Закон о энергосбережении

23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

18 ноября 2009 г. Совет Федерации одобрил закон об «Энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения.

11 ноября 2009 г. Госдума приняла в третьем чтении закон об энергосбережении.

21.11.08 Госдума приняла в первом чтении проект закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», предусматривающий введение нормативов энергоэффективности устройств мощностью свыше 3 кВт.

Новый закон «Об энергосбережении» должен установить в нормативно-правовом поле стимулы к энергоэффективности. НП «Российское Теплоснабжение» и ОАО «ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» принимали активное участие в разработке законопроекта.

На этой странице Вы можете ознакомиться со всеми материалами по закону об энергосбережении (различные проекты закона, замечания, заключения на закон «Об энергосбережении»).

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года

1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Дата: 23 ноября 2009 года
(62 кБт)

Проект закона

Проект Федерального закона № 111730-5 подготовленный к 3-му чтению ГосДумы РФ (дата размещения 29.10.2009 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В zip-архиве ТАБЛИЦА ПОПРАВОК, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии к отклонению и Дата:

Проект Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Проект № 111730-5 во втором чтении
(199 кБт)

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Вносится депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Комаровой, Е.А. Туголуковым, Ю.А. Липатовым, В.Г. Драгановым
(51 кБт)

Проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» май 2009 г.
Версия май 2009 г.
(73 кБт)

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Версия май 2009 г.

Проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 13 марта 2009 г.
Проект подготовлен НП «Российское теплоснабжение», ОАО «ВНИПИЭнергопром»
(29 кБт)

Проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 26 января 2009 г.
Версия 26 января 2009 г
(29 кБт)

Проект Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от октября 2008 г.
Вносится депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Комаровой, Ю.А. Липатовым Дата: 2008-10-20
(29 кБт)

Проект ФЗ № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (приянтый в первом чтении)
Дата: 2008-11-25
(22 кБт)

Проект Федерального закона № 111741-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Источник- сайт Комитета Государственной Думы по природным, природопользованию и экологии

Сводная таблица поправок к Проекту Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Источник- сайт Комитета Государственной Думы по природным, природопользованию и экологии Дата:

Документы к проекту Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»

1. Выдержка из стенограммы 258 заседания Совета Федерации (18.11.2009 г.), касающаяся закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Дата: 18.11.2009 г.
(11 кБт)

Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации
Разработано по заданию губернатора Архангельской области Михальчука И.Ф., генеральным директором «ВНИПИэнергопром» Семеновым В.Г., Ковальчуком В.В.
(40 кБт)

Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (Комитет Государственной думы по энергетике)
Дата: 2008-10-15
(5 кБт)

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (Комитет Государственной Думы по энергетике)
Дата: 2008-10-15
(6 кБт)

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (Комитет Государственной Думы по энергетике)
Дата: 2008-10-15
(7 кБт)

Сопроводительное письмо (Комитет Государственной Думы по энергетике) к проекту Федерального закона «Об энергосбережении»
Дата: 2008-10-15
(6 кБт)

Решение комитета по энергетике от 15 октября 2008 г. № 3.25-12/19 о проекте Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации Пятого Созыва Дата: 2008-10-15
(5 кБт)

Проект решения Совета Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по энергетике) по поводу проекта закона «Об энергосбережении»
Дата: 2008-10-15
(7 кБт)

Проект решения Совета Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) о проекте Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-13
(4 кБт)

Решение комитета (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) о проекте Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-13
(5 кБт)

Проект постановления Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) о проекте Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-13
(4 кБт)

Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на проект федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», внесенный депутатами Государственной Думы
Дата: 2008-11-13
(8 кБт)

Письмо в Совет Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии)
Дата: 2008-11-13
(4 кБт)

Заключение комитета-соисполнителя (Комитет Государственной Думы по промышленности) по проекту федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-14
(9 кБт)

Заключение Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям по проекту федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (первое чтение)
Дата: 2008-11-14
(10 кБт)

Заключение Правового управления
Заключение по проекту Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (первое чтение) Дата: 2008-11-18
(12 кБт)

Заключение Комитета Государственной Думы по энергетике по проекту Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-19
(6 кБт)

Заключение Правительства Российской Федерации (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) на проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-21
(5 кБт)

Постановление Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) о проекте Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 2008-11-25
(4 кБт)

Комментарии, замечания, обсуждения *

Стенограмма заседания рабочей группы Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 20 января 2009 года
Дата: 20 января 2009 г.
(40 кБт)

Стенограмма заседания рабочей группы Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 16 января 2009 года
Дата: 16 января 2009 г.
(53 кБт)

Стенограмма заседания рабочей группы Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии по подготовке проектов федеральных законов: № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; № 111741-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности» 13 января 2009 года
Дата: 13 января 2009 года
(89 кБт)

Стенограмма выступления Шматко С.И.
На круглом столе «О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации»

Стенограмма выступления Симановского Л.Я.
На круглом столе «О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации»

Стенограмма выступления Семенова В.Г.
На круглом столе «О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации»

Решение cлушаний Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства «О проекте федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
Дата: 03 декабря 2008 г.
(19 кБт)

*Ваши замечания Вы можете направить на адрес электронной почты или оставить на нашем форуме

Принят Государственной Думой 4 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Статья 1

1) статью 2 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений.»;

2) статью 6:

а) дополнить пунктом 72 следующего содержания:

«72) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;»;

б) дополнить пунктом 73 следующего содержания:

«73) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;»;

3) в статье 9:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетических ресурсов;»;

б) дополнить пунктом 101 следующего содержания:

«101) требований к государственным и муниципальным учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды и планирования бюджетных ассигнований на оплату энергетических ресурсов и воды;»;

4) наименование главы 4 изложить в следующей редакции:

«Глава 4. Энергетическое обследование. Декларирование потребления энергетических ресурсов. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования»;

5) в статье 15:

а) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.»;

б) в части 51 слова «, а также правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти» исключить;

в) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации и отчеты о проведении энергетического обследования в течение пяти лет со дня проставления указанной отметки в энергетическом паспорте, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в порядке, установленном этим органом.»;

6) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

2. Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Данные деклараций о потреблении энергетических ресурсов используются при составлении проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также при определении размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.»;

7) статью 17 изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов

1. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. Порядок обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Сведения, полученные в результате обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, используются в целях получения объективных данных об уровне использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными лицами энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также об иных показателях, получаемых в результате декларирования потребления энергетических ресурсов и проведения энергетического обследования.»;

8) в части 3 статьи 23:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды;»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и информации, содержащейся в реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;»;

в) пункт 5 признать утратившим силу;

9) в статье 24:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:

1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:

1) о суммарном объеме потребляемых казенными, бюджетными, автономными учреждениями энергетических ресурсов, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с учетом требований о снижении их потребления в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи объема;

2) об объеме воды, потребляемой казенными, бюджетными, автономными учреждениями, с учетом требований о его снижении в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемой им воды сверх установленного в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи объема.»;

в) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.»;

г) дополнить частью 22 следующего содержания:

«22. Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны представлять ежеквартально информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых такими учреждениями энергетических ресурсов и воды, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.»;

д) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).».

Статья 2

Внести в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2009, N 48, ст. 5711; 2013, N 52, ст. 6961) следующие изменения:

1) абзац первый части 8 изложить в следующей редакции:

«8. Непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления -«;

2) абзац первый части 9 изложить в следующей редакции:

«9. Несоблюдение правил представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, -«;

3) в абзаце первом части 10 слова «а равно» исключить.

До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня – согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» – расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа – в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) – 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК – донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
– ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
– объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
– максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проект № 563916-5

Вносится депутатами Государственной Думы ФС РФ

С.М.Мироновым, И.Д.Грачевым и О.Г.Дмитриевой

Проект изменений в Федеральный закон № 261-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711) следующие изменения:

а) пункт 3 статьи 13 изложить в редакции:

«До 1 июля 2013 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают проведение мероприятий по оснащению помещений в зданиях, строениях, сооружениях, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, распределителями (приборами) учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных распределителей (приборов учета) в эксплуатацию. При этом здания, строения, сооружения в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.»

б) пункт 4 статьи 13 изложить в редакции:

«До 1 июля 2013 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение помещений таких объектов индивидуальными приборами учета или распределителями, используемых воды, природного газа, тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета и распределителей в эксплуатацию.»

в) пункт 5 статьи 13 изложить в редакции:

«5.Если собственники жилых домов, включая собственников, указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечат оснащение таких домов (помещений в многоквартирных домах) распределителями (приборами) учета: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных распределителей (приборов) учета в эксплуатацию, то данным собственникам предоставляется пятидесяти процентная льгота на оплату данного вида услуг в течение тридцати шести месяцев со дня введения распределителей (приборов) учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета (распределителями).»

г) пункт 6 статьи 13 изложить в редакции:

«6. Собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, при установке коллективных (на границе с централизованными системами) приборов (распределителей) учета: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов (распределителей) учета в эксплуатацию, пользуются льготой предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи «.

д) пункт 7 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«7.Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета (распределителями) используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 — 6 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 июля 2013 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета (распределителями) используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 июля 2013 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета (распределителями) используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену»

е) пункт 1 статьи 21 изложить в редакции:

«1. В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в том числе, по специальным процедурам, предусмотренным для размещения заказа на энергосервис.»

ж) подпункт 2) пункта 3 статьи 23 изложить в редакции:

«2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также информацию кластеров, создаваемых производителями систем комплексного обслуживания и диспетчеризации общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов;

з) статью 24 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6). Бюджетные учреждения осуществляют мониторинг энергосбережения, и в целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обязаны представлять соответствующую информацию в уполномоченный федеральный орган, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в соответствии с условиями предоставления информации, установленными Правительством Российской Федерации, и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

и) статью 25 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны осуществлять мониторинг энергосбережения, и в целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обязаны представлять соответствующую информацию в уполномоченный федеральный орган, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в соответствии с условиями предоставления информации, установленными Правительством Российской Федерации, и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

к) Статью 41 дополнить новым пунктом 4) следующего содержания:

«4) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, индивидуальные и коллективные (общедомовые) приборы учета (распределители) горячего и холодного водоснабжения, газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также другое оборудование, расположенное на сетях подачи, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.»

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных затрат, финансируемых из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » не повлечет за собой изменений действующего законодательства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен в целях совершенствования регулирования отношений, возникающих при исполнении обязанностей по установке приборов учета энергетических ресурсов.
Одной из целей Федерального закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являлось создание условий, при которых расчеты за потребленные энергетические ресурсы осуществлялись исключительно на основе показаний приборов учета. С этой целью в указанном федеральном законе были введены обязанности по установке приборов учета на различных видах объектов. Однако сама по себе установка приборов учета не решает поставленную задачу – несмотря на наличие приборов учета, расчеты между поставщиками и потребителями по ним в подавляющем большинстве случае не ведутся. Это происходит в случае установки некачественных приборов, умышленного вывода из строя приборов и по многим другим причинам.
Предлагаемые в законопроекте нормы направлены на исключение ситуации, при которой ресурсоснабжающая организация профинансировала установку приборов учета, представитель собственников жилого дома собирает с жильцов денежные средства на возмещение стоимости установки прибора, а измерение поставленного энергетического ресурса и, соответственно, расчеты между сторонами не ведутся на основании данных приборного учета. Для этого законопроектом предлагается ввести институты «оператора коммерческого учета» и «услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов».
Первоначальная модель, заложенная в законе, возлагает все расходы на по установке приборов учета на граждан. При этом необходимо учитывать, что установка приборов и монтаж узлов требуют больших затрат, в том числе не связанных с измерением количества потребляемых энергетических ресурсов. Целью закона энергосбережения является не столько установка приборов в каждом доме, а получение достоверных данных по потреблению. Приборный учет невозможен без монтажа и эксплуатации узла учета тепла, но обязывать собственников дома — т.е. граждан к необоснованному увеличению стоимости коммунальной услуги. В ситуации, когда услугу по измерению и все затраты готова нести любая организация, все затраты, связанные с установкой прибора, его эксплуатацией, заменой в случае необходимости, ремонтом, поверкой – несет организация, предоставляющая такую услугу. Развитие рынка предоставления таких услуг приведет к снижению стоимости такой услуги, стабилизации платежей для граждан, подконтрольности установления цены такой услуги, повышению качества оказания услуги измерения.
Кроме того, как показала практика применения закона, в уточнении нуждается норма статьи 13, установившая ряд исключений из общего правила расчетов по данным приборного учета. Это ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). В отношении объектов с нагрузкой менее двух десятых гигакалории следует признать установленную границу необоснованной, так как потребление в совокупности таких объектов может составлять до 30% от общей нагрузки тепловой сети в каждом конкретном случае. Подобное исключение отрицательно сказывается на стимулировании к энергосбережению у очень большой части потребителей и на наладке гидравлических режимов сетей.
Для примера, суммарный процент потребителей, имеющих тепловую нагрузку менее 0,2 Гкал/час от общей нагрузки в тепловой сети, составляет в отдельных городах, в процентах:
— Краснокамск 18,3
— Краснотурьинск 32,9
— Качканар 31,8
— Первоуральск 34,8
— Каменск Уральский 58,1
— Ухта 22,2
В связи с этим предлагается снизить установленный нижний предел необходимости установки приборов учета тепловой энергии до пяти сотых гигакалории тепловой нагрузки объекта.

Закон о энергосбережении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *