17 ФЗ о железнодорожном транспорте

О федеральном железнодорожном транспорте

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О федеральном железнодорожном транспорте

(с изменениями на 20 декабря 2017 года)

Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу федерального закона, определяющего перечень профессий работников железнодорожного транспорта общего пользования, забастовка которых является незаконной и не допускается — см. пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ.

____________________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
20 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта (далее -железнодорожный транспорт), его место и роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации, регламентирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.

Разделы I-V (утратили силу с 19 мая 2003 года)

Разделы I-V утратили силу с 18 мая 2003 года — Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ..

Раздел VI. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта

Статья 16. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта (утратила силу с 19 мая 2003 года)

(статья утратила силу с 18 мая 2003 года — Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ.

Статья 17. Дисциплина на железнодорожном транспорте

1. Пункт утратил силу с 31 декабря 2017 года — Федеральный закон от 20 декабря 2017 года N 400-ФЗ..

2. Прекращение работы как средство разрешения коллективных трудовых споров на железных дорогах не допускается.
Указанные случаи прекращения работы являются грубым нарушением трудовой дисциплины и влекут наложение дисциплинарного взыскания.

Разделы VII-X (утратили силу с 19 мая 2003 года)

Разделы VII-X утратили силу с 18 мая 2003 года — Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ..

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

1. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее — железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.

3. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

устойчивость работы железнодорожного транспорта;

доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;

развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

4. Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.

5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

6. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 312-ФЗ)

железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;

владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее — оператор) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ)

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

транспортное происшествие — событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;

полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

охранные зоны — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

11. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам. (Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 312-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте

1. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

2. Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта

1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;

обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;

обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;

беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;

определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;

утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;

организации обязательного подтверждения соответствия объектов, технических и программных средств, используемых на железнодорожном транспорте, и стандартизации таких объектов и средств; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ)

регулирования в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;

выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;

возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;

руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;

организации и осуществления государственного надзора в области железнодорожного транспорта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта;

установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;

выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.

3. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта

Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ)

1. Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 313-ФЗ; от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

Обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемым для организации перевозочного процесса, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (Абзац введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте

На железнодорожном транспорте выполнение работ по стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, обеспечение единства измерений — в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. (В редакции федеральных законов от 07.11.2011 № 303-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте

1. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным зако

Экономика PDF Версия для печати

Калькуляция расходов на осуществление железнодорожных перевозок
Железнодорожная служба является максимально конкурентоспособной, когда она предлагает клиентам лучшее сочетание цены и услуг, чем ее конкуренты. Издержки, понесенные в процессе оказания этих услуг, будут определять минимальные цены, способные обеспечить общую финансовую устойчивость железнодорожной организации. В связи с этим, уровень издержек имеет решающее значение, и адекватно функционирующая железная дорога уделяет значительное внимание расчету и контролю расходов.
В финансовых счетах железной дороги отражаются совокупные расходы, которые весьма важны для анализа общей финансовой жизнеспособности. Анализ совокупных расходов на предмет сопоставления с другими сходными железными дорогами позволяет выявить области для поиска способов повышения экономической эффективности. Однако большинство национальных железных дорог обеспечивают ряд услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок. В части грузоперевозок услуги могут быть адаптированы под требования клиентов, например, клиентов, заказывающих перевозку бестарных грузов, экспедиторов грузов в контейнерах и генеральных агентов по фрахтовым операциям. Пассажирские перевозки могут включать междугородние, региональные и пригородные перевозки. Каждая большая категория грузовых или пассажирских перевозок включает несколько сегментов рынка.
На хорошо функционирующей железной дороге коммерческим директорам необходимо иметь информацию об издержках и финансовых показателях по каждому сегменту рынка, с разбивкой по маршрутам и другим параметрам, а и иногда по конкретным поездам или клиентам, пользующимся услугами грузоперевозок. На многопрофильной железной дороге информацию об этих издержках невозможно получить непосредственно из счетов в главной бухгалтерской книге. Для их расчета требуется применение методов калькуляции издержек (см. Приложение 3, посвященное вопросам калькуляции издержек). Однако для понимания специфики управления и ценообразования в железнодорожном бизнесе требуется общее понимание основных принципов калькуляции издержек. Два из этих принципов представляют собой общие затраты и совместные затраты, которые могут быть фиксированными или переменными в зависимости от уровня перевозок.
Общие затраты
В железнодорожной отрасли большинство общих затрат связаны с инфраструктурой и функциями административно-управленческого аппарата, обслуживающими всех пользователей и все виды перевозок. Строительство, обслуживание и контроль линий многофункциональных железных дорог обычно осуществляется в соответствии со стандартами, применимыми ко всем типам пассажирских и грузовых поездов.25 Некоторые структурные элементы и управленческие характеристики в большей степени относятся к пассажирским или к грузовым перевозкам, но большинство издержек на инфраструктурную сеть являются общими для всех пользователей многофункциональной и многопрофильной железной дороги.
Если бы издержки изменялись в зависимости от степени использования, их можно было бы отнести на счет конкретных услуг, оказываемых с использованием мощностей организации, или на счет конкретных перевозок. Однако, большинство издержек на железнодорожную инфраструктуру являются общими и фиксированными, в связи с чем формулировка «относительного использования» формально является произвольной, а не основанной на причинной обусловленности издержек.
Также, многие статьи эксплуатационных расходов являются «технически общими», такие как расходы на поездные бригады или локомотивы, но в среднесрочной перспективе эти издержки изменяются — больший объем грузоперевозок соответствует большему количеству поездов, локомотивов и поездных бригад. Следовательно, эти издержки можно отнести на счет конкретных услуг и сегментов перевозок.
Совместные затраты
В железнодорожной отрасли совместные затраты в основном связаны с перевозками и возникают в тех случаях, когда производство одного товара или услуги приводит к производству другого товара или услуги. Например, если товарный вагон удается регулярно загружать в обоих направлениях, тогда затраты на перемещение вагона являются совместными для двух перевозок. Аналогичным образом, если локомотив и бригада машинистов по плану должны совершить рейс с контейнерным составом в одном направлении и обратный рейс с междугородним пассажирским поездом, эти затраты являются совместными для грузовой и пассажирской перевозки.
Совместные затраты невозможно однозначно отнести на счет каждой предоставляемой клиенту услуги или перевозки, поскольку в этом случае также требуется движение в обратном направлении и издержки производятся, даже если одна услуга или перевозка больше не осуществляется. К счастью, совместные затраты встречаются редко. В настоящее время пассажирские перевозки в большей степени сегментированы по типам услуг, а поезда фиксированного формирования осуществляют перевозки в обоих направлениях. Аналогичным образом, гораздо большая доля грузовых перевозок в настоящее время осуществляется составами, обслуживающими двух направления и состоящими из специализированных товарных вагонов для перевозки угля, контейнеров, нефти, в числе прочих грузов. В связи с этим, совместные издержки обычно можно игнорировать, кроме как в нестандартных обстоятельствах. 26
Далее рассмотрены три основных варианта использования калькуляции стоимости грузовых перевозок: анализ участия в финансировании; коммерческое руководство; и политика ценообразования на железнодорожном транспорте. Каждый из них является значимым для финансовой устойчивости железных дорог.
25 Большинство новых скоростных пассажирских линий и некоторые линии для тяжеловесных грузовых перевозок предназначены для специального применения.
26 Например, если калькуляция издержек не проводится на микроуровне, таком как уровень конкретного поезда или перевозки груза для клиента.

17 ФЗ о железнодорожном транспорте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *