Профстандарт педагога Русского языка и литературы

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Введение Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие:

· коммуникативной способности,

· установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.

Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования.

Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике (например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе.

Предметная компетентность учителя русского языка

Учитель русского языка должен:

· Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

· Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.

· Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

· Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.

· Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.

· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.

· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

· Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).

· Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

· Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру

Учитель должен:

· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

· Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.

· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

· Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».

· Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).

· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

· Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

· Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

· Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Минобрнауки России публикует для широкого обсуждения проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога предлагается для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые педагоги предпочитают учиться посредством чтения, другие -посредством восприятия на слух, третьи — посредством просмотра видео и т.д. К тому же, использование мультимедиа позволяет обучающим работать над материалами по-разному, например, педагог сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.

Выводы. Таким образом, учитель математики становится активным участником образовательного процесса. Интерактивные методы позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств. Интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу — это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.

Литература:

3. Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения (теоретический и прикладной аспекты): автореф…дисс.докт.пед.наук. — Санкт-Петербург, 1998. — 54 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры

методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов. Сделан вывод о том, что будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель начальных классов, студент, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Keywords: vocational training, primary school teacher, student, Federal State Educational Standard.

Введение. Для современного учителя начальных классов выбранная профессия — это возможность его профессиональной самореализации, большой источник удовлетворения и признания со стороны учеников, родительской общественности и коллег. Поэтому, перед высшей педагогической школой, сегодня стоит генеральная задача: подготовить учителя, способного ориентироваться в новом информационном обществе, отличающегося высокой интеллектуальной гибкостью, подвижностью мышления, способностью к диалогу, толерантностью, коммуникабельностью. Учителю начальной школы важно понять, что современному ребенку предстоит жить и работать в другом мире и обществе, поэтому учитель обязан подготовить людей, приспособленных к жизни в новых условиях информатизации образования и внедрения инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. ФГОС начального общего образования ориентирует учителя начальных классов на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Образовательная программа бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Начальное образование» (далее — ОПБ) представляет собой совокупность требований, обязательных при ее реализации. Компетенции выпускника — его способность применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС ВО бакалавр должен обладать следующими компетенциями: Общекультурными (ОК): способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2) и т.д. Общепрофессиональными (ОПК): готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); сдобностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) и т.д.; профессиональными (ПК): готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) и т.д; специальные компетенции (СК): способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3) и т.д.

Начальная школа сегодня находится в центре педагогической и научной мысли, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач ФГОС затрагивает почти все слои населения. Внедрение новых ФГОС добавил важную задачу в числе педагогических задач — раннее выявление и поддержка талантов детей на начальном этапе обучения, формирование для таких учеников особых педагогических условий и траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал. Современный учитель должен научить ученика самостоятельно ставить перед собой цель, элементарно, на своем уровне, формулировать проблему, научиться видеть необходимое и важное в перспективе, самостоятельно организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Другими словами, учитель начальных классов должен не просто транслировать, «передавать» знания детям, а научить его учиться, самостоятельно осуществлять поиск новых знаний и использовать их на практике. Учитель, внедряемый и следуемый за требованиями ФГОС, меняет мотивы своей педагогической деятельности, потребности, ценностные ориентации, поскольку современный учитель — это не транслятор знаний, ученый, исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов и наставник. Требование современной начальной школы и работодателя выражается желании получить в себе в образовательной учреждение специалиста-профессионала, работника, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, самоконтролю и, в какой-то степени, переучиванию, творчеству, коммуникации и постоянному повышению профессиональной квалификации. Профессионализм начальной школы обусловлен его профпригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, самообразованием, целенаправленным формированием у себя компетенций и личностных качеств, которые важны для выполнения педагогической деятельности. Высокого профессионализма и постоянного роста учителя нельзя добиться без мотива и заинтересованности в самообразовательной деятельности, поскольку он не должен останавливаться на достигнутом. Для современного учителя характерно понимание того, что учительская профессия — это источник и возможность профессиональной самореализации, источник удовлетворения и признания. Внедрение и переход школ на новые ФГОС требует от учителей начальных классов изменить используемые методы работы с классом и каждым ребенком в отдельности, в целом, изменить подход к учебно-воспитательной деятельности в соответствии предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Каждый учитель начальной школы должен задуматься о развитии личности ребенка, необходимости формирования у него универсальных учебных умений, без которых он не станет успешным на следующих ступенях образования, не станет конкурентноспособным в дальнейшей профессиональной деятельности.

В документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы» написано, что «основа актуального взаимодействия учителя и ученика и его конечная цель является способность ученика научиться учиться. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных ФГОС ВПО ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» . Поэтому в новых стандартах речь идет не просто о формировании определенных качествах личности, а о помощи обучающемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. В основе новых ФГОС лежит идеология компетентностного подхода (Е.В.Бондаревскоая, И.А.Зимняя, С.В. Кульневич, А.А.Пинский, В.Ф. Сидоренко и др.) Профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается «интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности .

При переходе на новые образовательные стандарты, учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития и неповторимый образ. Современный учитель постоянно находится в творческом поиске, ища ответ на актуальный вопрос «чему и как учить школьников?». Ответы на поставленные вопросы учитель получает через организацию современного урока, к которому также предъявляются определенные требования. Урок был и есть остается основным элементом образовательно-воспитательного процесса, беря свое начало с «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского. В процессе проведения Методических советов, научно-практических конференций, современные учителя отмечают, что в рамках внедрения ФГОС кардинально изменились и приемы работы на уроке, применяемые учителем начальных классов. Метод рассказ постепенно превращается в метод обсуждения проблем, учебных или жизненных ситуаций, метод опроса постепенно заменяется на собеседование, метод контроля — в самоконтроль. Сегодня особые требования предъявлены к самостоятельности изучения темы: ученики не просто повторяют за учителем заученные фразы, пытаются анализировать изучаемые факты, явления, делают обобщающие выводы. Известно, что без мотивации со стороны класса сложно начинать изучение новой

темы, поскольку младший школьник должен понимать, для чего взята именно эта тема, какую цель ставит данная проблема, как он будет изучать поставленные перед ним задачи, каков план урока, что за чес следует и т.д. В правильной постановке цели и выборе средств ее достижения ученик должен быть достаточно активен, вместе с учителем участвовать в создании проблемных ситуаций, выполнять практико-ориентированные задания. Проявляя самостоятельность, ученик имеет право выбрать способ решения любой учебной задачи, уровень ее освоения и способ проверочного контроля. Учитель, проектируя урок, должен думать о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, которые способствовали бы удовлетворению в конце урока. Для современного урока также является характерным демократический стиль управления на уроке между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга. Другими словами, современный урок должен учить ученика учиться. Проанализированные требования к современному уроку делают необходимым вопрос постоянного повышения профессиональной компетентности.

Сегодня большое внимание в новых ФГОС уделяется способности учителя начальных классов к поиску и внедрению в практику игровых технологий. Современному учителю начальной школы придется решать многие профессиональные задачи вопросы. Если раньше главной задачей учителя начальных классов стояла задача трансляции ученикам знаний, умений, навыков, далее отработать их и закрепить их на практике. Сегодня уже не достаточно простой передачи знаний, важно научить детей самостоятельно добывать эти знания и применять их на практике. «вложить» какие-то знания, а научить добывать их, научить учиться. Сегодня в профессиональной деятельности учителя начальных классов стали пользоваться разными инновационными технологиями: технологией развития у детей критического мышления, проблемными и развивающими технологиями, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие технологиями на основе личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает такое обучение, при котором цели и содержание обучения, определенные во ФГОС, приобретают для учеников начальных классов личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению, к учебной деятельности. Проблемой личностно-ориентированного подхода в разное время занимались зарубежные и отечественные ученые (А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.) Владение учителем начальных классов личностно-ориентированным подходом является актуальным по причине того, что он обеспечит: а) высокую самостоятельность учителя, творческое определение целей и задач обучения, выходя за рамки образовательной программы, а также творческий креативный выбор приёмов обучения, которые являются для собственного класса наиболее соответствующими; б) учитель опирается на имеющиеся знания учащихся, на их опыт; в) учитель учитывает социокультурные особенности учащихся, их образ жизни; в) учитель учитывает также эмоциональное состояние детей, их морально-этические и нравственные ценности. Данный подход обеспечит также перераспределение в ходе урока ролей учителя и учащегося, который выражается в определенном ограничении ведущей роли учителя и больше свободы ученикам.

Известно, что наиболее часто используемый вид деятельности детей в начальной школе — это игра и игровые технологии. Огромное значение уделяется использованию игровых технологий в начальной школе по новым ФГОС, потому что, несмотря на то, что учебная деятельность в школе в отличие от дошкольного учреждения, преобладает на игровой, тем не менее учителю надо помнить, что игра продолжает занимать важное место в начальных классах, что игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая детей в начальной школе с помощью игровых технологий, учитель подает детям учебный материал достаточно легко и естественно, «играючи», что способствует его запоминанию и крепкому усвоению. Важность использования игровых технологий актуализируется ввиду информационной современного мира, поэтому главной задачей подготовки современного учителя начальных классов становится развитие у него способности искать и находить новые игровые технологии, когда дидактическая игра способствует эффективности практического использования учащимися знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Современный учитель нуждается в использовании новых игровых технологиях, которые превратят неинтересную, монотонную деятельность в увлекательные занятия по запоминанию и помогут реализовать один из главных принципов гуманного подхода к детям. Сегодняшний учитель начальных классов нуждается в расширении собственного методического потенциала, в пополнении активных форм обучения и воспитания.

Игровые технологии и игра напрямую воздействует на формирование у школьников читательской самостоятельности, что также важно учитывать учителем в ходе данной способности у детей, поскольку игра активно развивает самостоятельность ребенка. Действительно, игра — единственная сфера жизни, в которой ребенок самостоятельно может определять цели и средства. Известно также, что возможность творчества, сочинения, креативности вне игры доступна не всем школьникам. А игровые технологии дают возможность творить большому количеству детей во многих областях жизни.

Педагог начальной школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, в рамках общеобразовательной подготовки должен знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; в профессиональной подготовке: обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность. Будущий учитель начальных классов должен знать философию образования, философские и культурологические концепции, возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 — 7 лет) .

Современному учителю непременно важно иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью. Для реализации всех поставленных задач, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высшем учебном заведении необходимо создать соответствующие педагогические условия. Необходима постоянная работа среди студенческой молодежи, которая готовит себя к работе с детьми начальной школы -проведение практических семинаров, конференций, круглых столов, вебинаров и т. Не лишней была бы организация сетевого взаимодействие преподавателей, ведущих учителей-практиков начальных классов города, администрации вуза и студенчеств. Вузом и кафедрами должны активно использоваться инструменты и механизмы изучения студентами лучшей педагогической практики, посещение открытых уроков, обмен опытом, всеобщее обсуждение возникающих проблем, связанных с будущей учительской практикой.

Выводы. Итак, исходя из вышеизложенного, основными требованиями к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, стали: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребенком своего класса. Учитель должен развивать свою речь, которая должна быть достаточно четкой и хорошо поставленной. Для учителя также важно уметь владеть вниманием всего класса и удерживать внимание каждого ученика. Несмотря на сложные ситуации, возникающие и в классе, учитель не должен терять самообладания, должен уметь сохранять спокойствие и выдержку. Наряду с этим, очень важно для учителя использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребенку, подбирая подход к каждому характеру. Особое внимание заслуживает такой раздел в работе учителя начальных классов — умение работать с каждым родителем, с трудными, проблемными семьями, поскольку от взаимодействия и взаимопонимания связки «учитель-родитель» зависит эффективность их совместного сотрудничества. Задачи, которые сегодня поставлены перед школой со стороны государственного заказа и ФГОС, достаточно сложны. Институт семьи способен облегчить не только жизнь ребенку в школе, его адаптацию, но и во многом помочь педагогу школы. В рамках взаимодействия учителя и родителей, как целенаправленного процесса, должны создаваться благоприятные условия для развития школьников через включения его родителей в активную школьную деятельность. К примеру, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка, помочь родителям разобраться с проблемами, направить общие усилия на всестороннее воспитание и развитие младшего школьника. Психологи, социальные педагоги отмечают высокую занятость родителей, поэтому в планировании работы учителя важно уделять больше внимания участию самих родителей в организуемых мероприятиях класса. В этом случае, учитель начальной школы должен стать для родителей помощником в вопросах обучения, воспитания собственных детей, способствовать созданию в системе детско-родительских отношений благоприятный психологический настрой, атмосферу добра и взаимопонимания. Это особенно важно в начальной школе, когда ребёнок только начинает обучение. Возвращаясь в определенной занятости родителей, подчас их отсутствие на совместных мероприятиях, посещении родительских собраний, нужно отметить требование к современному учителю начальных классов владеть определенными информационными технологиями для реализации на практике новшества в рамках общения с родителями и семьей — это электронный школьный журнал как инновационный инструмент учителя не только в работе с администрацией, но и электронный дневник — это хороший, удобный помощник для родителей. Представить сегодня рабочий день учителя без компьютеров, интернета и других технических средств достаточно сложно.

Согласно новым ФГОС, «компетентность учителя начальных классов предъявляет требования к его способности эффективно применять учебно-методические, информационные технологии и другие ресурсы реализации основной образовательной программы, постоянно развиваться и саморазвиваться в профессиональном отношении, а также уметь использовать современные образовательные ИКТ, инновационные технологии обучения» . Будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Он также должен уметь применять на практике первоначальные теоретические знания и разбираться в литературных произведениях из круга детского чтения. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

Литература:

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы. Постановление от 23 мая 2015 г. № 497. Москва

6. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры вооружения и стрельбы Калмыков Валерий Евгеньевич

ФГКВОУ ВО «Московское высшее общевойсковое командное училище» МО РФ (г. Москва); кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных Сил Российской Федерации) Малоземов Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (г. Москва)

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях повышения уровня профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства преподавателей военных ВУЗов с использованием технологий ТРИЗ-педагогики. Автор дает определение профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства, а также анализирует их основные составляющие. Также автор подробно анализирует возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в деятельности, направленной на повышение уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов.

Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, методическое мастерство, профессорско-преподавательский состав, военный ВУЗ, технологии ТРИЗ-педагогики, преподаватели военных дисциплин, инновационная деятельность.

Введение. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем фактом, что перемены, которые имеют место в рамках процесса подготовки специалистов по военному делу в Российской Федерации и которые обусловлены динамичным развитием таких составляющих, как средства вооруженной борьбы, эволюция тактики применения различных войск, необходимость принятия компетентных решений в области военно-профессиональных задач специалистами, предъявляют весьма высокие требования к процессу образования современных военных ВУЗов.

Одной из основных стратегических тенденций совершенствования образования в военной сфере выступает укомплектование военных ВУЗов такими педагогическими кадрами, которые обладают высоким уровнем фундаментальных профессиональных знаний, а также практических умений, и навыков, обусловливающих способность к непрерывному профессиональному творческому росту. В большинстве случаев преподавателями военных дисциплин в профильных ВУЗах выступают те люди, которые недавно замещали руководящие посты в воинских формированиях, и которые, соответственно, владеют практическими знаниями в области военной службы, хорошо разбираются в тактике военных действий и иных прикладных аспектах данной отрасли. Тем не менее, возникающие методические затруднения опосредуют необходимость их совершенствования в плане дидактико-методологической направленности.

Формулирование цели статьи. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности деятельности, направленной на повышение профессионально-педагогических компетенций у преподавателей высших учебных заведений военной направленности.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ подходов к определению понятия «методическое мастерство» и «профессионально-педагогические компетенции» преподавателей военных дисциплин показывает, что в современной педагогике отсутствует их единая трактовка.

Одни ученые под данными терминами понимают педагогический опыт, а также разновидность инновационного педагогического опыта, в то время как другие рассматривают их в качестве своеобразных индикаторов эффективности и показателей уровня педагогической деятельности .

Однако большая часть ученых понимают под профессионально-педагогическими компетенциями и методическим мастерством уровень профессиональной квалификации преподавателя высшего учебного заведения.

С точки зрения А. В. Барабанщикова, формирование профессионально-педагогических компетенций реализуется в контексте трех уровней:

— адаптационного, который включает начальный этап освоения компетенции, понимания ее содержания, критериев сформированности и т.п.;

— репродуктивного, отражающего сам ход непосредственного освоения компетенции;

— творческого, показывающего способность преподавателя демонстрировать уровень владения компетенцией в ситуация различной сложности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку профессионально-педагогические компетенции являются категорией, присущей конкретной личности и качественно характеризующей ее деятельность, в том числе и результат, который был достигнут в процессе деятельности, корректно давать определение сущности профессионально-педагогических компетенций преподавателя, основываясь на уровневый подход, при котором мастерство следует рассматривать как вершину педагогической деятельности, эффективность которой подтверждает высокий уровень индивидуальной подготовленности курсантов .

Структура процесса повышения качества профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин, помимо традиционных элементов педагогического процесса, также содержит специфику:

Профстандарт педагога Русского языка и литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *