Госконтракты по 44 ФЗ

Содержание

44-ФЗ: возможен ли бесплатный контракт?

Обоснование

Согласно позиции суда цена контракта в размере 0 руб. характеризует его как безвозмездный и не соответствует целям и задачам проведения закупки, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель (п. 5 Обзора практики применения положений главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Указание такого условия в любом договоре делает его безвозмездным, что необходимо иметь в виду, учитывая действующие запреты и ограничения, например, запрет дарения между коммерсантами, установленный п. 4 ст. 575 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2016 N Ф05-10194/2016 по делу N А40-180322/15-147-1483, п. 5 Обзора судебной практики Арбитражного суда Московского округа Обзор практики применения положений главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Однако данное постановление было отменено Определением Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 305-КГ16-15387 по делу N А40-180322/2015, в котором суд указал, что указание в котировочной заявке обществом на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом закупки, не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, а также не является основанием для отклонения котировочной комиссией такой заявки….

Таким образом, полагаем, что заключить безвозмездный государственный контракт на оказание услуг, т.е. с ценой контракта 0,00 рублей можно, так как Закон N 44-ФЗ этого не запрещает.

Однако следует учесть, что, начиная с 1 июля 2018 года при проведении электронного запроса котировок действует правило о недопустимости подачи заявки с нулевой ценой. В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику запроса котировок, если она не содержит предложение о цене контракта либо содержит предложение о цене контракта, превышающей НМЦК или равной нулю.

Практика по данному вопросу:

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1, 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 N 4449/03 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как отражаются «переходящие» закупки в плане закупок и плане-графике?

Получатели лимитов

Согласно п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО. С учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе заказчик вправе определять поставщика в 2018 году заключение и исполнение контрактов, по которым планируется в 2019 году. Указанные закупки могут быть включены в ПЗ и ПГ 2018 года на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на 2018 — 2020 годы на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Если заказчик планирует осуществить закупку за счет средств 2019 года, которые не учтены в бюджете 2018 — 2020 года, то заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до заказчика объема бюджетных средств на 2019 — 2021 годы.

Закупка может быть включена в план закупок 2018-2020 и план-график 2018 года только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Письма Минфина России от 16.10.2017 № 24-03-07/67425,

от 18.10.2017 № 24-01-06/68599

Бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия

БУ, АУ, УП могут отразить «переходящие закупки» в ПЗ И ПГ на 2018 год при утвержденном плане финансово-хозяйственной деятельности на три года с наличием финансирования в нем. (План ФХД на 2018-2019-2020 должен быть утвержден на 3 года и в нем указаны суммы по каждому году — есть финансирование на 2018, на 2019, на 2020 отдельно)

Если ПФХД на один год утверждается, то ждать только утверждения ПФХД на 2019 и только в январе запускать процедуру.

При размещении «переходящих» закупок в ПЗ на 2018-2020 и ПГ на 2018 (действующих планах) в ПЗ на 2019-2021 и ПГ на 2019 (в новых) такие закупки не отражаются. Они будут указаны только один раз. Повторно указывать их в ПЗ на 2019-2021 и ПГ на 2019 НЕ нужно.

Такие «переходящие» закупки в ПЗ 2018-2019-2020 и ПГ на 2018 будут иметь ИКЗ, начинающееся с 18 (т.е извещение размещается в 2018году или контракт заключается в 2018 году) и планируемые платежи отражаются в графе на 2019 год.

Контролируйте лимиты в программе «Эконом-Эксперт». Программа учитывает суммы всех закупок, размещенных в ЕИС, а также малый объем. Попробуйте бесплатно в течение трех дней. Запросите программу тут: https://zakupki44fz.ru/common/pages/regform/?RegSource=demonstration_ee&esputnikSeriesKey=Demonstration .

«Переходящие закупки»

(закупки проводятся (размещаются извещения) в ноябре – декабре 2018 года, но поставка товара, выполнение работ и оказание услуг осуществляется с 01.01.2019 года)

В плане закупок какого года? Размещаются в плане закупок 2018года (со сроком осуществления закупок «ноябрь – декабрь»)
Где отражается сумма по таким закупкам? В графе «Планируемые платежи» 2019 года

«Переходящие закупки»

(закупки проводятся (размещаются извещения) в ноябре – декабре 2018 года, но поставка товара, выполнение работ и оказание услуг осуществляется с 01.01.2019 года)

В плане -графике какого года? Размещаются в плане-графике 2018 (ноябрь – декабрь)
Где отражается сумма? В графе «Планируемые платежи» 2019 года

Учитывается ли сумма в плане-графике 2019 года? Сумма учитывается в сумме совокупного годового объема закупок

Контролируйте лимиты в программе «Эконом-Эксперт». Программа учитывает суммы всех закупок, размещенных в ЕИС, а также малый объем. Попробуйте бесплатно в течение трех дней. Запросите программу тут: https://zakupki44fz.ru/common/pages/regform/?RegSource=demonstration_ee&esputnikSeriesKey=Demonstration .

«Переходящие» прямые договора

  • можно ли заключать, если не доведены лимиты/не утвержден ПФХД

Получатели лимитов

Согласно п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО. С учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе заказчик вправе определять поставщика в 2018 году заключение и исполнение контрактов, по которым планируется в 2019 году. Указанные закупки могут быть включены в ПЗ и ПГ 2018 года на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на 2018 — 2020 годы на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Если заказчик планирует осуществить закупку за счет средств 2019 года, которые не учтены в бюджете 2018 — 2020 года, то заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до заказчика объема бюджетных средств на 2019 — 2021 годы.

Закупка может быть включена в план закупок 2018-2020 и план-график 2018 года только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Письма Минфина России от 16.10.2017 № 24-03-07/67425,

от 18.10.2017 № 24-01-06/68599

Бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия

БУ, АУ, УП могут отразить «переходящие закупки» в ПЗ И ПГ на 2018 год при утвержденном плане финансово-хозяйственной деятельности на три года с наличием финансирования в нем. (План ФХД на 2018-2019-2020 должен быть утвержден на 3 года и в нем указаны суммы по каждому году — есть финансирование на 2018, на 2019, на 2020 отдельно)

Если ПФХД на один год утверждается, то ждать только утверждения ПФХД на 2019 и только в январе запускать процедуру.

Если нет лимитов или нет суммы в плане ФХД, то заключать контракты (договора) в 2018 году нет оснований.

В 2019 году контракты (договора) заключаются только после доведения лимитов или утверждени плана ФХД

  • когда их заключать

Такие контракты (договора) заключаются только в 2018 году. Они подлежат отажению в плане закупок 2018-2020 и плане-графике 2018 года (по году заключения контракта (договора)).

При заключении в 2019году – сууммы на эти контракты подлежат отражениюв плане закупок 2019-2021 и плане-графике 2019 года.

  • как отражать в ПГ и ПЗ переходящие прямые, которые они заключили в декабре, а оплата будет в 2019

При размещении «переходящих» закупок в ПЗ на 2018-2020 и ПГ на 2018 (действующих планах) в ПЗ на 2019-2021 и ПГ на 2019 (в новых) такие закупки не отражаются. Они будут указаны только один раз. Повторно указывать их в ПЗ на 2019-2021 и ПГ на 2019 НЕ нужно.

Такие «переходящие» закупки в ПЗ 2018-2019-2020 и ПГ на 2018 будут иметь ИКЗ, начинающееся с 18 и планируемые платежи отражаются в графе на 2018 года.

Контролируйте лимиты в программе «Эконом-Эксперт». Программа учитывает суммы всех закупок, размещенных в ЕИС, а также малый объем. Попробуйте бесплатно в течение трех дней. Запросите программу тут: https://zakupki44fz.ru/common/pages/regform/?RegSource=demonstration_ee&esputnikSeriesKey=Demonstration .

«Переходящие закупки»

(закупки проводятся (заключают контракт (договор) в ноябре – декабре 2018 года, но поставка товара, выполнение работ и оказание услуг осуществляется с 01.01.2019 года)

В плане закупок какого года? Размещаются в плане закупок 2018года
Где отражается сумма по таким закупкам? В графе «Сумма на 2018 год»

«Переходящие закупки»

(закупки проводятся (заключают контракт (договор)) в ноябре – декабре 2018 года, но поставка товара, выполнение работ и оказание услуг осуществляется с 01.01.2019 года)

В плане -графике какого года? Размещаются в плане-графике 2018
Где отражается сумма? В графе «На 2018 год»

Учитывается ли сумма в плане-графике 2019 года? Сумма учитывается в сумме совокупного годового объема закупок

Обращаем внимание !!!!

Не рекомендуется заключать контракты (договора) по п.4 и п.5 ч.1 ст.93 в декабре и включать их в уходящий план закупок и план-график.

Часть проверяющих указывает, что сумма «Особых закупок» в ПЗ и ПГ должна совпадать с суммами реально оплаченных договоров в 2018 году . Иначе есть превышение суммы общего финасирования.

Но если они контракты (договора) заключены в декабре, то обязательно должны быть включены в ПЗ 2018-2020 и ПГ 2018 (так как договор заключается, после включения о нем информации в ПЗ и ПГ).

В ПЗ и ПГ отражается сумма по заключению контракта (договора). Если сумма отражена в графе 2018 — значит заключение в 2018году. Если в ПГ 2018 сумма отражена по графе 2019 — это не значит, что контракт (договор) заключен в декабре 2018 и действует в 2019. Это значит, что сам контракт (договор) будет заключен в 2019году. А чтобы он был заключен в 2019, суммы о них должен быть включен в ПЗ 2019-2020 и ПГ 2019года.

Контролируйте лимиты в программе «Эконом-Эксперт». Программа учитывает суммы всех закупок, размещенных в ЕИС, а также малый объем. Попробуйте бесплатно в течение трех дней. Запросите программу тут: https://zakupki44fz.ru/common/pages/regform/?RegSource=demonstration_ee&esputnikSeriesKey=Demonstration .

>ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ»:

Записаться на демонстрацию

>ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

Получить материалы!

  • О формировании плана закупок и плана-графика;
  • Расчет НМЦК;
  • Код ОКПД2: что это и где его взять;
  • Вопросы к эксперту;
  • «Эконом — Эксперт».

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт.

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт — заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Консультация юриста по 44-ФЗ

Меня зовут Мурашова Любовь. Я юрист. Имею большой опыт работы в сфере госзакупок. Консультацию и помощь по составлению документов в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вы можете получить на платной основе. Для связи адрес электронной почты myras-work@bk.ru.

>Государственный и муниципальный контракт

Муниципальный контракт это

Государственный и контракт. Документы, необходимые для проведения регистрации Согласно ст.

526 ГК РФ по государственному и на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному и заказчику либо по их указанию иному лицу, а и муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

() имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

В, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

Отличия государственного контракта от муниципального

Обе эти закупки регулируются одним и тем же Федеральным законом о Контрактной системе №44-ФЗ от 05.04.2013. Но разница между государственным и муниципальным контрактом есть.

Это отличие заключается лишь в уровне финансовых средств, из которых поставщик получит деньги за оказанные услуги, работы или поставленные товары.

федеральный и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и территориальных внебюджетных фондов; местные, в том числе районов, городских округов, образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских и сельских поселений, районов.

Что такое муниципальный контракт?

Правильное заключение муниципального контракта

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном, однако контракт упоминается гораздо реже.

Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику.

Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным является учреждение, а в соответствии с муниципальным – муниципальное.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ)

Понятие содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ . По большому счету, государственный (муниципальный) – это не что иное, как договор .

сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

  • Государственный контракт — заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  • Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  • Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Преимущественной формой контракта является его письменная форма .

Госконтракты – это не только одна из форм финансового регулирования закупок в государственной сфере, но и возможность для бизнеса расширить свою отрасль деятельности.

Требования к закупкам полностью отражены в Федеральном законе № 44, однако до сих пор довольно часто можно встретить вопрос, что такое муниципальный по 44 ФЗ, и чем он отличается от. Термин «государственный контракт» активно используется практически во всех правовых источниках.

Государственные и муниципальные контракты по закупкам товаров, работ и услуг: основные отличия

и контракты по закупкам товаров, услуг и работ в сфере действия Федерального закона №44 — один из вариантов развития своего дела. Очень часто, в сфере бизнеса на слуху находится такое понятие как государственный, в то время как о никто и слова не говорит.

Здесь стоит разобраться в том, что есть ли принципиальная разница между двумя этими понятиями.

Внимание! Представленный текст является образцом .

Чтобы сделать документ под ваши условия воспользуйтесь шаблоном FreshDoc: Государственный на оказание услуг или выберите другой типовой Государственный контракт.

Оказание услуг, выполнение работ или поставка товаров для нужд осуществляются на основе типового образца муниципального .

Государственный и муниципальный контракты

Не редко в гражданско-правовых отношениях одной из сторон договора выступает государственный или муниципальный орган, как и любой другой субъект права, они вступают в сделки для удовлетворения своих нужд. Специально для сделок с такими субъектами законодатель закрепляет такие понятия как государственный контракт и муниципальный контракт.

Не редко в гражданско-правовых отношениях одной из сторон договора выступает государственный или муниципальный орган, как и любой другой субъект права, они вступают в сделки для удовлетворения своих нужд. Специально для сделок с такими субъектами законодатель закрепляет такие понятия как государственный контракт и муниципальный контракт.

Понятие государственного и муниципального контракта

Договор, заключаемый от имени Российской федерации или субъекта федерации, а так же муниципального образования именуется государственный контракт или муниципальный контракт.

Поставщиком или исполнителем по такому контракту может быть любая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, отвечающие заявленным заказчиком требованиям. В этом плане контракты такого плана ничем не отличаются от любого другого гражданско-правового договора. Специфику представляет другая сторона договора.

В основном источнике Гражданского права РФ – Гражданском кодексе определение государственного и муниципального контракта дается в ст.

526, однако данное определение не дает исчерпывающего понимания этого вопроса, а только отражает основные моменты. Более четкое определение сформулировано в п. 8 ст.

3 в ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕВ СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД».

Ст. 3 44-ФЗ дает определение понятиям государственный и муниципальный заказчик и тем самым определяет круг лиц, которые выступают стороной государственного контракта или муниципального контракта.

В соответствии с данной нормой, заказчиками по таким контрактам выступают государственные и муниципальные органы власти, государственные корпорации, государственные и муниципальные казенные учреждения. Так же сюда относятся все бюджетные учреждения (школы, больницы и т.п.

), получающие финансирование из государственного или местного бюджета.

В связи со спецификой субъекта таких правоотношений государственные и муниципальные контракты по своим целям несколько отличаются от простых гражданско-правовых договоров поставки, подряда, оказания услуг, купли-продажи.

Обычно стороны договора заключают сделки либо с целью извлечения прибыли, если это касается предпринимательских отношений, либо с целью удовлетворения личных потребностей. В отличие от этого как государственный контракт, так и муниципальный контракт не преследуют основной своей целью извлечение прибыли заказчиком.

Выступая стороной в таких сделках, государство, субъекты федерации, а так же организации, финансируемые из бюджетов, действуют с целью выполнения своих функций перед регионом и государством.

В первую очередь, государственные и муниципальные контракты, а точнее результаты их выполнения служат для реализации государственных и региональных и муниципальных программ, основанных на стратегическом и программно-целевом планировании.

Например, строительство жилого фонда, реализация программ в сфере образования и здравоохранения.

Так же контракты, в частности государственные направлены на исполнение обязательств Российской федерации на международной арене, например строительство газопроводов и других коммуникаций, в которых заинтересованы и зарубежные государства. Таким образом, заключение государственного контракта обусловлено международными соглашениями страны. Таким образом,государственный контракт и муниципальный контракт направлены на получение прибыли только одной стороной – исполнителем, а заказчик тем самым выполняет свои обязательства перед государством, регионом и населением.

Правовое регулирование государственных контрактов и муниципальных контрактов

В связи с тем, что правоотношения связанные с государственными и муниципальными контрактами очень сложны и требуют детальной регламентации, то правовое регулирование их выходит далеко за рамки гражданского кодекса.

Стоит отметить, что все законодательство, касающееся контрактов основано на трех основных нормативно-правовых актах, – это Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

В гражданском кодексе в этом плане можно выделить статьи, которые закрепляют общие положения об обязательствах, договорах, а так же об отдельных видах сделок, таких как подряд, поставка и другие.

Основополагающим актом кроме кодексов и Конституции можно назвать Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Именно этот закон дает определения таким понятиям как государственный контракт и муниципальный контракт, закрепляет правовое положение заказчика и исполнителя, а так же регламентирует саму процедуру заключения контрактов.

Все остальные законодательные акты основаны на этом законе.

Кроме того, среди законов и подзаконных актов можно выделить акты, которые закрепляют отдельные государственные и муниципальные нужды, а так же экономические вопросы их удовлетворения. В качестве примеров можно привести следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

Муниципальный контракт по 44-ФЗ

В Законе о контрактной системе наряду с понятием государственного контракта употребляется термин «муниципальный контракт». У многих заказчиков и поставщиков возникают вопросы: отличаются ли чем-то эти виды документов? Далее расскажем об особенностях муниципального контракта по 44-ФЗ.

Что такое муниципальный контракт

Муниципальный контракт — это договор, заключенный заказчиком от лица муниципалитета для удовлетворения своих нужд. Муниципальным заказчиком может выступать орган власти, казенное учреждение или унитарное предприятие, которые уполномочены принимать бюджетные обязательства.

Отличия муниципального контракта от государственного

Основное отличие в типах заказчиков. В госконтракте это государственные учреждения и предприятия, а в случае с муниципальным контрактом — учреждения и предприятия, действующие от имени муниципалитета. К ним относятся городские администрации, управы и аналогичные органы.

Еще одно важное отличие — тип бюджета, из которого финансируется закупка. В настоящее время все торги по 44-ФЗ распределены между тремя уровнями бюджета. Нужды госзаказчиков удовлетворяются за счет денег из государственной казны.

Следующий уровень — региональный бюджет, третий — муниципальный. Муниципальный контракт оплачивается из казны муниципального района, городского округа или внутригородского образования — в зависимости от типа заказчика.

Между тем, все закупки — и муниципальные, и государственные — регулируются одним и тем же законом — 44-ФЗ. Никакого разделения он не содержит, поэтому муниципальные и государственные контракты заключаются и исполняются по одним правилам.

Таким образом, разница заключается лишь в типе заказчика и бюджете, из которого идет финансирование.

Существенными называют пункты, при отсутствии которых контракт считается недействительным. По ГК РФ к ним относят цену, сроки выполнения поставки или работ, предмет (наименование и количество), порядок оплаты, ответственность поставщика и заказчика.

Для муниципальных контрактов по 44-ФЗ чаще всего используется форма гражданско-правового договора. Закон не содержит типового образца муниципального контракта, но целесообразно включить в него следующие условия:

  • данные сторон — наименования для юрлиц и ФИО для физлиц;
  • предмет (в закупках — товар, работа или услуга);
  • сроки исполнения обязательств;
  • цену контракта;
  • требования к качеству товара (работ, услуг);
  • ответственность сторон;
  • порядок, в котором стороны будут разрешать конфликты (здесь следует указать на необходимость претензионной работы, а также на конкретный суд, который будет рассматривать спор).

Кроме того, 44-ФЗ требует, чтобы образец муниципального контракта на поставку товара включал пункт о возможности расторгнуть его в одностороннем порядке. Если контракт заключен на три года и более по цене, превышающей 100 млн руб., он должен содержать график исполнения обязательств. Он может быть помесячным или поквартальным.

Все условия безупречного контрактаСмотрите, что написать в проекте, чтоб не получить предписание от контролера и комфортно работать с поставщиком.

Из статьи вы узнаете:

✔ Как указать на предмет контракта и его условия
✔ Как прописать порядок, сроки и условия поставки
✔ Что нужно для случаев, когда контракт нарушают, изменяют или расторгают

Читать статью «

Заключение муниципального контракта по 44-ФЗ

Порядок заключения муниципального контракта ничем не отличается от государственного. В проект документа, который был включен в состав конкурсной документации, вносят условия, предложенные победителем.

Для бумажного конкурса порядок следующий:

  • заключить муниципальный контракт по 44-ФЗ можно не ранее чем через 10 дней после публикации протокола в ЕИС, но не позже 20 дней с этого момента;
  • победитель вместе с подписанным контрактом направляет подтверждение внесения обеспечения;
  • если победитель не исполнил эти условия, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Процедура подписания муниципального контракта по итогам электронной процедуры другая:

  • в течение пяти дней после публикации протокола в ЕИС заказчик размещает в ЕИС и на сайте ЭТП проект контракта без своей подписи;
  • у победителя есть 5 дней на то, чтобы направить подписанный документ вместе с подтверждением обеспечения заявки или составить протокол разногласий;
  • у заказчика есть три дня с момента размещения подписанного проекта контракт победителем на то, чтобы поставить свою подпись.

Данные о заключенных муниципальных контрактах передаются в Федеральное казначейство для внесения в реестр.

Банковское сопровождение муниципальных контрактов

Банковское сопровождение применяется в сфере госзаказа для повышения прозрачности расчетов между заказчиками и поставщиками. Используется оно и при исполнении муниципальных контрактов. Суть в том, что поставщик открывает счет в определенном банке, через который идут все деньги в рамках закупки. Кредитное учреждение отслеживает все операции по счету и передает данные заказчику.

Банковское сопровождение регламентировано постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. В нем говорится, что муниципалитетам рекомендовано включать в контракты такое условие, если цена контракта превышает 200 млн руб.

Расторжение муниципального контракта

Расторгнуть муниципальный контракт можно тремя способами:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в одностороннем порядке.

Последний вариант возможен, если заказчику ясно, что в оговоренные сроки исполнитель не успеет закончить работы (например, если период действия контракта близится к концу, а к действиям компания даже не приступила) или если поставщик существенно нарушил условия исполнения обязательств.

Но почему нужно хорошо подумать, перед тем как расторгать контракт? Приведем пример допсоглашения, который поможет спасти закупку

Государственный и муниципальный контракт

Государственный контракт представляет собой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.

Муниципальный контракт — договор, заключаемый от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.

Приведенные определения следуют из п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Заказчиками по контракту могут выступать лишь лица, указанные в Законе N 44-ФЗ, а поставщик (подрядчик, исполнитель) определяется по установленной данным Законом процедуре осуществления закупки.

При заключении контракта сторонам необходимо учитывать, в частности, требования:

— к форме контракта;

— составлению и изменению проекта контракта;

— согласованию условий;

— порядку изменения и прекращения контракта;

— содержанию отдельных видов контрактов.

Последствия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд без заключения контракта либо с нарушением установленной процедуры заключения

Поставщик (подрядчик, исполнитель) рискует не получить оплату за фактически выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги

В соответствии со сформированной в практике высших судов позицией поставщику (подрядчику, исполнителю) отказывают во взыскании неосновательного обогащения в силу п. 4 ст.

1109 ГК РФ, поскольку он не мог не знать, что товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) при очевидном отсутствии обязательства.

Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные работы в отсутствие государственного контракта позволяет недобросовестным подрядчикам и государственным (муниципальным) заказчикам приобретать незаконные имущественные выгоды в обход установленной системы заключения и исполнения контрактов.

В то же время есть иная позиция, согласно которой требование о взыскании неосновательного обогащения с заказчика может быть удовлетворено с учетом конкретных обстоятельств.

К ним относятся, например, длящийся и регулярный характер отношений сторон, неотложность осуществленных работ, направленность деятельности подрядчика на защиту охраняемого публичного интереса.

Подтверждение указанных выводов см. в Правовых позициях высших судов.

Кроме того, в отсутствие государственного (муниципального) контракта стоимость фактически оказанных услуг может быть взыскана с заказчика, если указанный контракт мог быть заключен с единственным исполнителем в соответствии со ст.

93 Закона N 44-ФЗ в тех случаях, когда проведение закупки конкурентными способами было бы нецелесообразно в силу значительных временных затрат.

Такая ситуация может сложиться, например, при закупке услуг (товаров, работ), которая потребовалась вследствие аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы либо в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Практика арбитражных судов относительно взыскания стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) как в отсутствие контракта, так и в случае, когда контракт заключен с нарушением установленной процедуры, также является неоднозначной.

Заказчику может быть отказано в удовлетворении требования вернуть денежные средства, уплаченные за товары (работы, услуги)

Это требование может быть признано необоснованным, поскольку заказчик в момент оплаты также не мог не знать об очевидном отсутствии обязательства.

Так, рассматривая дело по контракту, заключенному в период действия Закона N 94-ФЗ, суд отказал во взыскании неосновательного обогащения заказчику — государственному учреждению в связи с тем, что контракт был заключен без соблюдения установленной процедуры.

У сторон может возникнуть обязанность возвратить друг другу все полученное по контракту

В судебной практике существует позиция, согласно которой контракт, заключенный вопреки требованиям Закона N 44-ФЗ без проведения конкурса или аукциона, является ничтожной сделкой на основании п. 2 ст.

168 ГК РФ, поскольку нарушает охраняемые публичные интересы (см.

Правовые подходы, применяемые Арбитражным судом Уральского округа при рассмотрении споров по договорам строительного подряда, а также по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение строительных работ, утвержденные на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 18.12.2015). Следовательно, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по такому контракту, а в случае невозможности вернуть полученное в натуре — возместить его стоимость, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Договор или контракт по 44-ФЗ — в чем разница

Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

Что такое договор и в чем его отличие от контракта

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.

Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов.

Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

Госконтракты по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *