Проблема мигрантов в России

Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 2

Проблемы миграции в России

С. А. Карпов

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» Московский технологический институт «ВТУ»

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы миграции на современном этапе развития экономики России и бывших союзных республик, а также анализируются возможные пути решения наиболее острых вопросов.

Ключевые слова: эмиграция, иммиграция, реэмиграция, диаспоры.

Как известно, миграция подразделяется на три основных вида: эмиграция (выезд россиян за рубеж); иммиграция (въезд иностранных граждан в Россию); реэмиграция (возвращения бывших россиян в Россию). Говоря о миграции, чаще всего, мы имеем в виду проблемы малоквалифицированных трудовых иммигрантов из ряда стран СНГ, таких, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. Однако каждый упомянутый вид миграции сопровождается огромным количеством нерешенных и никем не решаемых проблем. Причем проблем, имеющих колоссальное социальное, экономическое (финансовое) и культурное значение для России, и ее будущего существования в целом .

Например, эмиграция связана с «утечкой мозгов», вывозом гигантских по объему капиталов, перетеканием бизнеса и инноваций за рубеж, отъездом детей (будущих поколений) и т. д. При этом с ослаблением и «обескровливанием» России, мы, и это может быть самое главное, за счет нашей эмиграции, одновременно возрождаем и развиваем страны-конкуренты, а нередко и страны-потенциальные противники. Этот процесс никак не регулируется и не управляется государством. Хотя может принести значительные социальные и финансовые дивиденды. К сожалению, с эмигрантами государство, как правило, полностью прерывает связи. Несмотря, например, на опыт работы с хуацяо в КНР.

Говоря об иммиграции (не касаясь упомянутой трудовой иммиграции из ряда стран СНГ), мы почти не уделяем внимания политической иммиграции (наши бывшие сторонники из Афганистана, Сирии, Ливана, стран Африки, СНГ и т. д.), о маятниковой иммиграции, об иммиграции при вложении прямых иностранных инвестиций и захвате иностранцами российских предприятий и т. д. Отдельная важнейшая проблема — экспорт образовательных услуг. Все это — неиспользованные политические аспекты в международных делах, потеря престижа страны, финансовые потери, рост социальной напряженности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

С1оий о/Баепсе. 2013. № 2

Реэмиграции, кроме призыва В.В.Путина возвращаться на родину, вообще практически не уделяется внимания. А это направление, может заменить, например, приглашение высокооплачиваемых иностранных специалистов и консультантов, которым месяцы, а то и годы требуются на освоение «российских особенностей».

Даже приведенное краткое перечисление проблем миграции показывает, что данная тема не может быть решена принятием одного- двух законов.

Нужна системная, многоэтапная исследовательская, организационная и законодательная работа, охватывающая весь круг вопросов и их взаимосвязи. Частное решение какой-то одной проблемы, без учета ее взаимовлияния с остальными может не только не дать ожидаемых результатов, но и ухудшить ситуацию.

При этом подчеркнем, дальнейшее затягивание с началом такой работы уже грозит России катастрофическими, необратимыми последствиями. Связано это с тем, что все три вида миграции, оставаясь почти бесконтрольными, приводят к развитию целого ряда негативных последствий. Таких, как:

— рост влияния диаспор в решении вопросов миграции и фактически бесконтрольная (со стороны России) их деятельность на российской территории; т. е. возникновение «государств в государстве» (узбекская, азербайджанская диаспоры в Москве и т. п.);

— прогрессирующее уменьшение доли русского (русскоговорящего) населения, особенно в городах; в Москве, например, сегодня лишь 30% жителей — русские, остальные «москвичи» — бывшие или сегодняшние иммигранты; как следствие, в ближайшей перспективе возможно исчезновение (вытеснение) русских как нации и начнется «переписывание» российской истории (см. работы акад. Чудинова);

— религиозная экспансия ислама, буддизма, различных сект при снижении влияния христианства;

— снижение интеллектуального и культурного уровня россиян и т. д.

С чего начать решение проблем миграции в России?

1. С элементарных, на наш взгляд, но научно обоснованных математических расчетов доходов и расходов по видам и подвидам миграции. Именно на них должны основываться все законодательные акты и практические действия государственных органов.

С. А. Карпов

Проблемы миграции в России

простоты не учитываем остальную долю: подоходный налог, затраты на аренду жилья, проживание и т. д. Если в Москву приезжает 10 тыс. мигрантов, то при сохранении пропорции в Таджикистан уйдет уже 300 млн., а России достанется лишь 120. Фактически происходит: скрытое иностранное инвестирование чужой экономики; бесплатное обучение малоквалифицированной рабочей силы из другой страны.

Вывод очевиден: чем больше таджикских мигрантов, тем больше средств из России получит государство Таджикистан на свое развитие. А Россия в абсолютных цифрах — лишь незначительную часть, плюс все социальные, криминальные, этнические, санитарно-эпидемиологические негативные последствия от присутствия иммигрантов. Очевидно, следует математически просчитать на какой цифре иммигрантов из конкретной страны России целесообразно остановиться. Аналогично и по всем другим видам и подвидам миграции.

2. Необходимо, по нашему мнению, разработать, утвердить законодательно и выставить государствам-поставщикам трудовых иммигрантов определенные требования. Например: из одной тыс. принимаемых Россией иммигрантов 50% могут быть низко квалифицированными, 20% должны пройти начальную годичную профессиональную подготовку в России (платную за счет страны-поставщика), 20% получить среднее специальное образование в России и 10% — высшее . Все обучение (возможно, по заочной форме) и проживание должны оплатить государство-поставщик, диаспоры и/или сами потенциальные иммигранты. Это позволит развивать образование именно в России (а не готовить иммигрантов на их родине), обеспечит создание новых рабочих мест в сервисных отраслях (образовании, здравоохранении, развлекательном бизнесе и т. д.), реально адаптировать мигрантов в российский социум и получить приток инвестиций .

По аналогии с пунктами 1-2 можно разработать алгоритм решения проблем миграции для каждой страны-партнера.

Литература

Карпов С. А. Проблемы интернационализации российского бизнеса // Предпринимательство. 2012 №4. С. 28-44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карпов С. А. Экспорт образовательных услуг из российских вузов // Вестник МГТУ Станкин. 2011. № 2. С. 98-101.

Руководитель Сети — член Совета Правозащитного Центра «Мемориал», член Правительственной комиссии по миграционной политике, Светлана Алексеевна Ганнушкина.

Сеть «Миграция и Право» правовой помощи беженцам и мигрантам была основана в 1996 г. Это программа Правозащитного Центра «Мемориал», имеющего большой опыт в области защиты прав человека в России.

Основная цель программы — создать квалифицированную, эффективную и доступную для каждого мигранта систему бесплатной правовой помощи.

В настоящее время Сеть «Миграция и Право» охватывает 37 регионов России. Общее число пунктов Сети в начале 2000-х достигло 59, из них 4 находилось в Чеченской Республике. К сожалению, по финансовым причинам часть пунктов пришлось закрыть, а некоторые из них работают на волонтерских началах.

В Сети работают профессиональные, опытные юристы, как правило, имеющие статус адвоката.

Координационный центр Сети находится в Москве.

На протяжении всех лет работы Сети Программа действует при поддержке и в партнерстве с УВКБ ООН. Работу программы также поддерживали: Европейская комиссия, Фонды Форда, Мота, Сороса, Посольство Великобритании, Южной Кореи, Королевства Нидерландов, Норвежский Хельсинкский Комитет, Движение «Гражданское достоинство».

В 2004 г. за работу по защите прав беженцев Правозащитный центр «Мемориал» был награжден премией Фритьофа Нансена.

Юристами Сети проводится ежегодно около 20000 консультаций, оказывается помощь в подготовке более 2000 исков, жалоб и заявлений в суд, проводится по 400–500 выездных консультации в центрах временного размещения и компактного поселения мигрантов, юристы Сети представляют в судах интересы мигрантов более, чем по 1000 дел в год.

Контактная информация:

Адрес: Москва, 103051, Малый Каретный переулок, 12

телефон: (495)681–1532,

факс: (495) 694 -9773,

e-mail ,

website http://refugee.memo.ru

Цели и задачи Сети

Непосредственная задача Сети — защита прав и законных интересов мигрантов — оказание безвозмездной высокопрофессиональной и эффективной правовой помощи: консультирование, составление для них юридических, в том числе судебных документов, поддержка в административных органах и на всех стадиях судебного процесса, ведение стратегических судебных дел с целью создания судебных прецедентов, в том числе с использованием международных механизмов.

Юридическая помощь в рамках программы оказывается в первую очередь

  • беженцам и лицам, ищущим убежища;
  • лицам, получившим отказ в предоставлении статуса, рассмотрении ходатайств или приеме документов;
  • лицам, признанным утратившими статус или лишенным его;
  • внутриперемещенным лицам;
  • бывшим гражданам СССР, имеющих сложности в приобретении гражданства РФ;
  • вынужденным переселенцам;
  • трудовым мигрантам из регионов с тяжелым экономическим положением.

Юридическая помощь оказывается в некоторых случаях и другим категориям мигрантов.

Конкретная задача оказания правовой помощи является лишь частью более общей и перспективной цели: обеспечить условия для интеграции мигрантов в общество, добиться решения их проблем на основе общепризнанных правовых стандартов, устранить дискриминационный подход и произвол со стороны чиновников всех уровней. Поэтому, помимо оказания конкретной правовой помощи мигрантам, Сеть ставит перед собой более общие цели.

  • Прежде всего, обобщение судебной и административной практики и выработка общей правовой позиции по наиболее типичным и наиболее сложным категориям дел.
  • Анализ и мониторинг миграционной ситуации в регионах, анализ положения с предоставлением официального статуса, социальной защиты и анализ работы миграционных служб и местных властей с вынужденными мигрантами.
  • Просвещение мигрантов и воспитание их правосознания на консультативных приемах и с помощью издания пособий.
  • Воспитание в обществе понимания проблем миграции и доброжелательного отношения к мигрантам с помощью активной работы со средствами массовой информации и налаживания конструктивные отношения с властями всех уровней.
  • Воспитание в рамках Сети нового поколения юристов, грамотных и ориентированных на защиту прав мигрантов. Это достигается привлечением к работе Сети студентов-юристов в качестве волонтеров или практикантов с небольшой оплатой.

Как работает Сеть «Миграция и право»

Основу Сети составляют региональные пункты. Как правило, они создаются на базе неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции и отстаивающие права беженцев, вынужденных переселенцев и ВПЛ. С этими организациями заключаются договоры о некоммерческом партнерстве. Несколько пунктов работает непосредственно на базе органов миграции. Это возможно в регионах, где отношение к мигрантам доброжелательное.

Сотрудниками Координационного центра Сети совместно с УВКБ ООН создана и успешно работает в Интернете групповая рассылка , участие в которой принимают юристы и сотрудники Сети «Миграция и Право», и других родственных организаций, всего 100 человек. Юристы обмениваются опытом, обсуждают актуальные проблемы и конкретные дела. рассылают прецедентные решения судов, документы, ответы ФМС на сделанные запросы, делятся информацией о ситуации в регионах. В этой группе идет живой обмен текущей информацией, оказывается реальная взаимная консультативная помощь, которая приходит, как правило, в течение суток.

В случаях грубых нарушений прав мигрантов, к защите привлекались Уполномоченный по правам человека в России и его аппарат, Уполномоченные по правам человека в регионах, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека и другие государственные структуры.

Большую роль в решении возникавших проблем играли меры, принимаемые в Москве и регионах по взаимодействию с Федеральной и местными органами власти, в том числе активное сотрудничество координирующего центра в Москве с ФМС России, а в регионах с УФМС и другими местными органами власти.

Руководитель Сети Светлана Ганнушкина принимает участие в работе Правительственной комиссии по миграционной политике. Комиссией был составлен важный документ — «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный президентом РФ 12 июля 2013 г.

Документ, в основном, касается трудовой миграции. Тем не менее, в него удалось внести важные пункты, касающиеся вынужденной миграции: о совершенствовании института убежища, борьбе с безгражданством, а также упрощению процедур регистрационного учета. Было отмечено, что «необходимо содействие государства в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам».

Также, согласно Концепции, должны быть модернизированы институты получения вида на жительство и разрешения на временное проживание.

Эксперты Сети «Миграция и Право» разрабатывают и выпускают сборники антикоррупционных экспертиз законопроектов и законодательных актов. Часть предложений наших экспертов учтена законодательными органами России.

Сеть оказалась хорошим механизмом эффективной работы Правозащитного Центра «Мемориал» в целом. После возобновления военных действий в Чечне в рамках Сети удалось быстро организовать приемные более широкого профиля, на базе которых работает Программа «Горячие точки», которой руководит Олег Орлов.

Совместно с программой «Мониторинг нарушений прав человека в Центральной Азии», руководимой Виталием Пономаревым, Сеть «Миграция и Право» помогает политическим беженцам из этого региона.

Дважды в год Сеть «Миграция и Право» проводит семинары по проблемам миграционного права, актуальным для России и мирового сообщества в целом. В семинарах участвуют ведущие западные специалисты в области миграционного права, российские юристы, ведущие специалисты министерств и ведомств. Семинары пользуются большой популярностью не только у членов Сети, но и у юристов и членов НПО, занимающихся сходными проблемами.

Сеть издает и распространяет сборники материалов семинаров с обширными приложениями законодательных и нормативных документов, а также пособия для мигрантов и юристов.

В апреле 2005 г. на средства премии Нансена была проведена конференция на тему «Проблемы вынужденной миграции в Российской Федерации». Соорганизаторами конференции были Представительство УВКБ ООН в РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ. Активное участие в подготовке конференции и ее проведении принимала ФМС России. Конференция приняла содержательный итоговый документ, который был опубликован в сборнике материалов конференции. Часть предложений, выработанных на Конференции была реализована.

В настоящее время в рамках работы Сети «Миграция и Право» осуществляется ряд проектов, направленных на помощь беженцам из Украины, Сирии, Афганистана, стран Африки, СНГ.

В последние годы участились случаи обращения за убежищем граждан КНДР.

Недавнее заявление Владимира Путина о том, что из-за нехватки рабочих рук Россия заинтересована в притоке мигрантов, привлекло внимание как экспертов, так и общества в целом. Очевидно, что переселенцы стране действительно нужны. Вопрос в том, какие именно это будут мигранты и из каких стран они к нам поедут.

Комментарий российского президента о миграции последовал в ответ на вопрос председателя правления Федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России» Богдана Безпалько, который прозвучал 3 июля во время встречи главы государства с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Вопрос касался проблем, с которыми сталкиваются трудовые мигранты, включая нежелание медицинских и страховых организаций продлевать (хотя на этот счет имеется указ президента № 274) регистрацию до 15 сентября медицинские полисы, а также требований «Паспортно-визовых сервисов МВД» оплачивать 8 тыс. руб. за оформление документов при упрощенном приобретении гражданства. Все эти трудности, как следует из выступления Б. Безпалько, препятствуют намерениями людей, которые «хотят быть россиянами …хотят быть русскими», получить российские паспорта.

Вопрос прозвучал от главы украинской диаспоры и, если следовать контексту беседы, касался тех проблем, с которыми в России сталкиваются граждане Украины. Дело в том, что упрощенный порядок приобретения гражданства в соответствии с законом, принятым Госдумой 5 марта 2020 г., распространяется именно на граждан Украины и Белоруссии. Получить российский паспорт они могут без сдачи экзамена по русскому языку, а срок рассмотрения заявления о приеме в российское гражданство для них сокращается до трех месяцев. Между тем в изложении практически всех СМИ, включая государственные, заявление президента было подано так, как будто он выступает за массовое привлечение в страну мигрантов из всех стран СНГ. Так, например, заголовок соответствующего сообщения на сайте РИА «Новости» гласит, что «Путин заявил о наличии у России заинтересованности в притоке мигрантов».

Однако, из стенограммы беседы становится ясно, что под мигрантами имелись в виду граждане Украины. «По моему глубочайшему убеждению, Россия нуждается в притоке новых граждан, не только нуждается, и мы будем дальше работать над повышением рождаемости внутри страны, но мы нуждаемся также и в привлечении людей из-за границы, – отметил В. Путин. – Конечно, если речь идёт о наших соотечественниках, носителях русского языка, русской культуры, мы вдвойне, втройне заинтересованы в притоке именно таких людей, которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова…»

Очевидно, что речь здесь идет именно о славянском населении, для привлечения которого в последнее время предпринимаются заметные усилия. Помимо упрощенного порядка приобретения гражданства для украинцев эту же цель преследует выдача российских паспортов жителям Донбасса. На март их получили уже 225 тыс. человек, а всего до конца года могут получить 600-800 тыс. человек.

Проблема отношения населения России к миграции во многом связна с тем, кого именно оно считает мигрантами. Как правило, под ними понимаются выходцы из южных стран СНГ, расположенных на территории Средней Азии и Кавказа. Жителей Украины и Белоруссии, чаще всего мало отличимых от русских в языковом и этнокультурном плане, с мигрантами обычно не ассоциируют. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что с выходцами из среднеазиатских и кавказских республик у населения России наблюдается один из наиболее значительных показателей социальной дистанции.

Как показывают данные «Левада-центра», полученные в августе 2019 г., по мнению тех, кто считает необходимым ограничить их проживание в России, мигранты из Средней Азии (31%) находятся на одном уровне с выходцами с Кавказа (31%), уступая лишь китайцам (39%) и вьетнамцам (34%), а также заметно опережая украинцев (18%), евреев (17%), а также все прочие народы, вместе взятые (12%). Причем за три последних года процент настаивающих на ограничении проживания в РФ выходцев из азиатских стран СНГ вырос в полтора раза.

Во многом ухудшение отношения к мигрантам из азиатских стран СНГ в последние годы связано с нарастанием трудовой иммиграции из Средней Азии. В 2016-2019 гг. число случаев постановки на миграционный учет органами МВД выходцев из этого региона увеличилось с 6,7 до 9,5 млн. человек (на 42,3%). Причем лидерами по темпам прироста являются Таджикистан и Узбекистан, которые не входят в ЕАЭС, но сохраняют с РФ безвизовый режим. За 2016-2019 гг. число регистраций граждан Таджикистана выросло с 1,9 до 2,8 млн. человек (на 45,6%), а Узбекистана – с 3,4 до 4,8 млн. (на 43,3%). В совокупности на две эти республики за 2019 г. пришлось 80% всех фактов постановки на учет мигрантов, прибывших из Средней Азии.

Трудовая миграция из стран Закавказья, напротив, увеличилась незначительно. Общее число регистраций выходцев из этого региона с 2016 по 2019 г. выросло с 1,28 до 1,39 млн. (на 9,1%). В абсолютном выражении наиболее значительно выросло число регистраций граждан Азербайджана, которое увеличилось с 594,9 до 694,6 тыс. (на 16,7%).

С государствами СНГ, расположенными в западной части бывшего СССР, миграционный обмен развивался в противоположном направлении. После подписания соглашений о евроассоциации и вступления в силу безвизового режима со странами Шенгенской зоны для граждан Молдавии (2014 г.) и Украины (2017 г.) трудовая миграция граждан этого региона в Россию сократилась, а в ЕС, где условия временной занятости, судя по всему, оказались более привлекательными, напротив, выросла. Количество регистраций жителей этого региона за последние четыре года сократилось на 7,9% (с 2,9 до 2,7 млн.). В относительном выражении наиболее значительным было сокращение притока трудовых мигрантов из Молдавии (-21,6%), а в абсолютном – с Украины. Так, в 2016 г. на миграционный учет органами МВД было поставлено 1,9 млн. украинских граждан, тогда как в 2019 г. – только 1,6 млн. (-15,1%). Увеличилось лишь число регистраций мигрантов из Белоруссии, которое после вступления республики в состав ЕАЭС выросло за 2016-2019 гг. в полтора раза (с 345,8 до 538,2 тыс.).

На деле число регистраций не соответствует количеству мигрантов, поскольку граждане «безвизовых» стран СНГ могут находиться на территории РФ 90 дней без оформления документов (разрешения на работу, патента, обучения в вузе и т. п.), и продлевать этот срок путем пересечения границы и повторного въезда в страну. Однако нарастание трудовой миграции из Средней Азии и ее сокращение с Украины налицо, что в столицах и крупных городах до начала кризиса было заметно невооруженным глазом.

Общее же количество мигрантов на территории РФ оценивается МВД в 10-12 млн. человек, три четверти которых работают без приобретения патентов. Именно нарастание трудовой миграции из азиатских стран СНГ, выходцы из которых заметно отличаются от коренного населения России в языковом и этнокультурном отношении, является главным катализатором общего ухудшения отношения к миграции. А из-за наступившего кризиса и роста безработицы это отношение в текущем году грозит стать еще более негативным.

Обострение конкуренции коренного населения и мигрантов на рынке труда отчетливо проявилось еще в прошлом году. По данным августовского (2019) опроса «Левада-центра», 64% опрошенных заявили, что они и их родственники готовы выполнять ту же работу, что и мигранты, и лишь 29% оказались к этому не готовы. То есть распространенное утверждение о том, что коренное население России не хочет работать в тех нишах, которые занимают мигранты, в реальности не соответствует действительности. По итогам исследования сервиса по поиску работы Worki в ноябре 2019 г. стало известно, что зарплатные ожидания жителей СНГ на линейных позициях (работа кассира, грузчика, водителя и т. п.) в среднем на 6% выше, чем у граждан России. Причем у водителей эта разница достигает 14%. Если граждане России запрашивают за эту работу 47 тыс. руб., то мигранты – 54,5 тыс. В апреле этого года, когда безработица из-за кризиса начала резко расти, эксперты фиксировали увеличение числа претендентов на должности кассиров, продавцов и грузчиков из числа граждан РФ.

В условиях изменения географической структуры и состава миграционных потоков, а также кризисной ситуации на рынке труда, очевидно: 1) России необходимо дальнейшее стимулирование притока переселенцев с Украины и западных стран СНГ в целом; 2) потребности в прежних объемах трудовой миграции в текущей ситуации нет. Возможно, в ближайшее время положение, сложившееся из-за пандемии, может потребовать дальнейшей корректировки миграционной политики.

Проблема мигрантов в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *