СанПИН для дополнительного образования

Требования, установленные СанПиН для дополнительного образования детей, распространяются на все учебные заведения, независимо от того, государственные они или частные. Им обязаны следовать все организации и учреждения, предоставляющие внешкольное образование: центры, кружки, студии, дома детского творчества и т. д.

Поэтому последнего образца и ознакомиться с ним рекомендуется всем владельцам учреждений.

Нормы СанПиН, касающиеся помещений

Один из главных вопросов, которые регулирует СанПиН — качество помещений, где обучаются дети. Роспотребнадзор ввел сразу несколько запретов и рекомендаций:

  • Запрет на размещение ДОД в непригодных для нормального обучения условиях: в подвальных помещениях, зданиях без центрального отопления, вентиляции и окон.
  • Обязательное наличие умывальника с теплой водой, для спортивных или танцевальных кружков или секций — полноценной душевой кабины. На десять человек должен быть хотя бы один источник воды.
  • Запрет на расположение зданий ДОД возле автомагистралей или железнодорожных путей, рядом со свалками, территориями заброшенных строений и прочими, теоретически опасными для обучаемых, местами.
  • Использование в оформлении правильных цветов. Холодные тона в отделке помещений рекомендуется применять только в том случае, когда их окна ориентированы на юг. Если окна выходят на север, надо отдавать предпочтение желтоватым теплым оттенкам.
  • Запрет на использование одной для обеих полов раздевалки. Теперь девочки и мальчики должны иметь разные помещения для переодевания перед репетициями или занятиями спортом.
  • Помещение должно быть подключено к холодной и горячей системе водоснабжения и оборудовано канализацией.

Актуальными остаются и старые нормы СанПиН для учреждений дополнительного образования: помещение, где проводится обучение детей, запрещено размещать рядом с объектами промышленности, стройками и т. д. Для безопасности территория учреждения должна быть ограждена забором. Доступ света в помещение не следует перекрывать слишком высокой изгородью или зелеными насаждениями.

Медицинский кабинет всегда должен располагаться на нижнем этаже учреждения, а помещения для детей дошкольного или младшего школьного возраста – на первом и втором.

Нормы образовательного процесса

Требования СанПиН в дополнительном образовании затрагивают и сам процесс обучения:

  • Занятия должны проводиться в дневное время суток (начинаясь при этом не ранее 8 утра и заканчиваясь не позже 8 вечера). Для лиц старше 16 лет допускается возможность обучения до 21.00.
  • Обучение может проводиться в индивидуальном и групповом формате.
  • Длительность внешкольных занятий в учебные дни – три академических часа, в выходные и на время каникул — четыре.
  • Спустя 30-45 минут работы с теорией должны проводиться десятиминутные перерывы.

Согласно нормам СанПиН для дополнительного образования от 2015 года владельцы организаций имеют право самостоятельно устанавливать продолжительность занятий и перерывов между ними, определять объемы аудиторной нагрузки и количество академических часов. Это хорошая новость для руководителей кружков по искусству и спортивных секций, поскольку 45 минут для одного занятия порой бывает недостаточно.

Какие требования предъявляют работникам ДОД

Так как работники учреждений дополнительного образования имеют дело с детьми, требования к ним достаточно строгие:

  • Наличие медкнижки со всеми результатами лабораторных исследований, отметками о достаточной санитарно-гигиенической подготовке и заключением врача о допуске к работе.
  • Обязательное прохождение медицинских осмотров в установленном порядке.
  • Наличие соответствующих прививок.
  • Гигиеническая подготовка при поступлении на работу и в дальнейшем минимум раз в два года.

Нормы СанПиН для дополнительного образования, согласно которым ранее требовалось наличие в учреждении медицинского сотрудника, были откорректированы. Теперь присутствие в штате человека с медобразованием необязательно. Для спортивных секций это, скорее, минус, поскольку вопросом с регулярными медицинскими осмотрами в организациях без медиков теперь нужно будет заниматься отдельно.

Дополнительные вопросы, поднятые в нормативном документе

Важным моментом является работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учреждения ДО обязаны уделять им отдельное внимание, соблюдая при этом нормы СанПиН. Дополнительное образование по законодательству должно быть одинаково доступным и качественным для всех.

Также нормы СанПиН по дополнительному образованию 2015 года не обошли стороной и вопрос с организацией питания. Согласно предыдущим законам помещение, в котором происходят внешкольные занятия, не было предназначено для размещения там буфетов. Сейчас ситуация поменялась. Роспотребнадзор разрешает организациям устанавливать у себя на территории пункты по выдаче готовой продукции или буфеты. При этом, конечно же, необходимо соблюдать все правила безопасности, связанные с детским питанием.

Музыкальная школа №11 в Академгородке, в которой обучается 400 детей (250 — на бюджетной основе), много лет нуждается в дополнительной площади и администрация города ищет все возможные варианты для того, чтобы обучение игре на гитаре, фортепиано, баяне или домре проходили в удобных для всех условиях. Академгородок — территория специфическая, здесь нет лишней коммерческой площади, много федеральной собственности, а население — преимущественно благополучные семьи с детьми. Соответственно, желающие играть на музыкальных инструментах выстраиваются в очередь ещё в мае — за четыре месяца до нового учебного года.

Накануне депутатам городского совета предложили подключиться к решению проблемы. А вариантов не так уж и много: найти помещение в другом районе, что малоинтересно для местных жителей, договориться с собственниками нежилого помещения в соседней девятиэтажке и объединить две школы: эту музыкальную и школу искусств №16, которая также находится неподалеку и имеет лишние площади.

Перевести часть учебных классов в арендованное у бизнеса помещение девятиэтажки предлагает мэрия. С собственником достигнута договорённость. Другой вопрос, что в новых классах придётся сделать ремонт и за время проведения этого ремонта платить аренду из городского бюджета, конечно, нецелесообразно. Есть и другой нюанс — жильцы дома против такого соседства. Хотя в музыкальной школе есть много дисциплин, не связанных с использованием инструментов: сольфеджио, слушания музыки, музыкальная литература и история — именно эти предметы можно было бы проводить в здании жилого дома.

А вот родительскому комитету больше нравится иной вариант — объединение двух школ (у многих дети ходят в оба заведения).

— На прошлой недели одновременно две школы провели концерты, а нам родителям оставалось только разорваться. С объединением помещений можно развивать ансамбли. А это очень мощный инструмент развития творчества, — высказалась представитель родительской общественности Академгородка Наталья Майстришина.

Пока непонятно, как к объединению школ отнесутся их коллективы. Сейчас рассматриваются все варианты, чтобы свести дискомфорт от возможного объединения к минимуму.

Отметим, что музыкальная школа, в отличии от школы искусств всегда нуждается в большем количестве квадратных метров, так как занятия с инструментом проходят индивидуально. А вот танцоры и художники легко работают в коллективе.

СанПИН для дополнительного образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *