Дисциплинарная ответственность прокурорских работников

References

УДК 347.963.0

Е.Г. Лиходаев, А.А. Титова, С.Е. Якушева

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Введение: Деятельность органов прокуратуры призвана обеспечивать верховенство закона на всей территории Российской Федерации. На прокурорских работников как на федеральных государственных служащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законодательством. Тем не менее, реалии жизни свидетельствуют о том, что не все сотрудники прокуратуры соблюдают данные требования. Цель: рассмотрение организационных и процедурных аспектов привлечения сотрудников прокуратуры к различным видам ответственности: дисциплинарной, уголовной, административной и причин совершения правонарушений, а также эффективность мер, применяемых к правонарушителям. Методологическая основа: применялись системно-структурный, формальнологический, сравнительно-правовой, диалектический методы научного познания, которые позволяют полно и всесторонне исследовать организационно-правовые вопросы привлечения прокурорских работников к ответственности. Результаты: На основе анализа примеров из судебной и дисциплинарной практики прокуратуры предпринята попытка выработать целостный подход к оценке результативности мероприятий по совершенствованию и укреплению служебной дисциплины в органах прокуратуры. Выводы: в целях совершенствования и укрепления служебной дисциплины, воспитания прокурорских работников необходимо ежемесячно принимать меры по укреплению служебной дисциплины, реализации программ профессиональной подготовки сотрудников, внедрять современные технологии, связанные с проведени-

© Лиходаев Евгений Геннадьевич, 2018 S Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская

8 государственная юридическая академия); e-mail: vindex77@mail.ru >g © Титова Анжела Александровна, 2018

S Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская

g государственная юридическая академия); e-mail: anz66@yandex.ru § © Якушева Светлана Евгеньевна, 2018

^ Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская

1 государственная юридическая академия); e-mail: yaha76.06.06@list.ru

и cl

m © Likhodaev Evgeniy Gennadievich, 2018

© Titova Anzhela Aleksandrovna, 2018

© Yakusheva Svetlana Evgen’evna, 2018

ем психофизиологических исследований сотрудников органов прокуратуры, а также применять на практике наиболее эффективную форму работы с молодыми — наставничество. Работу с кадрами следует рассматривать как один из главных инструментов повышения результативности деятельности прокурорской системы.

Ключевые слова: ответственность сотрудников прокуратуры, юридическая ответственность, дисциплинарная ответственность, уголовная ответственность, служебная дисциплина.

E.G. Likhodaev, A.A. Titova, S.E. Yakusheva

SOME ASPECTS OF THE ACCOUNTABILITY OF PROSECUTORS

Деятельность органов прокуратуры призвана обеспечивать верховенство закона на всей территории Российской Федерации. В силу данного положения сотрудники прокуратуры «должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством»1, соблюдать Конституцию РФ, действующее законодательство и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться приказами Генерального прокурора РФ и своих руководителей, правилами

1 См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 22 апреля 2011 г.) // Законность. 2010. № 6. 211

поведения, установленными Кодексом этики прокурорского работника и Присягой прокурора, а также нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

На прокурорских работников как на федеральных государственных служащих в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.) (далее — Закон о прокуратуре)2, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»3 и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.)4.- Тем не менее, реалии жизни свидетельствуют о том, что не все сотрудники прокуратуры соблюдают данные требования, имеют место нарушения как норм морали и человеческого общежития, так и действующего законодательства, в том числе и уголовного, о чем свидетельствуют сообщения в СМИ и сведения на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации5. В такой ситуации следует вести речь о суровой и неотвратимой ответственности прокурорских работников. Однако в данной сфере имеет место целый ряд проблем правового, организационного и процедурного характера, не получивших надлежащего разрешения.

В современной науке под «юридической ответственностью» принято понимать «применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера» . Применительно к сотрудникам прокуратуры чаще всего принято выделять дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом следует отметить, что согласно п. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, — исключительно компетенция органов прокуратуры. Таким образом, и за совершение административного проступка прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность. В то же время некоторыми учеными выделяются конституционная и административная виды ответственности прокурорских работников. Так, согласно особому мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина к Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела»6 «в конституционно-правовом смысле освобождение и временное отстранение от должности обладают единой юридической природой — это меры конституционно-правовой ответственности, предусматривающие определенные ограничения, возможность применения госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4795.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228; 2017. № 15, ч. 1, ст. 2139.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4824.

212 6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 51, ст. 6364.

дарственного принуждения к виновному должностному лицу». В соответствии с разъяснениями Генеральной Прокуратуры РФ «О порядке разрешения вопросов привлечения прокуроров к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения РФ, зафиксированные в автоматическом режиме техническими средствами» проверка сообщения о факте административного правонарушения, зафиксированного таковым, не проводится. В этой связи суды признают законным и обоснованным привлечение сотрудников прокуратуры к административной ответственности в общем порядке7.

В приказе Генерального прокурора от 16 января 2013 г. № 28 во исполнение положений о порядке выплаты премий «Об утверждении положений о порядке премирования, выплаты материальной помощи и единовременных поощрений прокурорским работникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 9 марта 2017 г.)8 и об условиях оплаты труда работников прокуратуры «лишение премии или снижение ее размера … производится только за тот период, в котором имело место нарушение». Данная мера воздействия отсутствует среди мер дисциплинарного взыскания, перечень которых предусмотрен ст. 47.1 Закона о прокуратуре, что позволяет рассматривать лишение премии как меру материальной ответственности. По нашему мнению, это противоречит самой сути материальной ответственности, которая согласно трудовому законодательству наступает лишь в случае причинения работником материального вреда работодателю.

Наибольшее количество вопросов возникает при привлечении прокурорских работников к дисциплинарной и уголовной ответственности. В целях обеспечения соблюдения законности в стране в случае совершения должностных проступков сотрудниками органов прокуратуры руководители органов и учреждений прокуратуры обязаны привлекать таких правонарушителей к дисциплинарной ответственности.

Прокурорами субъектов РФ ежеквартально издаются приказы о премировании работников по итогам службы за каждый квартал года. В приказах указываются в т.ч. и работники, имеющие упущения по службе, и которым премии не выплачиваются или выплачиваются в сокращенном размере. Такие приказы ежеквартально рассылаются по всем прокуратурам субъектов и передаются в Генеральную прокуратуру РФ. Следовательно, дисциплинарная ответственность — это не только важный элемент правового статуса сотрудника прокуратуры, но и важное средство обеспечения дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей руководитель органа или учреждения прокуратуры имеет право применить к ним следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокура-

8 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Приказ Генерального прокурора России от 6 октября 2008 г. № 44-10 «О введении новой системы оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 9 марта 2017 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 213

туре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

О всех случаях таких нарушений, совершенных конкретными работниками, становится известно всем служащим. Список правонарушителей с указанием ФИО, должности, приводится в приложении к ежеквартальному приказу в виде таблицы с указанием номера приказа прокурора субъекта о привлечении лица к дисциплинарной ответственности. В таком случае, на наш взгляд, можно говорить и о морально-психологическом характере воздействий налагаемых взысканий исключительно на лицо, подвергнутое им.

Как показывает практика, привлечение к дисциплинарной ответственности оперативных работников прокуратуры допускается за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, выразившихся в недостатках и упущениях при осуществлении того или иного вида надзора, за нарушение действующего законодательства. К наиболее типичным нарушениям, за которые последовала дисциплинарная ответственность работников районных и городских прокуратур за 2016 г., относятся: неосуществление контроля за исполнением поручения прокурора республики; некачественная подготовка докладных записок; неправильное применение правовых норм при даче заключений; нарушение сроков исполнения заданий Генеральной прокуратуры РФ; необоснованное возвращение уголовного дела в органы следствия, что повлекло обжалование данного решения в вышестоящую прокуратуру; нарушение порядка рассмотрения обращений граждан; некачественное изучение материалов уголовного дела, что в некоторых случаях повлекло отказ в возбуждении уголовного дела, а в некоторых, напротив, возбуждение уголовных дел, в которых не содержатся признаки состава преступления; нарушение правил ведения статистического учета, что повлекло недостоверность статистических данных, направленных в вышестоящую прокуратуру; непринятие мер к апелляционному обжалованию незаконно вынесенного приговора суда, а также апелляционное обжалование вынесенного приговора суда с нарушениями законодательства; неорганизация надзора за обеспечением безотлагательного реагирования на принятие незаконных нормативно-правовых актов поднадзорными органами и организациями; некачественное проведение проверок; прогул и др.

Так, за период с 2013 по 2017 г. в России в органах прокуратуры возросло число лиц, уволенных «за нарушение Присяги прокурора и трудовой дисциплины, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника». Например, приказом прокурора Республики Ингушетия от 26 августа 2013 г. старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Республики Ингушетия А.Б. Ужахов был уволен за нарушение трудовой дисциплины в виде прогула на основании подп. «в» п. 1 ст. 43 Закона о прокуратуре9|Приказом от 10 августа 2015 г. № 656-к за грубое нарушение трудовой дисциплины — прогул, нарушение Присяги прокурора и совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника Б. освобождена от должности помощника Минераловодского межрайонного прокурора и уволена из прокуратуры Ставропольского края. При этом в обоснование приказа

9 См.: Определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2014 г. № 26-КГ14-27. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

об увольнении указано, что Б. неоднократно находилась на лечении, однако несмотря на письменные запросы о необходимости представления в прокуратуру края всех имеющихся листков временной нетрудоспособности, они не представлены. Таким образом, Б. не дорожила своей профессиональной честью работника прокуратуры, не проявила образца моральной чистоты, скромности, нарушила своими действиями требования Общих принципов служебного поведения государственных служащих, Присягу прокурора, Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации10.

Следует отметить, что за дисциплинарный проступок по службе, совершенный помощником прокурора, ответственность несет также и прокурор. Следовательно, нарушение дисциплины сотрудниками прокуратуры оказывает негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности органов прокуратуры, дискредитирует прокуратуру в глазах населения. Поэтому первостепенное значение придается вопросам соблюдения сотрудниками служебной дисциплины и законности, от решения которых во многом зависит степень доверия граждан к данной структуре.

Как уже отмечалось, в качестве одного из видов дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам органов и учреждений прокуратуры, является привлечение к материальной ответственности, поводом для которого служит непрофессиональное исполнение самими прокурорскими работниками служебных обязанностей, а также в некоторых случаях и ненадлежащий контроль за исполнением этих обязанностей подчиненными.

Непрофессионализм, как правило, выражается в некачественном исполнении обязанностей, пропуске установленных сроков, нярутттении установленных пра- ш вил представления документации, несоблюдении норм приказов и инструкцией и при выполнении служебных обязанностей. В случаях, когда ненадлежащее ис- а полнение обязанностей является систематическим, приводит к неблагоприятным о последствиям, уже наступает дисциплинарная ответственность в соответствии о с трудовым законодательством и Законом о прокуратуре. о

с

Актуальным является вопрос, связанный и с нарушением работниками | органов прокуратуры Правил дорожного движения. Так, помощником про- в

е

курора И.А. Ягафаровой не было доложено руководству прокуратуры района и о

Республики о совершении ДТП. Кроме того, она пыталась умышленно скрыть р

от сотрудников ГИБДД сведения о месте работы. Указанное привело к проведе- |

нию сотрудниками полиции незаконной проверки и принятию ими незаконного к

решения о признании И.А. Ягафаровой виновной в совершении административ- |

ного правонарушения, что является исключительной компетенцией органов |

прокуратуры. Тем самым И.А. Ягафарова нарушила требования ст. 42 Закона и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о прокуратуре. Помимо этого, она сразу после ДТП, желая скрыть место своей №

службы, осознавая последствия нарушения ею закона, переоделась в машине 2

из формы сотрудника прокуратуры в гражданскую одежду. Своими действиями )

она допустила нарушение Присяги прокурора, требования Кодекса этики про- 8 курорского работника, а также совершила проступок, порочащий честь про-

10 См.: Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 3 марта 2016 г. по делу № 33-1311/2016. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

курорского работника. По итогам служебной проверки11 она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов прокуратуры12.

Постановлением инспектора по исполнению административного законодательства Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области сотрудник органов прокуратуры был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ13.

Возросло число лиц, уволенных за непрофессиональное и неэтичное поведение служащих, причем не только в работе, но и во внеслужебной деятельности. Так, например, А. Седых (помощник прокурора Советского района г. Воронежа) уволен за вождение автомобиля в нетрезвом виде, участие в самом ДТП, попытке скрыться с места ДТП1^ С. Иванов (прокурор Ленинградской области) уволен в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по подозрению в получение взяток в размере 20 млн руб.15 В сентябре 2016 г. было возбуждено уголовное дело (хулиганство) в отношении старшего помощника прокурора Шалинского района М. Гучигова, который управлял автомобилем в составе свадебного кортежа, участники которого, выражая явное неуважение к обществу и используя травматическое оружие, грубо нарушили общественный порядок. Однако закончился названный инцидент привлечением сотрудника прокуратуры лишь к дисциплинарной ответственности. За нарушение Присяги прокурора и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, М. Гучигов приказом прокурора Чеченской Республики от 21 сентября 2016 г. уволен со службы16.

Другим ярким примером является факт привлечения к уголовной ответственности работников Обнинской городской прокуратуры Курносова, Шогенова и водителя Козонова, где беспрецедентное дело было доведено до суда и вынесен приговор. Обнинский городской суд Калужской области вынес приговор по уголовному делу в отношении бывших заместителя прокурора г. Обнинска М. Кур-носова, помощника прокурора г. Обнинска З. Шогенова и водителя прокуратуры г. Обнинска М. Козонова. Курносов признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере), Шогенов и Козонов — в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «б» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере). Суд с учетом мнения государственного обвинителя признал подсудимых виновными в совершении инкриминированных им деяний и назначил наказание Курносову в виде 7 лет лишения свободы, Шогенову и Козонову — с применением ст. 64 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы каждому, с отбыванием наказания в ис-

>g 11 См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255 «Об утверждении

S Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников

° органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2016. № 7.

§ 12 См.:Определение Верховного Суда Республики Башкортостан № 33-3960/2016 от 17 марта

^ 2016 г. по делу № 33-3960/2016. URL: http://sudact.ru/regular/doc/cMw7gAaRkMxS/ (дата об-1 ращения: 12.10.2017).

i 13 См.:Решение Каширского районного суда Воронежской области от 17 октября 2014 г.

12-116/2014 по делу № 12-116/2014. URL: http://sudact.ru/regular/doc/0J4HpLiiZtYM/ (дата обращения: 16.10.2017).

правительной колонии строгого режима. Курносов и Шогенов лишены права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением организационно-распорядительных функций, сроком на 3 года, а также лишены классных чинов прокурорских работников. Кроме того, всем осужденным назначено дополнительно наказание в виде штрафа в размере 60-кратной суммы взятки — 12 млн руб.17

Также вынесен приговор в отношении бывшего заместителя прокурора Томской области О. Колупаева, приговоренного к 7 годам и 5 мес. лишения свободы в колонии строгого режима, штрафу в 21 млн руб. и к запрету на 3 года занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления за совершение преступления, предусмотренного ч. 5 п. «в» ст. 290 УК РФ18.

Как видно, в отношении прокурорских работников принимаются меры не только по привлечению их к административной ответственности. К сожалению, нередки случаи привлечения их и к уголовной ответственности, что, по-нашему мнению, в наибольшей степени дискредитирует работника прокураты и органы прокуратуры в целом в глазах населения, подрывает их авторитет.

Это далеко не все случаи за последние несколько лет. Часто недобросовестные прокуроры самостоятельно подают заявление об отставке или об увольнении по собственному желанию, чтобы избежать огласки. Однако по фактам совершенных ими преступлений и злоупотребления полномочиями во время нахождения в должности, как правило, возбуждаются уголовные дела и о непрофессионализме таких работников становится известно. Таким примером служит громкое дело бывшего прокурора г. Энгельса Саратовской области В. Зубакина.

Наиболее опасны преступления, совершенные сотрудниками органов прокуратуры, в чьи непосредственные обязанности входит борьба с преступностью. Как показывает практика, ввиду специфичности статуса указанных лиц, обусловленного гарантиями неприкосновенности при совершении ими преступных деяний, уголовные дела могут быть возбуждены, но впоследствии прекращены, и сотрудник прокуратуры «может отделаться» лишь дисциплинарным взысканием. В качестве одной из причин также можно указать недостаточный уровень правовой регламентации вопроса привлечения к уголовной ответственности прокурорских работников, производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, в целях совершенствования и укрепления служебной дисциплины, воспитания прокурорских работников необходимо ежемесячно принимать меры по укреплению служебной дисциплины, реализации программ профессиональной подготовки сотрудников по внедрению современных технологий, связанных с проведением психофизиологических исследований сотрудников органов прокуратуры. Также необходимо применять на практике наиболее эффективную форму работы с молодыми — наставничество. При этом работу с кадрами следует рассматривать как один из главных инструментов повышения результативности деятельности всей прокурорской системы. Прокурорские работники и государственные служащие должны профессионально,

интеллектуально и психологически быть готовыми к работе в условиях высокой нагрузки и добросовестно выполнять служебные обязанности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Верстунина Л. В.,

соискатель Московской государственной юридической академии,

старший помощник прокурора районной прокуратуры г. Краснодара

ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действующей ранее административной системы управления.

Принятый Президентом Российской Федерации Указ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»1 направлен на повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. Указ Президента РФ лег в основу разработки и принятия 27 мая 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2, которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба, правоохранительная служба). По своей сути данный Закон является базовым. Он помогает установить общие принципы и закрепить основы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.

На основе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, в соответствии с которым предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

1 См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

2 См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

3 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Правоохранительная служба — вид государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), а также иными актами, содержащими нормы трудового права.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом особенностей Федерального закона от 17 января 1992 № 22-02 «О прокуратуре Российской Федерации»1.

Установление особенностей в правовом регулировании труда работников прокуратуры, как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами и учреждениями, обусловлено спецификой (особенностями) их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед работниками прокуратуры, характером служебных обязанностей, возлагаемых на них, и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в России.

Суть этих особенностей состоит главным образом в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к работникам прокуратуры, а с другой — устанавливают для них дополнительные по сравнению Трудовым кодексом РФ льготы и социальные гарантии.

Дисциплинарную ответственность работников прокуратуры следует отнести к специальной дисциплинарной ответственности, поскольку она регулируется специальным законодательством. Этому вопросу посвящена

1 См. с изм. и доп., внесенными Федеральными законами, включая Федеральный закон от

4 ноября 2005 г. № 138-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс. Версия Проф.».

статья 41.7 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— строгий выговор;

— понижение в классном чине;

— лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

— лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— увольнение из органов прокуратуры.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к работниками прокуратуры на основании указанного специального нормативного правового акта, достаточно широк и во многом отличается от общего трудового законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По общему правилу, Закон (ст. 192 ТК РФ) предусматривает, что работодатель вправе применять к работникам дисциплинарные взыскания, к которым относятся:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При применении такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, необходимо учитывать, что увольнение допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Увольнение как дисциплинарное взыскание является наиболее строгой и крайней мерой воздействия на работника, нарушившего дисциплину труда.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ст. 192 ТК РФ внесено дополнение, указывающее на основания увольнения работника, которые являются дисциплинарными взысканиями. К ним относятся увольнения:

1. За неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание

(п. 5 ст. 81 ТК РФ). Увольнение по этому основанию правомерно при наличии следующих условий:

а) работник допустил противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, причем без уважительных причин (например, не соблюдал требования законодательства, не выполнил обязательства по трудовому договору, нарушил правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения, приказы работодателя, технические правила и т. п.). Поэтому нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины отказ работника от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска, поскольку в силу ч. 2 ст. 125 ТК РФ работодатель не имеет права досрочно отозвать работника из отпуска без его согласия;

б) неисполнение трудовых обязанностей носило неоднократный характер;

в) к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, которые на момент повторного неисполнения трудовых обязанностей не были сняты или погашены.

2. За прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) — подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Законодательство под прогулом понимает отсутствие работника без уважительных причин, во-первых, в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, и во-вторых, более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены), причем именно на своем рабочем месте. Кроме того, в соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 как прогул могут быть расценены следующие действия работника:

— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении трудового договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения;

— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора;

— самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если

работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении, и время использования работником таких дней не зависило от усмотрения работодателя.

Прогулом является также неявка без уважительных причин на работу, куда работник был переведен в соответствии с действующим законодательством. Если же перевод был осуществлен с нарушением законодательства, то отказ работника от такого перевода нельзя расценивать как прогул.

3. За появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) — подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

4. За разглашение работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника) — подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Здесь увольнение работника может последовать только тогда, когда он был допущен к сведениям, составляющим ту или иную тайну, а сохранение такой тайны (кроме государственной) обусловлено заключенным работником трудовым договором.

5. За совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) — подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

6. За установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по данному основанию необходимо одновременно наличие трех условий:

а) противоправное поведение работника (нарушение им конкретных требований по охране труда);

б) наличие вредоносного результата (несчастный случай, причем вне зависимости от того, с кем он произошел, — с самим работником или с другим лицом; авария, катастрофа) или реальная угроза его наступления;

в) причинно-следственная связь между двумя этими обстоятельствами.

7. За совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные или денежные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ). На основании этой нормы ТК РФ могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, например, лица, занятые приемом, хранением, транспортировкой, экспедированием, распределением этих средств и т. п. К ним относятся продавцы, кассиры, инкассаторы, кладовщики, заведующие складами, администраторы торговых залов и др.

8. За совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). На основании данной нормы ТК РФ могут быть уволены лишь работники, выполняющие воспитательные функции, к которым судебная практика относит учителей, преподавателей учебных заведений, воспитателей детских учреждений, мастеров производственного обучения. Основанием для увольнения таких работников служит совершение ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, включая проступки, совершенные в быту, в общественных местах.

9. За принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ). Необоснованным принято считать решение, если в результате именно его наступили неблагоприятные последствия, указанные в рассматриваемой норме ТК РФ.

10. За однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дисциплинарных взысканий позволяет признать решение работодателя о применении дисциплинарного взыскания незаконным.

Указанные выше общие меры дисциплинарного взыскания в силу ст. 192 ТК РФ применяются работодателем.

Закон о прокуратуре РФ четко обозначил субординацию руководителей органов и учреждений при применении к работникам той или иной меры дисциплинарного взыскания, а также порядок их применения.

Так, в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме (все виды дисциплинарных взысканий).

Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры, имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

В Законе о прокуратуре РФ (п. 5 ст. 41.7) особо подчеркивается, что наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Как и по общему законодательству (ст. 193 ТК РФ), дисциплинарное взыскание на работников прокуратуры налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывании его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения (п. 6, 7 ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ).

Закон о прокуратуре (п. 9 ст. 41.7) предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Она заключается в том, что работник, допустивший дисциплинарный проступок, может быть по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность, временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Подобной процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работников Трудовой кодекс РФ не предусматривает, хотя допускает возможность отстранения от работы (должности) в силу ст. 76 ТК РФ. Однако отстранение от работы (недопущение к работе) здесь может иметь место только в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными пра-

вовыми актами Российской Федерации. При этом в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата согласно ст. 76 ТК РФ не начисляется за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Очевидно, что такое право работникам прокуратуры предоставлено и в случае обжалования дисциплинарных взысканий, наложенных на них на основании ст. 41.7 указанного Закона. Это в полной мере соответствует статье 37 (п. 4) Конституции Российской Федерации, которая признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *