Оплата по контракту

Содержание

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: 30 дней и 15 для СМП

Предыдущая редакция 44-ФЗ не предусматривала никаких ограничений, касающихся сроков оплаты поставленных товаров или оказанных услуг в рамках государственных контрактов. Заказчик мог устанавливать этот параметр, исходя из собственных интересов. С 1.05.2017 года в силу вступил 83-ФЗ, который устанавливает жесткие сроки оплаты по всем контрактам, заключаемым государственными предприятиями.

Варианты оплаты по договору

Сроки оплаты – это один из самых важных пунктов договора. В каждом документе должна быть прописана не только полная сумма контракта и валюта, но и время, в течение которого заказчик обязан ее выплатить. Возможны несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная. Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
  2. Авансирование. Предусматривает оплату заказчиком части суммы еще до того, как поставщик приступил к исполнению своих обязательств. Сумма аванса выбирается заказчиком. Однако постановлением правительства за номером 1551 устанавливаются некоторые ограничения. К примеру, при выполнении строительных работ или капитального ремонта сумма предоплаты не может превосходить 30% от полной стоимости договора. Окончательный расчет производится после поставки.
  3. Поэтапная. Применяется для договоров, предусматривающих определенный график поставки товаров или оказания услуг. Оплата производится после выполнения поставщиком каждой оговоренной в документе части своих обязательств.

Вариант оплаты выбирается, исходя из особенностей контракта и интересов сторон. В тексте договора должен быть прописан перечень документов, которым подтверждается факт поставки товаров или оказания услуг.

Сроки оплаты по контрактам, заключаемым на общих основаниях

Согласно части 13.1 статьи 34 заказчик должен оплатить полученные им в рамках государственного контракта товары или услуги не позднее чем через 30 дней с момента предоставления документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком своих обязательств. К таким документам относят акт приема-передачи, товарные накладные, счета-фактур и так далее.

В законе предусмотрена возможность отступления от такого правила. Это допустимо только для ситуаций, установленных Правительством России. К примеру, иной срок оплаты устанавливается для закупок в целях обеспечения обороноспособности страны.

Сроки оплаты для СМП

Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ. В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Это же правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО).

Ответственность заказчика

Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.

Для должностных лиц, впервые совершивших такое правонарушение, размер штрафа с августа 2017 года установлен в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном нарушении сотрудник может быть отстранен от занимаемой должности на срок от одного до двух лет. Такие поправки были внесены в КоАП согласно вступившему в силу 189-ФЗ. Поставщикам рекомендуется внимательно перечитывать проект контракта еще на стадии подготовки заявки на участие в закупке. При выявлении факта несоответствия установленных сроков оплаты требованиям законодательства обращайтесь с жалобой в контролирующие органы.

Как действовать когда сроки установлены правильно, но была допущена просрочка по оплате — читайте .

>В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Документ Когда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг Оформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизы Приемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладная Оформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2019 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2019 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2019 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа
В 44-ФЗ нет исключений по сроку оплаты для закупок у единственного поставщика, которые указаны в ч. 15 ст. 34 44-ФЗ Письмо Минфина № 24-03-07/77518 от 16.11.2017

>Составляем график исполнения контракта

Нормативная база

Согласно гражданскому законодательству РФ (гл. 21 ГК РФ), договор не всегда является единым обязательством, из одного юридического факта может возникать несколько требований. В отношении периода поставки, оказания услуг, выполнения работ — это означает, что заказчик вправе не только указать конечный момент реализации условий контракта, но также определить отдельные периоды времени, в рамках которых должны быть достигнуты промежуточные результаты. Для этого и составляется документ. Образец графика исполнения контракта по 44 ФЗ вы сможете скачать в конце статьи.

К примеру, при строительстве указание конечной даты завершения не всегда является достаточным условием для успешной сдачи объекта. В целях добросовестного выполнения подрядчиком работ, контроля за ходом исполнения обязательств, госзаказчик прописывает в договоре условие о сдаче отдельных этапов.

Как указать сроки в документах планирования

Согласно нормам Постановлений Правительства от 05.06.2015 № 554, от 05.06.2015 № 553, от 05.06.2015 № 552, от 21.11.2013 № 1043 в документах планирования необходимо указывать планируемый срок исполнения контракта в плане графике и в плане закупок.

План закупок включает сроки, периодичность осуществления заказа.

В план-графике указывается планируемый период окончания исполнения контракта (месяц, год) в колонке 23.

График исполнения контракта: когда обязателен

Закон о контрактной системе обязывает заказчика устанавливать время реализации отдельных этапов договора при заключении контракта, содержащего следующие положения (ч. 12 ст. 34 44-ФЗ):

1. Период исполнения более трех лет.
2. Цена более ста миллионов рублей.

Если госзакупка попадает под это описание, необходимо составить график.

При составлении плана исполнения необходимо учитывать, что объём работ по каждому году должен соотноситься с технологическими аспектами выполнения, а также с объёмами финансирования, заложенными в бюджете на каждый год.

Как составить график

Документ является неотъемлемой частью договора. В разделе «Обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя)» должно отображаться условие о поставке или выполнении работ не только к определенной дате, но и с соблюдением достижения промежуточных результатов отдельных этапов.

Содержание заказчик устанавливает на стадии разработки документации, и при публикации в ЕИС размещает его вместе со всеми документами заказа. Документ может содержать следующую информацию:

  • наименование и содержание этапа;
  • подтверждающий акт;
  • срок поставки, оказания услуг, работ (начало и окончание);
  • стоимость этапа.

Подача заявки поставщиком на участие в процедуре означает его согласие на условия, предложенные заказчиком, в том числе на время поставки. На стадии заключения контракта, как заказчик, так и поставщик подписывают договор, включающий все приложения, в том числе техническое задание, и документ о периодах поставки.

24.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован приказ минстроя № 336/пр от 05.06.2018. Он утвердил порядок составления графика выполнения строительно-монтажных работ.

Скачать приказ минстроя № 336/пр от 05.06.2018

Образец графика исполнения госконтракта

>Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2019 году

Понятие и порядок оплаты

В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги необходимо отразить следующие сведения:

  1. Валюта (можно установить и иностранную валюту, согласно Общероссийскому классификатору валют ИСО 4217 003-97, но при этом нужно зафиксировать порядок пересчета в рубли для осуществления платежей).
  2. Форма перевода (безналичный или наличный).
  3. Пени и неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств (Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, Письма Минэконом от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829).
  4. Момент выполнения обязанности по оплате (списание суммы со счета заказчика или поступление денег на счет поставщика).

Можно выделить несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ) — производится только после выполнения поставщиком своих обязанностей. В договоре необходимо установить, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания установить срок перечисления денег (товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи и др., согласно ч. 7 ст. 94).
  2. Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ) — до того, как участник исполнит свои обязательства. Аванс может быть полным (100 % от цены) или частичным, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения обязанностей по договору. 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако в отдельных нормативных правовых актах могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Заказчику необходимо внимательно изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, раскрывающие особенности исполнения бюджета соответствующего уровня. К примеру, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту предоплата не может превышать 30 % (п. 42 Постановления № 1551). Есть ли аванс, его размер и сроки выплаты необходимо указать в договоре.
  3. Расчет по завершению отдельных этапов выполнения работы, оказания услуг (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть условие о выплатах частями. В договоре следует указать период исполнения каждого этапа, размер платежа по ним и дату окончательного выполнения обязательств и расчета.

Сроки оплаты

44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34, согласно которым этот период не должен составлять более 30 дней с даты подписания документов о приемке. А если в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.

Изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ является изменением его существенных условий. Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ».

ВАЖНО! Можно только уменьшать установленный законом период.

Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени (к примеру: «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи». Нужно: «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017»).

Даже просчитав наперед срок действия контракта по 44-ФЗ, в силу тех или иных причин возможно изменение сроков по контракту по 44-ФЗ, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.

Ответственность

Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его могут оштрафовать в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

В этой статье расскажем о том, какие существуют способы оплаты по государственным контрактам. Рассмотрим, когда и в каком размере заказчик может оплатить аванс, когда предусмотрена поэтапная оплата и в какие сроки необходимо перевести деньги поставщику.

Аванс по госзаказу

При желании сделать закупку более привлекательной заказчик может установить оплату авансом. При этом необходимо включить условие об авансе в контракт, прописать его размер, а также срок перечисления денежных средств. Если заказчик это упустит, он нарушит закон 44-ФЗ.

Внимание! Если в закупке установлены условия об оплате авансом, обеспечение заявки поднимается до его суммы.

Когда авансирование запрещено

Существует список, утвержденный постановлением Правительства № 21-р от 16.01.2018. В него входят в товары и услуги, которые заказчик не может закупать на условиях аванса. В список попали самые разные позиции — бумага, портативные компьютеры, автомобили, услуги по ремонту компьютерной техники и так далее. Всего в списке 26 позиций.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Размер аванса

Аванс устанавливается в следующем размере:

  1. До 30% от цены контракта. Это размер по умолчанию, то есть когда закон не предусматривает иного. В таком же размере аванс может быть установлен в закупках на работы по ремонту и строительству, если цена контракта не превышает 600 млн рублей.
  2. От 30 до 80%. Такой аванс возможен в закупках на проведение научно-исследовательских работ, направленных на импортозамещение. При этом размер аванса сверху ограничен суммой доведенного лимита. Аванс перечисляется на счет казначейства.
  3. До 100%. При закупке некоторых объектов разрешено производить полную предоплату. Это, например, услуги связи, профессиональная переподготовка кадров и повышение квалификации, экспертиза проектной документации, приобретение печатных изданий и некоторые другие объекты.

Обратите внимание! Формулировка «до 100%» дает заказчику самому определять размер предоплаты.

Поиск закупок с авансом

Закон 44-ФЗ не требует от заказчика при заполнении извещения заполнять поле об авансе. И это существенно усложняет поиск закупок, в которых он предусмотрен.

Однако можно использовать следующие механизмы:

  • в строке поиска к ключевому слову добавлять «аванс»;
  • использовать фильтр по НМЦК и способу отбора.

Оплата по факту

Контракт считается исполненным, когда поставщик произвел поставку всех товаров или услуг, заказчик их принял и оплатил.

Порядок приемки и оплаты в обязательном порядке прописывается в контракте. Также в нем устанавливается, какие именно документы должны подписать стороны в качестве «закрывающих» контракт. Это может быть, например, акт приема-передачи, накладная и другие.

Узнайте, что делать, если заказчик не принимает товар и не оплачивает контракт.

Оплата должна производиться в такие сроки:

  • в общем случае — не позднее 30 дней;
  • в случае, если исполнителем контракта стала СМП или СОНО — не позднее 15 дней.

Отсчет производится от даты, когда подписан документ о приемке.

Важно понимать, что исключать условия об оплате из контракта неправомерно — для должностного лица заказчика это чревато штрафом в размере 3000 рублей. Также нельзя устанавливать в контракте более длительный срок оплаты.

Хотя в судебной практике есть примеры, когда арбитры считали правомерным включение в контракт такого условия: заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату, если это связано с тем, что деньги ему не поступили.

Поэтапная оплата

Некоторые контракты подразумевают поэтапное исполнение и оплату. Условие об этом должно содержаться в контракте. Кроме того, необходимо включить в соглашение сведения о периоде исполнения каждого этапа и о дате, когда контракт должен быть исполнен полностью.

Оплата отдельных этапов производится в том же порядке, что и всего контракта. Это значит, что каждый раз нужно подписывать документы о приемке, а если это необходимо — проводить экспертизу.

Иногда заказчик не успевает выбрать весь объем товара до окончания срока контракта. Важно помнить, что продлевать срок контракта запрещено.

Поэтапное исполнение контракта удобно для поставщиков еще и тем, что после исполнения каждого этапа можно снизить сумму обеспечения контракта. Если оно вносилось денежными средствами, то происходит это одним из следующих способов:

  1. Поставщик перечисляет заказчику уменьшенное обеспечение, а тот возвращает ему уплаченную прежде сумму.
  2. Заказчик выплачивает поставщику разницу между первоначальной и уменьшенной суммой обеспечения.

Если обеспечение контракта вносилось банковской гарантией, то поставщик может предоставить новую гарантию на уменьшенную сумму. В таком случае банк должен вернуть поставщику денежные средства в размере разницы между старой и новой комиссией за выдачу гарантии. Но нужно учесть, что банк может на это не пойти.

Каковы особенности государственного контракта по 44-ФЗ, его существенные условия и порядок исполнения?

Государственный контракт, который подписывается по нормам 44-ФЗ, имеет свои отличительные черты от стандартных гражданско-правовых договоров.

Отличия государственного контракта поставки товаров от других договоров

Государственный контракт отличается от иных гражданско-правовых договоров.

На основании ст. 420 ГК под договором понимается соглашение двух и более лиц по вопросам установления, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. В ст. 526 ГК подчеркивается, что по государственному и муниципальному контракту производятся закупки для обеспечения государственных и местных муниципальных целей. Таким образом, первое отличие контракта от договора состоит в том, что одной из сторон по контракту выступают государственные и муниципальные заказчики.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В ст. 3 44-ФЗ подчеркивается, что под контрактом понимается гражданско-правовой договор на закупку товаров, работ и услуг, который подписывается от имени РФ, субъекта или муниципального образования.

Цели подписания договора могут быть любыми, но не должны противоречить законодательству. Муниципальные контракты подписываются для удовлетворения местных интересов. Исполнителями государственного контракта могут быть:

  1. Любое юридическое лицо (за исключением компаний из офшоров).
  2. Индивидуальный предприниматель.
  3. Физическое лицо.

Заказчики, работающие в рамках 44-ФЗ, с учетом положений письма МЭР от 2014 года № Д28и-1889 должны подписывать контракт. С учетом разъяснений МЭР госконтракты подписывают казенные учреждения, государственные органы власти, бюджетные учреждения.

Помимо субъектного состава, контракты отличаются от договоров сферой правового регулирования. Так, подписание государственных контрактов опирается на специфичные нормы 44-ФЗ (его нормы имеют приоритет перед ГК), а обычного договора – на ГК.

Разница между государственным контрактом и договором состоит в следующем:

  1. Госконтракт подписывается по итогам торгов (конкурентной процедуры), подписание его в неконкурентном порядке является исключением по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Обычный договор в большинстве случаев подписывается без торгов: одна сторона делает второй предложение, а та его поддерживает и подписывает договор.
  2. Изменение субъектного состава. В рамках контракта может быть изменен только заказчик, тогда как вторая сторона остается неизменной. По договору изменение субъектного состава допустимо по соглашению сторон.
  3. Сроки подписания строго регулируются законодательно. Например, в рамках аукциона – не ранее 10 дней после подписания итогового протокола, конкурса – не ранее 10 и не позднее 20 дней и пр. Если победитель закупки не уложится в отведенные сроки, то он будет признан уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в РНП. Сроки подписания гражданско-правового договора определяются соглашением сторон.
  4. Требования к поставщикам по 44-ФЗ прописаны законодательно и не подлежат расширительной трактовке. Включение заказчиком в закупочную документацию дополнительных требований к поставщикам может рассматриваться, как ограничение конкуренции, и грозит заказчику наказанием. В рамках коммерческих отношений заказчики сами вправе разрабатывать критерии отбора поставщика.
  5. Существенные условия контракта и договора определены в Гражданском кодексе. В рамках 44-ФЗ к существенным условиям дополнительно относят твердость (неизменность) цены, сроки и условия оплаты, обеспечение исполнения контракта. Стороны должны согласовать дополнительно иные существенные условия договора.
  6. Цель подписания государственного контракта состоит в реализации государственных и муниципальных интересов, договора – частных интересов.
  7. Ответственность сторон. За неисполнение договорных условий или нарушение сроков установлена ответственность по ст. 34 44-ФЗ, и она не может корректироваться по усмотрению заказчика. Ответственность прописывается в контракте. Наличие положений об ответственности поставщика является обязательным условием контракта, тогда как в рамках обычного контракта допускается не прописывать указанное условие и ответственность будет наступать по нормам ГК.
  8. В контракте в обязательном порядке указывается порядок оплаты, сроки оплаты, правила приемки работ.
  9. Особенностью контракта является право заказчика устанавливать обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.
  10. Изменения в государственный контракт вносить запрещено, кроме перечня исключений по ст. 95 44-ФЗ. В договоры изменения вносятся по соглашению сторон.

Таким образом, государственный контракт поставки обладает всеми особенностями и характеристиками стандартного договора, но обладает некоторыми отличительными чертами. Специфика государственного контракта на поставку состоит только в предмете закупки: в нем детально описывается приобретаемый на бюджетные средства товар, тогда как в договорах подряда должна быть описана услуга в данном разделе.

Существенные условия

Заказчик в обязательном порядке прописывает в контракте определенные требования, которые называются существенными условиями. Хотя в 44-ФЗ не содержится четкого определения существенных условий, но по данному вопросу можно обратиться к ст. 432 ГК (44-ФЗ опирается на положения Гражданского кодекса). Без включения в текст контракта существенных условий его можно признать недействительным и не имеющим юридической силы. В числе таких условий:

  1. Предмет: продукция, работы и услуги, которые приобретает заказчик. Предмет закупки должен быть определен максимально конкретно.
  2. Цена контракта: она является твердой и не подлежит изменению. Порядок определения цены, формула расчета и предельное значение цены также могут указываться в контракте.
  3. Сроки и способы оплаты заказчиком по договору.
  4. Сроки поставки.
  5. Порядок приемки товара.
  6. Способ обеспечения исполнения контракта, его размер, сроки возврата обеспечения.
  7. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
  8. Ответственность за нарушение условий исполнения контракта.

Так как на основании ст. 34 44-ФЗ контракт подписывается в соответствии с закупочным извещением и тендерной документацией, заявкой победителя и окончательным предложением, то условия указанных документов можно отнести к существенным условиям. В частности, из данных документов заказчику предстоит взять: наименование и описание объекта закупки, количество поставляемых товаров, срок доставки, источники финансирования и гарантийные обязательства поставщика, требования относительно дополнительных процедур (в частности, монтажа и наладки).

Есть еще некоторые существенные условия, которые применяются в отдельных типах договоренностей между заказчиком и подрядчиком.

При цене контракта от 1 млрд р. для обеспечения федеральных нужд и от 100 млн р. – для региональных подрядчик обязан предоставлять сведения обо всех привлекаемых им субподрядчиках, если им передается более 10% от общего объема договоренностей. В данном случае заказчик также должен предусмотреть ответственность за нарушение требований. Для государственных контрактов с ценой более 1 млрд р. и муниципальных – с ценой от 200 млн р. обязательно вводится банковское сопровождение. Оно осуществляется только в банках, прошедших предварительный отбор.

В некоторых закупках заказчик делает обязательным требование о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или НКО. В этом случае в контракте прописывается минимальный объем заказа у субподрядчиков из числа СМП и ответственность подрядчика за непривлечение.

Содержание отдельных типов договоров прописывается в специальных нормативно-правовых актах. Например, Постановление №636 от 2010 года устанавливает требования к энергосервисному контракту.

Можно ли изменять существенные условия и в каких случаях

Существенные условия контракта допускается изменить только в строго ограниченных законодательством случаях. Сделать это можно только на этапе исполнения контракта, а не его заключения.

Перечень оснований для внесения изменений определен в ст. 95 44-ФЗ. В контракте допускается изменить:

  1. Цену в сторону снижения, если не предполагается изменение объема поставки.
  2. Объем поставки товаров в сторону уменьшения или увеличения, но не более, чем на 10% (с пропорциональным изменением цены).
  3. Регулируемую цену или тарифы по актам РФ.
  4. Перечень медицинских услуг с учетом назначений.
  5. Качественные, функциональные и технические характеристики товара в сторону улучшения.
  6. Уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов по бюджетным обязательствам.

Также государственный контракт допускается изменять при возникновении независящих от сторон обстоятельств, которые они не могли предвидеть на этапе подписания.

Порядок подписания

Государственный контракт подписывается с победителями конкурентной закупки или с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Применительно к процедуре конкурентной закупки в электронной форме процедура подписания государственного контракта предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Закупочная комиссия определяет победителя электронной закупки и формирует итоговый протокол.
  2. Заказчик направляет типовой проект контракта победителю.
  3. При наличии у победителя возражений он направляет заказчику протокол разногласий. Протокол разногласий допускается направить только в двух установленных законом случаях: положения проекта договора не соответствуют тендерной документации, либо выявлены несоответствия с предложением победителя по заявке.
  4. Если заказчик согласен с возражениями, то он направляет поставщику исправленный проект контракта.
  5. Поставщик подписывает контракт на ЭТП.
  6. Вторым ставит свою подпись заказчик.

После того как контракт был подписан, наступает этап его исполнения.

Особенности исполнения

Исполнение государственного контракта предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Выполнение поставщиком или исполнителем своих обязательств по контракту.
  2. Взаимодействие сторон в процессе изменения и расторжения контракта.
  3. Приемка результатов.
  4. Оплата по контракту.

В рамках исполнения своих обязательств по контракту исполнитель обязан своевременно передавать заказчику сведения о ходе исполнения контракта, а заказчик должен всячески содействовать второй стороне в скорейшей реализации условий контракта. В частности, не затягивать с приемкой результатов работ, оплатой обязательств по контракту.

Еще один этап исполнения государственного контракта – приемка результатов. Порядок приемки устанавливается заказчиком в тексте договоренности. Обязательным этапом приемки является экспертиза поставленного товара или оказанной услуги. В зависимости от объекта закупки экспертиза может проводиться собственными силами заказчика или благодаря сторонним экспертам.

В случае несоответствия результатов исполненной работы потребностям заказчика он должен написать мотивированный письменный отказ от приемки результатов работ. Либо заказчик может дать исполнителю приемлемые сроки для устранения недостатков.

Сроки исполнения контракта стоит отличать от сроков действия договора. Сроки исполнения – это тот период, в течение которого сторонами были исполнены свои обязательства по контракту. Даже если сроки действия контракта завершились, то это не снимает со сторон обязанности по исполнению его условий.

Государственный контракт считается исполненным после того, как поставщик поставил все товары и выполнил работы и услуги, а заказчик принял их на условиях контракта и оплатил их. Процесс приемки и оплаты в обязательном порядке указывается в контракте.

Размещение отчета исполнения контракта

Размещение отчета об исполнении контракта является неотъемлемым этапом его исполнения.

Отчет требуется разместить в ЕИС в течение 7 рабочих дней после оплаты исполненного контракта.

Отчет содержит сведения о результатах закупки: насколько результат отвечал потребностям заказчика, соблюдал ли поставщик установленные сроки, о допущенных им нарушениях. Отчетность по этапам не требуется.

Реестр исполнения государственных контрактов

Когда контракт был исполнен, сведения об этом размещаются заказчиком в реестре контрактов. Передать необходимую информацию заказчику необходимо в течение 3 дней. В реестр включаются сведения следующего типа:

  1. Наименование заказчика.
  2. Источник финансирования.
  3. Способы выбора поставщика.
  4. Дата завершения закупочной процедуры.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания.
  7. Номер контракта.
  8. Объект закупки.
  9. Цена контракта.
  10. Предусмотренное авансирование.
  11. Сведения о поставщике.
  12. Сроки гарантии.
  13. Данные о внесении изменений в контракт.
  14. Копия контракта.
  15. Сведения о субподрядчиках из числа СМП и СОНКО.
  16. Сведения о нарушениях и штрафах.

После принятия 83-ФЗ от 2017 года сроки оплаты по государственному контракту изменились. Теперь они составляют 30 календарных дней с момента подписания документов о приемке заказчиком.

Если поставщиком является представитель СМП, то сроки оплаты в его адрес составляют 15 рабочих дней. Сроки отсчитываются с даты подписания документа о приемке.

Заказчик не вправе прописать в контракте условие о финансировании по мере поступления денег из бюджета. Он должен описать конкретные сроки оплаты, а за их нарушение ему грозит штраф.

За нарушение сроков оплаты по 44-ФЗ заказчику грозит ответственность. Штрафные санкции для заказчика составляют 30-50 тыс. р. по ст. 7.32.5 КоАП. При повторном нарушении со стороны заказчика ему грозит отстранение от работы на сроки 1-2 года.

За необоснованное изменение цены контракта заказчику грозит штраф в 20 тыс. р. по ч. 4 ст.7.32 КоАП.

Способы оплаты

В рамках исполнения государственного контракта различают три следующие формы оплаты заказа:

  1. Авансирование.
  2. Поэтапная оплата.
  3. Оплата по факту.

Заказчик вправе предусмотреть авансирование по контракту, чтобы сделать его условия более привлекательными для поставщиков. Условие об авансировании и сроки его перечисления обязательно прописываются в государственном контракте. Обеспечение исполнения контракта в этом случае не может быть меньше суммы аванса.

Постановлением Правительства №21-р от 2018 года был утвержден перечень товаров и услуг, которые не допускается закупать на условиях авансирования. В указанный перечень вошли, например, бумага, ПО, автомобили, некоторые ремонтные услуги и пр. Всего в нем содержится более 26 позиций. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть авансирование в любом размере.

Стандартным является аванс в размере 30% от цены контракта. В таком размере аванс устанавливается при закупках на строительно-ремонтные работы при цене контракта в пределах 600 млн р. или в других закупках.

Авансирование в размере 30-80% допускается в закупках на проведение научно-исследовательских работ, направленных на импортозамещение. Аванс в таком объеме перечисляется в счет казначейства и ограничивается суммой бюджетных лимитов.

Аванс до 100% допустим только при ограниченных типах закупок: например, при приобретении услуг связи и переподготовки кадров.

Порядок приемки работы и ее оплаты прописывается в контракте. Здесь также указываются закрывающие документы, которые оформляют стороны: акт приема-передачи, товарная накладная и пр. С момента подписания этих документов начинают отсчитывать сроки для окончательной оплаты.

Некоторые крупные контракты предполагают поэтапную оплату. Условия об этом прописываются в контракте. Оплата отдельных этапов по контракту производится в том же порядке, что и окончательная оплата. Каждый раз подписывается приемочная документация и проводится экспертиза.

Поэтапная форма контракта позволяет поставщику уменьшать сумму обеспечения после каждого этапа и забирать разницу между первоначальной и уменьшенной суммой обеспечения. Также поставщик может предоставить банковскую гарантию на уменьшенную сумму взамен старой.

Чем грозит нарушение условий

Нарушение условий контракта по 44-ФЗ грозит сторонам ответственностью. Одна из мер ответственности – штрафные санкции и пени по нормам 44-ФЗ. Просрочка исполнения контракта влечет за собой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования как для поставщика, так и для заказчика.

Размеры штрафных санкций по 44-ФЗ за некачественное исполнение условий контракта прописаны в Постановлении Правительства от 2017 года №1042. Сумма штрафа определяется в зависимости от цены контракта:

  • до 3 млн р. – 10% цены контракта;
  • 3-50 млн р. – 5% цены контракта;
  • 50-100 млн р. – 1% цены контракта;
  • 100-500 млн р. – 0,5% цены контракта;
  • 500 млн р. – 1 млрд р. – 0,4% цены контракта;
  • 1-2 млрд р. – 0,3% от цены контракта;
  • 2-5 млрд р. – 0,25% цены контракта;
  • 5-10 млрд р. – 0,2% цены контракта;
  • более 10 млрд р. – 0,1% цены контракта.

Если нарушенное поставщиком обязательство не имеет стоимостного выражения, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта в пределах 3 млн р., 5000 р. – 3-50 млн р., 10000 р. – 50-100 млн р., 100000 р. – более 100 млн р. Штрафные санкции за некачественное исполнение контракта для малых компаний ниже.

Для заказчиков установлены аналогичные санкции за нарушения, которые не связаны со сроками контракта.

Достаточно крупные штрафы предусмотрены для заказчика по ст. 7.32 КоАП за нарушения, которые связаны с порядком подписания контракта и внесения в него изменений. Так, при заключении контракта на условиях, которые отличаются от проекта, штраф составляет 1% от НМЦК, и его предельные значения составляют 5-30 тыс. р. для должностных лиц и 50-300 тыс. р. для юрлица.

В случае если нарушения, допущенные заказчиком, повлекли за собой дополнительные расходы бюджета, то штраф за это для заказчика составит двойную величину данных расходов. Штрафные санкции за нарушение срока подписания контракта составляет не менее 50 тыс. р.

Штрафные санкции распространяются и на процедуру расторжения контракта. Если изменения внесены в обход норм 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц будет установлен в размере 20 и 200 тыс. р. соответственно.

Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства, то сумма штрафа составит 50 тыс. р. для должностного лица заказчика, для юридического лица – 200 тыс. р.

Бездействие заказчика, в результате которого не был исполнен государственный контракт, предполагает наложение штрафа для должностных лиц как 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Для заказчика установлен штраф в размере однократной-трехкратной стоимости обязательств, а минимальный размер санкций за это установлен как 300 тыс. р.

При нарушении приемочной процедуры и непроведении экспертизы заказчику грозит штраф в размере 20 тыс. р. Если заказчик примет объект, не соответствующий условиям контракта, то штраф составит 20-50 тыс. р.

Как включить условия об ответственности в проект контракта

В проект контракта обязательно включается отдельный пункт об ответственности сторон за нарушение обязательств по контракту по ст. 34 44-ФЗ.

В проекте контракта также должны содержаться пункты об ответственности сторон по Постановлению Правительства №1042 (они обязательны для применения с сентября 2017 года). Штрафные санкции устанавливаются как в отношении недобросовестных действий заказчиков, так и поставщиков.

Если проект контракта не будет содержать сведения об ответственности сторон, то должностным лицам заказчика грозит штраф по нормам ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. При этом, по мнению Минфина, описание ответственности в виде ссылки на Постановление №1042 признается несоответствующим требованиям законодательства: в проект включаются конкретные значения штрафов или штраф в виде процента к НМЦК.

Когда допускается отказ от исполнения

В процессе исполнения контракта по 44-ФЗ у заказчика может возникнуть потребность в его расторжении. Расторгнуть контракт допускается:

  1. В мировом порядке (через подписание дополнительного соглашения сторонами о расторжении государственного контракта).
  2. В судебном порядке.
  3. В одностороннем порядке.

Право на расторжение контракта в одностороннем порядке предоставляется заказчику, если поставщик:

  1. Неоднократно срывал сроки поставки закупаемого товара, работы и услуги.
  2. Поставлял некачественную продукцию.
  3. Отказался добровольно устранять допущенные нарушения.

В некоторых случаях заказчик обязан расторгнуть государственный контракт, если:

  1. Поставщик предоставил ложные сведения о себе, о поставляемом товаре или услуге.
  2. Если поставляемая продукция не соответствует закупочной документации.
  3. Предметом закупки выступает товар, произведенный в РФ, а инвестиционный контракт на его производство был расторгнут.

Поставщик также вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта при грубых нарушениях со стороны заказчика: если тот неоднократно отказывался принимать товар без объяснения причины, срывал сроки оплаты и пр.

Что такое библиотека типовых контрактов

Типовой контракт является готовой формой соглашения, которую заказчики обязаны использовать при подготовке закупочной документации. Создание библиотеки типовых контрактов стало одной из задач принятого в 2014 году 44-ФЗ (по ч. 11 ст. 34 44-ФЗ). Полномочия по разработке и утверждению типовых контрактов были переданы исполнительным органам власти, Росатому и Роскосмосу.

Типовые контракты разработаны для повышения открытости закупочной сфере органами власти. Они учитывают все требования 44-ФЗ и обязательны для применения.

Содержание типовых контрактов по 44-ФЗ регулируется Постановлением Правительства №606 от 2014 года. В нем предписывается использование сведений, которые не относятся к государственной тайне и содержат стандартные условия гражданско-правовых договоров: на поставку товара, выполнение работы и оказания услуги.

Типовые контракты включают постоянную и переменную части. Переменная часть содержит данные об условиях и содержании определенной закупки.

Сегодня в библиотеке контрактов содержатся контракты на поставку:

  • образовательных услуг;
  • строительных работ;
  • реконструкции объектов капстроительства;
  • медицинских изделий;
  • научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • выставочной и ярмарочной деятельности;
  • обслуживания автотранспортных средств;
  • лекарств;
  • оценки условий труда и обучения охране труда;
  • медицинских стентов и пр.

Размер НМЦК, при которых обязательно используется типовой контракт, не ограничивается законодательно. Он применяется при подписании договора с единственным поставщиком, как проект договора в составе документации о закупке и извещений о запросе котировок. Типовые договоры по 44-ФЗ не применяются при закупках за наличный расчет и при закупках по нормам ст. 75, 76 44-ФЗ.

Нормативно-правовые акты готовятся по правилам, утвержденным Постановлением Правительства №1009 от 1997 года. Проекты согласуются с исполнительными органами власти и ФАС. Исполнительные органы власти по результатам проверки включают типовое соглашение в библиотеку ЕИС.

Типовые проекты контрактов можно найти в ЕИС в отдельном разделе. В библиотеке содержатся реквизиты нормативно-правового акта, условия договора и информационная карта. С типовыми контрактами, которые применяются в рамках 44-ФЗ, можно ознакомиться .

Органы исполнительной власти в регионах могут утверждать свои типовые контракты на закупки. Например, в Московской области утвержден типовой контракт на поставку продуктов в учреждения социального обслуживания.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ

Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ

Часть 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт, помимо прочего, обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Установление в контракте сроков оплаты

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением:

— случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организаций (далее — СМП, СОНО) по итогам закупки, осуществлявшейся только среди таких субъектов, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;

— случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Внимание

Если СМП победил в закупке, которая проводилась не только среди СМП и СОНО, то декларирование им в заявке своей принадлежности к СМП не является основанием для оплаты по контракту в установленные ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ сроки (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957).

Кроме того, в контракт, предусматривающий привлечение к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, включается обязательное условие об обязанности контрагента заказчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания контрагентом заказчика документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора (п. 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Установление в контракте аванса

На практике у заказчиков часто возникает сомнение в правомерности установления аванса по контракту. Однако Закон N 44-ФЗ таких ограничений не содержит и, более того, системный анализ норм этого Закона показывает, что он допускает установление по контракту аванса, не ограничивая его размера. Так, в ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ указывается, что если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Дополнительные требования к обеспечению в рамках антидемпинговых мер также привязывают размер обеспечения к авансу (ч.ч. 1, 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Наконец, ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ говорит о готовности поставить товары в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа как о фактически дополнительном требовании, выдвигаемом при проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Вместе с тем, безусловно, следует учитывать также, что решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. На федеральном уровне такие ограничения в 2015 — 2017 годах предусмотрены п. 42 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Постановление). Прежде всего авансовые платежи в любом случае не могут превышать доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. При этом они могут составлять:

— по общему правилу — в размере не более 30% суммы контракта;

— в размере от 30% до 80% суммы контракта — по контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при соблюдении следующих условий:

включении в указанные контракты (за исключением контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом N 44-ФЗ) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса,

при получении к указанным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика;

— в размере свыше 30% суммы контракта (за исключением контрактов, указанных выше), при включении в указанные контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;

— до 100% суммы контракта — по контрактам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом России с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Кроме того, особый порядок перечисления авансовых платежей в зависимости от суммы контракта предусмотрен пп. «б» п. 42 Постановления для контрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ).

Согласно тому же п. 42 Постановления получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р. Такие же правила применяются и в отношении договора (государственного контракта), предметом которого является поставка товаров (оказание услуг), включенных в указанный перечень и не включенных в него.

Также, безусловно, следует учитывать и то, что данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). На федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения (см. также письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458).

Таким образом, вышеуказанные ограничения размера авансовых платежей на контракты, заключаемые бюджетными учреждениями, не распространяются.

Во всем остальном порядок расчетов по контракту — перечень документов, необходимых для проведения расчетов, и порядок их оформления, иное — при осуществлении закупки конкурентными способами устанавливается исключительно заказчиком в документации о закупке и (или) проекте контракта, прилагаемого к извещению о закупке или документации о закупке (ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83, ч. 2 ст. 87 Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного контрагента порядок расчетов согласовывается заказчиком и его контрагентом наряду с прочими условиями контракта.

Следует отметить, что поскольку согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, то условие о порядке оплаты по контракту следует отнести к существенным, как названному таковым в законе (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенные условия контракта согласно ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут изменяться только в случаях, предусмотренных в этой части, которые не предусматривают отдельно условий для изменения сроков оплаты по контракту, хотя в случаях, предусмотренных п.п. 2-4, 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ это условие может быть изменено наряду с другими.

Оплата контрактов по 44-ФЗ. Нестандартные ситуации

44-ФЗ регулярно претерпевает различного рода изменения, не всегда они бывают приятны для Заказчика. Майские праздники 2017 года не стали исключением. На этот раз поправки коснулись оплаты. 83-ФЗ от 1 мая 2017 года внес корректировку сроков, теперь в соответствии с частью 13.1 статьи 34 срок оплаты отрегулирован законодательством и не может быть более 30 рабочих дней с даты подписания приемочного документа.

А для поддержки и стимулирования к участию в закупках категории предпринимателей, относящихся к малому предпринимательству и СОНО все тот же майский закон, установил срок и вовсе 15 рабочих дней. Теперь Заказчики, которые в течение года заключают много контрактов придется потратить еще больше времени, для отслеживания сроков, чтобы не просрочить оплату, есть большой риск «нарваться» на штраф за просрочку обязательства по оплате.

Рассмотрим некоторые особенности оплаты по контрактам, которые могут возникнуть в силу различного рода обстоятельств:

Оплата контракта если есть пени, штрафы

На практике, в своей работе, Заказчик может столкнуться с недобросовестными поставщиками. Например, возникла ситуация, поставщик просрочил поставку товара, заказчик начислил пени. Можно ли уменьшить сумму контракта и оплатить поставщику за вычетом неустойки?

Давайте разберемся.

Итак, 44-ФЗ гласит, что если поставщик оказался недобросовестным и исполнил обязательства, но с просрочкой или совсем не исполнил, то Заказчику вменено в обязанность потребовать от «злостного нарушителя» выплатить неустойку.

Размер неустойки обязательно должен быть зафиксирован в контракте. Выплатить её нарушителю придется в виде штрафа — это фиксированная сумма и пени — начисляется за каждый день просрочки от неисполненного в срок обязательства.

При этом следует помнить, что в соответствии с ГК РФ (статья 331) факт возникновения вышеназванного обязательства, а именно «уплатить неустойку» обязательно оформляется письменно. Если данное условие не соблюдено, то соглашение недействительно.

Расчёт производится по формулам, взятым из ПП РФ 1063, обращаем ваше внимание на то, что в мае еще и изменилась ключевая ставка Банка России. Так, со 2 мая 2017 года размер ее снизился до 9.25 % годовых, это значение понадобится для расчета пени, так как с начала 2016 г. ставка рефинансирования приравнялась к ключевой.

При этом, обязательства по уплате неустоек, которые возникают у должника вследствие того, что он нарушил условия контракта перед Заказчиком, находятся под регулированием гражданского законодательства, но с учетом ограничений, устанавливаемых БК РФ.

В случае, если Заказчик предусмотрел и отразил в контракте условие (в соответствии с ГК РФ), о том, что при нарушении поставщиком обязательств по уплате неустоек, соответствующая сумма оплачивается за «недобросовестного поставщика» из тех средств, которые должны быть выплачены ему в связи с исполнением контракта.

Сумма сложившейся неустойки подлежит перечислению в доход бюджета соответствующего уровня. А выплата по исполненному поставщиком контракту происходит «за минусом» суммы неустойки.

Аналогичную позицию поддерживают многие ведомства, в том числе ФАС, Минфин РФ и МЭР РФ. Так, в своем письме № 09-04-08/80112 от 30 декабря 2016 г. позицию изложил МинФин РФ. По мнению ведомства, Заказчик — получатель бюджетных средств в соответствии с приемочным документом, который включает информацию об исполнении соответствующего обязательства и требование об уплате неустойки осуществляет оплату по контракту уменьшив её на сумму неустойки, которую в дальнейшем подлежат перечислению в доходную часть бюджета.

Ранее, еще в декабре 2015 г. мнение о том, что оплата по контракту «за минусом» неустойки не противоречит требованиям 44-ФЗ, главное, чтобы данное условие было предусмотрено проектом контракта было выражено ФАС (письмо от 10 декабря 2015 г. № АЦ/70978/15). А в 2016 позицию поддержало и МЭР РФ в письме от 27 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-11214, в нем отражено, что заказчик, помимо всего вышесказанного, может удержать неустойку еще и с обеспечения исполнения контракта, уменьшив его на сумму неустойки.

А что, если поставщик вообще не поставил товар, и контракт расторгли в связи с односторонним отказом, то «нарушитель условий контракта» отделается только штрафом?

Оказывается, этого недостаточно, нужно еще и начислить пени. Так, в марте 2017 года ВС РФ было вынесено определение по делу № 302-ЭС16-14360.

Суд пришел к выводу, что, в случае не поставки Заказчик осуществляет взыскание и штрафа, и пени, так как условия нарушены в части «поставки» и «просрочки». А начислить пени следует с того момента, когда должна была быть осуществлена поставка и до момента расторжения. А выплата только лишь одного штрафа не полностью удовлетворяет положение Заказчика

Неустойка при изменении цены на 10 %

По общему правилу 44-ФЗ изменение существенных условий контракта категорически недопустимо, это касается, в первую очередь, цены. Однако законодатель предусмотрел ряд исключений, когда цену изменить можно. Так, в соответствии с 44-ФЗ, но с учетом положений ГК РФ, БК РФ возможно увеличить или уменьшить цену, но не более чем на 10 % (см. статью 95 44-ФЗ). А как в этом случае поступить с неустойкой?

Ответ на этот вопрос нам в своих разъяснениях дает МЭР РФ (письмо № Д28и-3400 от 12 декабря 2016г.). По мнению ведомства, если Заказчик в контракте предусмотрел условие об изменении цены, то в случае возникшей необходимости в дополнительном соглашении ему необходимо не только изменить цену в сторону увеличения или уменьшения в пределах 10-процентного порога, но соответствующим образом поступить и с неустойкой. А именно увеличить или уменьшить ее пропорционально новой цене.

Снизились до нуля. Как начислить пени?

Рассмотрим ситуацию, когда по результатам аукциона в процессе торгов участник «упал» в цене практически до нуля. На практике возможна такая ситуация возникает достаточно редко, но как в таком случае поступить с неустойкой, ведь по закону обязанность у Заказчика начислять её, присутствует?

Итак, законодателем предусмотрено, что участник цену «ноль» предложить не может. Как только цена доходит до полпроцента, аукцион проводится «на повышение». То есть это уже будет цена «права заключить контракт», а платить эту цену должен теперь участник.

Однако, 44-ФЗ содержит только понятие «цена контракта». Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, неустойка все равно должна быть начислена с поставщика, только уже от той цены, которую предложит участник на «право заключить контракт».

МЭР РФ в письме № Д28и-1790, разъясняющее положения закона, вышедшее летом 2015 придерживается аналогичного мнения.

Оплата контракта физическому лицу

Многие Заказчики, столкнувшись при заключении договора до 100 тыс. с физлицом в качестве контрагента задаются вопросом: Включать ли в цену страховые выплаты? Не включать их в цену и оплачивать отдельно?

Для ответа на эти вопросы обратимся к 44-ФЗ.

Часть 13 статьи 34 44-ФЗ

Итак, давайте разберемся, для физлица налоговым платежом будет являться НДФЛ. А как гласит НК РФ страховые взносы — это не налог. Подытожив, все вышесказанное, договор с физлицом будем заключать по цене, предложенной им. Затем в момент уплаты по исполненному договору производим удержание НДФЛ и перечисляем его в бюджет. Это отражено в 226 статье НК РФ.

Так как в соответствии со статьей 419 НК РФ уплачивать страховые взносы обязан Заказчик, следовательно, удержать эту сумму с физлица не представляется возможным. Для решения этой проблемы в помощь Заказчику «придет» приказ Минфина РФ 65н от 2013 г. В соответствии с ним, уплата страховых взносов, начисленные на них выплаты по договорам ГПХ с физлицами отражаются по тем же КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.

В письме от 16 января 2017 г. № Д28и-161 Минэкономразвития РФ разъяснило, как поступить Заказчику в случае заключения контракта с физлицом и указало, что при заключении договора ГПХ (пункт 4 статьи 93 44-ФЗ) в расчет СГОЗ принимаются суммы договоров с учетом страховых взносов. Это следует контролировать Заказчику обязательно, чтобы в дальнейшем избежать ненужных вопросов, да и штрафов со стороны контролирующих органов за превышение процентного соотношения закупок малого объема.

Победитель закупки на УСН. Как отразится на оплате контракта?

Еще один вопрос касающейся оплаты, который часто возникает на практике: Если победитель закупки применяет УСН, то возможно ли уменьшить цену контракта на величину НДС?

Попробуем разобраться.

Во-первых, статья 34 закона 44-ФЗ гласит о том, что заключение контракта происходит обязательно на следующих условиях:

Во-вторых, следующим обязательным условием является включение в проект контракта «твердой цены» (часть 2 статьи 34 закона 44-ФЗ).

В-третьих законодатель предусмотрел ограниченный список «разрешенных» изменений в статье 95, а по общему правилу, контракт менять нельзя.

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что система налогообложения победителя ни коим образом не может повлиять на цену контракта, следовательно, заключаем и оплачиваем контракт по цене, предложенной победителем.

20 марта 2017 г. МЭР РФ выпустили очередные разъяснения практики применения 44-ФЗ. На этот раз в своем письме № ОГ-Д28-3106 они освятили проблемы зависимости системы налогообложения победителя и цены контракта. По мнению ведомства, победителю выплачивается та сумма, которая была предусмотрена контрактом.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое!

Оплата по контракту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *