Ответственность государственных служащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Статья 71. Виды дисциплинарных взысканий государственных служащих и порядок их наложения

1. К государственным служащим применяются следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение.

2. Наложение дисциплинарного взыскания производится приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица.

До наложения взыскания от служащего, привлекаемого к ответственности, должны быть истребованы письменные объяснения.

За каждый дисциплинарный проступок налагается не более одного дисциплинарного взыскания.

3. Дисциплинарное взыскание, указанное в пункте 1 настоящей статьи, налагается должностным лицом, обладающим правом назначения на государственную должность государственной службы.

4. Служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением должностного лица, обладающим правом назначения на государственную должность государственной службы.

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

УДК 342.922

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Очаковский Виктор Александрович преподаватель кафедры административного и финансового права, кандидат юридических наук

Крутова Яна Александровна

преподаватель кафедры административного и

финансового права, кандидат юридических наук

Жукова Наталья Александровна студентка 2 курса юридического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации

Ключевые слова: ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК

UDC 342.922

CIVIL SERVANT’S DISCIPLINARY RESPONSOBILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ochakovsky Viktor Alexsandrovich Cand.Law.Sci., lecturer of the Administrative and finance law department,

Krutova Yana Alexsandrovna Cand.Law.Sci., lecturer of the Administrative and finance law department

Zhukova Natalya Alexsandrovna

student of the 2nd course of the Law department

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

Keywords: LEGAL RESPONSOBILITY, DISCIPLINARY RESPONSOBILITY, MINOR OFFENSE

Одной из наиболее интересных категорий административного права, изучаемой рядом современных ученых, остается дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

На протяжении нескольких лет, вопросы, касаемо юридической ответственности, занимают лидирующее место среди актуальных и дискуссионных. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих особенно актуальна, так как на данном этапе развития отечественной правовой системы происходят процессы утверждения общечеловеческих ценностей, демократизации политической, экономической и социальной сферы жизни граждан, которые, к сожалению, сопровождаются правонарушениями, совершаемыми самими государственными служащими.

В настоящее время учёные рассматривают данную категорию как один из способов принуждения, который может применяться к лицу

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

только лишь уполномоченными должностными лицами (органами) за совершение дисциплинарных проступков и, в свою очередь, влекущее неблагоприятные последствия для нарушителя. У различных видов ответственности существует определенная направленность, рассматриваемый же нами вид юридической ответственности ставит своей главной целью, прежде всего, обеспечить дисциплину, касаемо служебного подчинения. Но на практике чаще всего мы прослеживается иное. Меры дисциплинарной ответственности применяются не надведомственными органами, в роли которых выступают суды, инспекции и другие, а органами организаций, учреждений, предприятий, где осуществляет свою трудовую деятельность нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом.

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности

государственных гражданских служащих Российской Федерации

осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79 — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее так же — Закон о гражданской службе) . Данная категория лиц обладает достаточным количеством особенностей, в связи с чем и меры дисциплинарной ответственности, применяемые к данной категории граждан, имеют отличия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечается в юридической литературе, одним из признаков юридической ответственности является публичность, но она должна быть обязательно и в то же время правовой, то есть должна быть закреплена в соответствующих нормативных правовых актах. Только в таком случае ответственность будет защищать публично-правовые интересы общества и не будет направлена на удовлетворение чьих-либо интересов .

Несомненно, служба в государственных органах является публично-правовой категорией. И по мнению многих авторов дисциплинарные проступки гражданских служащих отрицательно влияют

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

не только на служебную дисциплину конкретного государственного органа, но также прямо или косвенно затрагивают интересы всей государственной службы в целом.

Нужно учесть следующее, что при назначении дисциплинарных взысканий государственным гражданским служащим нужно полностью исключить заинтересованность определенных лиц в данных действиях. Назначать такие взыскания должно иметь право только лишь государство в лице его представителей или же органа, представляющего исключительно интересы государства. В отношении рассматриваемого нами вида юридической ответственности это возможно лишь отчасти потому, что данный вид правоотношений носит особый характер.

Итак, что же необходимо сделать, какие меры предпринять, чтобы полностью исключить субъективный фактор? Полагаем, что, прежде всего, нужно закрепить наиболее подробно основания привлечения к дисциплинарной ответственности гражданских служащих. Таким образом, удастся исключить возможность осуществления при применении данного вида ответственности личных интересов сослуживцев.

Выше упомянутый закон закрепил следующее основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности — это совершение рассматриваемой категорией лиц дисциплинарного проступка. В свою очередь, под дисциплинарным проступком в законе понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Проблематика рассматриваемого явления заключается в том, что законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков.

Но так как уже выше отмечалось, что данные правоотношения носят особый характер об установлении такого перечня не может быть и идти речи. На наш взгляд, нужно лишь закрепить законодательно те

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

дисциплинарные проступки, которые направлены исключительно на публичные интересы и к которым должны применяться более строгие меры дисциплинарной ответственности.

Является проблематичным и непонимание самого значения публичного характера дисциплинарной ответственности государственных служащих. Если в простых трудовых отношениях работодатель имеет право единолично разрешать вопрос о применении определенных мер дисциплинарной ответственности к работнику, то есть исходя из личных убеждений и понятий, то такой подход в сфере государственной гражданской службы является нецелесообразным и несправедливым.

Некоторые авторы отмечают, что существует определенная свобода усмотрения лица или органа, выступающих от имени государства в отношении некоторых дисциплинарных проступков, посягающих на частные или внутрислужебные интересы государственного органа . Примером таких отношений может послужить — несоблюдение служебного распорядка государственным служащим.

Итак, можно подвести небольшой итог по вышесказанному:

Во-первых, государственные гражданские служащие могут привлекаться за нарушение служебной дисциплины к дисциплинарной ответственности, которая предусмотрена законом, регулирующим правовой статус государственных гражданских служащих.

Во-вторых, существуют определенные нормативные правовые акты, которые регулируют данный вид ответственности, тем самым указывая на специфику рассматриваемых правоотношений. Но «центральный» закон гласит и о том, что уполномоченные лица могут руководствоваться также нормами трудового законодательства.

В — третьих, дисциплина государственных гражданских служащих подразумевает под собой соблюдение определенного служебного распорядка, предусмотренного только лишь нормативными правовыми

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

актами федерального уровня и (или) нормативно правовыми актами государственного органа. Неприемлемыми же являются различные соглашения и коллективные договоры, которые распространены в сфере, касаемой трудовой дисциплины.

Ну и наконец, в-четвертых, одним из наиболее важных условий, прежде чем будет применено дисциплинарное взыскание, является обязательное наличие письменного объяснения государственного гражданского служащего. Является обязательным проведение служебной проверки, по каждому случаю совершения государственным служащим дисциплинарного проступка.

Все меры юридической ответственности, применяемые к гражданским служащим — особые виды санкций, предусмотренные отечественным законодательством. Они носят государственнопринудительный характер в отличии от дисциплинарной ответственности иных категорий работников. Также меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих носят строго императивный характер, так как при заключении контракта не допускается их изменения, а также отсутствует учет мнения стороны, поступающей на государственную гражданскую службу. Это является, своего рода условием при поступлении на данный вид службы.

Взыскания, которые устанавливаются государством через правовые нормы можно отнести к мерам правового принуждения. Должностные лица, а также органы при реализации дисциплинарной власти в то же время и осуществляют государственное принуждение, так как они выступают от имени государства.

Главными целями мер юридической ответственности являются, прежде всего, предупреждение общественно опасных деяний, сохранение правопорядка, а также ликвидация вредных последствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

Что касается сферы государственной гражданской службы, то нужно обязательно учесть то обстоятельство, что меры дисциплинарной ответственности в данной сфере имеют и еще очень важную цель такую как —

исправление поведения государственного гражданского служащего, а также

изменении его взглядов по отношению к государственной гражданской службе.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего служит дисциплинарный проступок, а то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ч. 1 ст. 57 Закона о гражданской службе).

Нужно учесть, что не существует единого определения такой правовой дефиниции как «дисциплинарный проступок». В различных нормативных правовых актах данное определение трактуется по-разному. А также выделяются и определения, касаемые строго специальной дисциплинарной ответственности.

Приведем пример из нормативной базы. Таковым послужит Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58 — ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» согласно которому должностной проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей . Можно заметить, что это определение исключает признак вины, то есть данное определение, на мой взгляд, является неполным, в связи с этим можно говорить о размытости такой формулировки.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что для повышения правой культуры, совершенствования нормативно правовой базы законодатель должен дать более четкое определение термина «дисциплинарный

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

проступок», который будет являться единым и общепринятым, который будет содержать в себе все основные признаки.

Как известно, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит всего лишь 3 вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение . Но как мы понимаем, этого недостаточно для сферы государственной гражданской службы.

Так и закон о государственной гражданской службе расширяет перечень дисциплинарных взысканий, предусмотрев дополнительные, которые могут применяться лишь в отношении государственного гражданского служащего. Нужно отметить, что под дисциплинарными взысканиями в сфере государственной гражданской службы следует понимать меры принудительного воздействия, которые предусмотрены в действующем законодательстве и применяются уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершенный государственным гражданским служащим должностной проступок. Таков перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных данным законом:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

Существенных отличий между тремя первыми взысканиями не существует. Данные виды взысканий практически одинаково воздействуют на правонарушителя, а именно государственного служащего,

совершившего дисциплинарный проступок. Тогда сразу же возникает вопрос, зачем законодатель закрепил 3, ничем не отличающихся, взыскания, тем самым расширив перечень?

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

К данному вопросу следует подойти более дифференцированно, а именно, обратив свое внимание, на характер воздействия того или иного вида дисциплинарного взыскания.

Хорошим примером может послужить Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Исходя из его содержимого следует, что дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной воинской должности.

Специфической чертой такого дисциплинарного взыскания является то, что оно не погашается автоматически по истечении 12 месяцев. По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир в срок до 30 суток принимает решение о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение, — о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

Подробнее рассмотрим такой вид дисциплинарного взыскания как предупреждение о неполном служебном соответствии:

1. Оно представляет собой взыскание, прежде всего, носящее воспитательный характер. Данный вид дисциплинарного взыскания ставит целью исправление поведения военнослужащего, а также изменение его отношения к совершенному правонарушению, делая опору на выполнение воинского долга.

2. Также данный вид дисциплинарного взыскания выступает в виде предупреждения военнослужащего о возможном применении к нему более строго дисциплинарного взыскания, с более неблагоприятными последствиями, например, такие как досрочные увольнения с военной службы или снижения в должности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

Также существует такой вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии. Можно сказать, что этот вид дисциплинарного взыскания является своего рода налогом выше рассмотренного дисциплинарного взыскания. Но если у этих взысканий не существовало бы определенных отличий, то и смысл существования такого вида взыскания был бы утерян. В связи с этим целесообразно указать, какие именно отличия существуют между этими двумя взысканиями.

Сравнивая с законодательством о военной службе, данный вид наказания не содержит никаких особенностей. Оно применяется на общих основаниях, нежели предупреждение о неполном служебном соответствии, учитывающее специфику правоотношений. Нужно отметить, что данный вид дисциплинарного взыскания снимается автоматически через год. Сразу же возникает вопрос: но почему же тогда это правило не действует в отношении военнослужащих?

Отвечая на данный вопрос, было бы уместно вспомнить, что вопрос о соответствии или несоответствии служащим замещаемой должности с определенной законом периодичностью подлежит обязательному решению в ходе процедуры аттестации. Полагаем, что было бы целесообразно по истечении года направлять таких государственных гражданских служащих на внеочередную аттестацию, по результатам которой делался бы справедливый вывод, касаемо дальнейшей деятельности государственного гражданского служащего.

Сделав выводы можно сказать, что требуется внести ряд изменений в служебное законодательство, чтобы избежать ситуаций указанных выше. В законе следует более чётко определить, за какие именно проступки можно налагать отдельные виды дисциплинарного взыскания.

Таким образом, правовая характеристика дисциплинарной ответственности гражданских служащих включает в себя совокупность

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

правовых норм, содержащихся в федеральном законе о государственных гражданских служащих, правовых актов органов и должностных лиц государственного управления, устанавливающих и возлагающих на служащих обязанности по соблюдению требований дисциплины, а также предусматривающих меры их дисциплинарной ответственности и процессуальный порядок применения этих мер в случае нарушения указанных предписаний.

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих -возложение на них установленной в законодательстве обязанности соблюдать требования дисциплины, общественного порядка, а в случае нарушения этих требований (совершение дисциплинарного проступка) -понести ответственность за неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), которые имеют право налагать лишь компетентные лица органов государственного управления.

Итак, дисциплинарные взыскания, рассматриваемые в отношении государственных гражданских служащих, несомненно, имеют свою специфику, которая связана с особым родом деятельности данной категории лиц. С помощью различных видов дисциплинарных взысканий государство контролирует деятельность государственных гражданских служащих, а также следит за правомерным исполнением обязанностей, возложенных на них. Предусмотренные законодательством нормы дисциплины регулируют служебную деятельность гражданских служащих, а также затрагивает и отдельные стороны поведения служащих вне службы.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — это вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые специально уполномоченными органами должностными лицами от имени государства в связи с совершением

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

дисциплинарного проступка в процессе осуществления служебной деятельности.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 4137.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.,1985. — С. 420.

3. Бойко Д.В. Правоприменительное усмотрение, законность и произвол // Общество и право. — 2009. — №3 (25). — С. 33 — 38.

4. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 — ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Alekseev S.S. Teorija gosudarstva i prava. M.,1985. — S. 420.

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

CONCEPTS AND TYPES OF LEGAL LIABILITY OF PUBLIC CIVIL SERVANTS

Мартиросян Елана Владимировна Магистрант ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ Email: Aly0nka-m@yandex .ru

Martirosyan Elana Vladimirovna

YURIF RANHiGS

the President of the Russian

Federation Email: Aly0nka-m@yandex.ru В статье изучена актуальность вопроса юридической ответственности государственных гражданских служащих через призму юридических деликтов государственной службы. Рассмотрены актуальные вопросы функционирования системы государственной службы.

Ключевые слова: Ответственность, государственная гражданская служба, органы исполнительной власти.

Tags: Responsibility, the civil service, the executive authorities.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

В процессе развития государственности в обществе складываются определенные отношения между людьми и органами власти в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности. Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривается как нарушение интересов государства и общества и влечет за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: в виде политической ответственности, общественной, нравственной (моральной) и юридической.

Юридическая ответственность — высшая организационная форма принуждения, ключевой институт государственно-правового принуждения, предполагающий возможность оспаривания субъектом, в отношении которого применяется принуждение, решение компетентного органа публичной власти о применении к нему мер государственно-правового принуждения.

Государственно-правовое принуждение — это сложносоставной институт, предполагающий в целях эффективного управления не только меры юридической ответственности, но и иные меры государственно-правового принуждения, предусмотренные охранительными нормами законодательства в рамках процессуальных форм, закрепленных в законодательстве, применение которых контролируется в конечной инстанции через механизмы и процедуры привлечения к юридической ответственности. Государственное принуждение — это ведущая теоретико-правовая категория юриспруденции, исследования которой не исчерпаны, а по многим подходам в российской юридической науке даже и не начинались. Прежде всего, в обобщенном изложении нуждается понятие государственно-правового принуждения. Актуальным является формирование единой научной теории государственно-правового принуждения, формирование единого собирательного образа государственно-правового принуждения на основе проведения его идентификаций с государством, правом и юридической ответственностью.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

В законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу, нет пояснений относительно термина «ответственность государственного гражданского служащего», также как и нет четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности государственной гражданской службы считаются как основные.

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются статьей 57 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая имеет соответствующее название — «Дисциплинарные взыскания». В ней указывается, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

Порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжалования устанавливается статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1) До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2) Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3) При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4) Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5) Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

6) Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7) Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8) Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9) Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Рос-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

сийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) дисквалификация.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения ли-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

бо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей.

Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает либо в административном порядке, либо по суду (статья 4.7 КоАП РФ).

Полная материальная ответственность гражданского служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ст. 243 Трудового кодекса), а именно:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если та-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Гражданский служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении гражданского служащего за счет средств государственного органа (статья 249 Трудового кодекса РФ).

Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (статьи 285-293 УК РФ).

Помимо указанных в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти дея-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

ния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других.

За аналогичные правонарушения, не подпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административная ответственность государственных гражданских служащих.

Государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию. Это в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127 — 130 УК РФ).

Прямое отношение к уголовной ответственности гражданских служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, устанавливаемом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

Ответственность государственного гражданского служащего представляет собой обширное и сложное образование. Само функциональное предназначение

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

государственной службы — быть аппаратом государственного управления и обеспечивать взаимодействие государственных органов и граждан. Каждое действие гражданского служащего или бездействие несет серьезные юридические последствия для граждан и их различных объединений.

В настоящее время становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных и региональных органов исполнительной власти. Неисполнение или нарушение государственных нормативных актов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России, в связи с чем необходимо сформировать целостную самостоятельную теорию государственно-правового принуждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) № 197-ФЗ от 30.12.2001г.// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) № 63-ФЗ от 13.06.1996г.// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принужде-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

ние: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: «Эверест», 2005. — 275 с.

7. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2007. — С. 214

8. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2009. — С. 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014

Ответственность государственных служащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *