Плательщиками земельного налога являются

Содержание

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).

Примечание

Несовершеннолетние лица, законно владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении принадлежащих им земельных участков. Родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (см. письмо Минфина России от 15 января 2018 г. N 03-05-06-02/1076).

В случае отсутствия в ЕГРН информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-06-02/79, определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).

Не признаются налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков:

— находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования;

— переданных им по договору аренды.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную система налогообложения не освобождаются от уплаты земельного налога (см. также письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29).

>Земельный налог

Земельный налог в год 2018 и 2017

Земельный налог в 2018 году устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога являются юридические лица или физические лица, обладающие земельными участками, которые признаны объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения признается земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог на земельный участок.

Как рассчитать кадастровый земельный налог

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (налоговый период — один календарный год).

Налоговая база определяется отдельно в отношении доли в праве собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Земельный налог для физических лиц

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. При долевой собственности, владельцы земельных участков уплачивают в налоговую земельный налог пропорционально доле владения.

Земельный налог для юридических лиц

Налогоплательщики-организации расчет налога производят самостоятельно. Организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет земельного налога в 2017 для юридических лиц, делают исходя из кадастровой стоимость участка по состоянию на 1 января года, за который делают расчет. К примеру, земельный налог для организаций за 2017 год определят исходя из кадастровой стоимости на 1 января 2017 года.

Расчет земельного налога в 2018 для юридических лиц не изменился.

Формулу для расчета кадастрового земельного налога в год:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка — сумма по льготе) * Ставка

Ставка земельного налога

Налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), ставка земельного налога производится по указанным выше налоговым ставкам.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Ставка земельного налога Московской области 2018 году имеет следующие размеры:

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2018 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства 0,1%
Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений 0,3%
Все остальные земельные участки 1,5%

>Льготы по земельному налогу 2017 года

Льготы предоставляются физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 395 НК РФ.

Уплата земельного налога 2018

При уплате земельного налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговые льготы, к числу календарных месяцев в налоговый (отчетный) период. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Где узнать больше о земельном налоге

Земельному налогу посвящена глава 31 Налогового Кодекса.

Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

См. все связанные документы >>>

После 01.01.2010 организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только земельные участки, не облагаемые земельным налогом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28 указано, что организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57.

В письме ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@ указано, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Также следует иметь в виду, что при проведении контрольной работы к организациям в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе приобретенных на условиях договоров купли-продажи), должны применяться согласно статье 110 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные статьей 120 (или статьей 122) НК РФ.

По мнению арбитражных судов, только после государственной регистрации указанного в пункте 1 статьи 388 НК РФ права на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, организация становится плательщиком земельного налога (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2006 N А56-32257/2005, ФАС Уральского округа от 11.07.2006 N Ф09-5951/06-С7, от 03.07.2006 N Ф09-5636/06-С7, от 26.12.2005 N Ф09-5819/05-С7).

Пленум ВАС РФ в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» обобщает приведенные выводы.

Пленум ВАС РФ призывает суды исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

>Практики

Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики — Глава 31. Земельный налог

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом
налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное
не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой
инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог
уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Комментарий к Ст. 388 Налогового кодекса

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Внимание!

Из приведенного выше правила есть исключение.

Плательщиками земельного налога также признаются и те организации и физические лица, чьи права на земельный участок возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, которые не были зарегистрированы. Права на такие земельные участки могут быть подтверждены документами, которые по юридической силе приравнены к записи о государственной регистрации в ЕГРП. Те права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу данного Закона, могут быть зарегистрированы в добровольном порядке по инициативе их правообладателя.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 26.07.2012 N БС-4-11/12407@ «О земельном налоге» разъяснено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ) либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Судебная практика.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Актуальная проблема.

Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключение такого договора.

Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдет государственную регистрацию.

Судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Может возникнуть вопрос: имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Обратимся на этот счет к официальным разъяснениям Минфина России.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл. 31 «Земельный налог» Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г. Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» не применяется, за исключением статьи 25.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

Внимание!

В пункте 2 комментируемой статьи не определено, к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот а подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящимся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

Официальная позиция.

В письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ «О земельном налоге» разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования…

Данная позиция, изложенная в письме, является актуальной, так как правовое регулирования данного вопроса не изменилось.

Судебная практика.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

Текущий ремонт

Технический паспорт

Субъект права собственности на землю

Субъекты права

Субаренда земельных участков

Субъект правонарушения

Страховая стоимость

Страхование в ипотеке

Плательщиками земельного налога являются

Земельный сбор является обязательным налогом, уплачиваемым всеми владельцами участков земли. Регулярно в налоговое законодательство вносятся многочисленные изменения, поэтому увеличиваются налоговые ставки, изменяются сроки перечисления средств или применяются другие нововведения. Все налогоплательщики должны их отслеживать, так как отсутствие у них информации об изменениях не может стать основанием для уклонения от обязанности уплачивать сбор. Плательщиками земельного налога являются как частные граждане, так и компании. Но для них устанавливаются разные правила и порядок уплаты средств.

Кто уплачивает?

Каждый человек должен знать, какие обязательные платежи государству он должен регулярно перечислять. Только при таких условиях имеется возможность избежать негативных последствий отсутствия перечислений, представленных крупными штрафами.

Плательщиками земельного налога являются как физлица, так и предприятия. Данный налог является местным, поэтому перечисляются средства в региональный бюджет. Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, поэтому у них должны иметься официальные документы, подтверждающие, что они действительно владеют территорией.

Компании уплачивают данный сбор в течение всего срока своего функционирования, если они имеют в собственности участки земли. Перечислять средства придется сразу после регистрации, а прекращаются платежи после закрытия предприятия.

Плательщиками земельного налога являются лица:

  • граждане, обладающие правом собственности на какие-либо территории, используемые ими для сельскохозяйственной деятельности, возведения частного жилого строения или иных целей;
  • наследники, имеющие право пожизненного владения;
  • люди, пользующиеся территорией на основании бессрочного пользования;
  • компании, являющиеся собственниками земли.

Освобождаются от уплаты данного сбора граждане, получившие землю в безвозмездное и срочное пользование. Дополнительно не являются плательщиками земельного налога граждане, которые арендуют землю, поэтому уплачивают за нее регулярные арендные платежи частному собственнику или государству.

В законодательстве четко устанавливаются сроки, в течение которых должны перечисляться средства. Если временные рамки будут нарушены, то ФНС будет начислять штрафы и пени, что значительно увеличивает конечную сумму средств, которую придется перечислить в бюджет. Граждане должны уплачивать средства до 1 декабря следующего года.

Какие изменения были введены в 2018 году?

Хотя плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, для них устанавливаются разные правила уплаты данного сбора. Поэтому и нововведения в законодательство могут относиться только к одному типу налогоплательщиков.

В процедуру расчета земельного налога были введены некоторые значимые нововведения:

  • был изменен порядок расчета, так как ранее использовалась балансовая стоимость территории, а сейчас применяется кадастровая цена, устанавливаемая государством на основании разных характеристик участка;
  • узнать кадастровую цену можно непосредственно в отделении Росреестра;
  • в течение следующих пяти лет будет постепенно увеличиваться ставка налога, что приведет к значительному повышению платежей.

Так как частные владельцы земли не обязаны сами рассчитывать налог, они обычно не совершают ошибок, поэтому уплачивают на основании полученных от ФНС квитанций правильную сумму налога. Фирмы же обязаны отслеживать все изменения, так как обязаны сами заниматься всеми расчетами для определения размера сбора.

Нюансы уплаты для физлиц

Плательщиками земельного налога являются граждане, которые могут подтвердить свое право на территорию. Они должны официально зарегистрировать землю в Росреестре. На основании данной информации работники ФНС производят расчет налога, после чего высылают готовые квитанции налогоплательщикам по адресу их проживания.

Граждане могут не заниматься расчетами самостоятельно. Если по какой-либо причине в установленные сроки отсутствует уведомление от инспекции, то владельцы участков должны самостоятельно прийти в отделение ФНС, чтобы получить документ. Не может стать причиной для неуплаты сбора отсутствие квитанции. При таких условиях владелец земли будет привлечен к административной ответственности.

Плательщиками земельного налога выступают только владельцы или пользователи территорий, правильно зарегистрированных в Росреестре. Их кадастровая цена определяется ежегодно кадастровыми инженерами, после чего информация заносится в реестр. Узнать о данном показателе можно непосредственно в Росреестре. Нередко цена устанавливается на слишком высоком уровне, поэтому граждане имеют возможность ее оспорить. Для этого ими выполняются действия:

  • заказывается независимая оценка в компании, обладающей лицензией на реализацию этого процесса;
  • сравниваются показатели;
  • если оценка независимого эксперта показывает, что кадастровая цена должна быть меньше, чем она установлена на государственном уровне, то подается владельцем территории иск в суд;
  • проводится судебное заседание, где истцу надо представить доказательства своей правоты;
  • если суд принимает положительное решение для гражданина, то уменьшается кадастровая цена, что приводит к снижению размера налога;
  • работники ФНС осуществляют перерасчет, после чего выдают владельцу территории новую квитанцию для уплаты сбора.

Но не всегда решение суда является положительным для истцов, поэтому они вынуждены напрасно нести судебные издержки, а после этого все равно перечислять полную сумму налога в бюджет.

Нюансы расчета для компаний

Плательщиками земельного налога являются не только граждане, но и разные организации. Уплачивают данный сбор все компании, обладающие участками на праве:

  • собственности;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного пользования.

Компании обязаны осуществлять расчет сбора, после чего уплачивают его в местный бюджет. Им не присылаются уведомления от ФНС, поэтому работники предприятия должны самостоятельно узнавать кадастровую цену и ставку налога, после чего данные показатели применяются для расчета.

Льготы для компаний

Плательщиками земельного налога являются организации, которые пользуются территориями для разных целей. Они могут строить на них разные торговые или производственные объекты, заниматься сельским хозяйством или вести иную деятельность. При этом имеется возможность для предприятий пользоваться некоторыми послаблениями от государства, представленными льготами. Такие льготы могут быть:

Виды льгот Их особенности
Федеральные Они приводятся в ст. 395 НК. Не уплачивают данный сбор религиозные организации, если на территории располагаются разные строения, обладающие религиозным или благотворительным назначением. Дополнительно не уплачивается налог организациями инвалидов.
Местные Они предлагаются каждым регионом отдельно. Муниципалитет любого города может самостоятельно предлагать разные послабления для организаций. Наиболее часто льготы предлагаются для крупных компаний, которые пользуются действительно обширными территориями для ведения деятельности.

Узнавать о возможности использования послаблений можно непосредственно в отделении ФНС.

Правила расчета налога компаниями

Фирмы сами осуществляют расчеты, поэтому бухгалтер организации обязан разбираться в правилах данного процесса. Для правильного определения размера налога учитываются некоторые нюансы:

  • в качестве налоговой базы выступает кадастровая цена объекта, определяемая для любой территории 1 января каждого года;
  • для каждого участка база налогооблоежния рассчитывается отдельно;
  • для расчета используется формула, предполагающая умножение кадастровой цены на ставку налога;
  • ставки устанавливаются местными властями каждого региона;
  • в ст. 394 НК содержится максимальная налоговая ставка, равная 0,3% для земель, предназначенных для жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства или для реализации сельскохозяйственных работ, а для других территорий ставка равна 1,5%.

При расчете компании должны дополнительно учитывать льготы, которые предлагаются им местными или федеральными властями.

Плательщиками земельного налога являются иностранные граждане, купившие или получившие в наследство земли, поэтому являются ее официальными владельцами. Ставка процента для них устанавливается региональными властями. Иностранцы наряду с российскими гражданами получают ежегодно уведомления от ФНС.

Льготы для частных лиц

В НК перечисляются граждане, которые освобождаются от уплаты этого сбора. Сюда относятся лица:

  • представители народов Севера, которые применяют территории для сохранения своего традиционного образа жизни или ведения народного промысла;
  • малочисленные представители коренного населения Сибири, Севера или Дальнего Востока.

В федеральном законодательстве отсутствуют другие льготники, но местные власти могут включать в их число других граждан, которые относятся к уязвимым категориям населения. Обычно сюда относятся пенсионеры, многодетные или малоимущие граждане, ветераны ВОВ или другие лица.

Ставки налога для частных лиц

Ставки определяются местными властями, но стандартно они варьируются от 0,025% до 1,5%. Размер процента зависит от того, для каких целей используется территория, а также кто выступает ее владельцем.

Некоторые граждане вовсе освобождаются от уплаты сбора или могут пользоваться вычетом в размере 10 тыс. руб.

Сроки уплаты

Сроки, в течение которых должен уплачиваться данный местный налог, устанавливаются непосредственно региональными властями. Стандартно граждане должны перечислять средства до 1 декабря следующего года.

Для компаний предусматриваются немного другие сроки и правила расчета. Обычно предприятия перечисляют авансовые платежи по этому сбору ежеквартально. Окончательный расчет осуществляется в январе, поэтому до 1 февраля следующего года требуется перевести в местный бюджет оставшуюся сумму сбора. Дополнительно ежегодно сдается компаниями декларация.

Ответственность за отсутствие платежей

Все владельцы территорий должны ответственно подходить к своей обязанности уплачивать сборы. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, представленные владельцами территорий. Даже если граждане не получают уведомления от ФНС, они должны сами позаботиться о получении квитанции.

Если нарушаются сроки перечисления сбора, то начисляется штраф в размере от 20 до 40 процентов. Он увеличивается, если у работников ФНС имеются доказательства намеренного нежелания владельца территории уплачивать сбор. Дополнительно для компаний применяется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.

Земельный налог считается значимым местным сбором, который уплачивается всеми владельцами, являющимися гражданами или предприятиями. Он должен правильно рассчитываться, для чего учитывается кадастровая цена участков.

Если несвоевременно перечисляются средства, то это приводит к начислению штрафов. Поэтому каждый налогоплательщик должен ответственно подходить к своим обязанностям перед бюджетом.

Владение любым недвижимым имуществом, особенно, когда оно представляет ценность, обязует владельца оплачивать его использование. Если участок находится в аренде, то в качестве такой платы будет рассматриваться внесение арендной платы.

Если участок находится в собственности или приравненных к ним формах владения, то владельцу необходимо будет платить земельный налог. Кто относится к плательщикам земельного налога и какие льготы существуют?

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Что говорит законодательство

Регулирование всех вопросов, связанных с налогообложением того или иного имущества, осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом (так как именно этот нормативный акт устанавливает принципы, правила налогообложения, а также требования, предъявляемые к облагаемому этими платежами имуществу).

Статья 388 Налогового Кодекса Российской Федерации даёт подробное определение того, кто должен считаться плательщиком земельного налога в настоящее время.

В рамках этого же нормативного акта определяется, какие именно участки подлежат налогообложению, в каком размере, а также то, каким образом эта сумма устанавливается.

Так как не вся земля находится в собственности у ее пользователей, необходимо учитывать, что формы владения бывают разные.

Именно по этой причине в качестве ещё одного регулятора правоотношений в сфере налогообложения земель различных категорий следует рассматривать и Гражданский Кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт используется в качестве определяющего относительно основных характеристик существующих форм владения и пользования землей с целью определения, какая форма платы за пользование может использоваться в каждом конкретном случае.

Кто и за что обязан платить земельный налог

Режим налогообложения земельным налогом устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии с его положениями налогом на землю облагаются все существующие на данный момент земельные участки, которые функционируют на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Налоговое бремя за такие земельные участки рассчитывается, исходя из их кадастровой стоимости, определённой по результатам проведённой кадастровой оценки конкретной категории земель.

Платить налог за земельный участок должны все те лица, в чьём пользовании на основании перечисленных прав находятся земельные участки. К налогоплательщикам земельного налога в результате будут относиться как физические, так и юридические лица, если они не вынесены за список владельцев земельных участков, обязанных вносить ежегодные налоговые платежи.

Размер земельного налога, который должен быть уплачен ежегодно с момента получения участка в пользование на перечисленных правах владения, устанавливается государством и не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Как правило, он складывается из нескольких показателей, обязательно учтённых при проведении кадастровой оценки земель, принадлежащих к какой-либо категории и расположенных в одном конкретном регионе.

К таким показателям будут относиться:

  • Территориальное расположение и площадь облагаемого участка;
  • Плодородность земель в конкретном районе;
  • Существующие права владения участком (собственность, пожизненное наследуемого владение, постоянное бессрочное пользование).

Все эти параметры влияют на результат кадастровой оценки земельного участка и, соответственно, на итоговую сумму земельного налога, установленную с учётом кадастровой стоимости.

Кого не признают плательщиками земельного налога

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Согласно этому перечню не будут считаться плательщиками земельного налога следующие категории участников земельных правоотношений:

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Такое освобождение от уплаты земельного налога этих участников земельных правоотношений обусловлено осуществлением ими деятельности, направленной на улучшение положения государства. Межевание садового участка происходит практически ничем не отличается от межевание участка любого другого вида.

В каких случаях происходит прекращение сервитута земельного участка? Узнайте об этом .

При определенных условиях можно получить налоговый вычет при покупке земельного участка. Подробно об этом рассказано в нашей статье.

Какие налоговые льготы и для каких категорий населения существуют

Налоговый Кодекс, формируя положения об уплате земельного налога, обозначил, кроме лиц, полностью освобождённых от уплаты этого бремени, также и те категории граждан, в отношении которых существуют различные налоговые льготы.

К таким категориям будут относиться:

  • Герои России, Советского Союза, а также полные кавалеры орденов Славы;
  • Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • Инвалиды 1 или 2 группы (без установления ограничения в трудоспособности, если эти группы были установлены до 1 января 2004 года), а также те лица, которым была установлена 3 группа с ограничением трудоспособности, инвалиды детства;
    Лица, имеющие право на получение от государства мер социальной поддержки в соответствии с положениями действующего законодательства;
  • Физические лица, имеющие статус ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Люди, получившие лучевую болезнь в результате ликвидации аварий на ядерных установках, используемых для обеспечения безопасности государства;
  • Физические лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного или термоядерного оружия, проведении научных исследований, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе ядерного оружия и различной космической техники.

В том случае, если перечисленные категории лиц предоставят документы, подтверждающие их право на получение льгот по налогообложению, они могут рассчитывать на уменьшение всей налоговой базы (то есть сокращение того объёма имущества, которое подлежит налогообложению), в результате чего сумма земельного налога будет также сокращена.

Иные налоговые льготы (вплоть до полной отмены уплаты земельного налога для

некоторых категорий граждан), могут быть установлены в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами, действующими на территории городов федерального значения. Но осуществимо это может быть только в том случае, если сам субъект сможет внести недостающую разницу в бюджет государства за счёт своих резервных средств.

Налогоплательщиками земельного налога могут считаться физические и юридические лица, обладающие земельными участками различных категорий земель на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Однако, при наличии соответствующих условий, такое лицо может быть полностью или частично освобождено от уплаты земельного налога. Для этого необходимо соответствовать перечисленным законах условиям и подтвердить такое соответствие.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Плательщиками земельного налога являются

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *