Личный номер полицейского

УДК 349.227:351.74

Л. Г. Махаева

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

В статье проанализированы проблемы квалификации проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, складывающиеся при рассмотрении споров об увольнении со службы. Данным проступком признается недостойное поведение сотрудника, в том числе и во внеслужебное время, которое подрывает или умаляет авторитет органа внутренних дел. В настоящее время отмена Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел не препятствует возможности увольнения сотрудников за нарушение морально-этических норм, законность и обоснованность увольнения в таких случаях не может ставиться в зависимость от последующей возможности прекращения в отношении сотрудника уголовного преследования или производства по делу об административном правонарушении. Действующее законодательство

не относит проступок, порочащии честь и достоинство, к числу дисциплинарных проступков, определяя, что увольнение в данном случае относится к числу самостоятельных оснований для расторжения контраста, и в этой связи не предоставляет альтернативы работодателю для применения мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу органов внутренних дел.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, органы внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, профессиональная этика, морально-этические нормы, проступок порочащий честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, споры по делам об увольнениях сотрудников органов внутренних дел, увольнение.

1_. в. МакИаеуа

Проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих актуальны на всем этапе реформирования системы государственной службы и проводимых административных реформ, поскольку играют важную роль в рамках происходящих процессов демократизации социально-экономической и политической жиз-

ни общества. В этой связи закрепление принципа профессионализма в организации и деятельности государственного аппарата прежде всего направлено на качественное и профессиональное осуществление государственными служащими своих обязанностей и в комплексе возложенных на тот или иной орган функ-

ций и полномочий, соблюдение юридических и нравственно-этических норм в служебной деятельности. В свою очередь, необходимым и неотъемлемым условием успешного функционирования демократического института государственной службы и развития исполнительной системы власти в нашей стране является эволюция законодательства об ответственности государственных служащих.

Многие ученые-административисты рассматривают дисциплину как одну из форм общественной связи, свидетельствующей о признании и соблюдении служащим установленных, норм и правил поведения, служебного общения, а также ведения и исполнения порученных ему дел. При этом многие тесно связывают дисциплину с законностью, рассматривая последнюю как одно из средств ее обеспечения. Данная точка зрения представляется отчасти верной, ведь зачастую неисполнение (ненадлежащее) исполнение служащими своих должностных обязанностей и несоблюдение исполнительской дисциплины приводит к нарушениям законности. Дисциплина во многом обеспечивается применением мер юридической ответственности.Вместе с тем анализ оснований увольнения сотрудников, находящихся на государственной службе, в частности в правоохранительных структурах, позволяет говорить о том, что в последние годы сотрудники увольняются с нарушениями связанными с поведением вне службы, то есть не связанными со служебной дисциплиной, но одновременно подрывающими авторитет государственного органа, вызывающие большой общественный резонанс.

Возвращаясь к вопросу об ответственности, следует отметить, что на современном этапе для поддержания нерушимости конституционного строя и безусловного соблюдения законов в отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение его субъектов. Отдельными блоками такой ответственности выделяют — юридическую (правовую) и моральную ответственность государственных служащих. (2) Объединяет между собой указанные виды ответственности свойство, отражающее правильное понимание служащим лежащих на нем обязанностей, внимательное отношение к ним. Отличительной же чертой их является форма и вид требований, предъявляемых к лицу в процессе исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей, а также мер взысканий и наказаний лица в случаях нарушения требований

закона или норм морали. В настоящее время в системе правоохранительных органов установлены требования к соблюдению сотрудниками морально-этических норм, отраженных в кодексах этики служебного поведения (Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного Комитета Российской Федерации, Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и т. д.).

В целом требования к поведению государственного служащего изложены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Закон о государственной службе) , одновременно статья 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) определяет , что на сотрудников органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о государственной службе, который определяет, что государственный гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (ст. 18).

В свою очередь, увольнение за совершение проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, предусмотрено п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе определяющей, что за данное деяние сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, а контракт — расторжению. В этой связи следует отметить, что само по себе совершение проступка, порочащего честь и достоинство, не совместимо с дальнейшим прохождением службы в органах внутренних дел и является самостоятельным основанием для увольнения, поскольку ч. 3 ст. 82 названного закона определены основания для расторжения контракта, не зависящие от воли сторон, таким образом законодатель не оставляет для представителя работодателя (руководителя) выбора мер дисциплинарного воздействия на такого сотрудника, кроме как увольнение со службы.

При этом в практике зачастую приходится сталкиваться с трудностями в квалификации таких проступков ввиду отсутствия нормативно утвержденного понятия «проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел», что предоставляет большую свободу в квалификации тех или иных деяний сотрудника органов внутренних дел в качестве проступка, порочащего честь и достоинство.

Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. №1138 (в 2013 г. данный Кодекс был признан утратившим силу), предусматривалось, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать нравственно-этическим принципам стража правопорядка. П. 2 ст. 3 Кодекса устанавливал, что наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность. Данные положения идут вразрез с положениями действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере органов внутренних дел, не относящих проступок, порочащий честь и достоинство, к числу дисциплинарных проступков, и в последующем необходимость переработки отдельных положений данного Кодекса с целью приведения их в соответствие действующим нормам в указанной сфере правового регулирования, вероятней всего, и послужила основанием для его отмены и признании утратившим силу.

При этом, п. 2 приказа МВД России от 31 октября 2013 г. № 883 в настоящее время предусмотрено, что до издания соответствующего Кодекса профессиональной этики в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации установлено, что государственные служащие призваны среди прочего соблюдать установленные нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. При этом данный кодекс не является нормативно-правовым актом, он не проходил регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, и поэтому нельзя утверждать, что он носит общеобязательный характер для всех государственных служащих, поскольку и сам Закон о государственной службе не содер-

жит прямой отсылочной нормы, указывающей на императивный характер положений закрепленных в названном Кодексе этики, что, на наш взгляд, весьма затрудняет правоприменение его положений и на практике. Зачастую на практике указанное используется сторонами при разрешении споров об увольнении в качестве аргумента, с обоснованием, что нормативно-правовые акты, затрагивающие права и обязанности гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации.

Закон о службе, определяющий порядок прохождения службы в органах внутренних дел, не дает самого определения проступка, поскольку не регулирует отношения, возникающие вне службы, и не относит его к видам дисциплинарных проступков в системе органов внутренних дел (далее — ОВД), а лишь указывает что, в силу п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел -увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Также Закон о службе не предусматривает специальной процедуры увольнения в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, определяя, что данный проступок нельзя отнести к числу дисциплинарных в системе ОВД, и как следствие не применяет пресекательных сроков, установленных Законом о службе, определяющих порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует ведомственный кодифицированный свод правил поведения, адресованный конкретно сотрудникам органов внутренних дел, что вызывает существенные трудности в определении того или иного деяния как проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел. Разнообразие фактических обстоятельств и ситуаций, а также отсутствие исчерпывающего перечня таких проступков не позволяет применять нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. И в целом под проступком понимается несоблюдение сотрудником добровольно принятых обязательств и запретов, предусмотренных законодательством. Зачастую руководители органов внутренних дел представляют к увольнению сотрудников по данному основа-

нию и в связи с совершением сотрудником административного правонарушения или преступления, полностью отождествляя проступок с составом преступления или правонарушения, что в целом противоречит требованиям законодательства, поскольку нарушает принцип недопустимости (запрета) «двойной ответственности» лица за совершение одного и того же деяния, а также определения самого проступка, порочащего честь, достоинство сотрудника органов внутренних дел, который должен выражаться прежде всего в нарушении морально-этических, нравственных норм.

Относительно процедуры увольнения по таким основаниям следует учитывать, что ч. 2 ст. 3 Закона о службе установлено, что к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства в случае отсутствия в нем урегулирования таких вопросов. Поскольку процедура увольнения за совершение проступка, прочащего честь сотрудника органов внутренних дел, нормативными правовыми актами не регламентирована, актуальным представляется обращение к разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» . В соответствии с п. 47 данного постановления в случаях, если виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то трудовой договор так же может быть расторгнут с ним в срок не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем. То есть, суд указывает, что в любом случае работодателем должны соблюдаться установленные законом сроки .

Одновременно, анализируя основания для обращения в суды уволенных сотрудников с исками о восстановлении на службе, можно сделать вывод о том, что отсутствие четко определенных законодателем понятий проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, позволяет сотрудникам, уволенным по такому основанию, усомниться в законности принятого решения и обжаловать увольнение в судебном порядке, а также позволяет судам давать свою субъективную оценку действиям сотрудников, порой без учета принципов деятельности полиции, дополнительных специфических требований к служебному и внеслужебному поведению сотрудников, без учета их правового и социального статуса, обязанностей, установленных для сотрудников Федеральным

законом Российской Федерации «О полиции» , Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что принятие решений об увольнении сотрудников по «отрицательным» основаниям возможно только при наличии допустимых, относимых доказательств вины сотрудников, доказательств — независимых от следственных действий и процессуальных решений следственных органов, принятых в рамках уголовно-процессуального производства и только при безусловном соблюдении установленной процедуры увольнения. Рассмотрим более подробные примеры из практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, приказом начальника Управления МВД России по региону старший лейтенант полиции 3. был уволен из органов внутренних дел на основании п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел, выразившегося в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, будучи не вписанным в страховой полис и без водительского удостоверения. Материалами проведенной служебной проверки было установлено, что ранее инспекторами районной дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОМВД России на проселочной дороге была остановлена автомашина под управлением инспектора городского ЦИАЗ УМВД России 3., от которого исходил резкий запах алкоголя. В присутствии двух понятых 3. было предложено пройти медицинское освидетельствование, в результате которого у 3. было установлено состояние опьянения. Кроме того, при проверке документов выяснилось, что у 3. отсутствует водительское удостоверение и он не внесен в страховой полис ОСАГО транспортного средства, которым управлял. Позднее постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении в отношении 3. прекращено за истечением сроков давности.

Суд отказал 3. в удовлетворении иска, правильно определив юридически значимые для дела обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства, произвел проверку совершения истцом проступка, приведенного в представлении к увольнению из органов внутренних дел, и процедуру увольнения и пришел к выводу об обоснованности увольнения, указав на то, что истец был уволен за совершение им проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органа внутренних дел, а не за совершение им административного

правонарушения. Поэтому наличие либо отсутствие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении правового значения для разрешения спора по существу не имеет, так как в результате проведения служебной проверки установлено несоблюдение 3. добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, определенных особым правовым статусом сотрудника полиции.

Так, например, сотрудник ОВД, управляя личным транспортным средством во внеслужебное время, совершает проезд на запрещающий сигнал светофора, за что привлекается к административной ответственности, должен ли он нести за эти действия дисциплинарную ответственность и можно ли в его действиях усмотреть проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника органа внутренних дел, выразившийся в пренебрежении правилами дорожного движения? Полагаем, в этой ситуации необходимо учитывать, что действия сотрудника полностью тождественны составу административного правонарушения, за которое сотрудники ОВД несут административную ответственность на общих основаниях, в связи с чем применение работодателем мер ответственности к такому нарушителю не будет отвечать принципу справедливости.

В то же время привлечение сотрудника органа внутренних дел к административной ответственности не исключает возможности привлечения его к ответственности работодателем. Так, например, за совершение административного правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, сотрудник будет нести не только административную ответственность, но и ответственность за нарушение этических требований,поскольку управление транспортным средством в состоянии опьянения явно не соответствует требованиям, предъявляемым к поведению сотрудника органов внутренних дел и должно расцениваться как совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, независимо от того, совершен проступок при осуществлении служебной деятельности или во внеслужебное время.

Неоднократно Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 6 июня 1995 г. № 7-П разъяснено(З), что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполне-

нием конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

В этой связи рассмотрим еще один пример из судебной практики, связанный со спором о восстановлении на службе в органах внутренних дел в связи с увольнением за проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника, так в региональный Отдел МВД России поступило поручение дознавателя ОД ОП регионального Управления МВД России об установлении лица, нанесшего телесные повреждения гражданину М. В ходе допроса потерпевший М. показал, что лицо, которое нанесло ему телесные повреждения, является сотрудником полиции по фамилии М. Опрошенный по данному факту инспектор пояснил, что он телесные повреждения никому не причинял и в драке с неизвестным ему гражданином не участвовал, однако в беседе, проведенной руководством сообщил, что он находился на спортивной площадке во дворе дома со своими родственниками, с неизвестным ему гражданином у него завязалась словесная перебранка, которая впоследствии переросла в драку, о данном происшествии он не ставил в известность своих руководителей, в дежурную часть не обращался. О совершении М. указанного проступка руководству Отдела стало известно из поручения дознавателя. Факт проступка, выразившегося в недостойном поведении в быту — провокации конфликта, сопряженного с втягиванием в драку гр. М. служебной проверкой впоследствии был установлен, в том числе свидетельскими показаниями, что и послужило основанием увольнения М. из органов внутренних дел. В связи с этим суд, отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований М. о восстановлении на службе в органах внутренних дел, указал на то, что отказ в возбуждении уголовного дела, как и само возбуждение уголовного дела, не является основанием для увольнения сотрудника в связи с совершением проступка, порочащего его честь, так как виновность в совершении преступления устанавливается вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, а не выводами служебной проверки. Таким образом, проступком, порочащим честь

сотрудника органов внутренних дел, судебная практика признает недостойное, некорректное и агрессивное поведение сотрудника, умаление авторитета органа внутренних дел, широкий общественный резонанс совершения сотрудником того или иного деяния.

Из содержания приведенных норм с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним — расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел, так как возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутрен-

них дел, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

Завершая рассмотрение ряда проблем, связанных с ответственностью за совершение проступка, порочащего честь и достоинство в системе государственной службы, представляется целесообразным и актуальным принятие единого правового акта, который кодифицировал бы все имеющиеся этические нормы в системе государственной службы. Кроме того, необходимо отметить, что для совершенствования законодательства в этой сфере необходимо учесть позитивный зарубежный опыт в части совершенствования системы отбора и подготовки кадров, которая будет позволять диагностировать профессионально важные личностные качества кандидата, исходя из оценки его умений и навыков, способностью реагировать в различных ситуациях, что в определенной степени позволит прогнозировать успешность деятельности кандидата в той или иной службе.

Литература

2. Государственная дисциплина и ответственность / под ред. Л. И. Антоновой, Б. И. Кожонина. Л.: ЛГУ, 2000. 230 с.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 №7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В. М. Минакова» // Российская газета. 15.06.1995. № 114.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2006. № 297.

6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 07.12.2011. № 275.

7. Федеральный закон от07.02.2011 №3-Ф3 (ред. от03.07.2016) «О полиции»// Российская газета. 08.02.2011. № 25.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 25 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции».

Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае: нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа; прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Служебное удостоверение — официальный документ, удостоверяющий личность сотрудника полиции. Удостоверение имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право на его подписание, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия. В удостоверении также указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации носят форменную одежду согласно присвоенным им специальным званиям. Форменной одеждой является унифицированный по комплексу существенных внешних признаков комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками. К существенным признакам форменной одежды относятся, совокупность конструкции, цвета обмундирования и различительных элементов установленных цветов (канты, лампасы, околыши фуражек и просветы на погонах); фурнитура установленных образцов; погоны установленных видов (образцов).

Подготовлено УРЛС УМВД России по Мурманской области

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

от 14 октября 2012 г. N 1377

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Устав обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники).

2. Настоящий Устав определяет:

а) сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел);

б) обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины;

в) обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины;

г) обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника);

д) порядок применения мер поощрения;

е) порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий;

ж) порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

з) порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

3. Служебная дисциплина в органах внутренних дел — соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.

4. Служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:

а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей;

б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;

в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;

г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников;

д) поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей;

е) воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;

ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;

з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;

и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий;

к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.

Глава 2. Обязанности сотрудника по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины

5. Сотрудник обязан:

а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;

б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;

в) соблюдать требования к служебному поведению;

г) соблюдать субординацию;

д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;

е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;

ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

6. Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.

Глава 3. Обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины

7. В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:

а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;

б) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;

г) принимать меры по противодействию коррупции;

д) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;

е) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;

ж) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;

з) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

и) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;

л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.

8. Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям (начальникам), определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) при временном исполнении им обязанностей по должности пользуется дисциплинарными правами по этой должности.

9. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).

Глава 4. Обязательность исполнения приказа руководителя (начальника)

10. Приказ руководителя (начальника) — служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

11. Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).

12. Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.

13. Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

14. Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

15. Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

16. Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

17. Руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

18. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).

19. Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.

20. Руководитель (начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.

21. Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.

22. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику), отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).

23. Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

24. Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.

25. Отменить приказ имеет право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой руководитель (начальник).

26. Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника) новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику), отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю (начальнику), отдавшему первый приказ.

Глава 5. Меры поощрения и порядок их применения

27. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности в отношении сотрудника применяются следующие меры поощрения:

а) объявление благодарности;

б) выплата денежной премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;

д) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;

е) награждение ведомственными наградами;

ж) досрочное присвоение очередного специального звания;

з) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

и) награждение огнестрельным или холодным оружием.

28. В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

29. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении курсанта, слушателя наряду с мерами поощрения, предусмотренными статьями 27 и 28 настоящего Устава, могут также применяться следующие меры поощрения:

а) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

б) установление именной стипендии.

30. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), необходимо применить меры поощрения, применение которых выходит за пределы его дисциплинарных прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).

31. Меры поощрения объявляются приказами руководителя (начальника) и доводятся до сотрудника лично, перед строем или на совещании (собрании). В случае объявления сотруднику поощрения лично, содержание соответствующего приказа доводится до всего личного состава.

32. Меры поощрения, предусмотренные статьями 27 — 29 настоящего Устава, применяются в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации. Представление сотрудников к присвоению специальных званий досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, к награждению государственными наградами Российской Федерации, к поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Дисциплинарные взыскания, порядок их наложения и исполнения

33. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

е) увольнение со службы в органах внутренних дел.

34. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными статьей 33 настоящего Устава, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

а) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

б) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

в) отчисление из образовательного учреждения.

35. Не допускается наложение на сотрудников дисциплинарных взысканий, не предусмотренных статьями 33 и 34 настоящего Устава.

36. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание и выговор могут быть объявлены публично в устной форме.

37. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

38. При нарушении служебной дисциплины подчиненным руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание.

39. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.

40. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

41. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, наложение которого выходит за пределы его прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).

42. Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, наложение которого выходит за пределы прав руководителя (начальника), вышестоящим руководителем (начальником) должно быть реализовано в трехдневный срок.

43. В случае отказа в удовлетворении ходатайства оно должно быть вместе с материалами, подтверждающими факт нарушения служебной дисциплины, возвращено внесшему его руководителю (начальнику) в срок, дающий ему возможность наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в соответствии с имеющимися у него правами.

44. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.

45. При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого сотрудника в отдельности и только за совершенное им нарушение.

46. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд.

47. Неоднократным нарушением служебной дисциплины является нарушение служебной дисциплины сотрудником при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.

48. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником.

49. В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

50. На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

51. Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае грубого либо неоднократного нарушения сотрудником служебной дисциплины при наличии наложенного на него в письменной форме дисциплинарного взыскания.

52. В случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

53. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо с момента издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.

54. Дисциплинарное взыскание на сотрудника налагается прямым руководителем (начальником) в пределах прав, предоставленных ему Министром внутренних дел Российской Федерации, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

Глава 7. Учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий

55. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника.

56. Наградные листы с отметками о вручении сотруднику государственных или ведомственных наград приобщаются к материалам его личного дела.

Глава 8. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий

57. Сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

Личный номер полицейского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *