Рекреационное

Отдых, рекреация, туризм – соотношение понятий.

Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. Следовательно, о чем уже было неоднократно сказано выше, с понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых.

Отдых – любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.

Отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

В советской литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.

Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию » рекреация «, которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад.

Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность – авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд.

Человек весьма избирателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Следуя данной точке зрения можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха.

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм.

2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.

3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства.

4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование.

5) общение по интересу и свободному выбору.

6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища.

7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Виды отдыха могут быть самыми различными. Это, прежде всего, сон как основная и самая необходимая форма отдыха. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, для сна человеку требуется большее или меньшее количество времени, но, скорее, он спит не менее трети всей жизни. Отдых включает набор видов деятельности, связанных с развлечениями и спортом, посещением различных любопытных для человека мест и многое другое. Приводить здесь полный перечень видов деятельности, так или иначе связанных с отдыхом, нет никакого смысла: итогом стал бы громадный список, который необходимо уточнять с учетом того, о каком времени и какой социокультурной системе идет речь, поскольку виды отдыха весьма историчны и носят социокультурный характер.

Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых «средств отдыха», и характер используемых ресурсов определяют и множественность предприятий, обеспечивающих тот или иной вид отдыха. Они называются рекреационными предприятиями . Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства – рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого – обслуживание отдыхающих вне постоянного места их проживания.

Рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

Важнейшей особенностью рекреации является ее привязка к определенной территории, пространству, которое может быть локальным (читальный зал, пляж) или охватывать целые географические регионы (для туристских путевок и поездок). На этой особенности рекреации основано рекреационное зонирование, то есть выделение определенных зон для различных видов отдыха. Деятельность отдыхающих людей (рекреантов) сказывается на природной среде, ландшафтах, социальных образованиях.

По своему содержанию длительная рекреация совпадает с таким емким понятием как туризм.

Туризм — (от французского слова tuorisme — прогулка, путешествие) — один из способов проведения свободного времени вне постоянного места жительства. Как правило, туризм, — понятие более узкое, чем отдых или рекреация. В современной научной литературе под термином туризм принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в результате путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное проживание или во временное занятие ради заработка. Таким образом, под туризмом понимают все виды рекреации, связанные с выездом на определенное время (24 часа и более) за пределы постоянного места жительства. Другими словами, в понятие туризм включается, собственно туризм (путешествие по маршруту, походы, преодоление естественных преград и пр.) и санаторно-курортный и оздоровительный отдых, и поездки, связанные с деловыми и коммерческими целями, т.е. командировки и др.

Из сказанного не трудно сделать вывод о том, что понятия отдыхающий и рекреант более широкие, чем понятие турист , так как первое из них включает и тех лиц, которые свободное время проводят дома, а второе включает всех, кто использует свободное время за пределами постоянного места жительства, в том числе и тех из них, которые посещают ту или иную местность или населенный пункт, но не остаются там на ночлег. Такие рекреанты считаются экскурсантами.

А что же такое экскурсия? Экскурсия — слово латинского происхождения и обозначает — вылазка, поездка, прогулка, посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний.

Понятия туризм и экскурсия очень тесно связаны между собой. Экскурсии стали неотъемлемой частью обслуживания туристов практически на всех маршрутах. Турист путешествует на поезде — на стоянках его уже ждет экскурсовод; он плывет на теплоходе — и ему рассказывают о местах, которые встречаются на трассе маршрута. И в его самостоятельном путешествии, и в походе выходного дня, и на турбазе, и в туристской гостинице — везде путешественников ожидают экскурсии, которые делают отдых еще более интересным, разнообразным, содержательным.

Представляя собой неотъемлемую часть практически каждого туристского путешествия, экскурсии определяют его познавательное значение. Их популярность обусловливается тем, что они дают необходимую информацию о достопримечательных местах, без которой каждое путешествие, любая поездка превратятся в скучное, малоинтересное мероприятие. Экскурсии не только дают информацию по всем вопросам, которые могут заинтересовать туриста во время путешествия или знакомства с той или иной местностью или достопримечательностью, они являются одной из форм культурно-массовой работы среди населения. Экскурсии оперативны, они откликаются на все важные, актуальные события, происходящие в стране в области политической, экономической и культурной жизни. Их тематика богата и разнообразна.

Следовательно, если подвести итог всему вышесказанному, то следует отметить, что из всех видов деятельности, которые могут осуществляться человеком в свое свободное время, самым широким понятием является отдых и оно поглощает все остальные. Отдых включает рекреационные занятия, которыми человек может заниматься как дома, так и на выезде. Ниже рангом идет понятие рекреация — или отдых с обязательном выездом из места постоянного проживания человека. Оно включает в себя и туризм и экскурсию . Туризм же — это и вид отдыха, и вид рекреации ( рекреационная миграция ), а точнее — туризм есть суть часть рекреации. Экскурсия может выступать и как вид отдыха, и как вид рекреации (в первом случае это, например, экскурсия по родному городу, во втором — в другом городе); в последнем случае экскурсия выступает и как часть туризма. Иначе говоря, рекреация шире понятия торизм, поскольку, кроме него, включает в себя экскурсию, дачный отдых и другие виды рекреации.

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

УДК 314

РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Роман Геннадьевич Белянский

Статья посвящена проблеме формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий. Представлены различные трактовки понятия меж-культурной коммуникации; раскрыты уровни, принципы и методы рекреативной деятельности, даны определения сущности и специфики формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Ключевые слова: рекреативные технологии; межкультурное общение; студенческая молодежь.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших задач — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодых людей навыков межкультурного общения.

Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 г. в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Исследователи этого феномена достаточно продвину-

лись в его изучении, добились значительного прогресса в выделении основных компонентов процесса межкультурной коммуникации. Учеными сформулированы основные функции коммуникации (информационная, социальная, экспрессивная, прагматическая, интерпретативная), перечислены основные виды (информативная, аффективно-оценочная, ритуальная и т. д.), предложена классификация основных типов межкультурной коммуникации (межэтническая, контркультурная, региональная и др.). В работе представлены выявленные факторы, определяющие поведение людей в процессе межкультурной коммуникации (механизм инкультурации, «культурные очки», влияние окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации и т. д.), предложены методы изучения меж-культурной коммуникации, под которой понимается совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группой, принадлежащими к разным культурам.

Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом У. Самнером, а затем обобщены в работах Р. Бенедикт и др. Главная идея культурного релятивизма — признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Последователи данного направления утверждают, что не

существует элитарных или неполноценных культур, каждая культура по-своему неповторима и уникальна, поэтому не следует их сравнивать и сопоставлять между собой по принципу «хорошо — у нас, а плохо — у них».

Межкультурная коммуникация, основанная на принципе культурного релятивизма, не является легким и доступным механизмом взаимодействия в межкультурных контактах. На этом пути неминуемо встречаются проблемы и препятствия. Так, например, Барна выделил шесть основных трудностей, возникающих в процессе меж-культурной коммуникации. Среди перечисленных препятствий автором отмечаются следующие: допущение сходства, языковые различия, ошибочные невербальные интерпретации, предубеждения и стереотипы, стремление оценивать, повышенная тревога или напряжение (Barna, 1997).

Игнорирование национально -культурных особенностей представителей другой культуры, специфика вербального и невербального этнического поведения, этноцентризм и стереотипизация в образе суждения неизбежно ведут к негативным эмоциональным проявлениям, этническим конфликтам.

Межкультурная коммуникация представляет собой достаточно сложный, противоречий процесс. Исследователям в области межкультурной коммуникации предстоит выявить все, что осложняет процесс коммуникации.

Современная практика взаимодействия с представителями другой культуры ставит перед учеными ряд задач, одной из которых является поиск средств формирования навыков межкультурного общения. На наш взгляд, одним из эффективных средств решения проблемы могут стать рекреативные технологии.

Рекреационный досуг сегодня рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий.

Под рекреативными технологиями, в первую очередь, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на деятель-

ность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

Различают несколько уровней рекреативной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности личности.

Первый уровень — «пассивная рекреация» — предполагает простое расслабление, отдых от трудового дня, снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень — «активный» — направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Этот уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия — игры, танцы, праздники и т. д.

Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Именно этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

Методика рекреативной деятельности является одной из самых сложных и наименее разработанной в отечественной литературе. Многие образовательные учреждения разработали свои комплексные программы, качество которых не всегда отвечает необходимым требованиям. Как отмечает Н.К. Смирнов и М.В. Аносова, самый часто встречающийся недостаток таких программ — информационная перегруженность без учета того, как будет использоваться полученная информация. Слабо проработанными остаются часто формы и методы подачи материала .

К основным методам, применяемым в организации рекреативной деятельности молодежи по формированию здорового образа жизни, относят:

— метод вовлечения в то или иное рек-реационно -оздоровительное мероприятие;

— методы формирования общественного сознания личности;

— методы учебно-познавательной и самообразовательной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— методы стимулирования социальнокультурной активности личности в процессе пропаганды здорового образа жизни.

Изучая сущность рекреационной деятельности, Е.Г. Доронкина выделяет следующие структурно-сущностные свойства :

а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;

б) осуществляется в свободное время;

в) характеризуется признаком добровольности, выбором индивида ее вида;

г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;

д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления.

Характеризуя термин «рекреация», профессор В.М. Чижиков дает ей следующее определение: «рекреация — деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация». Он же выделяет следующие ее характеристики: рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения; виды рекреационной деятельности многообразны; участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.

Среди всего многообразия подходов к рекреативным технологиям следует выделить следующие группы .

Первая группа — рекреативные технологии, которые ориентированы на переход к созданию долговременных «сквозных» оздоровительных программ, предполагающих последовательное участие населения в различных оздоровительных мероприятиях, досуговых занятиях. Они включают в себя использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитатив-

ных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляют технологии организации отдыха и развлечений. К названному типу технологий относят следующие: использование традиций возрождаемой народной культуры; восстановление прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов; обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных, досуговых программ; индивидуальный, групповой, семейный туризм и пр.

На основе анализа современной социально-педагогической и психологической литературы можно выделить следующие принципы, на которых должны основываться рекреативные технологии.

I. Принцип насыщения содержания рекреативной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности; воспитание культуры разумных ограничений; пропаганда валеологических ценностей; поддержка гуманной культуры семейных отношений; создание досуговых программ, предполагающих вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды досуговых форм.

II. Принцип индивидуального подхода в создании условий отдыха молодежи. Он реализуется в следующих моментах:

— в создании вариативных досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям участников;

— в направленности досуговогой деятельности на обогащение внутреннего мира (субъективности) личности;

— в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;

— в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-

педагогического воздействия на участников.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением Н.К. Смирнова, что «…все, что относится к образовательному учреждению -характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание обра-

зовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащейся молодежи» .

III. Принцип коллективности в организации активного, духовно-обогащающего отдыха. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению друг к другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться. В условиях коллективно организованных форм рекреационной деятельности появляется возможность в удовлетворении коммуникативных потребностей и творческого самовыражения в процессе участия в массовых досуговых мероприятиях (вечера отдыха, конкурсы, игры, походы, экскурсии и др.).

В процессе сплочения коллективного сообщества создаются общие ценности, обладающие силой привлекательности для отдельных индивидов. Именно таким путем осуществляется социально-педагогическая защита воспитательно-нравственных идеалов здорового общества и индивида.

IV. Принцип технологического подхода к

управлению досуговым процессом. Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативной деятельности, включающей физическую и психофизическую активность молодежи; создание психологической атмосферы взаимопонимания и творческой взаимоотдачи; активное коммуникативное времяпрепровождение.

Качество организуемого процесса должно постоянно измеряться и корректироваться с учетом пожеланий участников, в связи с чем следует с особой тщательностью относиться к разработке и применению мониторинга.

В зависимости от аспекта рассмотрения задач анализа в структуре свободного времени изучают определенные виды времяпрепровождения, отличающиеся по своему содержанию и функциям.

Главным в разработке типологии является определение ее критерия, основания. Выработка типологии должна быть не самоцелью, а средством изучения этой области жизнедеятельности. Поэтому научная ценность типологии зависит от степени значи-

мости тех признаков, которые положены в основу типологии времяпрепровождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективным для выявления функций рекреативных технологий является исследование Е.И. Григорьевой, Г.В. Ганьшиной, И.А. Ерохиной, в котором обосновывается адаптивно-нормативная, преобразовательносозидательная, интегративно-коммуникативная, рекреативно-игровая, образовательноразвивающая функции .

К конкретным видам рекреативной деятельности мы будем относить: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в т. ч. занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, прогулки и др.); 2) занятия творческого характера — не связанные с профессиональной деятельностью — любительский труд по различным направлениям; 3) туризм и др.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной деятельности: рекреационная деятельность имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; рекреационная деятельность основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; стимулирует творческую инициативу; рекреационная деятельность есть сфера удовлетворения потребностей личности; рекреационная деятельность способствует формированию ценностных ориентаций; обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; способствует самовоспитанию личности.

Можно констатировать, что сущностью рекреационной деятельности является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и спосо-

бов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

На основании вышеизложенного нами определена сущность формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий, которая представляет собой педагогический процесс осуществления социального взаимодействия в свободном для выбора роде занятий, целью которого является выработка умений установления контакта и общего понимания, обмена и передачи информации посредством языковых знаков и других культурных символов, что составляет норму общесоциальной эрудированности человека в условиях современной мировой цивилизации.

Специфика формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий заключается в особом потенциале рекреативной деятельности, детерминированной внутренне потребностями, мотивами, установками, характеризующейся добровольностью и свобо-

дой выбора, которая позволяет познавать уникальность других культур, созданных и создаваемых разными народами, и сосуществовать в поликультурном мире.

1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

2. Доронкина Е.Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1990. С. 28.

4. Григорьева Е.И., Ганьшина Г.В., Ерохина И.А. Медико-социальные основы здоровья и рекреации. Тамбов, 2007. С. 228.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

UDC 374

RECRATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF SKILLS OF INTERCULTURAL DIALOGUE OF STUDENT’S YOUTH

Особенности развития рекреационного природопользования

Быстро развивающееся рекреационное природопользование является крупнейшим потребителем природных ресурсов.

Определение 1

Под рекреационным природопользованием понимаются формы и способы использования природных ресурсов для рекреации. Рекреация означает отдых вне жилища, восстановление здоровья и трудоспособности на природе и посещение интересных мест.

Рекреационное природопользование имеет свои особенности, которые отличают его от других типов природопользования:

  • рекреационная деятельность имеет избирательный вид;
  • относится к новой и более поздней форме освоения территории;
  • для рекреационных ресурсов характерны специфические свойства, их значительная часть практически незаменима и неисчерпаема;
  • исчерпаемые рекреационные ресурсы не восстанавливаются;
  • использование рекреационных ресурсов направлено на улучшение здоровья, познавательного и духовного совершенствования;
  • рекреационное природопользование относится к экологически безопасной сфере деятельности человека.

Характерными для рекреационного природопользования являются экологические регламенты.

Прежде всего, это рекреационная нагрузка, которая характеризуется степенью влияния отдыхающих на естественные природные комплексы и рекреационные объекты. Степень нагрузки зависит от количества людей на единицу площади за определенный период времени.

Рекреационные нагрузки могут изменяться, что дает возможность природным ландшафтам восстанавливаться.

Следующий регламент связан с рекреационной ёмкостью – это норма возможного использования территории с целью отдыха.

Существует и экологическая ёмкость рекреационных ресурсов, которая подразумевает возможность природной среды выдерживать нагрузку.

В наше время интенсивно развивающимся и ведущим сектором рекреации является туризм.

В рекреационном природопользовании существуют такие виды, как санаторно-курортный и оздоровительный вид, пассивный и активный туризм, познавательный вид, включающий туристические маршруты, экскурсии. Садово-дачный вид и массовый отдых тоже относятся к видам рекреационного природопользования.

Наличие разных видов рекреационных услуг связано с рекреационными потребностями населения, их материальным положением и наличием свободного времени.

Чтобы регулировать рекреационные нагрузки существует несколько методов, так, например, выделяются специальные «рекреационные зоны», в которых под запретом находится промышленное строительство, проводится активное озеленение, улучшается экологическая ситуация.

Национальные парки используются для организации отдыха. Они, как правило, находятся в менее затронутых деятельностью человека природных ландшафтах.

Курортные зоны выделяются в местах, где сосредотачиваются лечебно-оздоровительные учреждения.

Рекреационные ресурсы

Чтобы рекреационная сфера функционировала динамично, необходимы все типы и виды ресурсов, к которым относятся финансовые, трудовые, информационные, инфраструктурные.

Основными, естественно, являются природные и культурно-исторические ресурсы.

К рекреационным ресурсам природного происхождения относятся климатические, водные, геолого-геоморфологические, биотические и ресурсы ландшафта в целом.

Рекреационные ресурсы климата используются в процессе рекреации и представляют собой метеорологические элементы, имеющие медико-биологические свойства.

Этот вид ресурса очень важен в санаторно-курортном лечении и служит основой для большинства видов рекреационной деятельности.

Из всех метеорологических характеристик этого ресурса наиболее важными являются температура, скорость ветра, влажность, осадки.

Переходные сезоны по этим параметрам являются самыми неблагоприятными для здоровья людей.

Многообразными являются водные рекреационные ресурсы, включающие в себя не только поверхностные воды, но и подземные воды, гидроминеральные и термальные воды.

Поверхностные воды суши используются для массового отдыха людей и их характеристики должны быть комфортными – температура воды +24 градуса, пологий берег, небольшие глубины.

Для спортивного туризма условия должны быть уже другие – резкие уклоны и большая скорость течения.

Для серфинга нужны высокие волны, а большие глубины для дайвинга.

Элементы геологической среды и поверхности земли относятся к геолого-геоморфологическим рекреационным ресурсам, обладающие элементом притягательности, например, пещеры, горные кары, вулканы и др.

К биотическим рекреационным ресурсам относится разнообразие флоры и фауны, имеющих не только лечебные свойства, но и медико-биологическую, эстетическую, научно-познавательную ценность.

В совокупности с другими видами ресурсов они создают удивительные по красоте ландшафты. Биотические ресурсы воспринимаются визуально в ходе экскурсий и могут непосредственно расходоваться во время охоты, рыбалки, сбора дикорастущих растений.

Самыми комплексными являются ландшафтные рекреационные ресурсы, качество которых необходимо для познавательного туризма и отдыха.

Особыми характеристиками этого ресурса являются эстетичность, привлекательность, уникальность, разнообразие и контрастность.

Культурно-исторические рекреационные ресурсы транслируют исторический опыт, накопленный человечеством. Объектами этих ресурсов являются музеи, памятники архитектуры и истории, мемориалы, археологические раскопки и др.

Рекреационные ресурсы все вместе взятые между собой тесно связаны, для любой территориальной рекреационной системы они являются важной составляющей.

Чтобы рекреационные ресурсы использовались рационально и эффективно управлялись, в стране идет работа по формированию кадастра туристических ресурсов территорий.

Определение 2

Кадастр – это свод данных, приведенных в систему и включающий количественную и качественную опись туристических объектов.

Очень важно и далеко не просто дать оценку рекреационным природным ресурсам.

Рекреационная деятельность и её экологические последствия

В принципе рекреационная деятельность – это щадящая деятельность, но и здесь интенсивность использования территорий для туристических целей резко возросла.

Следствием являются разрушенные природные комплексы и снижение рекреационного потенциала, снижение привлекательности многих территорий для организации туризма.

Причинами таких негативных последствий являются:

отсутствие контроля при строительстве рекреационных объектов;

  • круизный флот и маломерные суда загрязняют акватории нефтепродуктами, плохо очищенные сточные воды сбрасываются в прибрежные воды;
  • загрязнение мусором при неорганизованном отдыхе;
  • деградация ландшафтов вследствие рекреационных нагрузок.

В решении этих вопросов большую роль должен сыграть экологический мониторинг.

Для рекреационного освоения территории используется стандартная подготовка:

  • прежде всего, разрабатываются типовые документы с обоснованием экологически допустимого воздействия;
  • создаются экологические паспорта;
  • проводится экологическая экспертиза, совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база и др.

При планировании рекреационной зоны важно учитывать примерные нормативные единовременные нагрузки для разных ландшафтов (чел/га).

Так, например, нагрузка в лесной зоне составляет 5 человек на 1 га, в лесопарке – 10 чел., в гидропарке – 20 чел.

Один из способов снижения антропогенных рекреационных нагрузок на ландшафты связан с ориентацией туристов по тропам.

Тропа имеет охранный статус и представляет собой линейное инженерное сооружение на поверхности.

Тропы имеют общественный доступ для прогулок, пробежек, походов, проездов на немоторизованных средствах. В мировой рекреационной практике опыт троп имеет широкое распространение.

6 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверно, нет такого человека, который не любил бы отдыхать от трудов праведных где-нибудь вдали от привычного дивана и телевизора.

Но мало кто знает, что такое рекреация, и как это понятие связано с отдыхом и туризмом. Рассмотрим в этой статье, что такое рекреационные зоны, и как наше государство мотивирует создание и развитие таких зон.

Рекреация — это…

Для чего используются термины? Конечно, для того, чтобы одним словом выразить целый комплекс каких-либо процессов, действий и т.д.

Так и слово «рекреация» является термином, обозначающим комплекс мер, которые способствуют восстановлению работоспособности человека в физическом и духовном аспекте.

«Рекреация» в переводе с латинского (recreatio) – «восстановление». Именно поэтому данное слово стало термином применительно к реабилитации физических и духовных сил человека.

При этом не важно, сколько длится рекреация: это может быть двухчасовая прогулка после работы в парке или отдых по путевке в санатории в течение месяца.

Что входит в перечень рекреационных мер:

  1. отдых в домах отдыха, на туристических базах, на курортах, в санаториях и т.п.;
  2. туризм (спортивный и познавательный);
  3. спорт на любительском уровне;
  4. рыбалка и охота (не путать с добычей трофеев с целью получения дохода).

Рекреационная зоны и ресурсы

Места, где осуществляются перечисленные виды отдыха, называются рекреационными объектами. Территории, на которых находятся рекреационные объекты, называются рекреационными зонами.

Совокупность природных ресурсов, исторических и культурных достопримечательностей, рекреационных объектов называют рекреационными ресурсами.

В нашей стране существует 2 вида рекреационных зон:

  1. Зоны, которые сложились исторически вследствие целебного климата и уникальных природных условий: Черноморское побережье, Кавказские Минеральные воды и некоторые другие.
  2. Зоны, которые образуются в настоящее время вокруг значимых рекреационных объектов: Байкал, Алтай, долина гейзеров на Камчатке, биосферный заповедник в Адыгее и много других.

Примечание: стоит вспомнить еще об одном значении термина «рекреация» (устаревшем).

Рекреацией называли каникулы, перемены между уроками в школе. Помещение, где отдыхали дети между уроками, также назывались рекреацией.

Кратко о некоторых видах рекреационной деятельности

Лечебно-курортный отдых – данное направление рекреации является традиционным для нашей страны. Курорты появились в России еще в 18 веке, первый из них основал Петр Великий в Карелии на базе минеральных источников.

Основа курортной рекреации – использование природных факторов: климата, источников целебной воды и грязи и т.д.

Спортивный туризм – активный вид отдыха, имеет огромное количество разновидностей (пешеходный, велосипедный, водный, горнолыжный, автомобильный, конный, комбинированный и т.д.).

Данное направление рекреации – наиболее бюджетный вариант, поэтому в настоящее время набирает все большую популярность.

Познавательный туризм – данный вариант отдыха может быть как самостоятельным видом, так и в составе иного направления рекреации (например, курортный отдых и посещение местных достопримечательностей).

Использование рекреационных ресурсов

Государственное регламентирование использования рекреационных ресурсов обусловлено следующими причинами:

  1. забота о физическом и духовном здоровье населения страны. Как говорится: «В здоровом теле – здоровый дух» (см. что такое ЗОЖ). Из этого следует: повышение работоспособности → уменьшение затрат на медицинское обслуживание → увеличение объема производимой продукции и предоставляемых услуг → рост объема ВВП (валового внутреннего продукта) → экономическая стабильность государства;
  2. создание новых и расширение существующих рекреационных зон – это источник дополнительных рабочих мест → рост объема налогов → увеличение ВВП → стабильная государственная экономика;
  3. дополнительный приток инвестиций из других стран → укрепление национальной валюты → стабилизация экономики.

Заботясь о полноценном качественном отдыхе своих граждан, государство в конечном итоге укрепляет свое экономическое положение. Поэтому и вопросы рекреации находятся на государственном контроле. Так, на законодательном уровне определен статус рекреационных территорий (ст.98 (п.1) Земельного Кодекса (ЗК) РФ):

Также данная статья ЗК устанавливает, что на рекреационных землях запрещена иная (нецелевая) деятельность. Это значит, что если конкретному участку земли присвоен рекреационный статус, то на ней нельзя, допустим, строить завод, пасти скот и т.д.

Рекреационные зоны приравнены государством к особым экономическим зонам (Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 116, ст.4 (п.1)).

Это дает предпринимателям (ИП и юридическим лицам), ведущим хозяйственную целевую деятельность на рекреационных территориях, такие преимущества:

  1. послабление налогового бремени;
  2. софинансирование создания и развития инфраструктуры из федерального, регионального и местного бюджета.

Перечисленные «поблажки» являются мотивацией для развития бизнеса, связанного со сферой рекреации.

Теперь вы знаете, что гуляя в пригородном лесу или нежась под солнышком в далекой Греции, вы не просто отдыхаете, а занимаетесь рекреацией. А если вы еще читаете при этом наш блог, то повышаете свою информированность и совмещаете полезное с приятным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рекреационный туризм — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.

Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др.), рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.

Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:

  • Туристско-оздоровительный тип
  • Познавательно-туристский тип

Для каждого типа требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления. В состав природных характеристик входят площадь и вместимость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особенности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.

Для первого типа это — климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для второго кроме вышеперечисленного – историко-культурный потенциал. В территориальном отношении в Российской Федерации можно выделить несколько основных рекреационных зон. Лесостепные, лесные, горные и приморские зоны имеют возможности для организации как массового отдыха и туризма, так и лечебно-реабилитационный курортный отдых практически круглый год. Рассмотрим более внимательно приморскую горную зону. Приморской зоне главным образом относится Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Сочи, а горной Кавказские Минеральные Воды. Медико-биологическая оценка климато-погодных условий на приморских курортах основывается на определении возможностей различных видов реабилитационной и рекреационной деятельности в этих условиях. Основные виды климато-рекреационной деятельности на приморских курортах — аэротерапия (дыхание морским воздухом, воздушные ванны), талассотерапия (морские купания), гелиотерапия (общие солнечные облучения и специальные их виды), кинезотерапия . Последняя включает в себя прогулки по берегу моря, спортивные игры на берегу, активное плавание, греблю и другие виды водного спорта. Обычны сочетания этих видов рекреационной деятельности. Так, при пребывании на пляже обычно сочетаются аэро-гелио-талассо-кинезовоздействия. Прогулки по берегу — это аэро-кинезо- либо аэро-гелио-кинезовоздействия и т.д. Несмотря на отмеченные многообразие и комплексность рекреации, можно выделить два основных ее вида, по-разному зависящих от климато-погодных условий.

Рекреационные мероприятия первого вида можно назвать пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.

Второй вид — активная рекреация: прогулки, спортивные игры и т.д. От пассивной рекреации активную отличает, во-первых, то, что физическая активность обусловливает повышенную теплопродукцию. Во-вторых, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно используется легкая одежда с уровнем теплозащиты 0,5-1,0 кло, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации. Требования к погоде менее жесткие в сравнении с пассивной рекреацией.

Рекреационное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *