Увольнение из следственного комитета

Справка

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному организационно-инспекторскому управлению совместно с Главным управлением обеспечения деятельности СК России организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утверждённым отдельным организационно-распорядительным документом актом СК России.

4. Управлению кадров:

осуществлять координацию деятельности следственных органов СК России по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров СК России;

разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также согласованные с Главным организационно-инспекторским управлением методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учёта и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;

организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов СК России по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России:

активнее привлекать к участию в работе следственных органов на общественных началах граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования;

допускать граждан к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки, исключить случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;

вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;

осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений СК России в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа СК России;

положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;

каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 № 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.И. Бастрыкин

Положениеоб общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации(утв. приказом Следственного комитета РФ от 4 мая 2011 г. № 74)

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряжённой следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет её в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:

рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники , его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма № 086у, справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12. После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учёта удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения СК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

Приказ Следственного комитета РФ от 4 мая 2011 г. N 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации»

Текст приказа официально опубликован не был

ПЛАН о прохождении следственной практики
в следственном отделе по ЗАТО г. Северск следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области

04.07.2011 1.Ознакомилась с организацией работы следственного отдела, порядком рассмотрения обращений и приема граждан, режимом работы, правилами трудового распорядка.
2.Изучала инструкцию по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ.
3.Составляла опись документов, находящихся в уголовном деле.
4.Присутствовала при производстве допроса свидетеля.

05.07.2011 1.Изучала материалы уголовного дела № 2011/706.
2. Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

06.07.2010 1.Присутствовала совместно со следователем при исследовании трупа в ФГУЗ КБ №81 ФМБА России.
2.Изучала материалы уголовного дела № 2011/215.
3. Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

07.07.2011 1.Готовила запросы на истребование характеризующего материала на подозреваемого по уголовному делу.
2.Составляла проект постановления
о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства
о продлении срока проверки сообщения о преступлении.

08.07.2011
1.Присутствовала при допросе подозреваемой.
2.Составляла проект протокола допроса подозреваемой
3.Изучала материалы уголовного дела № 2011/649.
4.Составляла опись документов, находящихся в уголовном деле.

11.07.2011 1.Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
2.Составляла опись документов, находящихся в уголовном деле.
3. Нумеровала и сшивала уголовное дело
4. Составляла проект постановления о назначении комплексного судебного исследования

12.07.2011 1.Составляла проект постановления о приводе подозреваемой.
2.Готовила запросы на истребование характеризующего материала в отношении подозреваемого по уголовному делу.

13.07.2011 1.Составляла проект постановление о привлечении в качестве обвиняемой.
2.Присутствовала при допросе свидетелей.
3.Составляла проект протокола допроса свидетеля.

14.07.2011 1.Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
2.Заполняла статистические карточки формы № 3.0, 2.0.

15.07.2011 1.Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. Нумеровала материал проверки
3.Составляла опись документов, находящихся в материале проверки.
4. Сшивала материал проверки.

18.07.2011 1.Заполняла статистические карточки формы № 1.0, 1.2.
2.Участвовала при осмотре изъятых предметов.
3.Составляла проект протокола осмотра предметов и документов.

19.07.2011 1.Составляла опись документов, находящихся в уголовном деле №2011/641.
2.В присутствии следователя самостоятельно производила допрос свидетеля.
3. Составляла проект протокола допроса свидетеля.

20.07.2011 1.Составляла проект постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.
2.Составляла проект постановления об изъятии и передаче уголовного дела № 2011/650.

21.07.2010 1.Заполняла статистические карточки формы № 5.0 , 1.0, 1.2.
2. Составляла проект постановления
о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства
о продлении срока проверки сообщения о преступлении.

22.07.2010 1.Составляла проект поручений о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий).
2.Составляла проект постановления об изъятии и передаче уголовного дела № 2011/461.

25.07.2010 1.Заполняла статистические карточки формы № 5.0 , 1.0, 1.2.
2.Присутствовала при допросе подозреваемого.

26.07.2010 1.Изучала материалы уголовного дела №11/219.
2.Составляла проект постановления о назначении защитника.

27.07.2011 1. Изучала материалы уголовного дела № 2011/649.
2.В присутствии следователя самостоятельно производила допрос свидетеля.
3. Составляла проект протокола допроса свидетеля.

28.07.2011 1. Изучала материалы уголовного дела № 2011/641.
2.Составляла проект постановления о приводе подозреваемого.

29.07.2011 1. Составляла проект обязательства о явке.
2.Составляла проект постановления о принятии уголовного дела № 461 к производству.

01.08.2011 1. Изучала материалы уголовного дела № 2011/649.
2.Составляла проект постановления о признании потерпевшей.

02.08.2011 1. Присутствовала при допросе обвиняемого.
2. Сшивала, нумеровала и составляла опись документов по уголовному делу.
3.Готовила запросы на истребование характеризующего материала в отношении подозреваемого по уголовному делу.

03.08.2011 1.Оказывала помощь в направлении уголовного дела с обвинительным заключением прокурору.
2.Составляла проект обвинительного заключения.

04.08.2011 1.Присутствовала при проведении допроса свидетеля по уголовному делу.
2.Оказывала помощь следователю в составлении описи материалов уголовного дела.
3. Подшивала уголовные дела.

05.08.2011 1.Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
2.Заполняла повестки о вызове на допрос свидетелей.
3. Заполняла статистические карточки формы № 1.0, 1.2.

08.08.2011 1.Сшивала, нумеровала и составляла опись документов по уголовному делу.
2.Заполняла статистические карточки формы № 2.0, 1.2.
3.Ксерокопировала материалы уголовного дела в канцелярии СО по ЗАТО г. Северск СУ СК РФ по Томской области.
4.Составляла проект обвинительного заключения.

09.08.2011 1.Составляла проект постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.
2.Готовила запросы на истребование характеризующего материала в отношении подозреваемого по уголовному делу.
3.Изучала материалы уголовного дела № 2011/775.

10.08.2011 1.Готовила запросы на истребование характеризующего материала в отношении подозреваемого по уголовному делу.
2.Составляла опись документов по уголовному делу.
3.Составляла проект постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств.

11.08.2011 1.Составляла проект постановления о продлении сроков предварительного следствия.
2. Составляла проект постановления о назначении комплексного судебного исследования.
3. Готовила запросы на истребование характеризующего материала в отношении подозреваемого по уголовному делу.
4. Составляла проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

12.08.2011 1.Изучала материалы уголовного дела №2011/845.
2.Составляла описи документов по уголовному делу.
3. Присутствовала при допросе свидетеля.
4.Составляла проект протокола допроса свидетеля.

Об этом и о том, какие преступления прошлого года стали самыми сложными, «Российской газете» рассказал председатель СКР Александр Бастрыкин.

Александр Иванович, 15 января вашему ведомству исполняется восемь лет. Какие направления борьбы с преступностью вы назвали бы самыми важными для ведомства?

Александр Бастрыкин: Восемь лет — срок немалый, и за эти годы подследственность следователей Следственного комитета существенно расширилась. В компетенцию СК были переданы налоговые преступления, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Кроме того, в Следственном комитете расследуется большинство преступлений коррупционной направленности.

В числе приоритетных и успешно выполняемых ведомством задач были и остаются борьба с коррупцией и экономической преступностью, защита прав детей, противодействие экстремизму и терроризму, активная работа с обращениями граждан, а также совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целях обеспечения неотвратимости ответственности за совершенные преступления. В зоне нашего постоянного внимания находится также защита трудовых прав граждан.

Что изменится у вас в этом году? Ходят слухи, что следователей станет больше, как и новых направлений работы. Насколько слухи верны?

Александр Бастрыкин: В рамках установленной штатной численности и выделенных бюджетных ассигнований увеличится число следователей при председателе Следственного комитета РФ, а также штат Главного следственного управления.

В его составе в настоящее время создаются дополнительные специализированные подразделения, в том числе отдел по расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних, отдел по расследованию преступлений в сфере медицины, отдел взаимодействия по вопросам международного и федерального розыска лиц, а также отдел по расследованию бандитизма, организованной преступной деятельности и преступлений прошлых лет.

Эти изменения коснутся только центрального аппарата или регионов тоже?

Александр Бастрыкин: Дополнительные единицы будут выделены в региональные следственные органы Следственного комитета, где количество должностей следователей будет доведено до максимума от штата в пределах установленной 70-процентной штатной численности и выделенных бюджетных ассигнований.

Создаются специализированные подразделения, в том числе отдел по расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних, отдел по расследованию преступлений в сфере медицины

Пробовали подсчитать, сколько дел прошло через кабинеты ваших сотрудников за все годы?

Александр Бастрыкин: С момента образования Следственного комитета России, то есть с 2011 года, в суд направлено почти 800 тысяч уголовных дел, из них свыше 70 тысяч — о коррупции. Привлечено к уголовной ответственности более 8 тысяч лиц, обладающих особым правовым статусом.
Особое внимание с первых же дней нашей работы уделялось защите прав потерпевших. Благодаря слаженной работе следователей, их взаимодействию с правоохранительными и контролирующими органами в ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам почти 250 миллиардов рублей.

В ушедшем году окончено производство свыше 117 тысяч уголовных дел. В сравнении с 2017 годом сумма возмещенного ущерба увеличилась с 42,6 до 49,9 миллиарда рублей. А стоимость имущества, на которое следователями наложен арест, составила более 55 миллиардов.

Как мной уже отмечено, особое внимание ведомством уделяется защите трудовых прав граждан.

В 2018 году по фактам невыплаты заработной платы возбуждено 1662 уголовных дела, большая часть из них уже рассмотрена судами. В результате активного взаимодействия с Рострудом удалось возместить ущерб на сумму более 2,3 миллиарда рублей.

Необходимо также отметить, что в прошлом году раскрыто 4369 преступлений по уголовным делам, приостановленным в прошлые годы. Вместе с нашими коллегами из оперативных служб ФСБ и МВД раскрыты резонансные террористические акты, достигнуты успехи в расследовании преступлений в отношении российских военнослужащих на территории Сирии.

Что касается состояния преступности, то в 2018 году в результате применения профилактических мер позитивная тенденция ее сокращения сохранилась. Общий массив преступлений уменьшился на 4 процента, при этом число убийств сократилось на 13 процентов, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 5 процентов, изнасилований — на 18 процентов.

Достигнутые нами результаты были бы немыслимы без серьезной аналитической работы и своевременных управленческих решений, которые оперативно принимаются в зависимости от состояния криминогенной обстановки.

Цифры впечатляют, а кто подсчитал нагрузку на ваших следователей? Откровенно говоря, складывается впечатление, что они работают у вас «в усиленном режиме» всегда, включая выходные и праздники.

Александр Бастрыкин: Следователям сейчас действительно приходится нелегко. Частые командировки и расследование многоэпизодных коррупционных преступлений требуют от нас, как и от наших товарищей из правоохранительных органов, значительных усилий. Примеров нашей совместной успешной работы немало. По результатам расследования за совершение коррупционных преступлений осуждены бывший глава Республики Карелия, бывшие губернаторы Сахалинской и Кировской областей, заместители губернаторов Алтайского края, Владимирской, Вологодской, Челябинской областей, бывший первый заместитель председателя правительства Рязанской области, бывший заместитель председателя Пензенской городской Думы и другие высокопоставленные чиновники.

Кроме того, в 2018 году совместно с УФНС по Тюменской и Свердловской областям следователями СК России по Тюменской области изобличены участники международной финансовой группы. Они под видом оказания услуг в сфере IT-технологий через фиктивные предприятия вывели в КНР денежные средства на сумму 595 миллионов рублей. Только по данному делу проведено порядка 80 судебных экспертиз и специальных исследований.

Какое значение Следственный комитет придает международному сотрудничеству по противодействию коррупции?

Александр Бастрыкин: Вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции являются для нас приоритетными. В 2018 году сотрудники СК неоднократно представляли ведомство в различных антикоррупционных мероприятиях по линии ООН, АТЭС, ФАТФ. Следственный комитет является активным участником реализации на территории страны целого ряда международных договоров, обязательство о выполнении которых государство взяло на себя путем их ратификации парламентом. Среди таких актов следует выделить Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Все это значительно расширяет наши возможности по противодействию отмыванию преступных доходов.

Приведу лишь один из показательных примеров.

Следователи Главного управления по расследованию особо важных дел СК России 4 января 2019 года предъявили обвинение в мошенничестве и растрате бывшему заместителю председателя правительства Московской области Алексею Кузнецову, который был экстрадирован компетентными органами Французской Республики. По данным следствия, правительству Московской области, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства области и компании «Мособлтрастинвест» Кузнецовым и его сообщниками причинен ущерб на сумму свыше 14 миллиардов рублей.

Легализация денежных средств была произведена путем заключения фиктивных сделок с участием контролируемых членами организованной группы различных юридических лиц, расчетные счета которых были открыты в банке, подконтрольном Кузнецову и соучастникам. На них обвиняемые приобрели элитные объекты недвижимости в Швейцарии и Франции, дорогостоящие автомобили и иное имущество.

Подчеркну, что реальная возможность привлечения к уголовной ответственности Алексея Кузнецова — это закономерный результат тесного и последовательного сотрудничества СК России с компетентными органами Франции, в результате которого справедливость наконец восторжествовала. Еще в 2013 году мной лично обсуждались с французскими правоохранителями вопросы уголовного преследования Кузнецова. В последующем уголовная полиция Франции оперативно установила местонахождение обвиняемого и задержала его, причем в ходе следственных действий на территории России Следственным комитетом обнаружены предметы антиквариата, представляющие художественную и историческую ценность, которые бывшая супруга Кузнецова Жанна Булах пыталась вывезти в Финляндию.

Общий массив преступлений уменьшился на 4 процента, число убийств сократилось на 13 процентов, изнасилований — на 18 процентов

В числе этого имущества 1357 объектов — печатные издания и книги, картины, предметы мебели, интерьера, монеты, доспехи и иное ценное имущество.

Отмечу также, что Судом Высшей Инстанции Парижа вынесен ряд решений, в соответствии с которыми наложен арест на принадлежащие фигурантам уголовного дела отели в Куршевеле, произведения искусства, жилой дом в Сен-Тропе и квартиру в Париже.

На данный момент к уголовной ответственности уже привлечен ряд соучастников Кузнецова. Так, Валерий Носов, Владислав Телепнев и Елена Кузнецова уже отбывают наказание в местах лишения свободы. Заочно вынесен приговор и Жанне Булах.

Расследуя такие преступления повышенной сложности, следователи и криминалисты не могут позволить себе расслабиться, отложить «на завтра» выполнение неотложных следственных действий и работают в круглосуточном режиме. Существенно возросли и требования граждан к нашей работе.
Поэтому с учетом возросшей нагрузки мной и было принято решение о поэтапном увеличении штата следователей и следователей-криминалистов, словом, тех, кто непосредственно участвует в расследовании преступлений.

Вы не раз говорили, что пополнение кадрового состава следственных органов — ваша важнейшая задача. Откуда набираете сотрудников?

Александр Бастрыкин: В подготовке квалифицированных следователей задействованы наши ведомственные «кузницы кадров» — Московская и Санкт-Петербургская академии Следственного комитета, образовательный процесс в которых существенно модернизирован. В 2018 году Московской академией Следственного комитета осуществлен первый выпуск молодых офицеров, пополнивших ряды следственных органов.

В 2019 году планируется открыть еще 5 филиалов наших академий, чтобы через 5 лет эти учебные заведения в полной мере обеспечивали нашу потребность в следственных кадрах.

Без помощи криминалистов не раскрывается ни одно преступление. Как развивается криминалистическая служба вашего ведомства?

Александр Бастрыкин: Развитию криминалистической службы в системе Следственного комитета уделяется особое внимание. К тому же установление истины по уголовным делам невозможно без высокотехнологичных криминалистических средств. Для оперативного внедрения новых и перспективных технологий в расследование преступлений в СК создан Криминалистический центр, в составе которого действует НИИ криминалистики.

Криминалистический центр ждет, когда ему привезут улики, или его сотрудники сами едут за ними?

Александр Бастрыкин: Для оказания практической и методической помощи сотрудники Криминалистического центра оперативно выезжают на места происшествий. Для этого образованы мобильные группы криминалистов. С помощью таких групп и проведенных молекулярно-генетических экспертиз в Ростове-на-Дону в декабре 2018 года раскрыты убийства двух женщин и несовершеннолетней девушки, в Санкт-Петербурге — изнасилования двух девушек, в том числе несовершеннолетней, в Ивановской области — изнасилования и убийства четырех девушек.

Если не секрет, сколько в СКР криминалистов?

Александр Бастрыкин: Штатная численность криминалистических и экспертных подразделений за последние годы увеличилась в десятки раз и составляет уже более 1,5 тысячи человек.

Подчеркну, что наше ведомство действительно заинтересовано во внедрении и использовании новых, инновационных и прежде всего отечественных разработок. Для этого мы налаживаем сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти в сфере промышленности и Российской академией наук.

К примеру, отдельные образцы техники, в частности источники экспертного света серии «ИКС» и «МИКС», позволяющие выявлять визуально невидимые следы биологического происхождения, разработаны и внедрены в производство по техническому заданию Главного управления криминалистики отечественными производителями.

Одна из проблем, которая досталась вам в наследство — так и не раскрытые дела. Как решаете проблему?

Александр Бастрыкин: Подчеркну, что работа по раскрытию преступлений прошлых лет остается одним из ключевых направлений деятельности Следственного комитета с момента его создания.

В 2007 году из органов прокуратуры следователям были переданы 257 483 приостановленных уголовных дела.

В результате планомерной работы остаток приостановленных дел на начало 2018 года составил 202 482 дела, сократившись более чем на 55 тысяч дел. Во многих регионах страны нами изобличены лица, совершившие убийства более 10 лет назад.

Расскажите о самых интересных.

Александр Бастрыкин: В Санкт-Петербурге следователями совместно с сотрудниками уголовного розыска раскрыто убийство 13-летней давности предпринимателя Дмитрия Зейналова, его супруги и двоих детей, вызвавшее общественный резонанс.

В декабре в суд направлено дело в отношении руководителя и членов банды, действовавшей в Смоленской области и совершившей в 2005 году убийство бывшего прокурора города Рославля Николая Прокоповича.

Изобличены четыре участника банды Шамиля Басаева и Эмира Хаттаба, которые совершили посягательство на жизнь военнослужащих России на территории Ботлихского района Дагестана в 1999 году. За это преступление осуждены свыше 70 участников бандформирований.

Следственный комитет сегодня активно работает с общественными институтами, включая нас — прессу. Это специально проводимая вами политика?

Александр Бастрыкин: Открытый диалог с общественными институтами и средствами массовой информации дает нам хорошую возможность прежде всего быстрого реагирования на все запросы общества. Этому же способствуют наши постоянные встречи с членами Консультативного совета Следственного комитета по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с членами Координационного совета по оказанию помощи детям, пострадавшим в результате гуманитарных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и вооруженных конфликтов. Члены Совета Героев и Союза ветеранов следствия Следственного комитета осуществляют плодотворную деятельность по формированию у нашей молодежи активной гражданской позиции.

Для нашей повседневной деятельности очень важно, что в Следственном комитете активно действует Общественный совет. В конце прошлого года мы провели его очередное заседание, на котором подвели итоги нашей совместной работы и обсудили основные приоритеты деятельности в 2019 году.

Что конкретно обсуждаете с членами Общественного совета?

Александр Бастрыкин: Занимаемся проработкой совместных инициатив Следственного комитета в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью. Обсуждаем проекты нормативных правовых актов СК России, затрагивающие права и свободы граждан и организаций. И, что особенно важно, члены Общественного совета активно содействуют Следственному комитету в оказании помощи несовершеннолетним и иным социально незащищенным слоям населения, пострадавшим в результате преступных посягательств. В текущем году на каждом из этих направлений члены Общественного совета на постоянной основе будут взаимодействовать с профильными подразделениями центрального аппарата Следственного комитета.

С учетом возросшей нагрузки было принято решение о поэтапном увеличении штата следователей и криминалистов, тех, кто участвует в расследовании

В последнее время ваше ведомство буквально в считаные часы реагирует на статьи или передачи о нарушении прав детей или стариков. Такая мгновенная реакция не случайность, а часть работы?

Александр Бастрыкин: В ходе мониторинга СМИ и социальных сетей при поступлении информации о применении к детям насилия, их травмировании, нарушении их жилищных и иных прав мы немедленно проводим проверку и уголовно-правовыми мерами восстанавливаем справедливость.

В совместном решении этих задач видим залог действительно партнерских отношений с гражданским обществом.

Президент, объявляя «Десятилетие детства», назвал конкретные задачи по защите прав детей. Известно, что в реализации этой программы участвует и Следственный комитет. А как?

Александр Бастрыкин: Следственный комитет России стоит на принципиальной позиции в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Наш девиз — «Чужих детей не бывает!» Расследование всех тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, находится под моим особым контро­лем и поручается наиболее опытным следователям.

По моему поручению в следственных управлениях оборудованы специальные помещения для работы с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями. В целях розыска пропавших детей сотрудники территориальных следственных органов Следственного комитета на постоянной основе осуществляют работу с такими волонтерскими объединениями, как «Лиза Алерт», «ВолгоСпас — Поиск пропавших детей», общественное движение «Легион», региональная общественная организация «Питер-Поиск». И это лишь малая доля тех добровольческих организаций, с которыми следственными органами на местах заключены соглашения о сотрудничестве.

Главным управлением криминалистики во взаимодействии с представителями общественности и заинтересованными государственными структурами, такими как МВД России и МЧС России, был разработан и в мае 2018 года подписан совместный алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних.

Обеспечение сирот жильем, судя по количеству возбужденных против чиновников дел за кражу сиротских денег, оказалось тоже вашей заботой.

Александр Бастрыкин: Обеспечение жильем является одной из гарантий их социальной поддержки. Поэтому в 2018 году Государственной Думой принят Федеральный закон, устанавливающий дополнительные гарантии реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наша задача в том, чтобы бюджетные средства, выделяемые в регионах на строительство специализированного фонда жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не расхищались и использовались строго по назначению. Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с вопиющими случаями, когда сирот обманывают, выдавая им совершенно непригодное жилье.

Такие факты были выявлены нами в Липецкой области, где в рамках расследования уголовного дела о махинациях при покупке жилых помещений для сирот предъявлено обвинение директору областного бюджетного учреждения «Эксплуатация жилищного фонда». В Тыве в отношении должностных лиц агентства по делам семьи и детей возбуждено уголовное дело о халатности. Установлено, что указанные лица вопреки действующему законодательству не предоставили жилое помещение девушке-сироте. В Курганской области было возбуждено уголовное дело по факту ввода в эксплуатацию жилого дома для детей-сирот, который был фактически непригодным для проживания. В Республике Бурятия по факту незаконных действий должностных лиц республиканского министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса при приемке жилья для сирот возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий.

В ноябре прошлого года собранные Главным следственным управлением СК России доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему заместителю губернатора Владимирской области Дмитрию Хвостову. Он признан виновным в получении взяток (по п. «в» ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ), в том числе за совершение незаконных действий при реализации федеральной программы «Жилье для российской семьи».

Ваши сотрудники, получается, не только расследуют дела о хищении сиротских денег, но и занимаются анализом всей ситуации?

Александр Бастрыкин: В ходе следствия по таким уголовным делам мной дано указание добиваться реального устранения причин и условий совершения преступлений в отношении несовершеннолетних и привлечения к ответственности всех должностных лиц за допущенные нарушения.

Следует подчеркнуть, что СК России постоянно анализирует поступающую информацию о системных проблемах в данной сфере, выявленную при расследовании уголовных дел, а также при проведении процессуальных проверок. Она доводится до сведения руководства страны, кроме того, представители СК России выносят ее на обсуждение на заседаниях профильных рабочих групп, созданных при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, в Государственной Думе и в Совете Федерации, а также в Министерстве просвещения РФ. При содействии следственных органов СКР создаются центры психологической, медицинской и социальной помощи.

Отмечу также, что в настоящее время сотрудниками следственных органов Следственного комитета оказывается активная помощь 408 детским специализированным учреждениям, в которых воспитываются более 20 тысяч детей. Мы не остаемся в стороне от детских проблем. Так, при содействии СК России, профильных ведомств и представителей бизнеса вынужденные переехать на постоянное место жительства в Россию из Донбасса пожилая женщина Людмила Сухоносова и ее 11-летний внук Артем получили в декабре прошлого года гражданство и жилье, о чем писала и «Российская газета».

Ключевой вопрос

Отчеты о личном приеме «у Бастрыкина» ваше ведомство пуб­ликует регулярно. Насколько эти приемы важны именно для руководителя ведомства?

Бастрыкин: Еще раз скажу о том, что важнейшее направление деятельности Следственного комитета — личный прием граждан, и мы рассматриваем как главную составляющую реализации конституционных прав людей. К примеру, в июне 2018 года в приеме граждан, обратившихся ко мне по вопросам некачественного оказания медицинской помощи, активно участвовал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии департамента здравоохранения Москвы Леонид Рошаль, а также члены Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата». Такое сотрудничество помогает нам разобраться в сложных вопросах медицинского права, не допускать нарушения прав как врачей, так и пациентов, предотвращать ошибки при принятии процессуальных решений. В минувшем году особое внимание уделялось работе с обращениями граждан, которая требует от нас, как и от всех государственных структур, повышенного внимания и контроля.

Для улучшения качества рассмотрения обращений мной постоянно проводится личный прием граждан с участием представителей экспертных сообществ. Лично выезжаю в регионы и непосредственно участвую в организации расследования наиболее резонансных преступлений, в том числе в Северо-Кавказском федеральном округе. Все случаи волокиты и принятия необъективных процессуальных решений немедленно пресекаются, к виновным применяются жесткие меры дисциплинарного взыскания.

Быть как можно ближе к людям, осуществлять личные приемы с удобным для граждан графиком, оперативно и конструктивно реагировать на сообщения средств массовой информации о нарушении прав граждан — именно на это нацелены все руководители следственных органов Следственного комитета, которыми на личных приемах принято свыше 100 тысяч человек, что на четверть больше, чем в 2017 году.

В своей повседневной работе мы стараемся максимально приблизиться к людям, и в 2018 году по моему поручению организована работа официальной учетной записи «Приемная Председателя СК России» в социальной сети «ВКонтакте», что дает мне дополнительную возможность оценить качество работы следственных подразделений.

Еще раз подчеркну, что в качестве основного оценочного критерия нашей деятельности мы определили общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.

Сотрудникам Следственного комитета, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.

Сотрудникам Следственного комитета, сотрудникам научных и образовательных учреждений Следственного комитета, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и учреждениях Следственного комитета, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда устанавливается Председателем Следственного комитета.

Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью:

1) при выслуге 10 лет — 5 календарных дней;

2) при выслуге 15 лет — 10 календарных дней;

3) при выслуге 20 лет — 15 календарных дней.

В стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.

Дополнительное профессиональное образование сотрудника Следственного комитета осуществляется не реже одного раза в три года с сохранением на период обучения денежного содержания.

Результаты дополнительного профессионального образования сотрудника Следственного комитета учитываются при решении вопросов о соответствии этого сотрудника замещаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

Дополнительное профессиональное образование сотрудников Следственного комитета осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Доплата за специальное звание производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу сотрудника Следственного комитета.

Доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета.

В выслугу лет для назначения доплаты включается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.

Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета с учетом объема работы и результатов службы каждого сотрудника Следственного комитета в размере до 50 процентов должностного оклада.

Надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов должностного оклада (оклада по должности), докторам наук или профессорам — в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности), за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» — в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности).

Сотруднику Следственного комитета, награжденному нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности) и доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию).

Выплата премий сотрудникам Следственного комитета по итогам службы за квартал и за год осуществляется в порядке, установленном для государственных гражданских служащих органов исполнительной власти.

Сотрудникам, замещающим отдельные должности в Следственном комитете (за исключением военнослужащих), устанавливается ежемесячное денежное поощрение, исчисляемое исходя из их должностных окладов в установленных размерах. Президентом Российской Федерации сотрудникам, замещающим отдельные государственные должности Российской Федерации или должности федеральной государственной гражданской службы в Следственном комитете, может устанавливаться дополнительное ежемесячное денежное поощрение.

Сотрудникам Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета.

Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Сотрудникам Следственного комитета, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, выплачивается выходное пособие при увольнении:

1) в связи с выходом на пенсию;

2) по достижении предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете;

3) по состоянию здоровья;

4) в связи с упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета.

Сотрудники Следственного комитета и федеральные государственные гражданские служащие в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, приобретаемыми Следственным комитетом у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета и федеральные государственные гражданские служащие, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения во внеочередном порядке мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Сотрудникам Следственного комитета, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения. При невозможности предоставления служебного жилого помещения сотруднику Следственного комитета, признанному не имеющим жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Детям сотрудников Следственного комитета во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях.

Медицинское обеспечение (в том числе обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения) сотрудников Следственного комитета и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников со дня начала службы в следственных органах Следственного комитета по день увольнения со службы.

Погребение сотрудника, погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей, либо уволенного со службы сотрудника, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Следственному комитету.

Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной защитой.

Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Следственный комитет имеет службы обеспечения собственной безопасности и физической защиты сотрудников Следственного комитета.

Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Увольнение из следственного комитета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *