Отстранение конкурсного управляющего

Содержание

Как поменять арбитражного управляющего?

10 способов поменять арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий — ключевая фигура для любого банкротства. Именно от него в наибольшей степени зависит срок проведения той или иной процедуры (так, наблюдение может длиться от 3 до 7 месяцев; финансовое оздоровление и внешнее управление — от 3 месяцев до 2 лет, конкурсное производство — от 3 месяцев до бесконечности), а также ее результат для всех заинтересованных лиц (должника, кредиторов, участников/акционеров и др.).

Поэтому не удивительно, что вокруг процесса по назначению арбитражного управляющего на любой более-менее конфликтный объект всегда ведутся судебные и внесудебные бои. Если же одна из сторон конфликта эту битву проиграла либо пришла на поле брани postfactum(например, слишком поздно узнала о том, что в отношении должника возбуждено дело о банкротстве), то одна из наипервейших задач, которая стоит перед ней — замена управляющего на более лояльного.

Безусловно, гораздо проще сместить арбитражного управляющего, имея большинство голосов на собрании кредиторов. Однако надо понимать, что наличие такого большинства абсолютно не гарантирует смену управляющего на более лояльного. Арбитражный управляющий, хоть формально и является руководителем должника (при внешнем управлении и конкурсном производстве), назначается и смещается отнюдь не так просто, как единоличный исполнительный орган по ФЗ «Об ООО » или ФЗ «Об АО».

Во-первых, все вопросы, связанные с назначением/освобождением/отстранением арбитражного управляющего решает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Отличие лишь в том, что в определенных случаях доля судейского усмотрения при рассмотрении данного вопроса стремится к нулю, в других же, напротив, возрастает прямо-таки до неприличия. Во-вторых, как следствие первого, в компетенцию собрания кредиторов в принципе не входит такой вопрос, как «отстранение» или «освобождение» арбитражного управляющего. В лучшем случае кредиторы могут принять решение «об обращении к суду с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего».

В тоже время, даже не обладая большинством голосов на собрании кредиторов, вполне можно добиться отстранения (освобождения) арбитражного управляющего. Зачем это делать, учитывая, что назначение нового арбитражного управляющего будет производиться все тем же собранием кредиторов (т.е. вновь будет назначен недружественный арбитражный управляющий)? Например, для того, чтобы лишний раз стимулировать должника или контролирующих его лиц к переговорам по погашению задолженности (например, путем выкупа права (требования) перед таким воинственным кредитором.

Итак, вот некоторые способы, которые можно использовать для смены арбитражного управляющего (некоторых из них я более подробно расскажу в последующих заметках):

  1. По собственному желанию (дополнительных комментариев не требует).
  2. Исключение или выход из СРО (добиться принудительного исключения крайне сложно, т.к. СРО в отношении своих членов обычно руководствуются принципом «своих не сдают»).
  3. Отстранение судом по жалобе любого лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.
  4. Отстранение судом при наличии ходатайства собрания кредиторов о неисполнении/ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.
  5. Смена процедуры (например, можно использовать предусмотренную ст. 146 ЗоБ возможность перейти из конкурсного производства во внешнее управление).
  6. Обнаружение существовавших до назначения или появившихся впоследствии обстоятельств, которые препятствуют в силу норм ЗоБ назначению арбитражного управляющего (возможно, у должника имеется первый отдел, предприятие является стратегическим, или же арбитражный управляющий является заинтересованным по отношению к должнику и/или кредиторам).
  7. Административная дисквалификация арбитражного управляющего как должностного лица (напомним, что такое наказание как дисквалификация предусмотрена различными нормами КоАП РФ и применяется только судом на срок от 6 месяцев до 3 лет).
  8. Получение арбитражным управляющим судимости за совершение любого умышленного преступления либо назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  9. Неодобрение собранием кредиторов плана внешнего управления (специфический способ для внешнего управления).
  10. Отмена судебного акта о назначении арбитражного управляющего (в этом случае для назначения нового управляющего к моменту судебного разбирательства должно быть соответствующее решение собрания кредиторов).

Фигура арбитражного управляющего еще в недавнем прошлом не была столь известной и значимой в широких массах населения. Однако с момента совершенствования законодательства в сфере банкротства и принятия определенных нормативно-правовых актов по вопросу банкротства физических лиц статус арбитражного управляющего значительно возрос.

Главная задача арбитражного управляющего – исполнение функциональных обязанностей, предусмотренных законом с целью соблюдения баланса интересов кредиторов и должника. Иногда в процессе банкротства возникают ситуации при которых возникает необходимость сменить арбитражного управляющего, а о том, как это сделать вы узнаете данной статье.

Как сменить арбитражного управляющего?

Замена арбитражного управляющего регламентирована соответствующими актами, которые предусматривают определенную процедуру. Однако для замены управляющего нужны определенные основания. На сегодняшний день замена управляющего происходит в следующих случаях:

  1. Замена управляющего по собственному желанию или самоотвод
  2. Замена управляющего по ходатайству СРО в котором он состоит
  3. Замена управляющего в судебном порядке в связи с жалобами заинтересованных лиц
  4. Замена управляющего в связи с его дисквалификацией
  5. Замена управляющего в судебном порядке в связи с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего собранием кредиторов

Следовательно, из вышеописанного можно сделать вывод о том, что смена арбитражного управляющего возможна, а любой стадии, даже когда он еще не назначен, а кандидатуры на должность управляющего не утверждены судом. О том, как можно заменить управляющего на стадии его утверждения узнаем далее.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего

На стадии инициации банкротства стороны участвующие в деле вправе предложить соответствующие кандидатуры арбитражных управляющих. При этом, судья обязан запросить в соответствующее СРО данные об арбитражных управляющих, для того, чтобы установить соответствие представленных данных.

Согласно законодательства о банкротстве замена кандидатов в управляющие может быть осуществлена только до того момента, когда суд вынесет определение о принятии заявления о банкротстве или до момента принятия протокола собрания кредиторов о выборе соответствующей кандидатуры. При этом одним из оснований для замены кандидатуры управляющего будет выявленное несоответствие формальным требованиям, обычно предъявляемым к кандидатам в управляющие.

Основания для смены арбитражного управляющего

Далее мы рассмотрим какие же существуют основания для смены уже утверждённого судом управляющего. Законодательством предусмотрены определенные основания.

В случае личного желания или самоотвода замена происходит на основании заявления самого управляющего, при этом причины побудившие управляющего написать заявление о замене не имеют приоритетного значения для принятия решения судом. При этом суд принимая во внимания причины указанные управляющим в заявлении может отказать ему в таком заявлении сочтя таковые причины неуважительными.

Замена управляющего по ходатайству СРО происходит, как правило лишь в одном случае: при выходе управляющего из соответствующего СРО или же при получении информации о дисквалификации данного управляющего за совершение определенного административного проступка.

Замена управляющего может произойти и по решению, принятому на основании общего собрания кредиторов, которые обратиться в суд с советующим ходатайством, жалобой на арбитражного управляющего. Данное право имеется также и у иных лиц, участвующих в деле. Однако и в том и в другом случает сторонам нужно иметь в виду что им придется доказывать некомпетентность управляющего, а, равно как и факт о его несоответствии с занимаемой должностью. О том, как писать такое заявление в суд о замене управляющего Вы узнаете далее.

Ходатайство о замене конкурсного управляющего

Чтобы составить ходатайство о замене конкурсного управляющего, необходимо сначала обратиться к букве закона о банкротстве, т.к. именно в нём указаны, основные требования, предъявляемые к такого рода ходатайствам.

В первую очередь в ходатайстве должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который оно подается
  • реквизиты всех лиц участвующих в деле: заявитель, должник, кредитор и иные заинтересованные лица.
  • в основной части необходимо будет указать мотивы, побудившие обратится с таким ходатайством
  • обстоятельства, подтверждающие позицию заявителя
  • в просительной части обязательно указывается наименование новой кандидатуры конкурсного управляющего.

ВНИМАНИЕ: к ходатайству прикладываются сведения о новом кандидате, учредительные документы и подтверждение направления данного ходатайства всем заинтересованным лицам.

Отстранение конкурсного управляющего по решению собрания кредиторов

При отстранении управляющего по решению собрания кредиторов в таком решении обязательно должны быть указаны мотивы отстранения, к примеру, это может быть отсутствие оспаривания сделок где оно необходимо, необоснованное расходование денежных средств из конкурсной массы, отсутствие отчетов общему собранию кредиторов и другие. На кредиторов также возлагается доказать причинно-следственную связь между причинёнными им убытками и неправомерными действиями управляющего. Если ходатайство об отстранении управляющего будет подано с существенными нарушениями – суд имеет право не удовлетворять его.

Как видно из данной статьи, процедура замены арбитражного управляющего довольно таки непроста и витиевата. Однако, обратившись за помощью в наше Адвокатское бюро — наши доверители могут не беспокоится за обдумывание сложных схем составления процессуальных документов и собирания доказательств по делу. Наш адвокат, будучи профессионалом в вопросе юридическое сопровождение банкротства, знает, как помочь Вам и отстоять Ваши законные права и интересы при соответствующих процедурах банкротства и замены арбитражного управляющего.

Смотрите видео по теме банкротство, а также подписывайтесь на наш канал YouTube:

Как сменить конкурсного управляющего на собрании кредиторов

Основными параметрами, по которыми был отстранен управляющий являлись:- не проведение собрания кредиторов конкурсным управляющим, в сроки установленные Законом о банкротстве; — проведение собрания кредиторов по инициативе одного из конкурсных кредиторов, на котором были признаны незаконными ряд действий управляющего, которые нарушали нормы закона о банкротстве, а также интересы участвующих в деле кредиторов (в т.ч. затягивание судебных процессов в деле о банкротстве, неисполнение требований суда, не проведение мероприятий по розыску имущества); — собрание кредиторов, проводимое одним из инициативных кредиторов определило что необходимо ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении кандидатуры конкурсного управляющего.

На любой стадии процедуры банкротства ключевым лицом выступает арбитражный управляющий, так как именно он устанавливает срок того или иного этапа делопроизводства, заключает возможные сделки от лица должника. От его действий напрямую зависит результат процедуры, который не должен противоречить интересам ни одной из сторон. Поэтому смена конкурсного управляющего в конкурсном производстве далеко не редкость.

При наличии указанных ограничений, независимо от того, когда они возникли, арбитражный управляющий подлежит отстранению. 3. В иных случаях, предусмотренных законом. Среди иных обстоятельств, при которых арбитражный управляющий может быть отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей, можно выделить, например, применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации, ходатайство саморегулируемой организации и др. 2. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей Освобождение арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей допускается: — по собственному заявлению арбитражного управляющего; — по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является; — в иных случаях предусмотренных законом. 1. Собственное заявление арбитражного управляющего.

Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.

  • смена арбитражного управляющего может произойти по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может отстранить арбитражного управляющего (п. 1 Ст.20.04 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
  • замена арбитражного управлящего возможна по ходатайству СРО арбитражных управляющих при поступлении информации о его дисквалификации за совешение административного правонарушения.
  • Может передавать документы компании на ответственное хранение третьим лицам.
  • Обязанности управляющего:
  1. Проведение инвентаризации на предприятии.
  2. Ведение учета в отношении имущественных активов компании.
  3. Оповещение сотрудников предприятия о предстоящем увольнении не позднее 30 календарных дней до момента инициации конкурсного производства.
  4. Составить анализ финансового состояния компании, сформировать отчет.
  5. Привлечение оценщика с целью провести независимую оценку всего имущества компании.
  6. Обеспечение мер по сохранности имущества, числящегося на балансе предприятия.
  7. Ведение реестра кредиторов и отражение в нем всех предъявленных требований.

Замена арбитражного управляющего: освобождение от выполнения обязанностей. Возможно в следующих случаях:

    — по заявлению арбитражного управляющего по его собственному желанию. Арбитражному управляющему не обязательно указывать причины освобождения его от обязанностей.

Однако, арбитражный суд имеет право отказать в освобождении арбитражного управляющего, если данные причины будут оценены как неуважительные;

  • — по ходатайству СРО арбитражных управляющих, в которой он состоит, как правило в случае добровольного выхода арбитражного управляющего по своему решению;
  • — в других случаях, предусмотренных законом.
  • Замена арбитражного управляющего: отстранение от выполнения обязанностей.

    10 способов поменять арбитражного управляющего

    Арбитражный управляющий — ключевая фигура для любого банкротства. Именно от него в наибольшей степени зависит срок проведения той или иной процедуры (так, наблюдение может длиться от 3 до 7 месяцев; финансовое оздоровление и внешнее управление — от 3 месяцев до 2 лет, конкурсное производство — от 3 месяцев до бесконечности), а также ее результат для всех заинтересованных лиц (должника, кредиторов, участников/акционеров и др.).

    Поэтому не удивительно, что вокруг процесса по назначению арбитражного управляющего на любой более-менее конфликтный объект всегда ведутся судебные и внесудебные бои. Если же одна из сторон конфликта эту битву проиграла либо пришла на поле брани postfactum(например, слишком поздно узнала о том, что в отношении должника возбуждено дело о банкротстве), то одна из наипервейших задач, которая стоит перед ней — замена управляющего на более лояльного.

    Безусловно, гораздо проще сместить арбитражного управляющего, имея большинство голосов на собрании кредиторов. Однако надо понимать, что наличие такого большинства абсолютно не гарантирует смену управляющего на более лояльного. Арбитражный управляющий, хоть формально и является руководителем должника (при внешнем управлении и конкурсном производстве), назначается и смещается отнюдь не так просто, как единоличный исполнительный орган по ФЗ «Об ООО » или ФЗ «Об АО».

    Во-первых, все вопросы, связанные с назначением/освобождением/отстранением арбитражного управляющего решает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Отличие лишь в том, что в определенных случаях доля судейского усмотрения при рассмотрении данного вопроса стремится к нулю, в других же, напротив, возрастает прямо-таки до неприличия. Во-вторых, как следствие первого, в компетенцию собрания кредиторов в принципе не входит такой вопрос, как «отстранение» или «освобождение» арбитражного управляющего. В лучшем случае кредиторы могут принять решение «об обращении к суду с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего».

    В тоже время, даже не обладая большинством голосов на собрании кредиторов, вполне можно добиться отстранения (освобождения) арбитражного управляющего. Зачем это делать, учитывая, что назначение нового арбитражного управляющего будет производиться все тем же собранием кредиторов (т.е. вновь будет назначен недружественный арбитражный управляющий)? Например, для того, чтобы лишний раз стимулировать должника или контролирующих его лиц к переговорам по погашению задолженности (например, путем выкупа права (требования) перед таким воинственным кредитором.

    Итак, вот некоторые способы, которые можно использовать для смены арбитражного управляющего (некоторых из них я более подробно расскажу в последующих заметках):

    1. По собственному желанию (дополнительных комментариев не требует).
    2. Исключение или выход из СРО (добиться принудительного исключения крайне сложно, т.к. СРО в отношении своих членов обычно руководствуются принципом «своих не сдают»).
    3. Отстранение судом по жалобе любого лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.
    4. Отстранение судом при наличии ходатайства собрания кредиторов о неисполнении/ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.
    5. Смена процедуры (например, можно использовать предусмотренную ст. 146 ЗоБ возможность перейти из конкурсного производства во внешнее управление).
    6. Обнаружение существовавших до назначения или появившихся впоследствии обстоятельств, которые препятствуют в силу норм ЗоБ назначению арбитражного управляющего (возможно, у должника имеется первый отдел, предприятие является стратегическим, или же арбитражный управляющий является заинтересованным по отношению к должнику и/или кредиторам).
    7. Административная дисквалификация арбитражного управляющего как должностного лица (напомним, что такое наказание как дисквалификация предусмотрена различными нормами КоАП РФ и применяется только судом на срок от 6 месяцев до 3 лет).
    8. Получение арбитражным управляющим судимости за совершение любого умышленного преступления либо назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    9. Неодобрение собранием кредиторов плана внешнего управления (специфический способ для внешнего управления).
    10. Отмена судебного акта о назначении арбитражного управляющего (в этом случае для назначения нового управляющего к моменту судебного разбирательства должно быть соответствующее решение собрания кредиторов).

    На этапе конкурсного производства ключевой фигурой в деле о банкротстве является конкурсный управляющий. От результатов его работы во многом зависит срок проведения процедуры конкурсного производства и ее итоги для всех заинтересованных лиц. В частности, для должника, его кредиторов, участников совета директоров и акционеров банкрота и пр.

    Основная задача управляющего состоит в соблюдении баланса интересов между кредиторами и должником. При смещении баланса в пользу одной из сторон эффективность работы существенно снижается.

    Бездействие управляющего или неэффективная работа могут привести к чрезмерному затягиванию процедуры банкротства и снижению показателей погашения кредиторских требований. В результате процесс может длиться бесконечно.

    Именно поэтому вокруг процедуры назначения конкурсного управляющего нередко ведутся конфликты и возникают ситуации, когда перед участниками процесса остро стоит необходимость смены управляющего.

    Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Если одной из сторон конфликта был проигран процесс по назначению управляющего, либо она слишком поздно узнала о возбуждении дела о банкротстве в отношении должника, то перед ней может стоять задача о замене управляющего на более лояльного.

    Считается, что самый простой способ добиться замены конкурсного управляющего – получить большинство голосов на собрании кредиторов. Но даже наличие такого большинства голосов еще не приводит к автоматическому смещению управляющего.

    Причин, по которым отстранить конкурсного управляющего от процесса весьма непросто, несколько:

    1. Все вопросы, которые связаны с назначением, освобождением или отстранением управляющего, находятся в ведении арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
    2. В компетенцию собрания кредиторов не входит отстранение управляющего от работы. Они вправе только принять решение о том, чтобы выступить с ходатайством перед арбитражным судом об отстранении управляющего. При этом финальное решение будет за судом.
    3. Для отстранения конкурсного управляющего требуется наличие веских оснований, мотивов и их доказательства. Одного ходатайства будет недостаточно.

    Среди оснований для снятия с должности арбитражного или конкурсного управляющего можно выделить:

    1. Собственное желание управляющего или его самоотвод.
    2. Исключение арбитражного управляющего из СРО или выход из ее состава (некоторые кредиторы пытаются добиться принудительного исключения управляющего, чтобы обзавестись веским основанием для его отстранения от должности, но сделать это опять же не так просто).
    3. Отстранение управляющего на основании судебного решения, которое вынесено по результатам рассмотрения жалобы кредитора на действия или бездействие управляющего.
    4. Отстранение управляющего на основании ходатайства собрания конкурсных кредиторов о нарушении их прав и законных интересов из-за злоупотребления управляющим своим положением, его бездействия и пр.
    5. Смена процедуры банкротства. Например, допускается использовать предусмотренный в ст. 146 127-ФЗ переход от конкурсного производства к внешнему управлению. Тогда управляющий должен быть смещен, и должна быть назначена другая фигура – внешний управляющий.
    6. Обнаружение обстоятельств, которые препятствуют назначению управляющего арбитражным судом, при вынесении соответствующего постановления (например, у управляющего отсутствовал допуск к гостайне, хотя он был ему необходим; предприятие относится к категории стратегически важных, или управляющий выступает заинтересованным лицом в деле о банкротстве по отношению к должнику или кредиторам).
    7. Дисквалификация управляющего в качестве должностного лица в деле о банкротстве (она допускается на основании различных норм КоАП и применяется на период от 6 месяцев до 3 лет).
    8. Получение управляющим судимости за совершение преступления, назначение наказания в виде лишения права занятия определенных должностей либо лишение права заниматься определенной деятельностью.
    9. Отмена судебного акта о назначении управляющего. Для назначения нового управляющего должно быть получено соответствующее решение собрания кредиторов.

    Основания для отстранения управляющего приведены в ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве 127-ФЗ. Возможности подачи жалобы на действия управляющего комитетом кредиторов или должником содержатся в п. 3 ст. 17 127-ФЗ, п. 3 ст. 60. Пункт 1 ст. 22 127-ФЗ позволяет СРО обращаться в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Порядок замены управляющего зависит от оснований его отстранения. При личном желании управляющего заменяют по его заявлению. При этом причины для написания такого заявления законом не предусмотрены. Но если суд сочтет их неубедительными, то он может отказать в отстранении конкурсного управляющего от процесса.

    Замена управляющего на основании ходатайства СРО происходит в случае выхода его из состава СРО или при получении сведений о его дисквалификации за совершение административного правонарушения.

    Замена управляющих происходит по решению, которое принято по решению общего собрания кредиторов, наделенным правом обращения в суд с ходатайствами или жалобами на управляющего.

    В ходатайстве о замене конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения:

    1. Наименование арбитражного суда, в который подается ходатайство.
    2. Номер дела о банкротстве.
    3. Реквизиты всех участников дела о банкротстве: заявителя, должника, кредитора и иных заинтересованных лиц.
    4. Мотивы, которые побудили обратиться с ходатайством о признании банкротом.
    5. Обстоятельства, которые подтверждают правильность и обоснованность позиции заявителя.
    6. Требования к суду: отстранить от должности конкурсного управляющего.
    7. Просьба к суду о назначении новой кандидатуры управляющего с указанием на его ФИО или на СРО, из числа которой следует его выбрать.
    8. Дата и подпись.

    Перед отстранением конкурсного управляющего суд проверит значимость мотивов такого решения, указанные в ходатайстве. В частности, к весомым аргументам против управляющего можно причислить:

    1. Отсутствие оспаривания сделок в ситуации, где это необходимо.
    2. Необоснованное расходование денежных средств из сформированной конкурсной массы.
    3. Непринятие мер для взыскания дебиторской задолженности.
    4. Непредоставление обязательной отчетности о ходе конкурсного производства.

    При рассмотрении ходатайства об отстранении управляющего суд будет учитывать, насколько обоснованной была жалоба. Судье следует проверить, был ли факт нарушения управляющим норм закона, и повлекло ли это к ущемлению прав и интересов кредиторов или должника, которые обратились с жалобой. Может возникать ситуация, что в результате действий конкурсного управляющего были нарушены не интересы заявителя, а права иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    Заявители также должны доказать наличие причинно-следственной связи между их убытками и неправомерными действиями управляющего. При подаче ходатайства об отстранении управляющего с нарушениями суд вправе отказать в его удовлетворении.

    По факту отстранения конкурсного управляющего арбитражный суд запрашивает в СРО управляющих кандидатуры управляющих, которые удовлетворяют его требованиям. Если в заявлении указана такая кандидатура, то судом запрашивается соответствие управляющего установленным требованиям.

    СРО управляющих в обмен на поступивший запрос передает в арбитражный суд представление на кандидатуру управляющего. Конечное решение о назначении кандидатуры конкурсного управляющего на должность может принять только арбитражный суд.

    Таким образом, конкурсного управляющего в деле о банкротстве допускается заменить, но только при наличии веских оснований для этого.

    Статья 146. Возможность перехода к внешнему управлению. 1. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

    2. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов и не погашены на дату проведения собрания кредиторов, рассматривающего вопрос о принятии такого решения.
    Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.
    На основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
    Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
    3. В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:
    прекращаются ограничения органов управления должника, предусмотренные настоящей главой;
    открывается реестр требований кредиторов;
    требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
    требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
    требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.
    На требования кредиторов, уполномоченных органов по денежным обязательствам должника и об уплате обязательных платежей, возникшие до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в ходе конкурсного производства начисляются проценты в размере и в порядке, которые установлены пунктом 2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
    4. В случае, если на дату вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению с даты введения конкурсного производства прошло менее чем три месяца, течение срока, установленного пунктом 1 статьи 102 настоящего Федерального закона, приостанавливается до утверждения внешнего управляющего.
    Комментарий к статье 146
    1. Нормы комментируемой статьи — одна из новелл Закона, направленных на защиту интересов должника.
    В соответствии с ранее действовавшим Законом 1998 г. конкурсное производство могло повлечь только ликвидацию должника (за исключением ситуаций, когда находилось третье лицо, оплачивающее все обязательства должника). Теперь в соответствии с комментируемой статьей возможен переход от конкурсного производства к внешнему управлению.
    Переход может быть осуществлен только в случае, если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, т.е. если ранее оздоровительные процедуры не проводились (если от наблюдения был осуществлен переход к конкурсному производству).
    2. Основание перехода от конкурсного производства к внешнему управлению может быть только одно — предположение (которое возникло на стадии конкурсного производства), что платежеспособность должника может быть восстановлена. Это должно быть подтверждено выводами финансового анализа. Например, указанные предположения могут быть связаны с повышением спроса на продукцию, производимую должником, в частности с появлением на рынке новых технологий, позволяющих каким-то образом использовать эту продукцию.
    В этой связи не вполне объяснима невозможность перехода к внешнему управлению, если ранее восстановительные процедуры проводились. Представляется, что указанная непоследовательность Закона должна быть устранена: если кредиторы согласны дать должнику еще один шанс (ввиду вновь открывшихся обстоятельств), нецелесообразно запрещать им это делать.
    3. Постановка вопроса о переходе к внешнему управлению не право, а обязанность конкурсного управляющего (соответственно возникает мысль о возможности привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности). В течение месяца после выявления обстоятельств, которые могут являться основанием для перехода к внешнему управлению, управляющий обязан созвать собрание кредиторов и поставить перед ними соответствующие вопросы.
    4. Собрание может принять решение об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства в связи с переходом к внешнему управлению. Это решение в силу п. 2 комментируемой статьи принимается большинством голосов кредиторов от общего числа голосов кредиторов, требования которых, включенные в реестр, не являются погашенными на дату проведения указанного собрания кредиторов.
    Такой порядок голосования в принципе соответствует установленному в п. 2 ст. 15 Закона.
    Однако возникает очень важный вопрос, четкого ответа на который Закон не дает: каковы последствия невозможности принятия собранием решения о переходе к внешнему управлению (ввиду отсутствия необходимого числа голосов кредиторов)? Можно ли применять п. 3 ст. 15 Закона, в соответствии с которым на повторном собрании решение считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, число голосов которых составило более 30% общего числа голосов?
    Исходя из буквального толкования норм ст. 15 Закона и комментируемой статьи на поставленные вопросы можно дать следующий ответ. Решение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению, о котором говорится в п. 2 комментируемой статьи, не названо в числе решений, перечисленных в п. 2 ст. 15 Закона и требующих принятия квалифицированным большинством голосов (соответственно можно отметить очередной недостаток юридической техники Закона — п. 2 ст. 15 содержит исчерпывающий перечень решений; при этом оговорка о возможности его расширения Законом отсутствует).
    Поскольку рассматриваемое решение в п. 2 ст. 15 Закона не названо, следовательно, буквальное толкование норм п. 3 ст. 15 Закона приведет к отрицательному ответу на вопрос о возможности их применения в данном случае.
    Следовательно, повторное голосование для принятия решения о переходе к внешнему управлению не должно созываться; соответственно решение, не принятое на первом собрании, не может быть принято вообще.
    При рассмотрении на собрании возможности возврата к внешнему управлению кредиторы должны решить вопрос о предполагаемом сроке внешнего управления и определить требования к кандидатуре управляющего.
    5. Арбитражный суд рассматривает ходатайство собрания кредиторов и при наличии оснований выносит определение о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Основание — наличие возможности восстановить платежеспособность; при этом установлен важный объективный критерий: в силу ч. 4 п. 2 комментируемой статьи у должника должно быть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Представляется, что это может быть любая деятельность — не обязательно та, которую должник осуществлял ранее.
    6. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает важнейшие последствия перехода к внешнему управлению:
    1) прекращение ограничений органов управления должника, существующих в конкурсном производстве (соответственно переход к ограничениям, определенным для внешнего управления);
    2) открытие реестра требований кредиторов. Реестр открывается в целях привлечения к участию в процедурах внешнего управления тех кредиторов, чьи требования не были удовлетворены полностью — если требование было удовлетворено, оно считается погашенным и не подлежит восстановлению, даже если того желает кредитор;
    3) придание статуса текущих следующим категориям требований:
    — требованиям кредиторов по денежным обязательствам и требованиям об уплате обязательных платежей, возникшим в ходе конкурсного производства (это правило ч. 4 п. 3 комментируемой статьи особо актуально для требований уполномоченных органов, так как в конкурсном производстве они могли претендовать только на имущество, оставшееся после удовлетворения всех реестровых кредиторов);
    — требованиям кредиторов, недействительным на момент открытия конкурсного производства (это требования, срок исполнения которых в соответствии с обязательством наступал после введения конкурсного производства и который в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 126 Закона был признан наступившим). Таким образом, даже если, к примеру, срок исполнения требований 25 марта, а возврат к внешнему управлению производится 3 марта, то требование будет считаться наступившим, так как такой статус возник у него с момента введения конкурсного производства. Представляется, что подобным образом должен решаться вопрос об обязательных платежах, упоминаемых в ч. 2 п. 1 ст. 126 Закона;
    4) начисление на требования кредиторов и уполномоченных органов, возникшие до принятия решения о банкротстве должника (возникшие после являются текущими), процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (в соответствии с ч. ч. 4 — 6 п. 2 ст. 95 Закона);
    5) приостановление течения трехмесячного срока для заявления отказа внешнего управляющего от сделок должника, если переход к внешнему управлению осуществляется менее чем через три месяца после открытия конкурсного производства и внешний управляющий одновременно с вынесением определения не утвержден. Смысл этой нормы п. 4 комментируемой статьи в том, что и конкурсный, и внешний управляющий имеют право отказаться от сделок должника в соответствии со ст. 102 Закона в течение трех месяцев с момента введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства; поэтому если мы переходим к внешнему управлению более чем через три месяца после начала конкурсного производства, вопрос об отказе от сделок не стоит (конкурсный управляющий исчерпал данное полномочие). Если же прошло менее трех месяцев, то в оставшейся части срока отказаться от сделок должника сможет уже внешний управляющий, поэтому, если он не назначен определением о переходе к конкурсному производству, то течение трехмесячного срока приостанавливается с момента вынесения определения до момента назначения внешнего управляющего.
    7. Комментируемая статья не регламентирует порядок осуществления внешнего управления, к которому перешли от конкурсного производства. Поэтому представляется, что все положения гл. VI Закона подлежат применению, если это не противоречит сути отношений.
    Соответственно внешнее управление может не закончиться восстановлением платежеспособности, что приведет к открытию конкурсного производства вторично.

    >Внешнее управление как процедура банкротства

    Внешнее управление как процедура банкротства

    Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

    Что такое внешнее управление предприятием

    Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

    • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
    • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
    • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

    Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

    Когда вводится внешнее управление

    Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

    Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

    • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
    • Заключать мировой договор от имени банкрота.
    • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
    • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
    • Прочие права.
    • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
    • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
    • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
    • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
    • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
    • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
    • Вести данные в реестре кредиторских требований.
    • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
    • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
    • Прочие обязанности.

    Срок внешнего управления

    В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

    Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

    Порядок введения внешнего управления

    Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

    С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

    Контроль за выполнением плана внешнего управления

    Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

    О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

    Окончание внешнего управления

    Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

    Заявление конкурсного управляющего об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве

    Законодательство Российской Федерации дает право назначенному лицу отказаться от возложенных на него судом обязанностей в деле о банкротстве. Для этого необходимо составить заявление конкурсного управляющего об освобождении от исполнения обязанностей.

    Как составляется заявление конкурсного управляющего об освобождении

    Законодательство не обязывает составлять заявление в какой-то определенной форме. Главное, чтобы был соблюден простой письменный вид. Сам бланк должен содержать следующие данные:

    • реквизиты судебного органа (наименование и адрес);
    • данные о конкурсном кредиторе и должнике;
    • информация о прочих лицах (к примеру, о кредиторах);
    • номер дела о банкротстве;
    • дата признания несостоятельности (банкротства) должника и начала конкурсного производства;
    • указание СРО, членом которого является конкурсный управляющий;
    • ссылки на нормы российского законодательства, предусматривающие право на передачу в суд заявления об освобождении от выполнения обязательств в деле о несостоятельности.

    Причиной освобождения от исполнения обязанностей АУ может быть как выход из чденов СРО, так и другие обстоятельства (семейные обстоятельство, проблемы со здоровьем и т.д.), но заявитель вправе не указывать их. Заполненный бланк передается в судебный орган, рассматривающий дело о банкротстве.

    Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего. Отстранение и освобождение от исполнения обязанностей.

    На данный момент должность арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение квалификационного уровня арбитражных управляющих, создание должных условий для поддержания независимости данной категории специалистов, а также усиление их юридической ответственности. Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус.

    В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц. В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности.

    Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение. Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются объективность независимость и беспристрастность.

    Вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается арбитражным судом, а обязательства по уплате установленную сумму возникает на основе судебного акта. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

    Любой из арбитражных управляющих, за исключением наличия страховых полисов, обязан внести в фонд своей организации от пятидесяти тысяч рублей. Данный фонд называется компенсационным и расходуется на возмещение убытков в случае некорректной деятельности арбитражных управляющих.

    Назначение и роль арбитражного управляющего

    По факту заявления должника или кредитора суд запрашивает СРО арбитражных управляющих кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющих установленным требованиям. Если в заявлении указана конкретная кандидатура арбитражного управляющего, то суд запрашивает подтверждение соответствия данного арбитражного управляющего установленным требованиям. СРО арбитржных управляющих в ответ на запрос направляет в арбитражный суд Представление на кандидатуру (или кандидатуры арбитражных управляющих.

    Арбитражный суд на период банкротства своим определением назнаяает арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства и осуществления других полномочий, установленных Федеральным Законом РФ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный специалист является основным лицом на всех этапах процедуры подтверждения банкротства и берет на себя временное обязательство по управлению компанией-банкротом.

    Арбитражный управляющий является ключевой фигурой участвующей в процедуре банкротства. Роль арбитражного управляющего заключается в том, чтобы исполнить возложенные на него законом обязанности в интересах должника и кредиторов, сделать ситуацию програчной, разрядить конфликтную ситуацию, соблюдая при этом интересы всех участников процесса, должника и его кредиторов.

    Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего

    Смена арбитражного управляющего может быть осуществлена по собственному желанию, в случае его исключения или выход из СРО, отстранение судом по жалобе любого лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей, административная дисквалификация арбитражного управляющего как должностного лица, неодобрение собранием кредиторов плана внешнего управления, отстранение судом при наличии ходатайства собрания кредиторов о неисполнении либо ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей (ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве).

    Замена арбитражного управляющего в деле о несостоятельности осуществляется с помощью освобождения или отстранения арбитражного управляющего от выполнения своих обязанностей.

    Замена арбитражного управляющего: освобождение от выполнения обязанностей. Возможно в следующих случаях:

    • – по заявлению арбитражного управляющего по его собственному желанию. Арбитражному управляющему не обязательно указывать причины освобождения его от обязанностей. Однако, арбитражный суд имеет право отказать в освобождении арбитражного управляющего, если данные причины будут оценены как неуважительные;
    • – по ходатайству СРО арбитражных управляющих, в которой он состоит, как правило в случае добровольного выхода арбитражного управляющего по своему решению;
    • – в других случаях, предусмотренных законом.

    Замена арбитражного управляющего: отстранение от выполнения обязанностей. Возможно по решению арбитражного суда в следующих случаях:

    • замена арбитражного управлящего возможна в случае, если после назначения арбитражного управляющего выявлены обстоятельства препятствовавшие назначению арбитражного управляющего, в том числе его несоответствие формальным требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.
    • смена арбитражного управляющего возможна по решению и соответствующему ходатайству комитета кредиторов в арбитражный суд (п. 3 Ст.17 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
    • замена арбитражного управлящего возможна по решению и соответствующему ходатайству общего собрания кредиторов в арбитражный суд (п. 2 Ст.15 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
    • смена арбитражного управляющего может произойти по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может отстранить арбитражного управляющего (п. 1 Ст.20.04 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
    • замена арбитражного управлящего возможна по ходатайству СРО арбитражных управляющих при поступлении информации о его дисквалификации за совешение административного правонарушения. Данная информация рассматривается арбитражным судом и приводит к автоматическому отстранению последнего от выполнения им обязанностей арбитражного управляющего (п. 3 Ст.20.04 Закона о банкротстве).
    • по заявлению СРО арбитражных управляющих в случае их исключения из своих членов (п. 2 Ст.22 Закона о банкротстве).

    Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего может быть обжаловано. Однако оно подлежит немедленному исполнению и факт обжалования не приостанавливает определение об отстранении арбитражного управляющего.

    Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих.

    Организация, которая объединяет арбитражных управляющих, вводит и поддерживает стандарты их деятельности, предоставляет в арбитражный суд список временных управляющих носит название «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Приведем примеры подобных компаний: Некоммерческое партнерство “Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих”, Некоммерческое партнерство “Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих ” Альянс” и многие другие. По закону арбитражные управляющие иметь членство в СРО.

    Уникальное профессиональное сообщество, которое объединяет ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента, эффективно занимающихся антикризисным управлением, не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, целью деятельности имеет регулирование и обеспечение деятельности своих членов.

    Сведения об арбитражных управляющих

    Сведения об арбитражных управляющих содержатся в сводном государственном реестре арбитражных управляющих на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографий (Росреестр).

    Арбитражный управляющий зарплата

    Размер оплаты труда арбитражного управляющего независимо от формы банкротства, арбитражный управляющий получает вознаграждение, размер которого назначается арбитражным судом. Он зависит от размеров предприятия, как правило, достаточно велик, но крайне редко достигает очень высокого уровня ввиду бедственного положения предприятий. При этом средства на оплату его труда формируются либо в результате проведения торгов по продаже имущества должника. Если погашения обязательств перед кредиторами средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему не остается, то есть возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

    ФЗ «О банкротстве» постановил, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение в полном объеме расходов на исполнение обязанностей по делу. Вознаграждение выплачивается должником (если иное не предусмотрено законом) и состоит из основной суммы и процентов (начислений). Арбитражный суд вправе увеличить сумму вознаграждения.

    • Фиксированная сумма для временного управляющего составляет 30 (тридцать) тысяч руб в месяц, для административного – 15 тыс. руб в месяц, для внешнего – 45 тыс. руб в месяц, для конкурсного – 30 тыс. руб.
    • Проценты выплачиваются по окончанию дела в течении 10 календарных дней, и их сумма зависит от балансовой стоимости активов должника (от 4%), а также от вида арбитражного управляющего (временный, конкурсный, внешний, административный). К примеру, балансовая стоимость активов ОАО «Монетный двор» составляла 65490 тыс. руб. 4% от указанной суммы – 2619 тыс. руб.

    Проблемы арбитражного управляющего

    Проблемы возникающие в процессе деятельности арбитражных управляющих остаются одними из самых «болезненных» в российской системе законодательства о несостоятельности . Арбитражные суды сталкиваются с многочисленными фактами некомпетентного, а иногда и недобросовестного ведения дел должника арбитражными управляющими. Практика показывает что, затронутые проблемы после введения в конкурсный процесс саморегулируемых организаций арбитражных управляющих еще более обострились. Я хочу на конкретных примерах рассмотреть несколько правовых проблем, с которыми приходится сталкиваться арбитражным управляющим.

    Одной из проблем является взнос. Для приобретения статуса Арбитражного управляющего гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, должен, кроме требований указанных в статье 23 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), застраховать гражданскую ответственность на сумму 3 млн. руб. и внести взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих в размере 50 тысяч рублей. Еще одной из проблем является требование управляющий-предприниматель , согласно которому действующее российское законодательство предъявляет к арбитражному управляющему требование быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Но ведь функции арбитражного управляющего не подпадают под определение предпринимательской деятельности. Действующее российское законодательство предъявляет к арбитражному управляющему требование быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, функции арбитражного управляющего не подпадают под определение предпринимательской деятельности.Так как арбитражный управляющий выполняет публично правовые функций. Так же по новому закону кандидатуру управляющего может предложить или организация управляющих, или государственный орган по делам о банкротстве. И не ясны критерии для кандидата, и новшества не только не усилят независимость управляющего, а, наоборот, усилят его зависимость от кредиторов и чиновников. Также был введен контроль за арбитражными управляющими со стороны суда, но контроль этот заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих, основной контроль сосредоточен в саморегулируемых организациях.

    В рамках данного вопроса, рассмотрим материалы судебной практики.

    По сведениям Арбитражного суда Челябинской области в 2010 г. увеличилось количество обращений и заявлений на бездействие арбитражных управляющих.

    Для сравнения, в 2009 г. было зафиксировано только 3 жалобы на действия арбитражных управляющий, а в 2010 г. поступило 27 жалоб.

    Это связано с усилением контроля со стороны уполномоченного органа – ФНС России. За десять месяцев 2007 г. из всех поступивших жалоб 96% инициировано уполномоченным органом.

    Согласно ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматривают арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

    П. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закреплена возможность обжалования в арбитражный суд действий арбитражного управляющего.

    Закон в п. 1 ст. 22 дает право СРО обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях которых установлены нарушения законодательства о банкротстве, либо в случаях возникновения обстоятельств, препятствовавших утверждению лица в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего, если такие обстоятельства возникли после утверждения арбитражного управляющего.

    >Смена финансового управляющего при банкротстве физических лиц

    Введение

    Финансовый управляющий (ФУ) представлен арбитражным управляющим, ведущий дело по подтверждению несостоятельности физлица. В обязанности этого специалиста входит проведение всех работ по несостоятельности. Когда физлицо не удовлетворено работой данного специалиста, он вправе его сменить. Такая возможность отмечена ст. 83 Закона № 127. Рассмотрим основные нюансы, из-за которых допускается смена финансового управляющего при банкротстве физических лиц.

    Причины замены управляющего

    Бывают ситуации, когда ФУ специально затягивают процедуру, чтобы подольше получать стабильную прибыль от обанкротившегося. Они могут на момент реализации владений подавать ходатайство относительно продления. Это выгодно тем, что ФУ получает ежемесячно свой оклад.

    Конечно же в подобных случаях задолжавшие граждане, начавшие процесс, стремятся поменять специалиста. Но юристы отмечают, что ежемесячную оплату для КУ; закон не предусматривает. Весь гонорар включает фиксированную сумму + сумму процентов.

    Размер фиксированной суммы отличается у каждого управляющего:

    • временный — 30 000 р./мес.;
    • внешний — 40 000 р./мес.;
    • административный — 15 000 р./мес.;
    • финансовый — 25 000 р. Выдаются единовременно;
    • конкурсный — 30 000 р./мес.

    Что может стать провоцирующим фактором для смены финансового управляющего при банкротстве физических лиц? В ФЗ «О несостоятельности» отмечено, что при ведении процесса ФУ заменить можно в нижеприведенных случаях:

    • неисполнение тех обязанностей, которые возложены законом на специалиста;
    • исполнение имеющихся перед судом, заявителем, кредиторами обязанностей ненадлежащим образом.

    Арбитражного управляющего (АУ), взявшегося за процедуру несостоятельности, АС вправе отстранить по желанию следующих сторон:

    • лица, принимающие участие в процессе;
    • АУ;
    • саморегулируемые организации.

    Способы замены финансового управляющего

    Не следует пугаться, если ФУ угрожает остановкой дела банкротства. Бывают случаи, когда специалисты занимаются вымогательством. Они требуют от обанкротившихся денежные вознаграждения регулярные (ежемесячно), но видимых действий не предпринимают. Не нужно бояться их угроз. Дело суд вправе остановить в нижеприведенных случаях:

    • восстановление платежеспособности задолжавшего посредством финансового оздоровления;
    • признание требований заявителя необоснованными;
    • восстановление платежеспособности задолжавшего посредством внешнего управления;
    • отказ кредиторов от требований, которые они заявили;
    • удовлетворение всех требований от каждого кредитора;
    • отсутствие финансов на расчет за судебные растраты.

    Важно: Для смены финансового управляющего (если он не устраивает стороны) при банкротстве физических лиц можно обратиться к СРО или же направить заявку АС.

    Обращение к саморегулируемой организации

    Согласно Закону о несостоятельности, ст. 20.5 к АС саморегулируемая организация направляет ходатайство по поводу освобождения АУ от обязанностей по ведомому им делу в случае, когда АУ выходит из СРО.

    Важно: Если АУ освобождают от исполнения взятых им обязанностей в процессе по несостоятельности, а решение о выборе нового специалиста не принято на протяжении 10 дн., СРО обязана предоставить АС кандидатуру нового АУ для дальнейшего ведения процесса.

    СРО обязана направить суду кандидатуру нового специалиста одновременно с ходатайством предыдущего об отстранении от данного дела. Организация может не предлагать новую кандидатуру, когда ни один из ее специалистов не огласил согласие на ведение рассматриваемого процесса по несостоятельности. СРО обязана известить суд, что у нее отсутствует возможность предоставить новую кандидатуру АУ.

    Обращение к арбитражному суду

    Чтобы при желании заявителя сменить управляющего АС не прекратил дело, желательно внести около 10 000 р. на депозит суда. Эти деньги предназначены на расходы по делу. Также желательно указать имеющуюся собственность. Суд увидит, что вы владеете определенной собственностью, при реализации которой требования кредиторов могут быть удовлетворены.

    Для замены управляющего по вашему делу стоит доказать не только неисполнение им обязанностей. Может понадобиться подтверждение нанесения убытков. Также можно обратиться к полиции, чтобы подтвердить наличие вымогательства денег управляющим. С этой целью можно использовать меченные деньги. После возбуждения дела о вымогательстве СРО само направит ходатайство к суду по поводу устранения ФУ.

    Если вы считаете назначенного управляющего некомпетентным, вы вправе попросить об его замене. С этой целью обращайтесь изначально в СРО, которая назначила специалиста. Если вопрос не решается, обращайтесь к арбитражному суду. Все вопросы, касающиеся назначения, замены управляющего решает именно АС, который ведет процедуру по признанию гражданина несостоятельным.

    >Как поменять финансового управляющего?

    Юридическая помощь в Новосибирске. Звоните: 380-81-18

    Консультация опытного юриста.

    Нередко в делах о банкротстве обстоятельства складываются таким образом, что замена финансового управляющего является для кредитора или должника неплохим шансом «улучшить» своё положение и способствует созданию более благоприятных условий для какой-либо из сторон.

    Как известно, роль финансового управляющего в делах о банкротстве весьма значительна. Его участие при разрешении спора о несостоятельности обязательно, а предъявляемые к нему требования аналогичны требованиям для арбитражного управляющего. Финансовый управляющий утверждается арбитражным судом, при этом последним проверяется соответствие финансового управляющего целому ряду условий.

    Требования, предъявляемые к финансовому управляющему, несоответствие которым может повлечь его отстранение

    В первую очередь, у финансового управляющего должна отсутствовать любая заинтересованность по отношению как к должнику, так и к кредитору. Примером служит ситуация, при которой между должником и его будущим финансовым управляющим, т. е. до избрания арбитражным судом его таковым, существовала взаимовыгодная связь: финансовый управляющий в деле о банкротстве ранее выступал представителем должника как ответчика по иску кредитора о взыскании займа в суде общей юрисдикции. Доказать факт подобной связи между финансовым управляющим и должником достаточно непросто. Одного решения суда, в котором фигурирует фамилия финансового управляющего как представителя должника, недостаточно, и поэтому зачастую арбитражный суд встаёт на сторону финансового управляющего по причине недоказанности заинтересованности последнего. При этом, если у Вас имеется копия доверенности на представителя либо иные документы (чеки, счета, договоры и т. д.), отражающие указанную заинтересованность, Вы имеете право ходатайствовать перед судом об отстранении такого финансового управляющего от исполнения им своих обязанностей в деле о банкротстве.

    Заинтересованность финансового управляющего по отношению к кредитору может также выражаться в их взаимном получении выгоды.

    Заявление об отстранении от исполнения обязанностей финансового управляющего

    Ходатайство об отстранении от исполнения обязанностей финансового управляющего должно содержать в себе следующие сведения. В первую очередь следует указать реквизиты дела о банкротстве: решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об утверждении кандидатуры финансового управляющего; информацию об утверждённом финансовом управляющем. Далее с отсылкой на нормы законодательства о банкротстве объективно и структурированно должна быть изложена суть отношений финансового управляющего с должником либо кредитором: хронология совместных действий, результаты, отсылки к документам.

    Залог успешного разрешения такого ходатайства арбитражным судом заключается в том, насколько убедительны будут Ваши доводы. У суда должны появиться обоснованные сомнения в добросовестности финансового управляющего, в его честности и компетентности.

    Кроме того, в судебной практике имеются прецеденты, ссылка в ходатайстве на которые позволит более полно указать суду на законность и правильность Ваших требований.

    Юридическая помощь в отстранении финансового управляющего от исполнения им своих обязанностей

    Юридическая компания «Гриаста» имеет большой опыт в ведении дел о банкротстве, и с такой ситуацией, как замена финансового управляющего, мы сталкивались неоднократно. В случае, если у Вас имеются основания не доверять утверждённому арбитражным судом финансовому управляющему, наш юрист по банкротству проконсультирует Вас, подскажет перспективы Вашей идеи, а также какие необходимы документы для сбора и предоставления суду доказательственной базы.

    Звоните и записывайтесь на прием по телефону +7 (383) 380-81-18.

    Отстранение конкурсного управляющего

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *