Права на землю юридических лиц

Земля как объект права собственности Российской Федерации

Т. В. Дамбиева

Российская Федерация как субъект гражданских и земельных отношений имеет определенную специфику. В научной литературе отмечается «двуличность» этого субъекта права. Так, Российская Федерация рассматривается в двух качествах: как регулятор земельных отношений в отношении всех земель, находящихся под ее юрисдикцией, и как собственник земельных участ-ков1. В связи с этим интересным является рассмотрение вопроса об особенностях правового положения объектов, находящихся в федеральной собственности, в частности, о земле и земельных участках.

В качестве объектов земельных отношений Земельный кодекс РФ определяет не только земельные участки и части земельных участков, но и землю как природный объект и природный ресурс. Является ли земля объектом права собственности? Этот вопрос актуален для всех субъектов прав на землю, но особенно для такого собственника, как государство. Право собственности государства на землю рассматривается в контексте его

Дамбиева Туяна Владимировна — начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия.

1 См.: Комментарий к Земельному кодек-

су РФ / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 2004. С. 8.

тесной связи с правом территориального верховенства. Иногда понятия «земля» и «территория» употребляются как имеющие одно значение. Полагаем, что полностью ставить знак равенства между этими понятиями нельзя. Как отмечает О. И. Крассов, право территориального верховенства касается сферы международных отношений, а не отношений собственности на землю и иные природные ресурсы. Поэтому право территориального верховенства не связано с правом государственной собственности на природные ресурсы, в том числе на землю2.

С определенной точки зрения норма о презумпции государственной собственности на землю, вве- § денная Гражданским кодексом РФ ^ (п. 2 ст. 214): «Земля и другие при- ~ родные ресурсы, не находящиеся * в собственности граждан, юриди- » ческих лиц либо муниципальных ^ образований, являются государ- ° ственной собственностью», закреп- | ляет власть государства-суверена й на землю как территорию. Счита- ^ ем, что указанная норма носит кон- ® ституционно-правовой аспект и не ^ означает фактического возникновения права собственности у Российской Федерации и ее субъектов.

В настоящее время получило широкое признание мнение о том, что нормы, относящиеся к праву

2 См.: Крассов О. И. Земельное право. М., 2000. С. 121.

собственности, составляют комплексное правовое образование. Нормы о праве собственности можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности — Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. По мнению Ю. К. Толстого, право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежно-сти3. Нормативно закрепленное положение о том, что земля является объектом земельных отношений, разделяют не все специалисты земельного права. О. И. Крассов высказывает мнение, что «земля как природный объект, как природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо иных отношений. Объектом земельных отношений всегда является какая-то юридическая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Объектом отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок»4.

Анализ гражданского и земельного законодательства позволяет выделить несколько значений понятия «земля». В основном понятия «земля» и «земельный участок» употребляются как синонимы. Статья 15 Земельного кодекса РФ называется «Собственность на землю граждан и юридических лиц», в самой же статье используется понятие «земельные участки». В качестве объекта государственной собствен-

3 См.: Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. Т. 1. С. 399.

4 Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право.

2004. № 2.

ностью определены «земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований» (п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Гражданский кодекс РФ (гл. 17) в этом отношении более последователен, используя в основном понятие «земельный участок».

Отсутствие четкого разделения этих понятий можно проследить в учебной и научной литературе. Например, разделы учебников по земельному праву озаглавлены как «Право собственности на землю», в содержании же указанных глав используются понятия и «земля», и «земельный участок»5. При этом невозможно выделить критерий, по которому используется то или иное понятие. Можно предположить, что в этих случаях земля — это определенная совокупность земельных участков.

Второе значение понятия «земля» содержится в том же ЗК РФ, где специально отмечено, что объектом земельных отношений является «земля, как природный объект и природный ресурс». Исходя из буквального смысла указанной нормы, земля выступает в качестве объекта только как природный объект и природный ресурс, но не как объект недвижимости и объект права собственности. Это положение не со-‘ гласуется с остальными нормами Кодекса. Например, в качестве принципа правового регулирования земельных отношений установлено, что «регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при- . родном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления

хозяйственной и инои деятельности на территории РоссиИскоИ Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю» (ст. 1 ЗК РФ). Таким образом, закреплена неразрывность представлении о земле как о природном ресурсе, природном объекте и недвижимом объекте. И «земля», и «земельныИ участок» являются природным ресурсом, природным объектом и недвижимым имуществом одновременно. В связи с использованием земли как недвижимого объекта и объекта права земля не перестает быть природным объектом и наоборот.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» все земельные участки, расположенные на территории РоссиИскоИ Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат государственному учету. В перспективе в РоссиИскоИ Федерации не должно остаться неучтенноИ земли. Вся земля в пределах нашего государства будет совокупностью земельных участков. Земли, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образованиИ, подлежат разграничению в порядке, определенном указанным законом.

Можно предположить, что зе-мельныИ фонд в России включает помимо земельных участков, как объектов права собственности, и некие земли, являющиеся исключительно природным объектом и природным ресурсом, возникновение права собственности на которые невозможно. Речь идет, скорее всего, о землях, изъятых из оборота. Возможно ли возникновение права собственности на такие земли? Исходя из определения земли только как природного ресурса и природного объекта именно «зем-

ли» не являются объектом права собственности и именно они изымаются из оборота.

СравнительныИ анализ перечня земельных участков, изъятых из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, и земельных участков, на которые у РоссиИскоИ Федерации возникает право собственности при разграничении государственноИ собственности в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении госу-дарственноИ собственности на землю», показывает, что закон допускает возможность включения земельных участков, изъятых из оборота, в перечень объектов права собственности. ПоследниИ законода-тельныИ акт прямо устанавливает необходимость возникновения права собственности РоссиИскоИ Федерации на земельные участки, как ограниченные в обороте, так и изъятые из оборота. Например, в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ исключаются из оборота земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками. Такая же группа земельных участков определена для разграничения государ-ственноИ собственности на землю и будет являться объектом права собственности РоссиИскоИ Федерации —’ «основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РоссиИскоИ Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав ■ земель особо охраняемых природных территориИ федерального значения» (ст. 3 ФЗ «О разграничении государственноИ собственности на землю»).

В научноИ литературе по вопросу о возможности возникновения права собственности на землю, изъятую из оборота, высказываются различные мнения. Н. А. Сыродоев пишет, что «из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральноИ собствен-

ности следующими объектами…». Это позволяет сделать вывод, что среди земель, изъятых из оборота, могут быть только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности6. Таким образом, ответ на вопрос о том, может ли возникнуть право собственности на земельные участки, изъятые из оборота, положительный.

Согласно другой точке зрения, государство не может быть собственником такого имущества, как общественное достояние, к которому, в частности, можно отнести земельные участки, изъятые из оборота. Признание категории общественного достояния означает, по сути, признание двойной конструкции государственной собственности, общепризнанной за рубежом. В странах, заимствовавших идеи Кодекса Наполеона, государственная собственность делится на две разновидности: публично-правовую (domaine public d’Etat) и частноправовую (domaine prive d’Etat)7. К первой разновидности, по существу, являющейся категорией общественного достояния, в частности, относятся имущества общего пользования (les biens d’utilite publique). Это объекты, которые в силу своих природных свойств, то есть по объективным признакам, изначально не находились ни в чьей частной собственности, так как могли быть только в общем общественном пользовании (воздух, солнце, проточная вода, море, общественные пути сообщения и т. п.). Фундаментальный признак имуществ общего пользования состоит в том, что в силу их «физического естества» и потребительских качеств они лишаются свойств предметно-

6 См.: Сыродоев Н. А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. № 8. С. 30.

индивидуальной присваиваемое™. Поэтому считалось, что такие имущества не могли принадлежать на праве собственности не только частным лицам, но и самому римскому государству8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. А. Сосна отмечает, что в современную эпоху (по многим конституционным, гражданско-правовым и иным нормам) перечень имуществ общего пользования включает, в том числе, земельные участки для нужд обороны, потребностей органов власти и управления, национальные парки, заповедники, заказники, площади, общественные парки и общественные рекреационные зоны и другие объекты. Основные положения правового статуса таких объектов определяются исключительно общественным назначением, не позволяющим изъять их из сферы общего пользования, и, следовательно, невозможностью установить на них право собственности9.

По мнению В. А. Агафонова, фиктивными оказываются форма и содержание правоотношений собственности на многие из объектов природы. По высказыванию немецкого правоведа Т. Хааса, «только то право, которое представляет неограниченное господство над вещью, включая бессрочные право- § мочия по… управлению вещью, яв- ^ ляется правом собственности»10. ~

На необходимость наличия эконо- * мического и юридического содер- » жания отношений собственности ^ обращал внимание В. П. Шкредов: ° «Земельная собственность в обще- | стве, где существует государство й и право, характеризуется как объ- ^ ективными экономическими, так и £

‘ а

волевыми юридическими отноше- £ ниями. Право как возведенная в

8 См.: Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М., 1960. С. 91.

9 См.: Сосна С. А. Указ. соч. С. 29.

10 Агафонов В. А. Институт собственности и его роль в конституционном и экологическом праве // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2.

закон государственная воля политически господствующего класса не создает никакой земельной собственности. Оно лишь придает фактически существующей форме собственности на землю вид отношения, урегулированного государством соответственно интересам правящего класса… Вне процесса воспроизводства земельная собственность является экономически бессодержательной. Лишь в действительном процессе производства, распределения и обмена продуктов труда земельная собственность становится реальной формой выражения объективных производственных отношений, приобретая тем самым определенное экономическое содержание»11. Таким образом, можно сделать вывод, что собственность возникает на земельные участки, являющиеся объектами экономических отношений, чего не наблюдается у земельных участков, изъятых из оборота.

В качестве обоснования невозможности применения к объектам, изъятым из оборота, категории собственности в ее гражданско-правовом смысле, О. Ю. Усков приводит отсутствие возможности у собственника распорядиться данными объектами, пока не изменится само их назначение. Собственность невозможна вне оборота, утверждает он, а указания законодательных актов не могут вызвать к жиз-

11 Шкредов В. П. Социалистическая зе-

мельная собственность. М., 1967. С. 3—9.

—•**<

ни отношения собственности там, где на самом деле они отсутствуют. Несовершенство законодательства в этой сфере порождает неопределенность как в содержании права собственности, так и в понимании содержания того права, которым обладает государство в отношении объектов, изъятых из гражданского оборота12. Поэтому возможность возникновения права собственности Российской Федерации на объекты, изъятые из оборота, подвергается сомнению. Указанная проблема дополняется необходимостью уточнения перечня земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, определенных ст. 27 ЗК РФ.

Можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее отношения в области оборотоспособно-сти земельных участков, нуждается в совершенствовании. В тесной связи с данным вопросом находится проблема уточнения понятия «земля». С одной стороны, законодатель исключает этот объект из объектов права собственности, с другой — устанавливает необходимость возникновения на нее права собственности в процессе разграничения государственной собственности. Полагаем, что вопрос о вклю- § чении земли в перечень объектов ^ земельных отношений нуждается в :=; дальнейшем обсуждении. *

со

_ ев

а

12 См.: Усков О. Ю. Право государствен- ^ ной собственности в Российской Федерации. | Белгород, 2002. С. 91—93. |

о а

ч л

Новая редакция Ст. 15 ЗК РФ

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Комментарий к Статье 15 ЗК РФ

Комментируемая глава посвящена правовым режимам собственности на землю в РФ. Конституцией РФ допускается возможность нахождения земли в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

Особенности правового режима частной собственности на землю, в том числе объекты, субъекты и их основные права, регламентируются положениями ст. 15 комментируемого Кодекса.

Право собственности, охватывающее правомочия владения, пользования и распоряжения, является наиболее полным вещным правом. Согласно п. 2 ст. 209 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Аналогично, применительно к земельным правоотношениям, в п. 1 ст. 260 ГК РФ закрепляются правомочия собственника земельного участка продавать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и т.п.

При этом, учитывая значение земли как основы жизни и деятельности народов РФ, Конституцией РФ, а вслед за ней и федеральным законодательством, декларируется право собственника земли свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 2 ст. 209 ГК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК).

В свою очередь, юридическим лицом согласно п. 1 ст. 48 ГК признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. п. 2 и 3 ст. 50 ГК РФ).

На основании ч. 2 ст. 35 Конституции РФ субъекты права собственности могут реализовывать свои субъективные права в отношении принадлежащего им имущества единолично (индивидуальная собственность) либо сообща (общая собственность). При этом согласно п. п. 2 и 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность, как правило, является долевой, то есть с определением доли каждого из собственников в праве собственности, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, то есть без определения таких долей.

Например, земельные участки, входящие в состав имущества КФХ принадлежат его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не предусмотрено выделение доли каждому члену такого хозяйства (ст. 6 Закона о КФХ).

Согласно нормам п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК право собственности на земельный участок по общему правилу распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения. В пространственном соображении это означает, что собственник земельного участка может использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, то есть возводить дом, сажать корнеплоды и т.п. Вместе с тем реализация правомочий собственника земельного участка не должна нарушать права других лиц. Кроме того, из указанного правила законодательством, в том числе законодательством о недрах <149>, об использовании воздушного пространства <150> могут быть установлены исключения.
———————————
<149> См.: ст. 1.2 Закона N 2395-1.

<150> См.: ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

Основания возникновения права частной собственности, как следует из п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 25 комментируемого Кодекса, предусматриваются федеральным законодательством. Согласно общему положению п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Некоторые из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, перечень которых приводится в вышеуказанной норме гражданского законодательства РФ, могут выступать в качестве юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение права частной собственности на земельные участки. К таковым, в частности, относятся сделки купли-продажи, мены, дарения и др., акты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении в собственность земельных участков, судебные решения о признании права на земельный участок, наследование и т.п. <151>.
———————————
<151> См. подробнее: комментарий к главе V ЗК.

В п. 2 комментируемой статьи декларируется право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Данное право основывается на базовом принципе гражданского законодательства РФ — равенство участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК). В свою очередь, указанный принцип гражданского законодательства РФ берет свое начало из конституционного принципа равенства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Кроме того, ограничения на передачу в частную собственность земельных участков содержатся также в других законодательных актах РФ. Так, например, согласно п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ отчуждению из государственной (муниципальной) собственности не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе:

— лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

Ограничения права граждан и юридических лиц обладать правом частной собственности на отдельные виды земельных участков обусловлены приоритетом публичного интереса в определенных сферах жизнедеятельности и сообразуются с конституционным положением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи к субъектам частной собственности на землю относятся не только граждане РФ и российские юридические лица, но и иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет иностранного гражданина как лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства (апатридом) признается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В целях создания необходимой правовой определенности представляется, что обозначенный законодательный пробел уже давно нуждается в восполнении.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ установлен национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, заключающийся в том, что указанные лица пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Вместе с тем федеральным законом или международным договором могут быть установлены определенные изъятия из национального режима правового регулирования правового статуса данных субъектов, в том числе при осуществлении права землепользования.

Так, особенность правового режима частной собственности на землю иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц проявляется в том числе в ограничении круга объектов частной собственности на землю. По сравнению с гражданами РФ и российскими юридическими лицами рассматриваемые субъекты земельных правоотношений не вправе приобретать на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных, установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Комментируемое положение п. 3 ст. 15 ЗК стало предметом рассмотрения КС РФ как допускающее в принципе право указанных лиц на приобретение в собственность земельных участков вне таких территорий. КС РФ, признавая названное положение комментируемого Кодекса не противоречащим Конституции РФ, аргументировал свою позицию главным образом тем, что «при предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность» <156>.
———————————
<156> Постановление КС РФ от 23 апреля 2004 года N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

В то же время, как было отмечено в указанном решении КС РФ, особый правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц в земельных правоотношениях «…имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом» <157>. В этой связи законодателем устанавливаются ограничения по кругу объектов частной собственности иностранных субъектов земельных правоотношений.
———————————
<157> Там же.

Ранее указывалось, что иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях.

Кроме того, в отношении иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц установлены ограничения на обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Закона N 101-ФЗ).

Следует также уделить пару слов правовому статусу лиц, имеющих двойное гражданство, в части приобретения в собственность земельных участков.

Ввиду того что комментируемая статья, регламентирующая правовой режим частной собственности на землю в РФ, а вслед за ней и другие нормативные правовые акты, не содержат указания на какие-либо ограничения прав лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков, указанные лица наравне с гражданами РФ и юридическими лицами имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Аналогичная позиция по данному поводу сформулирована в п. 2 письма Минэкономразвития России от 12 октября 2011 года N Д02-7833 <162>.
———————————
<162> .

Другой комментарий к Ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Часть 1 ст. 36 Конституции РФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Право собственности представляет собой первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом — земельным участком, что предполагает возможность собственника по своему усмотрению использовать принадлежащую ему землю. Однако закон определяет пределы такого усмотрения и право собственности на землю не носит абсолютного характера.

Право собственности на земельный участок является самым полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. В основе этого права лежит дозволение совершать любые действия, разрешенные законом, учитывая публичный характер регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Право собственности существует в течение всего того времени, пока существует имущество, являющееся его объектом, — земельный участок. Поэтому право собственности имеет бессрочный характер.

В основу права собственности заложен следующий принцип: одна и та же вещь (земельный участок) может принадлежать только одному собственнику или нескольким сособственникам.

В связи с этим право собственности имеет исключительный характер.

Объектом права частной собственности на землю является непосредственно сама поверхность земли, т.е. земельный участок. Согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Это пространственная сфера деятельности собственника земельного участка. На своем участке собственник вправе строить здания, строения и возводить необходимые ему сооружения. Эта территория может также использоваться им как средство производства. На ней можно выращивать плодовые, декоративные деревья, кустарники и другие растения. На земельном участке могут находиться растительность, водные объекты, которые собственник также может использовать.

Деятельность собственника на своем земельном участке осуществляется в определенном пространстве: воздушном или подземном. Для того чтобы построить дом, нужно возвести фундамент, вторгнувшись в подземное пространство, и занять часть воздушного пространства над земельным участком в результате постройки здания. Поэтому законодательство закрепляет также право собственника земельного участка на пространство, т.е. на использование определенного объема воздушного столба над земельным участком или на использование части подземного пространства (недр).

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено Законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Возможность обладания на праве собственности другими природными объектами и порядок их использования устанавливаются законодательством о природных ресурсах.

В частной собственности находятся земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т.е. законно.

2. Земельное законодательство (п. 2 комментируемой статьи) закрепляет право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, т.е. равное право на приватизацию земельных участков.

В собственности граждан и юридических лиц, как предусмотрено статей 213 ГК РФ, может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в указанных выше целях.

Статья 27 ЗК РФ определяет виды земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности, тем самым очерчивая круг объектов права частной собственности. Земельные участки, которые не подлежат приватизации, делятся на две группы: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте.

Вопрос о праве собственности юридических лиц на землю решается на основе ст. 213 ГК РФ, которая предусматривает, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Следует заметить, что законодательство не устанавливает никаких особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Право собственности на земельный участок юридического лица не связано с его организационно-правовой формой и подчинено общим нормам гражданского законодательства, определяющего режим имущества юридического лица. В законодательстве нет различий в правовом режиме земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц, и в содержании принадлежащих им правомочий. Равноправие всех так называемых «форм и видов» собственности обеспечивается единым для всех субъектов механизмом реализации права собственности и защиты прав собственника имущества (земельного участка).

3. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (земельные участки). Иностранные граждане и лица без гражданства, как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Как указано в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Основное ограничение прав указанных лиц на приобретение в частную собственность земельных участков состоит в следующем. Согласно п. 3 комментируемой статьи иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Статья 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» определяет приграничную территорию как территорию пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

До установления Президентом РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на этих территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Пока соответствующий указ Президентом РФ принят не был.

23 апреля 2004 г. Конституционный Суд РФ принял постановление N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». В этом постановлении, в частности, было отмечено, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2), и в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, ЗК устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками — постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), — не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции РФ, а с другой — в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из ст. 9 и 36 Конституции РФ приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета РФ, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, ст. 15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях РФ в соответствии с федеральными законами, а согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно — в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, содержится в ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержатся также в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Законе РФ «О недрах», закрепляющих правила о порядке пользования участками континентального шельфа и недрами. Кроме того, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены территории, организации и объекты, посещение которых ограничено для иностранцев.

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым — реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, положения ЗК, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречат Конституции РФ, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.

Частная собственность на землю

Содержание права собственности на землю составляют правомочия

  1. владения,
  2. пользования,
  3. распоряжения (ст. 209 ГК РФ).

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

Подробнее о правомочиях владения, пользования, распоряжения землей

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества. Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

    1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
    2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи. Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также — изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

    1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
    2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
    2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях (статьи не проверены):

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Виды частной собственности на землю

В зависимости от правообладателя частная собственность на землю подразделяется на несколько видов:

1) индивидуальная собственность граждан и юридических лиц;

2) общая собственность:

    • общая совместная (без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности);
    • общая долевая (доля каждого сособственника известна заранее).

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

Общая собственность на земельные участки возникает

    1. в силу закона (в случаях, предусмотренных законодательством), или
    2. по договору (путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков).

Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

См. все связанные документы >>>

По каким основаниям возникает право собственности на публичные земельные участки.
На такой участок право собственности может возникнуть на основании договора либо акта госоргана или органа местного самоуправления.

Возникновение права собственности на публичную землю по договору.
Приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (в том числе выкупить арендованный), можно:
— по договору купли-продажи на торгах, а в некоторых случаях — и без торгов. Например, без торгов можно приобрести земельный участок, на котором расположено сооружение, принадлежащее вам на праве собственности.
Основанием возникновения права собственности при этом будет договор купли-продажи;
— по договору мены. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если ваш земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
Возникновение права собственности на публичную землю на основании распорядительного акта.
Распорядительный акт является основанием возникновения права собственности на публичный земельный участок, если участок предоставляется вам бесплатно. Такое бывает достаточно редко. Например, бесплатно может быть передан участок, образованный в границах застроенной территории, если вы заключили договор о развитии этой территории.
В основном случаи бесплатной передачи земли в собственность касаются предоставления земельных участков гражданам и некоммерческим организациям.
Решение о бесплатном предоставлении земли в собственность принимает исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Он издаст распорядительный акт об этом, который будет являться основанием, в частности, для регистрации права собственности. Например, в отношении участков, находящихся в федеральной собственности, такие акты издают Росимущество и его территориальные органы.
Является ли приватизация основанием для возникновения права собственности на землю.
Нет, поскольку при приватизации земельных участков основанием для возникновения права собственности является договор купли-продажи, если участок предоставлен за плату, либо акт госоргана или органа местного самоуправления, если участок предоставлен бесплатно.
В Земельном кодексе РФ нет такого понятия, как «приватизация». О приватизации земельных участков говорится в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Но в нем по сути речь идет об отчуждении земельного участка. Такой же термин «отчуждение» в отношении земельных участков используется и в ст. 28 Закона о приватизации.
Порядок отчуждения земельных участков из публичных земель приведен в гл. V.1 ЗК РФ. Он предусматривает предоставление земельных участков в собственность на торгах или без торгов. Поэтому, даже если при предоставлении участка используется термин «приватизация», право собственности возникнет в соответствии с Земельным кодексом РФ: на основании договора купли-продажи или акта соответствующего органа.
Можно ли приобрести публичную землю в силу приобретательной давности.
Приобрести по давности публичный земельный участок не получится. Для публичных участков земельным законодательством не предусмотрен такой порядок приобретения.
По каким основаниям возникает право собственности на частные земельные участки
Право собственности на частный земельный участок может возникнуть по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами (п. 1 ст. 25 ЗК РФ), в том числе:
— по договору или иной сделке;
— по решению суда в силу приобретательной давности;
— при образовании нового земельного участка;
— в связи с реорганизацией юридического лица.
Возникновение права собственности на частную землю по договору и иным сделкам.
Организация может приобрести право собственности на земельный участок по договору купли-продажи, мены или иной сделке об отчуждении.
На практике самое распространенное основание — договор купли-продажи. Приобретение участка по договору мены или по иной сделке по отчуждению имущества встречается редко.
Учтите, что при уступке прав по договору купли-продажи объекта недвижимости право собственности на него должно переходить на основании названного договора, а не соглашения об уступке. Последнее не является сделкой об отчуждении.
Возникновение права собственности по решению суда о приобретении земли в силу приобретательной давности.
Приобрести участок, не находящийся в публичной собственности, можно в силу приобретательной давности, если вы добросовестно, открыто и непрерывно владеете им не по договору в течение 15 лет. При этом участок должен принадлежать иному лицу на праве собственности или быть бесхозяйным.
Чтобы возникло право собственности по приобретательной давности, вам нужно обратиться в суд. Если прежний собственник участка известен, подайте иск о признании права собственности, если неизвестен — заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Судебный акт об удовлетворении такого иска или заявления об установлении факта является основанием для регистрации права собственности.
Однако на практике приобрести земельный участок в силу приобретательной давности вряд ли удастся. Если земля не находится в частной собственности или собственности муниципальных образований, то она принадлежит государству, а значит, не является бесхозяйной. А за самовольное занятие земельных участков предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1 КоАП РФ).
Возникновение права собственности при образовании нового земельного участка.
Право собственности на землю возникнет при образовании нового земельного участка или изменении имеющегося (п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ). Это происходит при разделе, выделе, объединении или перераспределении земельных участков.
Например, при объединении двух земельных участков в один у вас возникнет право собственности на образованный земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образованный участок у них возникает право общей собственности (п. п. 2, 3 ст. 11.6 ЗК РФ). При этом исходные земельные участки прекращают свое существование с даты госрегистрации права собственности на новый (п. 2 ст. 11.2, п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Возникновение права собственности в связи с реорганизацией юридического лица.
Действия граждан и юридических лиц также могут быть основанием для возникновения права собственности. К ним можно отнести, например, реорганизацию юридического лица.
Если вы являетесь правопреемником реорганизованного юридического лица, то право собственности на принадлежавший ему земельный участок перейдет к вам.
Может ли право собственности на земельный участок возникнуть из решения собрания
Нет, поскольку решение собрания может быть основанием для возникновения прав только в случаях, предусмотренных законом. При этом в законе должно быть указано, что собрание вправе принимать решение о возникновении права собственности, а решение должно быть обязательным для всех, кто вправе участвовать в собрании.
В настоящее время нет закона, предусматривающего случаи, когда решение собрания является основанием для возникновения права собственности в отношении земельных участков.
Но, например, решение собрания может быть необходимо для возникновения права собственности при образовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности путем выдела. Такое решение не является основанием для возникновения права собственности на вновь образованные участки в смысле пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ. В данной ситуации основанием будут являться действия граждан и юридических лиц (пп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Права на землю юридических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *