Газ кому принадлежит

Крупнейший проект «Газпрома» может оказаться убыточным, зато компания сэкономит на газификации внутри страны

Масштабный проект «Газпрома» «Сила Сибири» по транспортировке газа в Китай может так и не выйти на проектную мощность и вместо доходов обойтись стране в 1,5 триллиона рублей убытков. Об этом пишет издание «Лента.ру» в своем расследовании, ссылаясь на многочисленные документы, записи и свидетельства инженеров, работающих на проекте. Для сравнения, сумма поддержки 56 регионам России от Минфина составляет 100 млрд руб., малым и средним предприятиям, пострадавшим от эпидемии коронавируса, правительство выделило 81,1 млрд руб.

Напомним, что магистральный газопровод «Сила Сибири» был запущен в декабре 2019 года в присутствии президента Владимира Путина. Газ по нему доставляется с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Якутии в Приморский край и Китай. Стоимость газопровода оценивается в 1,1 триллион рублей.

Между РФ и КНР был заключен договор на 30 лет, который предполагает поставку 38 млрд. кубометров газа в год за 400 млрд долл. В последнее время стороны обсуждали даже расширение объемов поставок по контрактам, но теперь, если верить расследованию, речь идет не об увеличении экспорта, а, напротив, о возможном срыве соглашения.

Основная проблема газопровода в том, что Чаяндинское месторождение, которое является для него основным источником сырья, может не выйти на запланированный уровень добычи из-за неправильно проведенной геологоразведки, множественных технических нарушений и халатности при разработке. Издание пишет, что 20 скважин оказались полностью «сухими», а на 21 зафиксирован пониженный уровень добычи, который в течение нескольких лет и вовсе может стать нулевым. Только от этого финансовые потери могут составить 334 млрд руб. упущенной выгоды.

«Основная проблема Чаянды в том, что месторождение было не готово к разработке. Оно находилось на стадии разведки. Работы по геологоразведке почти нигде не запущены, не завершены», — цитирует издание заместителя начальника 307-го департамент «Газпрома» Андрея Филиппова.

Ситуация на Ковыктинском месторождении оказалась еще хуже. Компания была вынуждена делать перерасчет в проекте и вообще убирать одну зону из разработки, потому что она оказалась полностью сухой. Это также произошло из-за того, что геологоразведка была выполнена не полностью.

Как говорят инженеры, обо всех этих проблемах знали как руководители проекта, так и высшее руководство «Газпрома», в том числе Алексей Миллер, однако он настоял на том, чтобы форсировать работы, так как в противном случае Россия упустила бы огромный китайский рынок. Теперь же «Газпром» пытается продавить строительство газопровода «Сила Сибири-2», чтобы подстраховаться на случай срыва обязательств по контракту с КНР.

В самой компании все эти обвинения пока что не подтверждают. На запрос СМИ в «Газпроме» коротко ответили, что проблем с «Силой Сибири» нет. Однако вряд ли такие обвинения могут появиться на пустом месте. Вопрос только в масштабе проблем.

Между тем, многие эксперты уже давно критикуют политику «Газпрома», которая направлена на масштабные и дорогостоящие международные проекты с сомнительной выгодой, но при этом игнорирует такой вопрос, как газификацию российских регионов. А ведь «Газпром» — это частично государственная компания. Тем не менее, тратить триллионы, в том числе и денег налогоплательщиков, на прокладки магистральных газопроводов вроде «Силы Сибири» или оказавшегося под угрозой срыва «Северного потока-2», видимо, интересней, чем газифицировать собственные города.

Так, гендиректор UC Rusal Евгений Никитин обратился к правительству России с предложением включить сибирские города Красноярск, Братск и Иркутск в программу газификации «Газпрома». По его мнению, без таких мер решить экологические проблемы указанных крупных промышленных центров невозможно. Несмотря на это, строительство газовой магистрали в этих регионах даже не вошло в национальный проект «Экология».

Никитин считает, что «Газпром» должен изменить свои инвестиционные программы ради газификации российских регионов, что особенно важно в условиях эпидемии коронавируса и проблем в экономике. Тем не менее, в «Газпроме» сообщили, что в 2020 году средства на работы по газификации указанных регионов не выделяются, а программа на 2021−2025 пока в разработке.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков не исключает, что масштаб проблем на «Силе Сибири» может быть преувеличен в рамках аппаратной борьбы внутри «Газпрома», тем не менее, худший сценарий для проекта вполне возможен.

— «Газпром» косвенно подтвердил наличие проблем с этим месторождением, но непонятно, насколько они велики. Главный вопрос в том, будет ли это угрожать поставкам газа в Китай, или это текущая проблемная ситуация, которая может быть исправлена.

В лучшем случае дело закончится тем, что уже пробуренные скважины не дадут тот дебит, который предполагался или вообще останутся сухими. Тогда придется бурить новые скважины, и в итоге месторождение все же сможет дать газ. Для «Газпрома» это был бы позитивный сценарий, хотя он и потребовал бы дополнительных издержек.

Если же Чаяндинское месторождение в принципе не сможет дать те объемы, на которые рассчитывали, это станет огромной проблемой для компании. Нужно будет что-то делать, чтобы так или иначе исполнять контракт с Китаем. «Газпрому» придется либо закупать сжиженный газ с рынка и поставлять его КНР, либо создавать новую ресурсную базу.

В пользу последнего варианта говорит активизация работы по «Силе Сибири-2». Как правило, никакие работы у «Газпрома» не начинались, если не был подписан контракт на поставку газа. Так было и с первой «Силой Сибири». То, что уже начались проектно-изыскательные работы, дает основание критикам «Газпрома» говорить о том, что месторождения газа в нужных объемах не дадут, поэтому чтобы исполнить старый контракт придется строить новый газопровод по Западной Сибири, где ресурсная база уже разработана.

«СП»: — Как такая компания, как «Газпром», вообще могла допустить такой провал по одному из крупнейших проектов?

— Я бы дождался официальных цифр. Сейчас по Алексею Миллеру будут наноситься аппаратные удары. Активизировалась кампания против «Северного потока-2», который называют провальным и пишут о том, что он никогда не будет запущен. Теперь к этому присоединились сообщения о проблемах на «Силе Сибири».

В информационном пространстве по Миллеру бьют очень активно, рассуждают о том, кто будет его преемником. Так что пока я бы не спешил говорить о триллионных убытках. Очевидно, что проблемы на Чаяндинском месторождении есть, но их масштаб пока непонятен. По итогам года этот вопрос прояснится — если 5 миллиардов кубометров газа по «Силе Сибири» не пройдут, значит, что проблемы большие.

«СП»: — Может ли на фоне этой истории «Газпром» изменить политику и активизировать газификацию внутри страны?

— На рынке сейчас сложилась такая ситуация, что в России газ дороже, чем в Европе, поэтому он приносит «Газпрому» больше прибыли. Кроме того, на это накладывается политический переходный период транзита власти, когда руководство страны пытается заключить с населением некий новый общественный договор — улучшение качества жизни в обмен на лояльность. Эти два фактора активизируют разговоры о газификации.

Но будет ли «Газпром» ориентироваться на внутренний рынок — большой вопрос. Там, куда легко можно было провести газопроводы, их уже провели. Теперь, чтобы существенно увеличивать процент газификации, нужно прилагать серьезные усилия.

Нужны новые большие газопроводы, от них газ необходимо вести до потребителя и субсидировать конечное подключение. Потому что этим должны заниматься местные горгазы, а у них чаще всего нет денег, в итоге населенный пункт может быть к газу подключен, а в домах газа нет. Так что мне кажется, что темпы газификации все равно будут небольшими.

Эксперт в энергетике и энергорынке, глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что проблемы «Силы Сибири» вполне реальны и «Газпрому» в итоге, возможно, придется лишиться монополии на экспорт газа.

— Еще в прошлом году в экспертном сообществе стали появляться сообщения о проблемах на Чаяндинском месторождении, просто тогда это не было отражено в СМИ. Но специалисты говорили, что работы идут с нарушением технических регламентов, отсюда загубленные скважины и потерянные объемы газа.

Возможно, кого-то после этой истории поувольняют, если еще не уволили. Самый интересный вопрос в том, насколько высшее руководство «Газпрома» было информировано обо всей этой ситуации и как оно на это реагировало.

«СП»: — Как такой провал вообще стал возможен, речь ведь о триллионах?

— Как у нас часто бывает, основная причина в плохой организации работы. Где-то действовали спустя рукава, где-то пытались сэкономить. На уровне каждого подрядчика и компании были допущены различные ошибки. Можно, наверное, инкриминировать и другие статьи Уголовного кодекса, но в этом должны разбираться компетентные органы.

«СП»: — Если проблемы настолько велики, как можно выполнить контракт с Китаем?

— «Сила Сибири-2», если и будет запущена, то не в то время, когда первая «Сила Сибири» должна выйти на проектную мощность. До момента принятия решения о строительстве пройдет время, только в этом году начинаются работы по изысканию проекта. В лучшем случае этот газопровод может быть завешен к концу 20-х, поэтому вряд ли это выход.

Возможен другой вариант решения проблемы. В свое время «Роснефть» просила доступ к трубе «Силы Сибири». Если действительно возникнут проблемы с ее заполнением и контракт будет срываться, не исключено, что «Газпрому» придется лишиться своего монопольного положения на экспорт газа и допустить к трубе других поставщиков.

«СП»: — Может ли на фоне этой истории «Газпром» активизировать газификацию внутри страны, хотя бы чтобы реабилитироваться?

— Вряд ли что-то поменяется в этом направлении. Программа газификации, которая обсуждалась в прошлом году у президента, должна быть выполнена к 2030 году. В ней указан экономически обоснованный предел газификации для нашей страны, примерно на уровне 80%. Дальше тянуть трубы в удаленные районы не выгодно.

Просто проложить трубу из точки А в точку Б — это полдела, нужно, чтобы по ней еще и шло потребление, то есть чтобы домохозяйства и предприятия были подключены к системе, а это также требует больших денег и вызывает целый комплекс вопросов. Из каких бюджетов нужно за это платить, кто будет нести эти расходы и так далее.

«СП»: — Но если сравнить эти суммы с возможными потерями от «Силы Сибири», получится не так и много…

— Да, если посмотреть, то сегодня на спасение отдельных отраслей промышленности и социальной сферы денег выделяется значительно меньше, чем то, что было потрачено даже только на проблемные части проекта, не говоря о нем целиком. А уж потенциальные убытки сопоставимы с доброй частью помощи экономике всей страны.

«Свободная пресса»

Всё для народа

Мажоритарный акционер Группы ГАЗ, основы холдинга с пафосным названием «Русские машины», Олег Дерипаска готов пожертвовать своими личными интересами, чтобы предприятие могло полноценно работать. Об этом бескорыстный бизнесмен заявил на пресс-конференции в Нижнем Новгороде, где, собственно, и находится главное предприятие группы, холдинга, а с недавних пор и всей империи Дерипаски.

Ранее важнейшим активом Олега Владимировича была компания РУСАЛ, входящая в холдинг En+, но от неё он уже дистанцировался. Именно с РУСАЛом сравнил Дерипаска ситуацию, сложившуюся на ГАЗе после 6 апреля 2018 года, когда его фамилия оказалась в очередном санкционном списке.

Фото: www.globallookpress.com

Санкции на ГАЗ также наложены, но их ввод постоянно отодвигается – американцы дают Дерипаске время очистить заводы от своего присутствия.

Хочется поаплодировать человеку, для которого интересы страны оказались важнее собственных амбиций, но руки упорно не соединяются в радостном хлопке. Потому что до сих пор Дерипаска и интересы России не ночевали, не дневали и ничем не занимались хоть в какой-то близости друг от друга.

Давайте вспомним, откуда у него вообще взялся ГАЗ.

Как уезжал ГАЗ

Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова был основан в 1932 году, и предки Олега Дерипаски никакого участия в этом не принимали – хоть сам он из Горьковской области, но родители его переехали туда с Кубани. Да и сам Дерипаска провёл детство в Усть-Лакинске – и, видимо, уже тогда полюбил местный суд, к помощи которого впоследствии прибегал в трудные минуты. В общем, патриот Горького/Нижнего из него так себе.

В 1992 году предприятие акционировали – это была одна из первых крупных приватизаций в стране. Дерипаска в этом никакого участия не принимал. Чековый аукцион прошёл в начале 1994 года при невиданном ажиотаже с грубейшими нарушениями. Администрация ГАЗа под руководством Бориса Видяева тогда продала 300 тысяч ваучеров, что при бедственном положении предприятия вызвало определённые вопросы – похоже, ваучеры были скуплены за счёт льготного госкредита, предназначенного для совершенно иных целей. Плюс было использовано не менее пятнадцати как бы независимых фирм-конкурентов – всё для того, чтобы оттеснить конкурентов реальных (нечто подобное проделал, например, Алексей Мордашов с «Северсталью», но там уровень сопротивления был ниже).

По требованию вице-премьера Бориса Немцова аукцион признали несостоявшимся, но заявка некоего «ГАЗ-Инвеста» не была отозвана. В итоге контроль над предприятием получили люди бывшего министра автомобильной промышленности СССР Николая Пугина, на назначении которого и настаивало правительство ещё до аукциона.

В результате хитрой многоходовки самый здоровый автозавод России (как раз в 1994-м начался серийный выпуск «Газели», самого успешного автомобиля за всё время российской независимости) оказался в нужных руках.

Руки эти ослабли к 2000 году, когда после дефолта окончательно перестали действовать советские методы и связи. И тут появился «Сибирский алюминий» с предложением, от которого нельзя отказаться. С 2000 года структуры Дерипаски начали скупать акции ГАЗа, к концу того же года «СибАл» получил фактический контроль над предприятием, который не замедлил стать юридическим.

Началась эпоха Дерипаски, пиком которой стало самовыдвижение Владимира Путина на очередной президентский срок именно на территории ГАЗа.

Ускорение Навального

Но всего через четыре месяца после этого, стоило отгреметь триумфальным выборам, ситуация резко изменилась. Вместе с другими активами Дерипаски Группа ГАЗ попала в Specially Designated Nationals List (SDN) – чёрный список американского Управления по контролю за иностранными активами. Американским гражданам и резидентам было запрещено иметь дело с людьми, компаниями и кораблями, перечисленными в этом замечательном документе. Более того, гражданам и резидентам США предписано по возможности не иметь дела с любыми людьми и организациями из любой точки мира, которые находятся в каких-то отношениях с фигурантами списка.

Фото: Андрей Котов / ТАСС

По причинам, о которых ниже, скажем, что подобного развития событий было не избежать в любом случае. Но, безусловно, процесс сильно ускорила публикация Алексеем Навальным расследования про приключения Олега Дерипаски, Насти Рыбки и связанных с ними лиц.

Здесь встает сложный этический вопрос: насколько допустимы публичные разоблачения даже подобных несимпатичных персонажей, если это может привести к банкротству и закрытию предприятий, где работают десятки тысяч человек? Конечно, лучше всего было бы вообще не совершать предосудительных действий, тогда и разоблачения не потребовались бы, но это уже, к сожалению, из разряда фантастики…

Кому достанется ГАЗ?

Что мы имеем? Созданный государством Горьковский автозавод, отжатый у этого государства за его же кредиты и позднее перекупленный у ранних приватизаторов, стал нести серьёзные убытки из-за репутации этого покупателя, то есть по причинам, с самим заводом вообще никак не связанным. А теперь, внимание, Дерипаска предостерегает против его национализации – через несколько часов после своего пламенного выступления на заводе он расчехлил для интервью Financial Times совсем другие интонации:

Кремль смотрит как хищник сверху на то, как далеко уедет эта машина. Это огромная возможность для бюрократов получить ещё больше игрушек в России, где уже 70% экономики в руках государства.

Одновременно бывший олигарх объявил о создании призового фонда для СМИ, готовых рассказать правду о его преследовании и санкциях. 600 тысяч долларов достанутся самым честным журналистам, которые сумеют доказать, что Дерипаска решительно ни в чём не виновен ни перед Минфином США, ни перед Америкой как таковой.

Между тем РУСАЛ, контроль над которым Дерипаска уже уступил, фактически стал американской компанией – на днях было объявлено о его огромных инвестициях в строительство металлургического завода в США. Конечно, «Газели» – не алюминий, автопредприятия с берегов Волги американцев не волнуют вообще, но тут интересно вспомнить, что из-за санкций от покупки значительной, а возможно, и контрольной доли ГАЗа отказался Volkswagen – Дерипаска чуть-чуть не успел передать завод в руки немцев. Теперь же он предостерегает от национализации предприятия (это приведёт к увольнениям тысяч людей). Похоже, ему больше хочется, чтобы ГАЗ стал немецким или, по образцу РУСАЛа или Сбербанка, американским.

Согласимся с Олегом Владимировичем в том, что Российская Федерация в лице её многострадальных правительства и Росимущества действительно не являются эффективными собственниками; государственный капитализм вообще нигде не показал себя хорошо работающей моделью. Верно и то, что обращение за умом-разумом к господам иностранцам помогло, например, АвтоВАЗу (Nissan-Renault) на пятом десятке лет своего существования начать наконец выпускать автомобили. Но ГАЗ, в отличие от своего тольяттинского соседа, работать умел изначально. Пиарщики Дерипаски распространяли трогательные материалы о том, как новый владелец лично учил сварщиков правильно организовывать производство, но, думается, следование требованиям времени и рынка – не ноу-хау прожорливого и неразборчивого в связях нижегородца.

Так или иначе, моральный статус господина Дерипаски, выкормыша «семьи», просто не позволяет ему сейчас распоряжаться судьбами десятков тысяч людей. Ещё одна этически-экономическая задачка для российских властей, на которую нет однозначного ответа.

Ясно одно: нельзя допустить остановки или «оптимизации» производства в Нижнем Новгороде и на смежных предприятиях из-за проблем в головах Олега Дерипаски, американских чиновников, украинских политиков и белорусских проституток.

Газ кому принадлежит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *