Сроки составления протокола

В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Отсутствие данных о времени, месте совершения административного правонарушения, событии административного правонарушения, прямо перечисленных в указанной части, является существенным недостатком протокола (абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Абзац 3 того же постановления, содержащий примерный перечень несущественных недостатков протокола об административных правонарушениях, позволяет понять разницу: в первом случае допущенные нарушения не могут быть восполнены в дальнейшем, а значит, препятствуют продолжению производства. В связи с этим их наличием является самостоятельным и безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, вынесенного по результатам дефектного производства (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

С точки зрения прохождения анализируемой административной процедуры неуказание или неверное указание сведений о времени, месте и событии административного правонарушения в рамках рассмотрения дела или пересмотра постановления устранено быть не может, — ни судья, ни должностное лицо, уполномоченное рассматривать подобные дела, не имеют указанных прав. Подтверждением являются правила п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, согласно которому они вправе лишь вернуть протокол для доработки, но лишь на этапе подготовки к рассмотрению дела. Начав его фактически рассматривать, возможности изменить сведения в нем также отсутствуют.

Юридическое значение корректности указания рассматриваемых данных кроется в том, что «исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение выходить за пределы которого недопустимо» (постановлении судьи Верховного Суда РФ от 14.11.2016 по делу № П-АД16-20). Таким образом, являясь элементами описания вмененного правонарушения, данные о времени, месте, событии административного правонарушения являются не просто некими формализмами, через которые можено переступить, а в том числе формируют предмет дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу, выход за пределы которого невозможен.

Подобное толкование не является новшеством. Оно основано на том, что представляя собой этап возбуждения дела об административном правонарушении, протокол составляется лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие конкретного административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ). Выход за пределы обвинения свидетельствует о том, что судья, должностное лицо начинают рассматривать дело о каком-то ином правонарушении — не возбуждашемся или возбужденном в рамках иного производства.

Не должно смущать и то, что в силу вышеприведенных разъяснений в протоколе необходимы данные об объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право на представление которых может быть реализовано лишь по желанию последнего. КоАП РФ предусматривает случаи, когда такие объяснения не даются (например, когда законный представитель лица, в отношении которого составляется протокол, был надлежащим образом уведомлен о его составлении, но не явился, явился, но отказался от представления объяснения и т.п.). Другие перечисленные сведения (например, о лице, составившем протокол) могут иметь собственное юридическое значение (в частности, компетентно ли должностное лицо в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях).

Новая редакция Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 28.5 КоАП РФ

1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.

2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) — в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).

Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.

3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.

4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Ошибки при составлении протокола

Султан Абдухалыков, помощник прокурора

Алмалинского р-на г. Алматы

Ненадлежащее соблюдение и исполнение норм действующего законодательства инспекторами ГАСК выявлено прокуратурой Алмалинского района г. Алматы.

Судьями СМАС г. Алматы в 2009 году рассмотрено 83 административных материала о незаконном строительстве. В ходе проверки административных материалов на законность и полноту составления протоколов, составленных инспекторами УГАСК г. Алматы, выявлены следующие нарушения.

В большинстве случаях требования ст. 635 ч. 2 и ч. 3 КРКобАП уполномоченными должностными лицами выполняются не в полном объеме, то есть в протокол об адм. правонарушениях, предусмотренных п. 2 ст. 635 КРКобАП, вносятся неполные сведения о том, кто их совершил.

К примеру, в протоколе об административном нарушении, составленном инспекторами УГАСК г. Алматы в отношении гр. С. Митькова, который построил жилой дом площадью 180,3 кв. м без разрешения соответствующих органов, не указано место его работы. Аналогичные нарушения выявлены по материалам в отношении А. Мешиева, Ж. Смаиловой, Ж. Танатарова, Ж. Тлеболдинова.

П. 3 ст. 635 КРКобАП указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбужденно дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КРКобАП, о чем делается пометка в протоколе. В шаблонных протоколах имеется графа, указывающая Ф.И.О. лица, разъяснившего права и обязанности. Однако в протоколе административного правонарушения, составленного инспекторами УГАСК г. Алматы в отношении Ж. Смаиловой данная графа не заполнена, а графа отметки об ознакомлении правонарушителя и свидетелей с их правами и обязанностями согласно КРКобАП вообще отсутствует.

Аналогичные нарушения выявлены по материалам в отношении граждан Ж.Танатарова, Ж. Тлеболдинова, А. Мешиева, М. Бекбатырова и других.

Согласно п. 1 ст. 640 КРКобАП — протокол об адм. правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется судье, уполномоченному рассматривать это дело.

Из материала в отношении гр. А. Мешиева, привлеченного к ответственности по ст. 237 КРКобАП инспекторами ГАСК административный материал направлен в СМАС г. Алматы уже по истечении трех дней с момента составления протокола.

Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях

Статья 638. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения при осуществлении монополистической деятельности, запрещенной Законом Республики Казахстан «О конкуренции», — после принятия соответствующего решения по результатам расследования или проверки, по административным правонарушениям в области налогообложения либо использования бюджетных средств, в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений — по окончании соответствующей проверки, а в случае неуплаты штрафа в порядке, определенном статьей 710-1 настоящего Кодекса, — по истечении срока, установленного указанной статьей настоящего Кодекса.

2. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех рабочих дней со дня установления указанных данных, а по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 168, 168-6, 168-7, 169, 172-2 (части первая и вторая), 179 (части третья и четвертая), 180, 182, 187, 188, 357-2 (часть первая), 447, 447-1, 447-2, 447-3, 447-4, 447-5, 463 (часть первая, когда эти нарушения являются нарушениями правил перевозки пассажиров и грузов, части вторая и третья, 3-1, 3-2 и 3-3) и 467-1 настоящего Кодекса, а также при передаче материалов по административному правонарушению в территориальные филиалы в течение десяти рабочих дней с момента обнаружения правонарушения или лица, его совершившего.

3. В случае, когда требуется проведение экспертизы, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток с момента получения заключения экспертизы.

3-1. В случаях, когда по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 240 (часть первая), 250 (часть первая), 261, 265, 304 (часть вторая) требуется установление размера суммы нанесенного окружающей среде вреда, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток с момента установления размера суммы нанесенного окружающей среде вреда.

4. В случаях, когда требования, указанные в части второй настоящей статьи, не могут быть исполнены по причине неустановления физического лица, протокол об административном правонарушении составляется по факту совершения административного правонарушения в сроки, установленные настоящей статьей.

5. В случае, когда по материалам об административных правонарушениях в качестве доказательства используются данные сертифицированных, специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие нарушителя.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Свидетели

Прежде чем начать разговор о роли свидетелей в административном процессе, не лишним будет определиться с самим понятием «свидетель». В Кодексе Украины об административных правонарушениях1 указано следующее:
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. «
Это означает, что свидетелем может быть любой совершеннолетний пассажир вашего автомобиля, муж, жена, брат, сестра, друг, теща и т. д., если они могут дать показания по делу об административном правонарушении.
Очень часто инспекторы не принимают во внимание показания пассажиров, мотивируя это тем, что они заинтересованные лица и свидетелями быть не могут. В такой ситуации прочтите инспектору текст 272-й статьи КУоАП (смотрите трактовку выше), а также обязательно отразите ваши претензии в графе пояснений в протоколе (), в дальнейшем это упростит процесс обжалования в суде вынесенного постановления ().
Бывают случаи, когда данные о свидетелях появляются в протоколе уже после того, как он был подписан. Чтобы предотвратить подобное незаконное внесение информации в документ, позаботьтесь о том, чтобы во всех пустых графах протокола стоял «знак Зорро» (Z).
Если с вами все же произошла подобная неприятная ситуация – в графе «Свідки» вы неожиданно для себя обнаружили новые фамилии – тогда при обжаловании постановления в суде () ходатайствуйте о вызове указанных «свидетелей» в зал суда для дачи показаний. Вы будете приятно удивлены, насколько трудно отвечать на вопросы судьи человеку, который не видел самого правонарушения, а явиться в суд его обязывает все та же статья 272 КУоАП (она приведена на этой странице).
Следует знать, что если инспектор ГАИ вписывает в протокол «липовых» свидетелей или отказывается указать в качестве свидетелей пассажиров вашего авто, то он совершает уголовно наказуемое деяние – служебный подлог, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом Украины2 и предусматривает наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет. Сообщите об этом инспектору, возможно, у него проснется совесть и он начнет действовать, как и положено – в рамках Закона. Также «липовых» свидетелей и понятых можно разоблачить, обратившись к адвокату. Он может составить запрос в адресное бюро и таким образом проверить факт регистрации указанных людей по адресу, записанному инспектором. В распоряжении адвоката есть и множество других приемов, которыми он может воспользоваться для защиты ваших интересов.
Не менее распространенной является ситуация на дороге, когда инспектор, составляя протокол, останавливает другой автомобиль и просит водителя этого автомобиля выступить в качестве свидетеля и подписать протокол. Что обидно, многие подписывают, не задумываясь, радуясь, что остановили не за нарушение, а просто расписаться. В таком случае сообщите псевдосвидетелям, что будете ходатайствовать о вызове их в суд для дачи показаний. Разъясните им, что по закону они обязаны будут явиться на судебное заседание. А также напомните, что дача зеведомо ложных показаний является преступлением, за которое статьей Уголовного кодекса Украины3 предусмотрено наказание – исправительные работы на срок до двух лет или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до двух лет.

Сроки составления протокола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *