Написать письмо фильке от третьего лица

Какое лицо выбрать автору?

Выбор позиции, с которой рассказывается история – пожалуй, важнейшее из решений, которое должен принять писатель, ибо оно оказывает глубокое влияние на то, как читатель реагирует, эмоционально и морально, на персонажей и их действия.

(Дэвид Лодж, английский писатель)

В голове автора возник сюжет, фантазия рисует одну картину будущего произведения за другой, в туманной дымке уже возникли герои и их действия… Автор готов. Наточен карандаш, заправлена ручка и открыта страница блокнота… Или же автор удобно устроился на диване и почти нажал кнопку записи на диктофоне… Или же он лихорадочно создал файл… В любом случае карандаш, ручка, пальцы или мышка готовы оставить первый след-слово на белизне страницы.

Смеркалось…

Но что это с автором? Он молча и долго уже смотрит, грызя карандаш, в блокнот, в потолок, на страницу, где так и красуется пока только одно слово.

Думаю, не ошибемся, если скажем, что каждый автор, еще только задумав написать произведение, задается вопросом: как вести повествование? От первого лица или третьего? От второго?

Да так ли? Скорее всего, выбор осуществляется интуитивно, нежели по каким-то критериям. А между тем выбор стиля повествования – вещь немаловажная, если не главная. Именно от рассказчика (автора, лица) будет зависеть – воспримет ли текст читатель, поймет ли ту идею, которую хотел передать автор.

Для начала вспомним табличку лиц русского языка:

Единственное число

Множественное число

1-ое лицо

Я

МЫ

2-ое лицо

ТЫ

ВЫ

3-е лицо

ОН ОНА ОНО

ОНИ

Совпадают ли они со стилями повествования? И да, и нет.

Как вы думаете? От какого лица автор чаще всего ведет повествование? Правильно, от первого или от третьего. Первое лицо чаще всего выбирают авторы, которым есть что сказать с высоты своего опыта, или которые настолько понимают своего героя, что готовы говорить его голосом. Третье – фантазеры, рассказчики, которые «строят» произведение» по принципу кино.

Вот интересная статистика. Из 147 произведений наших авторов:

2 – от 2-го лица;

9 – смешанное повествование;

57 – от 1-го лица;

77 – от 3-го лица.

Выбирая тип повествования, нужно помнить, что тут есть неоспоримые плюсы каждого и «подводные камни», которые легко могут превратиться в минусы.

Об этом мы и расскажем в статье, а помогать нам будет придуманный автор И. Мармадьюк и его небольшой текст.

Итак, есть несколько видов повествования:

1. От первого лица.

2. От второго лица.

3. От третьего лица (от автора).

4. От третьего лица (от конкретного персонажа. Синонимы: ограниченного лица, приближенного лица).

5. От третьего лица (от фокальных персонажей).

6. Смешанное.

7. Безличное.

1. Глазами очевидца: повествование от 1-го лица.

Я не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, замер и прислушался. Я отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторил птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, по необычному сюсюкающему акценту, я понимал, что в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Иногда же все перебивал громкий смех нашего корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого я ненавидел всеми фибрами души – ведь именно он втянул меня в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом.

Поскольку я так и не разобрал слов, я решительно отодвинул двери и тут же был оглушен возгласами, что я – герой, что я не понимаю, на что решаюсь, что радиограммы от меня придут на землю вовремя и что идиотская улыбка очень идет моим рыжим волосам и голубым глазам. Меня спас кок Первомай Кошкин, который торжественно внес в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами.

(И. Мармадьюк «Вакуум»)

Главные плюсы:

– Прием рассказа от первого лица позволяет лучше понять образ мыслей персонажа, выяснить, как он смотрит на окружающий мир.

– Если повествование ведется от первого лица, читатель воспринимает все происходящее через его «я», больше переживает и сочувствует герою, сравнивая его и себя.

– «Я»-рассказчик находится в привилегированном положении: он или она (или даже оно) царит в созданном автором мире, является неотъемлемой его частью. Поэтому вероятность того, что происходящее запечатлеется в сознании читателя, повышается.

– Можно удачно избежать того, чего не знает автор, списав это на невежество героя. К слову, именно эти моменты – причины, по которым повествование от первого лица часто используется в детективной литературе.

– Множественное число первого лица можно удачно использовать при передачи действий группы.

А теперь о «подводных камнях»:

– Как вы собираетесь описывать своего персонажа? Подведете к зеркалу, заставите повертеться, осматривая себя любимого (или нелюбимого) со всех сторон? Оценка внешности будет субъективной по определению. Да и сказать о внешности в тексте – очень сложно.

Нельзя! Я не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, поправил свои рыжие волосы, прикрыл голубые глаза, замер и прислушался.

– Лицо, от имени которого ведется повествование, очень многого не знает. Не может знать в силу ограниченности физических способностей и кругозора. Оно не знает, что его ждет, не знает, что находится или происходит в соседней комнате. Может только догадываться, опираясь на подсказки: звуки, запахи и другие ощущения. Наш герой не может знать, о чем думают окружающие его люди. Он не может знать подоплеку происходящего.

Нельзя! Я отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог, у которого сегодня ночью сильно болел живот.

– Кроме того, на мнение рассказчика не всегда можно положиться. Вы сами, наверняка, не раз приукрашивали события, чтобы предстать перед окружающими в более выгодном свете. Первое лицо находится в еще более сложном положении. Однако этот прием можно весьма успешно использовать для создания интриги, передачи обмана.

Нельзя! Иногда же все перебивал громкий смех нашего корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого я ненавидел всеми фибрами души, поскольку он был прямым потомком Гитлера. (Иногда можно).

– И последнее: повествование от первого лица устанавливает связь между читателем и рассказчиком в мере, на которую третье лицо не способно. Рассказчик делится опытом, впечатлениями, исповедуется… Но именно из-за того, что «я»-повествование привычно близко, персонаж вполне может утратить свое индивидуальное «я», стать копией автора, перенять его стиль речи, личностные характеристики и мнения. И, в конце концов, автор рискует создать своего клона. А ведь если в вашем персонаже нет ничего уникального, вряд ли кого-то заинтересуют его переживания.

Ключом к успеху в создании яркого, уникального персонажа является полная осведомленность автора. Вы должны назубок знать персонажа – его прошлое, мечты, страхи, привычки, и так далее – абсолютно всё. Чем четче нарисован образ в вашем воображении, тем больше вероятность того, что герой сможет совершить самостоятельное плавание через бурлящий поток идей и образов, коим является ваше произведение.

2. Что ты видишь? Повествование от 2-го лица.

А теперь о наиболее редко используемом типе повествования – от второго лица.

Этот прием используется довольно редко, но он может быть очень эффективен. Повествование от второго лица иногда встречается в детских книгах-играх: «Ты входишь в пещеру и видишь множество летучих мышей. Что ты будешь делать?»

Повествование от второго лица не пользуется популярностью в литературной теории, но при умелом применении может произвести большое впечатление на читателя.

Ты видишь открытую дверь в отсек перед общей каютой, в который вошел юнга Иван Мармадьюк – рыжеволосый паренек с голубыми глазами. Вместе с ним ты отчетливо улавливаешь хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторит птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, судя по необычному сюсюкающему акценту, в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Ты слышишь громкий смех корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого вместе с Иваном ты тоже уже ненавидишь всеми фибрами души – ведь именно он втянул тебя в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом, а еще – романом И. Мармадьюка «Вакуум».

Главные плюсы:

– «Ты» находишься в центре событий, «ты» – действующее лицо событий. И, разумеется, привлечение второго лица в качестве рассказчика будет способствовать выражению близости, дружеской связи с персонажем.

– Множественное лицо хорошо использовать, если нужно сжато и конкретно обрисовать какие-то действия, картины – в данном случае автор, словно экскурсовод, обращает внимание читателя на самое главное.

– Интересно такое повествование, когда передаются самые сокровенные мысли героя, его исповедь перед самим собой, словно разговор двойников.

«Подводные камни»:

– Повествование от второго лица требует от автора четкого осмысления: с кем будет ассоциировать себя читатель? Чью точку зрения разделять или понимать? Каким образом раскроется тайна?

– Повествование от второго лица делает читателя соучастником, он чувствует и переживает, острее воспринимает рассказ. Это здорово, но как раз очень сложно – не перегнуть, не навязать читателю определенные схемы мышления и действия. Или «слить» его с героем, но нести полную ответственность за это.

– Трудно отслеживать «линейку времени»: прошлое, настоящее, будущее.

Читатели привыкли, что к ним обращаются со страниц книг. Поэтому с толком используя этот прием, вы сможете дать шанс своей работе выделиться. Несомненно, написать все произведение, повествование в котором ведется от второго лица, непросто. Это риск, ведь неумелое использование этого типа повествования может запутать и отпугнуть читателей.

Никто не мешает вам обращаться периодически к читателям. В старые времена, когда роман был явлением новым, рассказчики часто вставляли в текст разговорные отступления. И сегодня, пусть и не часто, рассказчик может обратиться к читателю по-приятельски, хотя бы для того, чтобы убедиться, что тот не заснул. Такие обращения к читателю становятся популярными:

Иногда же все перебивал громкий смех нашего корабельного доктора Адольфа Крюгера. Знаете, я ненавидел его всеми фибрами души. Скажу вам, именно он втянул меня в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом. Думаете, случайно?

3. Повествование от 3-его лица (от автора).

В космических просторах несется корабль с боевой командой. В общей каюте проходит экстренное совещание. Капитан Эпикур Иванович Мысляков сосредоточенно смотрит в иллюминатор на разноцветные огоньки звезд, слушая птичий тенорок штурмана Коллайдера Сивушкина. Штурман накануне не побрился, и теперь его физиономия похожа на кактус. Радист Стоката Муравкоме – японец в десятом поколении – стучит ключом в дальнем углу. А корабельный доктор Адольф Крюгер – немец по бабушке – рассматривает рентгеновский снимок Ивана. Крюгер знает, что юнга Мармадьюк скоро придет. Юнга ненавидит доктора, впрочем, как и кок Первомай Кошкин, внесший в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами. История этого подноса такова… (и т.п.)

И. Мармадьюк «Вакуум»)

Главные плюсы:

– Повествование от третьего лица не ограничено ничем и равносильно взгляду бога. Вы всесильны: можете окинуть взглядом всю придуманную вселенную или задержать божественное око на конкретном субъекте или объекте. Вы можете заглянуть в каждый уголок, пояснить мысли и действия всех своих героев и отследить хитросплетение сюжетных линий.

– Автор знает все и равен Богу.

– Он даже знает, что творится в головах героев.

– Автор может забежать вперед и намекнуть читателю о будущих событиях, сделать отступление, вернуться в прошлое, объяснить и пояснить все.

«Подводные камни»:

– Не стоит распылять внимание. Ведь погнавшись за многим, вы можете упустить главное — деталь, которой, в конечном счете, не хватит для полноты картины. Вы можете «распылить», рассредоточить внимание читателя многочисленными фактами и сюжетными подробностями. Это и не мудрено: мир огромен, выбор ничем не ограничен. Словно ребенок в кондитерской или магазине игрушек, вы с трудом определяетесь в выборе.

– Автор тут – рассказчик. И рассказывать он должен интересно.

– Автор сам должен многое знать. Вот наш автор – И. Мармадьюк – допустил в тексте грамматические и смысловые ляпы уровня первого класса средней школы. Вы их уловили? Согласитесь, трудно судить об исторических событиях лишь по одному роману «Война и мир», хорошо еще, что Толстой все же не невежда.

– Автор все время должен помнить, что все события передает через собственное восприятие. Иногда трудно оставаться просто наблюдателем и хочется дать оценку. Однако личное мнение читатель может воспринять не совсем адекватно. Потому не следует учить людей, как им читать творение, а так же что такое хорошо и что такое — плохо. Псевдофилософия и морализация раздражают. Лучше выбрать тонкий подход и мягко направлять читателей. Разумное повествование и точные характеристики помогут подтолкнуть их в верном направлении, без чувства, что автор пытается командовать читателями.

4. От третьего лица (от конкретного персонажа. Синонимы: ограниченного лица, приближенного лица).

Возможно, вы все-таки решили вести повествование от третьего лица, но в то же время не желаете играть общую режиссёрскую роль. Возможно, вы хотите сконцентрировать внимание читателей на человеке или группе людей в течение всего повествования. Тогда следует использовать ограниченное третье лицо. Таким образом, вы как бы встанете за спиной героя или героев, наблюдаете, но при этом не вмешиваетесь, аналогично предыдущему описанному типу.

Следует для себя сразу же опередить кругозор — будете ли вы просто выглядывать из-за плеча персонажа или же видеть все вокруг.

Иван не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, замер и прислушался. Он отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторил птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, по необычному сюсюкающему акценту, юнга понимал, что в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Иногда же все перебивал громкий смех корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого Ваня ненавидел всеми фибрами души – ведь именно он втянул паренька в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом.

Иван так и не разобрал слов, поэтому решительно отодвинул двери и тут же был оглушен возгласами, что он – герой, что он не понимает, на что решается, что радиограммы от юнги придут на землю вовремя и что идиотская улыбка очень идет к его рыжим волосам и голубым глазам. Спас юнгу кок Первомай Кошкин, который торжественно внес в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами.

Главные плюсы:

– Автор показывает все через восприятие вашего героя, не отвлекая от него внимание читателей.

– Автор оправданно использует речь героя, его привычки, манеры, показывает его знания или незнания чего-либо.

– Автор может делиться с читателем информацией, неизвестной герою. Рассказать о нем, описать его внешность и т.д. В нам примере Иван мог и не знать, что именно Крюгер затеял авантюру.

– Автор может легко передать отношение к герою других действующих лиц.

– Автор может констатировать или объяснить факт, известный герою, в то время как герою этого делать не обязательно.

«Подводные камни»:

– Будьте предельно постоянны: читатели, которым автор позволял заглядывать буквально в каждый угол, придут в недоумение, если вдруг на них наденут шоры.

– Нужно всегда помнить, что автор видит то же, что и герой.

Нельзя! Иван долго стоял у двери в каюту. Ноги у него затекли и посинели. Щеки же, наоборот, окрасились румянцем.

Иван не может видеть посинение ног, если он в штанах и носках, и не может видеть – только чувствовать жар румянца.

5. От третьего лица (от фокальных персонажей).

Иван не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, замер и прислушался. Он отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторил птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, по необычному сюсюкающему акценту, юнга понимал, что в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Иногда же все перебивал громкий смех корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого Ваня ненавидел всеми фибрами души – ведь именно он втянул паренька в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом.

Иван так и не разобрал слов, поэтому решительно отодвинул двери и тут же был оглушен возгласами:

– А вот и наш герой пожаловал, – пробасил капитан, отвлекаясь от созерцания разноцветных огоньков в тумане иллюминатора.

Коллайдер Сивушкин вскочил, уронил стул, почувствовав, как в ногу впивается острая ножка, и завопил:

– Нет, парень, ты не понимаешь, на что решаешься!

Стоката вскользь заметил, что уже отправляет радиограмму, и застучал ключом, выводя слово» мама» и одновременно почесывая бедро через тонкую ткань комбинезона.

– Идиотская улыбка тебе к лицу, – заметил доктор Адольф Крюгер, пряча за спину рентгеновский снимок.

Тут кок Первомай Кошкин, торжественно внес в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами, которые он чуть было не уронил в коридоре из-за сильной качки.

(И. Мармадьюк «Вакуум»)

Красиво? Не очень… Все смешалось и перепуталось, именно потому что автор хотел передать сцену сразу глазами всех. Пожалуй, начнем сразу с «подводных камней»:

– Для маленького произведения выбор такого повествования часто губителен.

– Часто автор мечется от одного героя к другому, чем создает хаос. Рекомендуется для одной сцены выбирать одного фокального персонажа или продумать последовательность.

Иван Мармадьюк → капитан Эпикур Мысляков → штурман Коллайдер Сивушкин → радист японец Стоката Муравкоме → корабельный доктор Адольф Крюгер → кок Первомай Кошкин.

– Нужно все время помнить, что в сцене фокальный персонаж превращается в ограниченное лицо, а значит нельзя говорить о том, что не входит в его поле зрения.

6. Смешанное.

Кроме самостоятельного использования каждого типа повествования, возможно их комбинирование. Для чего? Чтобы показать ваш мир с различных точек. Осмотреть, словно драгоценность, каждую грань. Тут сразу же следует определиться, что же вы будете показывать читателям, тем или иным способом.

Допустим, вы выбрали основным повествование от первого лица. Таким образом, вы сможете ярче передать чувства, эмоции и мысли главного героя. Картинка будет яркой. Но ваш герой наверняка не изолирован от остального мира. Возможно, у него есть друг/подруга/родственник/вторая половинка и так далее. И у второго по значимости героя тоже есть свое прошлое, мечты и страхи, он ничем не отличается от главного героя (разве что находится на втором плане). И для описания второстепенного персонажа можно использовать третье или второе лицо. Избавившись от субъективности взгляда нашего главного героя, мы можем понять героев второго плана, узнать их лучше, разглядеть и проанализировать. И наш мир уже получит объем и многогранность.

7. Безличное.

И, наконец, безличное повествование:

Смеркалось…

***

Автор, вы вольны выбирать позицию для повествования, как угодно вашей творческой идее. Можно взглянуть на мир с позиции бога, охватить сразу всё, проследить истории множества персонажей. Можно смиренно встать за спину любимому герою, смотреть, как он живет в выдуманном вами мире и как поступает. Или на нелегком пути выдуманного сюжета вы захотите встать плечом к плечу со своим персонажем, как друг или соучастник, и сопереживать ему. Либо все-таки желаете взглянуть глазами персонажа, прочувствовать всё, пощупать, потрогать и пережить увлекательные приключения. Вам решать. Точек обзора достаточно для выбора. Все зависит только от того, что вы хотите показать читателю.

Дерзайте и у вас всё получится!

Примечание о смысловых ляпах:

Корабль несется в просторах космоса…

Куча отсеков на корабле не нужна, ровно как и дверей, особенно, в общую каюту.

Иллюминаторов, как правило, нет, а если нет, то в них нельзя увидеть разноцветные огоньки звезд.

Рация с ключом – прошлый век.

Ключом нельзя выбивать слово «мама».

Качки на космическом корабле не бывает.

Написать письмо фильке от третьего лица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *