Чтобы ее избежать нанимают лоцмана

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

— понимание, того, что предложения без основы не бывает;

— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

— умение видеть указательные слова в главном

— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 1

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут. Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками.

БП 2

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

БП 3

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

По ночам в городе стало темнее, а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

БП4

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын),при каком условии , о чём?(что будет со мною nод старость).

БП 5

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

, (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

Сравните:

, (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

, и, (как только публика увидела своего любимца),

Сравните:

, и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

, и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), .

, и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но .

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО…), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

когда?(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

Примеры употребления слова мель в литературе.

Однако Нил в это время года сильно мелеет, а у барки, в которой плыли солдаты, была слишком глубокая осадка, и так случилось, что она села на мель неподалеку от того места, где начинается дорога, ведущая через скалистое нагорье в Абидос, а тут еще разыгрался такой сильный северный ветер, что барка могла в любую минуту опрокинуться и утонуть.

Девочки, занявшись медвежонком, не видели, как айсберг сел на мель и как напиравшие на него льдины постепенно образовывали ледяной затор.

И каждый вечер кажется, что вскоре Окончится терновник и волчцы, Как в золотом Багдаде, как в Бассоре Поднимутся узорные дворцы, И Красное пылающее Море Пред ним свои расстелет багрецы, Волшебство синих и зеленых мелей.

Бриан, Бакстер, Донифан, Уилкокс и Моко употребили все свои силы на то, чтобы оттолкнуть плот, боясь сесть на мель, — глубина реки позволяла свободно держаться противоположного берега.

Действие неволи при съемках барок заключается в том, что при ее помощи производят искусственную запруду: струя бьет в неволю, поставленную в воде ребром, и таким образом помогают барке сняться с мели.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Чтобы ее избежать нанимают лоцмана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *