Суд Ингушетия

Согласно постановлению суда, референдум в Ингушетии не является необходимым для установления границы с Чечней, а ее утверждение не требует решения Совфеда

Оглашение решения по соглашению о границе между Чечней и Ингушетией в Конституционном суде РФ Фото: ТАСС, Петр Ковалев

Москва. 6 декабря. INTERFAX.RU — Конституционный суд РФ не нашел противоречий Основному закону страны в соглашении об установлении границ между Ингушетией и Чечней, а также в закрепившем его законе.

Постановление по данному делу КС РФ провозгласил на открытом заседании в четверг.

Без участия Совфеда

В материалах пресс-службы суда говорится: в постановлении Конституционный суд отметил, что, согласно Основному закону РФ, сложившиеся границы между субъектами могут быть изменены при передаче какой-то части территории с их взаимного согласия и утверждены Советом Федерации.

«Если границы между двумя сопредельными субъектами отсутствуют, то речь идет не об изменении принадлежности какой-либо территории, а об их взаимной потребности разграничить свои земли и разрешить вопрос об установлении границ. В данном деле утверждение границы Советом Федерации не предполагается», — говорится в материалах пресс-службы.

КС напомнил, что граница между Ингушетией и Чечней с момента преобразования Чечено-Ингушской республики и до заключения соглашения от 26 сентября установлена не была.

В своем постановлении суд отметил, что органы власти субъекта РФ вправе создавать муниципальные образования в пределах своей территории. Пока границы самого субъекта не определены, границы муниципальных образований, сопредельных с другим субъектом Федерации, также нельзя рассматривать как утвержденные. Иное позволяло бы населению муниципальных образований блокировать фиксацию границы между субъектами, в то время как вопросы организации местного самоуправления являются вторичными по отношению к организации границы между субъектами РФ.

О референдуме

Суд подчеркнул, что Конституция РФ непосредственно не устанавливает, в каких случаях является обязательным проведение субъектами референдума для решения вопросов, связанных с их территориями.

«При этом Конституция Ингушетии предусматривает учет мнения населения соответствующей территории, но только при изменении границ. Каких-либо положений о проведении референдума при решении вопроса о первоначальном определении границ с другими субъектами РФ в ней не содержится. Соответственно, референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границ с соседней республикой», — отмечается в материалах.

В своем постановлении суд подчеркнул, что закон Ингушетии об утверждении соглашения о границах с Чеченской республикой является специальным и содержит всего две статьи, которыми утверждается и вводится в действие данное соглашение. В связи с этим не предполагается ни изменение концепции законопроекта, ни внесение депутатами правок в текст. Таким образом, отступления от процедурных требований при принятии закона были связаны не с волеизъявлением, а с оформлением результатов голосования, что не даёт оснований для вывода о неконституционности закона.

О решении КС Ингушетии

Суд добавил, что КС Ингушетии уполномочен разрешать дела о соответствии Конституции республики не вступивших в силу договоров и соглашений, а запрет проверять конституционность вступившего в силу соглашения не может быть преодолен проверкой закона, утвердившего это соглашение.

«Признание такого закона неконституционным влечет возможность неправомерного прекращения действия заключенного договора», — говорится в пресс-релизе.

Таким образом, постановил КС РФ, соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней, а также закрепивший его закон не противоречит Конституции РФ.

Рассмотрение запроса главы республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова состоялось 27 ноября.

История вопроса

8 ноября глава Ингушетии Ю.-Б.Евкуров обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность соглашения об установлении границы между республикой Ингушетия и Чеченской республикой и закона республики Ингушетия «Об утверждении соглашения об установлении границы между республикой Ингушетия и Чеченской республикой».

Как отмечалось в материалах пресс-службы суда, закон был оспорен группой депутатов ингушского парламента, обратившихся в КС республики Ингушетии, который 30 октября 2018 года признал закон и процедуру его принятия не соответствующими конституции субъекта, и постановил, что соглашение не порождает правовых последствий без его утверждения на референдуме.

«Заявитель полагает, что вопрос, рассмотренный КС РИ, был ему неподведомственен. По мнению Евкурова, при определении конституционности закона необходима оценка самого соглашения, что относится к компетенции Конституционного суда РФ, поскольку именно КС РФ уполномочен разрешать дела о соответствии конституции РФ договоров между органами госвласти субъектов РФ», — говорилось в пресс-релизе.

Главы Чечни и Ингушетии подписали 26 сентября договор о закреплении административной границы между регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Документ предусматривает равноценный обмен территориями.

Парламент Ингушетии 4 октября принял закон о ратификации данного договора. В тот же день глава Ингушетии подписал этот закон. Решение Народного Собрания вызвало недовольство определенной части населения республики. 4 октября в Магасе началась несанкционированная акция протеста. С 8 октября она носила легитимный характер.

Конституционный суд Ингушетии, который последние два года боролся за права протестующих против соглашения об установлении новых границ с Чечней, может быть ликвидирован. Законопроект с таким предложением внес в Народное собрание республики глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. На содержание суда тратится около 20 миллионов рублей, а за время своего существования он принял меньше трех десятков постановлений. Однако в последние годы Конституционный суд Ингушетии стал последним оплотом для инакомыслящих в республике: поддерживал право на мирный протест, боролся за обеспечение жильем вынужденных переселенцев из Чечни и требовал от властей в полном объеме закупать лекарства для льготников.

Реклама

Медленный и протестный

«За время существования этот суд вынес 24 постановления, он малоэффективен», — заявил журналистам в четверг, 24 сентября, советник главы Ингушетии Исса Костоев.

Конституционный суд Республики Ингушетия был создан еще в декабре 2009 года. За первые три года своего существования он вынес всего три постановления: о надбавках пенсии для бывших чиновников и о путевках в санатории для жертв политических репрессий. После 2013 года суд немного «ускорился» и начал принимать в среднем по два-три постановления в год.

Однако местные власти на низкую производительность судей не сетовали до тех пор, пока в 2018 году Конституционный суд не встал на сторону жителей республики, протестовавших против передачи земель Ингушетии соседней Чечне.

С момента подписания соглашения о закреплении границы между Ингушетией и Чечней прошло уже два года. За это время десятки ингушей, выступивших против обмена территориями, успели отсидеть в тюрьме, а некоторые еще отбывают назначенное им наказание. Решение об установлении границы с Чечней осенью 2018 года вызвало многотысячные протесты в Ингушетии.

Два суда

В конце октября 2018 года Конституционный суд Ингушетии признал соглашение с Чеченской Республикой незаконным.

Занимавший на тот момент пост главы республики Юнус-Бек Евкуров обошел это постановление через Конституционный суд России, который подтвердил правомерность земельного договора.

Реклама

Однако протесты против соглашения о границе с Чечней продолжились и после решения «большого» Конституционного суда. В итоге летом 2019 года Юнус-Бек Евкуров ушел в отставку.

Сменивший его на посту Махмуд-Али Калиматов продолжил политику своего предшественника, направленную на сохранение соглашения о границе с Чечней и на подавление внутреннего сопротивления.

В марте 2020 года был ликвидирован местный Совет тейпов — совещательный орган, в который входили представителей самых уважаемых семейств республики. Тогда Верховный суд Ингушетии поддержал ликвидацию, ссылаясь на «вмешательство в деятельность властей и обнародование гостайны».

Парламент Ингушетии вернул главе республики Махмуду-Али Калиматову законопроект «Об упразднении Конституционного суда Республики Ингушетия», сообщается на сайте Народного собрания. Депутаты приняли это решение на следующий день после того, как свое отрицательное заключение на законопроект выпустил правовой отдел Парламента. «Фортанга» рассказывает, что о законопроекте думают депутаты Народного собрания.

Юристы правового отдела Парламента объясняют, что предложенный Калиматовым закон противоречит обеим Конституциям — общероссийской и ингушской, а также другим законам. Например, Федеральному закону N1 «О судебной системе Российской Федерации». В нем нет правок, которые могли бы позволить передать функции Конституционного суда субъекта РФ какому-либо другому суду или государственному органу.

Свое негативное мнение о законопроекте уже высказал Совет тейпов Ингушетии. Он призвал Калиматова отозвать инициативу. Также радикально по отношению к закону настроено и большинство депутатов ингушского парламента, считающее Конституционный суд РИ чуть ли не единственным здоровым государственным органом.

Против ликвидации КС выступает Депутат Народного собрания Республики Ингушетия Закрий Мамилов: «Наш Конституционный суд, в его теперешнем составе, стал единственным законным органом в республике, который пошел против незаконной передачи части территории Ингушетии Чечне, признал незаконным соглашение между главами этих республик, принятый закон по утверждению этого соглашения, принятый Народным собранием республики. Это официальная инстанция, которая имеет мужество проявлять принципиальность в принятии решений. Несмотря на административное давление, давление сверху, они выстояли, выдержали и приняли справедливое решение. Поэтому Парламент должен отклонить этот закон. Абсолютное большинство депутатов сегодня настроено против этого закона. Я не знаю, сумеют ли администрация главы или сам глава переломить ситуацию, но сейчас этот закон принят не будет».

Закрий Мамилов считает правовым нигилизмом упразднение Конституционного суда, так как «даже если Конституционный суд в регионах не предусмотрен новой российской Конституцией, то он предусмотрен Конституцией Ингушетии, а ее никто не отменял».

По мнению депутата, упразднение Конституционного суда Ингушетии требует в соответствии с ингушской Конституцией как минимум всенародного референдума и является «непозволительной роскошью в ситуации, когда перед республикой стоят огромные проблемы по установлению границ (на востоке и на западе).

«Есть мнение юристов, что поправки к Конституции конституционные суды регионов не предусматривают. В перечне судов, который содержит новая версия ч. 3 ст. 118 Конституции есть только Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, а также федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов Федерации. Но федеральных законов по претворению в жизнь этой поправки в Конституцию еще нет. Почему сегодня глава республики идет впереди паровоза? Для Ингушетии вопрос сохранения этого суда весьма актуален, но мы подаем первыми в России проект закона по его упразднению! Возможно, в этом действует какая-то установка сверху. В то же время есть такие ретивые руководители, которые стремятся доказать свою преданность вышестоящим. Тот бюджет, который идет на содержание этого суда, намного меньше суммы, потраченной на празднование 250-летия вхождения в состав России. Конституционный суд дает мизерную нагрузку на бюджет. Не думаю, что причина в экономии средств, хотя они могут так преподносить», — критикует Мамилов расхожие обоснования законопроекта.

Также сегодня в Instagram появилось заявление депутата НС РИ Аюба Оздоева. Оздоев в своем обращении дает анализ пояснительной записки к законопроекту, критикуя ее основные положения как ложные. Прежде всего, это указанное в качестве причины упразднения Конституционного суда РИ «совершенствование органов государственной власти Ингушетии». По мнению Оздоева, его ликвидация приведет лишь к ухудшению ситуации в республики. В качестве примера положительной роли КС РИ депутат также приводит его реакцию на соглашение об изменении границы с Чечней.

Оздоев высмеивает заявленную оптимизацию бюджетных расходов на Конституционный суд, сравнимых с затратами на один концерт. Также он напоминает, что упразднение Конституционного суда возможно только после изменения Конституции республики и может вызвать народные волнения. Мотив «приведения правовой базы Республики Ингушетия в соответствие с Конституцией РФ», по мнению депутата, также нелогичен, так как федеральный закон о судебной системе предусматривает возможность создания конституционных судов субъектов наряду с федеральными судами..

Журналист Ильяс Матиев опубликовал у себя в Instagram заявление депутата НС РИ Руслана Гагиева. Он заявил, что не имеет возможности участвовать в голосовании по законопроекту из-за болезни и «отказывается поддерживать данный проект закона во всех его чтениях».

Читать в полной версии Фото: .com

В Ингушетии рассматривается вопрос об упразднении республиканского Конституционного суда из-за его «малоэффективности». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на советника-помощника главы региона Иссу Костоева.

По словам Костоева, он был образован в 2009 году, но общественность республики узнала о существовании КС только в связи с заключением соглашения о территориальном разграничении с Чечней.

«За время существования этот суд вынес 24 постановления, он малоэффективен. Согласно закону, судьи КС Ингушетии назначаются на 10 лет, их полномочия закончились по закону в декабре 2019 года. Это коллизия, которую нужно решать путем ликвидации», — сказал советник главы республики.

Костоев также отметил, что после принятия поправок в конституцию, а именно в ч. 3 ст. 118, продление полномочий судей КС региона невозможно и противоречит закону.

Помощник главы региона добавил, что республика ежегодно тратит на КС до 20 млн рублей. «Я не хочу, чтобы работники этого суда страдали. Они должны быть трудоустроены и получать зарплату. Но получать 150-200 тыс. рублей в месяц ничего не делая при нашем бедственном положении, считаю, что это нерационально», — заключил он.

Ранее в социальных сетях появилась копия документа, в котором говорилось, что глава Ингушетии якобы вносит предложение об упразднении Конституционного суда в народное собрание республики, что вызвало недовольство жителей региона.

После этого на одном из заседаний совета народного собрания РИ состоялось обсуждение дополнительно включенного в повестку дня проекта Конституционного закона РИ «Об упразднении Конституционного Суда Республики Ингушетия».

«Обсудив данный вопрос, на основании заключения правового отдела, члены Совета приняли решение вернуть данный законопроект субъекту права законодательной инициативы», — говорилось в сообщении пресс-службы народного собрания региона.

Суд Ингушетия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *