Защита прав ребенка

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Согласно Конвенции Российской Федерации, для гармоничного развития личности, несовершеннолетний ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в полноценной семье, среди близких людей. В обязанности взрослых входит — подготовить его к самостоятельной жизни и помочь стать полноправным членом общества.

Полномочия несовершеннолетних регламентируются следующими основными законодательными актами:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Основы прав РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Закон о дополнительных гарантиях общественной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Так же особое значение имеет 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества. Ознакомиться с его последней редакцией можно

Главным нормативно-правовом документом, который устанавливает основные законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией РФ, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Описание закона о детях

Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в целях создания общественно-экономических условий для исполнения прав и законных интересов несовершеннолетнего, регламентирует основные права и законодательные интересы ребенка. Последний раз изменения и дополнения в закон вносились в ноябре 2011 года.

Содержание документа включает 5 глав:

О защите прав ребенка федеральный закон определяет главные цели общегосудраственной политики, а именно: устанавливает государственные минимальные общественные стандарты основных показателей качества жизни; регламентирует различные меры по защите несовершеннолетнего при выполнении деятельности в сфере его образования и воспитания, а также охраны здоровья и отдыха; устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав несовершеннолетнего в семье и образовательном учреждении; гарантирует общегосударственную поддержку службам областного самоуправления.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

  • рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;
  • жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;
  • быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;
  • вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;
  • иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;
  • рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;
  • несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;
  • на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;
  • на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;
  • на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;
  • на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому Трудовой Кодекс устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;
  • несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;
  • имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

Скачать закон о защите прав ребенка

Забота о детях и защита их прав является важнейшим направлением в деятельности межнациональных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России считается наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития страны.

Для Российской Федерации детство является важным этапом в жизни каждого человека. Именно на этом этапе в человеке воспитываются высокие, нравственные качества, патриотизм, гражданственность, а также развивается общественная значимость и творческая личность. Для благополучного развития страны и был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, который можно скачать по ссылке.

Последние изменения в законе о детях

Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.

Статья 13

Согласно первому пункту, защиту законных интересов ребенка при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивают федеральная служба исполнительного правления, а также служба исполнительного правления субъектов РФ. Пункт 6 ст 14 утратил свою правовую силу.

Пункт 7 изложить в следующей редакции: «Изменение формы собственности имущества, относящаяся к субъектам общественной инфраструктуры для детей и является общегосударственной и муниципальной собственностью, которая должна исполняться в установленном законом порядке».

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (извлечения из основных нормативно-правовых документов)

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г.).

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении; в атмосфере счастья, любви и понимания.

Статья 5. Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, … несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 18. Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Статья 27. Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Конституция Российской Федерации (с изменениями на 9.06.01 г.).

Статья 38. п.1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; п.2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; п.З. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20.07.00 г.).

Статья 7. п.2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.

Статья 9. п.1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье … не могут ущемляться права ребенка.

Статья 15. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

Статья 23. п.1. Родители (лица, их заменяющие) … вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.).

Статья 54. п.2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 55. п.1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка; п.2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. п.1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Статья 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы… Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 60. п.1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены Законом; п.2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Статья 63. п.1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 64. п.1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65. п. 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27.12.00 г.).

Статья 18. п. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Статья 52. п.2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения; п.4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

20.11.2014

20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН о правах ребенка. С формальной точки зрения — одна из самых успешных в истории организации. Но как обстоят дела на практике?

2014 год можно назвать особенным в сфере защиты прав детей. Четверть века назад, 20 ноября 1989 года, была принята Конвенция ООН о правах ребенка. В юбилейный год Нобелевской премии мира были удостоены борцы за права детей: 17-летняя пакистанка Малала Юсуфзай, защищающая право девочек на образование, и 60-летней индиец Кайлаш Сатьяртхи, посвятивший свою жизнь борьбе с детским трудом. Примечательно, что Малала стала самым юным лауреатом Нобелевской премии.

«Это явное свидетельство нового взгляда на детей, отказ от прежнего представления о том, что ребенок — лишь нуждающееся в опекунстве существо», — считает эксперт ООН по правам детей Найджел Кантуэлл, который в 1980-е годы в значительной мере способствовал принятию Конвенции о правах ребенка.

Права человека — детям

По словам Кантуэлла, те, кто разрабатывал и ратифицировал документы, посвященные защите прав человека, не задумывался о необходимости отдельно прописать права детей. «Хотя в этих конвекциях не указаны возрастные параметры, и они универсальны, но о детях просто никто не думал. Это отражение тогдашнего восприятия детей», — поясняет Кантуэлл. Представление о том, что дети — это не объекты родительского воспитания и попечительства, а имеющие собственные права личности, до сих пор не является само собою разумеющимся.

Найджел Кантуэлл

Государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка обязуются защищать детей от дискриминации и всех форм физического или психологического насилия, оскорблений или надругательств. В документе отмечается, что наряду с неотъемлемым правом на жизнь дети имеют право на посещение школы и раскрытие духовного и физического потенциала. Кроме того, при любых обстоятельствах отдается приоритет благополучию ребенка, а в случае с любыми принимаемыми мерами, касающимися детей, те вправе свободно выражать свое мнение, которое должно быть выслушано.

Успехи в борьбе за права детей

Стали ли дети жить лучше после принятия Конвенция ООН о правах ребенка? Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Николетт Муди отмечает, что достигнут значительный прогресс в таких областях, как здравоохранение и воспитание. По оценкам фонда, ребенок, родившийся в 2014 году, имеет гораздо больше шансов дожить до пяти лет, чем он имел бы в 1989 году. Благодаря вакцинам и улучшенному медицинскому обеспечению детская смертность с 1990 года сократилась почти в два раза. Вместе с тем до сих пор ежедневно умирают 17 тысяч детей, большинство из них — от болезней, которые могли бы быть предотвращены.

Фактической причиной смерти детей, по данным ЮНИСЕФ, являются нищета и недостаточное питание. А потому одна из важнейших задач фонда — борьба с бедностью. «В таких областях, как насилие над детьми, детский труд и детские браки можно наблюдать медленный прогресс. Против детского труда нельзя просто выпустить вакцину», — добавляет Муди.

Конвенция как ориентир

Эксперты считают, что Конвенция ООН о правах ребенка внесла значительный вклад в улучшение рамочных условий для детей во всем мире. В этом сыграла большую роль программа организации «Цели развития тысячелетия». В ней определены задачи по борьбе с нищетой и голодом, а также в сферах здравоохранения и образования, которые должны быть выполнены до 2015 года.

По словам представителя ЮНИСЕФ Николетт Муди, были реализованы «относительно легко достигаемые цели» программы, однако не получилось претворить в жизнь планы в отношении самых бедных и тех, кто находится на дне общества. «Это значит, что мы должны обратить наше внимание на тех, кого эта программа пока не коснулась», — продолжает Муди. Среди них — дети.

Взять молоток в руки

Конвенцию ООН о правах ребенка можно назвать одной из самых успешных в истории организации: еще ни один документ в сфере прав человека не был принят так быстро таким большим количеством стран. Конвенция вступила в силу в 1990 году, ее ратифицировали 194 государства. Среди них, правда, нет США, Сомали и Южного Судана.

За исполнением положений документа государствами, его ратифицировавшими, следит комитет, в который входят независимые эксперты по правам детей. Страны-участницы регулярно сообщают о принятых ими мерах по закреплению признанных документом прав, а также о прогрессе, достигнутом в их осуществлении. Сами дети все чаще пользуются правом на свободу выражения мнения и правом быть заслушанными в ходе разбирательств.

В конвенции заложен большой потенциал, считает Найджел Кантуэлл. Он называет документ «инструментом, который необходимо правильно использовать»: «Молоток сам по себе не может забить гвоздь, нужно взять его в руку и ударить по гвоздю. Точно также необходимо действовать в отношении конвенции: необходимо освоить владение ею и использовать ее».

01:48 мин. Все сюжеты | 20.11.2014

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ И «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9 Декларации прав ребенка 20.11.1959)

Не будьте равнодушными! Дети не должны быть чужими! Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ — действие (или бездействие) родителей, законных представителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

НАСИЛИЕ — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — этопреднамеренное нанесение травм и /или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМ НУЖДАМ РЕБЕНКА (МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, в результате чего здоровье и развитие ребенка нарушаются

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (психологическое) НАСИЛИЕ — однократное , или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Дети имеют право —

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Информация по основным правилам защиты прав детей и телефоны доверия и службы, в которые может обратиться несовершеннолетний за помощью и защитой своих прав и законных интересов
Права и обязанности родителей (законных представителей)

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.7

UDC 342.72/73 LBC 67.400.32

«THE INTERESTS OF THE CHILD» AS A LEGAL CATEGORY

Olga A. Bondarenko

Volgograd Institute for the Humanities, Volgograd, Russian Federation

УДК 342.72/73 ББК 67.400.32

«ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Ольга Анатольевна Бондаренко

Волгоградский гуманитарный институт, г. Волгоград, Российская Федерация

Введение: «интересы ребенка» — понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения. Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системного и сравнительно-правового анализа, логического сравнения и сопоставления. Результаты: обоснованное в работе авторское отношение к проблеме соотношения понятий «права ребенка» и «интересы ребенка» опирается на мнение g компетентной научной среды в вопросах правового статуса несовершеннолетних. Проводится исследование ^ понятия «интересы ребенка» на предмет его закрепления в российских и международных документах в области защиты прав детей. Выводы: в результате исследования выявлены сущность и особенности интере-о сов ребенка. Установлено, что «интерес» как правовая категория представляет ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее вполне определенные цели, ради достижения которых существуем ет та или иная правовая норма. Указана значимость Федерального закона «Об основных гарантиях прав g ребенка в Российской Федерации» как документа, устанавливающего основные гарантии прав и законных ^ интересов детей, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Ключевые слова: права и свободы ребенка, особенности прав ребенка, интересы ребенка, защита прав и интересов несовершеннолетних, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка.

Введение

Действующее российское законодательство и практика его применения постоянно подвержены динамическим изменениям, затрагивающим как нормативные, идеологические, так и ценностные основания права . Провозглашая человека высшей ценностью современной цивилизации, Конституция России призвана утверждать и обеспечивать идеалы гуманизма в качестве принципиальной установки, действующей в демократическом государстве и обществе .

Подчеркивая ценность человеческой личности, за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для его развития. Реализация данного положения возможна на основе принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. Данный принцип должен учитываться «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами» .

Сущность и особенности интересов ребенка

Наилучшие интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей или в соответствующих случаях законных опекунов. Семья несет основную ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, а также за привитие им чувства социальной ответственности и принадлежности к обществу. Семья обеспечивает материальную и нематериальную заботу и поддержку своим детям .

На протяжении длительного периода времени ребенок выступал объектом родительской власти. Конвенция ООН о правах ребенка не только идентифицировала его как лицо, наделенное конкретными правами. Документ иначе расставляет акценты в отношении детей и взрослых, «требует, чтобы дети рас-

— дети, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;

— дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни: физическом, духовном, социальном и культурном;

— дети должны быть вовлечены в социальную жизнь, восприниматься как активные участники всего, что затрагивает их интересы, и быть полностью свободны в выражении своего мнения. Они имеют право на то, чтобы с ними считались;

— наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии любых решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей .

Необходимо выяснить, что вкладывается в понятие «интересы ребенка», ведь отсутствует четкое определение интересов несовершеннолетних, нет критериев установления соответствия интересов родителей интересам детей. «Интересы ребенка» — понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения.

Выявление сущности, особенностей интересов ребенка имеет значение прежде всего потому, что «интерес» как правовая категория представляет ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее вполне определенные цели, ради достижения которых существует та или иная правовая норма .

Следуя Декларации прав ребенка, «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в соци-

альном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно стать наилучшее обеспечение интересов ребенка» .

И.А. Дубровская определяет интересы ребенка как субъективно обусловленную потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящую объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством .

С точки зрения О.Ю. Ильиной, «интересы ребенка — это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.М. Савельева рассматривает интересы ребенка в качестве элемента его правового положения .

Ю.Ф. Беспаловым трактуется интерес ребенка как его потребность в создании условий, необходимых для содержания и благополучного развития, подготовки к самостоятельной жизни .

Содержание интересов детей постоянно меняется. Оно объективно зависит от возраста, состояния развития ребенка. В силу многообразия жизни интересы несовершеннолетнего могут простираться в различных направлениях. Между тем ребенок в силу присущих ему объективных и субъективных особенностей не всегда осознает свои интересы, поэтому содержание интересов ребенка определяется через характеристику действий его законных представителей, органа опеки и попечительства .

Таким образом, «интересы ребенка» -это жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться .

Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства» .

Понятие прав ребенка

Что касается прав ребенка, «это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой

семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека» .

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

— неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;

— возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

— пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

— формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

К концепции прав ребенка относят следующие положения:

— такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;

— об этих правах речь должна идти под углом зрения «власть — личность»: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом;

— права ребенка подлежат ограничениям, только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния;

— если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право -значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией.

С точки зрения И.Ю. Носовой, правам ребенка свойственны определенные особенности:

— они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы — являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется ус-

ловиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;

— права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;

— такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой его главного содержания;

— они складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;

— механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты .

Выводы

Таким образом, можно констатировать, что, выступая субъектом права, ребенок имеет возможность удовлетворить собственный интерес и достигнуть определенного социального блага. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»^], говоря о субъективных правах детей, более десяти раз оперирует термином «законный интерес», что позволяет не только всесторонне гарантировать надлежащий статус ребенка в государстве, но и всемерно содействовать реальному осуществлению зафиксированных прав в интересах защищаемой категории жителей .

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и воспитание детей — ключевые цели национального развития. Именно со становлением и дальнейшим совершенствованием правового статуса ребенка, гарантированностью реализации его прав и свобод, приоритетом интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства связываются надежды на создание в России истинного демократического общества.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Автономов, А. С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность

/ А. С. Автономов. — М. : Либеральная миссия : Новое литературное обозрение, 2009. — 408 с.

4. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России / Л. Д. Воеводин. — М. : Изд-во МГУ : Инфра-М — Норма, 1997. — 304 с.

7. Дубровская, И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. — М. : Гросс Медиа, 2008. — 176 с.

8. Ильина, О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации / О. Ю. Ильина. — М. : Городец, 2006. — 192 с.

12. Носова, И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка / И. Ю. Носова // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — №2 4. — С. 18-21.

14. Субочев, В. В. Законные интересы / В. В. Су-бочев. — М. : Норма, 2008. — 496 с.

15. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля

1998 г. №> 124-ФЗ : (ред. от 28 нояб. 2015 г) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №№ 31. — Ст. 3802.

16. Ювенальное право / под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. — М. : Юстицинформ, 2005. — 320 с.

7. Dubrovskaya I.A. Prava rebenka . Moscow, Gross Media Publ., 2008. 176 p.

8. Ilyina O.Yu. Interesy rebenka v semeynom prave Rossiyskoy Federatsii . Moscow, Gorodets Publ., 2006. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Subochev V.V. Zakonnye interesy . Moscow, Norma Publ., 2008. 496 p.

16. Zaryaev A.V., Malkov V.D., eds. Yuvenalnoe pravo . Moscow, Yustitsinform Publ., 2005. 320 p.

Information About the Author

Информация об авторе

Ольга Анатольевна Бондаренко, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Волгоградский гуманитарный институт, ул. Грибанова, 12, 400011 г. Волгоград, Российская Федерация, 978500@mail.ru.

Защита прав ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *