Закон 431 о социальной поддержке многодетных семей

Решение Верховного Суда РФ от 26 марта 2003 г. N ГКПИ 03-139 Финансирование таких мероприятий как скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, бесплатный проезд на транспорте за счет средств местного бюджета, как это предусмотрено нормативным правовым актом федеральных органов исполнительной власти, противоречит федеральным законам и нарушает права МСУ

Решение Верховного Суда РФ от 26 марта 2003 г. N ГКПИ 03-139

Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Приморский район» о признании незаконным пункта 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей», установил:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно имеется в виду постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 26, 29 июня 1992 г. N 51, 1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей»

Администрация муниципального образования «Приморский район» обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству Российской Федерации, нарушает компетенцию, права и финансовые основы деятельности органов местного самоуправления.

Муниципальное образование не имеет финансовой возможности производить возмещение льгот за счет собственных средств без соответствующих компенсаций в обеспечение выплат, гарантированных органам местного самоуправления, Конституцией РФ и федеральными законами.

Федеральные органы исполнительной власти не вправе письмами наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и увеличивать расходы местных бюджетов.

В суде представитель МО «Приморский район» К. пояснила, что льготы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией для многодетных семей предоставляются соответствующими организациями, которые впоследствии требуют возмещения своих расходов за счет средств местных бюджетов.

Представители заинтересованных лиц Минфина России Б. и Минтруда России С. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, т.к. органы местного самоуправления законодателем наделены необходимой компетенцией и финансовыми ресурсами.

Представитель Минюста России Ч. просила суд удовлетворить заявление, т.к. пункт 2 Письма не соответствует действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителя заявителя МО «Приморский район» К., представителей заинтересованных лиц Минфина России Б., Минтруда России С., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации 29 июня 1992 г. издали Письмо «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».

Указанным Письмом дано разъяснение об источниках финансирования отдельных мероприятий социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431.

Пунктом 2 Письма определено, что за счет средств местного бюджета производятся дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 г. определяет местное самоуправление в Российской Федерации как признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В статье 6 настоящего Федерального закона предусмотрено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения, в частности, относятся:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 установлены меры социальной поддержки многодетных семей, в том числе, скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм установленных для продажи населению на данной территории, бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако;# такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были. в соответствии со статьей 132 Конституции РФ и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Письмом Минфина России и Минсоцзащиты России от 29 июня 1992 г. разъяснено, что дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ производятся за счет средств местного бюджета.

Между тем, в силу статьи 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Аналогичная норма содержится в статье 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ в статье 87 определяет расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (статья 85 Бюджетного кодекса РФ).

По объяснениям представителя заявителя МО «Приморский район» К., в связи со значительными затратами на содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансовое положение муниципального образования является неблагополучным и оно не имеет возможности за счет собственных средств компенсировать льготы, предоставленные многодетным семьям.

При разрешении настоящего спора суд исходит также из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 апреля 2002 г. N 68-0# «По запросу арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов».

В соответствии с данной позицией пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.

Так, Конституционный Суд РФ установил, что суды «общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривая дела по спорам, связанным с предоставлением льгот донорам крови и ее компонентов, впредь до законодательного урегулирования данных правоотношений вправе и обязаны истолковывать положения статьи 4 в системной связи со статьями 5 и 6 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», возлагающими обязанности по предоставлению донорам льгот как на федеральный, региональные и местные бюджеты, так и на организации, в интересах личности (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).

Учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, и что награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» производится Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, указанными в Положении о нагрудном знаке «Почетный донор России» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 842), предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Это, однако, не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицам, награжденным знаком «Почетный донор России», с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета».

С учетом изложенного суд считает, что заявление МО «Приморский район» подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи.

Нормативным Указом Президента РФ установлены меры социальной поддержки многодетных семей, отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление этих мер не является основанием для отказа в их предоставлении.

Вместе с тем, финансирование таких мероприятий (скидки на плату за использование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, бесплатный проезд на транспорте для учащихся) за счет средств местного бюджета, как это предусмотрено нормативным правовым актом федеральных органов исполнительной власти, противоречит федеральным законам и нарушает права местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Администрации муниципального образования «Приморский район» удовлетворить: признать недействующим пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

На главную

В Москве проживают около 1,5 миллиона семей, в которых воспитывают более 2,1 миллиона детей. Многодетных из них 11 % — более 160 тысяч семей. Их количество увеличилось в три раза за последние 10 лет и продолжает расти. Мы беседуем с руководителем Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы» Натальей Карпович о поддержке многодетных семей в столице.

Наталья Николаевна, в Москве заметно увеличивается число многодетных семей. Расскажите, пожалуйста, на что могут рассчитывать семьи, у которых скоро родится третий ребенок и они станут многодетными?

Москва очень тепло относится к многодетным семьям. Семьи могут рассчитывать на целый комплекс поддержки по всем направлениям: образование, медицина, социальная поддержка, транспорт, связь.

Какие выплаты полагаются многодетным семьям в Москве?

Есть ряд выплат в связи с увеличением стоимости жизни и на компенсацию коммунальных услуг, которые семьи получают ежемесячно. Раз в год на каждого школьника город выделяет 10 560 рублей на форму. Эту выплату достаточно оформить один раз перед поступлением ребенка в школу, и ежегодно в мае эти средства будут приходить автоматически. Многодетные семьи имеют 30%-ную скидку на услуги ЖКХ и 50%-ную ― на оплату капремонта.

Кроме того, семьям предоставляются молочные продукты детям до семи лет, бесплатные лекарства до достижения 18 лет ребенку.

Проезд для детей и одного родителя в городском транспорте тоже бесплатный. Также бесплатно можно ездить в пригородных электричках.

В Москве примерно 40 тысяч многодетных семей пользуются личными авто. Парковка для них бесплатная. Но ее надо каждый год продлять.

А есть ли какие-то преференции у многодетных при поступлении в сад и школу?

Да, большие семьи имеют первоочередное право на место ребенка в детском саду. Практически все садики в Москве для многодетных семей бесплатные. В школе дети имеют право на бесплатное двухразовое питание.

Многие люди до сих пор считают, что большие семьи получают материнский капитал на каждого ребенка.

К сожалению, пока это не так. Однако те семьи, которые планируют родить третьего ребенка, могут получить существенные льготы по ипотечным процентам, а также 450 тысяч рублей в оплату ипотеки. Если сложить маткапитал и 450 тысяч рублей, то получается почти миллион. Существенная поддержка.

Какую еще поддержку получают семьи с тремя и более детьми?

Важно отметить, что Москва — единственный регион, где семья является многодетной, пока младшему ребенку не исполнится 18 лет.

Москвичи могут рассчитывать на освобождение от транспортного налога и на очень большую скидку по оплате имущественного налога.

Важно отметить, что мамы троих детей имеют право выйти на пенсию в 57 лет, а мамы четверых детей — в 56 лет. Мамы пятерых детей выходят на пенсию в 50 лет.

А какую помощь могут получить семьи в вашем Объединении?

В первую очередь, мы информируем многодетные семьи о той помощи, которая им полагается, или тех изменениях в законодательстве, которые могут повлиять на жизнь семьи. Наши координаторы и кураторы дают более 40 тысяч консультаций в год. Юристы бесплатно консультируют по широкому спектру вопросов совершенно бесплатно и даже представляют интересы семей в суде.

Кроме того, у нашего Объединения есть важная особенность — мы выступаем связующим звеном между пожеланиями семей и всеми уровнями власти.

Вот пример: как только было объявлено о самоизоляции, семьи начали интересоваться, будет ли как-то компенсироваться льготное питание, которое положено детям в школе. С этим вопросом наше Объединение обратилось в профильные ведомства. Буквально в считаные дни Правительство Москвы приняло решение заменить школьные обеды продуктовыми наборами, а еще через 10 дней коробки с продуктами весом 20 кг начали выдавать в школах. Потом такие же наборы начали выдавать многодетным и в садиках.

Но в целом мы хотим, чтобы все семьи чувствовали заботу о себе и знали, что есть место, где им готовы помочь в любой ситуации — это РОО «Объединение многодетных семей города Москвы».

Источник: «Вечерняя Москва»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Многие граждане не пользуются льготами, на которые имеют право просто потому, что не знают о них. По данным статистики, число таких льготников порой достигает трети от общего числа тех, кому положены различные преференции. Например, не получают пособия в трудных жизненных ситуациях или оплачивают коммунальные услуги без скидок. Разберёмся, какие возможности существуют для многодетных семей, инвалидов и пенсионеров.
Многодетные семьи
Многодетной считается семья, в которой растут и воспитываются трое и больше детей в возрасте до 18 лет. Члены семьи имеют право на
— льготный проезд в общественном транспорте
— скидки на посещение музеев, парков и зоосада
— право на получение участка для строительства жилого дома или денежной компенсации за него (до 300 тысяч рублей). Получить эту льготу могут граждане РФ, имеющие трёх и более детей в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют основания для постановки на данный учет.
— 50%-ную скидку за содержание детей в детсадах
— пособие: при рождении третьего ребёнка и последующих детей многодетным семьям выплачиваются дополнительно единовременное и ежемесячное пособие на родившегося ребёнка
— коммунальные платежи: льгота для многодетных семей на оплату воды, света и газа на федеральном уровне составляет не менее 30%. А также компенсацию половины взносов за оплату вывоза мусора
— дополнительный вычет на каждого ребенка по имущественным налогам (по 5 м² из площади квартиры или комнаты, 7 м² — из площади дома. Только на один объект)
— Семьям, доход которых не превышает 3,5 величины прожиточного минимума в области при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей предоставляется областной маткапитал
● при рождении третьего и четвертого ребенка – 100 000 рублей;
● при рождении пятого и последующих детей – 200 000 рублей;
● при одновременном рождении троих и более детей – 1 000 000 рублей
— Семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума выплачивается пособие на на первого и второго ребенка по 250 рублей (на ребенка одинокой матери – по 500 рублей), на третьего и четвертого ребенка – по 500 рублей, на пятого и шестого ребенка – по 1 000 рублей, на седьмого ребенка – 1 500 рублей, на восьмого ребенка – 2 000 рублей, на девятого и последующих детей – по 2 500 рублей
— Ежемесячная денежная выплата предоставляется многодетным малообеспеченным семьям в дополнение к пособию на ребенка в размере 1804 руб. Также малообеспеченные семьи имеют право на бесплатное горячее питание для ребёнка в школе
— В 2020 году многодетным семьям вне зависимости от доходов выплатят по 15 тысяч рублей. Эти деньги начали перечислять в апреле
Инвалиды
— Льготы по оплате услуг ЖКХ. Они получают субсидию в 50%, а также компенсацию половины стоимости топлива и его доставки при печном отоплении. Инвалиды 1 и 2 группы, а также дети-инвалиды имеют льготу на оплату капремонта.
— Налоговые льготы предусмотрены для всех, кроме инвалидов 3 группы. Это освобождение от налога на один вид имущества (дом, квартира или гараж) уменьшение налога на земельный участок, льгота по транспортному налогу, освобождение от налога на специально оборудованный автомобиль, налоговый вычет по подоходному налогу (500 рублей. Для инвалидов-чернобыльцев, инвалидов ВОВ — 3 тысячи рублей в месяц. Родителям ребёнка-инвалида предоставляют вычет в 12 тысяч рублей ежемесячно, опекунам или приёмным родителям — 6 тысяч рублей).
— Трудовые льготы (если инвалид работает) работодатель не может заставить инвалида работать сверхурочно, условия работы не должны вредить состоянию здоровья, ежегодный отпуск на два дня дольше стандартного — 30 дней вместо 28. Инвалиды 1 и 2 группы могут работать 7 часов в день вместо 8 часов (или 35 часов в неделю), но оплачивать им должны полный рабочий день.
— Льготы по ПДД. Знак «инвалид” даёт возможность занимать специальные парковочные места и бесплатно парковаться на платных муниципальных парковках.
— Общественный транспорт. Бесплатный проезд для инвалидов 1 и 2 группы, если инвалидность связана с проблемами зрения или невозможностью передвигаться. Дети-инвалиды и их сопровождающие пользуются общественным транспортом бесплатно.
— Юридические услуги. Инвалидам 1 и 2 группыполагается льготный тариф на услуги нотариусов. Также они не оплачивают госпошлину при подаче иска в суд общей юрисдикции или имущественный иск на сумму до 1 млн рублей.
— Медицина. Инвалидам 1 группы, детям-инвалидам и неработающим инвалидам 2 группы должны бесплатно предоставлять лекарства и необходимую медицинскую технику. Работающим инвалидам 2 группы и неработающим инвалидам 3 группы даётся скидка в 50%.
— Если имеются медицинские показания, один раз в год инвалиду должна обеспечиваться бесплатная путёвка в санаторий. Проезд по железной дороге до места лечения и обратно также будет бесплатным. Также инвалидам 1 и 2 группы должны бесплатно устанавливать зубные протезы.
— Если у инвалида нет собственного жилья, ему должны предоставить социальное. А тем инвалидам, которые самостоятельно ведут хозяйство, по закону должны без очереди давать участок для садоводства и строительства дома.
Пенсионеры
— Налоги. Пенсионеры имеют право не платить налог на имущество по одному из каждого вида имущества, например за одну квартиру или дом. Проезд. В регионе пенсионеры по возрасту имеют право на получение льготного электронного проездного. А также на Единовременную выплату малообеспеченным пенсионерам на проезд к садовым участкам в сумме от 200 до 4 тыс. 200 рублей ежемесячно с мая по сентябрь.
— Пенсионеры в возрасте от 70 до 79 лет вправе оплачивать только половину взноса на капремонт, а с 80 лет перестают платить его полностью
— Работающим пенсионерам полагается до 14 календарных дней отпуска без сохранения зарплаты — за свой счет
— Оплата ЖКУ. Одинокие пенсионеры могут получить субсидию на ее оплату, если их коммунальные платежи превышают 22% в совокупном доходе.
Семьи с детьми
— Выплата в сумме 5502 рубля будет предоставляться семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума. Эти деньги можно получить с июля текущего года.
— Семьи с детьми смогут получать по 5000 рублей на каждого ребенка в возрасте до 3 лет. Выплаты назначаются за апрель, май и июнь 2020 года, если семья имела или имеет право на материнский капитал. Чтобы получить выплату, нужно подать заявление на Госуслугах. Если обратиться за выплатой с 1 июля до 1 октября 2020 года, вся сумма за три месяца поступит на счет одним платежом.
— разовую выплату до 1 июля в 5 000 рублей имеют жители Калининградской области не зарегистрированные в Центре занятости населения, у которых доход семьи за месяц, предшествующий дате обращения ниже величины прожиточного минимума на душу населения.

Выдача удостоверения многодетной семьи

  1. заявление о выдаче удостоверения

2.копия паспорта заявителя ( с предъявлением подлинника для сверки);

3.копия паспорта супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака) ( с предъявлением подлинника для сверки);

4.копии свидетельств о рождении детей (с предъявлением подлинников для сверки);

5.копия паспорта ребенка (детей) старше 14 лет(с предъявлением подлинников для сверки);

6.документ, подтверждающий место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака) и детей , достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность;

7.свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области ( выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ);

8.фотографию заявителя размером 3х4см.

9.фотографию супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3х4см.

Дополнительно предоставляются:

— в случае наличия зарегистрированного или расторгнутого брака – свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака;
— в случае обучения ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях – справка, подтверждающая обучение;
— в случае, если сведения об отце ребенка (детей) внесены в свидетельство о рождении ребенка (детей) на основании заявления матери – справка о рождении по форме № 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»;
— в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство — копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенное соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинников для сверки);
— в случае, если один из супругов умер – копия свидетельства о смерти супруга (супруги) заявителя ( с предъявлением подлинника для сверки).
В случае отсутствия у заявителя копий вышеназванных документов, их изготовление обеспечивается сотрудником управления или работником МФЦ.

Продление срока действия удостоверения многодетной семьи

В случае обращения Заявителя:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Заявителем;
б) оригинал документа, удостоверяющий личность Заявителя для снятия копии;
в) копия документа, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака)

В случае обращения Представителя заявителя уполномоченного на подписание Заявления и подачу документов, а также получение результата предоставления Государственной услуги:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Представителем заявителя;
б) оригинал документа, подтверждающего полномочия Представителя заявителя для снятия копии;
в) оригинал документа, удостоверяющего личность Представителя заявителя для снятия копии;
г) копия документа, удостоверяющего личность Заявителя;
д) копия документа, удостоверяющие личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака).

В случае обращения Представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата предоставления Государственной услуги:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Заявителем;
б) оригинал документа, подтверждающего полномочия Представителя заявителя для снятия копии;
в) оригинал документа, удостоверяющего личность Представителя заявителя для снятия копии;
г) копия документа, удостоверяющего личность Заявителя;
д) копия документа, удостоверяющие личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака).

Предоставляются:

а) Ранее выданное удостоверение многодетной семьи;
б) документ, подтверждающий место жительства в Московской области заявителя и супруга (супруги) заявителя (при наличии зарегистрированного брака), если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность, а именно один из следующих:

— домовая книга для снятия копии;
— иные документы, подтверждающие место жительства на территории Московской области;

в) документ, подтверждающий место жительства в Московской области детей совместно с родителями (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц), а именно один из следующих:

— домовая книга для снятия копии;
— справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.) оригинал;
— иные документы, подтверждающие место жительства детей на территории Московской области;

г) свидетельства о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) для снятия копий и документ, удостоверяющий личность детей, достигших возраста 14 лет для снятия копий страниц 2-3, 5-12 (только заполненные страницы), 14-15.
д) свидетельство о заключении (расторжении) брака.

Дополнительно предоставляются:

а) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная судом, либо оригинал свидетельства об установлении отцовства — в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство;
б) копия вступившего в законную силу решения суда, заверенное судом или нотариальное соглашение родителей о месте проживания ребенка (детей) — в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);
в) оригинал свидетельства о смерти (супруга (супруги) в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.

Выдача дубликата удостоверения многодетной семьи

В случае обращения Заявителя:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Заявителем;
б) оригинал документа, удостоверяющий личность Заявителя для снятия копии;
в) копия документа, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака)

В случае обращения Представителя заявителя уполномоченного на подписание Заявления и подачу документов, а также получение результата предоставления Государственной услуги:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Представителем заявителя;
б) оригинал документа, подтверждающего полномочия Представителя заявителя для снятия копии;
в) оригинал документа, удостоверяющего личность Представителя заявителя для снятия копии;
г) копия документа, удостоверяющего личность Заявителя;
д) копия документа, удостоверяющие личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака).

В случае обращения Представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата предоставления Государственной услуги:

а) заявление, установленного образца, собственноручно подписанное Заявителем;
б) оригинал документа, подтверждающего полномочия Представителя заявителя для снятия копии;
в) оригинал документа, удостоверяющего личность Представителя заявителя для снятия копии;
г) копия документа, удостоверяющего личность Заявителя;
д) копия документа, удостоверяющие личность супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака).

Предоставляются:

а) фотография Заявителя, фотография супруга (супруги) Заявителя (при наличии зарегистрированного брака) размером 3 см x 4 см;
б) документ, подтверждающий место жительства в Московской области заявителя и супруга (супруги) заявителя (при наличии зарегистрированного брака), если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность, а именно один из следующих:

— домовая книга для снятия копии;
— иные документы, подтверждающие место жительства на территории Московской области;

в) документ, подтверждающий место жительства в Московской области детей совместно с родителями (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц), а именно один из следующих:

— домовая книга для снятия копии;
— справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.) оригинал;
— иные документы, подтверждающие место жительства детей на территории Московской области;

г) свидетельства о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) для снятия копий и документ, удостоверяющий личность детей, достигших возраста 14 лет для снятия копий страниц 2-3, 5-12 (только заполненные страницы), 14-15.
д) свидетельство о заключении (расторжении) брака.

Дополнительно предоставляются:

а) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная судом, либо оригинал свидетельства об установлении отцовства — в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство;
б) копия вступившего в законную силу решения суда, заверенное судом или нотариальное соглашение родителей о месте проживания ребенка (детей) — в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);
в) оригинал свидетельства о смерти (супруга (супруги) в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.

Срок предоставления государственной услуги

При обращении Заявителя (Представителя заявителя) в МФЦ сроком предоставления государственной услуги является один рабочий день.

(не более 2 часов с момента приёма заявления, не включая срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, задействованных в процессе предоставления государственной услуги).

Закон 431 о социальной поддержке многодетных семей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *