Обязанности помощника прокурора района

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Большинство людей не всегда знают, чем занимаются прокурорские работники. А между тем, люди, работающие в этой структуре, посвящают жизнь тому, чтобы наши законные права и интересы не были нарушены, а в обществе царили справедливость и законность. Если быть точной, то сотрудники прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов страны всеми органами, организациями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.

Накануне профессионального праздника – Дня работников прокуратуры – корреспондент «ЖН» встретилась со старшим помощником прокурора города Жодино, юристом второго класса Яной Хомич. Из первых уст узнала об особенностях профессии, о том, кто может претендовать на эту ответственную должность, Яна Павловна поделилась своим опытом работы в прокуратуре, а также приоткрыла дверцу в свое личное пространство.

– Как становятся сотрудниками прокуратуры, какова процедура отбора? Расскажите о своем профессиональном пути.

– Чтобы стать прокурорским работником, необходимо, как правило, получить высшее юридическое образование, пройти специальную внутреннюю проверку, затем направиться в отдел кадров и узнать, есть ли свободные места на желаемую должность. Если есть – собирать необходимый пакет документов для трудоустройства и сдать в генеральной прокуратуре квалификационный экзамен, который включает в себя перечень вопросов из различных сфер жизнедеятельности, регулируемые действующим законодательством Республики Беларусь (например, основ конституционного, гражданского, гражданского процессуального, хозяйственного, хозяйственно-процессуального, административного, административно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, основ государственной службы и так далее). После вынесения комиссией решения о сдаче, необходимо зачислиться для прохождения стажировки, принести присягу. Я, например, сразу по распределению была направлена в Борисов, проходила там обязательную стажировку, срок которой шесть месяцев. Затем меня аттестовали и присвоили классный чин. В Борисове я работала в должности помощника прокурора. Можно сказать, что это была первая ступень. С января 2015 года меня перевели в прокуратуру города Жодино на должность старшего помощника прокурора, а в апреле мне был присвоен очередной классный чин – юрист второго класса.

Квалификационный экзамен сдать непросто. Для этого нужно знать все действующее законодательство, проявлять интерес к делу, которым будешь заниматься и каждый день обновлять знания, поскольку законодательство часто меняется и важно следить за изменениями для осуществления надзора за точным его исполнением. Яне Хомич это было по силам, потому что она с детства любит учиться. Школу окончила с золотой медалью. Юридический факультет Белорусского государственного университета – с красным дипломом.

– Какими качествами должны обладать представители прокуратуры? – продолжаем беседу с Яной Павловной.

– Справедливость, порядочность, компетентность. Это генетический стержень, который должен быть в каждом сотруднике прокуратуры. Ведь мы несем особую ответственность перед людьми и обществом в целом.

– Расскажите об одном Вашем рабочем дне. Что делаете, какие дела занимают большую часть рабочего времени?

– В мои должностные обязанности входит надзор за исполнением законодательства государственными и негосударственными органами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних и молодежи. Что касается последнего направления деятельности задача прокуратуры – выявить каждый случай, когда ребенок оказывается в социально опасном положении, и немедленно отреагировать. Это значит, что мой день может быть связан с двумя направлениями надзора, но вместе с тем нередко приходится одновременно проводить проверки, рассматривать обращения граждан, вести личный прием, ходить в суды по гражданским делам и поддерживать гособвинение по уголовным. Ну а большую часть рабочего времени занимает бумажная работа.

– Что волнует людей, которые приходят к вам на личный прием?

– Люди приходят с разными вопросами, и часто бывает, что они идут к нам решать проблемы, не относящиеся к нашей компетенции. В моей практике был случай, когда человек пришел и просил помощи в устранении течи батареи, негативной ауры в квартире. Обращаются и с проблемами хищения имущества. Это уже сфера, которая охватывается уголовным кодексом. Тогда даю разъяснения, чтобы люди подавали заявления в органы внутренних дел.

Относительно моей сферы деятельности, то я разбираю: обращения граждан о ненадлежащем рассмотрении обращений в государственных органах и организациях, несоблюдение трудовых прав работников и другое.

– Яна Павловна, как и все сотрудники прокуратуры, вы участвуете в судебных процессах. Сложно ли психологически решать судьбы людей? Бывают ли периоды, когда вы жалеете о выборе этой профессии?

– Я всегда хотела помогать гражданам, чтобы не было ущемления их прав со стороны организаций. Идеалистичная идея – помочь всем. Признаюсь, не всегда это получается в виду того, что иногда какие-то вопросы не относятся к нашей компетенции, либо в силу действующего законодательства, например, гражданами были пропущены сроки обжалования.

В работе я сталкивалась с разными жизненными ситуациями. Судьбу людей решают они сами, моя же задача пресекать правонарушения и восстанавливать законность. Я считаю, что профессионализм сотрудника прокуратуры в первую очередь зависит от его терпимости и беспристрастности при принятии решения. Важно ни в коем случае не поддаваться эмоциям и действовать только в рамках действующего законодательства. Я не жалела, не жалею и не буду жалеть о выбранной профессии.

– Не делает ли вас профессия черствее?

– Может быть, делает строже. Но когда прихожу домой, я совсем другая: добрая и заботливая. Считаю, что нужно разграничивать работу и семью.

– Как отдыхаете после работы?

– Свободное время провожу за чтением художественной литературы. Выходные дни стараюсь проводить активно: выехать на природу, пойти в турпоход. В отпуске обязательно езжу на малую родину – в город Столин Брестской области, чтобы порыбачить с папой.

Когда наступает «чувственная пора», например, весна – пишу стихи. Люблю вязать и готовить.

– Настольная книга?

– Сейчас читаю роман Виктора Гюго «Отверженные». Его произведения интересны. У него красивый слог. Нравятся мне и сочинения русских классиков Пушкина и Толстого.

– Смотрите ли сериалы про прокуроров?

– Нет. Сейчас граждане, приходя на личный прием, ссылаются на сериал «Прокурорская проверка». Там все не так как на практике. Режиссер все идеализировал и я скажу, что в фильме нет соответствия с нашими законами. Максимум, что могу посмотреть – это «Зону Икс».

– Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

– Прокуратура – это надежная опора нашей государственности. Мы стоим на защите правопорядка и законности. Желаю коллегам бодрого духа и последовательности в делах. Пусть нашу работу отличают четкая организованность и желание стоять на страже интересов граждан Беларуси. Здоровья, личного благополучия, успехов во всех начинаниях.

– Спасибо за беседу. С праздником!

Александра ШТАК

Должностная инструкция прокурора города

———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ. решений, порядок их согласования и принятия устанавливается приказом прокурора района, города. 6. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района. также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости. ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ старшего специалиста 1 разряда прокуратуры г. Магаса. Новость опубликована — 16.09.2010, версия для печати. 1. Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г. В настоящее время должностная инструкция устанавливает должностные права. Прокурор (лат. procurare управлять, ведать чем-либо, заботиться) главный законный. В России прокурор должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского. В отличие от России, в которой прокурор с 2007 г. не является субъектом, осуществляющим. оставленный на блоге прокурора поступил Ответ: Неизвестный Г.В. Блог ГП РК. Является законным Должностная инструкция, не соответствующая. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2709. Органы прокуратуры имеют свои символы, описание которых утверждается Президентом. Прокуратура города Кизляра провела проверку законности. Таким образом , должностная инструкция наделяет специалиста 1. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах. (в ред. приказов Генерального прокурора Российской Федерации № 612 от. Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица. 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г.. и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусь. Арсеньева Прокуратура ЗАТО Фокино Прокуратура г. в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Северодвинский городской суд согласился с позицией Архангельской. в состоянии алкогольного опьянения, нарушил должностную инструкцию и. Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. органами местного самоуправления, должностными лицами, и, в случае. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах. Инструкция о порядке ротации кадров в органах прокуратуры. окладов по ранее замещаемым должностям или в порядке должностного роста. военной прокуратуры Кыргызской Республики, прокуратур областей, г. г. Бишкек. Прокуратура г. Красноярск. Октябрьского района ул. Высотная, 15 г. Должностная инструкция важный документ, содержанием которого является. (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. общественными объединениями, должностными лицами, гражданами. прокурор Республики Узбекистан осуществляет руководство и контроль за. Прокуратура города Москвы. Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Руководство прокуратуры города Вологды. органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и. Прокуратура Кемеровской области в соответствии со статьей 22. утверждены приказом Генерального прокурора Российской Федерации. лет на гражданской службе в размере от 10 % до 30 % должностного оклада ;. с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской. Главная · Руководство. Прокуратура города Электростали приняла меры к восстановлению нарушенных жилищных. ответственности привлечено должностное лицо ОАО «Электростальский завод тяжёлого машиностроения».

Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения в странах общего права, принявших состязательную систему. Он отвечает за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.

В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

В экономической и юридической литературе можно выделить следующие определения «прокурора» (см. табл.1)

Таблица 1

Понятия «прокурор», терминология

Авторы

Определения

Кураков Л. П.

Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Радько Т. Н.

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ, которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Термин «прокурор» применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры. Данный термин применяется и к заместителям, и помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (полномочия), обязанности и формы деятельности прокурора определяются Законом «О прокуратуре».

Сереброва С. П.

Прокурор должностное лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве и наделенное соответствующими полномочиями согласно Федеральному закону «О прокуратуре»

В соответствии с ч.1 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным. В рассмотрении судом уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения участвует государственный обвинитель (прокурор), а по делам частного обвинения — потерпевший .

Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре» .

Важно отметить, что УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) — лидирующая роль отдана Федеральному закону «О прокуратуре» . С учетом того, что по общему правилу должностные полномочия не могут трактоваться в сторону расширения, получается, что прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, наделен только теми полномочиями, которые предоставлены ему Федеральным законом «О прокуратуре», что противоречит ч. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ. Кроме того, формулировка «и иные должностные лица органов прокуратуры» позволяет включать в понятие «прокурор» и следователя прокуратуры .

Процессуальный закон указывает: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Как видно, здесь одним из элементов статуса прокурора выступает наличие компетенции, установленный УПК РФ .

Можно было бы предположить, что определение п. 31 ст. 5 УПК РФ является ошибкой, технической недоработкой законодателя, если бы не вторая половина ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая указывает опять же на понятие, используемое в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно — надзор .

Следует отметить, что нигде больше в тексте УПК РФ о прокурорском надзоре не говорится. В то же время ч. 2 п. 17 ст. 37 УПК РФ предусматривает для прокурора возможность «осуществлять и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом», т. е. опять «замыкает» его компетенцию на УПК РФ .

При сопоставительном анализе приведенных положений п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ обнаруживаются существенные противоречия в определении прокурора как участника уголовного процесса. С одной стороны, под прокурором понимается должностное лицо органов прокуратуры (и следователь прокуратуры в том числе), с другой — закон непосредственно указывает на обязательность своих положений и следование исключительно нормам УПК РФ, в то же время устанавливая возможность использования прокурором полномочий, не предусмотренных Кодексом. Одновременно с этим УПК РФ указывает, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 ст. 37), т. е. конкретно называет перечень должностей, к которым могут быть применены предусмотренные им полномочия .

Понятие прокурора как участника уголовного процесса в УПК РФ не сформировано и получается, что функция обвинения возложена не на конкретного участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом. При таких обстоятельствах говорить, что в нашей стране осуществлен переход от репрессивного карательного уголовно-процессуального законодательства к демократическому, обеспечивающему реализацию базисных принципов судопроизводства международного стандарта, не допустимо.

По мнению адвоката Чернова Р. П., разделив понятия «государственный обвинитель» и «прокурор», законодатель сделает большой и важный шаг на пути структурирования правового государства в России. Государственный обвинитель, не имеющий отношения к прокуратуре и не поднадзорный ей как участник уголовного судопроизводства, — это тот элемент системы организации правосудия, который на сегодняшний день сможет в корне переменить ситуацию в пользу объективного, непредвзятого, справедливого судопроизводства в России .

Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Сложность и многоэтапность деятельности государственного обвинителя обусловливают необходимость ее выполнения на четкой организационной основе, с последовательной подготовкой, включающей тщательное изучение и анализ материалов уголовного дела, разработку плана участия в судебном следствии — центральной части судебного процесса, определения очередности представления доказательств, продуманного выступления в судебных прениях.

Полномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ .

Прокурор вправе:

а) участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий органами расследования, которые допускаются на основании судебного решения, при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст.125 УПК РФ.

б) при рассмотрении уголовных дел в судах прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

в) в соответствии со ст.246 УПК РФ прокурор участвует во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения, а также по уголовным делам частного обвинения, если дело возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

г) прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан.

д) если прокурор в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа в порядке и по основаниям, предусмотренном законом.

е) прокурор имеет право до ухода суда в совещательную комнату изменить обвинение в сторону смягчения.

ж) прокурор приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление в установленные законом сроки на незаконное или необоснованное судебное решение.

з) прокурор независимо от участия в судебном процессе вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое уголовное дело, по которому решение, приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. Усмотрев, что судебное решение подлежит изменению или отмене, прокурор приносит представление в порядке надзора.

В результате реформы 2007 г. прокурор перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию.

Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» завершился начатый в 2007 году процесс выделения следственных подразделений из органов прокуратуры Российской Федерации .

Положительными моментами проведенной реформы стали определение прокуратуры на досудебной стадии уголовного судопроизводства исключительно как надзорного органа и формирование самостоятельного следственного подразделения — Следственного комитета РФ, предназначенного для расследования особо тяжких, экономических, коррупционных и других значимых преступлений.

Важно отметить, что член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Поневежский В. А., внес в Госдуму законопроект, расширяющий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета России.

«Принятие законопроекта позволит устранить коллизии, связанные с разночтением положений федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», повысить эффективность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, не связанной с осуществлением предварительного расследования», — говорится в пояснительной записке к законопроекту .

Согласно действующей редакции закона о прокуратуре, надзор осуществляется в отношении федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, однако в ней отсутствует упоминание о Следственном комитете как о федеральном государственном органе, за соблюдением законности в деятельности которого прокуратура осуществляет надзор.

В результате такой трактовки органы прокуратуры лишены возможности осуществлять надзор за соблюдением Следственным комитетом Российской Федерации и его территориальными органами требований Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в области трудового законодательства, законодательства о федеральной государственной службе, о противодействии коррупции и об обороте оружия.

Проект вносит поправки в ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» , данные изменения необходимы, чтобы привести статьи в соответствие с положениями федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» .

Литература:

Обязанности помощника прокурора района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *