Сооружения связи являющиеся особо опасными технически сложными

Статья 48.1. Градостроительного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов, а также критерии отнесения объектов к уникальным.
В части 1 статьи 48.1. ГрК РФ перечислены особо опасные и технически сложные объекта, однако, понятия данных объектов раскрыты в специальных федеральных законах.
В части же 2 статьи 48.1. ГрК РФ указаны лишь критерии, при наличии любого их них в проектной документации на объект капитального строительства, данный объект будет отнесен к уникальным объектам (например, высота объекта по проекту более чем 100 метров – объект является уникальным).
Целый ряд видов и групп видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ (см. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624). Для выполнения таких видов и групп работ (помеченных в Приказе № 624 «звездочкой») на обычных объектах, получать допуски СРО не требуется.
­­­­­­­­­———————————————————————————
Статья 48.1. Градостроительного кодекса РФ. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты с извлечениями из специальных федеральных законов, раскрывающих понятия особо опасных и технически сложных объектов
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года) «Об использовании атомной энергии», ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) — стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 года) «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Отнесение гидротехнических сооружений к тому или иному классу установлено строительными нормативами и правилами.

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

В соответствии с п. 14.1. статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в редакции от 03.02.2014 года) «О связи», особо опасные, технически сложные сооружения связи — сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) «Об электроэнергетике», объекты электросетевого хозяйства — линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

5) объекты космической инфраструктуры;

В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-1 (в редакции от 21.11.2011 года) «О космической деятельности», Космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.

6) объекты авиационной инфраструктуры;

В соответствии со статьей 40 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года), Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Вертодром — участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников…

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

В соответствии со статьей 9 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в редакции от 03.02.2014 года), под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗ установлен перечень особо опасных объектов капитального строительства.

Поскольку объекты, указанные в подпункте «б» пункта 11 части 1 статьи 48.1 Кодекса, исключены из установленного перечня, это означает, что они относятся к опасным производственным объектам в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 1 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Обращается внимание, что согласно положению части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «идентификация здания и сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, принадлежность к опасным производственным объектам должна производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности».

Учитывая, что по состоянию на 01.01.2011 пункты 2 и 3 приложения 1 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сохранены без изменения, они должны применяться при идентификации опасных производственных объектов.

Обращается внимание, что пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено:

«Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности».

При определении класса опасности объекта рекомендуется учесть разъяснения по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ, представленные в письме Ростехнадзора от 02.09.2013
№ 00-04-05/1541, в котором, в частности, указано:

«Для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом, участки транспортирования самостоятельно (отдельно), не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит объект (участок) транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с Приложением 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых включены собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования и на которых выполняются работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ (имеются в наличии сливо-наливные эстакады, площадки перевалки (перелива) грузов, оборудованные площадки отстоя транспортных средств), устанавливается III или IV класс опасности в зависимости от количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на объекте согласно проектной документации, определяемого по таблицам 1, 2 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Для участков ремонта, обслуживания, промывки, пропарки, дегазации и отстоя транспортных средств, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более, или при температуре рабочей среды более 250 градусов Цельсия и более, устанавливается III класс опасности. Для таких же объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением ниже 1,6 МПа, но выше 0,07 МПа, или при температуре рабочей среды выше 115 градусов Цельсия, устанавливается IV класс опасности.

Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования, предназначенные только для перемещения, подачи (уборки) транспортных средств с опасными грузами, и на которых погрузочно-разгрузочные (перевалочные) операции и (или) иные технологические операции не производятся, класс опасности объектов не устанавливается. Надзорно-контрольные функции за состоянием безопасности таких объектов осуществляются в рамках контрольно-надзорных мероприятий за состоянием технологических объектов, к которым эти участки примыкают, в соответствии с проектной документацией, определяющей границы застройки и эксплуатации объектов».

Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ, – ред.) подлежат: технические устройства (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, – ред.); здания и сооружения, применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию опасных производственных объектов (ОПО, – ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент Таможенного союза имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, — ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о сертификации или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует проведения ЭПБ после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в резервуар ЭПБ не потребуется.

В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь производимых технических устройств будут подлежать только обязательной сертификации или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, сертификаты на материалы, – ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки придется проводить ЭПБ, так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, – ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы ПБ в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», – ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, приборы ультразвукового контроля, нивелиры, теодолиты, – ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – заключения. Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.

Кстати, об опасности аварии. По ФЗ № 116 опасные производственные объекты разделяют на четыре класса опасности, в зависимости от количества опасных веществ на них. Большое количество ОПО по классификации попадают в IV класс опасности. Плановые проверки проводятся только для объектов I, II и III класса опасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДПИСАТЬСЯ ОТПИСАТЬСЯ

Аннотация

В.И. Шумейко, О.А. Кудинов

Дата поступления статьи: 05.12.2013

Проектирование уникальных зданий и сооружений является сложной задачей, требующей высокой квалификации, профессиональной подготовки и определенного опыта исполнителей. В статье содержится подробное описание содержания различных этаповпроектирования, основные требования и особенности, начиная с технического задания и заканчивая экспертизой проекта. Излагаются особенности предпроектной подготовки, вопросы, которые должны быть решены еще до начала работы. Рассматриваются нагрузки, которые необходимо учитывать и особенности расчетов. Приводятся требования к разработке специальных технических условий (СТУ) на объект и научно-техническому сопровождению проекта(НТС) Особое внимание уделяется эксперементальным исследованиям физических моделей уникальных зданий и сооружений. Представленный в статье материал может служить алгоритмом и основой программы для проектирования большепролетных и высотных уникальных зданий и сооружений.

Ключевые слова: Уникальные здания и сооружения, техническое здание, предпроектная подготовка, нагрузки, единая пространственная система, расчет конструкций, специальные технические условия (СТУ), научно-техническое сопровождение, мониторинг, модель, экспертиза

05.23.17 — Строительная механика

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Виды большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений определены Градостроительным Кодексом Российской Федерации (гл.6, ст.48.1 «Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты»).
Большепролетными зданиями и сооружениями являются здания и сооружения, покрытия которых выполнено с применением большепролетных конструкций размером более 36 м.
Высотными зданиями и сооружениями являются здания и сооружения высотой более 75 м.
К уникальным относятся здания и сооружения, удовлетворяющие следующим условиям:

  • используются конструкции и конструктивные схемы с применением нестандартных или специально разработанных методов расчета, или требующих проверки на физических моделях;
  • здания и сооружения, возводимые на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.

К уникальным относятся здания и сооружения с высотой превышающей 100 м, или с величиной пролета более 100 м, или с вылетом консоли более 20 м, или если заглубление подземной части относительно планировочной отметки земли более чем на 15 м.
К уникальным зданиям и сооружениям относятся также спортивно-зрелищные, культовые сооружения, выставочные павильоны, торговые и развлекательные комплексы и другие с расчетным пребыванием внутри объекта более 1 000 человек или более 10 000 человек вблизи.
Техническое задание на проектирование уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений должно содержать следующую информацию:

  • обоснование научно-технического сопровождения проекта трехстадийного проектирования, экспертизы на всех этапах, разработку нескольких вариантов концептуального проекта, затрат на проверку основных расчетов и инженерных решений дублирующей проектной бригадой;
  • согласование расходов на моделирование, а в необходимых случаях и на проектирование, строительство и испытания крупномасштабной модели;
  • подтверждение дополнительных геодезических и инженерно-геологических изысканий;
  • описание участка строительства и расположенных вблизи строений;
  • обоснование обследований близлежащих зданий, укрепления их оснований и фундаментов, несущих и ограждающих конструкций;
  • описание особых условий строительства;
  • определение степени ответственности сооружения, назначение коэффициента ответственности;
  • сведения о конструкциях, инженерном оборудовании и материалах;
  • обоснование комплексного мониторинга и включения в проект новых разделов «Паспорт объекта» и «Требования к эксплуатации объекта»;
  • задание на подготовку Специальных Технических Условий (СТУ) на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта;
  • другая (дополнительная) информация.

Особенности предпроектной подготовки. Еще до начала проектных работ должны быть решены определенные вопросы. Заказчик на предпроектной стадии должен получить необходимые документы:

  • выбор площадки и отвод земельного участка;
  • градостроительное задание;
  • разрешение на подключение к инженерным сетям.

На предпроектном этапе необходимо провести геодезические и инженерно-геологические изыскания , которые должны включать в себя геофизическое обследование участка застройки. Это даст возможность решить вопрос о принципиальной пригодности земельного участка для строительства.
Геофизики и геологи должны подробно описать свойства несущих и подстилающих слоев грунта, гидрогеологическое состояние основания, дать обоснованный геотехнический прогноз.
На стадии предпроектной проработки собирается и обрабатывается информация о существующих подобных проектах.
Нагрузки, воспринимаемые уникальными, большепролетными и высотными зданиями и сооружениями.
Конструкция должна воспринимать любые виды и сочетания нагрузок: распределенные и сосредоточенные, постоянные и временные, статические и динамические, силовые и кинематические, тепловые и прочие агрессивные воздействия окружающей среды.
Покрытия уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений находятся под действием собственного веса, снеговых и ветровых нагрузок, а также технологических нагрузок от оборудования, нагрузок предварительного напряжения и монтажных нагрузок. Могут возникать температурные воздействия на элементы конструкции, если используются материалы с различным коэффициентом линейного расширения.
На моделях проводят аэродинамические исследования, чтобы определить неблагоприятное влияние ветровой нагрузки и ее пульсирующие усиления.
С учетом статистических данных принимается снеговая нагрузка, причем для большинства покрытий она учитывается с коэффициентом 1,5 по сравнению с обычными сооружениями.
Для висячих конструкций покрытий необходимо учитывать кинематические воздействия, которые в некоторых случаях могут вызывать внутренние усилия значительно большие, чем от силовых воздействий.
Учитывается возможное увеличение технологических нагрузок. Для уникальных зданий и сооружений, как правило, принимается коэффициент надежности равным 1,2 в связи с повышенной ответственностью.
Особенности расчетов. Уникальные, большепролетные и высотные здания и сооружения при расчетах необходимо рассматривать как единые пространственные системы, в которые входят основания и фундаменты, каркас и покрытие.
Обязательной составной частью должны быть расчеты на статические и динамические нагрузки на конструкцию и ее элементы при изготовлении и транспортировке.
Отдельные элементы конструкции могут оказаться более загруженными при монтаже, чем при полной расчетной нагрузке, поэтому в проекте необходимо особое внимание уделять последовательности монтажа. Должна быть подтверждена пространственная устойчивость и надежность системы на всех этапах ее изготовления и монтажа.
В концептуальном проекте применяются приближенные методы расчетов, которые дают возможность понять и почувствовать работу конструкции и далее от «ручных» методов переходить к более точным компьютерным расчетам.
На стадии «Проект» определяются сечения основных элементов и происходит переход от сложной к упрощенной схеме, а затем последовательно добавляются усложняющие элементы и определяется их влияние на работу конструкции в целом.
На стадии рабочего проектирования расчетная схема максимально приближается к действительной единой пространственной системе.
Широкое применение в расчетах получили численные методы, дающие возможность успешно применять современную вычислительную технику. Эти методы позволяют учесть различные виды загружений, особенности конструкции, геометрию поверхности земли, переменные сечения элементов, проемы в конструкции и другие особенности. Во многих случаях удается применять стандартные вычислительные комплексы. Для достижения достаточной точности необходимо сравнивать результаты, полученные по разным программам.
Расчетная схема сооружения представляет собой идеализированную модель, максимально соответствующую реальному сооружению.
Как правило, расчеты уникальных зданий и сооружений выполняются в геометрически нелинейной постановке, при этом не применим принцип независимости действия сил. В этом случае необходимо вести пошаговое нагружение конструкции и каждый раз фиксировать изменение ее формы и способность воспринимать дополнительную часть нагружения.
Для уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений необходимо проводить расчеты на воздействие ветровой нагрузки.
В связи с геометрической и физической нелинейностью, а также большим размером конечно-элементной модели динамический расчет конструкции представляется достаточно сложным. Однако его обязательно следует проводить, поскольку существуют системы, устойчивость которых нельзя определить статическими расчетами . Уменьшить динамическую реакцию в системах большепролетных и высотных зданий и сооружений можно соответствующими конструктивными решениями – ввести дополнительные оттяжки или демпфирующие устройства.
Большое внимание при проектировании уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений необходимо уделять защите их от прогрессирующего обрушения. Именно поэтому особенно тщательно необходимо учитывать нагрузки на колонны, а также на конструкции фундаментов. Следует предусматривать необходимые мероприятия при возникновении аварийных ситуаций, в том числе на этапах строительства и эксплуатации здания.
Специальные технические условия (СТУ). Требования к разработке СТУ и их содержание определены Приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Приказом определено, что если для составления проектной документации недостаточно требований, установленных нормативными документами, или требования не установлены, то разрабатываются и согласовываются СТУ.
Специальные технические условия относятся к техническим нормам, содержащим дополнительные требования к конкретному объекту в области безопасности. Технические условия разрабатываются трех видов – на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов.
Разработка технических условий проводится в соответствии с техническим заданием, в котором должно быть приведено краткое обоснование целесообразности разработки СТУ, сведений об уровне ответственности здания в соответствии с существующими нормами, а также требования, связанные с технической и пожарной безопасностью.
Специальные технические условия должны содержать следующие данные:

  • обоснование целесообразности разработки СТУ и недостающих нормативных требований, излагаемых в соответствии с действующими техническими нормами;
  • перечень отступлений от действующих нормативов, и список мероприятий, компенсирующих эти отступления;
  • описание объекта и его основных элементов с изложением конструктивных и объемно-планировочных решений;
  • дополнительные требования необходимо отнести к определенному нормативному документу либо его разделу.

При этом отдельные положения нормативных документов других стран могут использоваться в составе СТУ, если они соответствуют законодательству Российской Федерации.
Научно-техническое сопровождение (НТС) проектирования уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений.
Проектирование уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений требует обязательного комплексного научно-технического сопровождения.
Целью НТС при проектировании и строительстве уникальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений является обеспечение безопасности людей, объекта строительства и надежности возводимых конструкций. В задачи научно-технического сопровождения входит:

  • прогноз состояния зданий и сооружений с учетом всевозможных видов воздействий;
  • прогноз состояния объектов, находящихся в зоне строительства;
  • разработка конкретных решений по устранению нарушений, установленных при мониторинге проектных решений;
  • разработка научно-обоснованных и оптимальных решений, участие в определении проектно-конструкторских решений;
  • разработка технических рекомендаций, не вошедших в действующие нормативные документы.

Проведение НТС включает в себя следующий состав работ:

  • Оценка результатов инженерно-геологических изысканий.
  • Участие в проработке концепции проектируемого объекта.
  • Анализ проектной документации для улучшения конструктивных и объемно-планировочных решений.
  • Уточнение перечня конструкций и наиболее ответственных узлов для выполнения их мониторинга.
  • Проверка выполненных расчетов по объекту, включая вероятность прогрессирующего обрушения и составление рекомендаций для защиты от него.
  • Составление программы проведения НТС строительства и заданий на различные мониторинги.
  • Оценка пригодности конструкций, выполненных с отклонением от проекта, обоснованная соответствующими расчетами и дополнениями.
  • Составление рекомендаций по улучшению технологии и производству строительного монтажа и применению эффективных материалов.

На стадии проектирования особая роль отводится НТС по защите от прогрессирующего обрушения зданий и сооружений.
Уникальные, большепролетные и высотные здания и сооружения должны быть защищены от возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций, к ним относятся опасные природные метеорологические явления, возникновение карстовых воронок, провалов в основаниях зданий и сооружений, техногенные и антропогенные чрезвычайные ситуации, взрывы внутри или снаружи здания, аварии или пожары, а также повреждения систем несущих конструкций.
Устойчивость здания от прогрессирующего обрушения необходимо проверять расчетами и обеспечивать конструктивными мероприятиями . Расчет устойчивости объекта следует проводить на различные сочетания нагрузок с учетом локальных разрушений.
Экспериментальные исследования физических моделей уни­кальных, большепролетных и высотных зданий и сооружений.
Комплексное научно-техническое сопровождение на стадии проектирования уникальных зданий и сооружений включает изготовление и испытание физической модели сооружения. Исследование уникальных конструкций на моделях включает следующие мероприятия:

  • определение напряженно-деформированного состояния , несущей способности и надежности конструкций;
  • проверку расчетной модели и методики расчета;
  • экспериментальное исследование особенностей работы конструкций, трудно поддающихся решению математическими методами.

В задачу экспериментальных исследований входит:

  • определение и анализ усилий, деформаций и перемещений в элементах модели покрытия, экспериментальный расчет конструкций;
  • исследование влияния различных особенностей на работу конструкции;
  • определение предельного состояния объекта и вычислительный эксперимент по оценке запаса его несущей способности.

Исходя из этого, разрабатывают рабочую программу и методику проведения эксперимента, проектируют и изготавливают физическую модель, проводят экспериментальные исследования. Для конструкций здания применяют механическое моделирование на геометрически и физически подобных моделях. Условием подобия является напряженно-деформированное состояние модели и реального объекта.
Крупномасштабные модели уникальных объектов в большинстве случаев испытывают в упругой стадии на статические нагрузки.
Для определения физико-механических характеристик испытывают образцы материалов, из которых изготовлена модель. Учитывают отклонения при обработке экспериментальных данных, уточняют масштабные множители, критерии и индикаторы подобия , определяют степень приближенного моделирования.
Каждое испытание рекомендуется несколько раз повторять (не менее трех) при одних и тех же условиях. Для регистрации результатов испытаний используют автоматические программные комплексы. После обработки данных их пересчитывают на реальный объект и выводят в виде таблиц и эпюр усилий и перемещений.
На последнем этапе испытания модель может быть доведена до разрушения. В предельном состоянии, кроме анализа причин разрушения, выполняют сопоставление предельной экспериментальной нагрузки и расчетной.
Экспертиза проектов. При существующем порядке государственная экспертиза выполняется только на стадии «Проект». Для уникальных же сооружений необходима обязательная независимая экспертиза Концептуального Проекта и законченной рабочей документации перед сдачей ее в производство. Цель такой экспертизы в снижении вероятности фатальных ошибок.
Литература

    1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.10.2013) (с изм. и доп. от 07.06.2013 N 113-ФЗ, вступившими в силу с 05.12.2013).
    2. Еремеев П.Г. Особенности проектирования уникальных больше­пролетных зданий и сооружений. // Строительная механика и расчет сооружений. 2005. № 1.
    3. Еремеев П.Г. Предотвращение лавинообразного (прогрессирующего) обрушения несущих конструкций уникальных большепролетных зданий и сооружений при аварийных воздействиях. // Строительная механика и расчет сооружений. 2006. № 2.
    4. СТО 36554501-024-2010. Обеспечение безопасности большепролетных сооружений от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях /ОАО НИЦ «Строительство».
    5. ТР 182-08. Технические рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строительства большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений. М.: ГУП НИИ Мосстрой, 2008. 34 с.
    6. Попов Н.А. Рекомендации по уточненному динамическому расчету зданий и сооружений на действие пульсационной составляющей ветровой нагрузки. / ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко. М., 2000. 45 с
    7. Никонов Н.М. Еще раз об особенностях проектирования и строительства уникальных сооружений. //Архитектура и строительство Москвы. 2007. №1, С.35-40.
    8. Карлина И.Н., Новоженин В.П. Особенности проведения комплексных натурных обследований объектов, подлежащих реконструкции // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4, ч.2. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1235 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
    9. Гиря Л.В., Хоренков С.В. Проблемы консервации и технического обследования объектов капитального строительства в современных условиях // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1656 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
    10. Рекомендации по защите жилых зданий стеновых конструктивных систем при чрезвычайных ситуациях. Рекомендации по защите жилых каркасных зданий при чрезвычайных ситуациях. М., 2002.
    11. Временные нормы и правила. МГСН 4.19-2005.
    12. Pavlov G.N. «Geodesic Domes Bounded by Symmetrical mainly Hexagonal Elements” // The International journal of space structures. Volume 9, No. 2, 1994.
    13. Heino Engel Atlante delle Strutture. UTET. Torino. 2001. p.350.

Сооружения связи являющиеся особо опасными технически сложными

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *