Соглашение о сотрудничестве между организациями имеют право подписывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: Роспотребнадзор, библиотеки, консалтинговые организации и т.д. Это достаточно удобно, так как для объединения усилий, капиталов, технического оснащения нет необходимости прибегать к созданию новой структуры подразделений, регистрации нового юрлица (что подразумевает большие затраты) и пр.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк соглашения о сотрудничестве между организациями .docСкачать образец соглашения о сотрудничестве между организациями .doc
Содержание
Цель
Предмет соглашения обычно тщательно обговаривается всеми сторонами. Целью соглашения могут быть какие-либо действия, которые компании решили предпринимать совместно. Причем на практике чаще встречается ситуация, когда выгодна такая сделка обеим организациям. Они совместно могут:
- Оказывать разнообразные услуги населению.
- Осуществлять техническое обеспечение.
- Оказывать помощь в критических ситуациях (как финансовую, так и техническую, юридическую либо другого характера).
- Оказывать взаимные услуги.
- Принимать участие в каком-либо совместном проекте или ряде проектов.
- Обмениваться принципиально важной, полезной информацией.
- Обмениваться товарами.
- Организовывать совместные предприятия.
- Заказывать или осуществлять маркетинговые услуги и пр.
Этот перечень операций, которые организации могут осуществлять совместно, далеко не полный. Зачем и когда объединяться, организации или ИП решают в каждом конкретном случае самостоятельно. Перед объединением неизменно присутствует этап переговоров.
Составные части соглашения
Установленной формы этого документа нет и не предвидится, так как его содержимое напрямую будет зависеть от конкретных условий заключения соглашения и целей каждой из сторон. Их может быть и не две, а три и более. И все они должны быть согласны с условиями, которые прописаны в бумаге.
Элементов в прилагаемом образце соглашения несколько:
- Шапка.
- Предмет соглашения.
- Ответственность сторон.
- Порядок расчетов.
- Форс-мажорные обстоятельства. Прочие условия. Каким образом стороны улаживают возможные споры.
- Срок действия соглашения. В приведенном образце он составляет 5 лет.
- Общие положения. Типовая для всех соглашений часть.
- Заключение.
Вводная часть
В самом верху по порядку должно быть указано:
- Наименование соглашения, его номер.
- Дата и город подписания документа. Обычно эти данные располагаются в левой и правой части листа.
- ФИО представителя, название организации, которые заключают соглашения.
- На каком основании действуют представители (устав, положение, доверенность и пр.).
- Кто получает в соглашении наименование «сторона 1», а кто «сторона 2». Это очень важно, так как дальнейший текст соглашения может предполагать определенные действия либо предоставление чего-либо одной из сторон.
Предмет соглашения
В этой части должны быть перечислены все сферы взаимодействия, в которые обе стороны готовы вступить. Это может быть какая-то одна сфера, например, финансовая. Тогда стороны договариваются о ссудах, кредитах на определенных условиях и пр.
Две стороны могут описать в предмете договора практически все сферы. Сотрудничество при этом приобретает характер слияния двух организаций, но не является им. Кроме того, соглашение не подразумевает заключение никаких последующих договором. В этой части как раз и говорится, в каких сферах могут быть друг другу полезны организации.
Возможно, одна из сторон оказывает помощь другой в одной сфере, а вторая – в другой. Тогда в предмете соглашения должны быть указаны обе эти сферы.
Ответственность сторон
В этом пункте соглашения стороны договариваются о том, что не будут разглашать, к примеру, коммерческие тайны друг друга, а также оговаривается возможность оказания помощи в определенных сферах деятельности (маркетинг, получение патентов и пр.).
Порядок расчетов
Конкретных цифр в этом пункте обычно не приводится. Формулировка предполагает заключение насчет финансовой стороны вопроса других договоров. Если это возможно, то приводятся ссылки. Но в большинстве случаев организации ограничиваются общей фразой о том, что прибыть от сделок распределяется после достижения в этом вопросе согласия.
Профессионалы советуют составлять соглашение о сотрудничестве после каждого крупного распределения прибыли. Так порядок расчетов будет сразу понятен, не будет путаницы с датами.
Форс-мажорные обстоятельства
Оговаривается, какие обстоятельства являются форс-мажорными. Как при этом могут меняться условия достигнутых соглашений. Но основной момент этого пункта — в какой срок одна сторона обязана уведомлять другую о случившемся (и о невозможности выполнить прописанные в документе обязательства).
Заключение
После того как соглашение о сотрудничестве между организациями согласовано, в него внесены необходимые правки, на нем все участники оставляют свои реквизиты, подписи, печати, расшифровку подписей. Нелишним будет указать должности подписывающих сотрудников (в большинстве случаев – руководителей организаций), особенно если они упомянуты в начале документа.
Нюансы
Помимо общих интересов, одна организация может оказать помощь другой: финансовую, с техническим обеспечением и пр. В соглашении четко прописываются границы этой помощи, условия, при которых она оказывается. Важный момент – сроки заключения соглашения.
Важно, чтобы документ был оформлен юридически грамотно, иначе может случиться недопонимание между партнерами либо злоупотребление одним из участников соглашения своими правами.
Сколько экземпляров подписывать
Что же касается количества экземпляров соглашения о сотрудничестве между организациями, то минимальное количество – два. Если сторон три, то составляется минимум три экземпляра. Кроме того, для бухгалтерского отдела каждой организации может потребоваться оригинал или заверенная копия.
Словом, количество подписанных соглашений о сотрудничестве между организациями должно соотноситься с количеством сторон, которое его заключают. Количество экземпляров бумаги прописывается в нижней ее части.
ПАКТЫ О ВЗАИМОПОМОЩИ 1939 ГОДА между СССР и Эстонией, СССР и Латвией, СССР и Литвой.
Подписаны в Москве председателем СНК, наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Эстонии К. Сельтером (28 сентября), министром иностранных дел Латвии В. Мунтерсом (5 октября), министром иностранных дел Литвы Ю. Урбшисом (10 октябяря).
Прибалтика рассматривалась правительством СССР как регион, имеющий стратегически важное значение для обеспечения безопасности северо-западных областей страны. Подчинение прибалтийских государств Германией в результате прямой или косвенной агрессии (провоцирование внутреннего переворота и введение германских войск на их территорию на основании договора о союзе) создавало угрозу их превращения в плацдарм для нападения на Советский Союз.
Усиление германского влияния в Прибалтике к весне 1939 года и прогерманская политика режимов К. Пятса в Эстонии и К. Ульманиса в Латвии вызывали глубокую тревогу в Москве. 28.03.1939 года советское правительство сделало заявления правительствам Латвии и Эстонии, в которых потребовало организации эффективного отпора любым посягательствам на суверенитет и нейтралитет этих стран, подчеркнув, что такой отпор отвечает интересам не только латышей и эстонцев, но и «жизненным интересам Советского государства». Советский Союз, говорилось в заявлении, не может оставаться «безучастным зрителем попыток открытого или замаскированного уничтожения самостоятельности и независимости» прибалтийских стран и «готов на деле доказать, в случае потребности, его заинтересованность в целостном сохранении» их «самостоятельного государственного существования и политической и экономической независимости».
Советское правительство предложило Латвии и Эстонии заключить Пакты о взаимопомощи, которые гарантировали бы в условиях надвигавшейся войны их суверенитет и тем самым безопасность СССР на прибалтийском направлении. 07.04.1939 года латвийское и эстонское правительства ответили отказом на советское предложение. Это побудило СССР в последующие месяцы на политических переговорах с Великобританией и Францией поставить вопрос о совместном гарантировании тремя державами прибалтийских государств от прямой и косвенной агрессии со стороны Германии. Из-за позиции, занятой Великобританией в вопросе о косвенной агрессии, проблема решена не была.
Стремясь не допустить образования коалиции трёх держав, германское правительство, информированное о серьёзных разногласиях между ними на Московских переговорах 1939 года, в середине августа 1939 года предложило руководству СССР заключить договор о ненападении и при этом учесть его интересы в Восточной Европе, а также совместно гарантировать прибалтийские государства. В условиях, когда достичь соглашения с Великобританией и Францией о совместном противодействии агрессии не удалось и предотвратить крупный конфликт в Европе представлялось уже невозможным, советское правительство приняло предложение Германии, позволявшее СССР хотя бы на время оставаться «вне войны».
На советско-германских переговорах в Москве 23.08.1939 года советское руководство добилось от немцев согласия признать территорию Латвии, Эстонии и Финляндии сферой интересов СССР, а также признания интересов Литвы в отношении Виленской области (достигнутые договорённости закреплены в секретном дополнительном протоколе к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом; смотрите Советско-германские договоры 1939 года). После поражения и распада Польши в результате германо-польской войны 1939 года и введения частей Красной Армии на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины советское правительство настояло на пересмотре границ сфер интересов, в результате чего к сфере интересов СССР была отнесена также Литва (закреплено в секретном дополнительном протоколе к Германо-советскому договору о дружбе и границе от 28.09.1939 года).
Договорённости с Германией о разграничении сфер интересов (без достижения согласия по этому вопросу советское руководство отказывалось подписывать договор о ненападении) позволили СССР в сентябре 1939 года поставить предел германской экспансии в Восточной Европе, не допустить вторжения немцев в Прибалтику, оккупация и аннексия которой («до границы старой Курляндии») предусматривалась германскими оперативными планами по завершении войны против Польши. Опасаясь, что немцы, достигнув своих целей в Польше, могут перейти к решению проблемы лимитрофов, правительство СССР осенью 1939 года в спешном порядке приняло меры, призванные укрепить безопасность Советского Союза. Оно инициировало переговоры с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы и добилось их согласия подписать с СССР двусторонние Пакты о взаимопомощи сроком на 10 лет (с Литвой подписан Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи сроком на 15 лет).
В соответствии с соглашениями СССР получил возможность разместить в отдельных пунктах на территории трёх прибалтийских государств ограниченные контингенты советских войск (в Эстонии и Латвии по 25 тыс. человек, в Литве 20 тыс. человек), правительства прибалтийских стран обязались не заключать какких-либо союзов и не участвовать в коалициях, направленных против СССР. Советский Союз и прибалтийские государства приняли на себя также обязательство оказывать друг другу всяческую помощь, включая военную, в случае прямого нападения или угрозы нападения на них любой европейской державы с моря и по суше, в т. ч. нападения через территорию прибалтийских государств на СССР, а также нападения на советские войска, размещённые в прибалтийских государствах. Договором с Литвой, которая непосредственно граничила с Германией, предусматривалась совместная защита её границы.
При подписании Пактов о взаимопомощи правительство СССР взяло на себя твёрдое обязательство не вмешиваться во внутренние дела прибалтийских государств. В соглашения с каждым из них внесён специальный пункт, гласивший: «Проведение в жизнь настоящего пакта ни в коей мере не должно затрагивать суверенных прав договаривающихся сторон, в частности их государственного устройства, экономической и социальной системы и военных мероприятий». Подчёркивалось также, что места, предоставляемые для размещения советских войск, остаются неотъемлемой частью территории прибалтийских государств и что прибалтийские государства не несут никаких расходов по содержанию советских войск.
В конфиденциальных протоколах, прилагавшихся к Пактам о взаимопомощи, делались дополнительные оговорки, которые подчёркивали равноправие и суверенитет участников соглашения. Предусматривалось, что «помощь оказывается по изъявленному желанию другой стороны, причём с обоюдного согласия сторона, обязанная к оказанию помощи, может, в случае войны другой стороны с третьей державой, остаться нейтральной». Наблюдение за проведением в жизнь Пактов о взаимопомощи возлагалось на смешанные комиссии, создаваемые на паритетных началах. При возникновении разногласий в работе смешанных комиссий предполагалось, что спорные вопросы будут решаться дипломатическим путём или посредством переговоров между правительствами.
В соответствии с Пактами о взаимопомощи СССР обязался оказывать помощь армиям прибалтийских государств «на льготных условиях вооружением и прочими военными материалами». Фактически в одном пакете с Пактами о взаимопомощи советское правительство подписало с правительствами Эстонии (28 сентября), Литвы (15 октября), Латвии (18 октября) торговые соглашения, которые компенсировали им утрату в условиях войны части торгово-экономических связей с западными странами, твёрдо гарантировали поставки сырья и оборудования из СССР и закупку Советским Союзом продукции их промышленности и сельского хозяйства.
Пакты о взаимопомощи СССР и прибалтийских государств не противоречили Статуту Лиги Наций и были официально зарегистрированы ею (Пакты о взаимопомощи с Эстонией — 13.10.1939 года, с Латвией — 06.11.1939 года; регистрация советско-литовского договора не состоялась из-за возражений Великобритании и польского эмигрантского правительства по вопросу о государственной принадлежности Вильно и Виленской области).
На базе Пактов о взаимопомощи в последующий период в рамках смешанных комиссий и на межгосударственном уровне заключён ряд дополнительных соглашений, касавшихся определения мест и условий пребывания советских войск в прибалтийских государствах, включая определение зон, запретных для полётов советских самолётов. На основании этих соглашений был осуществлён ввод частей Красной Армии в Эстонию (с 18.10.1939 года), Латвию (с 31.10.1939 года) и Литву (с 28.10.1939 года). В связи с вступлением советских войск в Прибалтику нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов 25.10.1939 года отдал приказ № 0162, категорически запретивший советским войскам вмешиваться во внутренние дела прибалтийских государств, вести коммунистическую пропаганду и вступать в контакты с местным населением. Приказ неукоснительно выполнялся.
Подписание Пактов о взаимопомощи с СССР правительства прибалтийских государств рассматривали как вынужденный шаг, совершённый под нажимом. В целом их политика в отношении СССР оставалась недружественной. Власти и армейские инстанции Эстонии, Латвии и Литвы целенаправленно создавали условия, затруднявшие пребывание советских войск, организовывались откровенные провокации, имели место похищения советских военнослужащих. В период советско-финляндской войны 1939-1940 годов правительства прибалтийских государств открыто демонстрировали симпатии к Финляндии, содействовали отправке в неё добровольцев и сбору средств в поддержку финляндской армии, реанимировали Антанту Балтийскую. Открытая антисоветская пропаганда велась в прессе, на страницах которой раздавались даже призывы «сбросить советские гарнизоны в море».
С лета 1940 года угроза советско-германской войны резко возросла. Успехи немцев на западно-европейском театре военных действий (14.06.1940 года германские войска вступили в Париж; смотрите Французская кампания 1940 года) не оставляли сомнений в том, что в самом ближайшем времени вермахт повернёт на восток. В этих условиях положение с реализацией Пактов о взаимопомощи с прибалтийскими государствами воспринималось советским руководством как нетерпимое.
14.06.1940 года правительство СССР в ультимативной форме потребовало от литовских властей «немедленно» сформировать «такое правительство, которое было бы способно и готово обеспечить честное проведение в жизнь советско-литовского договора о взаимопомощи и решительное обуздание врагов договора», а также «немедленно» обеспечить «свободный пропуск на территорию Литвы советских воинских частей для размещения их в важнейших центрах Литвы в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить возможность осуществления советско-литовского Договора о взаимопомощи и предотвратить провокационные действия, направленные против советского гарнизона в Литве». 16.06.1940 года аналогичные требования предъявлены властям Латвии и Эстонии. Правительства прибалтийских государств обратились за поддержкой к Германии, но не получили её и были вынуждены принять советские требования.
17.06.1940 года дополнительные части Красной Армии вступили в Прибалтику. Правительства Латвии, Литвы и Эстонии подали в отставку, были сформированы новые (народные) кабинеты, персональный состав которых согласовывался с уполномоченными правительства СССР (в этом качестве в Латвию прибыл А. Я. Вышинский, в Литву — В. Г. Деканозов, в Эстонию — А. А. Жданов).
Ввод дополнительных контингентов советских войск и деятельность народных правительств придали большую динамику политическим процессам в прибалтийских государствах. Народные правительства легализовали деятельность коммунистических партий, разоружили правые военизированные формирования и провели выборы в парламент. Сформированные по итогам выборов народные сеймы прибалтийских государств, большинство мест в которых завоевали левые, 21-24.07.1940 года приняли декларации о провозглашении советской власти и обратились с просьбами о принятии в состав СССР. 03-05.08.1940 года на сессии ВС СССР эти просьбы были удовлетворены. С вхождением Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР Пакты о взаимопомощи как межгосударственные договоры утратили силу.
Исторические источники:
Akten zur deutschen auswärtigen Politik. Serie D: 1937–1945. Baden Baden
Fr./M., –1963. Bd 6–10
Год кризиса, 1938–1939: Документы и материалы. М., 1990. Т. 1–2
Полпреды сообщают… Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией, август 1939 г. – август 1940 г. М., 1990
Документы внешней политики: 1939 г. М., 1992. Т. 22. Кн. 1–2
Документы внешней политики, 1940 г. – 22 июня 1941 г. М., 1995–1998. Т. 23. Кн. 1–2.
Рамочное соглашение – это документ, который служит для документирования общих положений будущего соглашения между заинтересованными сторонами, без конкретизации каких-либо деталей и условий, предполагающих возникновение неких обязанностей сторон друг перед другом. Вопросы, оговоренные в рамочном соглашении, берутся за основу при составлении договора в будущем. К примеру, рамочное соглашение на оказание услуг может содержать предварительную договоренность на оказание той или иной услуги в будущем, но не иметь конкретики по поводу сроков исполнения или цены. Рамочное соглашение составляется в произвольной форме, исходя из потребностей сторон.
Документ также может, в отдельных случаях, исполнять функции предварительного договора. Однако, в отличие от предварительного договора, заключение рамочного соглашения не несет за собой обязанности заключить основной договор, поскольку в некоторых случаях рамочное соглашение может считаться, в том числе, и уже заключенным основным договором, детали которого будут уточнены в будущем.
Особенность рамочного соглашения состоит в том, что его форма и процедура составления не регламентирована действующим законодательством Российской Федерации, поэтому при составлении документа, а также его расторжении или внесении изменений, стороны должны руководствоваться общими положениями Гражданского Кодекса РФ, применимыми к заключению, расторжению, а также внесению изменений в условия всех видов договоров. Поскольку рамочное соглашение определяет только общие положения будущего сотрудничества сторон, то в некоторых случаях, при рассмотрении споров в судебном порядке, оно может быть признано недействительным. В таком случае стороны не несут ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий рамочного соглашения. Документ составляется в количестве экземпляров, равном количеству сторон соглашения, подписывается его уполномоченными лицами и скрепляется печатями.