Объекты инфраструктуры

Содержание

Объекты социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.

Существует несколько подходов к внутреннему строению социальной инфраструктуры:

  • Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, средства массовой информации, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
  • Сохранение и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
  • Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан).

Функции инфраструктуры:

  • Создание специальных условий для создания новых демографических процессов и прогрессивных тенденций;
  • Формирование рабочей силы, которая будет качественно отвечать степени развития производства;
  • Правильное потребление трудовых ресурсов;
  • Обеспечение жилищных, бытовых, а также коммунальных условий для жизни населения;
  • Сохранение и улучшение здоровья населения;
  • Использование времени людей в правильных целях.

Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развития человека, путем улучшения культурны, духовных и бытовых потребностей

Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.

Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.

Понятие «объекты социальной инфраструктуры»

Объекты социальной инфраструктуры – это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.

Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д.

Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества.

В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.

Объектами социальной инфраструктуры могут быть:

  • Культурные комплексы;
  • Предприятия торговли;
  • Пассажирский транспорт;
  • Образовательные комплексы;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Канализация и водообеспечение;
  • Финансовые учреждения;
  • Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.

Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.

В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.

Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы.

Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер.

Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Что значит социально значимые объекты? :

Попробуем разобраться с формулировкой: что значит «социально значимые объекты»? В настоящее время они являются подлинными артериями для общества. Без их возведения не может обойтись ни один населенный пункт нашей страны.

Перечень

На самом деле социально значимые объекты представлены в большом количестве. Появились они сразу после возникновения человеческой цивилизации, за историю своего существования модернизировались и расширились по количеству. На сегодня социально значимые объекты — это:

  • школы;
  • больницы;
  • театры;
  • библиотеки;
  • цирки;
  • суды;
  • храмы;
  • музеи;
  • мемориалы;
  • дворцы детского творчества и спорта

Также к ним можно отнести и здание администрации конкретного населенного пункта.

Значимость медицины для общества

На настоящий момент социально значимые объекты представляют собой в первую очередь учреждения здравоохранения. Именно они имеют огромное значение для сохранения здоровья населения, то есть являются основой существования всего человеческого общества. Независимо от того, будет ли это областная больница, либо небольшой фельдшерский пункт, со стороны населения к такому объекту приковано пристальное внимание.

Образование

Анализируя социально значимые объекты, нельзя оставить без должного внимания учреждения образования. С их помощью люди приобретают знания, умения, навыки, которые необходимы им для успешной социализации.

Строительство социально значимых объектов: детских садов, школ, учреждений дополнительного и последипломного образования — это важная задача государства. Без выделения денег на подобное строительство невозможно будет формировать гармонически развитых, духовно богатых людей, следовательно, у государства не будет шансов на развитие и процветание.

Строительство храмов

Рассуждая над тем, какие социально значимые объекты необходимо возводить в наши дни, нельзя обойти стороной строительство и восстановление церквей. В последние годы в России наблюдается тенденция восстановления храмов.

Люди, понимающие, что важна не только материальная, но и духовная составляющая, все чаще приходят в храмы.

Люди готовы вкладывать деньги в строительство, реставрацию церквей, так как они осознают, что духовная гармония — это необходимое условие для саморазвития и самосовершенствования.

Безопасность социально значимых объектов — это важная задача, для решения которой необходимо привлечение помощи государства.

Дворцы спорта

В России в наши дни повышается интерес к здоровому образу жизни. Сегодня модно быть спортивным, успешным человеком, не имеющим вредных привычек.

В реестр социально-значимых объектов входят не только учреждения образования и здравоохранения, сюда же относятся и спортивные центры.

В них может прийти любой гражданин, проживающий на территории РФ, записаться в одну из многочисленных спортивных секций. Социальная значимость подобных объектов состоит в том, что они помогают людям сохранять здоровье.

Здоровый человек будет приносить обществу пользу, следовательно, государству не придется тратить деньги на его лечение.

Музей

Что представляет собой этот социально значимый объект? Закон РФ охраняет различные раритеты, имеющие историческую и общественную ценность. Именно они представлены в экспозициях музеев, являются достоянием народа.

Исторические ценности выполняют социальную функцию, повествуя об укладе быта предков. Знакомство подрастающего поколения с музейными экспонатами имеет существенное воспитательное значение.

Среди частых гостей музея — ученики начальной школы и средних классов.

Цирки и театры

Такие социально значимые объекты являются не только местом для развлечения населения. Театральные постановки выполняют воспитательную роль, пробуждают в человеке высокие чувства.

Юные зрители, пришедшие на представление, улавливают причинно-следственные связи между определенными событиями, получают собственный опыт от чужих ошибок.

Безусловно, государство должно изыскивать меры материальной поддержки «храмам культуры», а не оставлять их без пристального внимания и финансирования.

Социальная инфраструктура

Она представляет собой совокупность предприятий и объектов, обеспечивающих функциональную жизнь и деятельность населения, способствует формированию интеллектуального развития каждого человека.

Именно объекты социальной инфраструктуры способствуют созданию условий, необходимых для нормального функционирования разных сфер жизни.

Принято подразделять социальную инфраструктуру на «точечную» и «линейную».

Первый вариант — это непосредственно сами объекты: средние и высшие учебные заведения, больницы и поликлиники, школы, развлекательные центры, дворцы творчества. Линейной социальной инфраструктурой именуют сети железных дорог, связи, линии электропередач.

В производственных организациях в большей степени используется точечная инфраструктура, а для экономики необходимы обе разновидности.

Основные объекты социальной инфраструктуры

К ним принято относить следующие элементы:

  • предприятия торговли;
  • культурно-массовые комплексы;
  • водообеспечение и канализацию;
  • различные виды пассажирского транспорта;
  • объекты здравоохранения;
  • финансовые организации;
  • стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха

В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.

Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.

В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.

Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией.

В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.

В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.

Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:

  • ремонтно-строительные работы;
  • предоставление социально значимых услуг

К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка доступности

На базе строительных нормативных документов была создана технология оценки организаций и объектов, имеющих право на оказание населению определенных социальных услуг.

Объект паспортизации — это организация, которая поставляет конкретный пакет социальных услуг, располагается в объекте недвижимости либо в какой-то его части. Если у организации есть сразу несколько сооружений, все они описываются с позиции доступности для инвалидов как отдельные объекты социальной инфраструктуры.

В настоящее время выделяют шесть частей такого объекта:

  • участок, который прилегает к сооружению;
  • одни либо несколько входов в здание;
  • пути эвакуации, маршруты передвижения по зданию;
  • санитарно-гигиенические помещения;
  • участки целевого посещения сооружения;
  • система средств связи на объекте

Все требования указаны в СНиП в 2001 г., утверждены Министерством регионального развития РФ. Территория, которая непосредственно прилегает к участку, состоит из нескольких элементов: входов, лестниц, пандуса, путей передвижения; автостоянки и парковки.

Существуют определенные требования к данной зоне. В частности на участок с социально значимым объектом должно быть несколько входов, чтобы инвалиды могли спокойно передвигаться по нему.

Также предполагается наличие пешеходных и транспортных путей, места для отдыха, расположения транспорта.

Социально значимые объекты являются показателем стабильности общества. Именно они являются демонстрацией заботы со стороны государства о своих гражданах.

Государство должно выступать гарантом доступности всех социально значимых объектов: детских садов, школ, техникумов, поликлиник, театров, музеев, спортивных школ для обычного человека.

Всеобщность и доступность — это основные столпы жизни любого развитого государства. Сложно представить себе развитую страну, в которой нет достаточного количества учреждений культуры, здравоохранения.

В европейских государствах особое внимание уделяют именно социальным объектам, создают комфортные условия для жизни и работы населения. Подобный подход оправдывает себя. Население, которое имеет возможность саморазвиваться, следить за своим здоровьем, имеет высокую трудоспособность, приносит государству существенную пользу.

Социально значимые объекты

К социально значимым объектам относятся больницы, школы, дошкольные и другие учреждения. Какие особенности связаны с этим статусом, в частности, в процедуре банкротства.

Социально значимые объекты: что к ним относится

В отношении некоторых типов объектов используют термин «социально значимые объекты». К ним принято относить:

  • медучреждения, в том числе больницы;
  • образовательные и воспитательные учреждения – школы, высшие учебные заведения, детские сады, интернаты и т. п.;
  • дома престарелых и другие организации подобного рода;
  • спортивные комплексы и другие объекты, связанные с физкультурой и спортом;
  • музеи, мемориалы, иные объекты культуры и т. д.

Подобные объекты чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности. Однако это могут быть и объекты в частной собственности – например, частный детский сад, школа, медицинский центр и т. д.

Администрация того или иного образования утверждает перечень социально значимых объектов на своей территории. Это связано с исполнением приказов вышестоящих органов власти. В список вносят объекты, которые уже существуют. Отдельно учитывают объекты, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию.

К строительству таких объектов предъявляют особые требования в отношении окружающей инфраструктуры.

Сложность в отношении объектов с данным статусом в том, что:

  • отсутствует специальное правовое регулирование;
  • термин упоминают в ряде законов, но общеотраслевого определения социально значимых объектов нет.

Тем не менее, в законе о банкротстве присутствуют особые указания в отношении подобного имущества, а застройщики по ДДУ вправе использовать средства дольщиков на возведение социально значимых объектов.

Читайте материал в Системе Юрист о последних изменениях в сфере ДДУ.

Кроме того, МЧС России ведет особый контроль объектов, которые связаны с круглосуточным пребыванием граждан – людей с ограниченными возможностями, временно недееспособных и т. д. Это относится к больницам, интернатам, другим учреждениям в сфере здравоохранения или образования. Необходимость такого контроля связана с обеспечением безопасности.

Социально значимые объекты должны продолжать работу и при банкротстве

Социально значимые объекты – это имущество, в отношении которого в законе о банкротстве присутствуют особые указания. Согласно закону решение о том, что должник прекращает деятельность, не должно повлечь прекращение функционирования таких объектов (п. 6 ст.

129 закона № 127-ФЗ от 26.10.2002). При этом в статье фигурирует перечень социально значимых объектов. Его применяют не только в ситуациях, которые связаны с банкротством, но и в широкой практике.

Помимо различных образовательных, медицинских и культурных учреждений, к подобным относят объекты:

  • коммунальной инфраструктуры, которые связаны с системами жизнеобеспечения. В частности, это объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а также с хранением, переработкой и утилизацией различных отходов;
  • необходимые для освещения территорий городских и сельских поселений;
  • созданные для благоустройства территорий.

Социально значимый объект – это имущество, которое можно продать на торгах с учетом ограничений

Банкротство той или иной компании не должно прекращать работу объектов данного типа. Закон это запрещает. Кроме того, в п. 4 ст. 132 закона о банкротстве присутствуют указания по поводу продажи таких объектов. Торги в отношении подобного имущества проводят в соответствии со ст. 110 закона. При этом покупатель обязан:

  • поддерживать надлежащее состояние объекта,
  • обеспечить продолжение его эксплуатации по целевому назначению,
  • выполнять иные требования закона в отношении таких объектов.

Если покупатель нарушит эти условия, суд расторгнет договор о передаче социально значимого объекта ему в собственность. Заявление об этом подает местная администрация. После того, как договор аннулируют, объект передают в собственность муниципального образования. Покупателю возместят стоимость объекта из местного бюджета (п. 4.2. ст. 132 закона № 127-ФЗ).

Если объект не продали в порядке, который определил закон, то его передают местным властям в муниципальную собственность (п. 5 ст. 132 закона № 127-ФЗ). Арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 6 ст. 132 закона № 127-ФЗ).

На деньги дольщиков можно строить социально значимые объекты

В 2017 году в Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ об участии в долевом строительстве расширили список объектов, которые застройщик вправе возвести на деньги дольщиков.

Раньше застройщику было прямо запрещено возмещать затраты на строительство таких объектов за счет средств дольщиков. Поправки разрешили использовать эти деньги для строительства школ, детских садов, дорог и т. п. (п. 9 ч.

1 ст. 18, ст. 18.1 закона № 214-ФЗ).

При этом застройщик обязан выполнить ряд условий (ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). В частности:

  1. В договоре ДДУ необходимо указать сведения, которые перечислили в законе (п. 6 ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 18.1 закона № 214).
  2. Строительство допускают, если по его завершении застройщик передаст объект безвозмездно в государственную или муниципальную собственность или общую долевую собственность дольщиков. Во втором случае вместе с договором с каждым дольщиком подписывают соглашение о возникновении доли в праве общей долевой собственности (ч. 7 ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). Это неотъемлемая часть основного договора. Правительство РФ утвердило типовое соглашение (постановление от 03.02.2017 № 131).

Объекты социального назначения перечень — Портал по безопасности

Попробуем разобраться с формулировкой: что значит «социально значимые объекты»? В настоящее время они являются подлинными артериями для общества. Без их возведения не может обойтись ни один населенный пункт нашей страны.

Социально значимые объекты — это артерии жизни общества

Новости и общество 27 апреля 2015

На сегодняшний день социально значимые объекты — это настоящие артерии для общества. Без их возведения не обходится абсолютно ни один город.

Перечень социально значимых объектов

На самом деле таких строений великое множество. При этом впервые они появились непосредственно с момента зарождения цивилизации и с течением времени только усовершенствовались. В настоящее время среди подобных объектов можно выделить следующие:

О медицине в жизни общества

На сегодняшний день социально значимые объекты — это прежде всего учреждения здравоохранения. Дело в том, что именно они играют одну из важнейших ролей в жизни современного общества. Будь это поселковая амбулатория или же областная больница, всё равно она будет объектом повышенного внимания для всего населения, проживающего рядом.

О храмах

Церковь за последние несколько столетий на территории стран СНГ переживала как заметные взлёты, так и резкие падения, однако даже во времена агрессивного преследования правоохранительными органами её служителей в период становления СССР всё равно сохраняла важное социальное значение. Сюда может прийти любой человек и просто помолиться либо поприсутствовать на мессе. Здесь от него ничего не потребуют и не будут спрашивать, откуда он пришёл. Если человек сам пожелает, то сможет оставить ту или иную сумму на развитие храма.

Дворец спорта

Социально значимые объекты — это не только учреждения здравоохранения и образования. Это ещё и спортивные центры. Сюда может прийти любой человек и записаться в понравившуюся ему секцию.

Правда, на вступление во многие из них имеется целый ряд ограничений. При этом наиболее популярные дисциплины, такие как плавание и фитнес, остаются доступными едва ли не для каждого.

Социальная значимость объектов спортивного назначения заключается в том, что они способствуют сохранению здоровья общества.

Театр и цирк

Социально значимые объекты — это ещё и места для развлечения населения. Если говорить о театрах, то они направлены на пробуждение в человеке именно высоких чувств. Цирк же помогает ему просто отдохнуть и расслабиться. Театры могут играть ещё и воспитательную роль.

Когда молодой человек видит представление, то он подсознательно улавливает причинно-следственные связи между теми или иными событиями. В итоге он учится на чужих ошибках.

Цирк же может помочь родителям познакомить своих детей с представителями фауны разных стран, да и просто повеселить их.

Суд

Этот социальный объект необходим для решения споров между различными субъектами. В качестве подобного субъекта может выступать не только отдельный человек, но и целая организация. В настоящее время суд имеется в каждом городе. При этом в зависимости от ситуации дело может рассматриваться не только на районном, но и на федеральном уровне.

Администрация населённого пункта

Подобные социально-значимые объекты есть везде.

При этом, в зависимости от размеров и значимости населённого пункта, администрация может носить различные названия, начиная от сельсоветов и заканчивая областными центрами, отвечающими за состояние всего региона в целом.

Без администрации практически невозможно решить вопросы, касающиеся приватизации жилья, открытия бизнеса, приобретения недвижимости, находящейся в государственной собственности.

Мемориал

Его задача — увековечить какого-то человека, группу лиц или же событие. На территории стран СНГ чаще всего речь идёт о мемориалах, посвящённых победе СССР во Второй мировой войне. Такие объекты выполняют в первую очередь воспитательную роль. Кроме того, они не позволяют забыть современным людям о героях прошлого.

Библиотека

Сегодня здания такого типа имеются даже в самых небольших населённых пунктах. Благодаря им человек, не тратя больших денег, получает возможность прочесть практически любые книги в неограниченном количестве. Это повышает общий уровень интеллектуального развития любого человека.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.

Социально значимый объект определение МЧС — Пожарная безопасность

К социально значимым объектам относятся больницы, школы, дошкольные и другие учреждения. Какие особенности связаны с этим статусом, в частности, в процедуре банкротства.

Методические рекомендации по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий (объектов), Методические рекомендации МЧС России от 15 июля 2016 года №2-4-71-40

УТВЕРЖДАЮЗаместитель МинистраРоссийской Федерациипо делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствийгенерал-полковник внутренней службыА.П.Чуприян

«В следующем году за счет бюджета планируем построить и реконструировать в Новой Москве 10 школ и детсадов. Плюс инвесторы взяли на себя обязательства построить 13 школ и садиков. Самый крупный проект — школа в поселении Сосенское. В целом новые объекты смогут принять около 9 тысяч детей», — написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем официальном аккаунте в «ВКонтакте».

В свою очередь, глава Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин рассказал, что запланированные к вводу в следующем году 10 школ и детских садов, построенных за счет городского бюджета, дадут округам 4800 новых мест. «Построенные инвесторами школы и детские сады дадут городу еще более 4000 мест», — добавил глава департамента.

Внушительную динамику строительства и ввода социальной инфраструктуры можно объяснить ориентированностью бюджета на последовательное развитие округов и повышенной инвестиционной активностью. «Так, в 2019 году на развитие социальной инфраструктуры ТиНАО в Адресной инвестиционной программе (АИП) только по нашему Департаменту заложено около 32,4 миллиарда рублей. На будущий год эта цифра увеличится до 43 миллиардов рублей — рост составит более 30 процентов. А в 2021 и 2022 годах объем финансирования бюджетных объектов увеличится до 45 миллиардов рублей», — рассказал глава департамента.

«Что касается инвестпривлекательности новых территорий, то обратимся к статистике. Девелоперы ежегодно инвестируют в строительство социальных объектов в ТиНАО порядка 3 миллиардов рублей. С 2012 года на внебюджетные средства были построены десятки детских садов, школ и объектов здравоохранения. В течение 2019-2021 годов инвесторы введут еще 36 социальных объектов. До 2035 года мы планируем довести, к примеру, количество садов до 300», — дополнил Владимир Жидкин.

Он добавил, что динамика строительства в ТиНАО социальной инфраструктуры в перспективе будет лишь активизироваться.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Овешникова Л.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» В статье инфраструктура региона как объект исследования рассматривается в виде многоуровневой системы, расчлененной по определенным признакам на составные подсистемы. Выделение элементов инфраструктуры, установление вертикальных и горизонтальных связей между ними дают комплексное представление о структуре исследуемого объекта. Представленная авторская классификация элементов инфраструктуры региональной экономики основана на определенных специфических признаках, на основе которых сгруппированы отрасли инфраструктуры и выделены их общие признаки. Проведенное исследование по определению состава инфраструктуры региона базируются на обширных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, занимающихся развитием региональной инфраструктуры. Приведенные в статье теоретические и практические аспекты исследований, позволили представить инфраструктуру региона как комплекс объектов, включающий следующие блоки: инновационный, инвестиционный, снабжающий, рыночный и производственный, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона. 196 KB региональная инфраструктура региональная экономика регион классификация блоки компоненты 1. Абаев А.В. Влияние инфраструктуры на экономический рост в регионе // Развитие экономики и бизнеса: сб. науч. тр. / под ред А Ф. Шуплецова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 173 с. 2. Блохин, Ю.В. О сущности инфраструктуры, составе ее отраслей и их классификации / в кн.: Региональные проблемы размещения производства. – М.: Экономика, 1975. – 463 с. 3. Бойков И. П., Рыбаков Ф. Ф. Экономика для юристов: Учебник. М.: Проспект, 2002. С. 38-39. 4. Журавлева Н. А. Инфраструктура в системе экономической безопасности России. СПб., 2009. С. 29. 5. Инфраструктура и государственный бюджет / Под ред. проф. Г.П. Солюса . – Режим доступа: http://www.kredit-moskva.ru/kritika02.html 6. Овешникова Л.В. Содержание стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Л.В. Овешникова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9363 (дата обращения: 13.06.2013). 7. Семенкова Т.Г. Инфраструктура и сфера услуг// Мировая экономика и международные отношения. — 1971, № 3. 8. Терентьев В. Г. Особенности развития инфраструктуры в разных режимах общественного воспроизводства / В. Г. Терентьев // Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. Труды семинара. – М.: ВНИИСИ. –1979. –С. 5–11. 9. Шопенко Д. В. Развитие региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики : монография / Д. В. Шопенко, С. В. Кель- бах. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 150 с. 10. Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе / Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/262-2011-03-24-13-19-17 Инфраструктура — это характеристика общих условий результативного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных отраслей. Именно создание оптимальных условий для производства товаров, их свободного движения и личного потребления в определенных регионах и есть приоритет, который отличает инфраструктуру от других видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национального хозяйства. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых обществу, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, что неизбежно трансформируется в качественные и количественные характеристики инфраструктурного комплекса конкретного региона.

Деятельность инфраструктуры и влияние инфраструктуры на региональное развитие называют территориальными функциями инфраструктуры. Классификация инфраструктуры по функциональному признаку, позволяет выделить такие ее виды как: производственную, социальную, финансово-кредитную, информационную, инновационную, институциональную и т.д. Первым о классификации инфраструктуры заговорил американский ученый П. Розенштейн-Родан, который и ввел этот термин в экономическую науку. Им выделены два основных вида инфраструктуры: хозяйственная (или производственная) и социальная.

Инфраструктура региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.

Поиски западными учеными критерия отнесения той или иной сферы экономики к инфраструктуре привели к попыткам обобщить характерные для нее черты и выявить основной признак Д. Кларк, Е. Тухтфельд и другие экономисты считают, что инфраструктурные объекты характеризуются неделимостью, внешним эффектом, недостаточной рентабельпостью, неподчинением рыночному механизму.

Штолер Я. выделяет три вида инфраструктуры: техническую, экономическую и институциональную. Техническими признаками он считает неделимость сооружений, долгий срок жизни. Экономическими — называются экономический эффект, инвестиционный характер, высокая доля в издержках постоянного капитала, высокий риск инвестиций. Институциональные признаки — наличие различных институтов инфраструктуры, дефицитность инфраструктурных объектов, централизованные контроль и руководство, законодательную базу развития инфраструктуры. Однако определить главный критерий отнесения той или иной сферы хозяйства к инфраструктуре буржуазные экономисты не смогли. Об этом откровенно заявил Я. Штолер, который в итоге своих исследований пришел к выводу об отсутствии основного признака .

Региональная инфраструктура имеет определенные специфические признаки, на основе которых можно сгруппировать отрасли инфраструктуры и соответственно выделить их из совокупности отраслей общественного производства.

Инфраструктура региональной экономики состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. При этом каждый из них обладает специфическими свойствами. Соотношение ее составляющих образует структуру, поэтому далее необходимо исследовать виды региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Классификация инфраструктуры может быть проведена на основе ряда признаков. Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.

Р. Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры. Под материальной инфраструктурой он понимает: совокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями; сооружения и т. д. Институциональная инфраструктура охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства» .

И. П. Бойков и Ф. Ф. Рыбаков выделяют производственную, социальную, научно-техническую и рыночную инфраструктуру. Н. А. Журавлева по функциональному назначению выделяет восемь основных видов инфраструктуры: энергетическую, транспортную, коммуникационную, экологическую, инновационную и др., отмечая, что методы управления ими существенно различаются.

По мнению Шопенко Д.В., общим классификационным признаком является ее разделение на производственную и социальную . Однако на региональном уровне эту классификацию следует существенно уточнить. Инновационно-образовательная и институциональная инфраструктура играют в этой классификации особую роль, так как взаимодействуют со всеми видами функциональной инфраструктуры и определяют их развитие и саму модернизацию региональной экономики.

Социально-экономическое развитие региона характеризуют четыре группы показателей: 1) ресурсный потенциал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы); 2) развитие энергетической инфраструктуры (дорожно-транспортной, коммуникационно-информационной, число и производственная мощность предприятий, стоимость их основных фондов); 3) развитие человеческого капитала, определяемое социальной инфраструктурой; 4) инвестиционный, инновационный и деловой климат, зависящий от институциональной инфраструктуры.

Абаев А.В. считает, что инфраструктура распадается на две большие категории: экономическую (производственную) и социальную. Экономическая включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. Социальная — объекты образования и здраво­охранения, Это деление достаточно условно, поскольку отдельные элементы инфраструктуры несут в себе как экономические, так и социальные черты. На­пример, образовательные учреждения, обычно относимые к социальной инфра­структуре, играют важную роль в генерировании человеческого капитала, кото­рый является важнейшим экономическим фактором роста .

Наряду с традиционно включаемыми в состав инфраструктуры такими отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, ремонтные и прочие вспомогательные службы, в этом случае относится подготовка кадров, производственное, и научное обеспечение, информационное обеспечение экономики, охрана тру­да на производстве.

Следует согласиться с мнением Красовского В.П., который под­черкивает, что круг отраслей и объектов, включаемых в состав ин­фраструктуры, характеризуется определенной гибкостью, в связи с чем не целесообразно предлагать строгую и жесткую классификацию инфраструктурных объектов. Инфраструктура — не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей» предпри­ятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в про­цессе общественного производства.

Представляет особый интерес точка зрения Семенковой Т.Г., ко­торая вскрывает политико-экономическое содержание категории инфраструктуры и ее связь с воспроизводственными процессами в регионе, утверждая, что условием существования всех инф­раструктурных объектов является объективная необходимость в них для нормального осуществления процесса расширенного воспро­изводства. Причем производительный характер отраслей предпри­ятий и учреждений, включенных в инфраструктуру, определяется не созданием прибавочного продукта на предприятиях, а связью с народным хозяйством в деле увеличения национального дохода в це­лом. То есть в инфраструктуру включаются практически все отрасли народного хозяйства за исключением промышленности и сельского хозяйства .

Терентьев В.Г. рассматри­вает инфраструктуру как комплекс, создающий общие условия, обеспечивающие транспортировку, аккумуляцию и распределение различных факторов и результатов производства. По его мнению, инфраструктура непосредственно обеспечивает развитие форм ор­ганизации общественного производства и прямо связана с углубле­нием разделения труда .

Блохин Ю.В. отмечает в своих трудах, что инфраструктуру со­ставляют вспомогательные, обслуживающие отрасли общего поль­зования, сферы материального производства и непроизводственной сферы, функциональная деятельность которых в процессе воспро­изводства обеспечивает условия нормальной производственной деятельности в отраслях основного производства. В отличие от ос­новного производства, функционирование инфраструктуры создает общие условия его существования .

В среде ученых-экономистов, занимающихся изучением институциональной экономики «…региональная инфраструктура представляет собой комплекс институтов, целевой функцией которых является создание условий для воспроизводства жизни населения посредством производства общественных и полуобщественных благ».

Приведенные взгляды ряда ведущих специалис­тов страны, а также точки зрения наиболее известных зарубежных специалистов свидетельствуют о достаточно серьезных разногласи­ях по составу, отраслевой и региональной принадлежнос­ти отдельных элементов инфраструктуры.

Таким образом, считаем, что вопрос об определении состава инфраструктуры, в частности в региональном аспекте, представляется весьма сложным, его окончательное решение требует дальнейших исследований в области классификации объектов по выполнению ими основных производственно-хозяйственных функций. Тем не менее, есть необходимость, определить состав объектов, входящих в систему инфраструктуры региона. Автор считает, что инфраструктура должна включать весь комплекс объектов, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона. В соответствии с этим в ее составе должны быть представлены отрасли, виды производств и деятельности: отрасли, обслуживающие основное производство; отрасли непроизводственной сферы, институциональной, коммуникационной, инвестиционно-финансовой, инновационно-развивающей сферы .

Необходимо экономически обоснованно сгруппировать составляющие региональной инфраструктуры по функционально-целевому принципу предприятия и отрасли, и определить предметные области их развития, определив конкретные цели и задачи.

Понятие региональной инфраструктуры имеет высокий содержательный смысл: все ее отрасли, субъекты и виды деятельности должны быть в определенном соответствии, как с обеспечиваемыми объектами, так и между собой, и быть управляемыми на уровне региона.

Нами предлагается следующая классификация инфраструктур­ных составляющих и соответствующих им видов деятельности в эконо­мике региона, обеспечивающая ее гибкий поэлементный состав (рисунок 1).

Рисунок 1. Составляющие инфраструктуры региональной экономики (авторский взгляд)

Такой подход позволяет систематизировать современные направ­ления экономической деятельности, определяющие ускоренные тем­пы устойчивого экономического развития региона. При этом инфраструктура может и должна рассматриваться как социаль­но-экономический базис развития потенциала региональной эко­номики. Инфраструктура интегрируется с общехозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, формирования инвестиционно привле­кательной экономики, создания предпосылок экономического роста и повышения уровня жизни населения региона.

Рецензенты:

Строева О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орёл;

Библиографическая ссылка

Овешникова Л.В. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16943 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Key words: business incubation, small companies, entrepreneurship.

УДК 332.145

ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИХ УСЛУГИ

Н.А. Сычева

Исследованы статистические показатели обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Доказана необходимость создания системы унифицированных показателей обеспеченности. Предложен подход к оценке обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через соотношение спроса и предложения на их услуги.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, потребности, спрос, предложение, обеспеченность, баланс интересов, здравоохранение.

Для оценки степени удовлетворения людей в различных экономических благах (ресурсах) традиционно используют понятие «обеспеченность» . Поэтому для понимания того, насколько население той или иной территории удовлетворяет свои потребности в объектах социальной инфраструктуры, ввести в региональный экономический словарь категорию «обеспеченность региона объектами социальной инфраструктуры».

На сегодняшний день в каждой отрасли социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре, физкультуре и социальном обеспечении и др.) сформировался целый арсенал статистических показателей, отражающих те или иные аспекты обеспеченности различных территорий (регионов и муниципальных образований) социальной инфраструктурой. В таблице приведена выборка этих показателей по отрасли «Здравоохранение», полученная автором из источников федеральной и ведомственной статистики . Она показывает, что число показателей варьируется от

двух до шести в зависимости от укрупненного вида социальных объектов. Аналогичная ситуация, связанная с большим набором показателей, характеризующих обеспеченность регионов объектами социальной инфраструктуры, сложилась и в других отраслях социальной сферы.

При этом отраслевые показатели выражены в различных единицах измерения. Например, обеспеченность стационарными учреждениями -числом больничных коек, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями — числом их посещений. Доля социальных объектов каждого вида, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, соответствующим показателем в полной мере отражается только по отрасли «Культура». Эти примеры можно продолжать.

Выборка показателей, отражающих различные аспекты обеспеченности регионов России объектами отрасли «Здравоохранение»

Укрупненные виды объектов Показатели

1. Стационарные учреждения 1. Число больничных учреждений, центров, коек в них

2. Число больничных коек (обеспеченность) на 10 тыс. человек

3. Численность населения на одну больничную койку

4. Оборот койки, человек в год на 1 койку

5. Число дневных стационаров, мест в них

6. Обеспеченность местами в дневных стационарах на 10 тыс. населения

2. Амбулаторно-поликлинические учреждения 1. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 тыс. населения

2. Среднее число посещений лечебно-профилактического учреждения на 1 жителя

3. Станции скорой медицинской помощи 1. Число станций (отделений) скорой медицинской помощи

2. Оснащение станций (отделений) скорой медицинской помощи автомобилями

4. Дома ребенка 1. Число домов ребенка, количество мест в домах ребенка

5. Санаторно-курортные учреждения 1. Число коек (мест) в санаторно-курортных организациях

2. Число санаторно-курортных организаций

3. Число санаториев для взрослых, пансионатов с лечением, санаториев — профилакториев и детских санаториев

По всей отрасли Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе государственных (муниципальных) учреждений

Такое разнообразие показателей препятствует межотраслевому и внутриотраслевому сравнению состояния социальных объектов различных отраслей и ставит перед необходимостью разработки системы единообразных, т.е. унифицированных, показателей оценки состояния инфраструктуры различных отраслей социальной сферы. Поэтому следует обратиться к поиску общих точек соприкосновения экономических характеристик разных социальных объектов региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным связующим звеном между всеми ними являются экономические субъекты, в процессе своей деятельности в той или иной степени принимающие участие в их функционировании. Главным из этих субъектов является потребитель социальных услуг, т.е. население региона, на территории которого расположены эти объекты. Именно он формирует рыночный и нерыночный спрос на социальные услуги (при своих ограниченных финансовых возможностях на потребительские расходы).

В свою очередь, субъектом предложения выступают отраслевые органы федеральной, региональной и муниципальной власти как учредители социальных организаций в зависимости от возложенных на них функций государственного или муниципального управления, финансирующие их деятельность. Социальный интерес органов власти состоит в наиболее полном удовлетворении спроса потребителя, но при ограниченных бюджетных ресурсах, потому что, как справедливо было отмечено Л.Л. Тонышевой и Л.Ю. Бородатовой, социальная инфраструктура работает «.. .на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности и экономический рост территории» . Хозяйствующие субъекты также могут являться субъектом предложения социальных услуг, но реализуемых на более качественно-высоком уровне и для более узкого -платежеспособного сегмента населения. Их экономический интерес сводится к быстрой окупаемости и высокой доходности вкладываемых инвестиций в объекты социальной инфраструктуры, реализуемых в том числе на основе публично-частного партнерства.

Согласование интересов населения и органов власти происходит при достижении баланса спроса и предложения на услуги социальной инфраструктуры. С позиции концепции мотивационного управления экономическими ресурсами структуризация экономических интересов для участников процесса развития объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) представлена на рис. 1.

Уровень соотношения объемов спроса и предложения в объектах социальной инфраструктуры показывает уровень отклонения от стопроцентного, соответствующего идеальному, т.е. равновесному значению обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры, и может стать главным параметром, связывающим разные отраслевые характеристики социальной инфраструктуры регионов и их муниципальных образований.

В свою очередь, обеспеченность объектами социальной инфра-

структуры может быть выражена системой соответствующих показателей, которые с позиции потребителей и органов власти должны отвечать трем условиям использования: возможности; безопасности и эффективности.

Первое условие должно описываться характеристикой количества объектов социальной инфраструктуры. Например, для дошкольных образовательных организаций им может выступать показатель обеспеченности местами, рассчитываемый как отношение числа располагаемых мест к числу мест, требующихся для удовлетворения спроса на дошкольные образовательные организации.

Действия носителя интереса

Конкретные формы выражения эко н о мич е ски х интересов

Согласование

экономических

интересов

Время действия интереса

к>

Органы власти всех уровней

Ф ор мир ов ани е достаточного предложения (8) при

ограниченных бюджетных расходах

Потребители (население региона)

Повышение качества жизни населения на основе развития ОСИ Удовлетворение потребностей в ОСИ

г г

Удовлетворение спроса (I)) на ОСИ при ограниченных п отр е б итель ских расходах

Бюджетные Потребительские

расходы (Не) расходы (11,,)

Постоянно с момента образования социального объекта

Постоянно в процессе

жизнедеятельности

потребителей

Рис.1. Схема структуризации интересов населения и органов власти региона как основа построения баланса спроса и предложения на объекты социальной инфраструктуры

Два следующих условия можно описать с помощью двух других показателей обеспеченности: уровня потребности объектов социальной инфраструктуры в капитальном ремонте и уровня оснащения материально-технической базы социальных объектов. В качестве первого показателя можно использовать отношение количества социальных объектов, не требующих проведения капитального ремонта к общему количеству этих объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для расчета обеспеченности по оснащению материально-технической базы необходимо рассчитать интегральный показатель, включающий в себя набор отраслевых показателей для характеристики оснащения социальных объектов отдельными элементами и также сопоставить их с располагаемым количеством объектов. Так, для тех же дошкольных образовательных организаций в качестве таких элементов могут быть приняты музыкальные, физкультурные залы, зимние сады, изоляторы и персональные компьютеры, доступные для использования детьми.

Тогда объект спроса и предложения будет описан с помощью показателей, отражающих количество и качество услуг, оказываемых социальными объектами. Если обеспеченность по объему или качеству оказываемых социальных услуг объектами конкретной отрасли в регионе составила, например, 0,7, то это означает, что для полного удовлетворения потребности населения в этих объектах необходимо повысить их располагаемый ресурс на 30 %.

Система предложенных унифицированных показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, описывающих объект спроса и предложения, представлена на рис.2.

Рис.2. Система показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры региона с позиции соотношения спроса и предложения на социальные услуги

Введение единообразного подхода к оценке обеспеченности территорий объектами социальной инфраструктуры позволяет выявить уровень диспропорций в развитии различных социальных отраслей, (например, в образовании в целом и здравоохранении в целом) и в рамках укрупненных групп объектов социальной инфраструктуры (например, в дошкольном и общем образовании) и разработать соответствующие мероприятия по их снижению.

Список литературы

1. Здравоохранение в России. 2013: етат.сб./Росстат. М., 2013. 380с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

Сычева Наталья Андреевна, аспирант, sychova15@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

N.A. Sychova

Объекты инфраструктуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *