ФЗ курение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА

Принят

Государственной Думой

21 июня 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

29 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная;

курение табака — вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;

никотин — вещество, содержащееся в табаке;

смола — один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;

окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака

Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.

2. Запрещаются производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать:

для сигарет с фильтром — содержание в дыме сигареты смолы 14 миллиграмм на сигарету и никотина 1,2 миллиграмма на сигарету;

для сигарет без фильтра — содержание в дыме сигареты смолы 16 миллиграмм на сигарету и никотина 1,3 миллиграмма на сигарету.

3. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака — основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

На одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утвержденная федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:

каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещен на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака (без учета указания автора предупреждения о вреде курения — федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее 4 процентов площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий.

Абзацы шестой — четырнадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ.

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

6. На территории Российской Федерации запрещается производство и импорт сигарет и папирос без указания максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления на каждой упаковке (пачке) (за исключением табачных изделий, не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

7. Запрещается розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (за исключением табачных изделий, не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

8. Запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).

9. Запрещается розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 5. Реклама табака и табачных изделий

Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти

1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Статья 8. Меры по ограничению курения табака

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию.

Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета производства и импорта табачных изделий вступает в силу с 1 января 2003 года. Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий вступает в силу с 1 января 2004 года. Пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 года в части производства и импорта табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации и с 1 июля 2003 года в части оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации. Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу через один год со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

10 июля 2001 года

N 87-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 87-ФЗ Об ограничении курения табака

<Письмо> Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32 «О внесении изменений в действующее законодательство и проведении связанных с этим мероприятий по контролю»

1. Учитывая принятие и введение в действие с 1 января 2007 года Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего внесение соответствующих изменений, в том числе в Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», начиная с текущего года будут вводиться новые требования к порядку реализации на территории Российской Федерации табачной продукции.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» с 1 января 2007 г. запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке). Данным Федеральным законом не предусмотрено исключений для предприятий общественного питания, в том числе ресторанов, баров, а также гостиниц и иных заведений, осуществляющих продажу сигарет и папирос.

В соответствии и изменениями, внесенными в Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», с 1 января 2007 г. запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации сигарет с фильтром без указания на каждой упаковке (пачке) указанных табачных изделий максимальной розничной цены, за исключением случаев, когда названная информация не подлежит нанесению на каждую упаковку (пачку) в соответствии с пунктом 4 статьи 187.1 Налогового кодекса.

<Письмо> Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом»

С учетом данного обстоятельства следует, в частности, иметь в виду, что ограничения, введенные данным пунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 N 163 Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942) и пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898), приказываю:

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»>

Правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Также в 2008 году Россия ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, приняв Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» и стала 157-й страной мира, принявшей на себя обязательства по ее выполнению. Для исполнения обязательств, предусмотренных этим документом, Правительство Российской Федерации приняло Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы, утвержденную Распоряжением Правительства от 23 сентября 2010 г. N 1563-р и План по ее реализации. Согласно последнему, Минздраву России совместно с заинтересованными ведомствами поручено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, который обеспечит внесение изменений в действующее законодательство в соответствии с требованиями Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года»

— от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

— от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 137 «О введении в действие ГН 2.3.2.1377-03» (вместе с «ГН 2.3.2.1377-03. Предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания смолы и никотина в табачных изделиях. Гигиенические нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.06.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4753)

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федерального закона «Об ограничении курения табака» от 30 июля 2001 г. N 78-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), постановляю:

Информируем, что с 1 января 2003 года вступил в силу пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», предусматривающий запрет ввоза на территорию Российской Федерации сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы. При этом показатели содержания вредных веществ не должны превышать:

Приказ Минздрава РФ от 17.04.2002 N 117 Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942) приказываю:

1. Утвердить основную предупредительную надпись о вреде курения табака и дополнительные надписи о вреде курения табака, помещаемые на упаковке (пачке) табачных изделий (приложение).

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Ресторанный бизнес ждет новая беда — после принятия закона о приравнивании вейпов, кальянов и электронных систем нагревания табака к табачным изделиям курить кальяны в заведениях общепита больше нельзя, и это может серьезно сказаться на выручке. При этом специализированные кальянные законопроект не затрагивает. «Газета.Ru» рассказывает, каких последствий нововведения ожидают предприниматели и как они могут минимизировать потери.

«Гостей станет меньше»

Принятый закон о приравнивании вейпов, кальянов и электронных систем нагревания табака к табачным изделиям и запрет на их курение в общественных местах может серьезно сказаться на разных видах бизнеса. И в первую очередь пострадают кафе и рестораны — присутствие кальяна в меню привлекало немало клиентов.

«Безусловно, рестораны понесут серьезные убытки. Причем в России в большей степени – ни США, ни Европа в таких количествах кальяны не курят. Те же сигары не вызвали такого ажиотажа»,

— заявил «Газете.Ru» президент федерации рестораторов России Игорь Бухаров. Он добавил, что нововведения не затронут специализированные кальянные – они продолжат функционировать в штатном режиме.

Слова Бухарова подтвердил и автор законопроекта, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Что касается кальянных, никто не имеет права их закрывать. Если кто-то хочет закрыться в помещении и курить кальян с друзьями, то никто не может этого запретить. Только надо учитывать, что кальян никогда не проходит такую процедуру дезинфекции, какую он требует. Поэтому если кто-то хочет рисковать своим здоровьем – пусть рискует», — сказал чиновник «Газете.Ru».

Как рассказала «Газете.Ru» соучредитель омского кафе «Пастила» Ксения, новый закон «однозначно негативно скажется на их бизнесе». «Кальяны — это ощутимое увеличение среднего чека, для нас это примерно 20% оборота. Есть заведения, где эта цифра намного выше. Скорее всего, гостей станет меньше, ведь часть клиентов, особенно в ночное время, заказывали только чаи и кальян», — пожаловалась она.

Девушка убеждена, что после того, как закон вступит в силу, откроются теневые кафе-кальянные, которые, по ее словам, существуют и сейчас. «В итоге государство лишится миллиардов рублей налогов. Достаточно вспомнить «сухой закон» и к чему он привел», — подчеркнула Ксения.

Она отметила, что теперь ресторанам придется искать дополнительные источники прибыли и восполнения объема продаж. «Из возможного — многие изменят системы лояльности или пересмотрят торговую надбавку в сторону увеличения», — заключила собеседница «Газеты.Ru».

В Москве к нововведениям отнеслись менее категорично. Так, в баре «Молодежь» «Газете.Ru» заявили, что пострадают только те заведения общепита, которые не смогли добиться настоящей любви своих посетителей. «Может, на остальных отсутствие кальянов и скажется, но на нас нет – у нас уже нет конкурентов», — пояснили там.

Администратор бара-кафе «Опята» Андрей Гродзь заявил, что новый законопроект считает правильным. «Мы всегда выступали против курения кальянов внутри нашего заведения. У нас имеется летняя веранда, где гости могут курить кальян, но даже сейчас мы не торопимся их вводить. Для нас кальяны не основная статья дохода, а скорее дополнительная, поэтому наш бизнес ничего не потеряет», — рассказал сотрудник бара-кафе «Газете.Ru»

Автор законопроекта Валерий Рязанский в разговоре с «Газетой.Ru» сообщил, что ждать финансовой помощи от государства ресторанам не стоит. «Никакой компенсации ресторанам, которые лишатся возможности зарабатывать на кальянах, не будет. Наличие кальянов или их отсутствие ни на что не влияет», — сказал он.

В законе можно найти лазейки

Судебный эксперт Юрий Капштык заявил, что в новом законе есть лазейки, которые помогут владельцам ресторанов восстановить заработок. «Им просто нужно будет получить лицензию на осуществление деятельности с оборудованием места курения и прописывать для посетителей, что в заведении курят. Даже если это лаунж-бар или кафе», — пояснил он «Газете.Ru».

По словам юриста, если заведения будут соответствовать всем необходимым нормам, то причин не дать им соответственную лицензию не будет. «В первую очередь в ресторане должно быть определенное количество посадочных мест, а также должна быть установлена усиленная система вентиляции — тогда можно получить разрешение от контрольных органов», — сообщил юрист.

«Если компания декларирует, что будет использовать курительные смеси, то ее предприимчивые владельцы просто сделают замену мотора вытяжной вентиляции и предоставят документы об этом — тогда их к ответственности привлечь будет уже нельзя»,

— подчеркнул Капштык.

Он также рассказал, что заведения общепита могут разделять залы для курящих кальян и некурящих. «Я считаю, это вполне разумно. В залы для курящих придут конкретно люди, которые хотят отдохнуть с кальяном», — предположил эксперт.

При этом к специализированным кальянным теперь будет приковано больше внимания контрольных органов, убежден судебный эксперт. «Так, будут следить за тем, чтобы все используемые средства и ароматические смеси были сертифицированы, то же самое касается и самих кальянов», — уточнил собеседник «Газеты.Ru».

«Курить без показухи»

Отразиться новый закон может и на электронных сигаретах – ведь теперь их также нельзя курить в общественных местах. Тем не менее, представители производящих их компаний IQOS и JUUL Labs не теряют оптимизма.

«Достоверно известно, что сама компания — Philip Morris International (организация, владеющая IQOS, — Газета.Ru») – была одним из инициаторов введения такого закона. Дело в том, что они хотят работать под белым флагом – основной задачей было сделать так, чтобы стики как-то регулировались в правовом поле. Поэтому это все было ожидаемо.

Разговоры о таком повороте дел шли уже полтора года назад – именно тогда по всей стране стали открываться закрытые бутики, в которых можно курить, скажем так, без показухи»,

— сообщил «Газете.Ru» сотрудник IQOS.

JUUL Labs также не планируют уходить с российского рынка из-за того, что их устройства нельзя будет курить в общественных местах, заявили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

«Мы намерены сотрудничать с регулирующими органами на каждом рынке, чтобы вести бизнес ответственно», — заявили там.

Насколько будет эффективным новый закон и принес ли пользу запрет на курение табачных изделий, «Газета.Ru» попыталась узнать в Минздраве. На момент публикации ответ на запрос получен не был.

ФЗ курение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *