Вагон РЖД

В современном мире передвижение поездами остается актуальным, хотя все больше и больше видов транспорта совершенствуются, появляются новые возможности, поэтому постепенно поезда отходят на второй план. Однако следует отметить, что происходит это в основном на Западе – в России же данное транспортное средство используется повсеместно как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки разнообразных грузов.

Мифы железной дороги

Несмотря на тот факт, что поезда существуют уже очень давно, до сих пор имеются определенные мифы, которые не удается до конца развеять. Например, многие люди до сих пор ломают голову над тем, чем отличаются вагоны ЗЛ и ЗУ. Что это такое? В данной статье вы найдете подробный разбор этого вопроса, который мучает многих путешественников. Откуда это известно? Достаточно поискать в Интернете эти сокращения – и вы найдете немало вопросов о том, чем же различаются вагоны ЗЛ и ЗУ, что это за обозначения и так далее. Так что данный материал предназначен для того, чтобы снять покровы тайны с этих вагонов и объяснить вам, в чем же все-таки различие.

Загадка двух обозначений

Уже не первый год люди задаются вопросом: чем отличаются вагоны ЗЛ и ЗУ? Что это за разница, которая заставляет ставить на два вагона разные обозначения? Неужели они между собой совсем не похожи? На самом деле проблема заключается как раз в том, что эти вагоны фактически являются близнецами – более подробно о них вы прочитаете далее. И именно поэтому поднимается вопрос – а в чем же различие? Если они так похожи между собой, то зачем использовать разную маркировку? Не легче ли в один объединить все вагоны ЗЛ и ЗУ? Что это за коварный заговор, который заставляет путешественников ломать голову над покупкой билета, так как они не понимают, в чем же разница между этими двумя маркировками? Что ж, сейчас шаг за шагом эта загадка будет разгадываться, чтобы в итоге вы смогли понять, почему именно на вагонах ставится подобная маркировка.

Как маркируются вагоны?

Чтобы понять, что значит вагон ЗЛ и ЗУ, вам необходимо разобраться в первую очередь с тем, что вообще представляет собой система маркировки вагонов. В первую очередь нужно разобраться с тем, что такое тип вагона, а что такое класс обслуживания. В данном конкретном пункте речь идет о типах вагонов, то есть эта маркировка обозначает, является вагон сидячим, купейным, плацкартным, спальным и так далее. Таким образом, маркировка типа вагона может рассказать о том, как именно там размещены сидения, в каких условиях будет ехать пассажир и так далее.

Однако это не вся информация, которую вы можете вынести из маркировки. Более того, если вы просмотрите все типы вагонов, то не найдете там упомянутых выше обозначений, которые являются главными героям этой статьи. ПЛ, КБ, СВ и так далее – вот как выглядит данная маркировка, и расшифровывается она довольно просто. ПЛ – это плацкартный вагон, КБ – купейный вагон с буфетом, а СВ – это спальный вагон.

Однако раз здесь нет искомых обозначений, то не стоит и задерживаться на данной классификации. Пришло время перейти к обозначениям по классу обслуживания. Может там получится найти ответ на вопрос о том, что значит вагон ЗЛ и ЗУ.

Обозначения классов обслуживания

Если же взглянуть на классы обслуживания, то вы сразу сможете заметить там обозначение вагонов ЗУ и ЗЛ. Что ж, раз они там, то расследование идет верным путем. Однако не стоит торопиться и забегать вперед – лучше двигаться постепенно, чтобы максимально точно понять суть этих обозначений и разницу между двумя рассматриваемыми вагонами. Итак, какие же бывают обозначения классов? Если присмотреться, то можно увидеть, что все они объединены одним узором – обозначение всегда состоит из цифры и буквы: 1А, 2Б, 3Л и так далее. Но что же означают эти сокращения? Скрывается ли за ними какой-либо смысл? И поможет ли этот смысл разгадать загадку, которую перед людьми ставит вагон ЗУ и ЗЛ – в чем отличие?

Цифра

Итак, перед вами стоит выбор разных вариантов классов обслуживания, и вас интересуют вагоны ЗУ и ЗЛ. Чем отличаются эти два вагона? Для того чтобы это понять, нужно сначала разобраться, что именно означают цифра и буква в сокращении. С цифрой на самом деле проблем нет вообще никаких. Учитывая, что обозначается класс обслуживания, легко можно догадаться, что может значить цифра. 1 – это значит первый, то есть самый высокий класс обслуживания, 2 – второй, а 3 – третий. Цифру 4 уже невозможно встретить в этих обозначениях, так что можно прийти к выводу, что классов обслуживания существует всего три, и третий, который вас интересует, является самым низким.

Однако это также говорит о том, что тип вагона ЗУ и ЗЛ – одинаковый, то есть в общем уровне обслуживания разница явно не кроется. Что ж, в таком случае необходимо переключить внимание с цифры на букву – что она может обозначать?

Буква

Что касается буквы, которой снабжена цифра, обозначающая общий класс обслуживания, то здесь все уже не так просто. Общую схему выделить просто невозможно, так как нет какого-либо конкретного порядка появления букв, собственно, как нет и каких-либо слов, которые могли бы крыться за этой буквой. Соответственно, помочь она вам не сможет, так как служит для того, чтобы просто разграничивать разные типы вагонов одного класса обслуживания. Однако то, что вагоны ЗЛ и ЗУ являются разными, было известно изначально – вопрос стоял в том, чем они отличаются настолько, чтобы разделять их на два разных класса. Теперь вы знаете все детали классификации, поэтому пришло время поставить точку в данном расследовании и вывести на поверхность правду про вагоны ЗЛ, ЗУ. Разница между ними на самом деле является относительно незначительной. Что это значит? Сейчас вы об этом узнаете.

К какому типу относятся эти вагоны?

Чтобы подвести итог, необходимо разобраться еще с одним моментом – к какому типу вагонов относятся ЗЛ и ЗУ? Если заглянуть в соответствующую документацию, то можно довольно быстро найти, что в классификации РЖД именно эти два вида вагонов являются единственными представителями плацкартных. Соответственно, можно сделать вывод, что и там, и там в наличии имеется более пятидесяти мест, каждое из которых предназначено для лежания. Это вагоны открытого типа, так что у пассажиров нет возможности закрывать двери, как это можно делать в купейном вагоне. Собственно говоря, эта информация лишь дает еще больше данных об объектах статьи: вагон-плацкарт ЗУ, ЗЛ – это точно такой же вагон с одинаковым уровнем обслуживания, с одинаковой планировкой. Так в чем же разница? Неудивительно, что многие люди задаются этим вопросом, потому что пока поиски позволили лишь понять, что эти два типа вагона идентичны. В таком случае, раз вы уже изучили, что означает плацкартный вагон ЗЛ и ЗУ, пришло время разобраться, в чем именно между ними разница.

Вагон ЗЛ

Итак, подводя итоги, можно смело сказать, что вагон ЗЛ – это стандартный плацкартный вагон открытого типа, имеющий около пятидесяти мест, предназначенных для лежания. В нем действует третий класс обслуживания, который является минимальным – это значит, что в нем не гарантируется никаких удобств, кроме лежачего места, а также общего туалета стандартного типа и умывальника. Также в этом вагоне могут за дополнительную плату оказываться дополнительные услуги: продажа напитков и закусок, продажа постельного белья и так далее. Собственно говоря, в этом и есть вся суть данного вагона – бюджетное решение, доступное для каждого человека. Но теперь пришло время поговорить о другом вагоне, с которым и сравнивается ЗЛ, то есть о вагоне ЗУ.

Вагон ЗУ

Теперь вы знаете, что означает вагон ЗЛ. ЗУ перенимает абсолютно все характеристики, которые имеет первый рассматриваемый тип. Это значит, что ни в плане обслуживания, ни в плане планировки, ни в плане удобств между этими вагонами нет никакой существенной разницы. Так в чем же тогда суть разделения на два типа? Дело в том, что в вагоне ЗУ разрешен провоз домашних животных. Если вы хотите взять с собой в дорогу четвероногого друга, то вам ни в коем случае нельзя приобретать билеты в вагон ЗЛ, так как с питомцем вас туда просто не пустят. Как видите, разница между этими вагонами все же имеется, хотя заметить ее с первого взгляда просто невозможно – а от некоторых людей она ускользает очень долго. Но после прочтения этой статьи каждый сможет сказать, какое главное различие имеется между этими вагонами.

Провоз домашних животных

Таким образом, вагоны ЗУ предназначены для тех пассажиров, которые отправляются в путешествие поездом, однако хотят взять с собой домашних животных. Однако, в отличие от европейских поездов, здесь вам придется как следует постараться, чтобы пронести в поезд своего питомца. Во-первых, как вы уже поняли, далеко не все вагоны предназначены для этого – вам нужно выбирать билет именно в такой вагон, который позволит вам ехать вместе с животным. В Европе такого правила нет – вы можете спокойно ехать с небольшим животным при наличии переноски для него, и если оно не имеет неприятного запаха.

Дополнительные оплаты в вагоне ЗУ

Однако второе отличие является еще более удивительным, потому что при провозе домашних животных даже в специальных вагонах вам все равно придется заплатить за своего питомца как за пассажира – в европейских поездах, например, оплата за перевоз животных вообще не взимается. Так что если вы путешествуете с питомцем по территории Российской Федерации, вам стоит помнить об этих особенностях.

Распространенное заблуждение

Если вы будете читать вопросы пользователей в Сети, то можете найти довольно странные ответы, которые не соответствуют тому, что вы видите в данной статье. Очень многие люди почему-то считают, что буква «У» в обозначении ЗУ расшифровывается как «улучшенный». И исходя из этого, они рассказывают, что в вагоне ЗУ, по сравнению с ЗЛ, доступны самые разнообразные удобства, такие как кондиционер, биотуалет, видеонаблюдение, санитарно-гигиенический набор и так далее.

Однако это большая ошибка, потому что на самом деле в этом вагоне нет абсолютно ничего из того, перечислено выше. Начать стоит с факта, что буква «У» не обозначает улучшенный – как вы уже могли заметить ранее, она вообще не является сокращением, поэтому не скрывает за собой полноценного слова. Она служит лишь для разграничения вагонов разного типа с одним уровнем обслуживания. Соответственно, подобных разительных различий, которые описываются в данных отзывах, между вагонами ЗЛ и ЗУ не существует.

Особенности перевозчика ТКС

В некоторых случаях подобные заблуждения появляется просто из-за незнания, а также из-за предположения, что буква «У» означает «улучшенный». Однако в некоторых случаях они имеют определенные основания, так как могут опираться на реальные факты, которые просто были неправильно соотнесены. Известно, что большинство поездов России обслуживаются РЖД, однако есть и другие составы, которые обслуживаются другими перевозчиками, например ТКС («ТрансКлассСервис»).

И вот здесь возникает одна маленькая путаница – дело в том, что у ТКС имеется своя классификация вагонов по классу обслуживания. И, исходя из нее, вагон ЗУ – это плацкартный вагон открытого типа со спальными местами, то есть точно так же, как и у РЖД. Но вот уровень обслуживания здесь сильно отличается, и в вагоне ЗУ имеются и кондиционер, и биотуалеты, и даже система видеонаблюдения. В каждом отсеке вы сможете найти розетки для личного использования, а в стоимости билета вы также получите постельные принадлежности и дорожный набор. Так что, как вы можете сами убедиться, у одного перевозчика уровень обслуживания в вагоне ЗУ один, а у другого – совершенно другой.

Что же насчет вагона ЗЛ? Здесь все довольно просто – у перевозчика ТКС попросту нет такого класса вагонов в обслуживании, плацкартные вагоны в таких поездах все имеют единый стандарт. Так что теперь вы знаете, что такое вагоны ЗЛ и ЗУ, чем они различаются между собой, какие у этого есть объяснения, какие существуют по этому поводу заблуждения – и даже какие у этих заблуждений могут быть веские причины. Теперь вы сможете ответить любому на вопрос о том, билет в какой вагон лучше брать – ЗЛ или ЗУ. Да и сами никогда больше не ошибетесь, если захотите провезти по территории Российской Федерации своего питомца.

Что такое зл и зу в плацкартном вагоне

Путешествовать поездами не только безопасно, но и интересно. Потому что это знакомство с новыми людьми, разными городами, интересными пейзажами. С каждым годом качество поездок в поезде улучшается. На сегодняшний день существует различное количество типов вагонов, отличающихся между собой уровнем комфортабельности.

Поездки на поезде чаще всего пользуются спросом еще и потому, что за небольшую сумму можно добраться в пункт назначения в комфортных условиях. Если поездка совершается ночью, то в пути можно еще и выспаться. Остается только выбрать, какой вид вагона подходит более всего.

Что такое плацкартный вагон

Расположение мест по схеме

Схема плацкартного вагона выглядит следующим образом:

Если покупается билет на поезд не дальнего следования, то плацкартный вагон может использоваться как общий. И при посадке можно не найти номер места, указанный в билете.

Отличия от других видов вагона

Виды вагонов отличаются между собой по степени комфортабельности и цене. Чем уютнее, тем цена билета будет выше. СВ – это вагоны с наименьшим количеством посадочных мест и хорошим обслуживанием. Купейный вагон относится к вагонам среднего класса. Обычно в купейном вагоне 9 купе, в которых могут расположиться четыре пассажира. Купейный вагон оснащен дверью, кондиционером, а также телевизором. Купейный вагон востребован больше других среди путешественников. Оправдан такой спрос тем, что при поездке на дальние расстояния есть возможность отгородиться от посторонних и днем, и ночью. Общий вагон имеет вид плацкартного, но размещение пассажиров производится непосредственно на нижних полках по три человека, верхние же полки не используются. Путешествие в таких вагонах будет крайне некомфортным, но самым доступным с точки зрения стоимости проезда. Поэтому исходя из двух важных факторов (цена билета, комфорт поездки), выбор чаще всего склоняется к плацкартным вагонам. Зная схему плацкартного вагона РЖД, можно легко высчитать расположение мягких спальных мест и подобрать для себя подходящее.

Советы туристам

Планировать отпуск нужно всегда заранее. Не стоить забывать, что билет задолго до поездки можно приобрести со значительной скидкой. Сейчас можно купить билет на поезд не выходя из дома. Осуществляя покупку через интернет, можно получить скидку, просмотреть важный документ под названием «Схема плацкартного вагона». РЖД имеет свой сайт, на котором каждый желающий может без труда совершить покупку, просмотреть места в плацкартном вагоне, проверить наличие свободных. В любом случае выбор вида вагона будет полностью зависеть от желаний и возможностей туриста.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Чем отличается плацкарт (ЗЛ) и плацкарт (ЗУ)?

Плацкартные вагоны quot;ЗУquot; и quot;ЗЛquot; ничем друг от друга не отличаются, и в одном и в другом имеется по 54 спальных места. Аббревиатуры не означают и наличие биотуалета или кондиционера в вагоне. Отличие в другом: в возможности в плацкарте ЗУ провозить домашних животных, а появилось такое новшество относительно недавно. Теперь в специальном вагоне предусмотрена услуга по транспортировке питомцев, получается вагон ЗУ — это своеобразный quot;вагон-зоопаркquot;.

К сожалению, не все поезда имеют плацкарт ЗУ, но фирменные составы в основном уже укомплектованы такими вагонами. В вагонах ЗЛ провозить домашних животных не разрешается.

Эти два плацкарта отличаются друг от друга только тем, что в плацкарте ЗУ можно брать с собой домашних животных для перевозки, а в ЗЛ так делать нельзя. Изначально нужно предусмотреть это и купить нужный билет на плацкарту которая вам подходит.

Это обычные плацкартные вагоны в пассажирском поезде. Никаких кондиционеров и биотуалетов там нет. Разница лишь в том, что в ЗУ можно провозить домашних животных, а в ЗЛ уже нельзя. Поэтому если вы везете с собой питомца. то обратите внимание на эти вагоны. А если же наоборот у вас аллергия на кошек или собак, то лучше билеты туда не брать, что бы вам не попался нежелательный сосед.

Плацкарт в поезде остатся плацкартом.

Единственное quot;Ноquot; — это животные.

К примеру, вы решили поехать на отдых со своей кошкой. Поместили е в специальную сумку — переноску и собрали вещи.

Но вот поехать получится лишь в вагонах с пометкой ЗУ. Именно это обозначение дат право ехать с животными.

А вот в плацкарте с пометкой ЗЛ — животные категорически запрещены.

Плацкарт (ЗЛ) и плацкарт (ЗУ), присутствующие в пассажирских поездах ничем относительно условий прибывания не отличаются. Единственное и для многих, конечно же, значимое отличие в том, что в таких вагонах как ЗУ провоз питомцев разрешн, а в ЗЛ уже перевозить каких-либо животных запрещено. Тут уж вам выбирать.

Плацкарт ЗЛ — с менее комфортными условиями для пассажиров чем плацкарт ЗУ. То есть ЗУ (У- улучшенный) — есть и кондиционер, и зверей можно с собой везти, есть биотуалет, так же видеонаблюдение, санитарно-гигиенический набор. Но в принципе если вам всего этого не надо, то можно и ЗЛ купить, по цене выйдет почти одинаково. Насколько я знаю, раньше таких делений не было, а сейчас вот такое новшество появилось.

В принципе, это одинаковые спальные пассажирские вагоны. Так называемые — открытого типа. С одной лишь разницей в разрешении провоза домашних животных в вагонах ЗУ. Выбирая такой вагон, в кассе следует упомянуть, что с пассажиром следует какой-либо домашний зверь. Цена, естественно, за проезд увеличивается.

В вагонах ЗЛ возить домашних любимцев не разрешается. А так — вагоны ничем более не отличаются.

Некоторые люди думают, что буква quot;Уquot; в аббревиатуре quot;ЗУquot; — это quot;улучшенныйquot;. Однако, это заблуждение. Данный тип обычного плацкарта подразумевает, что в нем можно провозить домашних животных, билет на него оформляется как на рядового пассажира на кассе железнодорожного вокзала. Кондиционер может быть, а может не быть, тут уж как повезет.

А 3Л, в принципе, ничем и не отличается, тот же плацкарт. Только что животных вы там не увидите, что многих не может не радовать.

Для справки: на этом сайте можно ознакомиться также и с другими типами вагонов, там очень понятно дается расшифровка всех аббревиатур.

Буквы ЗУ и ЗЛ обозначают классы обслуживания плацкартных вагонов. Есть еще ЗП — это вообще без обслуживания и дополнительных услуг.

В ЗУ точно знаю, что может не быть кондиционера, но зато допустим провоз животных, чего не скажешь про ЗЛ.

Отличие плацкартных вагонов ЗЛ и ЗУ только в том, что в вагонах ЗЛ пассажирам запрещено провозить животных, а в вагонах ЗУ пассажир может провести домашнее животное. В остальном же они ничем не отличаются друг от друга.

Основное отличие таких типов плацкартных поездов, как ЗЛ и ЗУ заключается в том, что второй вариант предлагает беспрепятственное путешествие с домашним питомцем.

При этом объединяет ЗЛ и ЗУ то, что не всегда вагоны могут быть оборудованы кондиционерами и биотуалетами.

Класс обслуживания 3Л — что это значит?

Маркировка в виде цифры и заглавной буквы обозначает степень комфорта и наличие дополнительных услуг, предназначенных для данного типа вагона. Плацкарт с классом обслуживания 3Л предполагает путешествие в вагоне открытого типа с местами для сна. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантируется.

По сути, это самый бюджетный вариант путешествия поездом. В распоряжении пассажиров от 52 до 54 спальных мест. Дверей, позволяющих отгородиться, не предусмотрено.

В начале и в конце вагона находится туалет, который закрывается во время остановок и в некоторых местах во время пути.

Виды маркировок для плацкарта

Чтобы разобраться с отличиями вагона 3Л, важно понимать, какие существуют классы обслуживания. На сегодняшний день встречаются следующие виды маркировок для плацкарта:

  • 3Э — установлен кондиционер и биотуалет;
  • 3Т — установлен кондиционер, наличие биотуалета не гарантируется;
  • 3Д — установлен кондиционер, наличие биотуалета не гарантируется, допускается провозить животных;
  • 3У — наличие кондиционера и биотуалета не гарантируется, допускается провозить животных;
  • 3Л – наличие кондиционера и биотуалета не гарантируется;
  • 3П – для перевозки групп детей, в вагоне установлен кондиционер и биотуалет.

Таким образом, вагоны различаются степенью комфорта, наличием основных удобств и возможностью путешествовать вместе с домашними питомцами. Класс 3Л относится к самым простым и дешевым вариантам. Уровень обслуживания во всех вагонах плацкартного типа одинаковый.

Что обозначает цифра?

Цифра в аббревиатуре 3Л указывает на уровень обслуживания. Всего российские железные дороги предоставляют три вида услуг:

  • 1 класс. Высокий класс обслуживания. В цену билета может входить двухразовое питание, напитки на выбор, гигиенические принадлежности, газеты и журналы, постельное белье, душ, кондиционер, биотуалет, телевизор, отдельная розетка, сейф.
  • 2 класс. Средний класс обслуживания. В цену билета может входить одноразовое либо двухразовое питание, напитки на выбор, гигиенические принадлежности, постельное белье, кондиционер, биотуалет, отдельная розетка.
  • 3 класс. Низкий класс обслуживания. В цену билета может входить постельное белье, гигиенические принадлежности, кондиционер, биотуалет, общие розетки.
  • Таким образом, плацкартные вагоны с маркировкой 3Л относятся к низкому классу обслуживания.

    Обозначение буквы в маркеровке ЗЛ

    Буквы не несут в себе смысловой нагрузки. Они не являются началом какого-либо слова. Их присвоили для того, чтобы разделять разные виды вагонов при одинаковом классе обслуживания. В интернете много информации о том, что буквы в маркировке означают конкретные слова.

    Например, «У» – улучшенный, «Э» – экономный и т.д. Однако, это ошибочное мнение.

    Что входит в стоимость билетов?

    В стоимость билета с маркировкой 3Л входят:

    1. проезд по выбранному маршруту;
    2. предоставление спального места в плацкарте;
    3. страховой сбор;
    4. налог на добавленную стоимость;
    5. комиссионный сбор.

    Пассажир имеет право отказаться от оплаты дополнительной страховки при оформлении билета.

    Оказание бесплатных услуг для обладателей билета с маркировкой 3Л не предусмотрено. Постельное белье, напитки, закуски можно приобрести у проводника за дополнительную плату.

    Плюсы и минусы вагона

    К основным преимуществам плацкарта типа 3Л относится:

  • низкая цена билетов — доступные билеты привлекательны для пассажиров, особенно, если ехать нужно большой семье.
  • Количество мест — из-за отсутствия двери, как в купе, появляется возможность добавить два боковых места.
  • Это особенно актуально в летние месяцы в южном направлении, когда спрос на железнодорожные билеты увеличивается и появляется их нехватка.

  • Много места для хранения багажа — нижние полки поднимаются и позволяют хранить багаж внутри. Чемоданы и сумки можно провозить на третьей верхней полке.
  • В то же время есть и масса минусов при путешествии в плацкарте типа 3Л. К основным недостаткам относится:

    1. низкий класс обслуживания;
    2. не предусмотрены бесплатные дополнительные услуги;
    3. кондиционер и биотуалет могут отсутствовать;
    4. нет возможности уединиться;
    5. сидеть на верхней полке не комфортно из-за наличия дополнительной третьей полки для хранения багажа.

    Кому лучше выбрать такой тип плацкарта?

    Путешествия с уровнем обслуживания 3Л выгодны студентам. Благодаря невысокой стоимости проезд становится доступным. В период каникул РЖД устанавливает для студентов дополнительные скидки. Такой вид перемещения подходит и малообеспеченным категориям граждан.

    Они готовы пожертвовать комфортом. Цена проезда для них важнее. Не подойдет такой уровень обслуживания пассажирам с детьми и пожилым людям. Таким категориям граждан лучше путешествовать в более комфортных условиях. Также, в вагонах типа 3Л запрещен провоз животных.

    Плацкарт типа 3Л — это экономичный вариант передвижения на поезде. В стоимость не включены никакие дополнительные услуги. Оплачивается только проезд и спальное место. В таком вагоне может отсутствовать кондиционер и биотуалет.

    Нельзя провозить домашних животных. Однако, и такие билеты пользуются большим спросом благодаря своей низкой стоимости.

    Большинству из нас периодически приходится пользоваться поездами. Понятно, что самолет является куда более быстрым способом попасть в место назначения. Вот только далеко не во все населенные пункты можно попасть с помощью авиарейса, да и стоимость билета на самолет будет значительно выше. Поэтому путешественники отдают предпочтение поездам.

    Снаружи вагоны могут быть абсолютно одинаковыми, а внутри?

    Самыми популярными типами вагонов поездов являются купейный и плацкартный. Разница между ними достаточно существенная. Причем наибольший процент отличий приходится как раз на субъективные ощущения каждого конкретного человека, чем на объективные причины. Итак, чем же отличается плацкарт от купе?

    Объективные отличия

    Как мы уже выяснили, официально утвержденных отличий плацкартного вагона от купейного не так уж много. К ним относятся:

    1. Количество мест. В одном случае (плацкарт) их 54, в другом (купе) – 36.
    2. Стоимость билетов. Билеты в купейный вагон дороже примерно в полтора раза. Связано это в первую очередь с предыдущим пунктом, то есть с количеством мест.

    Арифметика расчета стоимости билетов проста. Размерами купейные и плацкартные вагоны не отличаются, поэтому меньшее количество мест приходится компенсировать большей стоимостью – ведь расходы на перевозку в обоих случаях приблизительно одинаковы.

    1. Форма и расположение отсеков внутри. В купейных отсеках длиннее полки, а коридор расположен вплотную к краю вагона.
    2. Наличие двери. Плацкартные вагоны такой опцией не располагают в отличие от купейных.

    Субъективные отличия

    Плацкартный вагон. Картина, знакомая почти каждому россиянину

    А вот субъективных отличий больше. Это:

    1. Общая атмосфера. Уединиться в плацкартном вагоне можно разве что в туалете, да и то ненадолго. А так большую часть времени вам придется провести со своими попутчиками в количестве пяти штук. Каждый «отсек» в плацкартном вагоне включает в себя шесть мест. В отличие от четырехместного купе, которое к тому же закрывается. Понятно, что индивидуалистам плацкартные места не очень подходят. Впрочем, не повезти с попутчиками может в любом вагоне.
    2. Баланс температуры. Продуваемый плацкарт никогда не сравнится с теплым купе. Это может быть как плюсом, так и минусом в зависимости от времени года. Да и наличие в вагоне кондиционеров и обогревателей тоже играет немаловажную роль. В общем, если вы предпочитаете более прохладную обстановку (в прямом смысле этого слова), то плацкартный вагон станет хорошим выбором.
    3. Возможность комфортно путешествовать с ребенком. Здесь опять же все зависит от конкретных условий. К примеру, возраста ребенка. Совсем маленьких детей большое количество людей в плацкартном вагоне может напугать, да и гигиенические процедуры могут быть не слишком удобны. А вот ребенок постарше вполне может найти интересное для себя занятие в любом вагоне.
    4. Постоянный шум. Все также зависит от конкретного человека: кому-то постоянный фоновый шум плацкарта мешает не только спать, но и просто спокойно существовать, другие же люди лучше засыпают под тихие разговоры, звук осторожных шагов по коридору и перебор гитарных струн из соседних купе.
    5. Запах. Чего стоят одни только ряды свисающих в проходе ног в плацкарте… А вот в купейных вагонах проблема неприятного запаха возникает гораздо реже.
    6. Возможность выкупа всех мест в одном купе. Довольно проблематично в случае с плацкартным вагоном. А вот выкуп четырех мест в купе – ситуация стандартная, особенно когда мама путешествует с одним или двумя детьми.

    Пара строк из истории

    Для наших бабушек и дедушек, живших в досоветское время, вопроса «купе или плацкарт?» просто не существовало. Все дело в том, что плацкартный вагон является изобретением советского периода. Уже нельзя сказать точно, почему власти решили убрать из большинства поездов внутренние двери и добавить по паре полок напротив каждого купе. Возможно, причина была как раз в увеличении количества человек, одновременно помещавшихся в один вагон. А возможно, дело было в снижении стоимости билета. Но факт остается фактом – о плацкартном вагоне во многих странах за пределами постсоветского пространства даже не слышали.

    Что представлял собой быт пассажира в те далекие времена, когда железная дорога была не столь удобна и комфортна, как сейчас?

    Провожающие у вагонов на перроне Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. 1913 год

    Пророчество инженера Павла Мельникова о грядущей великой народной судьбе «чугунки» и ее всеобщей востребованности полностью сбылось: в такой огромной стране, как Россия, железная дорога еще долго будет сохранять очень большое значение. Но железная дорога – это не только пути и инженерные коммуникации, это еще и особый, неповторимый образ жизни, а проще говоря, обиход…

    «Молчали желтые и синие…»

    В 1910 году в стихотворении «На железной дороге» Александр Блок образно описал вагонный ряд русской «железки»:

    Вагоны шли привычной линией,
    Подрагивали и скрипели;
    Молчали желтые и синие;
    В зеленых плакали и пели…

    Действительно, с 1879 года вагоны на всех железных дорогах общего пользования, подлежавших ведомству Министерства путей сообщения (МПС), независимо от того, частные они или казенные, окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс – в синий цвет, второй – в желтый, светло-коричневый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый – в серый.

    На кузов вагонов также наносилось краткое, состоящее из нескольких букв обозначение дороги, которой принадлежал вагон; иногда указывались его тип (серия), число мест и класс (если пассажирский) и непременно – система тормоза. Обязательным было изображение герба Российской империи, в большинстве случаев – присутствие символики МПС. Надписи чаще всего делались крупными, красивым объемным шрифтом, нередко в несколько цветов. Таким образом, пассажирский поезд царских времен выглядел необыкновенно красочно и привлекательно или, по определению писателя Ивана Бунина, «занятно».

    Существовали и так называемые «вагоны-микст», то есть вагоны смешанного класса: одна половина вагона, допустим, была с местами первого класса, а другая – второго. Их применяли потому, что первый класс из-за очень дорогих билетов часто оставался невостребованным и нужно было повысить заполняемость вагонов, чтобы не гонять их практически впустую. «Вагоны-микст» снаружи красили в два разных цвета: например, пополам в синий и желтый. Те вагоны, в которых располагались вместе отделение третьего класса и багажное, окрашивались в том же порядке в зеленый и темно-коричневый. Низ (то есть ходовая часть или, по-старинному, нижний постав вагонов) обычно был окрашен в черный цвет, верх – в красно-коричневый. Разноцветье!

    После, уже в советское время, сбоку от входа в тамбур появились таблички с номером вагона (черная цифра на белом), а под окнами в середине кузова – трафареты с указанием маршрута следования вагона или всего поезда (Москва – Ленинград и т. д.). До революции не было ни номеров вагонов, ни трафаретов с обозначением маршрута. Пассажир просто шел в свой класс, который указывался в билете. Место в вагоне предоставлял проводник. В третьем и четвертом классах никакой фиксации мест вообще не было: пускали по билету в вагон, и все – как теперь в электричку.

    Третий класс

    Лев Толстой рассказывал о последней в своей жизни поездке в письме: «1910 г. Октября 28. Козельск. <…> Пришлось от Горбачева ехать в 3-м классе, было неудобно, но очень душевно приятно и поучительно».

    Для Льва Николаевича поучительно, а для кого-то и неудобно и неприятно. Гвалт, семечки, теснота, а то и вовсе ссора с дракой. И все это в махорочном и трубочном дыму: поездка в третьем классе была невыносима для некурящих пассажиров. Как писал Бунин, «вагон очень душен от разных табачных дымов, в общем очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни…» Особые купе для некурящих появились в XIX веке в вагонах первого и второго классов, в прочих курить разрешалось с согласия других пассажиров. В третьем классе иногда ставили фаянсовые пепельницы – весьма вместительные, чтобы не случилось пожара.

    Ну и, конечно, вечный русский вагонный разговор, путевая обыденность и легенда одновременно, бесконечный, как сам стук колес, как само течение жизни и времени… В третьем классе все сословия смешивались, там ехал «разночинный народ»: и крестьяне, и фабричные, и интеллигенция, и священники, и бедные сельские дворяне. Третий класс – сгусток народной жизни, истинное проявление ее. Неудивительно, что действие чуть ли не половины произведений русской классики порой переносится в вагон третьего класса: какие разыгрывались там сцены, как раскрывались судьбы!

    Статистика 1896 года показательна: первым классом было перевезено 0,7 млн пассажиров, вторым классом – 5,1 млн, третьим классом – 42,4 млн.

    «Дама сдавала в багаж…»

    Уровень комфорта в дореволюционных поездах в зависимости от класса вагонов заметно различался – гораздо сильнее, чем в наши дни. Стоимость проезда – тоже. Тарифы в начале XX века назначались так: поездка во втором классе стоила в полтора раза дороже, чем в третьем; а в первом – в полтора раза дороже, чем во втором. В свою очередь, четвертый класс обходился дешевле третьего также в полтора раза.

    МАРШРУТ ПОЕЗДА НА ВАГОНАХ НЕ ОБОЗНАЧАЛСЯ. Не было и номеров – пассажир просто шел в свой класс, который указывался в билете

    Стоит отметить еще одно любопытное отличие, обнажавшее социальные контрасты, хотя, надо признать, на первый взгляд оно носило конструктивный характер: в третьем классе стояли багажные полки, а в первом и втором – сетки, поскольку тамошняя публика (вспомним знаменитую даму из стихотворения Самуила Маршака) крупные вещи сдавала в багаж. Для этих целей имелись стандартные четырехосные багажные вагоны, хотя были и трехосные. Багажный вагон, который всегда шел сразу за паровозом, непременно включали в состав каждого поезда дальнего следования.

    Существовали специальные багажные квитанции, что не преминул отметить точный Маршак:

    «Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции».

    В конце XIX века за провоз багажа брали по три копейки с предмета. Квитанции можно было получить либо в багажном отделении на вокзале, либо, за отсутствием такового, непосредственно у работников вагона («багажников»). Сейчас багажный вагон, который все чаще называют передвижной камерой хранения, – относительная редкость в поездах: народ в основном возит багаж при себе – в наши дни представляется, что так надежнее.

    Вслед за багажным вагоном обычно прицепляли почтовый. Причем первые стандартные почтовые трехосные вагоны (1870–1880-х годов) едва ли не самые живописные из всех существовавших в то время: они имели очень привлекательную форму и будку с характерной треугольной вывеской «Почтовый вагонъ». Такие вагоны, окрашенные в темно-зеленый цвет, были распространены на дорогах России, а затем и СССР вплоть до начала 1990-х годов.

    Виды сообщений

    До революции существовало прямое (дальнее) и местное пассажирское железнодорожное сообщение. Оно было четко регламентировано. Так, § 28 Правил 1875 года гласил: «Дабы пассажиры могли быть передаваемы с одной железной дороги на другую без возобновления пассажирских и багажных билетов для дальнейшего следования по назначению, согласованные таким образом поезда называются поездами прямого сообщения».

    Почтовый вагон новой конструкции на Николаевской железной дороге. 1901–1902 годы

    Развитие беспересадочного пассажирского сообщения обусловило появление вагонов с местами для лежания, но главное – оно ознаменовало собой знаковое социальное явление в масштабе всей российской истории, а именно значительно увеличившуюся миграцию населения всех сословий из-за отмены крепостного права и зарождения капиталистических отношений в стране. Речь шла действительно о массовом перемещении людей. Тогда изменился сам стиль русской жизни; фактически формировалось новое миропонимание. Время и пространство резко сжались, что по тем временам было поистине неслыханно. Что-то подобное в России потом еще раз произойдет только спустя 100 лет – когда появится дальняя реактивная пассажирская авиация, которая также перевернет общественное сознание и представление о незыблемых географических и астрономических абсолютах – пространстве и времени.

    Широкое развитие дальнего сообщения началось в 1880-х годах. Тогда, с одной стороны, шло продвижение сети железных дорог на восток, а с другой – была практически сведена на нет необходимость пересадки с поезда, принадлежавшего одной частной дороге, в поезд другой на узловых пунктах, как это было заведено в эпоху раздачи концессий и властвования королей железнодорожного бизнеса вплоть до 1870-х годов.

    Ресторан для пассажиров первого и второго классов Харьковского вокзала. Около 1900 года

    Понятие «пригородный поезд» укоренилось уже при советской власти в связи с ростом больших городов. А до революции пригородные поезда назывались местными или дачными. «Летом их было всего 4–5 пар на каждой дороге, а зимой и того меньше. Тогда еще не было постоянного пассажира – рабочего или служащего, жившего в пригороде и каждый день спешившего в город на работу», – отметила современный исследователь Галина Афонина, изучавшая дореволюционные расписания.

    Несколько таких местных поездов обслуживали состоятельных граждан, ездивших летом на дачи в Подмосковье. График их движения получил название «Расписание движения дачных поездов Московского узла», а слова «пригородные поезда» появились в названии расписания только в 1935 году.

    Былой сервис

    Попытки повысить уровень сервиса для пассажиров имеют давнюю историю: они отмечались еще в 1860-е годы. Вначале вагоны первого класса были «диванными» (полок в то время не знали). И вот как особая услуга появилась их разновидность – вагоны, где с помощью перегородок устраивались так называемые «семейные» отделения, в которых каждый пассажир получал в свое распоряжение весь диван (а не место на диване, как в обычном первом классе). Стоил билет в «семейное» отделение, конечно, дороже, чем в первый класс, где пассажир хоть и мог растянуться на диване, но только тогда, когда на это ложе не претендовал его сосед (диваны были двухместными).

    До появления спальных полок пассажиры первого и второго классов ехали сидя или полулежа на диванах или в креслах, укрываясь пледами или шарфами и нередко подкладывая под голову вместо подушки одежду или ручную кладь. В «семейных» отделениях подобного неудобства не было, однако такие вагоны не имели сквозного прохода и вскоре были запрещены Министерством путей сообщения.

    «РОССИЯ В ОТНОШЕНИИ КОМФОРТА ПОЕЗДОВ шла далеко впереди Западной Европы»

    Между тем «креслокроватные» вагоны первого класса, появившиеся чуть позже (впервые они были построены в 1871 году Ковровскими мастерскими), кое-где прослужили вплоть до 1930-х годов. Это уже было серьезное удобство! На ночь кресло раздвигалось с помощью особого устройства и превращалось в горизонтальное «ложе, вполне пригодное для спанья». Правда, в вагонах с такими креслами еще не полагалось белья и не было разделения на купе.

    В начале ХХ века существовали уже не только купе, но и такая забытая ныне услуга, как превращение двух купе в одно. Представьте себе: в вагонах первого класса можно было раздвинуть дверь, устроенную в перегородке между соседними купе, чтобы сделать их сообщающимися. Кстати, такой вагон – далекий предок вагонов СВ повышенной комфортности начала XXI века, разве что без холодильника. В купе был огромный мягкий диван с поднимавшейся спинкой (она могла трансформироваться в полку для второго пассажира), напротив стояло кресло, висело зеркало, а посредине имелся столик со скатертью, на котором помещалась лампа с абажуром. Здесь была предусмотрена и вмонтированная лесенка для залезания на верхнюю полку. А еще такие купе имели умывальник (позже душ) и туалет, пусть и сразу для двух купе. Внутренняя отделка вагона отличалась изысканностью: это самые настоящие апартаменты – с бронзой, инкрустацией, полированным красным деревом и расшитыми занавесками. Освещалось купе газовым рожком, причем можно было «разобщить внутренность фонаря от внутренности вагона» (попросту говоря, выключить свет). С 1912 года вагоны такого класса освещались электричеством.

    Стоит обратить внимание и на следующий малоизвестный факт (штрих к рассказу о сервисе): еще в 1902 году на Средне-Азиатской железной дороге по проекту инженера Г.П. Бойчевского впервые было опробовано устройство для охлаждения воздуха – предок современного кондиционера.

    Сибирский экспресс

    Беспрецедентные меры по повышению уровня сервиса связаны с развитием в России международного пассажирского сообщения и появлением экспрессов Международного общества спальных вагонов – со спальными вагонами прямого сообщения (СВПС) и служебными салон-вагонами. Член Государственной думы Василий Шульгин, после революции покинувший Россию, в «Письмах к русским эмигрантам», в частности, отмечал: «Россия в отношении комфорта поездов шла далеко впереди Западной Европы».

    Идеальным воплощением железнодорожного комфорта в глазах всего русского общества стал сибирский экспресс Петербург – Иркутск. Это было действительно чудо своего времени. На вагонах экспресса красовались гордые накладные надписи: «Прямое сибирское сообщение», «Сибирский поезд № 1». В этом поезде были вагоны только первого и второго классов с водяным отоплением и электроосвещением от собственной поездной электростанции. С 1912 года у каждого вагона появилось индивидуальное электропитание с приводом на генератор от вагонной оси. Наконец, именно в поездах такого класса впервые в России в 1896 году появились вагоны-рестораны – изобретение американца Джорджа Пульмана, создателя знаменитой компании, строящей комфортабельные вагоны.

    В сибирском экспрессе имелись также библиотека, пианино, гостиная с роскошными канделябрами, гардинами, скатертями, барометром и часами; можно было за отдельную плату заказать горячую ванну и даже… позаниматься в тренажерном зале (да-да, здесь было и такое!). Пассажирам (тоже впервые в России) подавали чай и каждые три дня меняли постельное белье. На столиках в купе стояли настольные лампы, а вот полки уже тогда освещались маленькими «софитками». Тона интерьеров благородные: темно-зеленые и синие. Вот откуда пошел сегодняшний СВ.

    Вагон-церковь, построенный на Путиловском заводе для Сибирской железной дороги

    Крыша вагона сибирского экспресса была обшита медными листами, а поверху шли осветительные фонари. Нижняя часть вагона была металлической, пуленепробиваемой, толщиной до 10 мм (отсюда и название-прозвище «бронированный вагон»). Вагоны этого типа из-за большого количества металла в их конструкции оказались не только гораздо прочнее других, но и куда тяжелее, с большей нагрузкой на путь, поэтому могли применяться далеко не на всех дорогах. В основном они использовались на приграничных и курортных линиях, по которым курсировали экспрессы Международного общества спальных вагонов, – Владикавказской, Китайско-Восточной, Петербурго-Варшавской. Надо заметить, что сибирский экспресс брал на себя практически весь «дипломатический поток» – и пассажиров, и валюту, и почту – в сообщении между Европой и Дальним Востоком. Это был поезд международного сообщения, известный на весь мир.

    С 1896-го по 1950-е годы вагоны такого класса назывались не СВ, а именно СВПС. Это существенная разница. Напомним, термин «прямое сообщение» означал дальнее следование по определенному маршруту без пересадок в пути, что было своеобразной роскошью. Прямое сообщение – эти завораживающие слова указывали на далекое путешествие, а значит, целое событие в судьбе пассажира. Спальный вагон – это шик, роскошество, мечта, избранный мир. Царство дорогих сигар, изысканных манер, коротких, но жарких романов, изнеженности, недоступности…

    О чае и кипятке

    Автор этих строк долго пытался выяснить, когда в поездах появился чай. Увы, точной даты установить не удалось. Правда, обнаружилось упоминание об одном прелюбопытном дореволюционном документе – «О запрете торговли чаем проводникам пассажирских вагонов» (к сожалению, сегодня нам известны лишь его номер и название). Ясно одно: коли запрещали проводникам торговать чаем, то чай у них был. Непонятно только зачем. Ведь титаны с кипятком в поездах, за исключением самых фешенебельных, отсутствовали вплоть до появления современных цельнометаллических вагонов (ЦМВ), то есть до 1946 года. Не было и специальной плиты или кипятильника, чтобы заварить чай на месте. Знаменитые подстаканники с символикой МПС и различными витыми узорами из серебряной проволоки или бронзы (в их производстве участвовали костромские ювелиры из села Красное-на-Волге) были только в купе экспрессов Международного общества и вагонах-ресторанах.

    Публика на станции в зале ожидания. Объявление у двери: «Выход на платформу до звонка воспрещается. Без билета на поезд никто не допускается». 1910-е годы

    Раньше большинству пассажиров приходилось дожидаться остановки, чтобы сбегать за кипятком. К слову, возможность получить кипяток на станциях – одно из важнейших проявлений гуманности на «чугунке». Автор на своем веку застал лишь единственную сохранившуюся будку с надписью «Кипяток» – на уединенной станции Бологое-2 с красивым старинным зданием вокзала из красного кирпича. А когда-то такие будки были на каждой большой станции. Назывались они – «кубовые для кипятку».

    Весь в парах, взлязгивая буферами, с протяжным шипением тормозов Вестингауза останавливался очередной пассажирский или почтовый поезд у перрона. Пока меняли паровоз или заправляли его водой, пассажиры устремлялись за кипятком. В кубовую выстраивалась очередь. Подходили к двум высоким бакам с кранами. На одном было написано «Холодная вода», на другом – «Горячая вода» (бачков с питьевой водой в вагонах тоже еще не было). Кран для горячей воды был с деревянной ручкой, как в бане, чтобы не обжечь руку.

    Из-под крана энергично, жизнеутверждающе вырывался пар, с напором лилась клокочущая вода. Шли сюда каждый со своим чайником или котелком, а то и с двумя, если набрать кипятку просил престарелый сосед-пассажир или какая-нибудь миловидная девица (прекрасный повод для знакомства!). Зимой пассажиры спешили поскорее вернуться в вагон, чтобы кипяток не стыл: морозы были дай боже, не нынешним чета.

    Вероятнее всего, в упомянутом выше документе имелась в виду заварка, а не готовый напиток. Судя по всему, проводники должны были предоставлять заварку пассажирам, а продавать ее на сторону им запрещалось. А так народ все – и чай, и съестное – вез с собой. Помните в «Двенадцати стульях» у Ильфа и Петрова? «Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в газетные кульки цыплята»…

    Тарифы и «картонки»

    В какой степени был доступен комфортабельный проезд в поезде до революции? Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к документам тех лет. Приведем «поверстные тарифы» за 1914 год на наиболее востребованных, согласно статистике, расстояниях.

    Очевидно, что тогда мало кто мог позволить себе путешествие в вагонах первого и второго классов. Недаром в поездах, как правило, насчитывалось от одного до трех синих и желтых вагонов, тогда как зеленых – от четырех до шести. В этом тоже можно усмотреть проявление гуманности: простонародье при таких обстоятельствах не обделялось перевозкой.

    Бесплатный билет на проезд по железной дороге кочегара Московского депо Н. Касаткина. 1910 год

    Билет считался действительным, если имел отметку компостера (отсюда пошло выражение «закомпостировать»). Компостер пробивал на билете дату отъезда и номер поезда. Поэтому билеты ручной продажи проверялись на просвет. На самом билете указывались станции отправления и назначения (типографским способом), номер поезда и класс вагона. С середины 1920-х годов обозначались также место (если оно полагалось) и номер вагона – вручную, станционным штемпелем или пером, а впоследствии шариковой ручкой.

    Мало кто помнит, что вплоть до 1950-х проход на перрон (но не в здание вокзала) был платным: в кассе следовало взять «перронный» билет. Стоил он копейки (в начале XX века – в пределах 10 копеек, а в 1950-е – 1 рубль в тогдашних деньгах), однако без него провожающие и встречающие не могли пройти к поезду. Это было наследие еще клейнмихелевских времен с их взыскательностью ко всем частным лицам, находящимся на станции.

    Классическая билетная «картонка» – особый символ железнодорожного мира. Они были самого разного цвета, оттенка, узора – в основном красно-коричневые или буроватые (билеты на дальние поезда) и зеленые, с особой фактурой фона (на пригородные), а порой с некими зигзагами, оттисками, полосами и росчерками, понятными одним лишь кассирам. У проводников сумка для билетов имела кармашки строго под размер «картонки» – все на железной дороге всегда регламентировалось.

    «Пассажирный» поезд

    «Отправиться в путь по железной дороге» раньше звучало так – «поехать по чугунке» либо «поехать по машине» или просто «машиной». Лев Толстой в рассказе «Девочка и грибы» (о том, как девочка попала под паровоз, но осталась жива) называет поезд «машиной» на народный манер. Позднее стали говорить – «поездом», «по железке» или (полушутя) «на паровозе», «паровозом». Хотя паровозов уже давным-давно нет на линиях, это выражение осталось навсегда, как и обозначение паровоза на всякого рода логотипах с железнодорожной символикой, в частности даже на дорожных знаках на переездах. По своей выразительной силе эта машина бессмертна.

    Пассажирские поезда поначалу называли «пассажирными». У Бунина в страшноватой обличительной сказочке про Емелю-дурачка читаем: «Печь сейчас же… выпросталась наружу с ним и полетела стрелой, а он развалился на ней, все равно как на пассажирном поезде на паровозе». Была даже такая обидная детская дразнилка:

    «Толстый, жирный, поезд пассажирный!». Может быть, из-за этой фонетической ассоциации со словом «жирный» термин «пассажирный» и облагозвучили более легким и летящим вариантом – «пассажирский». Надо сказать, что работников пассажирской службы железнодорожники до сих пор между собой называют «пассажирниками».

    Даже бегло оглянувшись на историю железнодорожных пассажирских сообщений в России, нетрудно представить себе, насколько притягательным и волнующим был прежде путь по «чугунке», особенно для людей, настроенных романтически.

    История железнодорожных сообщений – это не только увлекательная инженерная и техническая эпопея, но и лирическая повесть о бесчисленном множестве событий и впечатлений, встреч и расставаний, свиданий и разлук, о мистической бесконечности пронзаемого рельсами сурового горизонта, о стремительно движущихся под стук колес пространствах, о гуле путевого ветра и голосе гудка…

    Трудно назвать в обозримой истории еще что-либо подобное, что так быстро совпало бы с обиходом людей, с такой силой повлияло бы на бытие народа, на представление о времени и пространстве и при этом так легко сделалось бы привычным и насущным, сразу став традицией, овеянной легендами и песнями. Поэтому романтика и самобытность железнодорожного пути даже под влиянием технического прогресса и растущего вместе с ним комфорта передвижения не уйдут никогда – пока остаются стук колес, вокзальные проводы и бегущая за окном даль…

    Алексей Вульфов

    ЧТО ПОЧИТАТЬ?

    XX ВЕК

    Вагон РЖД

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *