Договорные соглашения

Соглашение о сотрудничестве между организациями имеют право подписывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: Роспотребнадзор, библиотеки, консалтинговые организации и т.д. Это достаточно удобно, так как для объединения усилий, капиталов, технического оснащения нет необходимости прибегать к созданию новой структуры подразделений, регистрации нового юрлица (что подразумевает большие затраты) и пр.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк соглашения о сотрудничестве между организациями .docСкачать образец соглашения о сотрудничестве между организациями .doc

Цель

Предмет соглашения обычно тщательно обговаривается всеми сторонами. Целью соглашения могут быть какие-либо действия, которые компании решили предпринимать совместно. Причем на практике чаще встречается ситуация, когда выгодна такая сделка обеим организациям. Они совместно могут:

  • Оказывать разнообразные услуги населению.
  • Осуществлять техническое обеспечение.
  • Оказывать помощь в критических ситуациях (как финансовую, так и техническую, юридическую либо другого характера).
  • Оказывать взаимные услуги.
  • Принимать участие в каком-либо совместном проекте или ряде проектов.
  • Обмениваться принципиально важной, полезной информацией.
  • Обмениваться товарами.
  • Организовывать совместные предприятия.
  • Заказывать или осуществлять маркетинговые услуги и пр.

Этот перечень операций, которые организации могут осуществлять совместно, далеко не полный. Зачем и когда объединяться, организации или ИП решают в каждом конкретном случае самостоятельно. Перед объединением неизменно присутствует этап переговоров.

Составные части соглашения

Установленной формы этого документа нет и не предвидится, так как его содержимое напрямую будет зависеть от конкретных условий заключения соглашения и целей каждой из сторон. Их может быть и не две, а три и более. И все они должны быть согласны с условиями, которые прописаны в бумаге.

Элементов в прилагаемом образце соглашения несколько:

  • Шапка.
  • Предмет соглашения.
  • Ответственность сторон.
  • Порядок расчетов.
  • Форс-мажорные обстоятельства. Прочие условия. Каким образом стороны улаживают возможные споры.
  • Срок действия соглашения. В приведенном образце он составляет 5 лет.
  • Общие положения. Типовая для всех соглашений часть.
  • Заключение.

Вводная часть

В самом верху по порядку должно быть указано:

  • Наименование соглашения, его номер.
  • Дата и город подписания документа. Обычно эти данные располагаются в левой и правой части листа.
  • ФИО представителя, название организации, которые заключают соглашения.
  • На каком основании действуют представители (устав, положение, доверенность и пр.).
  • Кто получает в соглашении наименование «сторона 1», а кто «сторона 2». Это очень важно, так как дальнейший текст соглашения может предполагать определенные действия либо предоставление чего-либо одной из сторон.

Предмет соглашения

В этой части должны быть перечислены все сферы взаимодействия, в которые обе стороны готовы вступить. Это может быть какая-то одна сфера, например, финансовая. Тогда стороны договариваются о ссудах, кредитах на определенных условиях и пр.

Две стороны могут описать в предмете договора практически все сферы. Сотрудничество при этом приобретает характер слияния двух организаций, но не является им. Кроме того, соглашение не подразумевает заключение никаких последующих договором. В этой части как раз и говорится, в каких сферах могут быть друг другу полезны организации.

Возможно, одна из сторон оказывает помощь другой в одной сфере, а вторая – в другой. Тогда в предмете соглашения должны быть указаны обе эти сферы.

Ответственность сторон

В этом пункте соглашения стороны договариваются о том, что не будут разглашать, к примеру, коммерческие тайны друг друга, а также оговаривается возможность оказания помощи в определенных сферах деятельности (маркетинг, получение патентов и пр.).

Порядок расчетов

Конкретных цифр в этом пункте обычно не приводится. Формулировка предполагает заключение насчет финансовой стороны вопроса других договоров. Если это возможно, то приводятся ссылки. Но в большинстве случаев организации ограничиваются общей фразой о том, что прибыть от сделок распределяется после достижения в этом вопросе согласия.

Профессионалы советуют составлять соглашение о сотрудничестве после каждого крупного распределения прибыли. Так порядок расчетов будет сразу понятен, не будет путаницы с датами.

Форс-мажорные обстоятельства

Оговаривается, какие обстоятельства являются форс-мажорными. Как при этом могут меняться условия достигнутых соглашений. Но основной момент этого пункта — в какой срок одна сторона обязана уведомлять другую о случившемся (и о невозможности выполнить прописанные в документе обязательства).

Заключение

После того как соглашение о сотрудничестве между организациями согласовано, в него внесены необходимые правки, на нем все участники оставляют свои реквизиты, подписи, печати, расшифровку подписей. Нелишним будет указать должности подписывающих сотрудников (в большинстве случаев – руководителей организаций), особенно если они упомянуты в начале документа.

Нюансы

Помимо общих интересов, одна организация может оказать помощь другой: финансовую, с техническим обеспечением и пр. В соглашении четко прописываются границы этой помощи, условия, при которых она оказывается. Важный момент – сроки заключения соглашения.

Важно, чтобы документ был оформлен юридически грамотно, иначе может случиться недопонимание между партнерами либо злоупотребление одним из участников соглашения своими правами.

Сколько экземпляров подписывать

Что же касается количества экземпляров соглашения о сотрудничестве между организациями, то минимальное количество – два. Если сторон три, то составляется минимум три экземпляра. Кроме того, для бухгалтерского отдела каждой организации может потребоваться оригинал или заверенная копия.

Словом, количество подписанных соглашений о сотрудничестве между организациями должно соотноситься с количеством сторон, которое его заключают. Количество экземпляров бумаги прописывается в нижней ее части.

ПАКТЫ О ВЗАИМОПОМОЩИ 1939 ГОДА между СССР и Эстонией, СССР и Латвией, СССР и Литвой.

Под­пи­са­ны в Мо­ск­ве председателем СНК, нар­ко­мом иностранных дел СССР В. М. Мо­ло­то­вым и министром иностранных дел Эс­то­нии К. Сель­те­ром (28 сентября), министром иностранных дел Лат­вии В. Мун­тер­сом (5 октября), министром иностранных дел Лит­вы Ю. Урб­ши­сом (10 октябяря).

При­бал­ти­ка рас­смат­ри­ва­лась пра­ви­тель­ст­вом СССР как ре­ги­он, имею­щий стра­те­ги­че­ски важ­ное зна­че­ние для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти северо-западных об­лас­тей стра­ны. Под­чи­не­ние при­бал­тий­ских го­су­дарств Гер­ма­ни­ей в ре­зуль­та­те пря­мой или кос­вен­ной аг­рес­сии (про­во­ци­ро­ва­ние внутреннего пе­ре­во­ро­та и вве­де­ние германских войск на их тер­ри­то­рию на ос­но­ва­нии до­го­во­ра о сою­зе) соз­да­ва­ло уг­ро­зу их пре­вра­ще­ния в плац­дарм для на­па­де­ния на Советский Со­юз.

Уси­ле­ние германского влия­ния в При­бал­ти­ке к вес­не 1939 года и про­гер­ман­ская по­ли­ти­ка ре­жи­мов К. Пят­са в Эс­то­нии и К. Уль­ма­ни­са в Лат­вии вы­зыва­ли глу­бо­кую тре­во­гу в Мо­ск­ве. 28.03.1939 года советское пра­ви­тель­ст­во сде­ла­ло за­яв­ле­ния пра­ви­тель­ст­вам Лат­вии и Эс­то­нии, в ко­то­рых по­тре­бо­ва­ло ор­га­ни­за­ции эф­фек­тив­но­го от­по­ра лю­бым по­ся­га­тель­ст­вам на су­ве­ре­ни­тет и ней­тра­ли­тет этих стран, под­черк­нув, что та­кой от­пор от­ве­ча­ет ин­те­ре­сам не толь­ко ла­ты­шей и эс­тон­цев, но и «жиз­нен­ным ин­те­ре­сам Со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва». Советский Со­юз, го­во­ри­лось в за­яв­ле­нии, не мо­жет ос­та­вать­ся «без­у­ча­ст­ным зри­те­лем по­пы­ток от­кры­то­го или за­мас­ки­ро­ван­но­го унич­то­же­ния са­мо­стоя­тель­но­сти и не­за­ви­си­мо­сти» при­бал­тий­ских стран и «го­тов на де­ле до­ка­зать, в слу­чае по­треб­но­сти, его за­ин­те­ре­со­ван­ность в це­ло­ст­ном со­хра­не­нии» их «са­мо­стоя­тель­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния и по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти».

Советское пра­ви­тель­ст­во пред­ло­жи­ло Лат­вии и Эс­то­нии за­клю­чить Пакты о взаимопомощи, ко­то­рые га­ран­ти­ро­ва­ли бы в ус­ло­ви­ях над­ви­гав­шей­ся вой­ны их су­ве­ре­ни­тет и тем са­мым безо­пас­ность СССР на при­балтийском на­прав­ле­нии. 07.04.1939 года латвийское и эстонское пра­ви­тель­ст­ва от­ве­ти­ли от­ка­зом на советское пред­ло­же­ние. Это по­бу­ди­ло СССР в по­сле­дую­щие ме­ся­цы на по­ли­тических пе­ре­го­во­рах с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей по­ста­вить во­прос о со­вме­ст­ном га­ран­ти­ро­ва­нии тре­мя дер­жа­ва­ми при­бал­тий­ских го­су­дарств от пря­мой и кос­вен­ной аг­рес­сии со сто­ро­ны Гер­ма­нии. Из-за по­зи­ции, за­ня­той Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей в во­про­се о кос­вен­ной аг­рес­сии, про­бле­ма ре­ше­на не бы­ла.

Стре­мясь не до­пус­тить об­ра­зо­ва­ния коа­ли­ции трёх дер­жав, германское пра­ви­тель­ст­во, ин­фор­ми­ро­ван­ное о серь­ёз­ных раз­но­гла­си­ях ме­ж­ду ни­ми на Мо­с­ков­ских пе­ре­го­во­рах 1939 года, в середине августа 1939 года пред­ло­жи­ло ру­ко­во­д­ству СССР за­клю­чить до­го­вор о не­на­па­де­нии и при этом учесть его ин­те­ре­сы в Восточной Ев­ро­пе, а так­же со­вме­ст­но га­ран­ти­ро­вать при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва. В ус­ло­ви­ях, ко­гда дос­тичь со­гла­ше­ния с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей о со­вме­ст­ном про­ти­во­дей­ст­вии аг­рес­сии не уда­лось и пре­дот­вра­тить круп­ный кон­фликт в Ев­ро­пе пред­став­ля­лось уже не­воз­мож­ным, советское пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло пред­ло­же­ние Гер­ма­нии, по­зво­ляв­шее СССР хо­тя бы на вре­мя ос­та­вать­ся «вне вой­ны».

На советско-германских пе­ре­го­во­рах в Мо­ск­ве 23.08.1939 года советское ру­ко­во­дство до­би­лось от нем­цев со­гла­сия при­знать тер­ри­то­рию Лат­вии, Эс­то­нии и Фин­лян­дии сфе­рой ин­те­ре­сов СССР, а так­же при­зна­ния ин­те­ре­сов Лит­вы в от­но­ше­нии Ви­лен­ской области (дос­тиг­ну­тые до­го­во­рён­но­сти за­кре­п­ле­ны в сек­рет­ном до­пол­нительном про­то­ко­ле к До­го­во­ру о не­на­па­де­нии ме­ж­ду Гер­ма­ни­ей и Советским Сою­зом; смотрите Со­вет­ско-гер­ман­ские до­го­во­ры 1939 года). По­сле по­ра­же­ния и рас­па­да Поль­ши в ре­зуль­та­те гер­ма­но-поль­ской вой­ны 1939 года и вве­де­ния час­тей Крас­ной Ар­мии на тер­ри­то­рию Западной Бе­ло­рус­сии и Западной Ук­раи­ны советское пра­ви­тель­ст­во на­стоя­ло на пе­ре­смот­ре гра­ниц сфер ин­те­ре­сов, в ре­зуль­та­те че­го к сфе­ре ин­те­ре­сов СССР бы­ла от­не­се­на так­же Лит­ва (за­кре­п­ле­но в сек­рет­ном до­пол­нительном про­то­ко­ле к Германо-советскому до­го­во­ру о друж­бе и гра­ни­це от 28.09.1939 года).

До­го­во­рён­но­сти с Гер­ма­ни­ей о раз­гра­ни­че­нии сфер ин­те­ре­сов (без дос­ти­же­ния со­гла­сия по это­му во­про­су советское ру­ко­во­дство от­ка­зы­ва­лось под­пи­сы­вать до­го­вор о не­на­па­де­нии) по­зво­ли­ли СССР в сентябре 1939 года по­ста­вить пре­дел германской экс­пан­сии в Восточной Ев­ро­пе, не до­пус­тить втор­же­ния нем­цев в При­бал­ти­ку, ок­ку­па­ция и ан­нек­сия ко­то­рой («до гра­ни­цы ста­рой Кур­лян­дии») пре­ду­смат­ри­ва­лась германскими опе­ра­тив­ны­ми пла­на­ми по за­вер­ше­нии вой­ны про­тив Поль­ши. Опа­са­ясь, что нем­цы, дос­тиг­нув сво­их це­лей в Поль­ше, мо­гут пе­рей­ти к ре­ше­нию про­бле­мы ли­мит­ро­фов, пра­ви­тель­ст­во СССР осе­нью 1939 года в спеш­ном по­ряд­ке при­ня­ло ме­ры, при­зван­ные ук­ре­пить безо­пас­ность Советского Сою­за. Оно ини­ции­ро­ва­ло пе­ре­го­во­ры с пра­ви­тель­ст­ва­ми Эс­то­нии, Лат­вии и Лит­вы и до­би­лось их со­гла­сия под­пи­сать с СССР дву­сто­рон­ние Пакты о взаимопомощи сро­ком на 10 лет (с Лит­вой под­пи­сан До­го­вор о пе­ре­да­че Ли­товской Рес­пуб­ли­ке города Виль­но и Ви­лен­ской области и о взаи­мо­по­мо­щи сро­ком на 15 лет).

В со­от­вет­ст­вии с со­гла­ше­ния­ми СССР по­лу­чил воз­мож­ность раз­мес­тить в отдельных пунк­тах на тер­ри­то­рии трёх при­бал­тий­ских го­су­дарств ог­ра­ниченные кон­тин­ген­ты советских войск (в Эс­то­нии и Лат­вии по 25 тыс. человек, в Лит­ве 20 тыс. человек), пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских стран обя­за­лись не за­клю­чать какких-либо сою­зов и не уча­ст­во­вать в коа­ли­ци­ях, на­прав­лен­ных про­тив СССР. Советский Со­юз и при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва при­ня­ли на се­бя так­же обя­за­тель­ст­во ока­зы­вать друг дру­гу вся­че­скую по­мощь, вклю­чая во­ен­ную, в слу­чае пря­мо­го на­па­де­ния или уг­ро­зы на­па­де­ния на них лю­бой ев­ропейской дер­жа­вы с мо­ря и по су­ше, в т. ч. на­па­де­ния че­рез тер­ри­то­рию при­бал­тий­ских го­су­дарств на СССР, а так­же на­па­де­ния на советские вой­ска, раз­ме­щён­ные в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах. До­го­во­ром с Лит­вой, ко­то­рая не­по­сред­ст­вен­но гра­ни­чи­ла с Гер­ма­ни­ей, пре­ду­смат­ри­ва­лась со­вме­ст­ная за­щи­та её гра­ни­цы.

При под­пи­са­нии Пактов о взаимопомощи пра­ви­тель­ст­во СССР взя­ло на се­бя твёр­дое обя­за­тель­ст­во не вме­ши­вать­ся во внутренние де­ла при­бал­тий­ских го­су­дарств. В со­гла­ше­ния с ка­ж­дым из них вне­сён специальный пункт, гла­сив­ший: «Про­ве­де­ние в жизнь на­стоя­ще­го пак­та ни в ко­ей ме­ре не долж­но за­тра­ги­вать су­ве­рен­ных прав до­го­ва­ри­ваю­щих­ся сто­рон, в ча­ст­но­сти их го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва, эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной сис­те­мы и во­ен­ных ме­ро­прия­тий». Под­чёр­ки­ва­лось так­же, что мес­та, пре­дос­тав­ляе­мые для раз­ме­ще­ния советских войск, ос­та­ют­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью тер­ри­то­рии при­бал­тий­ских го­су­дарств и что при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва не не­сут ни­ка­ких рас­хо­дов по со­дер­жа­нию советских войск.

В кон­фи­ден­ци­аль­ных про­то­ко­лах, при­ла­гав­ших­ся к Пактам о взаимопомощи, де­ла­лись до­пол­нительные ого­вор­ки, ко­то­рые под­чёр­ки­ва­ли рав­но­пра­вие и су­ве­ре­ни­тет уча­ст­ни­ков со­гла­ше­ния. Пре­ду­смат­ри­ва­лось, что «по­мощь ока­зы­ва­ет­ся по изъ­яв­лен­но­му же­ла­нию дру­гой сто­ро­ны, при­чём с обо­юд­но­го со­гла­сия сто­ро­на, обя­зан­ная к ока­за­нию по­мо­щи, мо­жет, в слу­чае вой­ны дру­гой сто­ро­ны с треть­ей дер­жа­вой, ос­тать­ся ней­траль­ной». На­блю­де­ние за про­ве­де­ни­ем в жизнь Пактов о взаимопомощи воз­ла­га­лось на сме­шан­ные ко­мис­сии, со­зда­вае­мые на па­ри­тет­ных на­ча­лах. При воз­ник­но­ве­нии раз­но­гла­сий в ра­бо­те сме­шан­ных ко­мис­сий пред­по­ла­га­лось, что спор­ные во­про­сы бу­дут ре­шать­ся ди­пло­ма­тическим пу­тём или по­сред­ст­вом пе­ре­го­во­ров ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­ва­ми.

В со­от­вет­ст­вии с Пактами о взаимопомощи СССР обя­зал­ся ока­зы­вать по­мощь ар­ми­ям при­бал­тий­ских го­су­дарств «на льгот­ных ус­ло­ви­ях воо­ру­же­ни­ем и про­чи­ми во­ен­ны­ми ма­те­риа­ла­ми». Фак­ти­че­ски в од­ном па­ке­те с Пактами о взаимопомощи советское пра­ви­тель­ст­во под­пи­са­ло с пра­ви­тель­ст­ва­ми Эс­то­нии (28 сентября), Лит­вы (15 октября), Лат­вии (18 октября) тор­го­вые со­гла­ше­ния, ко­то­рые ком­пен­си­ро­ва­ли им ут­ра­ту в ус­ло­ви­ях вой­ны час­ти тор­го­во-эко­но­мических свя­зей с западными стра­на­ми, твёр­до га­ран­ти­ро­ва­ли по­став­ки сы­рья и обо­ру­до­ва­ния из СССР и за­куп­ку Советским Сою­зом про­дук­ции их промышленности и сельского хозяйства.

Пакты о взаимопомощи СССР и при­бал­тий­ских го­су­дарств не про­ти­во­ре­чи­ли Ста­ту­ту Ли­ги На­ций и бы­ли офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны ею (Пакты о взаимопомощи с Эс­то­ни­ей — 13.10.1939 года, с Лат­ви­ей — 06.11.1939 года; ре­ги­ст­ра­ция советско-ли­товского до­го­во­ра не со­стоя­лась из-за воз­ра­же­ний Ве­ли­ко­бри­та­нии и польского эмиг­рант­ско­го пра­ви­тель­ст­ва по во­про­су о государственной при­над­леж­но­сти Виль­но и Ви­лен­ской области).

На ба­зе Пактов о взаимопомощи в по­сле­дую­щий пе­ри­од в рам­ках сме­шан­ных ко­мис­сий и на меж­го­су­дарственном уров­не за­клю­чён ряд до­пол­нительных со­гла­ше­ний, ка­сав­ших­ся оп­ре­де­ле­ния мест и ус­ло­вий пре­бы­ва­ния советских войск в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах, вклю­чая оп­ре­де­ле­ние зон, за­прет­ных для по­лё­тов советских са­мо­лё­тов. На ос­но­ва­нии этих со­гла­ше­ний был осу­ще­ст­в­лён ввод час­тей Крас­ной Ар­мии в Эс­то­нию (с 18.10.1939 года), Лат­вию (с 31.10.1939 года) и Лит­ву (с 28.10.1939 года). В свя­зи с всту­п­ле­ни­ем советских войск в При­бал­ти­ку нар­ком обо­ро­ны СССР К. Е. Во­ро­ши­лов 25.10.1939 года от­дал при­каз № 0162, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­тив­ший советским вой­скам вме­ши­вать­ся во внутренние де­ла при­бал­тий­ских го­су­дарств, вес­ти ком­му­ни­стическую про­па­ган­ду и всту­пать в кон­так­ты с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем. При­каз не­укос­ни­тель­но вы­пол­нял­ся.

Под­пи­са­ние Пактов о взаимопомощи с СССР пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств рас­смат­ри­ва­ли как вы­ну­ж­ден­ный шаг, со­вер­шён­ный под на­жи­мом. В це­лом их по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии СССР ос­та­ва­лась не­дру­же­ст­вен­ной. Вла­сти и ар­мей­ские ин­стан­ции Эс­то­нии, Лат­вии и Лит­вы це­ле­на­прав­лен­но соз­да­ва­ли ус­ло­вия, за­труд­няв­шие пре­бы­ва­ние советских войск, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись от­кро­вен­ные про­во­ка­ции, име­ли ме­сто по­хи­ще­ния советских во­ен­но­слу­жа­щих. В пе­ри­од со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939-1940 годов пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств от­кры­то де­мон­ст­ри­ро­ва­ли сим­па­тии к Фин­лян­дии, со­дей­ст­во­ва­ли от­прав­ке в неё доб­ро­воль­цев и сбо­ру средств в под­держ­ку финляндской ар­мии, реа­ни­ми­ро­ва­ли Ан­тан­ту Бал­тий­скую. От­кры­тая ан­ти­со­вет­ская про­па­ган­да ве­лась в прес­се, на стра­ни­цах ко­то­рой раз­да­ва­лись да­же при­зы­вы «сбро­сить советские гар­ни­зо­ны в мо­ре».

С ле­та 1940 года уг­ро­за советско-германской вой­ны рез­ко воз­рос­ла. Ус­пе­хи нем­цев на западно-ев­ропейском те­ат­ре во­енных дей­ст­вий (14.06.1940 года германские вой­ска всту­пи­ли в Па­риж; смотрите Фран­цуз­ская кам­па­ния 1940 года) не ос­тав­ля­ли со­мне­ний в том, что в са­мом бли­жай­шем вре­ме­ни вер­махт по­вер­нёт на вос­ток. В этих ус­ло­ви­ях по­ло­же­ние с реа­ли­за­ци­ей Пактов о взаимопомощи с при­бал­тий­ски­ми го­су­дар­ст­ва­ми вос­при­ни­ма­лось советским ру­ко­вод­ством как не­тер­пи­мое.

14.06.1940 года пра­ви­тель­ст­во СССР в уль­ти­ма­тив­ной фор­ме по­тре­бо­ва­ло от ли­товских вла­стей «не­мед­лен­но» сфор­ми­ро­вать «та­кое пра­ви­тель­ство, ко­то­рое бы­ло бы спо­соб­но и го­то­во обес­пе­чить че­ст­ное про­ве­де­ние в жизнь со­вет­ско-ли­тов­ско­го до­го­во­ра о взаи­мо­по­мо­щи и ре­ши­тель­ное обуз­да­ние вра­гов до­го­во­ра», а так­же «не­мед­лен­но» обес­пе­чить «сво­бод­ный про­пуск на тер­ри­то­рию Лит­вы со­вет­ских во­ин­ских час­тей для раз­ме­ще­ния их в важ­ней­ших цен­трах Лит­вы в ко­личе­ст­ве, дос­та­точ­ном для то­го, что­бы обес­пе­чить воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния со­вет­ско-ли­тов­ско­го До­го­во­ра о взаи­мо­по­мо­щи и пре­дот­вра­тить про­во­ка­ци­он­ные дей­ст­вия, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ско­го гар­ни­зо­на в Лит­ве». 16.06.1940 года ана­ло­гич­ные тре­бо­ва­ния предъ­яв­ле­ны вла­стям Лат­вии и Эс­то­нии. Пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств об­ра­ти­лись за под­держ­кой к Гер­ма­нии, но не по­лу­чи­ли её и бы­ли вы­ну­ж­де­ны при­нять советские тре­бо­ва­ния.

17.06.1940 года до­пол­нительные час­ти Крас­ной Ар­мии всту­пи­ли в При­бал­ти­ку. Пра­ви­тель­ст­ва Лат­вии, Лит­вы и Эс­то­нии по­да­ли в от­став­ку, бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны но­вые (на­род­ные) ка­би­не­ты, пер­со­наль­ный со­став ко­то­рых со­гла­со­вы­вал­ся с упол­но­мо­чен­ны­ми пра­ви­тель­ст­ва СССР (в этом ка­че­ст­ве в Лат­вию при­был А. Я. Вы­шин­ский, в Лит­ву — В. Г. Де­ка­но­зов, в Эс­то­нию — А. А. Жда­нов).

Ввод до­пол­нительных кон­тин­ген­тов советских войск и дея­тель­ность народных пра­ви­тельств при­да­ли боль­шую ди­на­ми­ку по­ли­тическим про­цес­сам в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах. Народные пра­ви­тель­ст­ва ле­га­ли­зо­ва­ли дея­тель­ность ком­му­ни­стических пар­тий, ра­зо­ру­жи­ли пра­вые вое­ни­зи­рованные фор­ми­ро­ва­ния и про­ве­ли вы­бо­ры в пар­ла­мент. Сфор­ми­ро­ван­ные по ито­гам вы­бо­ров народные сей­мы при­бал­тий­ских го­су­дарств, боль­шин­ст­во мест в ко­то­рых за­вое­ва­ли ле­вые, 21-24.07.1940 года при­ня­ли дек­ла­ра­ции о про­воз­гла­ше­нии советской вла­сти и об­ра­ти­лись с прось­ба­ми о при­ня­тии в со­став СССР. 03-05.08.1940 года на сес­сии ВС СССР эти прось­бы бы­ли удов­ле­тво­ре­ны. С вхо­ж­де­ни­ем Лат­вии, Лит­вы и Эс­то­нии в со­став СССР Пакты о взаимопомощи как меж­го­су­дарственные до­го­во­ры ут­ра­ти­ли си­лу.

Ис­торические источники:

Akten zur deutschen auswärtigen Politik. Serie D: 1937–1945. Baden Baden

Fr./M., –1963. Bd 6–10

Год кри­зи­са, 1938–1939: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1990. Т. 1–2

Пол­пре­ды со­об­ща­ют… Сбор­ник до­ку­мен­тов об от­но­ше­ни­ях СССР с Лат­ви­ей, Лит­вой и Эс­то­ни­ей, ав­густ 1939 г. – ав­густ 1940 г. М., 1990

До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки: 1939 г. М., 1992. Т. 22. Кн. 1–2

До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки, 1940 г. – 22 ию­ня 1941 г. М., 1995–1998. Т. 23. Кн. 1–2.

Рамочное соглашение – это документ, который служит для документирования общих положений будущего соглашения между заинтересованными сторонами, без конкретизации каких-либо деталей и условий, предполагающих возникновение неких обязанностей сторон друг перед другом. Вопросы, оговоренные в рамочном соглашении, берутся за основу при составлении договора в будущем. К примеру, рамочное соглашение на оказание услуг может содержать предварительную договоренность на оказание той или иной услуги в будущем, но не иметь конкретики по поводу сроков исполнения или цены. Рамочное соглашение составляется в произвольной форме, исходя из потребностей сторон.

Документ также может, в отдельных случаях, исполнять функции предварительного договора. Однако, в отличие от предварительного договора, заключение рамочного соглашения не несет за собой обязанности заключить основной договор, поскольку в некоторых случаях рамочное соглашение может считаться, в том числе, и уже заключенным основным договором, детали которого будут уточнены в будущем.

Особенность рамочного соглашения состоит в том, что его форма и процедура составления не регламентирована действующим законодательством Российской Федерации, поэтому при составлении документа, а также его расторжении или внесении изменений, стороны должны руководствоваться общими положениями Гражданского Кодекса РФ, применимыми к заключению, расторжению, а также внесению изменений в условия всех видов договоров. Поскольку рамочное соглашение определяет только общие положения будущего сотрудничества сторон, то в некоторых случаях, при рассмотрении споров в судебном порядке, оно может быть признано недействительным. В таком случае стороны не несут ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий рамочного соглашения. Документ составляется в количестве экземпляров, равном количеству сторон соглашения, подписывается его уполномоченными лицами и скрепляется печатями.

Договорные соглашения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *