Государственное частное партнерство

27
апреля
2015

Частную инициативу оформили

Ирина Долгих, Старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры

VEGAS LEX_Частную инициативу оформили_04.2015

Скачать файл

Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (1,6 Мб)

Частная инициатива заключения концессионных соглашений – одна из самых ожидаемых новелл для бизнеса в сфере реализации концессионных проектов. Она заключается в том, что с мая 2015 года любой потенциальный участник концессионного проекта может обратиться к потенциальному концеденту с инициативой о реализации концессионного проекта. При этом особенность как концессионного законодательства, так и предлагаемых поправок по частной инициативе заключается в том, что, с одной стороны, нормы концессионного законодательства носят специализированный характер и не доступны для понимания широкого круга инвесторов, не имеющих опыта реализации концессионных проектов. С другой стороны, не все вопросы, связанные с частной инициативой, урегулированы законодательно. Существующие пробелы законодательства оставляют возможность для их толкования как потенциальными инвесторами, так и потенциальным концедентом. Авторы настоящего обзора дают свою экспертную оценку открытым вопросам законодательства с учетом практического опыта реализации концессионных проектов.

Постановлением от 31 марта 2015 года № 300 Правительство Российской Федерации утвердило форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее – Форма предложения). Напомним, что принятие формы предусмотрено пунктом 4.3 статьи 37 новой редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях») и требовалось для практической реализации частной инициативы.

Частная инициатива: краткий срез

Благодаря поправкам, внесенным в ФЗ «О концессионных соглашениях» в июле 2014 года, с мая 2015 года частные инвесторы могут самостоятельно инициировать реализацию концессионного проекта в отношении интересующих их объектов концессионного соглашения, включенных в перечень части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях». Для этого инициатор готовит и представляет потенциальному концеденту пакет документов: заполненную Форму предложения, с приложением всех документов, подтверждающих указанные в форме сведения, а также проект концессионного соглашения, содержащий все существенные условия, перечисленные в статье 10 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Несмотря на возможность инициатора выступить с частной инициативой, заключение с ним концессионного соглашения без проведения конкурса возможно только при выполнении следующих ключевых условий:

  • принятие уполномоченным органом потенциального концедента положительного решения в отношении инициативы;

  • соблюдение конкурентных процедур путем размещения в сети Интернет запроса предложений о заключении соглашения на предложенных инициатором и согласованных концедентом условиях;

  • отсутствие по итогам запроса предложений о заключении соглашения желающих заключить соглашение на предложенных условиях.

Наличие указанных выше ограничений не лишает механизм частной инициативы преимуществ над стандартной процедурой заключения концессионного соглашения, выражающихся в:

  • возможности инициатора самостоятельно проработать условия концессионного соглашения с учетом его коммерческих интересов;

  • более качественной проработке предпроектной документации за счет использования ресурсов потенциального концессионера (как финансовых, так и профессиональных);

  • сокращении сроков на запуск проекта (без проведения конкурса сроки сократятся примерно в полтора раза);

  • снижении стоимости подготовки проектов для государства (концедента) за счет отнесения расходов по предынвестиционной проработке проекта на инициатора.

До вступления в силу поправок о частной инициативе осталось меньше месяца, и утверждение Правительством Российской Федерации Формы предложения позволит инициаторам уже сейчас начать подготовку первых «пилотных» проектов, реализуемых по новой процедуре.

Форма предложения: краткое описание

Форма предложения частично дублирует положения статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» в части требований к инициатору и инициативе (подпункты 4.3, 4.11), например:

  • отсутствие решения о ликвидации юридического лица – инициатора;

  • отсутствие решения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении инициатора;

  • отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам;

  • сведения о наличии источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и подтверждение возможности их получения в размере не менее 5 % от общей стоимости проекта.

Форма частично устанавливает новые требования к сведениям, указываемым инициатором в отношении инициативы, например, сведения о наличии/отсутствии проектной документации, сметная стоимость проекта, информация об использовании инновационных технологий.

Принятие единой Формы предложения позволит унифицировать предоставляемые инициаторами сведения в отношении инициативы, упрощая тем самым подготовку необходимого инициатору пакета документов. Вместе с тем при заполнении формы у инициатора может возникнуть ряд вопросов, часть из которых освещена ниже.

Форма предложения: открытые вопросы и рекомендации по заполнению

Вопрос: Форма предложения предусматривает указание инициатором сведений о наличии у него средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения). Предоставление какого документа будет достаточно для подтверждения наличия доступа к средствам?

Рекомендация: Представляется, что для целей подтверждения наличия у инициатора средств или возможности их получения инициатор может предоставить:

  • предварительное соглашение или соглашение под условием, заключенное с кредитором;

  • письмо кредитной организации о готовности участия в проекте на предложенных инициатором условиях;

  • подтверждение их наличия у участников инициатора (акционеров) или участников простого товарищества и подтверждение обязательств по их предоставлению инициатору в случае заключения концессионного соглашения (например, письмо от участников либо корпоративный договор, в которых предусматривается обязательство участников инициатора предоставить финансирование в какой-либо форме, предусмотренной законодательством РФ, – внесение вклада в уставной капитал, заем).

Вместе с тем заключить, например, предварительное соглашение или получить письмо от кредитной организации в отсутствие зафиксированных договоренностей сторон на практике затруднительно. Еще более затруднительным это представляется в текущей рыночной ситуации. В таком случае оптимальным является подтверждение наличия собственных средств.

Вопрос: Форма предложения содержит раздел, в соответствии с которым инициатор указывает наименование лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении объекта концессионного соглашения. Как понять, кто является собственником?

Рекомендация: Для того, чтобы понять, кто осуществляет полномочия собственника имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, для начала необходимо определить, к какому мандату относится заключение планируемого соглашения: муниципальному, региональному или федеральному (законодательство о разграничении полномочий). Затем необходимо проанализировать имущество с точки зрения отраслевой принадлежности: что за объект планируется к созданию? Это объект социальной инфраструктуры или транспортной? Далее необходимо посмотреть положение о соответствующем органе и выявить его полномочия на осуществление прав собственника в отношении такого вида имущества. Например, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения полномочия собственника будет осуществлять Федеральное дорожное агентство.

Вопрос: Пункт 5 Формы предложения предусматривает указание инициатором наименования органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении вида имущества, являющегося объектом концессионного соглашения. Однако орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении предполагаемого объекта соглашения, может не обладать полномочиями по заключению концессионного соглашения от имени концедента. Является ли препятствием для заключения концессионного соглашения отсутствие у органа прямого полномочия по заключению концессионных соглашений / осуществлению функций концедента?

Рекомендация: Идеальной является ситуация, когда в положении об органе, осуществляющем полномочия собственника в отношении имущества, которое будет являться объектом концессионного соглашения, предусмотрены также полномочия данного органа выступать концедентом. Однако практика реализации концессионных проектов в России показывает, что не все органы, осуществляющие полномочия собственника, напрямую наделены полномочиями выступать концедентом. В настоящее время, например, Министерство образования и науки РФ, в соответствии со своим положением, неправомочно в заключении концессионных соглашений, несмотря на наличие полномочий собственника. Как в таком случае частному инициатору оформить предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов образования, находящихся в федеральной собственности?

В пункте 4.6. статьи 37 новой редакции ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствие у органа прямого полномочия по заключению концессионных соглашений / осуществлению функций концедента не указано в качестве основания для отказа в заключении концессионного соглашения. В этой связи отсутствуют правовые основания для отказа в заключении концессионного соглашения по указанной причине. Поэтому инициатору может быть рекомендовано указание в форме лица, осуществляющего именно полномочия собственника, и обращение к нему.

Вопрос: Форма предложения предусматривает указание инициатором адреса (местонахождения) предлагаемого к созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Насколько точно необходимо указывать местонахождение объекта концессионного соглашения? Как заполняется пункт формы, если точное местонахождение создаваемого объекта соглашения инициатору неизвестно? Как заполняется пункт формы, если земельный участок не сформирован?

Рекомендация: Вопросы в отношении местонахождения земельного участка, как правило, возникают при создании объекта концессионного соглашения. В случае реконструкции объекта инициатор указывает адрес реконструируемого объекта недвижимости, например, на основании сведений, содержащихся в ЕГРП. Отмечаем, что ошибка в точности указания адреса не будет являться препятствием для рассмотрения потенциальным концедентом предложения.

Если объект концессионного соглашения планируется к созданию инициатором в соответствии с планами потенциального концедента, инициатор может и не обладать информацией в отношении местонахождения такого объекта, что особенно актуально для создания не единичных объектов, а группы, например, сети котельных, пунктов взимания платы, остановочных пунктов и т.д. В таком случае инициатору рекомендуется в указанной графе формы представить информацию по рекомендуемым им местам размещения объекта концессионного соглашения (например, конкретный адрес или координаты).

Для ряда проектов актуальным является вопрос заполнения указанного пункта формы, если земельный участок, на котором предполагается размещение объекта, не сформирован. В таком случае рекомендуется предоставить координаты земельного участка (широта, долгота, район, населенный пункт и т.д.).

Вопрос: Форма предложения содержит указание на срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и иного имущества. Как инициатор может сам просчитать данный срок? Можно ли срок передачи объекта определить не календарной датой, а указанием на наступление определенного события (например, в случае наличия необходимости снятия обременения с объекта)?

Рекомендация: Поскольку в данном случае речь идет об обязательствах потенциального концедента, которые будут заложены в дальнейшем в проект концессионного соглашения, рекомендуется ориентироваться на нормативно установленные сроки такой «передачи» в случае, когда речь идет о регистрации прав владения и пользования концессионера на данный объект. Если же речь идет об иномимуществе, то необходимо понимать, кто владеет таким имуществом и на каком праве, т.е. что будет означать «передача прав» – заключение договора аренды, безвозмездного пользования. Также при указании такого срока следует иметь в виду, оформлены ли надлежащим образом права на такое имущество, или необходимо внутри данного срока заложить время на их оформление.

Необходимо понимать, что некорректная оценка срока не является основанием для отказа в заключении концессионного соглашения. В то же время законодательно пока не установлены последствия неправильного заполнения Формы.

В случае реконструкции объекта соглашения срок его передачи определяется исходя из плановой даты начала реконструкции объекта с учетом срока на оформление концессионером прав владения и пользования объектом.

В случае создания объекта соглашения его передача осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию. В таком случае срок передачи рассчитывается инициатором исходя из планового срока ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать, если определить срок передачи объекта соглашения календарной датой невозможно? Можно ли такой срок установить путем указания на наступление определенного события? Данная ситуация может возникнуть, например, в случае наличия необходимости снятия обременения с объекта соглашения перед его передачей концессионеру, когда сроки проведения такой процедуры рассчитать невозможно. Также это актуально для проектов, в которых предполагается передача части объекта соглашения в эксплуатацию после проведенной реконструкции объекта в рамках государственного контракта (например, передача взлетно-посадочной полосы), когда невозможно точно установить дату завершения реконструкции объекта.

Статья 190 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующие критерии для определения срока: календарная дата, истечение периода времени, указание на событие, которое должно неизбежно наступить. Таким образом, определить срок передачи объекта указанием на событие возможно, только если наступление события неизбежно. Между тем неизбежность наступления определить достаточно сложно. В настоящее время судебная практика в отношении наиболее часто указываемых в договорах событий (ввод в эксплуатацию, завершение строительства) отрицательная. По мнению судов, такие события не отвечают признакам события, которое должно неизбежно наступить. При этом сами признаки такого события в судебной практике не определены. В этой связи рекомендуется указывать срок передачи объекта календарной датой, а не путем указания на наступление определенного события.

Вопрос: Формой предусмотрено указание инициатором технико-экономических характеристик объекта концессионного соглашения. Что указывать в данной графе?

Рекомендация: ФЗ «О концессионных соглашениях» не содержит определения понятия технико-экономических характеристик объекта концессионного соглашения, как и не содержит перечня основных технико-экономических показателей объекта соглашения. Как правило, такие характеристики для существующих объектов могут включать местоположение объекта, реквизиты правоустанавливающих документов, общую площадь, кадастровый и инвентарный номера, назначение объекта, год ввода в эксплуатацию, начальную (балансовую) и остаточную стоимость, состояние, оборудование в составе, срок службы и т.д.

В случае реконструкции объекта соглашения его технико-экономические характеристики могут быть определены только с учетом информации, полученной от публичного партнера. В этой связи на стадии проведения переговоров до подачи предложения рекомендуется уточнить у потенциального концедента соответствующую информацию.

В случае создания объекта соглашения его технико-экономические характеристики определяются инициатором самостоятельно. Рекомендуется основывать их на технико-экономических показателях, утвержденных в действующих актах. Например, основные технико-экономические показатели федеральной автомобильной дороги утверждены распоряжением Минтранса РФ от 31.03.2003 № ИС-216-р, а основные технико-экономические показатели аэродрома содержатся в приказах и распоряжениях Росавиации в отношении проектной документации на реконструкцию/строительство аэродромов.

Также в обоих описанных выше случаях может быть рекомендовано в графе привести описание объекта по аналогии с существующей практикой описания, используемой в действующих распоряжениях Правительства РФ, например, «пропускная способность тоннеля должна составлять не менее 60 тыс. автомобилей в сутки в оба направления с распределением транспортных потоков по городским улицам…».

Вопрос: Что означает информация об использовании инновационных технологий при реализации проекта концессионного соглашения, в том числе при разработке проектной документации? Что указывать в данной графе?

Рекомендация: С одной стороны, ни в постановлении Правительства РФ, ни в концессионном законодательстве не раскрывается содержание данного требования. Это создает у инициатора соблазн указать на инновационный характер предлагаемого им проекта. С другой стороны, отмечаем, что инновации и инновационность – не полностью определенные законодателем понятия. Кроме того, указание на инновационный характер проекта не влечет получения потенциальным концессионером дополнительных преимуществ в процессе отбора. С учетом этого, рекомендуется указывать в форме на инновационность проекта, если тому имеются подтверждения. Например, зарегистрированные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагается использовать в проекте. Или же если в рамках проекта планируются к разработке новые решения. В любом случае, доказывая инновационность, рекомендуется ссылаться на нормы права.

Вопрос: Раздел II Формы называется «Сведения, подтверждающие соответствие инициативы заявителя программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, государственным и муниципальным программам». Изложенные в данном разделе пункты не свидетельствуют о необходимости предоставлять какую-либо дополнительную информацию. Нужно ли к форме отдельно прикладывать сведения о соответствии госпрограммам?

Рекомендация: Раздел II Формы предложения устанавливает требования к составу сведений, подтверждающих соответствие инициативы заявителя программным документам. В числе таких требований нет указания на необходимость подготовки отдельной справки о соответствии госпрограммам. К тому же понятие соответствия госпрограммам нормативно не определено. С учетом этого заявителю может быть рекомендовано не толковать форму расширительно и подавать в составе сведений по разделу IIтолько информацию, указанную в пунктах с 5 по 13 Формы предложения.

Утверждение Правительством Российской Федерации Формы предложения является еще одним шагом к оформлению частной инициативы. Несмотря на то, что в рамках настоящего аналитического материала были освещены проблемные вопросы заполнения формы, их наличие не является препятствием к заключению концессионного соглашения в порядке частной инициативы, так как неправильное заполнение формы не является основанием для отказа в заключении концессионного соглашения. Тем не менее при заполнении формы инициаторам следует иметь в виду указанные выше рекомендации.

Изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ.

Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2007 № 695-р «О заключении концессионного соглашения в отношении Орловского тоннеля под р. Невой в г. Санкт-Петербурге».

Приложение:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2015 г. N 300

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ С ЛИЦОМ, ВЫСТУПАЮЩИМ

С ИНИЦИАТИВОЙ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ*

В соответствии с частью 4.3 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2015 г.

ФОРМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ С ЛИЦОМ, ВЫСТУПАЮЩИМ

С ИНИЦИАТИВОЙ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 300

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим

с инициативой заключения концессионного соглашения

___________________________________________________________

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного

соглашения (далее — заявитель) (полное и сокращенное

(в случае, если имеется) наименование юридического лица,

в том числе являющегося стороной по договору простого

товарищества (договору о совместной деятельности); фамилия,

имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального

предпринимателя, данные документа, удостоверяющего

его личность,

___________________________________________________________

Адрес (место нахождения), контактные данные (телефон,

адрес электронной почты) заявителя

___________________________________________________________

I. Сведения о соответствии заявителя установленным требованиям

1. Сведения об отсутствии решения о ликвидации юридического лица — заявителя или прекращении физическим лицом — заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

2. Сведения об отсутствии определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении заявителя

3. Сведения об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период

4. Сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения)
II. Сведения, подтверждающие соответствие инициативы заявителя программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях»

5. Наименование органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении вида имущества, являющегося объектом концессионного соглашения

6. Имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, которое планируется создать (реконструировать) в рамках концессионного соглашения, в том числе объекты движимого имущества, технологически связанного с объектами недвижимого имущества и предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и его существенные характеристики

7. Адрес (место нахождения) предлагаемого к созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения

8. Срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества или недвижимого и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением

9. Наличие либо отсутствие проектной документации

10. Технико-экономические характеристики объекта концессионного соглашения

11. Краткое описание актуальности, целей и задач предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения, включая проблемы, на решение которых он направлен

12. Сметная стоимость предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения на этапе создания и (или) реконструкции и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (расходы по проекту на каждом из указанных этапов с разбивкой на источники финансирования: собственные и заемные средства, финансирование из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с указанием бюджета, по годам реализации проекта)

13. Информация об использовании инновационных технологий при реализации проекта концессионного соглашения, в том числе при разработке проектной документации, на стадиях создания (реконструкции) и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения

* Источник http://www.consultant.ru/

Прилагается проект концессионного соглашения.

Прилагаются нотариально заверенные копии учредительных документов, а также копия договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) юридических лиц или нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Прилагаются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц либо из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Прилагаются справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций.

Прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.

Указывается один из вариантов: 1) проектная документация разработана заявителем (в этом случае прилагаются копия проектной документации и копия положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий); 2) проектная документация будет разработана концессионером в соответствии с условиями концессионного соглашения (указываются сроки разработки); 3) проектная документация разработана или будет разработана концедентом.

Заполняется в случае использования инновационных технологий при реализации проекта, в том числе при разработке проектной документации, на стадиях создания (реконструкции) и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Государственно-частное партнерство регламентируется законом 224 ФЗ. Цель принятия данного правового акта заключается в урегулировании взаимодействия государства с юридическими лицами и привлечение инвестиций в экономику страны. Акцент ставится на качестве товаров и услуг, вопросами обеспечения которых занимаются органы федеральной и муниципальной власти.

Описание закона о ГЧП

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 1 июля 2015 года. В силу документ вступил с 1 января 2016.

Структурно Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) состоит из следующих глав:

  • общие правовые положения;
  • разработка предложения о реализации проекта партнерства;
  • заключение соглашения;
  • полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • порядок определения частного партнера для реализации разработанного проекта;
  • предоставление требуемой территории для реализации;
  • заключительные положения документа.

Общие положения Федерального закона о ГЧП регламентируют сферу деятельности данного правового акта и его взаимодействие с иными нормами законодательства. Предписываются основные понятия, используемые в документе, а также принципы, на которых строится государственно-частное партнерство. Регламентируются также вопросы, связанные с соглашением – его стороны, элементы и объекты, по которым оно может быть заключено.

Согласно общим положениям государственно-частное партнерство основывается на следующих принципах:

  • открытость и доступность информации, исключая сведения, составляющие государственную или охраняемую законом тайну;
  • обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации;
  • равенство сторон соглашения между собой и перед законом;
  • добросовестность в исполнении предписанных соглашением обязательств;
  • справедливость в распределении рисков и обязательств между сторонами.

Разработка предложения к проекту осуществляется по следующим этапам:

  • составление первоначального запроса;
  • его рассмотрение уполномоченным органом;
  • принятие решения об утверждении разработанного предложения;
  • размещение информации.

Глава 3 Закона о государственно-частном партнерстве предусматривает вопросы, связанные с оформлением соглашения. Учитывается проработка его условий, порядок заключения, изменения или прекращения. Отдельно рассматриваются права публичного характера, а также гарантии их обеспечения.

Определение частного партнера осуществляется по следующей процедуре:

  • организация и проведение конкурса на заключение соглашения;
  • создание специальной комиссии и ведение конкурсной документации;
  • представление заявок на участие и вскрытие конвертов с ними;
  • предварительный этап отбора, представление конкурсных предложений и вскрытие конвертов с ними;
  • порядок рассмотрения и оценки поступивших вариантов реализации проекта;
  • процедура определения победителя;
  • ведение протокола и размещение информации о результатах;
  • порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В заключительные положения документа включены статьи, вносящие изменения в иные законодательные акты. Определяется порядок вступления закона в силу.

С момента утверждения ФЗ 224 о государственно-частном партнерстве претерпел определенные изменения. Они направлены на актуализацию его редакции и устранение неточностей. Последние поправки были внесены 3 июля 2016.

Скачать текст ФЗ

Скачать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» можно здесь. Редакция правового акта представлена со всеми изменениями, актуальными на август 2017. Текст может использоваться должностными лицами, а также юристами, изучающими данную сферу законодательства.

Изменения, внесенные в закон о ГЧП в России

Последние изменения в Закон о государственно-частном партнерстве были внесены 3 июля 2016. Они были введены двумя документами, которые коснулись ряда положений. Основное назначение внесенных поправок – редакция существующих формулировок и их дополнение новыми положениями.

Последние изменения Закона о государственно-частном партнерстве заключаются в следующих поправках:

  • ч1 статьи 2 – первое предложение дополнено фразой «, муниципальных правовых актов»;
  • в ст 3 пункт 7 дополнен формулировкой «или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо», в пункте 9 исключены слова «частным партнером»;
  • п 4 ч 8 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве дополнен словами об исключениях;
  • в часть 3 ст 6 введен пункт 5 об обеспечении эксплуатации объекта;
  • в ч 1 ст 7 введены пункты 17 и 18, указывающих на объекты охотничьей инфраструктуры и имущественные комплексы;
  • в статье 8 в пунктах 2 и 6 слова «уполномоченным органом» заменены на формулировку о федеральном органе власти с соответствующими полномочиями;
  • в ч 5 ст 9 срок в 180 дней изменен на 90;
  • статья 10 Закона о государственно-частном партнерстве дополнилась частью 3.1 об отдельных случаях принятия решения о реализации проекта; были также скорректированы отдельные формулировки;
  • в статье 12 была изменена редакция ряда положений, введена часть 2.1 о случаях включения в соглашение дополнительных сведений, введена ч 4.1 об элементах соглашения и часть 14 о движимом имуществе;
  • в статье 21 Закона о государственно-частном партнерстве изменена редакция п 3 ч 1, введена часть 7 о подтверждении соответствия требованиям;
  • скорректирована формулировка ч 1 ст 33;
  • статья 35 утратила силу;
  • скорректирован ряд положений ст 47.

Внесенные в Закон о государственно-частном партнерстве изменения направлены на актуализацию документа и его оптимизацию с иными законодательными актами. Большая часть поправок вступила в силу через 10 дней после опубликования. Некоторые стали действующими с 1 января 2017.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

от 31 октября 2015 года №379-V ЗРК

О государственно-частном партнерстве

Настоящий Закон определяет правовые условия государственно-частного партнерства, его способы осуществления и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства, заключения, исполнения и прекращения договора государственно-частного партнерства.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) потенциальный частный партнер — частный партнер, претендующий на участие в конкурсе либо в прямых переговорах по определению частного партнера;

2) частный партнер — индивидуальный предприниматель, простое товарищество, консорциум или юридическое лицо, за исключением лиц, выступающих государственными партнерами в соответствии с настоящим Законом, заключившие договор государственно-частного партнерства;

2-1) счет, предназначенный для зачисления компенсации инвестиционных затрат, — банковский счет, открываемый частному партнеру кредитором с ограничением его права на совершение расходных операций по нему до наступления или выполнения им условий, определенных договором финансирования под уступку денежного требования и (или) договором государственно-частного партнерства;

3) организатор конкурса либо прямых переговоров — государственный партнер, осуществляющий организацию и проведение конкурса либо прямых переговоров по определению частного партнера, за исключением случаев, предусматривающих предоставление мер государственной поддержки и (или) осуществление выплат из государственного бюджета, когда организатором конкурса либо прямых переговоров выступает центральный государственный орган либо местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом;

4) плата за доступность — денежная выплата, осуществляемая за счет бюджетных средств в соответствии с договором государственно-частного партнерства за обеспечение эксплуатационных и качественных характеристик объекта государственно-частного партнерства, а также доступности указанного объекта потребителям исходя из индивидуальных технико-экономических параметров объекта государственно-частного партнерства;

5) государственный партнер — Республика Казахстан, от имени которой выступают государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор государственно-частного партнерства;

6) государственно-частное партнерство — форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом;

7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства — услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, включающие в себя разработку конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;

8) проект государственно-частного партнерства — совокупность последовательных мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства, реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер, согласно настоящему Закону и бюджетному законодательству Республики Казахстан;

9) компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства — денежные выплаты за счет бюджетных средств, направленные на возмещение определенного объема инвестиционных затрат, в соответствии с договором государственно-частного партнерства;

10) компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства — денежные выплаты за счет бюджетных средств, направленные на возмещение расходов частного партнера, связанных с эксплуатацией объекта государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства;

11) бизнес-план к проекту государственно-частного партнерства — документ, разрабатываемый потенциальным частным партнером при прямых переговорах, предусматривающий описание целей, задач проекта государственно-частного партнерства, источников возмещения затрат и получения доходов, получателей выгод от реализации проекта государственно-частного партнерства, мер государственной поддержки, в том числе описание объекта государственно-частного партнерства;

12) компания государственно-частного партнерства — юридическое лицо, исключительной целью которого является реализация проекта государственно-частного партнерства, учрежденное совместно государственным партнером и частным партнером, либо действующее юридическое лицо, единственными участниками которого являются государственный партнер и (или) частный партнер;

13) объекты государственно-частного партнерства — имущество, имущественные комплексы, проектирование, строительство, создание, реконструкция, модернизация и эксплуатация которых осуществляются в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства. К объектам государственно-частного партнерства также относятся работы (услуги) и инновации, подлежащие внедрению в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства;

14) субъекты государственно-частного партнерства — государственный партнер и частный партнер, а также иные лица, участвующие в реализации проекта государственно-частного партнерства, предусмотренные настоящим Законом;

15) Центр развития государственно-частного партнерства — юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, для осуществления деятельности в области государственно-частного партнерства;

16) договор государственно-частного партнерства — письменное соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон договора государственно-частного партнерства, иные условия договора государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства;

17) оператор — юридическое лицо, при необходимости определенное частным партнером по согласованию с государственным партнером, не являющееся стороной договора государственно-частного партнерства, осуществляющее деятельность, связанную с исполнением договора государственно-частного партнерства;

18) контракт жизненного цикла — договор государственно-частного партнерства, предусматривающий полный цикл работ по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации (включая ремонт и содержание) объекта государственно-частного партнерства, реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также обязательства по обеспечению соответствия объекта государственно-частного партнерства установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора государственно-частного партнерства;

19) оператор отрасли — системный оператор, национальная компания по недропользованию, Национальный оператор инфраструктуры, Национальная железнодорожная компания, Национальный перевозчик грузов, Национальный перевозчик пассажиров, Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами, иные юридические лица, выполняющие функции национального оператора либо оператора в определенной отрасли (сфере) экономики в соответствии с законами Республики Казахстан;

20) сервисный контракт — договор государственно-частного партнерства, предусматривающий оказание услуг в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан;

21) прямое соглашение — письменное соглашение, заключаемое между государственным партнером, частным партнером и кредитором частного партнера, для реализации проекта государственно-частного партнерства особой значимости.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Государственное частное партнерство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *