Пиратство в международном праве

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Лавлинская, Анастасия Николаевна, 2011 год

2. Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 г. URL: http://www.un. org/russian/law/ilc/hsca.pdf (датаобращения 7 октября 201 Гг.). ,

7. Акты международных организаций1. Резолюции

25. N1064904.pdf70penElement (дата обращения 7 октября 2011 г.).

30. Циркуляр ИМО. Руководство сотрудникам охранных компаний «Подготовка компании и команды на случай захвата пиратами в западной части Индийского океана и Аденском заливе» (Guidance For Company Security

31. Officers (Csos) Preparation Of A Company And Crew For The Contingency Of192

33. Официальные заявления и акты дипломатической переписки

36. Национальные законы и нормативные акты

37. Уголовный кодекс Аргентины: принят 29 октября 19211 г. / Науч. Ред. P.M. Асланов и др. СПб; : Юрид. центр Пресс, 2003. 238 с.

38. Уголовный кодекс Голландии 1988’г. / Науч. ред. Б. В: Волженкин.

39. СПб.: Юрид. центр Пресс, 200k 509 с.193

40. Уголовный кодекс Республики Узбекистан: принят 22 сентября 1994 г. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 336 с.

41. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изм. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

42. Уголовный кодекс Республики Казахстан: принят 16 июля 1997 г. / Предисл. И.И. Рогова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 464 с.

43. Уголовный кодекс Республики Таджикистан: принят 21 мая 1998 г. / Предисл. А. В. Федорова. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. 408 с.

44. Уголовный кодекс Грузии: принят 22 июля 1999 г. / Науч. ред. З.К. Бигвава. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 407 с.

45. Уголовный кодекс Украины: принят 5 апреля 2001 г. / Науч. ред. В .Я. Тация, В.В. Сташиса. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 391 с.

47. Уголовный кодекс Польши: принят 1 сентября 2001 г. / Науч. ред. А.И. Лукашова, Н.Ф. Кузнецовой. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 232 с:

48. Уголовный кодекс Республики Молдова: принят 18 апреляг 2002 г. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 406 с.

50. Комментарии нормативных актов

52. Djibouti Code of Conduct. URL: http://www.imo.org/OurWork/Security/ PIU/Pages/DCoC.aspx (дата обращения 7 октября 2011 г.).

54. Специальная литература, учебники, монографии, диссертации

55. Барсегов Ю.Г. Юрисдикция прибрежного государства / Словарь международного морского права. М.: Международные отношения, 1985. 254 с.

57. Благовещенский Г.Всемирная история пиратства. М.: ACT; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2010. 509 с.

58. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М.: Юнити Библиотека журнала «Закон и право», 1994. 224 с.

59. Гаврилин Д. А. Имплементация конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2002. 25 с.

60. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М.: Международные отношения, 1972. 167 с.

61. Гордеев С.С., Колпаков A.M. Анализ нападений на морские и рыбопромысловые суда. Калининград: БГАРФ, 2007. 61 с.

62. Григорян B.JL, Дмитриев В.И. Пиратство, разбой и терроризм на море. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 224 с.

63. Гросс П.А. Хроника морского разбоя: пираты, корсары, флибустьеры. М.: Майор: Издатель Осипенко А. И., 2009. 174 с.

64. Дефо Д. Всеобщая история пиратства. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. 284 с.

65. Джонсон Ч. История знаменитых морских разбойников XVIII века. М.: Эксмо, 2009. 591 с.

66. Допилка С.О. Уголовная ответственность за терроризм и пиратство на море: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1993. 23 с.

67. Зенкин И.В. Международно-правовое регулирование обеспечения безопасности на море: дисс. . докт. юрид. наук. М., 1992. 435 с.

68. История пиратства // Я. Маховский Под черным флагом // А.О. Экс-квемелин Пираты Америки. Смоленск: Русич, 2002. 442 с.

69. Карпец И. И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. 112 с.

70. Колодкин А.Л. Правовой режим территориальных вод и открытого моря. М.: Морской транспорт, 1961. 173 с.

71. Констам Э. Пираты: всеобщая история от Античности до наших дней. М.: Эксмо, 2009. 464 с.

72. Контэ Э. Морское пиратство и международное право: дисс. . канд. юрид. наук. М., 1990. 134 с.

73. Копелев Д.Н. Золотая эпоха морского разбоя: Пираты, флибустьеры, корсары. М.: Остожье , 1997. 494 с.

75. Курис П. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973. 280 с.

76. Международное публичное право: учеб. / Отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд. М.: Проспект, 2009. 1008 с.

78. Моджорян JI.A. Пиратство и терроризм на море. Борьба государств за безопасность морского судоходства. М.: Международные отношения, 1991. 168 с.

82. Ромашев Ю.С. Борьба-с преступлениями международного’характера, совершаемыми на море. М::РосКонсульт, 2001. 300 с.

85. Скрицкий Н.В. Корсары России. М.: Центрополиграф, 2007. 410 с.197

89. Brownlie I. Principles of Public International Law. Oxford: Clarendon Press, 1998. 743 p.

90. Burnett J. Dangerous waters: modern piracy and terror on the high seas. New York, N.Y.: Dutton, 2002. 332 p.

92. Dubner B.H. The law of international sea piracy. The Hague: Martinus Nij-hoff Publishers, 1979. 176 p.

94. Heller-Roazen D. The enemy of all: Piracy and the law of Nations. New York: Zone Books, 2009. 274 p.

96. Murphy M. N. Small boats, weak states, dirty money: piracy & maritime terrorism in the modern world. London: Hurst, 2010. 427 p.

98. Rubin A.P. The law of piracy. 2nd ed. New York: Irvington-on-Hudson, 1998. 485 p.

101. Violence at’ Sea: piracy in the age of global terrorism / Ed. By> Peter Lehr. Abingdon (Oxon), Routledge, 2007. 274 pp.

102. Научные статьи и публикации периодической печати

103. Автухова К.А. Пиратство в российском и международном5 праве / Актуальные проблемы современного права. Архангельск: Поморский- университет, 2009. С. 150 156.

104. Ахмеров И.Ф. Опыт обеспечения безопасности гражданского судоходства в пиратоопасных районах. Особенности? проводки российских судов кораблями ТОФ в Аденском заливе // Сборник материалов Владивостокского морского форума. Владивосток, 2009. С. 86- 89.

105. Бекяшев К.А. Важный шаг в борьбе с терроризмом* на море // Морское право и практика. 2004. № 3. С. 2 8.

107. Бекяшев К.А. Международно-правовые проблемы борьбы с пиратством / Основные тенденции развития современного международного права.У

108. BER AMICORUM в честь профессора Г.И. Курдюкова. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. С. 55 75.

109. Боброва Ю.В. Международное право и проблема морского терроризма // Морское право и практика. 2005. № 2. С. 25 32.

110. Войтенко М. Вызов морскому сообществу // Морской флот. 2009. № 1. С. 53 57.

111. Войтенко М. Полный абордаж халявы, или что пишут у нас про пиратов // Морской флот. 2009. № 2. С. 64 65. ^

112. Войтенко М. Фарс в борьбе с пиратством // Морской флот. 2009. № 5-6. С. 70 72.

113. Григорьев Н., Двинин А., Наконечный М., Никольский В. Опасные фазы пиратского плена // Морской флот. 2009. № 3 4. С. 41 — 43.

114. Дабнер Б.Х. Современное пиратство // Московский журнал международного права. 2006. № 4. С. 106 109. 20 — 24.

115. Дроздова М.А. Пиратство как один из путей незаконного оборота наркотиков // Морское право и практика. 2005. № 2. 20 24.

117. Егиян В.Г. Правовые вопросы, связанные с национальностью морского судна и его регистрацией в современный период // Ежегодник морского права 2008. М.: Линкор, 2009. С. 132 153.

118. Емельянов А. Современная конфликтность в Африке // Международные процессы. Том 4. 2006. № 2 (11). С. 78 87.

119. Зигарев В.А. Правовые аспекты участия военно-морского флота при выполнении задач по обеспечению безопасности морской деятельности Российской Федерации // Ежегодник морского права 2008. М:: Линкор, 2009. С. 154- 168.

120. Каюмова А.Р. Кодификация уголовной юрисдикции в международном праве / Основные тенденции развития современного международного права. LIBER AMICORUM в честь профессора Г.И. Курдюкова. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. С. 190 204.

121. Каюмова А.Р: Современное пиратство: некоторые правовые и практические проблемы противодействия // Российский следователь. 2010. № 23. С. 25 28.

122. Колодкин’ А.Л. Морской’ разбой и международное право // Междуна-родная<жизнь. 1967. №10. С. 112 117.

124. Комиссаров-В*. Ответственность за пиратство по Уголовному кодексу РФ // Уголовное право. 1998. №rl\ С. 21 27.

125. Копач G.K. Борьба с терроризмом на море, выбор курса в океане проблем // Морское право и практика. 2005. № 2. С. 33 39.

126. Кораблев Ю. Африка: борьба за выживание в условиях глобализации // Международная жизнь. 2004. № 10. С. 132 141.

127. Котляр B.C. Реформа ООН и вопрос о возрождении Военно-штабного комитета при Совете Безопасности ООН // Международное публичное и частное право. 2006. № 6. С. 2 5.

128. Котляр B.C. Пиратство в XXI веке // Международная жизнь. 2009. №2-3. С. 173 183.

129. Кузьмин ЭЛ. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 84 94.

130. Куршев. М. Пиратство и терроризм на море // Уголовное право. 2006: № 3. С. 124- 128.

131. Куршев М. Морское пиратство разновидность международного терроризма// Уголовное право. 2006. № 4. С. 13 Г — 134;

132. Лазарев М.И.,:Бараболя П.Д. Государственное- и» частное пиратство // Морской сборник.1967. №-5. С. 39 45.

135. Михайлов В.С. Понятие пиратства в истории и современном международном праве: // Проблемы государства и права на современном этапе. Владивосток, 1963: С. 49 56.

137. Осичанский П.И. Международный опыт борьбы с пиратами // Сборник материалов Владивостокского морского форума. Владивосток, 2009. С. 112-119.

138. Резяпов Н., Симонов А. Международный терроризм на море // Морской сборник. 2004. № 1. С. 67 74.

139. Ровнейко В.В. Пиратство: его правовые проблемы // Московский-журнал международного права. 1999. № 2. С. 194 202.

140. Ромашев Ю.С. Концептуальная модель преступлений международного характера, совершаемых на море // Государство и право. 1999. № 12. С. 66 72.

141. Ромашев Ю.С. Проблемы борьбы с пиратством,на рубеже веков // Право и политика. 2000. № 4. С. 90 104.

142. Ромашкин П.С. К вопросу о понятии и источниках международного уголовного права// Советское государство и право. 1948. № 3. С. 21 30.

143. Сидорченко В.Ф. Право на- вознаграждение за освобождение захваченного судна из рук пиратов // Морское право и практика. 2006. № 1. С.26 32.

144. Терещенко Н. Морской терроризм // Золотой рог. 2005. №14. С. 8.

145. Хатам-заде Ф.Э. Международно-правовая квалификация преступления пиратства как- разновидности международного терроризма // Евразийскийюридический журнал. 2009. №1 (8). С.40 45.203

146. Alcantara J.M. Piracy at Sea. The Case of Somalia // Ежегодник морского права 2008. M., 2009. P. 13 17.

147. Banlaoi R.C. Maritime terrorism in Southeast Asia // Naval War College Review. Vol. 58. Issue 4. 2005. P. 63 80.

149. Butler W. Piracy at Sea under American Law // Ежегодник морского права* 2008. M., 2009. P. 27 33.

150. Chalk P. Contemporary maritime piracy in Southeast Asia // Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 21 Issue 1. 1998. P. 87 113.

151. Dickinson E. D. Is the crime of piracy obsolete? // Harvard Law Review. Vol. 38 Issue 3. 1925. P. 334 360.

154. Farell R. Maritime terrorism // Naval War College Review. Vol. 60. Issue 3. 2007. P. 46 60.

159. Kissinger H. The pitfalls of universal jurisdiction // Foreign Affairs. Vol. 80. No. 4. 2001. P. 86-96.

163. Kraska J., Wilson B. Maritime piracy in East Africa // Journal of International Affairs. Vol. 62. Issue 2. 2009. P. 55 68.

167. Murphy M. N. Suppression of piracy and maritime terrorism’ // Naval War College Review. Vol. 60. Issue 3. 2007. P. 23 -45.

175. Terry J. Eliminating high seas piracy // JFQ: Joint Force Quarterly. 3rd Quarter, Issue 54. 2009. P. 116 119.

177. Woolfi Mi Pirates;can;claimilJK asylum // The Sunday Times. London, 13 April 2008: : ; .1. Материалы сети интернет

179. Захват пиратами украинского судна «Фаина». URL: http://lenta.ru/story/ faina/ (дата обращения 7 октября 2011 г.). .

Возможно ли сегодня, решить проблему морского пиратства, когда разбойники чувствуют свою безнаказанность, становясь с каждым днем смелее и наглее, не боясь действовать на важных для судоходства маршрутах, брать в заложники людей и ежегодно опустошать карман мирового морского общества на $12 миллиардов?
Разбой на море являлся проблемой с тех пор, как зародилось судоходство, только в течение последних нескольких лет деятельность пиратов превратилась в самую настоящую чуму XXI века. «Прежде, пираты высаживались на суда с целью разграбить каюты и унести с собой самое ценное, действовали они так быстро, как только могли, – говорит представитель Lloyd’s Market Association Нил Смит. – Сегодня пираты изменили правила игры. Разбой на море – особо прибыльное времяпрепровождение: захват членов экипажа, теплохода и груза – возможность для разбойника заключить выгодную сделку с судовладельцем».
По данным Международного морского бюро (IMB), в 2010 году пираты захватили в плен 1181 моряка с 53 торговых судов, что на порядок выше, чем в любом другом году. Ответственность за угон того или иного теплохода практически всегда лежала на сомалийских пиратах.
Возрастающая проблема
За первые три месяца 2011 года сомалийские пираты угнали 13 судов, в плен взяли 243 моряка, убили – семерых. Таковы последние отчеты ММБ. В общем, под контролем флибустьеров находятся 771 заложник с 33 теплоходов.
Наряду с тем, что за последние пять лет наблюдается крутой подъем в деятельности пиратов, выкупы, заплаченные разбойникам за освобождение моряков, тоже возросли: до $5,4 миллионов в 2010 году против $150 тысяч в 2005.
Вышедшая из-под контроля ситуация сегодня тревожит всех, кто заинтересован в безопасности мореплавания. В начале марта началась кампания «SOS: Спасите Наших Моряков», призывающая правительства всех стран, начать работать в направлении по созданию приемлемых условий для работы моряков.
«Пиратство неконтролируемо, – говорит председатель ИНТЕРТАНКО Греем Вестгарт. – Им удается держать в страхе судоходную отрасль за счет судов-плавучих баз, некогда бывшими обычными торговыми теплоходами, и «живого щита» – членов экипажей этих судов. Это означает, что для теплоходов и экипажей не остается других маршрутов, кроме тех, где главенствуют пираты. Правительства могут защитить морские трассы, показав политическую волю, а не политическое безразличие».
«Irene»: игра измениться?
Захват «Irene» 9 февраля 2011 года – ориентир в возрастающей проблеме пиратства и некое послание всему миру. Налет на это судно представляет возможность сделать первые шаги к изменению ситуации. Во-первых, из-за груза, находящегося на борту, во-вторых, из-за места, где произошло нападение.
Теплоход «Irene», направляющийся в США, нес на своем борту два миллиона баррелей кувейтской нефти, что эквивалентно одной пятой ежедневного импорта нефти этой страны. Инцидент с пиратами произошел в 900 морских милях от побережья Сомали, что заставило удивиться всю судоходную отрасль: так далеко пираты еще не заходили.
Судовладельцы утверждали, что захват «Irene» – доказательство беззакония в Индийском океане. Однако Нил Смит предполагает, что изменение территории, где пираты могу чувствовать себя вольготно – результат успеха ВМС различных стран, сражающихся с пиратством в Аденском заливе.
В отчетах ММБ немало говорится об успехах ЕU Navfor. Антипиратской военной коалиции удалось в прошлом году предотвратить огромное количество нападений на торговые суда. Несмотря на это, 2010 год стал рекордным по числу захваченных моряков и судов.
Есть ли решение?
Что может быть сделано, чтобы искоренить пиратство в важных для судоходства районах? «Натиск пиратов можно остановить присутствием военных на борту теплоходов или же позволить ВМС немного больше, чем сейчас, – продолжает Нил Смит. – Но это не решит проблему полностью. Проявленная политическая воля – единственный способ на Земле исправить положение».
С ним согласно и ММБ: «Жизненно важно, чтобы правительства и Организация Объединенных Наций посвятили ресурсы развитию административных инфраструктур, чтобы препятствовать преступникам, эксплуатирующим вакуум, оставленный властями Сомали. Все меры, принимаемые для безопасности моряков, судов и грузов, бесполезны, когда в стране творится беспредел. Отсутствие власти и законов позволяют пиратам спокойно выйти в океан, захватить теплоход с моряками и вернуться с заложниками к берегу, зная, что им за это ничего не будет».

Рецензия на монографию доктора юридических наук Ю.С. Ромашева «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». (М.: Транс Лит , 2013. – 332 с.)

№ 8 (63) 2013г.
Морское пиратство, как и многие другие виды серьезных преступлений, имеет тенденцию к активизации именно в на­чале XXI века. Почему это происходит? Полагаем, что сни­зив уровень социальной защищенности населения во многих странах мира, отбросив на 200 лет назад экономику даже в теоретической ее части до Риккардо и Смита, получить иной результат мировое сообщество не могло.

Появление в начале XXI века в некогда благополучном Со­мали столь преступного промысла, казалось бы, уже забытого, обусловлено объективно — в результате длительной граждан­ской войны страна была разбита на две противоборствующие территории, население брошено правительством на произвол и вынуждено искать пропитания любыми способами. Вот и вернулись к давним «неправовым» обычаям — грабить про­езжающих богатых купцов. Тенденция эта впоследствии воз­растала, следовательно, проблема затронула практически все континенты.

Все чаще со страниц прессы звучит вопрос: а было ли пи­ратство в прошлые века в России? Безусловно, как и всякое не­гативное явление, сопровождающее процессы экономического и политического становления государства, оно имело место. Правда, упоминания о российском пиратстве скромны и, как правило, речь идет о корсарах Ивана Грозного или каперах Петра I. Экспансия русских на восток и к югу, безусловно, про­водилась не только и не столько по указанию царей. только бесстрашные и беззаветно верящие в свою отвагу люди, мало считающиеся с чьей-либо верховной властью, могли отвоевать у иноверцев право своего присутствия на Черном, Азовском и Каспийском морях. Тем более, с VII века на Каспии плавали ис­ключительно арабские корабли, а в УШ-ом веке волжские раз­бойники, не видя в том большой разницы, прекрасно совмеща­ли грабежи как на самой Волге, так и на Каспийском море. С XVI века, с включением всего Поволжья в состав Московского государства, когда Волга и Каспийское море стали огромной по протяженности и обороту торговой магистралью, получа­ет развитие невиданный до этого времени речной и морской разбой. Частым явлением в XVI-XVIII веках было появление на Волге и Каспии казацкой вольницы. В XIX веке на смену славян­ским приходят туркменские и казахские пираты. О социальных противоречиях, лежащих в основе пиратства, уже достаточно написано. В XIX веке социальную подоплеку преступности от­мечал русский ученый, историк В.О. Ключевский: «Разбоями низ отвечал на произвол верха, (относил он свои слова к ХУШ веку — Е.С.), — это была молчаливая круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там».

Итак, забытое ремесло имеет и родственный оправда­тельный элемент — каперство (корсарство), которое, хотя и запрещено на сей день международными нормами, но, имея «благородный оттенок» служения на пользу государства, ги­потетически может возродиться, если не de iure, то de facto. Ведь есть в наши дни ситуации, когда в каком-нибудь афри­канском порту не могут даже установить, кому принадлежит судно с «брошенными» на нем моряками! Почему бы и не воз­родить каперство?

Полагаем, что подобная «идея» могла быть и взята на во­оружение отдельными «горячими головами», но за всю ци­вилизованную историю человечество выработало столь впе­чатляющее количество юридических санкций (наказаний) за подобные виды преступлений, что ознакомившись с уголов­ным кодексом, станет ясно — послаблений в этом направле­нии быть не может. Может иметь место только дальнейшая работа по криминализации морского пиратства и смежных с ним преступлений. Уголовное право — как национальное, так и международное — имеет тенденцию к ужесточению серьезных преступлений, — такова общемировая практика XXI века.

Именно поэтому, решая двуединую задачу — дать исчер­пывающий анализ национального законодательства в этой сфере и международного права — имеет большую значимость вышедшая в 2013 году книга профессора Ю.С.Ромашева «Борь­ба с пиратством и вооруженным разбоем на море. Правовые основы и практика». Книга эта создана с большим знанием дела защиты морского судоходства, написана человеком, от­давшим значительную часть жизни морской военной службе и долгим годам научной работы в сфере безопасности. При этом, несмотря существенное дополнение общеюридических понятий терминами из области военного права, книга чита­ется легко, написана доступным как для преподавателя, так и для студента языком. Для интересующихся же этой пробле­матикой государственных чиновников и военных, она, можно сказать, является энциклопедией. Участившиеся случаи на­падения на морские суда требуют выработки новых методов борьбы с преступлениями подобного рода. Поэтому возмо­жен вывод, что для теории и практической работы была не­обходима именно такая книга.

Основой проблемы, связанной с активизацией морского пиратства, по мнению автора, являются социальные причины. Но, как известно, нет причины без следствия, которое в свою очередь и востребовало бы юридическое исследование вопроса о составе данного преступления в международном праве. Сло­варь международного морского права дает толкование этому понятию, связывая его с противоправными насильственными действиями, совершаемыми пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Имеются и другие определения этого преступления. Базовые положения о пиратстве, закрепленные в Конвенции о морском праве 1982 года, совпадают с соответствующими обычными нормами международного права (с. 35).

Ю.С. Ромашев указывает, что количество признаков меж­дународно-правового состава преступлений строго определе­но нормой международного права (с.37). Оно может быть са­мым разнообразным, и не обязательно соответствовать числу признаков составов преступлений, предусмотренных законо­дательством государств (с.37).

В государствах предусматривается различная ответствен­ность за пиратство. Например, в США — это пожизненное за­ключение, в Нидерландах — до 14 лет лишения свободы (а в случае совершения убийства — до 16 лет). В России ст. 227 пред­усматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

Что же касается источников, регулирующих эту пробле­му в наши дни, то их довольно много. Например, в Джибути в 2009 году двадцать одним государством региона был подписан Кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и во­оруженного разбоя против судов в западной части Индийско­го океана и в Аденском заливе. Этот весьма важный документ, разработанный в рамках Международной морской организа­ции (ИМО), содержит призыв ко всем государствам региона — внести изменения в уголовное законодательство. Практика же такова, что в Сомали -практически центре современного пиратства — уголовного наказания за него не предусмотрено.

Какие же меры принимает мировое сообщество для борь­бы с морским пиратством? Прежде всего, необходимо указать, что именно ООН делает все возможное для теоретической и практической разработки стратегий борьбы с пиратством на море. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1851 (2008 г.) призвал государства к сотрудничеству с судоходными ком­паниями, рекомендовал страховым компаниям и ИМО про­должить разработку передовой практики и инструкций отно­сительно шагов, которые следует предпринять для того, чтобы избежать опасности, уйти от преследования и защитить себя в случае нападения или во время плавания у берегов Сомали (с. 101-104).

Велика роль международных организаций в деятель­ности по таким направлениям, как укрепление основных фе­деральных учреждений; улучшение деятельности местных органов власти; расширение доступа к образованию и здра­воохранению; обеспечение всем необходимым сферы продо­вольственной безопасности. Следует упомянуть резолюцию ИМО А.584(14) и разработанный в связи с ней такой документ, как «Меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажей на борту судов». Ю.С.Ромашев под­черкивает, что выполнение государствами положений этих документов позволит существенно снизить угрозу совершения актов терроризма и актов вооруженного разбоя, угрожающих безопасности судоходства (с. 107).

В то же время, как показали события в Аденском зали­ве, требуется расширение мер самозащиты на судах. В книге подробно проанализированы существующие способы и мето­ды, разработанные и применяемые с целью недопущения за­хвата судна (с. 153-157). Уделяется большое внимание такому актуальному вопросу, как информированность всех заинте­ресованных лиц в вышеуказанных документах, позволяющих достигать относительно безопасного продвижения в пирато­опасных акваториях открытого моря и у берегов государств. При этом те страны, которые не регистрируют свое транзит­ное следование через Аденский залив в «Центре морской без­опасности — Африканский рог» (MSCHOA) и не сообщают о себе в офис организации «Морские торговые операции Со­единенного королевства» (UKMTO), многое теряют вопросах защиты от пиратских нападений. Не менее важно развивать деятельность страховых кампаний, возмещающих ущерб, по­несенный судами в случае нападения пиратов (с. 155-156).

Проблемы создания международного судебного органа в отношении пиратства и вооруженного разбоя на море рас­смотрены автором исчерпывающе. Затрагивая тему создания специализированного международного суда, автор использу­ет метод компаративистики, анализируя ряд политических и административных моментов, приведших к учреждению по­добного международного органа (с. 212-213).

Международные уголовные суды и трибуналы создаются, как правило, тогда, когда какое-либо государство не желает или не способно проводить судебное разбирательство в отно­шении наиболее тяжких преступлений, затрагивающих миро­вое сообщество и нарушающих установленный миропорядок. Для государств Африки это особенно актуально. Но не менее значим вопрос финансирования этих судебных органов. Без­условно, деятельность Международного целевого фонда в под­держку инициатив государств, борющихся с пиратством (про­грамма ООН) может способствовать реализации подобного плана, но все же этого недостаточно. Рассмотрев все имеющи­еся концепции по созданию подобного суда, Ю.С.Ромашев де­лает вывод о невозможности в ближайшее время создать столь значимую структуру (с. 252). Тем не менее борьба с морским пиратством коллективными международными силами будет востребована, что еще неоднократно выдвинет на повестку дня проблему привлечения к уголовной ответственности пиратов.

Не вызывает сомнения, что сотрудничество военно-мор­ских сил государств в борьбе с пиратством необходимо укре­плять. Заметную роль играют специально создаваемые реги­ональные международные морские силы, как это уже имело место в районе Юго-Восточной Азии и вблизи побережья Сомали. Функции этих сил заключаются в сдерживании лиц, совершающих вооруженные нападения на суда; пресечении их действий; конвоировании судов; оказании помощи судам, подвергшимся нападениям (с. 253).

В книге много страниц уделено деятельности российско­го военно-морского флота по борьбе с морским пиратством (с. 265-268). Россия заинтересована в защите как своего, так и в целом международного морского судоходства от пиратства. С 2008 года к побережью Сомали направлялись военные ко­рабли ВМФ России: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Три- буц», «Петр Великий», «Маршал Шапошников», «Неустра­шимый» и другие. Процедура конвоирования торговых судов была разработана Генеральным штабом ВМФ России. Только за год (2008-2009) через Аденский залив было отконвоировано 207 судов, из них 27 российских. Наряду с российскими кора­блями в этом регионе находились два военных корабля Китая, два Японии; два Индии; один австралийский; один корейский.

Профессор Ю.С.Ромашев подчеркивает, что противодей­ствие пиратству и вооруженному разбою на море невозможно без тесного взаимодействия торговых судов, судоходных ком­паний, и обеспечивающих их безопасность иностранных ВМС. Структурой, которая аккумулировала в себе все эти действия, является Группа по вопросам общей осведомленности и пре­сечению инцидентов, возглавляемая Объединенными ВМС и ВМС ЕС. Эта организация является объединенной междуна­родной военной группой, созданной в 2008 году. В нее впо­следствии вошли представители флотов России, Китая, Индо­незии, Японии. Эта группа ежемесячно собирается в Бахрейне для консультаций на уровне экспертов.

Такая структура, как Центр судоходства НАТО (NCS) обе­спечивает коммерческую связь этой организации с морскими силами.

Вклад международных организаций в деятельность, на­правленную на борьбу с морским пиратством, велик. Среди международных неправительственных организаций, прини­мающих непосредственное участие в борьбе с преступностью, следует назвать Интерпол. Ранее эта организация не прини­мала непосредственного участия в борьбе с пиратством. Но в последнее время она все активнее вовлекается в эту работу, смысл которой заключается в отслеживании финансирования этого преступного рода деятельности, также осуществляется обмен оперативными данными. К превоочередным задачам относится обмен необходимыми для проведения розыскных работ данными с национальными полицейскими силами, ООН, ИМО. Используется глобальная защищенная коммуни­кационная система INTERPOL I-24/7. Следует учесть, что все страны, задействованные в борьбе с пиратством в районе Со­мали, входят в эту международную организацию (с. 273).

Конкретные действия по борьбе с пиратством в регио­не Сомали стали возможны благодаря обращению предста­вителя этого государства при ООН с просьбой о содействии в борьбе с морским пиратством. В феврале 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН было направлено письмо от Правительства Сомали об оказании безотлагатель­ной помощи в обеспечении безопасности территориальных и международных вод у побережья Сомали для осуществления безопасного мореплавания и судоходства. Совет Безопасно­сти призвал государства, чьи корабли ВМС и военная авиация находятся у побережья Сомали, проявлять внимание к напа­дению пиратов. Самым же главным было разрешение опре­деленному кругу кораблей входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресе­чения актов пиратства в соответствии с нормами международ­ного права (с. 276-277). Таким образом, действуя на основании Устава ООН (m.VII) и просьбы Правительства Сомали, Совет Безопасности реализовал свою функцию по поддержанию мира и безопасности.

Необходимо отметить постоянную озабоченность ООН проблемой морского пиратства. Принятие резолюций — необ­ходимая мера. Наиболее значимые среди них: Резолюция 1897 (2009) от 30-го ноября 2009 года, а также Резолюция 1819 (2010) и от 27-го апреля 2010 года. Что же касается Международной морской организации, то перечень ее рекомендаций велик, он включает в себя попытки решить самые разнообразные про­блемы борьбы с морским пиратством (с. 296-297).

В книге рассмотрена работа еще одного органа по борьбе с морским пиратством — Азиатско-Тихоокеанского совета по сотрудничеству в сфере безопасности Регионального форума АСЕАН (АТССБ). В 2000-ом году на форуме этой организации был принят Меморандум о кооперации в сфере правопоряд­ка и законности на море. В нем предложено провести анализ мнений всех государств на предмет разногласий по вопросам борьбы с морским пиратством. Сама организация АСЕАН взяла на себя много инициатив с целью недопущения пират­ства у берегов государств-членов АСЕАН.

Отмечена большая работа, которую проводит созданный в 1992-ом году в Куала-Лумпуре Региональный Центр по борь­бе с морским пиратством и вооруженным разбоем на море (с. 309). Он взаимодействует с Интерполом, национальными полицейскими силами и береговой охраной государств -чле­нов АСЕАН. По мнению Ю.С.Ромашева, совершенствование методов борьбы с морским пиратством имеет наибольшие перспективы (с. 311-318).

Автор всесторонне анализирует способы и методы борь­бы с морским пиратством. Обобщает их и выносит на чита­тельское обозрение, позволяя составить собственное мнение о глубине проблемы, связанной с этим видом преступления. «Пиратство — это обобщенное наименование преступления, которое имеет многоплановый международно-правовой со­став, содержащий описанную в международном праве группу деяний, в отдельных случаях являющихся взаимосвязанными друг с другом, которые могут совершаться не только в преде­лах открытого моря или в месте вне юрисдикции какого-либо государства (пиратские действия), но и в пределах территории государства и иных пространств (подстрекательство или со­знательное побуждение к совершению пиратских действий)» (с. 319).

Автор считает, что развитие договорного процесса в об­ласти борьбы с актами пиратства и вооруженного разбоя на море на международном (всеобщем) уровне, развитие законо­дательства прибрежных государств, направленного на реализа­цию их международных обязательств, должно способствовать формированию единого подхода во всем мире. Это позволит существенно повысить эффективность мер в данной области, снизить возможные осложнения межгосударственных отноше­ний при осуществлении компетентными органами государств конкретных мер в данной области, устранить возможные ос­ложнения межгосударственных отношений при осуществле­нии конкретных мер по борьбе с морским пиратством.

В завершение следует отметить универсальность работы Ю.С. Ромашева: исследование проведено в рамках таких дис­циплин, как международное, уголовное, административное, военное право. Книга снабжена большим количеством стати­стических материалов, специальными таблицами, термина­ми, помогающими в нужном объеме усвоить данную тему. Без сомнения, столь объемный труд представляет большой инте­рес для ученых и практических работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, моряков и работников транспорта, преподавателей, аспирантов и докторантов, уча­щихся высших учебных заведений. Хотелось бы видеть более широкое представление этой книги на иностранных языках в зарубежных издательствах, так как рассмотренная автором проблема борьбы с морским пиратством является общеми­ровой. Иностранными специалистами, работающими в сфе­ре безопасности, такой ценный труд российского коллеги, безусловно, будет востребован и оценен высоко. Все это бу­дет способствовать решению одной из основных задач науки международного права — поддержанию всеобщего мира и без­опасности.
Смирнова Е.С. – кандидат юридических наук, проректор по научной работе Института современного права и экономики

Понравился материал, поделитесь с коллегами.

Пиратство в международном праве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *