Социальные гарантии судей

Указ Президента РФ от 22.11.2016 N 617 «О порядке материального и социального обеспечения судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены» (вместе с «Положением о порядке материального и социального обеспечения судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены»)

3. Материальное и социальное обеспечение судей Суда Евразийского экономического союза и судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, полномочия которых прекращены по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»), Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации») и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном для судей Российской Федерации, ушедших или удаленных в отставку.

Приказ Верховного Суда РФ N 670кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 235 от 10.08.2015 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей»

на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

1) по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.06.2012 N 124 (ред. от 07.11.2018) «Об утверждении Положения о порядке компенсации судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений»

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», статьей 5 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, и имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина»

Из этого исходит и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», предусматривая в части 2 статьи 11 возможность привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом, лишь тех находящихся в отставке судей, которые имеют стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и считаются почетными судьями. По смыслу данной статьи, десятилетний стаж как необходимый элемент правового статуса почетного судьи не предполагает включение в него иных, помимо судейской профессиональной деятельности, периодов, как это допускается, в частности, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (абзац второй пункта 1 статьи 19) и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (статья 7) при исчислении стажа, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

<Письмо> Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 <О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления>

— компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям согласно статьи 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

— единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, не исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, а также при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью (в случае осуществления выплаты до увольнения);

«Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов» (разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013)

Другой пример касается Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (вступил в силу с 1 января 2001 года), в котором содержится несколько статей с изменениями в отдельные законодательные акты и в который Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (вступил в силу 27 апреля 2001 года) опять же были внесены изменения, то есть изменения в изменения. Непосредственно в Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» изменения внесены не были.

Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»

1. В запросе Верховного Суда Российской Федерации, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в связи с рассмотрением дела гражданина В.И. Мухина, поставлен вопрос о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (часть первая); действие этой статьи распространяется на судей Российской Федерации, ушедших в отставку или на пенсию до принятия настоящего Федерального закона (часть вторая).

Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 5-О «По жалобе гражданки Сухачевой Валентины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 8 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и подпунктов 11 и 13 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

3. Право судьи на отставку согласно Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» относится к гарантиям закрепленной в статье 120 Конституции Российской Федерации независимости судей и является одним из элементов судейского статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы обеспечить осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Вопрос о гарантиях конституционного статуса судьи, включая право судьи на отставку и предоставление ему в связи с этим ежемесячного пожизненного содержания, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 19 февраля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1051-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гуровой Ольги Юрьевны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральных законов «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям»

статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», предусматривающей порядок исчисления стажа работы в качестве судьи Российской Федерации при определении права на отставку и получение соответствующих выплат и льгот;

не действует Редакция от 08.12.2010 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 26.06.92 N 3132-I (ред. от 08.12.2010) «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 16. Неприкосновенность судьи

(в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 29.03.2010 N 37-ФЗ)

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ)

10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

11. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Пункт 12. — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 180-185. Б01: 10.17223/15617793/433/25

УДК 342.565.5

С. В. Корнакова, И.А. Щербакова

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СТАТУС СУДЬИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается содержание конституционного принципа независимости судей, имеющего основополагающее значение для осуществления правосудия и обеспечения конституционно-правового статуса судей. Анализируются предусмотренные законом гарантии его реализации. Подвергается критической оценке содержание ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», по мнению авторов, не вполне соответствующее правилам юридической техники. Обосновывается необходимость внесения изменений в указанную норму.

Ключевые слова: Конституция РФ; принцип независимости судей; конституционно-правовой статус судей; гарантии независимости судей.

Конституция РФ является основой правовой системы и всех возникающих на территории России отношений, в ней отражены правовые основы, которыми обеспечивается статус судьи в Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. При этом ст. 48 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а исходя из содержания ст. 18 Конституции, именно человек, его права и свободы являются непосредственно действующими, именно они определяют смысл, содержание и применение законов.

Во многих международно-правовых актах декларируется право человека на справедливое судебное разбирательство. В частности, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Согласно п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Поэтому одним из необходимых элементов права граждан на справедливое правосудие является обеспечение судейской независимости. Отсюда следует важность реального обеспечения независимости судей как одной из составляющих права каждого гражданина на доступ к справедливому правосудию, а принцип независимости судей обоснованно относится к основополагающим началам осуществлении правосудия .

В юридической литературе научная правовая категория «независимость судей» исследуется в различных аспектах: 1) как конституционный принцип реализации судебной власти; 2) как принцип осуществления правосудия; 3) как принцип, обеспечивающий правовой статус судьи; 4) как средство и гарантия обеспечения права граждан на судебную защиту, справедливое и беспристрастное правосудие . Исходя из этого, конституционный принцип независимости судей относится и к принципам судо-

устройства, и к принципам, на которых основан конституционно-правовой статус судей.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, суть конституционного принципа независимости судей традиционно сводится к стремлению создания таких условий их деятельности, благодаря которым рассмотрение дел и принятие решений судьями осуществлялось бы исключительно на основе Конституции, федерального закона и своего внутреннего убеждения. Подчинение судей исключительно Конституции и закону является не только гарантией независимости судей от противоправных влияний, но и гарантией для граждан, вовлеченных в сферу судопроизводства, от произвола при отправлении правосудия со стороны самого судьи. Как в этой связи подчеркивается учеными, «позиция судьи должна восходить к Конституции, она содержательно определяется императивом прав человека, обеспечение непосредственного действия которых Конституция напрямую связывает с правосудием» .

Тем не менее подчинение судьи закону не является абсолютным во всех без исключения случаях: суд должен применять только те законы, которые, во-первых, соответствует Конституции РФ и международным нормам, и, во-вторых, признаны судом приемлемыми с точки зрения права. В этом, по мнению Т.Г. Морщаковой, находит выражение не только независимость судебной власти от законодательной, но и правомочие судов на осуществление судебного контроля за содержанием применяемых законов: судья при разрешении конкретного дела должен убедиться, что подлежащая применению норма права не противоречит конституционному регулированию (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Лишь при условии соответствия закона Конституции судьи вправе и обязаны ему следовать .

Л.В. Шеломанова, утверждая о наличии в действующем законодательстве отдельных норм, препятствующих независимости судей, подвергает критике ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о Прокуратуре РФ). По мнению автора, указанная норма может являться юридическим средством влияния прокуроров на независимость судей, что граничит с неконституционным вмешательством в деятельность по осуществлению правосудия. Для устранения подобного положения необходимо ч. 3 ст. 1 Закона о Прокуратуре РФ до-

полнить словами «при наличии достаточных оснований полагать». Лишь в этом случае прокуроры имеют право опротестования судебных приговоров, решений, постановлений и определений при их противоречии закону .

На наш взгляд, такое дополнение не внесет в законодательство ничего нового, чего оно не содержало до сих пор. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о Прокуратуре РФ, именно прокуроры осуществляют от имени государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Во-вторых, основанным на Конституции процессуальным законодательством предусмотрен пересмотр судебных актов в порядке надзора. В-третьих, такой пересмотр невозможен без предусмотренных законом оснований. В частности, в представлении прокуроров, как акте их реагирования на судебное решение, должны быть приведены доводы, свидетельствующие о наличии оснований (п. 7 ч. 1 ст. 308.2 АПК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 389.6 УПК РФ), по которым они считают решение суда неправильным (п. 4 ч. 1 ст. 322 ГПК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 299 КАС РФ). И наконец, наделение прокуроров полномочиями по рассмотрению жалоб на судебные решения основано на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми право граждан на обращение — это важное конституционно-правовое средство их защиты, которое относится к одним из основных прав и свобод. При этом, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, право граждан на защиту является правом абсолютным, не подлежащим ограничению.

Независимость судей, как отмечает сама Л.В. Ше-ломанова, необходима в обществе ровно настолько, насколько этого требует конституционная компетенция судов и задача эффективности ее реализации . Поэтому независимость судей — не самоцель, а условие обеспечения справедливости правосудия. Как подчеркивается учеными, конституционные цели и задачи российского правосудия заключаются в эффективном обеспечении судебной защиты во всех случаях, когда она требуется, и для реализации этих целей принцип независимости судей имеет подчиненное отношение .

Тем не менее если предназначение органов прокуратуры — обеспечение единства и укрепление законности, то предназначением судебной власти является реализация одной из основных функций государства -защиты права. Следовательно, именно судебная власть в лице судей выступает как главный механизм господства закона и именно ей принадлежит определяющая роль в утверждении принципа верховенства права.

По мнению О.И. Маминой, осуществление истинно независимого правосудия зависит от реализации основных составляющих принципа независимости судей, к которым относятся: 1) независимость судей от органов законодательной и исполнительной власти, 2) независимость судей от так называемой «власти судебной вертикали» и 3) беспристрастность судьи — как форма личностного проявления независимости . В той связи можно выделить две стороны независимости судей: объективную (внешнюю) и субъек-

тивную (внутреннюю), которые являются взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга. Выражение объективной стороны проявляется, прежде всего, в организации власти в правовом государстве на основе демократического принципа разделения властей, предполагающем запрет иных органов власти на вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия, а также в предъявляемых к судьям и к организации их деятельности законодательных требованиях. Субъективная сторона независимости судей полностью зависит от личностных качеств носителя судебной власти. Взаимовлияние названных сторон судейской независимости отражается в следующем.

Во-первых, смысл законодательного запрета для судей быть представителем каких бы то ни было государственных или общественных структур, занимать в них какие-либо должности, принадлежать к каким-либо движениям и политическим партиям заключается в обеспечении для судей возможности иметь исключительно правовую субъективно независимую внутреннюю позицию, свободную от постороннего влияния и политических пристрастий. Позиция судьи должна отвечать требованиям Конституции и закона и не может зависеть от чьей-либо воли. Поэтому если опосредованные предметом рассматриваемого правового спора политические интересы соответствуют конституционным принципам и ее ценностным началам, то суд посредством своих решений объективно может становиться проводником такого «политического», а по сути — конституционно-правового вектора развития государства и общества .

Во-вторых, независимость судей обеспечивается законодательным требованием недопустимости вмешательства в их профессиональную деятельность (ст. 10 РФ «О статуе судей в Российской Федерации» — далее Закон о статусе судей). Любое нарушение этого запрета преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Никто не вправе прямо или косвенно вмешиваться в профессиональную деятельность судьи, не вправе давать ему какие-либо указания по находящимся в его производстве делам. В свою очередь, сам судья не только не может такие указания запрашивать, но и обязан отвергнуть их в случае получения.

В-третьих, предусмотренные законом процедурные условия принятия судебных решений и вынесения приговоров призваны исключить возможность воздействия (давления, угроз, внушения и т. д.) на судей как извне, так и внутри судейского сообщества. Последнее касается независимости судей от судебной вертикали: широко обсуждаемой в настоящее время и требующей самостоятельного исследования и разрешения проблеме взаимоотношений между судьями и председателями судов. В частности, Н.С. Гаспарян, анализируя основные причины, по которым реализация принципа независимости судей является недостаточной, указывает на явную гипертрофированность роли председателей судов. Исходя из действующего

законодательства, — подчеркивает автор, — невмешательство руководителя суда в работу судей только подразумевается, тем не менее ни одним федеральным законом не предусмотрена специальная правовая норма, содержащая запрет на такое вмешательство .

И наконец, к аспектам внутренней (личностной) стороны независимости судьи, наличие которых дает ему моральное право на принятие решений и чувство уверенности в их безупречности, относятся профессиональная компетентность, высокая нравственность и опытность в применении права. Наличие указанных качеств, определяющих внутреннюю независимость судьи, по мнению многих авторов, является решающим, поскольку принцип независимости является конституционным требованием, адресуемым прежде всего к судье как носителю судебной власти, поэтому имеет личностную характеристику, и никакие гарантии независимости работать не будут, если сам носитель судебной власти не обладает принципиальностью и высокими нравственными качествами .

Закрепленные в Конституции РФ основы правового статуса судей имеют учредительный характер, которым обеспечиваются исходные начала развития отраслевого законодательства. В Законе о статусе судей (ч. 1 ст. 9) закреплена система гарантий судейской независимости, которая обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— неприкосновенностью судьи;

— системой органов судейского сообщества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Проведенный анализ данной нормы позволил сделать вывод о том, что ее содержание не вполне соответствует правилам юридической техники, согласно которым при формулировании правовых предписаний необходимо не только следовать логике изложения текста, но и соблюдать требования конкретности, краткости, компактности и сокращения до минимума дублирования нормативного материала, касающегося одного и того же вопроса. Такой вывод основан на следующем.

Прежде всего, включенный в перечень гарантий установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи полностью поглощается содержанием конституционного института несменяемости судей. Потому если следовать использованной логике изложения нормативного материала, следовало бы раскрыть также и содержание института неприкосновенности судьи. Но законодатель не сделал этого, ограничившись лишь его названием. С этих же позиций не усматривается оснований для выделения в качестве самостоятельной гарантии независимости права судьи на отставку. Кроме этого, по обоснованному мнению Л. В. Шеломановой, приостановление и прекращение судейских полномочий является ис-

ключением из общего правила несменяемости судей, в ущерб которому подобные формулировки неоправданно смещают акцент в сторону возможности лишения судейских полномочий. Поэтому, на наш взгляд, стоит согласиться с выводом ученого, что достаточным было бы закрепление вместо двух гарантий одной — гарантии несменяемости судьи, поскольку и порядок приостановления и прекращения полномочий, и право судьи на отставку охватываются этой гарантией .

Что касается такой гарантии, как система органов судейского сообщества, то необходимость самого ее включения в содержание ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей представляется сомнительной, что следует из анализа полномочий органов судейского сообщества. Как отмечает Г.Т. Ермошин, в общем виде их можно свести к четырем группам полномочий: 1) формирование судейского корпуса; 2) оценка профессиональной деятельности судей и регулирование процедуры их карьерного роста; 3) привлечение судей к ответственности за нарушение требований, предъявляемых к статусу судьи, и положений кодекса профессиональной этики; 4) нормативно-правовое регулирование организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи .

Представляется, что отнюдь не все полномочия органов судейского сообщества призваны служить гарантией независимости судей, а некоторые из них следует признать дублирующими положения, уже предусмотренные комментируемой нормой. В частности, третья группа полномочий относится к установленному законом порядку приостановления и прекращения полномочий судьи и, как уже отмечалось, полностью поглощается институтом несменяемости судей.

К четвертой группе полномочий органов судейского сообщества ученые относят следующие: полномочия Совета судей РФ по утверждению Типовых правил внутреннего распорядка судов, Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, Порядка и условий определения для судей выслуги лет; применение к судьям мер поощрения и взыскания, рассмотрение и согласование порядка оказания материальной помощи судьям и др.; полномочия Высшей квалификационной коллегии судей по утверждению Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей; полномочия по регулированию внутренней жизни судейского сообщества, принятие Всероссийским съездом судей Кодекса судейской этики .

Нетрудно заметить, что указанные полномочия в большей степени отражают самостоятельность функционирования судебной власти, самоуправление судейского сообщества, нежели независимость судей.

Безусловно, принцип независимости судей является одним из важнейших условий реализации самостоятельности судебной власти, поскольку направлен на обеспечение беспристрастного и справедливого осуществления правосудия. Тем не менее необоснованно отождествление понятия «самостоятельность судебной власти», отражающего специфику ее взаимодей-

ствия с иными ветвями власти, и понятия «независимость», поскольку последнее относится исключительно к статусу судей . На необходимость разграничения данных понятий обращает внимание Г.Т. Ермошин, который, указывая на единство их цели — гарантирование основанного на законе объективного, независимого и беспристрастного рассмотрения любого правового конфликта, подчеркивает принципиальное различие организационно-правовых механизмов их обеспечения . Исходя из этого, на наш взгляд, включение в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей такой гарантии, как система органов судейского сообщества, также не отвечает правилам юридической техники. В данном случае речь идет о нарушении правила точности, которое заключается в достижении наиболее полного соответствия мысли законодателя и ее воплощения в нормативной формулировке, поскольку отождествление в одной норме самостоятельности органов судебной власти и независимости судей свидетельствует об отсутствии такого соответствия.

Что, на наш взгляд, является действительно важным в функционале сообщества судей и должно найти отдельное и самостоятельное отражение в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей, так это полномочие органов судейского сообщества по профессиональному отбору претендентов на судейские должности, поскольку необходимой гарантией независимости судей, обеспечивающей осуществление правосудия на должном профессиональном уровне, является назначение на должность судей достойных кандидатов. В этой связи в юридической литературе обоснованно указывается, что независимость представляет собой характеристику уровня самосознания личности конкретного судьи, которая проявляется как формируемое в процессе воспитания личностное качество. Государственные и организационно-правовые гарантии защиты судьи от давления извне, являясь внешними мерами воздействия, могут поддержать это качество и способствовать независимости судьи, но при изначальном отсутствии обрести независимость невозможно .

Система отбора и назначения на должность судей, как гарантия их независимости, предусмотрена положениями Конституции РФ (в ст. 119 и в ст. 128 соответственно), но, к сожалению, не нашла отражения в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей. Если в первой конституционной норме определены минимальные стандарты для кандидата в судьи — цензы по возрасту, образованию и опыту, предполагающие внутреннюю способность кандидата к самостоятельным решениям и выработке независимой позиции, то вторая регулирует такую процедуру назначения на должность судьи, которой обеспечивается исключение зависимости от иных органов власти. Так, Конституцией РФ предусмотрена процедура назначения судей федеральных судов Президентом РФ, а судей высших судов страны — по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 83 п. «е»). Принцип назначения судей главой государства, по мнению Л. В. Головко, должен означать легитимацию максимальной степени независимости судейских функций не принимавшей ни малейшего участия в

подборе кандидатов в судьи высшей политической властью, избранной народом . В дальнейшем ни Президент, ни Совет Федерации, ни любые иные органы, не относящиеся к органам судейского сообщества, не обладают полномочиями по влиянию на судейскую карьеру или удалению судьи с должности, поэтому такая процедура назначения судей должна рассматриваться как гарантия их независимости. Представляется, что система отбора и назначения на должность судей, реализуемая при непосредственном участии органов судейского сообщества, должна найти самостоятельное закрепление в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей в качестве одной из гарантий независимости судьи.

Кроме этого, в юридической литературе справедливо отмечается неразрывная связь закрепления гарантий принципа независимости судей с требованиями, предъявляемыми к самим судьям и к их деятельности. Не вызывает сомнения, что смысл закрепленных в ст. 3 Закона о статусе судей предъявляемых к судьям требований заключается в исключении факторов, способных повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей, вызвать сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности. Как справедливо отмечает Г.Т. Ер-мошин, независимость является сутью статуса судьи, при этом речь должна идти об обеспечении независимости судьи именно как личности . На наш взгляд, обоснованность приведенного утверждения подтверждает тот факт, что ч. 1 комментируемой статьи практически повторяет содержание конституционной нормы, закрепляющей принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Закрепленные же в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей ограничения для судей на определенные виды деятельности отражают принцип несовместимости, поскольку выполнение судьей таких функций несовместимо с его статусом.

Очевидно, что независимость судей гарантируется как определенными преимуществами по сравнению с общим конституционным статусом личности (несменяемость, неприкосновенность), так и требованиями и ограничениями, устанавливаемыми для судей, нарушение которых влечет утрату статуса судьи.

На основании изложенного, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей «Гарантии независимости судей», которая, на наш взгляд, должна иметь следующую формулировку:

«1. Независимость судьи обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— несменяемостью судьи;

— неприкосновенностью судьи;

— системой отбора и назначения на должность судьи;

— требованиями, предъявляемыми к судье;

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу».

В приведенном перечне к гарантиям, направлен- неприкосновенность судьи; систему отбора и назна-ным на обеспечение конституционно-правового ста- чения на должность судьи и требования, предъявля-туса судьи, следует относить несменяемость и емые к судье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анишина В.И., Гаджиев Г. А. Самостоятельность судебной власти // Общественные науки и современность. 2006. № 6.

2. Остапенко Е.П. Правовой статус судьи и эффективность правосудия // Общество и право. 2010. № 5 (32).

3. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию. М. : НОРМА, ИНФРА-М, 2018 // СПС КонсультантПлюс.

4. Морщакова Т.Г. Конституционные основы судебной власти. М. : ГУ-ВШЭ Факультет права, 2005.

5. Шеломанова Л.В. Независимость судей как конституционный принцип правосудия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шеломанова Л.В. Понятие и сущность категории «независимость судей» в конституционном праве России // Конституционное и муни-

ципальное право. 2012. № 7.

7. Анишина В.И. Дискреционные полномочия судов как гарантия самостоятельности и эффективности судебной власти // Конституционное

и муниципальное право. 2007. № 8.

8. Мамина О.И. Правосудие в механизме правового государства: концепции и реальность: дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2007.

9. Гаспарян Н.С. Почему российский суд зависим // СПС Консультант Плюс.

10. Анишина В.И., Гаджиев Г. А. Самостоятельность судебной власти // Общественные науки и современность. 2006. № 6.

11. Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судьи. Российский и зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: Вопросы теории и практики (Серия «Юридические науки»). 2014. № 1(4). С. 77-82.

12. Калинин В.Н. Судебная власть в российской федерации: тенденции и перспективы развития // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3).

13. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / под ред. В.В. Ершова. М. : Юристъ, 2006.

14. Головко Л.В. Построение независимой судебной власти: стратегический подход // Вопросы правоведения. 2010. № 3.

15. Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 8.

Статья представлена научной редакцией «Право» 17 июля 2018 г.

GUARANTEES OF INDEPENDENCE ENSURING THE STATUS OF A JUDGE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Svetlana V. Kornakova, Baikal State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: Svetlana-kornakova@yandex.ru

Irina A. Shcherbakova, Prosecutor’s Office of Oktyabrsky District of Irkutsk (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: low-

nost’. 6.

i pravo. 5 (32).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

justice]. Abstract of Law Cand. Dis. Moscow.

and reality]. Law Cand. Dis. Tambov.

9. Gasparyan, N.S. (2012) Pochemu rossiyskiy sudzavisim . Moscow: SPS Konsul’tant Plyus.

Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004.

Кант И. Основы метафизики нравственности / пер. А. К. Судакова. М., 1997.

Конфликтология: учеб. пособие / под ред. Ю. Г. Запрудского, В. Н. Коновалова. Ростов н/Д, 2000.

Ляуш Л. Б. Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации (часть 1) // Биомедицинская этика и медицинское право. Жизнь и смерть. Т. 2. 2011.

Мейер Д. И. Русское гражданское право // Классика российского права.

Параскевова С. А. Понятие и сущность гражданского правонарушения (теоретические проблемы): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006.

Прецеденты Большой палаты Европейского суда по правам человека по странам — членам Совета Европы. 2007. № 10.

Радбрух Г. Философия права / пер. Ю. М. Юмашева. М., 2004.

Цаплин В. Гипноз разумности. М., 2009.

Гарантии обеспечения социальной защиты судей

БАРАНКОВ Владимир Леонидович,

научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП

Общепризнано, что право на справедливое судебное разбирательство является основополагающим правом человека. Важнейший принцип построения судебной власти — ее независимость от какого-либо влияния и воздействия1. В статье 120 Конституции РФ указано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Независимый суд должен стать реальной судебной властью в правовом государстве. Однако независимость судебной власти возможна лишь при условии создания системы гарантий, при которых суд сможет осуществлять правосудие, руководствуясь только законом. Назначение гарантий независимости судей состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых закрепленный в законе статус судьи мог быть реально обеспечен каждому судье.

Принцип независимости судей получает фактическую реализацию с помощью социально-экономических, политических, правовых, организа-

1 См.: Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2010.

ционно-кадровых и процессуальных гарантий, соответствующих их высокому статусу, а также через особый статус судьи.

Судьи, являясь государственными служащими, относятся к категории лиц с особыми условиями труда. В связи с этим для них установлены специальные гарантии социальной защиты2, что вызвано рядом факторов: напряженные графики работы, запреты по реализации некоторых конституционных прав в полном объеме, определенные в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», требования о соблюдении особых правил поведения, установленных Кодексом судейской этики, как при осуществлении правосудия, так и во внеслужебное время.

Социально-правовая защита судей, с одной стороны, имеет стимулирующий характер — направлена на стимулирование добросовестной службы, с другой — имеет целью компенсировать законодательные

ограничения ряда их общегражданских прав. Среди таких ограничений содержится, например, запрет замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц, а также иные ограничения, которые установлены в ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей).

Социально-экономические гарантии находят свое отражение в материальной обеспеченности судей, мерах социальной защиты судей и членов их семей. Их можно подразделить на две группы: 1) гарантии, которые отражают, прежде всего, надлежащие условия работы судей. Они складываются из таких факторов, как служебная нагрузка судьи, техническая оснащенность судов, обеспеченность судей юридической литературой и т. д.; 2) условия жизни судей, их материальная обеспеченность, которые дают судьям возможность спокойно заниматься своими профессиональными обязанностями: заработная плата судьи, обеспеченность жильем, отдых и т. д.

Рассмотрим более подробно основные виды гарантий социальной защиты, которые представляются всем судьям Российской Федерации.

Медицинское обслуживание судей и членов их семей. Согласно п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которые оплачиваются из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Обязательное и добровольное медицинское страхование предоставляется судьям за счет государства.

В целях обеспечения конституционных прав действующих судей и судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ ежегодно утверждается программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на будущий год, которая предусматривает перечень медицинских услуг, предоставляемых бесплатно судьям и членам их семей. Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 г. № 856 утверждена соответствующая Программа на 2012 г., в рамках которой гражданам бесплатно предоставляется: а) первичная медико-санитарная помощь; б) скорая, в том числе специализированная (санитарноавиационная), медицинская помощь; в) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий; г) восста-

новительное лечение и реабилитация больных, которые осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или в соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями; д) дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний и другие мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи.

Платное лечение осуществляется в настоящее время централизованно посредством заключения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ государственного контракта на осуществление добровольного медицинского страхования за счет федерального бюджета.

Медицинское обслуживание включает также обеспечение судей и членов их семей лекарственными средствами. Проблемой здесь является то, что механизм и денежные нормативы возмещения судье расходов на приобретение лекарственных средств в Законе о статусе судей раскрыты недостаточно полно. Представляется, что данный Закон должен четко регламентировать размеры и порядок возмещения таких расходов, не оставляя эти вопросы на откуп ведомственного регулирования.

Санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитационнорекреационной меры социальной защиты судей. В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. Действие данной статьи не распространяется

на членов семьи судьи, пребывающего в отставке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право судьи и членов его семьи на санаторно-курортное лечение реализуется один раз в год.

При приобретении санаторно-курортных путевок для судей и членов их семей суды руководствуются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки. При этом судья в отставке не имеет права на такую компенсацию, а лишь может воспользоваться правом на санаторно-курортное лечение.

Еще одной мерой социальной защиты судей, связанной с правом судей на охрану здоровья, является обязательное страхование их жизни и здоровья. Право страховой компании на заключение договора страхования жизни и здоровья судей с Судебным департаментом при ВС РФ возникает в результате проведения открытого конкурса.

Выгодоприобретателями в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются лица, указанные в его завещании. При отсутствии завещания выгодоприобретателями являются наследники по закону в соответствии с действующим законодательством РФ.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: а) гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, — его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи; б) причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в раз-

мере трехлетней заработной платы судьи; в) причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере годовой заработной платы судьи.

Важным условием выплаты страхового возмещения, закрепленным в Законе о статусе судей, является причинение вреда судье и членам его семьи в связи со служебной деятельностью судьи. Данная норма в ряде случаев затрудняет получение страховой выплаты, поскольку на практике доказать, что причинение вреда произошло в связи со служебной деятельностью судьи, достаточно сложно. По нашему мнению, указанную норму Закона необходимо дополнить следующим положением: обязанность доказывания того обстоятельства, что причинение вреда произошло не в связи со служебной деятельностью судьи, должна лежать на страховщике.

Нормы об обязательном государственном страховании жизни и здоровья судей закреплены также в ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Так, жизнь и здоровье судьи подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи.

Материальное обеспечение судьи служит одной из гарантий его независимости и подчинения только закону. Одной из основных составляющих материального обеспечения судьи является его заработная плата (денежное содержание судьи военного суда).

Состав заработной платы закреплен в ст. 19 Закона о статусе судей и ст. 2 Федерального закона от 10 ян-

варя 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации». Так, согласно положениям названных законов заработная плата судей состоит из:

а) должностного оклада, размер которого определяется в соответствии с должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ и не может быть менее 50% их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80% должностного оклада председателя соответствующего суда; б) доплаты за квалификационный класс. Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РФ от 21 сентября 1992 г. № 3503-1 «Об оплате труда работников судов в Российской Федерации» доплата за квалификационный класс варьируется от 15 до 30%; в) доплаты за выслугу лет — от двух до шести должностных окладов в год, включая доплаты за квалификационный класс; г) 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда.

Кроме перечисленных составляющих заработной платы, судьям могут быть также начислены: а) надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; б) надбавка за ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук — 5 или 10% от должностного оклада соответственно; в) надбавка за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» — 10% от должностного оклада; г) денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Размеры должностных окладов судей Российской Федерации, как отмечалось выше, устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ; должностные оклады работников аппаратов судов устанавливаются применительно к должностным

окладам работников аппаратов соответствующих законодательных (представительных) органов власти, а в районах (городах, районах в городах) — применительно к должностным окладам работников аппаратов глав администраций. При этом заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Отдельной трудовой гарантией является предоставление судьям ежегодных оплачиваемых отпусков. Основной оплачиваемый отпуск, который предоставляется судье, составляет 30 рабочих дней (в отличие от положений Трудового кодекса РФ, где продолжительность ежегодного отпуска устанавливается в календарных днях).

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется судьям в зависимости от стажа работы по юридической профессии: от 5 до 10 лет — 5 рабочих дней; от 10 до 15 лет — 10 рабочих дней; свыше 15 лет — 15 рабочих дней.

Кроме того, для судей, работающих в районах Крайнего Севера, установлена дополнительная гарантия: ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются им продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, — 45 рабочих дней.

Законодатель также закрепил положение о том, что время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Установлено, что стоимость проезда судьи к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Одними из важных выплат, связанных с трудовыми гарантиями прав судей, являются выплата выходного пособия, а также единовременного пособия в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью.

Выплата ушедшему или удаленному в отставку судье выходного пособия производится из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. Исчисление размера выходного пособия производится из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Единовременное пособие в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью выплачивается семье исходя из месячной заработной платы судьи по последней должности за каждый полный год работы судьей. При этом размер единовременного пособия не должен быть менее годовой заработной платы судьи. Исчисление размера единовременного пособия производится из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Еще одним случаем выплаты единовременного пособия является материальное обеспечение судьи в случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг, супруга, родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. В этих случаях судья может быть с его согласия переведен в другой суд. Данная мера предусмотрена для соблюдения принципа независимости судей.

В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности. Если судья соглашается на перевод за время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата.

Статус судей, обусловленный выполнением особого вида публичновластной деятельности, независимость и неприкосновенность судебной власти предполагают наличие особых, устанавливаемых государством, гарантий пенсионного обеспечения судей.

При выходе на пенсию судьи обладают правом выбора вида пенсионного обеспечения: при уходе в отставку они обеспечиваются пожизненным ежемесячным содержанием либо пенсией на общих основаниях.

Право на пенсионное обеспечение судей связывается со специальным основанием прекращения полномочий судьи — отставкой. Каждый судья имеет право на отставку как на гарантию личной неприкосновенности по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим (удаленным) в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

Правом на получение ежемесячного пожизненного содержания обладают следующие категории судей: а) пребывающий в отставке судья, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет. Размер не облагаемого налогом пожизненного содержания составляет 80% заработной платы работающего на соответствующей должности судьи;

б) пребывающий в отставке судья, имеющий стаж работы в этой должности более 20 лет. Размер ежемесячного пожизненного содержания увеличивается из расчета: за каждый год стажа свыше 20 лет — один процент указанного содержания,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но всего не более 85% занимающего соответствующую должность судьи; в) пребывающий в отставке судья, стаж судейской работы которого меньше 20, но больше 10 лет при достижении возраста 55 лет (50 лет для женщины); г) судьи, переведенные на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы. Размер ежемесячного пожизненного содержания составляет 80% при условии наличия стажа судебной работы не менее 20 лет, либо выплачивается пропорционально отработанному в должности судьи времени; д) лица, работавшие на должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности. Размер ежемесячного пожизненного содержания составляет 80% при условии наличия стажа судебной работы не менее 20 лет либо выплачивается пропорционально отработанному в должности судьи времени; е) судьи, пребывающие в отставке, достигшие возраста 60 лет (для женщины — 55 лет), имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе стаж судебной работы не менее 10 лет.

Следовательно, расчет содержания судьи в отставке привязан к заработной плате действующего судьи соответствующего уровня. При увеличении заработной платы действующего судьи происходит перерасчет ежемесячного пожизненного содержания судьи.

Конституционным Судом РФ3 признано также право на получение ежемесячного пожизненного содержания судей за судьями, ушедшими с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи при наличии таких необходимых предпосылок, как стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и достижение, в том числе после ухода с судейской должности,

3 См. постановление КС РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П.

50-летнего для женщин и 55-летнего для мужчин возраста.

Таким образом, Конституционный Суд РФ расширил категорию лиц, имеющих право на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи.

Закон о статусе судей предусматривает также порядок льготного исчисления специального трудового стажа, необходимого для выхода в отставку и назначения ежемесячного пожизненного содержания. Так, в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет. Постановлением КС РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П уточнен перечень таких специальностей путем включения в их число государственного нотариуса при наличии высшего юридического образования.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием. Судьи, пребывающие в отставке, имеют право на доплаты за ученую степень или ученое звание, а также за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». При этом установлено, что размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат не может превышать 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Спорные вопросы, возникающие при назначении и выплате ежеме-

сячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, входят в компетенцию Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям.

Статьей 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» установлена дополнительная социальная гарантия правового статуса судей: судьям Российской Федерации, имеющим право на получение пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% этого содержания. Названная гарантия направлена на сохранение квалифицированных кадров в судейском сообществе.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Данное положение распространяется на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности.

Кроме рассмотренных выше гарантий права на охрану здоровья и трудовых гарантий, действующим законодательством РФ предусмотрен ряд иных мер социальной защиты судей, в том числе улучшение жилищных условий для нуждающихся в этом судей, страхование имущества судей и членов их семей и другие гарантии. Особое внимание уделяется жилищным условиям, в которых находится судья.

Таким образом, судьи и члены их семей на законодательном уровне наделены целым комплексом мер социальной защиты, направленным на обеспечение независимости судей,

создание для них таких условий осуществления деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним справедливые решения.

Гарантии обеспечения социальной защиты судей призваны сохранять кадровый потенциал судейского сообщества и стимулировать добросовестное исполнение судейских обязанностей. В то же время трудно однозначно оценить их эффективность в обеспечении независимости судьи при осуществлении правосудия. Можно ли говорить о самостоятельности судей при принятии решений, если они напрямую зависят от государства, в частности, когда размер ежемесячного пожизненного содержания судьи в будущем или обеспечение жильем зависит от тех или иных должностных лиц, которые

могут оказывать влияние на принятие судьей решения при рассмотрении дела?

Кроме того, отсутствие единого закона, устанавливающего меры социальной защиты судей, приводит к возникновению коллизий и пробелов в правовом регулировании. Следовательно, представляется необходимым принятие специального закона, регулирующего материальное и социальное обеспечение судей.

Библиографический список

Государственное регулирование социальной сферы / под ред. О. Н. Викторова, В. Л. Кулакова и др. М., 2000.

Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2010.

Лепихов М. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000.

Социальные гарантии судей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *