Ребенка не вожу в школу

С 15 декабря школы начали принимать заявления от родителей будущих первоклассников. Некоторые дети пойдут в школу в неполные семь лет. Если ребёнок уже умеет читать, писать и считать, всё равно не стоит торопиться. Психологи Наталья Соломахо и Карина Цвей рассказывают, какой проблемой может обернуться начало учёбы, когда ребёнок из-за возраста ещё не готов к школе.

Почему мы обращаемся к этой теме? Что такого страшного в том, что ребёнок пойдёт в школу до семи лет? Он же подрастёт, и разве это много — разница в 2-4 месяца? Как специалист с семнадцатилетней практикой отвечу: да! Потому что для вашего ребёнка разница будет не 2-4 месяца, а год! Ровно год (а то и больше) разницы между ним и некоторыми его одноклассниками. И год отсрочки от школы может существенно изменить все последующие 11 лет его и вашей жизни.

Именно поэтому надо взвесить все «за» и все «против». Например, многие решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно.

Рассмотрим такие аргументы под микроскопом с самым большим увеличением, чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными вещами

«Все идут, и мы идём…»

Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит, справится и со школой — там ведь на полдня меньше, всего 3-4 урока.

Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом возрасте, — это очень много.

Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям, интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность ребёнка к школе

Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек стимулировать и подгонять не может!

Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 30 до 40 учеников.

И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг, который на год старше. И это не фигура речи — в классе иногда встречаются дети с разницей в возрасте больше года.

«Он умеет писать, читать, считать…»

Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно судить о готовности ребёнка к школе.

Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют физиологическая и психологическая готовность, а это:

  • Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо. Это про усидчивость и внимательность.
  • Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то не получается. Умение выражать своё состояние и переживания безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
  • Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция школьника», то есть сформированность потребности не только в игре, но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
  • Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место под солнцем». Это про общение и взаимодействие.

«Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он всё уже знает и умеет…»

Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!

Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий. Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы обучения растут, программы обновляются, совершенствуются. Всегда можно выбрать гимназию или найти программу посложнее. Скучно ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы детского сада.

«А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет»

Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем и предложим, так он к этому относиться и будет.

В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём: «Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что такой большой и умный!».

При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно, индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста, но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём в этом году в школу.

«Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые дети»

Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением — поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для преодоления этих ситуаций?

Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто физиологическим причинам.

«А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»

Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.

Можно оставить его в этом же детском саду, но просто сменить коллектив и воспитателей. Можно сменить детский сад или набрать развивающих занятий и кружков. Понятно, что у ребёнка будет стресс, так как это смена коллектива, смена педагогов. Но по сравнению со школой это может быть меньшее из зол.

«Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне»

Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог, который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.

И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка. Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания дисциплины ученика здесь сыграет плохую службу и вряд ли будет способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация очень понадобится в средней и тем более в старшей школе. Мотивация именно учебная, формирование которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.

Факторы, которые говорят о том, что лучше ещё годик подождать

  • Ребёнок не ходил в детский сад;
  • есть логопедические сложности;
  • есть неврологические особенности;
  • есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет);
  • ребёнок часто болеет;
  • ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;
  • ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;
  • тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент;
  • эмоционально реагирует на любые события;
  • тревожный ребёнок.

Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа — это не только первый класс, который в большей степени нужен для адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе, в средней и старшей школе. И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника, даже сложно представить!

Если вы ещё точно не определились или вас мучают сомнения, то посоветуйтесь с воспитателями, педагогами из кружков, придите на консультацию к психологу, где можно пройти тест на готовность к школьному обучению. Соберите мнения, взгляды, сформируйте полную картину происходящего.

Если вы однозначно решили отдавать ребёнка в школу до семи лет — пройдите диагностику психологической готовности к школе, которая учитывает психологическое развитие, особенности психических процессов ребёнка. Специалист подскажет, в каком направлении работать, чтобы к началу учебного года максимально подготовить ребёнка психологически, подскажет, какие особенности его психики стоит учитывать.

В идеале подобную диагностику надо повторить в конце года и посмотреть, в чём удалось продвинуться, а какие нюансы требуют внимания и работы. Иногда поможет только время, но есть то, что вполне успешно можно тренировать и развивать. Например память, внимание, мышление. И чем раньше вы узнаете, на что именно стоит обратить внимание и с чем работать, — тем лучше.

Директор благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава написала в соцсетях, что устраивает своего подопечного Колю в общеобразовательную школу. Это вызвало большую дискуссию между сторонниками и противниками инклюзивного образования, многие не понимали, зачем ребенку с тяжелой инвалидностью идти в школу. Председатель правления Центра лечебной педагогики (ЦЛП) Анна Битова, уже 30 лет работающая с такими детьми, как Коля, рассказала спецкору «Ъ” Ольге Алленовой, что дает обучение в общеобразовательной школе детям с тяжелыми нарушениями развития.

«Пока это маленький инопланетянин»

— Вы консультировали Колю и Лиду?

— Я видела Колю, но в частном порядке. Подопечным детского хосписа сейчас уже не нужны консультации ЦЛП, потому что у них есть свои очень хорошие специалисты. Поначалу мы принимали большое участие в обследованиях детей, работе с ними, но с тех пор хоспис очень вырос, у них есть все врачи, есть психологи, дефектологи, специалисты по коммуникации, специалисты по передвижению. Думаю, Коля уже получил все необходимые консультации.

— Вы знаете семьи, где такие дети, как Коля, ходят в обычную школу?

— Да, у нас несколько таких семей. И есть прямо очень удачные истории. Вот, например, учится девочка в школе, она с интересом смотрит на одноклассников, ничего плохого никому не делает, у нее жизнь наполнена, она не только дома сидит, но и видит мир вокруг. Одноклассники видят приятную соученицу. У учителя пока нет технологичного способа выяснить, о чем думает девочка, этим дома занимаются родители, пытаются понять, какое у нее настроение, чего она хочет.

Да, это не инклюзия в том смысле, что ребенок в школе пока не получает какое-то специальное образование, но он социализируется. И когда Коля придет в школу за социализацией, он увидит класс, других детей, как они живут в его возрасте, что такое урок, услышит разные голоса, как ребята ходят по классу и отвечают на уроке — все это может быть для него полезным. Возможно, он получит какое-то новое понимание мира. Получит он его или не получит, может показать только опыт. Но если не попробовать, то ничего и не выйдет.

— Многие люди спрашивают, не будет ли Коле тяжело в школе, захочет ли он каждый день преодолевать какие-то трудности, зачем ему вообще идти в школу, если он не понимает, что происходит вокруг него.

— Мы пока не знаем, что он понимает, а что нет. Никакой информации о внутреннем мире Коли ни у кого пока нет и не будет еще длительное время. Сегодня практически невозможно выяснить, о чем думает Коля, как видит этот мир. Думаю, со временем мы научимся это понимать.

Пока это маленький инопланетянин — прилетел с другой планеты и вообще не понимает, что тут делается. И мы предлагаем ему разные места и смотрим, нравится ему или не нравится.

Если ему не понравится в школе, никто же не будет принудительно его туда водить. Но если мы не попробуем, то не узнаем, хорошо ему от этого или плохо.

И это его право — ходить в школу. Как право дышать, есть, жить. Он ребенок. Почему мы заранее лишаем его этого права, считая, что ему будет плохо? А может, будет хорошо? А может, это будут самые лучшие годы его жизни? Откуда мы знаем?

Я могу из своего опыта рассказать, что в какой-то момент ко мне привозили очень сложного ребенка, он не мог сидеть в коляске, только лежал, проблемы со зрением, не концентрировал ни на чем внимание. И специалист, который у нас в ЦЛП занимался с ним игровой терапией, в какой-то момент сказал, что ребенку пора работать с логопедом. Я согласилась, и мы стали заниматься. Но я не понимала, берет ли он что-то из наших занятий, меняется ли что-то в его жизни. И я спросила у мамы, не трудно ли ей по два часа тратить на дорогу, возить ребенка на занятия и нужно ли это вообще. А она ответила: «Это очень нужно! Вот раньше мы входили в комнату и его взгляд ни на чем не останавливался, а сейчас он внимательно разглядывает предметы в этой комнате». То есть у него появился какой-то интерес к жизни. Или другой пример. Одна мама привозила к нам на занятия ребенка с тяжелыми нарушениями развития, с эпилепсией. Вот они едут к нам полтора часа и обратно столько же. Я вижу спящего ребенка и думаю: он уже ослабевает, ему тяжело. И говорю маме: «Может, не очень нужно?» А мама мне говорит: «Он до этого спал круглосуточно, а после занятий целый день оживленный, смотрит вокруг, общается».

То есть эти занятия стали для него окошком в мир. Дома все привычное, все одинаковое, а тут новый кусок мира, который он осваивал. И если это его оживляет, если это улучшает качество его жизни, то пожалуйста, мы будем заниматься с ним столько, сколько надо.

— Вы хотите сказать, что раз такие дети плохо изучены, то никто не знает, как конкретный ребенок отреагирует на то или иное событие?

— Конечно. Если говорить о Коле, то его же только недавно взяли домой, он только недавно начал жить другой жизнью. Раньше он жил в очень замкнутой среде. И сейчас Лида как умеет изучает с ним разные возможности и смотрит, что ему хорошо, что плохо, что ему интересно, что может помочь ему развиваться, изменить его жизнь. Почему мы должны ей мешать? Давайте попробуем. Если дела пойдут плохо, она сама увидит и остановит это.

«Не важно, в какой школе работают с ребенком, важно — кто с ним работает»

— Как учитель в классе будет работать с Колей?

— Учитель, в класс к которому попадет Коля, может занимать разные позиции, но как минимум он должен понимать, что все дети по закону имеют право на образование, и должен подготовить других учеников к тому, что такие дети бывают и они часть нашего мира. Если бы я была учителем, я бы не стала, конечно, без дополнительной подготовки работать с детьми с таким нарушением развития, но я могла бы пойти поучиться — в Москве есть федеральный ресурсный центр, есть методические объединения, где можно получить дополнительную информацию о том, как общаться и преподавать таким детям. Есть федеральный ресурсный центр в Пскове. Учитель может подумать, а что из происходящего на уроке могло бы быть интересно Коле? Например, ты ведешь урок и на какой-то минуте перемещаешься к Коле и что-то говоришь рядом с ним и ему. Может, ему будет интересно, что кто-то с ним разговаривает непривычным голосом. И ученики увидят, что есть возможность разговаривать с Колей и что он как-то реагирует. Как минимум — можно попробовать.

У меня была воспитанница с очень слабым остаточным слухом, и родители никак не могли подобрать ей слуховой аппарат, но она неплохо считывала с губ. И мама приняла решение не отдавать ее в специализированную школу, потому что девочка неплохо говорила и понимала обращенную к ней речь, но только ей нужно было видеть лицо человека, который с ней разговаривает. Мама договорилась с учительницей из ближайшей школы, та посадила девочку на ближайшую парту и говорила, периодически глядя ей в лицо, в течение нескольких лет. Девочка окончила общеобразовательную школу. Со временем удалось подобрать для нее слуховой аппарат, и сейчас она окончила вуз, хорошо говорит. Но если бы не было вот этой принимающей учительницы, ничего бы не случилось.

Если учителю, в класс которого придет Коля, будет нужна помощь, есть специалисты хосписа, преподаватели, психологи, логопеды, которые могут ему помочь. И сама Лида многое понимает про Колю — что ему может быть интересно, что может каким-то образом оживить его жизнь. Я тоже готова, если нужно, проконсультировать учителя, если у него возникнут какие-либо вопросы. Мне не кажется, что учитель очень сильно пострадает, потому что по большому счету у него нет обязательств выучить Колю читать, писать, математике, биологии. У него есть только обязательство освоить специальную образовательную программу. Коля придет в школу, для него будет составлена специальная индивидуальная программа образования (СИПР). Наверное, в нее войдут самые простые вещи. Реакция Коли на вопрос, ответ «да — нет», возможно, какая-то ориентация в пространстве, реакция на световые, звуковые раздражители. Это несложно, и есть специалисты, которые помогут учителю.

— Если ребенок не говорит, не реагирует, как технически можно учить его в обычной школе?

— Если ребенок не слышит и не отвечает, наладить коммуникацию будет трудно, но это все равно нужно делать, пробовать.

Сейчас во всем мире люди с тяжелыми формами инвалидности общаются с помощью айтрекеров — они управляют курсором движениями глаз, и благодаря этим техническим приспособлениям в их жизни наступает новая эра. Наверное, многие из них смогут общаться через компьютер.

И если ребенок будет учиться этому в обычной школе, у него больше шансов потом жить в обществе и взаимодействовать с ним.

— А в спецшколе могут этому научить?

— Если это хорошая спецшкола, то, наверное, могут. Вообще, совершенно не важно, в какой школе работают с ребенком, важно — кто с ним работает. Десять лет назад даже в хороших спецшколах было совершенно непонятно, что с такими детьми делать. В спецшколе с ними работать не умели, там был единственный плюс — малый класс, а больше ничего.

«Школа выступает как менеджер, обеспечивающий получение услуг»

— Такой ребенок обязательно должен быть в классе с ассистентом? Не может случиться так, что один учитель в классе с 30 детьми должен будет учить еще и особого ребенка?

— Коля точно будет с ассистентом, о другом даже речи нет. С ним всегда будет его личный взрослый, который будет смотреть, чтобы Коле было хорошо, а если Коле поплохеет — его выведут, переоденут, покормят, дадут лекарство. Коля будет участвовать в уроке в той мере, в какой он может. Учитель будет ему уделять внимание ровно в той мере, в какой он сможет это делать.

Я считаю, что было бы хорошо, если бы урок начинался с того, чтобы все здоровались с Колей, и где-нибудь внутри урока какое-то маленькое, на пару минут, событие проходило для Коли. Я бы считала, что для Коли этого достаточно, если учесть, что он не в первый класс придет, а в пятый.

Конечно, есть риски неправильного поведения родителей, неправильного поведения школы. Если школа, учителя, родители будут достаточно внимательны и на своем примере покажут, что им интересно, что в классе появился такой необычный ребенок, то, я уверена, дети тоже увидят в Коле интересного, необычного человека. Все-таки в младшей и средней школе дети достаточно сильно ориентированы на учителя, на взрослых. Если родители будут спрашивать у ассистента, опекуна или учителя, как Коля, как он себя ведет, какие у него успехи, то это будет позитивно влиять на ситуацию. Я бы на месте школы провела встречу с родителями этого класса, а может быть, и вообще со всеми родителями. Мне кажется, это очень полезно для всех.

Более десяти лет назад мы делали инклюзивный класс в обычной московской школе, и первыми возмутились учителя, не захотели в этом участвовать. А потом, после бесед и разъяснений, они все хорошо приняли. Мне кажется, тут многое зависит от предварительных переговоров.

— Чтобы ребенка с инвалидностью устроить в обычную школу, обязательно вести его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)?

— Вообще необязательно. Родитель не обязан ходить на ПМПК. И желания родителя достаточно для того, чтобы ребенок пришел в общеобразовательную школу. Таков федеральный закон об образовании. Но если ребенку нужен ассистент, тьютор и если мы хотим, чтобы его ребенку дала школа, то в таком случае надо пойти на ПМПК. Если родитель сам намерен решать проблему сопровождения ребенка в школе, ему не нужно идти на ПМПК. Но если ребенку в школе нужен тифлопедагог, сурдопедагог, логопед, психолог, дефектолог, нужно пройти ПМПК, потому что там выдадут документ, рекомендующий школе выделить таких специалистов.

— В рекомендациях ПМПК должно быть написано, что ребенку надо учиться в общеобразовательной или специализированной школе?

— Нет, ничего такого не должно быть написано. У ребенка своя индивидуальная образовательная программа, ее можно выполнить в любом месте — там, где хотят родители. Выбор школы — это решение родителя.

Дальше, когда ребенка уже взяли в школу, специалисты, учитывая рекомендации ПМПК и мнение родителя, разрабатывают СИПР и согласовывают ее с родителем. В ней написано, какие еще специалисты должны заниматься с ребенком. Родитель говорит, чего он ждет от школы, а школа говорит, что она может дать. Если говорить о Лиде и Коле, то я на месте Лиды попросила бы у школы тифлопедагога, потому что у Коли есть проблемы со зрением. С такими детьми должен заниматься педагог, который умеет учить людей с нарушением зрения. Скорее всего, в этой школе нет тифлопедагога. Закон предусматривает, что в таком случае школа должна обратиться в городское управление образования и сказать, что для этого ребенка нужно столько-то часов занятий с тифлопедагогом. И ему должны быть обеспечены эти занятия — либо педагог будет приезжать к Коле, либо Коля будет приезжать к этому педагогу. Школа не обязана иметь таких специалистов в своих стенах, но она должна организовать такие занятия. Школа в этом случае выступает как менеджер, обеспечивающий получение ребенком всех услуг, которые ему нужны.

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Одни учатся для того, чтобы получать хорошие отметки, другие для того, чтобы не огорчать своих родителей, третьи для того, чтобы узнать что-то новое. Возможно, есть и другие причины, которые заставляют учиться в школе. А для чего же тебе нужно учиться? На этот вопрос тебе самому придется ответить. Вот некоторые плюсы обучения в школе:

  • Ты получаешь возможность общения с друзьями;
  • Ты учишься полемизировать или спорить со взрослыми, доказывая при этом свою точку зрения;
  • Ты получаешь первые уроки жизни, проверяешь свои силы;
  • Ты становишься с каждым днем более самостоятельным человеком;
  • Ты получаешь массу новой информации и развиваешь в себе способность выбирать нужную для тебя;
  • Ты пробуешь свои силы в разных науках, в творчестве, в других сферах и в итоге делаешь свой выбор в пользу тех видов деятельности, которые станут главными в твоей профессии;
  • Ты получаешь после окончания школы документ о полном или неполном среднем образовании и можешь продолжить обучение в училище или ВУЗе;
  • Ты становишься личностью, которая умеет справляться с трудностями.

Представь, что ты хочешь отправиться на выходные в путешествие. У тебя два варианта транспортных средств: велосипед или автомобиль. Ты выбираешь велосипед. Отличный выбор! Права не нужны, можно ехать, где хочешь и куда хочешь, и правила дорожного движения знать необязательно. Но ты достаточно быстро устанешь крутить педали, а тебе еще и домой надо возвращаться. Остается автомобиль! Однако за руль машины тебе можно сесть только после 18 лет и при условии сдачи экзаменов. А для этого нужно подождать и пройти обучение. Но какое удовольствие тебе потом доставит путешествие на автомобиле – скорость, удобство и комфорт! Так вот и с обучением в школе: если ты закончишь ее и получишь аттестат, то тебе откроется гораздо больше возможностей в твоей профессиональной карьере, нежели когда ты откажешься от обучения и бросишь школу.

Выбор всегда за тобой! И об этом всегда можно поговорить со специалистом

Школа – это источник знаний и общения для ребёнка, но иногда по каким-то причинам он может перестать её посещать. Эта статья о том, что делать, если ребёнок не ходит в школу.

Одной из объективных причин, почему дети не посещают учебное заведение, являются различные медицинские диагнозы, которые не позволяют учиться со всеми. В случае, если заболевание является настолько серьёзным, что требует стационарного лечения, при многих больницах организуется посещение пациентов учителями из ближайших школ. Разумеется, это не заменяет полноценную учёбу, но даёт толчок к дальнейшим занятиям. Если же ребёнок может находиться дома, то это требует большого участия родителей. Они сами могут заниматься с детьми или же пригласить репетиторов по различным предметам.

Кроме медицинских существует ещё множество причин, почему ребёнок может отказаться от посещения уроков. Во-первых, у малыша могли не сложиться отношения с одноклассниками. В этом случае рекомендуется очень мягко и ненавязчиво выяснить у него подробности конфликта, вместе обсудить варианты решения. Если необходимо (конфликт каким-то образом угрожает безопасности ребёнка в классе), можно поговорить с учителем, который чаще других видит детей. Постарайтесь не вмешиваться в отношения между детьми, не решать все проблемы за ребёнка. Вмешаться можно, если конфликт не с одноклассниками, а с самим учителем. В этом случае необходимо выслушать версию вашего чада, показать ему, что вы на его стороне, а затем узнать версию учителя и совместно с ним выработать стратегию решения конфликта.

Ещё одной причиной нежелания идти в школу может быть сложность учёбы для малыша и как следствие – потеря интереса к ней. В этом случае вы можете либо дополнительно заниматься с ним сами, либо пригласить домой репетиторов. Главное – не переусердствуйте, чрезмерно нагружая ребёнка учёбой. Помните, что самое радикальное средство – это перевод ребёнка в другую школу, но мы рекомендуем пользоваться этим способом только в самом крайнем случае, когда невозможно исправить происходящее в вашей школе.

Надеемся, эта статья помогла вам понять, что делать, если ребёнок не ходит в школу, и вы сможете преодолеть все сложности в учёбе!

Дарья Гапоненко, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

Подробно о тренинге «Учиться на 5+» можно узнать на этой странице.

Ребенка не вожу в школу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *