениях, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.10.2015 N 17987 Управлением проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения земельного законодательства Обществом, как собственником земельного участка, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Южная дорога, участок 8 (западнее дома 12, литера А, по Южной дороге).
Земельный участок принадлежит Обществу на праве собственности и отнесен к следующей категории: земли населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования: для размещения объектов культурно-бытового назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 17.09.2015.
В ходе проверки установлены и отражены в акте проверки от 04.12.2015 (л.д. 75-86) следующие обстоятельства: принадлежащий Обществу на праве собственности названный земельный участок общей площадью 8 102 кв. м с видом разрешенного использования — для размещения объектов культурно-бытового назначения. При этом, в северо-западной части участка расположено отдельно стоящее помещение, в которой размещается дежурная система охраны, устройство контроля доступа на участок (автоматический шлагбаум); в юго-восточной части Участка на открытой прибрежной территории оборудован пирс. Фактически в границах участка находится объект общественного питания — ресторанный комплекс Роял Бич, а именно: ресторан «Роял Бич/Royal beach», банкетный павильон (шатер), лаунж беседки. Ресторан размещен в помещениях реконструированного здания, разрешение на проведение реконструкцию которого не выдавалось. По факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 04.12.2015 (л.д. 9-10). Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 19.01.2016 N 1158/15 Общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб. Указанным постановлением обществу вменено использование участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
Предписанием об устранении земельного законодательства от 19.01.2016 N 1158/15/1 Обществу предписано устранить допущенное нарушение в срок до 15.05.2016.
Считая вынесенные Управлением постановление и предписание незаконными, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
В силу положений ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что материалами дела не подтверждается нецелевое использование обществом принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, установив существенные нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, признал незаконным и отменил постановление от 19.01.2016 N 1158/15 и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 19.01.2016 N 1158/15/1.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлено, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено судом, административным органом надлежащих и неопровержимых доказательств использования Обществом принадлежащего ему земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования не доказано.
Кроме того, судом установлены грубые нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Из материалов дела следует, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 17987 от 12.10.2015, а также уведомление о проведении государственного земельного надзора N 4/01-4744 от 26.10.2015 получено Обществом 12.11.2015, то есть в день, на который проверяющим назначено проведение обследования земельного участка.
Заявитель не был уведомлен о проведении проверки и обследовании земельного участка надлежащим образом, вследствие чего Общество было лишено права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки через своего руководителя или уполномоченного представителя.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Судом первой инстанции установлено, что акт проверки не может рассматриваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, указывающие на наличие события административного правонарушения. Иных доказательств, подтверждающих совершение Обществом вмененного ему правонарушения, полученных с соблюдением закона, в материалах дела Управлением не представлено
Доводам подателя жалобы о том, что обществом не внесены соответствующие изменения в части изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу статьи 13 Правил землепользования и застройки при изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой(-ие) собственник обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость.
Вместе с тем, невнесение Обществом изменений относительно вида разрешенного использования в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость не образует состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждается использование обществом принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием), что свидетельствует об отсутствии события вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление о назначения административного наказания.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции, так же как и судом первой инстанции не установлено нарушений обществом земельного законодательства (использования земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием), выданное предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 19.01.2016 N 1158/15/1 также правомерно было признано недействительным судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены оспариваемого решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 апреля 2016 года по делу N А56-6015/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
В.М.ТОЛКУНОВ

многоцелевое использование

Смотреть что такое «многоцелевое использование» в других словарях:

  • многоцелевое использование земли — Использование участка земли для разных целей, в том числе для отдыха … Словарь по географии

  • культуральные среды, имеющие многоцелевое использование — 3.3.4.8 культуральные среды, имеющие многоцелевое использование: Определенные культуральные среды могут принадлежать к нескольким категориям, например кровяной агар является средой восстановления согласно 3.3.4.3, средой выделения согласно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Mk.153 SMAW — Реактивный гранатомет Mark 153 (Mk.153) SMAW (США) гранатомет SMAW в боеготовом положении, с присоединенным транспортно пусковым контейнером с ракетой ракеты для гранатомета SMAW: слева HEDP (фугасная), справа HEAA (бронебойная… … Энциклопедия стрелкового оружия

  • ГОСТ Р ИСО 11133-1-2008: Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Руководящие указания по приготовлению и производству культуральных сред. Часть 1. Общие руководящие указания по обеспечению качества приготовления культуральных сред в лаборатории — Терминология ГОСТ Р ИСО 11133 1 2008: Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Руководящие указания по приготовлению и производству культуральных сред. Часть 1. Общие руководящие указания по обеспечению качества приготовления… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Экономическая информационная система — (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций… … Википедия

  • ЭИС — Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,… … Википедия

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… … Российская педагогическая энциклопедия

  • Компьютеризация обучения — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Осн. цели К.о.: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность… … Педагогический терминологический словарь

  • РЕКА — крупный естественный водоток, по которому избыток воды, попадающий на сушу в виде дождя или снега, возвращается в океан. Реки являются составной частью гидрологического цикла (круговорота воды в природе), в котором вода постоянно… … Энциклопедия Кольера

  • река — водный поток сравнительно больших размеров, как правило, постоянный (в ряде районов на отдельных участках временно пересыхающий или перемерзающий), текущий в выработанном им русле, питающийся за счёт стока с его водосбора. К гл. характеристикам… … Географическая энциклопедия

  • Заря (транспортный космический корабль) — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. У этого термина существуют и другие значения, см. Заря (значения) … Википедия

Многоцелевое использование лесов (стр. 1 )

Введение 2

1. Многоцелевое использование лесов. 4

2. Понятие о биогеоценозе. Компоненты лесного биогеоценоза. 6

3. Значение солнечной радиации для жизнедеятельности древесных растений. Свет как лимитирующий фактор. 10

4. Древостой как эдификатор, доминант и основной продуцент. 16

5. Роль подстилки, живого напочвенного покрова и подлеска в возобновлении леса. 17

6. Смена хвойных пород мягколиственными как важнейшая проблема лесного хозяйства в таежной зоне. Меры предотвращения нежелательной смены пород. 25

7. Дифференциация и отпад, их роль в жизни леса. Классификация Крафта. 30

Заключение 37

Список литературы: 38

Введение

Значение леса в жизни человека продолжает возрастать. Постоянно расширяется потребность в древесине. За последние пол века заготовка древесины в мире возросла в два раза. Ежегодное ее потребление в переводе на круглые лесоматериалы составило в 70-е годы 2,65 млрд, м3, или 0,6 м3 на одного человека. В 80-е годы объем лесозаготовок достиг 3 млрд. м3. В развивающихся странах только на топливо расходуется 0,6 м3 древесины на одного жителя в год. В промышленно развитых странах более 80 % древесины идет в переработку. Особенно велика потребность в крупномерной и высококачественной древесине. Дальнейший рост потребностей и прирост населения к 2025 году повысят ее использование до 4…6 млрд, м3 в год.

Однако на всей освоенной эксплуатацией площади лесов ежегодно прирастает около 3 млрд, м3 древесины. Это значит, что для удовлетворения будущей потребности надо не только вовлекать в эксплуатацию новые лесные массивы, но и повышать урожай древесины в освоенных лесах, своевременно восстанавливать их после рубок, облесять неудобные для сельского хозяйства земли и вводить при этом наиболее продуктивные древесные породы.

Необходимо постоянно помнить, что лес — это не только древесина для топлива или производства строительных материалов, тары, бумаги, пластиков, целлофана, этилового спирта, каучука, резины, тканей, искусственного меха, кинопленки, взрывчатки, кормовых и пищевых дрожжей, глюкозы, медикаментов и т. п. (всего 15—20 тыс. видов применения). Лес — это источник чистой воды, он предохраняет почву от водной и ветровой эрозии, ослабляет наводнения, предотвращает заиление водоемов, улучшает питание рек грунтовыми водами, защищает в какой-то степени транспорт от ветра, дороги от заноса снегом, населенные пункты от движущихся песков.

Лесоведение — научная дисциплина о природе леса, его биологии, экологии и классификации, закономерностях динамики в пространстве и времени. Лесоведение опирается на биологические науки — физиологию, дендрологию, генетику, почвоведение, фитопатологию, энтомологию и др. и является научной основой лесоводства. В связи с теоретическим значением лесоведения возрастает его роль для всего лесохозяйственного производства.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования лесоведение отнесено к естественнонаучному циклу.

1. Многоцелевое использование лесов.

В связи с многогранным современным значением леса, рациональным, всесторонним и многообразным должно быть и его использование.

В настоящее время все шире становится задача комплексного использования леса. Идея многосторонности использования леса привлекает внимание мирового лесоводства, как это показали V и VI Мировые лесные конгрессы. За последнее время идея комплексности нашла конкретное выражение в предложении английского лесовода Дугласа о «трехмерном лесоводстве», сводящемся к комплексному использованию леса в трех видах: защита почвы от эрозии и улучшение климата, производство продуктов питания для людей и кормой для скота (пастьба и др.).

В данном случае комплекс направлен на решение с помощью леса проблем сельского хозяйства.

Задача комплексного использования лесов приобретает большое значение прежде всего для стран с плановым социалистическим хозяйством.

В России комплексное использование леса осуществляется в нескольких направлениях.

1. Создание в лесоизбыточных районах крупных лесопромышленных комплексов по механической и химической переработке древесины (например, сочетание лесопильно-деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного, гидролизного производства и др.); здесь ставится задача наиболее полного рационального использования древесины, экономичного использования сырья, но еще не комплексного использования леса в целом.

2. В направлении комплексного использования не только древесины, но и других продуктов и полезностей леса. Одним из примеров служат попытки организации хозяйства в кедровых лесах некоторых районов Сибири, направленные на постоянное планомерное получение не только древесины, но и других полезностей (кедровые орехи, пушнина и др.). Во многих лесных хозяйствах России, Украины, Латвии и др. получили развитие так называемые побочные пользования. Стоимость последних может быть в определенных случаях даже выше стоимости древесины.

3. Использование защитных свойств леса для сельского хозяйства. Ждет дальнейшей разработки и претворения в жизнь идея всестороннего комплексного использования леса, включая получение различных продуктов и использование его водоохранных, почвозащитных, эстетических и санитарно-гигиенических свойств и т. д.

Леса требуют умелого обращения с ними. Лесные богатства должны быть приумножены и переданы последующим поколениям не в худшем, а в лучшем состоянии.

Без выполнения этого требования и комплексные предприятия, особенно так называемые «лесопромышленные комплексы», могут оказаться неполноценными. Для того, чтобы эти комплексы могли себя оправдать, необходимы устойчивые сырьевые базы со строгим режимом ведения лесного хозяйства, с продуманной системой рубок, обеспечивающей непрерывность пользования лесом.

Более совершенное многостороннее использование леса вызывает необходимость обратить самое серьезное внимание па развитие дорожного строительства в лесу, улучшение существующих дорог, переход от временных лесовозных дорог на дороги постоянного действия.

2. Понятие о биогеоценозе. Компоненты лесного биогеоценоза.

Биогеоценоз — это система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими

Излагая лесоведение на биогеоценотической основе, отметим, что рассматривал участок леса как особого рода биогеоценоз, где растительность, животный мир, почва, горные породы, атмосфера и влага находятся во взаимодействии, образуя географический комплекс со свойственной ему особой жизнью. Биогеоценоз подразделяется на фитоценоз, включающий все виды растений; зооценоз, который представляет собой животный мир, населяющий лес (млекопитающие, птицы и другие позвоночные, а также насекомые, черви, моллюски и другие беспозвоночные), и микробоценоз, имеющий в своём составе микроскопические организмы в почве, в органах растений и животных (вирусы, бактерии, амёбы, микроскопические грибы, актиномицеты, инфузории, водоросли и др.). В микробоценоз включаются и грибы-микоризообразователи. Но поскольку в процессе жизнедеятельности биоценоз изменяет почву, атмосферу в лесу, то в биогеоценоз включаются и факторы мертвой среды, которые называются экотопом. Экотоп в этом случае состоит из атмосферы с ее лесными особенностями (климатоп) и почвы с горной породой и грунтовыми водами (эдафотоп). Все эти составные части влияют друг на друга и на жизнь лесного биогеоценоза в целом. Лес как система не может существовать, если исключить из него одну из названных частей.

Основными компонентами леса принято считать в лесоводстве древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров и почву. Лесное насаждение, которое представляет собою лесной фитоценоз, трактуется по ОСТ 56-108-98 как «совокупность растений, состоящая из древостоя, а также, часто, подроста, подлеска и живого напочвенного покрова». В насаждение следует включать и внеярус — ную растительность, к которой относятся лианы, а также эпифиты (мхи, лишайники) и грибы на стволах деревьев. Чтобы термин «насаждение» не воспринимался как искусственный лес, надо чаще использовать его синоним — лесной фитоценоз.

В свою очередь, живой напочвенный покров есть совокупность мхов, лишайников, травянистых растений, кустарничков и полукустарников (малина, ежевика и др.), произрастающих на покрытых и не покрытых лесом землях. Кустарниковая растительность, не достигающая высоты 7… 10 м, как правило, образует подлесок. Подлесок — «кустарники, реже древья, произрастающие под пологом леса и неспособные образовать древостой или войти в состав древостоя в конкретных лесорастительных условиях». Например, ель под пологом сосняка на сухой песчаной почве относится к подлеску, так как из-за большей, чем у сосны, требовательности к плодородию почвы она не может достичь высоты соснового древостоя. В противном случае ее следовало бы отнести к подросту.

Подрост — совокупность молодых деревьев ши отдельная особь (семенная старше 1—2 лет) нового поколения, произрастающие под пологом леса ши вне его и способные достичь высоты второго яруса спелого древостоя и выше. Особи моложе 1—2 лет называются всходами. В старых насаждениях подростом обычно называют деревья, имеющие диаметр ствола на высоте груди до 6,0 см. Если их диаметр больше, то эти деревья, как тонкомер, включают в эксплуатационную часть древостоя. В разновозрастных лесах к подросту рекомендуется относить деревья, входящие в возрастную группу «молодняк», например, в ельниках и сосняках до 40-летнего возраста включительно. Это соответствует современному представлению о поколении, характеризующемуся возрастным показателем, общностью экологической ниши, генетической и пространственной преемственностью. При сомкнутости подроста 0,3…0,4 и выше, независимо от высоты, он уже является отдельным ярусом древостоя. Такое представление о втором ярусе сохраняет традиции отечественного лесоводства. , , и др. различали второй ярус даже в молодняках.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Использование не по назначению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *