Миф суд осириса

Древнеегипетское духовенство умело подчинить всю жизнь египтян религиозным понятиям и сделать служение богам важнейшею, даже единственною целью их жизни. Оно учило считать не только земные блага дарами богов, счастье последствием благочестивых дел и помышлений, несчастие последствием нечестивых, но и устремлять взор за предел земной жизни, на посмертную судьбу, веровать, что участь души в будущей жизни зависит от того, как ведёт себя человек на земле. Эта участь решается на суде бога загробного мира, Осириса.

Не только греческие писатели, особенно Геродот, говорят нам, что египтяне были первым народом, пришедшим к верованию в бессмертие души; мы знаем от самих египтян, что у них было подробно выработанное учение о судьбе души по окончании земной жизни. С их представлениями об этом знакомят нас изображения в гробницах и замечательное произведение египетской литературы, «Книга мертвых», которое клали в гроб с умершим, как бы руководство для предстоящего ему путешествия в царство мертвых. Это сборник молитв и речей, более или менее полный список которого на папирусовом свитке давали умершему; к ним присоединены мистические призывания, которые были непонятны уже и самим египтянам поздних времен, так что надо было прибавлять к ним комментарии. Душа, на своем, показанном в этой книге, пути по областям подземного царства Осириса будет встречать богов и духов и должна молиться им и говорить с ними, как написано в книге; она будет подвергаться допросам, и тут написаны ответы, какие она должна давать. Одно важнейших мест книги – сцена, изображающая, как душа, после погребения тела, нисходит с опускающимся под горизонт солнцем в Аментес, мрачное царство теней, и как там судьи мертвых постановляют приговор о ней.

У входа на суд Осириса сидит на возвышении Пожиратель (Поглощатель) – чудовище, похожее на гиппопотама; пасть его широко раскрыта, как у греческого Цербера. За входом через богато украшенные пилоны, находится аванзал дворца мертвых; потолки зал этого дворца покоятся на колоннах. В аванзале сидит на троне судья мертвых Осирис в виде мумии, с короной на голове, с бичом и изогнутым вверху посохом в руках. По сторонам его у стены зала сидят 42 духа; фигуры некоторых из них вполне человеческие, другие – с головами разных животных. Это члены суда, произносящие приговор по вопросам о 42 запрещенных египетской религией смертных грехах, невиновным в которых называет себя умерший. Престол судьи Осириса окружает вода. На цветах лотоса над нею изображены четыре «духа царства мертвых», с головами человека, обезьяны, сокола и шакала; этим духам были посвящены внутренние органы человека, каждому особый.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

С другого конца залы входит умерший. Маат, богиня истины и справедливости, украшенная своим символом, страусовым пером, встречает его и ведет к весам правосудия, на которых взвешивается его сердце: на одну чашку кладется оно, на другую – страусово перо или поставлена маленькая статуя самой богини. Делом взвешивания занимаются бог Гор, изображенный с головою сокола, и проводник умерших Анубис, у которого голова шакала. Бог письма и науки Тот, с головою ибиса, стоит с письменною тросточкою и дощечкою, чтобы записать результат взвешивания и приговор. В допросе и в исповеди грехов судимого нет возвышенного нравственного чувства. Человек, предстоящий суду Осириса, не проникнут смиренной скорбью о своей греховности, а ссылается на сообразность своей жизни с законом: он не преступал священных постановлений; не поносил словами ни царя, ни отца, ни богов, не оказывал неуважения к ним; он не был ни вор, ни пьяница, ни прелюбодей, ни убийца; не говорил лжи, не давал фальшивой присяги, не качал головою, слушая слова истины; не был лицемер; его набожность не была притворная; он не был клеветник; не убил и не съел никакого священного животного, не провинился неисполнением установленных обрядов и богомолий; не похитил ничего из жертв богам, не украл ничего из их святилищ и т. д. Вероятно, рассказы о суде Осириса подали грекам повод к ошибочной мысли, будто уже на земле, сразу после смерти человека производится суд над ним и у нечестивых отнимается честь быть погребёнными и будто боязнь этого была для многих царей побуждением царствовать справедливо.

С судьбами душ после произнесения Осирисом приговора знакомят нас изображения в гробнице фараона Рамсеса V. Души людей, живших набожно и справедливо, идут в небесные области, где живут высшие боги. Освеженные водой жизни, которую льёт на них с Персеи (дерева жизни) богиня Нут, – в предвестье тому, что провозглашалось над умершим: да даст Осирис тебе прохладную воду! – и подкрепленные плодами, которыми она которыми она кормит их, души праведных проходят через подземное царство, в котором множество ужасных чудовищ, змей, крокодилов, и приходят на поля блаженных. На них оправданные в суде ведут жизнь райской невинности и радости. Они занимаются там сельскими трудами, рвут небесные плоды с деревьев, гуляют по цветникам и аллеям; купаются в небесных водах; собирают жатвы, чтобы вкушать самим и приносить часть собранного в жертвы богам; радуются и наслаждаются при виде солнца – Ра.

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом — богини Исида и Нефтида

Подобно другим восточным народам, египтяне веровали в переселение душ, состоящее в том, что время от времени душа возвращается на землю и живет в теле человека или какого-нибудь животного. Но кажется, что в Египте возвращение души на землю не считалось наказанием, как было это по верованию индийцев; напротив, египтяне молились, чтобы умершему позволено было возвращаться на землю и принимать какие будет угодно ему тела. – В гробнице Рамсеса V изображены и мучения, которым подвергаются осужденные Осирисом, не освещаемые божественными лучами солнца. В разных отделах преисподней, стражами у которых стоят вооруженные демоны, изображены мучимые красными демонами черные души, некоторые в виде людей, другие – в виде птиц, имеющих человеческие головы. Некоторые из них привязаны к столбам, и демоны рубят их мечами; другие длинными рядами, идут без голов; некоторые повешены за ноги, другие ввергнуты в кипящие котлы; демоны гонят свинью, – это, без сомнения, тоже душа грешника. Человеческая фантазия всегда была плодовита на придумывание мучений, – и в христианские времена поэзии Данте об Аде, и в египетской древности.

Известия греческих писателей, по которым египетское переселение душ представляется процессом очищения грешников, трудно согласовать с данными на древних памятниках. Быть может, учение о непосредственном воздаянии после смерти, о рае и аде надо считать древним верованием, а догмат переселения душ, которое, по Геродоту, могло длиться три тысячи лет, был новым учением. По этому догмату, от самого человека зависит сократить благочестивою жизнью время земного своего странствования, после которого душа его становится чистою и блаженною. Вечных адских мучений после суда Осириса нет; раньше или позже, но непременно наступает состояние покоя, желаемое людьми восточных стран. Такие мысли свидетельствуют о высоком развитии религии, основанной, как египетская, на обоготворении природы.

Учитель истории: Сосенкова Светлана Алексеевна

Сценарий игры для 5 класса «Суд Осириса»

по истории древнего мира в 5 классе, при изучении темы «Религия древних египтян»

Учитель: Сосенкова С.А., учитель истории МАОУ СОШ №118

Цель: — Закрепление и обобщение программного материала по теме «Религия древних египтян».

Задачи:

Образовательные:

обучение правильному поведению при работе в группе;

обобщить представления о загробной жизни египтян;

оценить уровень развития религиозных верований древних египтян.

Развивающие:

развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

развивать умение делать самостоятельные выводы;

развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание, выразительную устную речь.

Воспитательные:

воспитывать дисциплинированность учащихся;

развитие интереса к предмету;

воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Оборудование:

костюмы героям;

декорации ( трон Осириса, рисунки египетских богов)

весы, перо, макет сердца

Действующие лица:

  1. Египтянин

  2. Бог Осирис

  3. Бог Тот

  4. Анубис

  5. Ам-мат

  6. Бог Гор

Остальные присутствующие боги-присяжные

Подготовительная работа:

Учитель рассказывает о правилах поведения в группе:

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, уважай своего товарища, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая, не насмехайтесь над ошибками другого, а помоги и поддержи его.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

Педагог рассказывает о предстоящей игре и предлагает по желанию разобрать роли, тактично подводит учащихся к выбору той или иной роли, рассматривая каждого бога по отдельности на картинке.

Рассматриваем облачения каждого бога и предлагаем свои идеи по костюмам. Читаем сценарий игры. Репетиция.

Здравствуйте, на прошлом уроке мы с Вами познакомились с основными богами Древнего Египта.

Как и большинство древних людей, египтяне верили в возможность жизни после смерти. Они считали, что смерть — всего лишь ступень, которую должен преодолеть каждый на пути к загробной жизни, которая существует где-то там далеко, в так называемом Западном Царстве. Предлагают Вам отправиться в путешествие. Нас ждем Царство мертвых, и мы с вами сможем понаблюдать, как вершился суд Осириса.

Начинает играть музыка.

В центре класса, устанавливаются весы и рядом сидит Аммат и бог Анубис, стоит трон Осириса, отдельно стоят бог Тот.

Бог Гор вводит египтянина, в упор смотрят на египтянина безучастные лица богов. Египтянин заглядывает в лица судей, пытаясь прочесть там свою учесть.

Гор: Кто ты назови свое имя?

Египтянин: Рашиди, что означает мудрый.

Гор: Откуда ты прибыл?

Египтянин: город Джерти.

Гор: Говори о себе.

Бог Тот записывает показания египтянина.

Египтянин поднимает правую руку (в знак того, что говорит чистую правду) и приносит клятву.

Египтянин: Я не чинил зла людям

Я не нанес ущерба скоту.

Я не совершал греха в месте Истины…

Я не творил дурного…

Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого богам.

Я не угнетал раба перед лицом его господина.

Я не был причиной недуга.

Я не был причиною слез.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.

Я не убавлял от аруры.

Я не обманывал и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах ее.

Я не останавливал воду в пору ее.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

После принесения клятвы египтянин поворачивается к классу и пытается прочесть приговор в их лицах, но лица присяжных не выражают эмоций. Египтянин продолжает, обращаясь к классу.

Египтянин: Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.

После этого Анубис берет сердце Рашиди и опускает на правую чашу весов, на левую чашу опускает перо правды богини Маат.

Анубис: Если этот египтянин говорит правду, весы чаши весов будут на одном уровне, если он нам солгал, хотя бы в одном пункте клятвы, стрелка с сердцем опустить вниз. Тогда Аммат съест сердце этого египтянина.

Аммат кровожадно облизывается. Чаши весов показывают равновесие и бог Анубис огорченно вздыхает Бог Тот записывает имя египтянина в папирус.

Тот: Записываю имя Рашиди, он отправляется в страну Камышов, где он будет продолжать свою прежнюю жизнь, но без нужд и лишений, тревог и горести.

Бог Гор проводит египтянина мимо Осириса (за все время суда, он не произносит слов, лишь освящает суд своим присутствием).

Гор: Я пришёл к тебе, о Онуфрий, и я привел к тебе умершего. Его сердце праведно, и оно сошло с весов… Ты даруй, чтобы пироги и пиво давались ему, и позволь ему появиться в присутствии бога Осириса, и дозволь ему быть подобным последователям Гора на веки вечные.

Бог Осирис кивает в знак согласия.

Египтянин: Нет ко мне обвинения со стороны современного царя. Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное.

Учитель: Вы посмотрели композицию о суде Осириса в древнем Египте. Надеемся, что вам удалось перенестись в те далекие времена. Сейчас самое время поблагодарить наших артистов.

Перечисляет артистов, они выходят, кланяются.

Учитель: Ребята давайте поблагодарим наших юных артистов, благодаря им мы смогли окунуться в атмосферу загробного царства Осириса.

  • Как вы считаете на что похож суд Осириса? (на современный суд).

  • Правильно, как выносится решение на суде Осириса? (путем взвешивания сердца).

  • А кто выносит решение в современном суде? (судья)

  • Как египтянин доказывает свою невиновность? (приносит клятву невиновности)

  • Какие египетские боги присутствуют на суде? (перечисляю, кого запомнили)

  • Ребята, а кто еще присутствует в зале суда, в настоящее время? (защитник и обвинитель, секретарь)

  • Как вы считаете, а защитник и обвинитель присутствуют на суде Осириса? (да) Кто был обвинителем? (бог Анубис) Защитником? (сам египтянин) секретарем? (бог Тот)

  • Давайте подумаем, а кто олицетворяет судью в царстве мертвых? (бог Осирис)

Какие вы молодцы, а давайте вспомним, каких богов еще почитали египтяне.

В образе кого египтяне представляли богиню Бастет? (кошки) Почему в Египте было запрещено убивать кошек? (главное занятие – земледелие, зерно необходимо сберечь, мыши — главный бич Египта) Почему именно бог солнца – Ра, был наиболее почитаемым богом? (из-за засушливого климата)

Рефлексия.

  • В Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

  • Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

  • Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

Выставление оценок. (Актерам ставится положительные оценки – «отлично», остальные оцениваются за работу на уроке).

Домашнее задание: Рабочая тетрадь: задание 32, задание 33

Список, используемой литературы:

Учебные материалы:

Приложение №1

Бог Тот

Бог Анубис

Бог Гор

Бог Онубис

Аммат

Египтянин

Суд Осириса

Урок: Суд Осириса

Египетская мифология / Мифы и легенды Египта

Назад к разделу

Суд Осириса

Прежде чем переступить порог Великого Чертога, умерший обращался к солнечному богу Ра:

— Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания в присутствии Ушефера.

«Тот, чьи близнецы любимые — Два Ока, Владыка Двух Истин» — таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.

Умершему внимала Великая Эннеада — боги, под предводительством Ра возглавлявшие Загробное Судилище, и Малая Эннеада — боги городов и номов. В Великую Эннеаду, помимо Ра, входили Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху (Воля) и Сиа (Разум). Головы всех судей украшало перо Истины — перо Маат.

Произнеся свою речь, умерший приступал к «Исповеди отрицания»:

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

После «Исповеди отрицания» умерший обращался к Малой Эннеаде, называя по имени каждого из сорока двух богов и снова заверяя их в своей непричастности к преступлениям. Затем боги начинали допрос умершего: — Кто ты? Назови свое имя. — Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. — Вот моё имя. — Откуда ты прибыл? <…> — Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы.

Когда допрос заканчивался, перед лицо Ра-Хорахте и Эннеад представали Мешент, «ангел-хранитель» Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.

Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую — перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Ам(ма)т — «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, есть только гипотезы. Так, например, ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними — на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

Давно замечено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершен свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие. его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство. В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий — только «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство — «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.

Эннеада оглашала оправдательный приговор, и бог Тот записывал его. После этого умершему говорили:

— Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас.

Умерший целовал порог, называл его (порог) по имени, произносил вслух имена стражей и наконец вступал в Великий Чертог, где на тропе восседал владыка мёртвых Осирис в окружении других богов и богинь: Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора.

О прибытии умершего объявлял божественный писец Тот:

— Входи, — говорил он. — Зачем ты прибыл?

— Воистину же, воистину скажут , — восклицал Тот.

С эпохи Древнего царства существовало и другое представление — что Загробный Суд возглавляет Ра. Это представление просуществовало вплоть до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

На этом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства — в Поля Иалу, куда его сопровождал «ангел-хранитель» Шаи. Путь в загробный «рай» преграждали врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже приходилось заклинать:

В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти — «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина.

О заупокойном культе в Древнем Египте пишет М. А. Коростовцев: «В основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счёт его самого, либо за счёт короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для «кормления» умершего, а лица, выполнявшие функции «кормления», назывались «хем-Ка» — «рабы Ка». Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной, и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В мастабах сановников времени Среднего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщённо содержание этих «обращений к живым», дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным <…> пунктам: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист — если он ел, например, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально — в противном случае ему адресовывались угрозы умершего; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего; 4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.

Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мёртвых. Увещевание, адресованное «живым, пребывающим на земле», сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу «судиться» с ним перед «великим богом» или даже «свернуть ему шею» в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.

Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения: так называемая формула «хетеп ди несу» — «дар, даруемый царём». Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного «меню» для умерших — список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще всего молитва была обращена к богу Царства мёртвых Осирису и богу Анубису. Заупокойная жертвенная молитва в интересах умершего произносилась от имени царя — полубога и неограниченного повелителя материальных ресурсов всех храмов. Подношения фараона как существа, приближённого к богам, были угодны богам и поэтому эффективны. Так магическая фикция избавила египтян на многие столетия от непосильных материальных расходов на культ мёртвых».

Назад к разделу

Миф суд осириса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *