Запрос предложений

>Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция

Содержание

Выявляем основания для проведения запроса предложений

Заглянем в ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ: запрос предложений в электронной форме начинается с публикации в ЕИС извещения, а победителем процедуры становится участник, который предложит заказчику наилучшие условия по конкретной закупке.

В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:

  • если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
  • если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
  • если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
  • если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
  • при обеспечении госзаказа жилых помещений непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ВАЖНО! 44-ФЗ запрещает отмену запроса предложений в электронной форме (ч. 5 ст. 83.1 44-ФЗ)! Не допускается также внесение изменений в ранее размещенное извещение. Следовательно, специалисты заказчика должны быть предельно внимательными при подготовке документации и извещения к закупке данным способом.

Готовим документацию

Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.

За 5 рабочих дней до проведения закупки размещаются не только извещение, но и документация запроса предложений, в форме электронного аукциона закупочную документацию, для сравнения, нужно опубликовать за 7 дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., и не позднее чем за 15 дней, если НМЦК — свыше 3 млн руб.

А вот так выглядит образец документации «запрос предложений в электронной форме»:

В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии запроса предложений в электронной форме;
  • требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
  • сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.

Направляем приглашения

Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать приглашения об участии в процедуре поставщикам, которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).

Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.

Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме (образец заявки участника можно также скачать на нашем сайте).

Рассматриваем полученные заявки

Далее рассмотрим, как проходит процедура рассмотрения и оценки заявок от потенциальных исполнителей заказа. Согласно нормативам 44-ФЗ, все заявки должны быть направлены заказчику оператором электронной площадки в срок не позже 1 рабочего дня после окончания подачи заявок на участие в госзакупке (ч. 15 ст. 83.1).

После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.

Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:

  • потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
  • участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
  • содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.

Примером несоответствия заявки положениям ст. 14 44-ФЗ могут быть закупаемые лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, приобретаемые с целью удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Такие участники отстраняются согласно п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 (исключение — п. 5 ПП РФ № 1289).

Все отстраненные комиссией заявки не подлежат дальнейшему изучению и анализу.

Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).

Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.

После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)

Составляем протоколы проведения и выписку

Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).

В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:

  • все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
  • сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.

Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.

Далее необходимо подготовить и разместить в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.

Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.

Рассматриваем окончательные предложения участников

Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.

Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.

Составляем итоговый протокол

После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:

  • условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
  • решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
  • порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
  • итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.

Размещаем протоколы

Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Что такое запрос предложений по 44-ФЗ, как одна из конкурентных процедур по выбору поставщика?

Запрос предложений – один из способов определения поставщика по нормам 44-ФЗ. Его проведение регламентируется правилами ст. 83, 83.1 44-ФЗ. Запрос предложений используют в целях отбора исполнителя крупного контракта в сжатые сроки. При этом случаи, когда допускается проведение запроса предложений, законодательно строго ограничены.

Понятие запроса предложений и основания для его проведения

Запрос предложений проводится в стандартной бумажной (ст. 83) или в электронной форме (ст. 83.1). Возможность проведения закупки в электронном формате возникла у заказчиков с 2018 года.

Запрос предложений выступает способом определения поставщика на конкурентной основе, когда сведения о закупаемых работах, товарах и услугах передаются неограниченному кругу лиц путем размещения сведений о закупках в ЕИС. Победителем запроса предложений становится участник, который направил окончательное предложение в адрес заказчика, которое наилучшим образом соответствует установленным требованиям к товару, работу и услуге. В отличие от запроса котировок запрос предложений не предполагает отбора победителей только по критерию цены: в данном случае учитываются дополнительные факторы.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Заказчик может отдавать предпочтение в пользу запроса предложений, только если закупка подпадает под одно из оснований, перечисленных в ст. 83, 83.1.

На основании п. 2 ст. 83, п. 2 ст. 83.1 44-ФЗ заказчик может проводить закупку через запрос предложений в следующих случаях:

  1. При закупках спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые требуются для подготовки спортивных сборных РФ по олимпийским видам спорта, а также для участия РФ в Олимпиадах и Паралимпиадах.
  2. При закупках товара, работы и услуги, которые являются предметом контракта ранее расторгнутого на основании ч. 9, 15 ст. 95. При дозакупке определенных товара, работы или услуги через запрос предложений количество поставляемых товара, работы и услуги должны быть уменьшены пропорционально поставленному на текущий момент объему. Цена контракта должна быть также уменьшена с учетом количества товара, работы и оказанной услуги.
  3. При закупках лекарств, которые нужны по назначению пациентам при наличии медицинских показаний (например, при индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям). Такое назначение делается по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах (это журнал комиссии или медкнижка). Эти документы передаются в реестр контрактов, согласно ст. 103 44-ФЗ, вместе с самим контрактом, но с учетом требования об обезличивании персональных данных. Объем закупаемых лекарств не должен превышать объем препаратов, которые нужны пациенту в течение всего срока лечения. При закупках по этому пункту контракта не допускается закупка лекарств для нескольких пациентов.
  4. Запрос предложений в стандартной форме проводится, если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся по ч. 4 ст. 55 44-ФЗ. Электронный запрос предложений проводится при признании других электронных процедур несостоявшимися: открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона (несостоявшихся закупок по нормам ч. 4 ст. 55.1, ч. 4 ст. 71 44-ФЗ).
  5. При закупках изделий народных и художественных промыслов.
  6. При закупках по защите интересов РФ при подаче физлицами и юрлицами исков к РФ.
  7. При закупках жилых помещений для детей-сирот и детей без попечения родителей.

Отличие от других закупок

Запрос предложений можно рассматривать, как упрощенную версию конкурса. При конкурсе поставщик выбирается в сроки 15-20 дней, тогда как запрос предложений позволяет определить поставщика за 5 дней. При этом в открытом конкурсе не допускается возможность подачи окончательных предложений, улучшающих поданную ранее заявку в части условий исполнения контракта. Также преимуществом для заказчика является большая гибкость при определении поставщика.

Отличием запроса предложений от запроса котировок и электронного аукциона является наличие дополнительных критериев оценки заявок. Цена контракта в данном случае выступает единственным критерием оценки поступивших заявок.

Подготовка документации и ее публикация

Для того чтобы обеспечить должный уровень конкуренции при проведении закупки в форме запроса предложений, заказчик обязан:

  1. Разместить извещение о проведении закупки в ЕИС как минимум за 5 дней до проведения запроса предложений.
  2. Кроме размещения извещения о проведении запроса, заказчик вправе направить приглашения на участие в закупке лицам, которые могут осуществить поставки товаров, работ и услуг.

В последнем случае заказчик может направить приглашение принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев до запроса предложений заказчик заключал контракт в отношении тех же объектов закупки. Главное, чтобы указанные лица являлись добросовестными поставщиками, и контракты с ними не были расторгнуты из-за существенных нарушений по положениям 44-ФЗ. Возможность отправки приглашений потенциальным участникам, которые способны выполнить заказ, является отличительной чертой данной закупки.

Если запрос предложений проводился из-за расторжения предыдущего контракта на поставку товаров, работ и услуг по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ, то предложение принять участие в закупке направляется всем участникам тендера на заключение контракта, которые так и не стали победителями закупки. Главное, чтобы в отношении заявок не было принято решение об отклонении из-за их несоответствия установленным нормам. Такое предложение направляется поставщикам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения запроса.

По п. 4 ст. 83 44-ФЗ в извещении о проведении запроса предложений включается следующая информация:

  1. Требования, которые предъявляются к участникам запроса предложений по нормам ст. 31 44-ФЗ.
  2. Комплект документов, которые в обязательном порядке предоставляются участниками запроса предложений.
  3. Язык документации.
  4. Дата, место и время вскрытия заявок на участие.
  5. Способы получения документации о проведении закупки и порядок ее предоставления.
  6. Плата, которая взимается заказчиком за предоставление документации (если установлено).
  7. Срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений.

Вместе с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в ЕИС документы о проведении закупки. Согласно ч. 6 ст. 83 44-ФЗ, документация должна содержать:

  1. Наименование и описание объекта закупки и условий контракта по ст. 33 44-ФЗ.
  2. Обоснование НМЦК.
  3. Требования к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений. Такие требования не должны приводить к ограничению конкуренции.
  4. Информация о возможности изменения количества товара, работы и услуги при заключении контракта или при его исполнении (на основании ст. 95 44-ФЗ).
  5. Регламент проведения закупки.
  6. Порядок и сроки отзыва заявок на участие в запросе предложений, а также возврата заявок.
  7. Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величина значимости этих критериев.
  8. Сведения о контрактной службе, контрактном управляющем, которые несут ответственность за исполнение контракта и сроки подписания контракта.
  9. Условия для признания поставщика уклонившимся от подписания контракта.
  10. Сведения о возможности отказа от исполнения контракта по ч. 8-25 ст. 95 44-ФЗ.

К документации прилагается проект контракта, который становится неотъемлемой частью документации о запросе предложений.

Порядок подачи и оценки заявки на участие

Заявки на участие в бумажном запросе предложений передаются в запечатанных конвертах, электронном – в электронном формате. Заявки включают в себя платежное поручение, которое подтверждает внесение обеспечения по заявке (если требование о наличии такого обеспечения было установлено документально).

Заказчик обязан установить требование о внесении обеспечения заявки на участие, только если основанием для проведения запроса предложений стало признание аукциона или конкурса несостоявшимися, либо если контракт был расторгнут в одностороннем порядке. В других случаях такая обязанность за заказчиком не закреплена. Обеспечение заявки на участие может быть внесено в форме банковской гарантии или денежными средствами.

Размер обеспечения заявки обычно устанавливается, как 0,5-5% от НМЦК. Такое обеспечение служит гарантией для заказчика, что победитель закупки не уклонится от подписания контракта. При признании победителя закупки уклонившимся обеспечение удерживается заказчиком и не подлежит возврату.

Большая часть закупок в форме запроса предложений проводится без необходимости внесения обеспечения заявки.

Документы, которые может запросить заказчик у участника запроса предложений, строго ограничиваются в 44-ФЗ. Заказчик не вправе запросить документы и установить требования к участникам, если они не предполагаются законом о контрактной системе.

Право участника подать запрос на разъяснение закупочной документации в рамках запроса предложений, как и обязанность заказчика предоставить ответ, законодательно не регламентируется. Это позволяет сделать вывод, что запрос предложений не предполагает этап разъяснения закупочной документации.

Выбранные заказчиком критерии оценки заявки на участие в закупке должны быть указаны в документации о проведении запроса предложений. Заказчик может ориентироваться при установке критериев на ч. 1 ст. 32 44-ФЗ. Заявки на участие в запросе предложений по указанной статье могут оцениваться по следующим критериям:

  1. Цена контракта.
  2. Расходы на ремонт и эксплуатацию товаров, работ и услуг.
  3. Качественные, функциональные и экологические характеристики закупаемых товаров.
  4. Квалификация участников, наличие у них финансовых и материальных ресурсов, опыта работы, который связан с предметом контракта и его деловой репутацией, наличие специалистов с определенным уровнем квалификации.

При этом в 44-ФЗ подчеркивается, что заказчик может не применять указанные критерии оценки заявок и вправе установить свои.

На основании ч. 4 ст. 32 44-ФЗ количество применяемых критериев при определении поставщика, подрядчика или исполнителя должно составлять не менее двух. Одним из них должна быть цена исполнения контракта. Второй критерий заказчик устанавливает по собственным предпочтениям, и такой критерий может быть не указан в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ: это могут быть сроки и объем гарантийных обязательств, сроки поставки товара и пр.

Если заказчиком для оценки закупочной документации были выбраны критерии из ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, то он обязан придерживаться для их оценки Постановления Правительства №1085 от 2013 года «Об утверждении Правил оценки заявок…». Это значит, что обязательными для применения являются указанные здесь формулы, порядок расчета и установления шкалы оценки и пр. Оценка заявок и окончательных предложений всегда должна производиться по формулам из Постановления Правительства №1085 от 2013 года.

Если заказчиком были предусмотрены критерии для оценки из ч. 4 ст. 32 44-ФЗ, то порядок оценки устанавливается заказчиком самостоятельно.

При подаче заявок на участие в запросе предложений не установлены такие требования:

  1. Обязательная подача заявки на участие в запечатанном конверте. Косвенно на необходимость передавать заявки в запечатанном виде указывают положения п. 4 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ. Но наличие этой ссылки не исключает возможность передачи заявки в незапечатанном виде (если отсутствует запрет в закупочной документации).
  2. Законодательство не содержит требования о том, что все листы заявки должны быть пронумерованы и прошиты. Хотя на практике многие участники закупки придерживаются такого требования.
  3. Ст. 83 44-ФЗ не регламентирует выдачу заказчиком расписки о получении заявки на участие в закупках. Но многие участники предпочитают запрашивать подтверждающий документ.

Порядок приема и рассмотрения заявок

Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается в день вскрытия конвертов. Заявки на участие в запросе предложений подаются заказчику в письменной форме. Если до вскрытия конвертов с заявками на участие подана единственная заявка или не подано ни одной, то запрос предложений считается несостоявшимся.

В день проведения запроса предложений до момента вскрытия конвертов с заявками на участие заказчик должен публично объявить присутствующим о возможности подачи предложений, изменения или отзыв. Заказчик должен предоставить право всем участникам закупки присутствовать в процессе вскрытия конвертов.

Регламент рассмотрения заявок на участие в запросе предложений предполагает прохождение следующих этапов:

  1. При рассмотрении заявок на участие в запросе предложений все конверты с заявками вскрываются.
  2. Один участник вправе подать только одну заявку на участие. При поступлении от участника нескольких заявок одновременно обе они отклоняются.
  3. Отклоняются от тендера: участники запроса предложений, которые подали заявки, не соответствующие требованиям, установленным в закупке, предоставившие недостоверную информацию, а также в некоторых других случаях по ст. 14 44-ФЗ. Отстранению не подлежит участник закупки, который не подтвердил свое право на преимущества по ст. 28, 29 44-ФЗ, если участник запроса предложений заявил о предоставлении указанных преимуществ (для учреждений уголовно-исправительной системы и обществ инвалидов); а также в случаях, когда дальнейшее участие в закупке допустимо по ст. 14 44-ФЗ (если не предусмотрен запрет на участие иностранных товаров).
  4. Сведения из заявок об участнике и предложенных им условиях реализации контракта, которые служат критерием оценки заявок, объявляются при вскрытии конвертов и в дальнейшем вносятся в протокол проведения запроса предложений.
  5. Все заявки фиксируются в виде таблицы, и затем она прилагается к протоколу.
  6. Оглашаются итоги проведения запроса предложений с указанием на заявку, которая была признана лучшей.
  7. После того как была оглашена заявка, признанная лучшей, запрос предложений завершается и всем участникам предлагают внести улучшенное предложение по исполнению контракта (предлагать в заявке худшие условия недопустимо). Это можно сделать не позднее следующего рабочего дня за датой проведения запроса предложений.

По результатам запроса предложений заказчик публикует в ЕИС выписку из протокола проведения закупки, которая содержит перечень отстраненных участников с указанием оснований для такого отстранения, а также с указанием условий исполнения контракта, которые стали лучшими. При этом указания на победителя закупки такой протокол еще не содержит.

Если все присутствующие при проведении запроса предложений откажутся направить окончательное предложение по условиям, то закупка признается завершенной. Такой отказ фиксируется в протоколе, и поданные заявки на участие приравниваются к запросу предложений.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями происходит на следующий рабочий день после завершения предыдущего этапа закупки и прописывается в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, которые направили окончательные предложения, могут присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями.

Победителем закупки становится участник, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует критериям из извещения о проведении запроса предложений. Если несколько предложений содержат одинаковые условия, то побеждает заявка, которая поступила первой.

На основании ч. 16 ст. 83 44-ФЗ в итоговом протоколе должны содержаться все условия из окончательных предложений участников запроса, которые были приняты на основании результатов оценки окончательных предложений.

Каждому предложению присваивается порядковый номер в порядке убывания выгодности. Итоговый протокол должен быть размещен в ЕИС в день его подписания.

Подписание контракта по итогам процедуры

Согласно ч. 17 ст. 83, контракт должен быть заключен на условиях из извещения по запросу предложений и включать предложение победителя. Контракт допускается подписать не ранее, чем через 7 дней после определения победителя, и не позднее, чем через 20 дней.

Первым контракт подписывает победитель закупки. Также он обязан перечислить заказчику обеспечение исполнения контракта. При невыполнении условия о соблюдении сроков и внесения обеспечения участник признается уклонившимся, и сведения о нем передаются в РНП.

При уклонении победителя закупки от подписания контракта заказчик вправе предложить подписать контракт участнику, который стал вторым. При согласии последнего заказчик включает в контракт предложенные вторым участником условия.

Если запрос предложений признали несостоявшимся из-за того, что до момента вскрытия конвертов была подана единственная заявка, или все остальные заявки были отклонены заказчиком, тот вправе подписать контракт с единственным поставщиком (по п. 18 ст. 83 и п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Если заявок на участие в закупке не поступило вовсе, то заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ или внести изменения в план-график.

Сроки подписания госконтракта допускается изменить только в том случае, если у арбитражного суда возникли претензии к другой стороне, которые препятствуют подписанию контракта. Если одна из сторон сообщает другой о возникновении таких обстоятельств, то подписание контракта может быть отложено на срок их устранения.

Заключение контракта по результатам запроса предложений можно отменить не только при наложении на одну из сторон судебных санкций, но и при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

При отмене или изменениях в исполнении указанных судебных актов или при прекращении изложенных в них обстоятельств одна из сторон обязана уведомить об этом вторую не позднее следующего дня (по ч. 21 ст. 83 44-ФЗ).

Регламент проведения запроса предложений в электронном виде

Особенностями проведения запроса предложений в электронной форме являются:

  1. Наличие в извещении о закупке сведений об электронной торговой площадке, на которой закупка будет проводиться.
  2. Подача заявок в электронном виде на одной из ЭТП.
  3. Необходимость прохождения участниками аккредитации на электронной торговой площадке.

Процесс проведения закупки в форме запроса предложений предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Публикуется извещение о проведении закупки в электронном виде в ЕИС за 5 дней до ее проведения.
  2. Заказчик направляет приглашение принять участие в запросе предложений участникам, с которыми он сотрудничал ранее или которые участвовали в процедуре отбора по несостоявшейся закупке.
  3. Участники закупки подают заявки на участие с помощью функционала ЭТП.
  4. Оператор электронной площадки передает все заявки участникам в сроки не позднее рабочего дня, следующего за датой срока окончания подачи заявок на участие (на основании ч. 15 ст. 83.1).
  5. Закупочная комиссия рассматривает поступившие заявки после поступления. Она анализирует все заявки на предмет их соответствия установленным нормам и правилам.
  6. На основании проведенного анализа составляется протокол проведения запроса предложений (по ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ). В ЕИС протокол не размещается, а только выписка из него в табличной форме с указанием отстраненных участников, условий исполнения контракта, которые были признаны наилучшими. Сам протокол размещается позже вместе с финальным протоколом подведения итогов.
  7. Участники подают окончательные предложения (по желанию).
  8. Закупочная комиссия на следующий день после поступления окончательных предложений в электронном виде приступает к их рассмотрению (на основании ч. 23 ст. 83.1 44-ФЗ).
  9. Формируется итоговый протокол закупки с указанием на победителя по п. 24 ст. 83.1 44-ФЗ. Им становится участник, предложение которого было признано наилучшим по критериям оценки документации. В случае если несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, то побеждает поставщик, чья заявка поступила раньше других.
  10. Итоговый протокол размещается в ЕИС в день формирования.

Отмена закупки

Спецификой запроса предложений, как формы закупки, является запрет на отмену запроса предложений или внесения в него изменений. Он установлен в ч. 5 ст. 83 44-ФЗ.

Именно по этой причине заказчику нужно быть предельно осмотрительным при подготовке закупочной документации или принятии решения о проведении закупки в форме запроса предложений. Это единственная закупка, которую не допускается отменять.

Сроки хранения документации

В ходе запроса предложений заказчиком формируется достаточно объемная документация, включая документы о проведении закупки, протоколы, реестр регистрации заявок и пр. Эти документы не допускается уничтожать сразу после закупки, они должны быть переданы в уполномоченные инстанции.

Срок хранения документации по запросу предложений в рамках 44-ФЗ не закреплен. С учетом сроков исковой давности документы следует хранить не менее 3 лет. Но, согласно положениям Приказа Минкультуры №558 от 2010 года, сроки хранения документации, которая образуется в процессе деятельности государственных организаций, должны составлять не менее 5 лет.

Таким образом, запрос предложений – это конкурентная процедура по выбору поставщика на основании нескольких критериев, одним из которых выступает ценовой фактор. Данная закупочная процедура не имеет ограничений по цене ее проведения, но ее допускается применять по ограниченным основаниям, которые перечислены в ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Типовая закупочная документация по запросу предложений не имеет отличий от других закупок, но заказчик не вправе вносить корректировки в документы после их публикации.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Запрос предложений по 44-ФЗ

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб. Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1%. По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Заказать

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

Запрос предложений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *