Сколько украин в России?

ВОПРОС:

Может ли иностранец выдать доверенность в Украине? Какие документы он должен предоставить нотариусу?

ОТВЕТ:

Согласно действующего законодательства Украины иностранцы имеют право выдавать доверенности на территории Украины. В ч.1 ст. 2 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» говорится, что иностранцы и лица без гражданства имеют те же права и свободы и исполняют те же обязанности, что и граждане Украины. Данная норма позволяет иностранному гражданину иметь те же права, что и гражданину Украины с некоторыми исключениями. Что касается права выдачи доверенности и заключения других сделок иностранцы имеют такие же права, что и граждане Украины.

Согласно Порядка осуществления нотариальных действий нотариусами Украины, установление личности осуществляется по паспорту или другим документам, по которым не будет никаких сомнений согласно гражданина (паспорт гражданина Украины, паспорт гражданина Украины для выезда за границу, свидетельство на проживание личности, которая проживает в Украине, но не является гражданином Украины, национальный паспорт иностранца или документ, который его заменяет.

Поэтому, для выдачи доверенности иностранный гражданин предоставляет нотариусу свой национальный паспорт или паспорт гражданина для выезда за границу, свидетельство на временное или постоянное проживание в Украине, налоговый номер и визу. При этом, если национальный паспорт составлен на другом языке (кроме русского языка), то нотариусу необходимо предоставить перевод паспорта, сделанный переводчиком, который имеет соответствующую квалификацию, верность подписи которого заверено нотариально.

Украинцы в Москве

Народ

Язык украинский, русский
Религия в большинстве случаев — христиане:

  • греко-католики
  • православные
Численность от 154 тыс. по офиц. данным до 1 млн. человек по происхождению

Украинцы в Москве — собирательное название лиц украинской национальности, проживающих в городе Москве. По данным переписи населения в 2010 году на территории города проживает 154104 украинца, что составляет 1,42 % от всего населения — это вторая по численности этническая группа Москвы.

Памятник Т. Г. Шевченко у гостиницы «Украина» («Рэдиссон Ройал, Москва»)

История

Выходцы из южных земель проживали на севере Руси издревле. Для славян княжеств на территории современных Российской Федерации и Украины был весьма характерен своеобразный «обмен» населением. Впрочем, вплоть до XIV века очень сложно устанавливать разграничения между русскими и украинцами: достаточно обратить внимание на Рюриковичей, которые в течение своей жизни могли сменить с десяток столов как на Украине-Руси так и на севере страны.

Князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий, с которым связывают первое упоминание о Москве, также был не «чужим» для Украины: впоследствии он дважды успеет побывать великим князем киевским.

Великое княжество Московское как самостоятельное княжество появилось лишь в 1263 году, уже после татаро-монгольского нашествия. В это время разорённая южная Русь постепенно пустела, и этот период считается одним из самых «тёмных времён» в её истории. Её включение в состав Великого княжества Литовского определило её особый, отдельный от остальной Руси путь.

Еще в XIV столетии Волынский князь Дмитрий Михайлович Боброк Волынский перешёл в подданство московских князей.

Многие запорожские казаки задолго до Богдана Хмельницкого переходили под московское подданство. Так, например, поступил гетман Дмитрий Вишневецкий, когда со своими казаками в 1557 году перешёл в подданство Ивана Грозного.

После похода гетмана Петра Сагайдочного на Москву многие казаки пожелали остаться в России, став российскими подданными. Так, впервые мы можем судить о численности украинской эмиграции благодаря сохранившемуся тексту наказа царя Михаила об их расселении: «по городам на жытие выходцев черкас, которые осталися в Калуге 349 человек, Нижней — 100 человек, Арзамасе — 21 человек, Вологде — 44 человека, Пронске — 20 человек, Шатцком — 50 человек, Переяславль-Залесском — 20 человек, Ярославле — 44 человека, Коломне — 20 человек, Переяслав-Рязанском — 20 человек» .

Однако настоящей волной украинской миграции в Москву стал период после подписания Переяславской Рады. Несомненно и ранее были случаи миграции, но, перейдя в состав Российского государства в качестве автономии, Гетманщина стала донором для многих регионов России. В 1662 году создаётся Малороссийский приказ, занимающийся вопросами автономии. Свидетельством увеличения численности украинцев в Москве можно считать факт строительства в 1669 году на ул. Маросейке Малороссийского подворья. Сюда приезжали купцы, духовенство и дипломаты. Само название улица получила от слова «малороссийская». Великороссия стала прибежищем и многих опальных гетманов, с которыми не поступали сурово, предоставляя им право жить в стране. Например, гетман Пётр Дорошенко имел свой двор в Москве, откуда уехал в своё подмосковное имение в Яропольце (ныне — Московская область), где скончался и был похоронен.

Многие украинцы (малороссы) стояли у истоков основания империи Петра I. Гетман Мазепа длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I, киевлянин Феофан Прокопович также был ближайшим сподвижником Петра I и идеологом нового государства. Впоследствии их дело будет развито такими малороссийскими чиновниками высшего ранга как Разумовские, А. А. Безбородко, П. В. Завадовский, Д. П. Трощинский и др. Все это свидетельствует о том, что украинцы (малороссы) внесли значительный вклад в становление Российской империи.

XIX век становится веком возрождения украинской культуры, как и всей русской в целом. Пишет свои произведения классик русской литературы Н. В. Гоголь, по происхождению из малороссийского рода Гоголь-Яновские и выходец из Полтавской губернии. Появляется украинская идентичность, которую начнёт провозглашать Кирилло-Мефодиевское братство. Стоит отметить, что центром украинства в России все же стал Санкт-Петербург, так как именно там трудились Н. И. Костомаров, Т. Г. Шевченко, П. А. Кулиш.

Украинцы сыграли важную роль в становлении советского государства, проживая и работая в Москве. Из 15 членов первого Совета Народных Комиссаров трое родились на территории современной Украины (В. А. Антонов-Овсеенко в Чернигове, А. В. Луначарский в Полтаве, Л. Д. Троцкий в селе Яновка Херсонской губернии), ещё двое представителей СНК — Крыленко Н. В. и Дыбенко П.Е. — являлись этническими украинцами. Стоит также отметить, что двое руководителей СССР начинали свою номенклатурную карьеру именно на Украине — Н. С. Хрущёв (Первый секретарь ЦК КПУ в 1938—1947, 1947—1949) и Л. И. Брежнев (первый секретарь Днепропетровского обкома в 1947—1950). Еще один Генеральный секретарь ЦК КПСС — К. У. Черненко был этническим украинцем. Таким образом, суммарно 30 из 69 лет существования СССР им руководили выходцы с Украины и этнические украинцы в Москве.

Фёдор Бондарчук — российский киноактёр, кинорежиссёр, этнический украинец

В нынешнее время среди видных политических деятелей украинского происхождения можно выделить уроженца г. Львова Григория Явлинского, а также Алексея Навального (отец этнический украинец, уроженец Киевской области и все родственники проживали на Украине), который по собственному признанию считает себя в большей мере украинцем по «своим корням и генетике».

Среди деятелей культуры можно выделить Федора Бондарчука, который 5 апреля 2017 года вместе с украинскими землячествами России оказал гуманитарную помощь ветеранам войны в Афганистане, проживающим на Украине. Он подчеркнул, что хочет высказать ветеранам слова поддержки как человек, в жилах которого течет украинская кровь и произнес следующую речь:

Вместе с другими украинскими земляками, проживающими в Москве, мы решили объединиться и помочь братьям-афганцам, — сказал Бондарчук. — Дорогие ветераны, мой фильм «9 рота» про вас, про мужество и беззаветное служение Отечеству. Мой фильм про жертвы, про потерю близких. Мой фильм про силу духа

Известен также российский спортсмен и актер, этнический украинец и уроженец г.Винницы — Сергей Бадюк, который также неоднократно поздравлял украинских десантников на украинском языке.

Современность

Условно современная украинская диаспора разделена на 2 части:

  • первая существовала на протяжении нескольких поколений и оказалась подвержена ассимиляции и постепенно утратила свою национальную идентичность, превратившись в типичных городских граждан с характерными украинскими фамилиями.

Библиотека украинской литературы в Москве, неоднократно подвергавшаяся политическому давлению

  • вторая часть помнит украинский язык и многие из них могут готовить украинские блюда. Они также чаще всего имеют родственников на Украине. Украинская диаспора может отмечать дни Иваны Купалы, День Святого Николая, День независимости и другие национальные праздники.

В Российской Федерации, в том числе в Москве как ее столице, отмечены неоднократные и систематические факты нарушения прав человека в отношении украинской общественности, ряд ограничительных и репрессивных мер в отношении украинских культурных организаций, административное и уголовное преследование лидеров украинской общины, фактическое отсутствие образования на украинском языке, недостаточное количество украинских национально-культурных центров, многие из которых были ликвидированы.

Так, например, по политическим мотивам в 2011 году была ликвидирована Федеральная национально-культурная автономия украинцев России, а в 2012 году Объединение украинцев России.

В 2015 году под политическим давлением оказалась единственная в России библиотека украинской литературы в Москве, которую планируется упразднить вслед за уголовным преследованием ее директора Натальи Шариной.

22 ноября 2016 года группа радикально настроенных молодых людей совершила нападение на Национальный культурный центр Украины в Москве, совершая при этом акты вандализма.

Подобные факты демонстрируют современное положение украинской диаспоры и украинских культурно-общественных организаций в Москве, неприязненное отношение к ним со стороны российских властей, несмотря на многовековую совместную историю двух родственных народов.

Численность

Динамика численности украинского населения в городе Москва

По официальным данным Всероссийской переписи 2010 года, 154104 человек определили себя как украинцы, однако это число значительно выше официальных данных, так как не учитывает многих жителей Москвы, утерявших в результате ассимиляции свою украинскую идентичность и причисляющих себя к русским. По данным переписи 1989 года численность украинцев в Москве составляло более 250 тыс. человек, при этом начиная с 1989 года их фактическое количество только увеличивалось по причине высокой иммиграции в столицу. Реальное количество украинцев Москвы в несколько раз превышает официальные данные, о чём свидетельствуют часто встречающиеся фамилии горожан с украинскими фамилиями.

События украинского конфликта в 2014 году привели к значительному притоку из восточных областей Украины, в частности 5,5 тыс. уже получили статус беженца или временное убежище в столице, однако их реальное число значительно выше, что говорит о предстоящем увеличении украинской диаспоры в городе в ближайшем будущем.

Согласно рейтингу управления ЗАГС г. Москвы, в 2015 году в интернациональных браках среди граждан стран СНГ москвички чаще всего выходили замуж за украинцев. Подобная тенденция была и в 2014 году, когда было зарегистрировано 4796 подобных браков.

См. также

  • Известные москвичи украинского происхождения — координационный список для развития темы
  • Украинское культурное влияние и топонимика в Москве

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  3. Боброк-Волынский Дмитрий Михайлович. www.hrono.ru. Проверено 23 марта 2017.
  4. ЭСБЕ/Гоголь, Николай Васильевич — Викитека (рус.). ru.wikisource.org. Проверено 23 марта 2017.
  5. Навальный: я больше украинец по своим корням и генетике (рус.).
  6. Навальный: я больше украинец по своим корням и генетике (рус.).
  7. Навальный: я больше украинец по своим корням и генетике (рус.).
  8. Бондарчук оказал благотворительную помощь украинским ветеранам Афганистана, РЕН ТВ (5 апреля 2017). Проверено 6 апреля 2017.
  9. Федор Бондарчук направил гуманитарную помощь проживающим на Украине воинам-афганцам (рус.), ТАСС. Проверено 6 апреля 2017.
  10. Відомий росіянин Сергій Бадюк привітав українських десантників з їх днем (ВІДЕО) (рус.). Проверено 6 апреля 2017.
  11. Golos narodu Сергій Бадюк привітав українських десантників з днем ВДВ (2015-08-04). Проверено 6 апреля 2017.
  12. 12,0 12,1 RIA Novosti Ликвидация национально — культурной автономии украинцев в России | РИА Новости Украина (рус.). rian.com.ua. Проверено 22 марта 2017.
  13. 13,0 13,1 Верховный суд РФ окончательно ликвидировал автономию украинцев в России.
  14. 14,0 14,1 Верховный суд РФ ликвидировал Объединение украинцев России. Проверено 22 марта 2017.
  15. В Москве полиция обыскала квартиру одного из лидеров украинской диаспоры и забрала его в участок. Проверено 22 марта 2017.
  16. Deutsche Welle (www.dw.com) Украинская диаспора в России теряет юридический статус | Важнейшие политические события на Украине: оценки, прогнозы, комментарии | DW.COM | 31.01.2011 (рус.). DW.COM. Проверено 22 марта 2017.
  17. Илья Рождественский Библиотеку украинской литературы упразднят вслед за арестом ее директора.
  18. В Москве напали на Культурный центр Украины и сожгли флаг: МИД требует расследования. Проверено 23 марта 2017.
  19. Опубликованы фотографии и видео нападения на Украинский культурный центр в Москве (рус.). Проверено 23 марта 2017.
  20. Киев осудил нападение на украинский культурный центр в Москве. Проверено 25 марта 2017.
  21. Демоскоп Weekly. Перепись населения Российской Империи 1897 г. Московский уезд, г. Москва. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  22. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  23. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  24. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  25. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  26. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  27. 27,0 27,1 Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  28. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 22 марта 2017.
  29. Украинская община
  30. Исследование РБК: сколько Россия тратит на украинских беженцев, РБК. Проверено 22 марта 2017.
  31. Самыми популярными иностранными женихами в Москве стали турки и украинцы (рус.), m24.ru. Проверено 22 марта 2017.

Америка

Аргентина • Бразилия • Канада • Мексика • Парагвай • США (Украинская деревня (Чикаго)) • Уругвай

Европа

Австрия • Азербайджан • Армения • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина (Республика Сербская) • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Македония • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия (Москва • Санкт-Петербург • Сибирь • Дальний Восток • Татарстан • Башкортостан • Республика Коми • Пермский край • Жёлтый Клин • Зелёный Клин • Малиновый Клин • Серый Клин) • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Австралия и Океания

Австралия • Новая Зеландия

Азия

Израиль • Казахстан • Киргизия • Китай • Таджикистан • Туркменистан • Узбекистан • Япония

Африка

Южно-Африканская Республика

Совсем недавно Украина отпраздновала 11 лет со дня провозглашения своей независимости, шесть лет назад был принят Основной Закон — Конституция Украины, прошел год, как на Украине вступил в силу новый Уголовный кодекс. Что же изменилось во взаимоотношениях карательных органов государства и гражданина? Соблюдаются ли права человека при производстве уголовных дел? Какими законодательными актами регламентированы эти права? На эти и другие вопросы автор попытается дать ответ в этой статье.

Не так давно украинское государство стало на демократический путь развития. Верховным Советом Украины ратифицирована «Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека» (подписана 4 ноября 1950 года, ратифицирована 17 июля 1997 года). Украина также подписала «Общую декларацию прав человека», поэтому закрепление в Конституции провозглашенных указанными нормативно-правовыми актами прав и свобод человека явилось необходимым и исторически закономерным итогом.

Раздел II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» содержит статьи, прямо указывающие на приоритет гражданских прав человека. Конституционные права и свободы человека нерушимы, гарантируются государством и не могут быть упразднены.

В соответствии с Основным Законом, каждый человек имеет право на жизнь (часть 1 статьи 27), на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 29), на неприкосновенность жилища (статья 30), на возмещение морального и материального вреда (статья 56), на защиту (статья 129), на судебную защиту (статья 55), на отказ от дачи показаний в отношении себя, членов семьи и близких родственников (статья 63), а также право знать свои права и обязанности (статья 57). Кроме того, конституционно закреплены принципы презумпции невиновности (статьи 62 и 129), равенства граждан перед законом и судом (статьи 24, 129 и др.), законности (статья 129 и др.), гласности судебного процесса (статья 129).

Также Конституция Украины гарантирует: охрану чести и достоинства личности (статьи 3, 28 и др.), недопустимость вмешательства в личную и семейную жизнь (статья 32), свободное обжалование решения суда (статьи 29 и 129).

Стремление в соответствии с Основным Законом развивать и укреплять демократическое государство невозможно реализовать без становления в общественном сознании и социальной практике неотчуждаемых прав и свобод человека, нормативного закрепления других гарантий.

Государству необходимо проявлять активность в обеспечении прав человека, в создании материальных, организационных, социальных, политических и других условий для наиболее полного использования человеком своих прав и свобод.

Общеизвестно, что реальная защита прав человека относится к наиболее острым проблемам украинской действительности, так как создание системы гарантий не обеспечивает автоматической реализации прав и свобод человека, поэтому на сегодняшний день наиболее актуально становление механизма защиты прав человека и гражданина, как системы средств и факторов, создающих необходимые условия обеспечения уважения его прав и свобод.

Однако наибольшее количество проблем возникает при реализации гражданами своего права на невмешательство в личную и семейную жизнь, права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, права на неприкосновенность жилища; в большей степени это касается лиц, подвергшихся уголовному преследованию по возбужденным уголовным делам, а иногда и без таковых. К сожалению, ряд нормативно-правовых актов (среди них Законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», Уголовно-процессуальный кодекс Украины) допускают ограничение конституционных прав и свобод.

Так, статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право субъектам оперативно-розыскной деятельности (оперативные подразделения Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, Управления государственной охраны, налоговой милиции, Министерства обороны Украины) получать информацию путем проникновения в помещения, транспортные средства, на земельные участки, снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации, контролировать телеграфно-почтовые отправления, осуществлять визуальное наблюдение с использованием технических средств. Это положение закреплено также в законах, регламентирующих деятельность отдельных правоохранительных органов государства. Так, статья 11 Закона Украины «О милиции» предоставляет право отдельным службам органов внутренних дел осуществлять гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений; статья 25 Закона Украины «О службе безопасности Украины» предоставляет право проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» допускает право подавать в суд заявления об отмене регистрации и о прекращении деятельности субъектов предпринимательства с использованием материалов оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью (Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины допускает в качестве доказательств по уголовному делу протоколы, составленные по результатам оперативно-розыскной деятельности (статьи 65 и 66). Статья 97 Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК) предусматривает проверку заявлений и сообщений о совершении преступления до возбуждения уголовного дела путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Статья 103 УПК возлагает на органы дознания обязанность проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступления и совершивших его лиц. Статья 187 УПК регламентирует наложение ареста на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи, в том числе и до возбуждения уголовного дела, а статья 1871 – проведение осмотра и выемки корреспонденции и исследования информации, снятой с каналов связи.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел и механизмы контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности со стороны карательных органов, а также ограничение их полномочий. Так, статья 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности:

1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки при помощи оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:

— готовящихся преступлениях или преступлениях, совершенных неустановленными лицами;

— лицах, которые готовят или совершили преступление;

— лицах, которые скрываются от органов расследования, суда либо уклоняются от отбывания уголовного наказания;

— безвестно отсутствующих лицах;

— разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;

— реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам с целью создания необходимых условий для независимого свершения правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины, в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью создания необходимых условий для надлежащего осуществления разведывательной деятельности;

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках;

3) необходимость получения разведывательной информации в интересах безопасности общества и страны.

Следует отметить, что указанные выше основания могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, которые находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Принятие решений о производстве оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещено законом.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (статья 25). Статья 431 УПК предоставляет подозреваемому по уголовному делу право подавать жалобы на действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Статья 97 УПК предусматривает, что проведение определенных законодательством оперативно-розыскных мероприятий проводится с разрешения суда по согласованному с прокурором представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. Аналогичное положение декларирует статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащая перечень этих мероприятий (негласное проникновение в жилище или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, использование других технических средств получения информации) и предусматривающая, что применение этих мероприятий производится исключительно с целью предупреждения преступления или выяснения истины во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. Полученные в ходе проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий сведения отражаются в протоколе с соответствующими приложениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.

Статья 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «Во время осуществления оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц», однако далее законодатель предусматривает, что отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться лишь по решению суда в отношении лица, в действиях которого есть признаки тяжкого преступления, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, — с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

Также статья 9 Закона предусматривает: «В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, когда причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний либо разведывательный орган Министерства обороны Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме».

Анализируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что законодатель предоставил органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ряд прав, общественный контроль за реализацией которых в силу их негласного характера невозможен, что, на наш взгляд, закономерно приводит к нарушению прав и основных свобод граждан. Поэтому лица, чьи права были нарушены, а также лица, осуществляющие функции защиты в уголовном процессе, должны всеми возможными законными средствами добиваться восстановления нарушенных прав, а также возмещения нанесенного материального и морального ущерба. Подобная возможность предоставлена и регламентирована Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», Гражданским кодексом Украины, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, другими нормативными актами.

Нарушения прав человека при проведении правоохранительными органами гласных мероприятий и следственных действий очевидны; получить же информацию о проводимых в отношении гражданина оперативно-розыскных мероприятиях можно из материалов уголовного дела на стадии ознакомления с материалами дела (статьи 217 и 218 УПК), например, из протоколов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформленных в соответствии со статьями 65 и 66 УПК. Получив подобные сведения, необходимо, руководствуясь Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», добиваться возмещения вреда.

Статья 1 данного Закона предусматривает возмещение вреда, причиненного гражданину вследствие:

1) незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного задержания и содержания под арестом, незаконного проведения в ходе расследования либо судебного рассмотрения уголовного дела обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают права граждан;

2) незаконного применения административного ареста либо исправительных работ, незаконной конфискации имущества, незаконного наложения штрафа;

3) незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законами Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и другими актами законодательства.

Законом предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 1, причиненный вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Статья 2 Закона Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» указывает на случаи возникновения права на возмещение вреда; среди перечисленных содержится и возникновение права на возмещение причиненного вреда от незаконных действий, осуществленных в ходе оперативно-розыскной деятельности. Также Законом предусмотрены: объем возмещаемого вреда, средства, за счет которых осуществляется возмещение, процедура принятия решения о возмещении вреда.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на сегодняшний день действующим законодательством Украины правоохранительные органы наделены достаточно широкими полномочиями как при проведении следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии действенного механизма контроля (в большей степени это касается осуществляемой оперативными аппаратами оперативно-розыскной деятельности). Поэтому с целью обеспечения прав и свобод человека на Украине необходима как правовая пропаганда среди населения со стороны государственных органов, так и пересмотр отдельных положений законодательства с целью приведения его в соответствие с Основным Законом Украины со стороны законодателя.

ВОПРОС:

Два гражданина Украины (муж, жена) являются временно пребывающими на территории Российской Федерации. Могут ли они развестись на территории России?

ОТВЕТ:

Семейный кодекс РФ прямо предусматривает расторжение брака иностранных граждан на территории РФ.

ст. 160, «Семейный кодекс Российской Федерации»

Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если супруги обратились за расторжением брака в компетентный орган на территории РФ, то случай, когда действует ограничение права на предъявление требования о разводе, судебный или административный порядок развода, основания для развода, бракоразводная процедура, момент прекращения брака определяются данным органом в соответствии с законодательством РФ. Законодательство иностранного государства к лицам, обратившимся за разводом в Российской Федерации, не применяется, если иное не установлено международным договором РФ .

Между Россией и Украиной действует Конвенция о правовой помощи, нормами которой необходимо руководствоваться при расторжении брака граждан Украины, поэтому к расторжению брака между гражданами Украины применяется законодательство Украины.

ст. 31, «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»

По делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления.

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Сколько украин в России?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *