Сокращение матери одиночки с ребенком до 14

Перед тем, как сокращать штат, работодатель должен выяснить, кто из его работников не может быть уволен по его инициативе.

Так, например, работница, воспитывающая одна малолетнего ребенка, не подлежит увольнению, пока ему не исполнится 14 лет. Об этом идет речь в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2019 г. по делу № 33-52672/2019.

Суть спора

По решению суда, хотя у ребенка есть отец, на сотрудницу все же распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя, как на одинокую мать. Вот почему.

Сотрудница перед сокращением предупредила работодателя, что без помощи отца воспитывает ребенка, не достигшего 14 лет. В качестве доказательства она представила:

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • свидетельство о расторжении брака;

  • копию судебного приказа о взыскании алиментов;

  • справку о задолженности по уплате алиментов.

Но работодатель не принял во внимание эти документы и уволил работницу, решив, что запрет на увольнение на нее не распространяется, поскольку у ребенка имеется отец.

Мосгорсуд признал незаконным сокращение матери-одиночки.

Нужно отметить, что на восстановление сотрудницы на работе может повлиять также то, сколько отец ребенка должен алиментов, пытается ли погасить долг, требовала ли женщина взыскать задолженность в принудительном порядке, а также есть ли иные доказательства того, что отец не участвует в жизни ребенка.

Одинокая мама

Кто такая одинокая мать, законодательство не конкретизирует. Из-за этого и возникают споры.

Трудовой кодекс запрещает сокращать одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ч. 4 ст. 261 ТК РФ). Но это нужно подтвердить.

У матери как минимум должен быть документ о возрасте ребенка – копия свидетельства о рождении. Конечно, этого будет недостаточно.

Для признания матери одинокой необходимо, чтобы графа «Отец» в свидетельстве о рождении была не заполнена или сведения об отце ребенка были внесены со слов матери. При этом представляется справка из загса об основаниях для внесения записи в свидетельство о рождении. Кроме того, мать ребенка не должна состоять в браке. Это подтверждается копией паспорта.

Одинокой мать считается, если она одна воспитывает малолетнего ребенка. Поэтому женщина может представить документы, которые подтверждают, что отец отсутствует ввиду того, что он:

  • умер, лишен родительских прав или ограничен в них;

  • признан безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным;

  • не может лично воспитывать и содержать ребенка по состоянию здоровья.

Обратите внимание: не может считаться матерью-одиночкой разведенная женщина, при условии, что отец ребенка жив, принимает участие в его содержании, т.е. выплачивает алименты, и не лишен родительских прав.

Увольнение матери-одиночки

Одинокую мать ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет нельзя увольнять по инициативе работодателя. Исключения – ликвидация компании или увольнение из-за виновных действий работницы, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ.

При кадровых сокращениях работодатель обязан предложить такой сотруднице другую вакансию, аналогичную по трудовым функциям и вознаграждению.

Отметим, кроме одиноких матерей сокращать также нельзя:

  • другое лицо, которое воспитывает без матери ребенка до 14 или ребенка-инвалида до 18 лет;

  • женщину с ребенком до трех лет;

  • единственного кормильца ребенка-инвалида до 18 лет либо ребенка до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель не состоит в трудовых отношениях.

Поэтому работодателю в целях своей безопасности нужно письменно перед увольнением уточнить у работницы, есть ли у нее статус одинокой матери или иные льготы, попросить предоставить подтверждающие льготу документы.

В свидетельстве о рождении моего ребенка в графе «отец» стоит прочерк. В 2012 г. я вышла замуж, мы с мужем подали заявление на выдачу свидетельства о рождении ребенка с данными мужа, т.е. муж хочет признать моего ребенка своим, дать ему свою фамилию и отчество. В ЗАГСе сказали, что отцовство нужно установить через суд. На кого подавать в суд, если все стороны согласны? Как нам получить свидетельство о рождении ребенка?

Ваш муж должен обратиться в суд с иском об установлении отцовства и изменении записи родителей в книге записей рождений.

На основании ст. 49 Семейного кодекса РФ, в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (п. 4 ст. 48 СК РФ) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Ответчиком будете вы.

После вступления в силу решения суда вы получите новое свидетельство о рождении.

Р. Григорьев

Правовед.RU

ДАР СЛОВА 230 (306)

Проективный лексикон русского языка. 1 марта 2009

__________________________________________________________

Еще одно выражение прибавила к списку Слов минувшего (а может быть, уже и нынешнего) года Татьяна Щербина в своем новом стихотворении «Петушиное слово». Таня, как член жюри, участвовала в выборе «Слова-2008», и вдруг, месяц-два спустя, когда словесная пыль улеглась, перед ней по-петушиному взметнулось и прокричало: «поздняк метаться». В мире уже не осталось безопасных мест, где можно спастись. Ни Австралии, ни Таиланда… Всех накрывает общая волна. http://shcherbina.livejournal.com/131637.html

__________________________________________________________

ПАТРОНИМЫ И МАТРОНИМЫ (1)

Этот и следующий выпуски будут посвящены явлению, уникальному для русского языка: отчествам. Ни в одном другом языке мира (кроме исландского, где отчества употребляются вместо фамилий) они не сохранились, большей частью перейдя в фамилии или выступая изредка в качестве необязательных вторых имен (например, в английском). Да и в русском они постепенно перестают употребляться, в частности, на телевидении, которое задает образцы коммуникации, быстро перенимаемые населением.

Мне было бы жаль исчезновения отчеств, которые придают такой своебразный склад русскому речевому этикету. Отчество – это глубокий тыл личному имени, символический защитный строй, помогающий личности выживать в очень неблагоприятной социальной среде. Отчество – это в замену или в защиту от отечества, которое не слишком ласково обходится со своими сыновьями. Вот и вспоминаешь родного батюшку, отчеством взываешь к нему: обереги и сохрани.

Но отчего бы не взывать и к матушке, разве она менее ласкова, меньше заботится о своих чадах, меньше телесного и душевного тепла вкладывает в них? Разве мы только папенькины сыночки, а не маменькины? Сколь чаще бывает наоборот! И мне представляется, что традиция отчеств в российском величании может быть не ослаблена, а напротив, усилена, если мы в дополнение к ней и в развитие ее введем свободный выбор матчеств, т.е. позволим величать себя и по имени матери.

Не так давно в России был принят закон о «материнском капитале», предоставляющий матерям безвомездное пособие на воспитание детей. Но помимо материального капитала существует еще символический капитал. Это роль женского и материнского в знаковой сфере общества, в репрезентации личности, в том числе в системе имен и ее гендерных составляющих.

Женские отчества: матчества

Каждый шаг социализации, т.е принятия в общество взрослых, знаменуется в России укреплением патриархального компонента в самоидентификации. Васи становятся Василиями Ивановичами, Кати – Екатеринами Петровнами, т.е. продолжателями исключительно мужской линии своих предков. И это в дополнении к тому, что и фамилии, т.е. родовые имена тоже передаются, как правило, по мужской линии. Женская линия стирается в памяти потомства, во всяком случае, не обозначена символически, как метка личной идентичности.

И тут возникает первый вопрос: а если ребенок рождается в неполной семье, у матери–одиночки? Почему мать должна давать ему, в качестве отчества, имя покинувшего ребенка отца, возможно, негодяя, о котором она препочла бы забыть, да и чтобы ребенок о нем не знал. Или она должна придумывать ему фиктивное отчество, или, например, заимствовать имя собственного отца, так что Екатерина Алексеевна назовет своего сыночка по родному отцу (своему, а не его) Игорем Алексеевичем. Почему она не может дать ему не отцовское, недостойное, и не чужое, более или менее случайное, а свое собственное имя; скрепить себя с ребенком, которого она единолично взращивает и воспитывает, крепчайшими узами имени? Почему не давать таким детям, в полном смысле маменькиным сыночкам и доченькам, вместо патронимов, отчеств, – матронимы, матчества?

Тем более, что женские имена образуют притяжательные прилагательные, используемые в качестве отчеств, столь же легко, как и мужские, посредством суффиксов -ов-ич, -ов-на. Чем Ольговна звучит хуже, чем Игоревна, а Натальевич хуже чем Валерьевич? Пусть Елена, в одиночку воспитывающая своего сына Колю, впишет ему в паспорт полное имя «Николай Еленович». И пусть у матерей – или у детей, достигающих совершеннолетия, — будет право выбирать своим детям то отчество или матчество, которое они сочтут подобающим, благозвучным и благодатным для своего ребенка.

Скажем, замечательный философ Николай Федорович Федоров, проповедник «общего дела» как воскрешения потомками своих предков, был незаконнорожденным сыном князя Павла Ивановича Гагарина. Неизвестно даже в точности, чье имя, какого Федора или Федорова, повторилось в отчестве и фамилии Николая Федоровича Федорова: крестившего его священника Николая Федорова или крестного отца Федора Карловича Белявского? То ли фамилия священника удвоилась в отчестве, то ли имя крестного отца удвоилось в фамилии, но в любом случае механический повтор заполнил пустующее место родного, отцовского имени и фамилии. Между тем мать философа, которая его вырастила и воспитала, звалась Елизавета Ивановна. И было бы в высшей степени оправдано, хотя, конечно, и немыслимо по тем временам, чтобы сына именовали Николаем Елизаветовичем.

Николай Елизаветович… Это кажется в первый момент странным – но не удивляемся же мы фамилиям, образованным от женских имен: Елизаветин, Лидин, Ольгин, Дашин, Светланов, Маринин, Мариничев, Татьяничев, Анненков, Анненский, Ленский и даже Ленин… Уж на что была громкая, призывная, политически мобилизующая фамилия — а ведь символическое воздействие ее не уменьшалось от того, что оно образовано от женского имени, да еще в фамильярной форме – «Лена». Деривация мужских фамилий от женских имен не кажется нам вызывающе-непривычный. Столь же естественна была бы и деривация второго компонента полного имени детей от материнских имен: Владимир Еленович, Аркадий Светланович и т.д.

Конечно, не следовало бы ограничить присвоение матчеств вместо отчеств только условиями одинокого материнства. В этом случае дети чувствовали бы, что на их средних именах лежит клеймо неполной семьи. Но почему бы и полным семьям не предоставлять право выбора? Этим правом особенно уместно было бы воспользоваться многодетным семьям: одним дать отчества, другим матчества. Например, если в семье двое детей и старшую дочку назвали Марина Васильевна, то пусть младшего сына, если захотят, назовут Семен Натальевич.

Можно было бы связать выбор родительского имени (парентонима) с выбором родового имени, т.е. фамилии. Сейчас в подавляющем большинстве случаев фамилия присваивается по отцу, хотя закон не запрещает брать и фамилию матери. Было бы справедливо, чтобы в случае наследования отцовской фамилии ребенку давалось среднее имя по матери – и наоборот; чтобы обе родительские линии скрещивались в имени ребенка, как скрещиваются их гены в его организме. Допустим, отец: Григорий Львович Степанов. Мать: Мария Сергеевна Нащокина. Пусть их сына Илью зовут Илья Григорьевич Нащокин (среднее имя по отцу, фамилия по матери). Или: Илья Марьевич Степанов (среднее имя по матери, фамилия по отцу).

Матронимы играют немалую роль в именных системах разных народов. Еще в средневековой Англии младенцам нередко давались матронимы вместо патронимов: не только у незамужних матерей, но и если дети рождались после смерти или исчезновения отца или если имя отца было неблагозвучным, труднопроизносимым, иностранным; а также если мать была известной, влиятельной, властной женщиной, принадлежала к более благородному семейству.

В 19 в. в США возник обычай давать младенцу в качестве среднего имени девичью фамилию его матери, чтобы ее род тоже сохранялся в памяти потомков. Даже мужья при заключении брака, давая свою фамилию жене, вместе с тем нередко берут ее фамилию в качестве своего среднего имени, т.е. происходит символический обмен именами. Например, Джейн Рид выходит замуж за Джона Смита и получает его фамилию Джейн Смит, а он берет ее фамилию в качестве среднего имени, и теперь его зовут Джон Рид Смит. У четы рождается сын и получает имя Уолтер Рид Смит, т.е. девичья фамилия матери опять-таки включается в его полное имя.

Матронимы имели место у древних, да и современных евреев, например, «Михаль бат-Лея» или «Ривка бат-Мариам» (Михаль, дочь Леи; Ривка, дочь Мариам). В Финляндии до 19 в. отчества были только у мужчин, а у женщин — матчества. Традиции матронимии существовали или существуют в Ирландии, Исландии, Уэльсе, в Индонезии, на Филиппинах и т.д. Такими образом, нет ничего необычного в том, чтобы включать имя или фамилию матери в полное имя ребенка.

Органы регистрации, делая записи актов гражданского состояния, могли бы предоставить родителям право самим решать, хотят ли они дать своему ребенку отчество или матчество. Тем самым будет уничтожен еще один, быть может, главный оплот половой дискриминации в знаковой сфере, которая столь важна для социальной и психологической идентификации личности. Возможность передавать имя по женской, а не только мужской линии означала бы, что материнское начало признается и символически освящается обществом наравне с отцовским.

Конечно, можно помечтать о том, чтобы президентом страны когда-нибудь стала женщина, например, Ольга Петровна. Но не менее значимым фактом нового символического этикета стал бы президент-мужчина по имени Петр Ольгович.

( Окончание следует)

_________________________________________________________________________

Сетевой проект «Дар слова» выходит с апреля 2000. Каждую неделю подписчикам высылается несколько новых слов, с определениями и примерами употребления. Этих слов нет ни в одном словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых в общественном сознании еще не нашлось места. «Дар» проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. «Дар слова» может служить пособием по словотворчеству и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века. Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на «Дар» ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Языковод — сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary — английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) — лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки. Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. + 704 сс.

Великая Совь. Советская мифология. (серия «Радуга мысли»). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы» М., «Высшая школа», 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия «Параллельные тексты», на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 — 20 веков (серия «Радуга мысли»). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс. 
 
 
 
 
 


Сокращение матери одиночки с ребенком до 14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *