Собрание комитета кредиторов

7 вопросов по собранию (комитету) кредиторов, ответов на которые нет в Законе о банкротстве

Собрания (комитет) кредиторов являются одними из ключевых фигур в рамках любого дела о банкротстве. Решения, принимаемые ими, имеют важное значение, которые непосредственно влияют на весь ход процедуры. Однако, правое регулирование деятельности собраний и комитетов кредиторов, существующее на сегодняшний день, оставляет на практике множество неразрешённых вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются арбитражные управляющие и кредиторы. В данной статье мы попытаемся дать ответы не некоторые сложные и неоднозначные вопросы, касающиеся организации, проведения и работы собраний (комитетов) кредиторов, ответа на которые Закон о банкротстве не содержит.

  1. Может ли собрание кредиторов отменить принятое ранее им решение?

На практике возникает ситуация, при которой собрание кредитор сперва принимает одной решение, но в дальнейшем его реализация становится не выгодной тем, кто голосовал за него голосовал. Возможно ли в этом случае отменить или изменить решение, принятое ранее? Ответ на этот вопрос был дан в одном из недавних Определений Верховного суда РФ. Суд указал, что «Закон о банкротстве не содержит запрета на изменение гражданско-правовым сообществом, объединяющим кредиторов, позиции относительно тех или иных вопросов повестки дня собраний кредиторов. Собрание кредиторов вправе отменить ранее принятое решение, тем самым отозвав свое решение, и разрешить какой-либо вопрос иначе». Важно, однако, чтобы такая отмена не была злоупотреблением правом со стороны кредиторов.

Судебная практика: Определение от 26 апреля 2018 года N 305-ЭС-17-17321(2) по делу N А40-48876/2015.

  1. Правомерно ли объявление перерыва при проведении собрания кредиторов или комитета кредиторов?

Очень часто по воле арбитражного управляющего или кого-то из членов собрания (комитета) кредиторов объявляется т.н. «перерыв» или «отложение». Как правило, он нужен в том случае, если члены собрания не успели подготовить позицию по повестке дня или имеются какие-либо иные препятствия в проведении. Данное действие не предусмотрено Законом о банкротстве, в связи с чем его правомерность вызывает вопросы. Вместе с тем, большинство судом признают перерыв или отложение собрания допустимым. Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2017 г. по делу № А26-5331/2015 указывается:

«Довод подателя жалобы о том, что Законом о банкротстве запрещено объявление перерывов в собрании кредиторов должника, не основан на нормах права, противоречит общему принципу гражданского права, согласно которому разрешено всё, что не запрещено.»

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 N 01АП-8182/2016 по делу N А79-5318/2016: «При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителей жалоб о том, что объявление перерыва в собрании кредиторов не предусмотрено, как несостоятельные. В частности, в законодательстве о банкротстве запрет на объявление перерыва при проведении собрания кредиторов не установлен, при этом арбитражный управляющий в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, что и было сделано в рассматриваемом случае.»

Дополнительно: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 N 09АП-66196/2017 по делу N А40-109713/14: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А19-2274/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А50-8894/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А76-16229/2012.

Важно при этом отметить, чтобы перерыв в собрании не был длительным, поскольку в противном случае суд может посчитать, что было назначено новое собрание кредиторов (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А12-8206/2009).

Вопрос о правомерности объявления перерыва в собрании кредиторов влечет за собой еще вопросы, связанные с надлежащим оформлением такого действия арбитражного управляющего. В частности:

1) Необходимо ли делать публикацию в ЕФРСБ об отложении (перерыве) в собрании кредиторов?

Судебная практика не дает однозначный ответ на данный вопрос.

Судебные акты, в которых суд признал обязательность публикации: Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-16906/2013, Ф06-23797/2015 по делу N А65-28388/2013

Судебные акты, в которых суд посчитал публикацию необязательной: Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 05.07.2016 по делу N А11-6021/2012 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.10.2016 N Ф01-3753/2016 данное Постановление оставлено без изменения.

2) Необходимо ли после перерыва в собрании кредиторов фиксировать явку лиц, присутствующих после перерыва?

Ответ: да, необходимо.

Судебная практика: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 N 09АП-59495/2017 по делу N А40-56477/14:

«При этом, действующее законодательство о банкротстве не запрещает арбитражному управляющему при объявлении перерыва провести вновь регистрацию участников собрания кредиторов после перерыва, а наоборот обязывает совершить его указанные действия, т.к. после перерыва состав представителей кредиторов может меняться и журнал регистрации участников собрания кредиторов фиксирует факт указанных изменений. В случае отсутствия фиксации участников собрания кредиторов, путем не заполнения журнала регистрации участников собрания кредиторов, будут нарушены права кредиторов должника, кроме того не будет определен кворум для принятия решений собранием кредиторов.»

  1. Необходимо ли публиковать сообщение о проведении заседания комитета кредиторов за 14 дней, как при проведении собрания кредиторов?

Во многих делах о банкротстве, где количество кредиторов превышает десяток, создается отдельный орган – комитет кредиторов, в компетенцию которого входит все то, что не отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. Закон о банкротстве не содержит специального порядка созыва комитета кредиторов, в связи с чем возникает вопрос о том, обязательны ли правила о публикации сообщения о комитете кредиторов за 14 дней до его проведения.

В судебной практике однозначного ответа на данный вопрос найти не удалось. Суды по-разному оценивают данную обязанность. Одни суды полагают наличие такой публикации обязательной для арбитражного управляющего:

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2017 N Ф02-4944/2017 по делу N А33-29890/2016:

«На 20.06.2016, 25.07.2016, 15.08.2016, 02.09.2016 Лебедевым П.В. к проведению назначены заседания комитета кредиторов.

Следовательно, арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собраний кредиторов, а именно, 06.06.2016, 11.07.2016, 01.08.2016, 19.08.2016 соответственно».

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А33-29890/2016:

«Таким образом, с учетом дат проведения заседаний комитета кредиторов и названных положений Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания кредиторов в ЕФРСБ не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собраний кредиторов, а именно, 06.06.2016, 11.07.2016, 01.08.2016, 19.08.2016 соответственно. Вместе с тем, публикация сведений о проведении заседания комитетов кредиторов осуществлена с нарушением требований законодательства о банкротстве. Публикации о проведении заседания комитетов кредиторов датированы 14.06.2016 (за 6 дней до заседания комитета кредиторов), 15.07.2016 (за 10 дней до заседания комитета кредиторов), 03.08.2016 (за 11 дней до заседания комитета кредиторов), 22.08.2016 (за 10 дней до заседания комитета кредиторов)».

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2018 N Ф05-8357/2016 по делу N А40-176180/2015:

«Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, установив факт того, что арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания комитета кредиторов в ЕФРСБ не менее чем за 14 дней до даты проведения, однако, публикация сведений о проведении заседания комитетов кредиторов отсутствует, что является нарушением требований законодательства о банкротстве, суды обоснованно пришли к выводу об признании обоснованной жалобы ООО «НРК АКТИВ» на действия (бездействия) конкурсного управляющего должника Мелкумяна Т.Г., являющегося членом Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ЦФО».»

Другие, наоборот, считают, что обязанность публикации сообщения за 14 дней отсутствует:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А33-13971/2017:

«Суд, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры муниципального образования о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, разъяснил, что пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве установлена обязанность арбитражного управляющего в определенный срок включить в ЕФРСБ сообщение о проведении собрания кредиторов, а не комитета кредиторов. О распространении данного правила на собрания комитета кредиторов, а соответственно, о возложении на арбитражного управляющего обязанности по публикации сообщений о проведении собраний комитета кредиторов в Законе о банкротстве не указано».

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 N 15АП-12753/2016 по делу N А32-13701/2016:

«На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии обязанности по размещению информации о проведении заседании комитета кредиторов в ЕФРСБ, действия (бездействие) арбитражного управляющего Гончарова Н.И, не образуют состав вмененного административного правонарушения.

Апелляционной коллегией отклоняется довод заявителя о том, что поскольку комитету кредиторов переданы полномочия собрания кредиторов, то применяется порядок, аналогичный уведомлению о созыве собрания кредиторов, предусмотренный Законом о банкротстве, как не состоятельный.»

Примечание от автора. Данный вопрос был поднят в связи с тем, что в утвержденном Регламенте проведения комитета кредиторов было установлено следующее правило:

«о дате, месте, времени и повестке комитета кредиторов член комитета уведомляет конкурсного управляющего не позднее, чем за 8 (восемь) календарных дней до даты проведения комитета кредиторов путем направления соответствующего уведомления по электронной почте конкурсному управляющем».

В связи с этим возник вопрос о правомерности данного пункта Регламента, поскольку он блокирует возможность исполнить арбитражным управляющим обязанность по публикации сообщения в ЕФРСБ за 14 дней до заседания комитета кредиторов.

  1. Каков порядок уведомления членов комитета кредиторов о проведении заседания комитета кредиторов?

Суды исходят из того, что поскольку Законом не предусмотрен специальный порядок созыва комитета кредиторов, применяется общий порядок уведомления, если иное не предусмотрено Регламентом комитета.

Судебная практика: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 N 09АП-70639/2017 по делу N А40-176180/15 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2018 N Ф05-8357/2016 данное постановление оставлено без изменения)

«В жалобе заявитель указывает, что 26.10.2016 г. утвержден регламент работы комитета кредиторов ООО «Эл-Фуд», согласно п. 3.4 которого, уведомление о проведении заседания комитета направляется членам комитета способом, обеспечивающим получение ими уведомления не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты проведения заседания.

П. 5.4 Регламента предусмотрены адреса электронной почты для обмена документами между членами комитета и конкурсным управляющим. Во исполнение своих обязанностей конкурсным управляющим обеспечено направление в установленные регламентом сроки уведомлений о проведении собраний комитета кредиторов.

Таким образом, поскольку регламентом работы комитета кредиторов ООО «Эл-Фуд» предусмотрен иной способ уведомления о проведении собрания комитета, кроме предусмотренного п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим ООО «Эл-Фуд» соблюдены все требования, возложенные на него Законом о банкротстве.»

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А14-1388/2009

«Поскольку для уведомления о заседании оспариваемого комитета кредиторов подлежал применению порядок, аналогичный уведомлению о созыве собрания кредиторов, то для уведомления о заседании 09.01.2014 г. лица, инициирующие заседание (члены комитета кредиторов Колесникова А.И. и Демина О.Н.), обязаны были использовать порядок извещения, предусмотренный статьей 13 Закона о банкротстве».

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А48-884/2010:

«Таким образом, для уведомления о заседании 21.09.2011 лицо, инициирующее заседание, обязано было использовать порядок извещения, предусмотренный статьей 13 Закона о банкротстве. Порядок уведомления членов комитета кредиторов мог быть определен регламентом проведения заседаний комитета кредиторов. В отсутствие такого регламента уведомление членов комитета кредиторов должно производиться в таком же порядке, что и уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов».

  1. Имеют ли право кредиторы, представители которых не вошли в состав комитета кредиторов, требовать об конкурсного управляющего информации о ходе конкурсного производства?

На практике встречаются случаи, когда арбитражные управляющие отказываются предоставлять какую-либо информацию о ходе процедуры тем кредиторам, которые не вошли в его состав. Данное обстоятельство становится поводом к обращению с жалобой в суд на действия (бездействие) управляющего. Суды при этом исходят из того, что избрание комитета кредиторов не лишает иных кредиторов права по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства.

Судебная практика: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 10АП-13419/2015 по делу N А41-13401/12:

«Само по себе избрание комитета кредиторов и предоставление ему собранием кредиторов соответствующих полномочий не влечет за собой в любом случае лишения иных кредиторов и уполномоченных органов, не вошедших в его состав, прав по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства».;

Еще: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 10АП-13419/2015 по делу N А41-13401/12.

  1. Имеет ли право собрание (комитет) кредиторов обязывать управляющего совершать определенные действия или предоставить документы?

В целях контроля за действиями арбитражного управляющего кредиторы или побуждением его к определенным действиям, будь то оспаривание сделки или обращение в суд с заявлением о привлечении руководства должника к субсидиарной ответственности, кредиторы могут созвать собрание или комитет на повестку которого ставится соответствующий вопрос. Или же кто-то из кредиторов отправляет управляющему запрос с требование предоставить сведения или документы, относящиеся к процедуре банкротства должника.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности таки действий. Иными словами, может собрание (комитет) кредиторов своим решением обязать арбитражного управляющего обратиться в суд с каким-либо заявлением или предоставить ему документы, касающиеся деятельности должника?

Судебная практика исходит из неправомерности таких решений. Суды исходят из того, что Законом о банкротстве не предусмотрено обязанности арбитражного управляющего по представлению собранию кредиторов или комитету кредиторов конкретных документов, поскольку информированность кредиторов о положении должника достигается через представление арбитражным управляющим отчетов о своей деятельности. Более того, что собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие, поскольку их компетенция прямо предусмотрена Законом.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 N 13АП-25517/2017 по делу N А56-33705/2015/осп.реш.2

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 N 13АП-2483/2018 по делу N А56-33705/2015/осп.реш.6

«Как правомерно указал суд первой инстанции, из совокупности изложенных норм права не следует, что арбитражный управляющий обязан представлять материалы, представляемые для ознакомления накануне комитета кредиторов должника, его председателю. Более того, Законом не предусмотрено обязанности арбитражного управляющего по представлению собранию кредиторов или комитету кредиторов конкретных документов, поскольку информированность кредиторов о положении должника достигается через представление арбитражным управляющим отчетов о своей деятельности.

Наличие не признанных незаконными решений собраний кредиторов должника об обязании конкурсного управляющего должником представить конкретные документы не изменяет установленного Законом о банкротстве порядка представления документов для ознакомления, при том, что, как установлено судом и не опровергнуто подателем жалобы, Компанией не конкретизировано, какие документы во исполнение решений собрания кредиторов должника были или не были представлены конкурсным управляющим должником. В любом случае принимая решения по конкретным вопросам повестки дня, собрание кредиторов (комитет кредиторов) должно соотносить данные вопросы с установленной Законом о банкротстве компетенцией. Кроме того, избранный комитетом кредиторов способ защиты права — принятие решений об обязании конкурсного управляющего должником исполнить ранее принятые решения собраний кредиторов должника — не соответствует положениям статьи 60 Закона о банкротстве.»

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 N 13АП-6058/2018 по делу N А56-33705/2015/СОБР.8

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 N 13АП-12830/2018 по делу N А56-33705/2015/СОБР.9

«Арбитражный управляющий в целом и конкурсный управляющий в частности, как ключевая фигура в деле о банкротстве конкретного должника, является самостоятельным субъектом, его отношения с кредиторами должника не строятся на отношениях подчинения. Осуществляя те или иные действия (воздерживаясь от них), арбитражный управляющий обязан исходить из принципов добросовестности и разумности этих действий (бездействия) (статья 20.3 Закона о банкротстве).

Отдельный конкурсный кредитор или их группа осуществляют контроль над деятельностью утвержденного в конкретном деле о банкротстве арбитражного управляющего через свое участие в собраниях (комитетах) кредиторов, посредством обжалования тех или иных действий (бездействия) арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также — вынесение разногласий на разрешение арбитражным судом.

Тем не менее, данный контроль не является абсолютным в силу того, что, как указано ранее, отношения арбитражного управляющего и кредиторов должника не строятся на началах подчинения.

Собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие. Действия, требующие согласования с собранием кредиторов должника, прямо оговорены в Законе о банкротстве.

Решение собрания кредиторов должника об обязании конкурсного управляющего должником оспорить решения налогового органа о взыскании текущего обязательного платежа принято за пределами компетенции собрания и, кроме того, избранный кредиторами способ защиты своих прав не является надлежащим, поскольку Законом о банкротстве в таком случае предусмотрен иной способ защиты. В частности, при бездействии арбитражного управляющего, не соответствующего требованиям Закона о банкротстве и (или) нарушающего права и законные интересы заинтересованного лица, указанного в статье 60 Закона, последнее вправе его оспорить с обязанием арбитражного управляющего устранить данное бездействие. Кроме того, в любом случае как при избранном в данном случае способе защиты права, так и при предусмотренном Законом о банкротстве — мотивы защиты права не должны носить декларативный характер. В рассматриваемом случае, как следует из материалов спора, кредиторы не привели мотивированного обоснования со ссылками на конкретные обстоятельства необходимости оспаривания решения налогового органа.»

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 N 09АП-30044/2018 по делу N А40-245007/16

«Собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие. Действия, требующие согласования с собранием кредиторов должника, прямо оговорены в Законе о банкротстве.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве (статьи 129, 139, 140) конкурсный управляющий в силу его профессиональной компетенции, самостоятельно определяет стратегию конкурсного производства в отношении должника, согласовывая только часть своих действий с собранием кредиторов (статьи 130, 139 — 141 Закона о банкротстве).»

  1. В каком случае бюллетень для голосования может быть признан недействительным?

При проведении собраний (комитетов) кредиторов возникают ситуации, когда кредиторы намеренно портят выданный им бюллетень, вписывают туда варианты решений, не соответствующие повестке дня или же вовсе не возвращают его по окончанию голосования. Как в этой ситуации действовать арбитражному управляющему? Имеет ли он право не учитывать голоса кредитора в этом случае?

Исходя из Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов», бюллетень для голосования может быть признан недействительным только в следующих случаях: если в бюллетени знак поставлен более чем в одном квадрате, либо не поставлен ни в одном из них, а также бюллетень, подписанный лицом, не зарегистрированным в журнале регистрации, либо неподписанный бюллетень.

Из этого следует, что бюллетень для голосования может быть признан недействительным в случаях, когда нельзя установить факт голосования лицом, имеющим на это право либо невозможно достоверно установить волеизъявление проголосовавшего конкурсного кредитора (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2018 N 15АП-14398/2018 по делу N А32-42808/2013).

Так, например, бюллетень будет признан недействительным, если вместо отметки в соответствующей графе «ЗА» или «ПРОТИВ» кредитор напишет что-либо иное (Постановление 15ААС от 23 сентября 2018 г. N 15АП-14398/2018):

«В материалы дела конкурсный управляющий представила копии бюллетеней N 1 и N 2 для голосования участников собрания кредиторов должника, в которых Банк вместо знака в квадрате с выбранным вариантом голосования, в графе «ЗА» поставил отметку «В редакции, предложенной Банком ВТБ (ПАО)».

Данная отметка не может считаться выражением воли голосующего, так как несет самостоятельную смысловую нагрузку. Таким образом, представителем кредитора были допущены исправления и дописки, в связи этим, арбитражным управляющим законно признаны недействительными бюллетени Банка ВТБ (ПАО) по второму и третьему вопросу повестки дня собрания кредиторов 10-16.01.2018.»

Бюллетень также будет признан недействительным, если кредитор перечеркнет его (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по делу N А19-23565/2009) или вовсе поставит знака в квадрате с выбранным вариантом голосования (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 06АП-2298/2014 по делу N А73-12978/2011)

В другом деле был признан недействительным бюллетень, не возвращенный конкурсному управляющему по итогу голосования (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017 N 11АП-15692/2017 по делу N А55-6934/2016):

«Как указывалось выше и подтверждается материалами дела, при голосовании Смоленинов С.А., равно как и заявитель по обособленному спору — ООО «МСТ», присутствуя на собрании кредиторов уклонились от голосования, их бюллетени, розданные для голосования признаны недействительными, так как не были возвращены конкурсному управляющему для подсчета голосов»

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения

Методический материал

Дата: 2019-01-05

Переход на главную

Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения

Комитет кредиторов – особый орган, представляющий интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Комитет осуществляет следующие функции:
— представление законных интересов кредиторов и уполномоченных органов;
— контроль за действиями арбитражных управляющих;
— иные полномочия, предусмотренные Законом.

Решения об образовании комитета, его количественном составе и полномочиях принимаются исключительно собранием кредиторов большинством от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов, указанных в реестре. Однако, если кредиторов менее 50, комитет может не образовываться.
Участниками комитета являются не конкурсные кредиторы — юридические лица, а их представители. Представитель кредитора в комитете действует самостоятельно, от собственного имени. Минимальный количественный состав комитета – 3 чел., максимальный – 11. Один участник комитета обладает одним голосом, решения принимаются большинством голосов. Целесообразно выбирать в комитет нечетное количество человек — иначе не исключены ситуации, когда комитет принять решение не сможет, поскольку права решающего голоса Закон не предоставляет никому. Передача права голоса (т.е. права участия в комитете) членом комитета другому лицу не допускается.
Комитет собирается и функционирует на основании регламента, который сам принимает и в котором определяются внутренние вопросы его деятельности.
Примерный перечень прав комитета, которые он может реализовывать в процессе осуществления своих функций:
— требовать предоставления информации о финансовом состоянии должника и о ходе процедур банкротства;
— обжаловать действия управляющего в арбитражный суд;
— принимать решения о созыве собраний кредиторов;
— принимать решения об обращении к собранию кредиторов с просьбой отстранить управляющего от исполнения его обязанностей;
— осуществлять иные полномочия, предоставленные собранием, по принятию определенных решений и совершению определенных действий.
Комитет кредиторов может реализовывать свои полномочия через представителя, избираемого на заседании комитета; соответствующее решение должно быть оформлено протоколом заседания комитета.
Комитет функционирует на любой из стадий конкурсного процесса — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Переход к следующей процедуре банкротства не является основанием переизбрания комитета.
Физические лица — кандидаты в члены комитета предлагаются конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Кредиторы вольны избирать в комитет того, кого считают нужным с позиций наибольшей целесообразности для представления своих интересов.
Избрание комитета происходит в порядке кумулятивного голосования: каждый субъект (кредитор либо уполномоченный орган) имеет количество голосов, получившееся в результате умножения размера требований на число членов комитета кредиторов. Соответственно, эти голоса могут быть отданы за одну из кандидатур либо распределены в произвольном порядке между всеми кандидатами по списку. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов (естественно, при этом предполагается, что в списке кандидатов больше, чем необходимо избрать в комитет).
Нет четкого указания на то, что полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены только для всех участников одновременно. Избрание председателя комитета необязательно.

Организационно-правовые аспекты проведения собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых кредитных организаций

Панов С.Я., заместитель директора Департамента урегулирования требований кредиторов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) за сравнительно небольшой срок, прошедший с момента возложения на нее полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора), накопила достаточно большой опыт проведения собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых кредитных организаций. Так, в 2005 году Агентством проведено 48 собраний кредиторов и 107 заседаний комитетов кредиторов. В собраниях приняли участие почти 3,5 тысячи кредиторов и их представителей, обладающих 87 процентами голосов от голосов кредиторов, включенных во все реестры требований кредиторов (далее — реестр требований).

Отношения, возникающие в связи с организацией и проведением собраний (комитетов) кредиторов, регулируются, в частности, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <1> (далее — Закон о банкротстве); Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» <2> (далее — Закон); Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» <3>; «Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 <4> (далее — Общие правила).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1097.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492; 2005. N 30. Ст. 3117.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 7. Ст. 526.

В соответствии с указанными законодательными актами Агентством разработаны внутренние регулятивные документы, позволяющие надлежащим образом организовывать и проводить собрания (комитеты) кредиторов, обеспечивая реализацию возложенных на него полномочий конкурсного управляющего в полном объеме.

При проведении собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов Агентство апробирует различные формы и методы своей работы, постоянно ее совершенствует в целях обеспечения выполнения задач, поставленных перед представительными органами кредиторов, активно применяет оправдавшие себя на практике организационные процедуры.

В настоящей статье показаны подходы, используемые Агентством при проведении собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, раскрываются их основные организационно-правовые аспекты.

Собрания кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, комитета кредиторов, а также конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов (далее — кредиторы), права требований которых составляют не менее чем десять процентов от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований. Предложение о проведении собрания должно быть исполнено Агентством не позднее трех недель с даты его получения (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).

Решение о проведении собрания может быть принято Агентством в связи с наступлением срока проведения первого собрания, созываемого после установления требований кредиторов, но не позднее 90 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 4 ст. 50.25 Закона); возникновением необходимости проведения повторного собрания в случае, если на собрании, созванном для принятия соответствующих решений, не было зарегистрировано необходимое для принятия решений число голосов участников собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве).

Принимая решение о проведении собрания, Агентство определяет повестку дня собрания; дату, время и место проведения собрания; источник финансирования затрат на его проведение.

Повестка дня собрания определяется с учетом целей и задач, стоящих перед конкурсным управляющим (ликвидатором) в соответствии с федеральными законами. Вопросы повестки собрания, созываемого по требованию комитета кредиторов или кредиторов, формулируются комитетом кредиторов (кредиторами) и указываются в распоряжении о проведении собрания без изменения (п. 2 ст. 14 Закона о банкротстве).

Повестка первого собрания, созываемого по инициативе Агентства, обычно предусматривает:

  1. рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) с информацией о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе (п. 2 ст. 50.22 Закона);
  2. определение сроков представления конкурсным управляющим (ликвидатором) собранию (комитету) кредиторов отчетов и информации (п. 2 ст. 50.22 Закона);
  3. образование комитета кредиторов, определение его компетенции, количественного состава; избрание членов комитета кредиторов (по предложению кредиторов) (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Если повесткой первого собрания рассмотрение вопроса об образовании комитета кредиторов не предусматривается, в повестку в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

  1. утверждение сметы текущих расходов по проведению мероприятий по конкурсному производству в части расходов, производимых после первого собрания кредиторов (п. 5 ст. 50.27 Закона);
  2. утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества кредитной организации (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве).

Повестка собраний, созываемых после первого собрания (далее — очередные собрания), может предусматривать:

  1. рассмотрение заключения о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства согласно п. 15 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 <*>;

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (часть 2). Ст. 5519.

  1. досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов и избрание его нового состава (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
  2. рассмотрение очередного отчета о деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) с информацией о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе (если комитет кредиторов не образован);
  3. утверждение очередной сметы текущих расходов по проведению мероприятий по конкурсному производству (если комитет кредиторов не образован);
  4. повторное рассмотрение вопросов, по которым предшествующим собранием не были приняты решения.

В повестку собрания, предложенную Агентством или определенную комитетом кредиторов (кредиторами), после рассмотрения предусмотренных этой повесткой вопросов по решению собрания могут быть включены дополнительные вопросы (п. п. 3 и 9 Общих правил).

Дата, время и место проведения собрания не должны препятствовать участию в собрании лиц, имеющих право на такое участие (п. 4 ст. 14 Закона о банкротстве).

Очередные собрания, созываемые для рассмотрения отчета о деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) и утверждения (изменения) сметы текущих расходов ликвидируемой кредитной организации, проводятся не позднее месяца, следующего за отчетным периодом.

Продолжительность работы собрания определяется порядком его ведения, утверждаемым собранием. Собрание проводится по месту нахождения ликвидируемой кредитной организации или ее органов управления, если иное не установлено собранием (п. 4 ст. 14 Закона о банкротстве). Под местом нахождения ликвидируемой кредитной организации или ее органов управления понимается город или иной населенный пункт, указанный в юридическом или фактическом адресе организации (органа управления).

Для проведения собрания Агентство арендует помещение у других юридических лиц. В то же время при наличии возможности Агентство обязательно использует для проведения собраний помещение кредитной организации, кредиторы которой проводят собрание, либо помещение другой кредитной организации, в отношении которой оно осуществляет полномочия конкурсного управляющего, а также собственное помещение. Такой многовариантный подход к подбору помещения для собраний обусловлен прежде всего соображениями экономии денежных средств ликвидируемой кредитной организации, поскольку плата за пользование нежилым помещением, особенно в г. Москве, весьма значительна. Договор об использовании такого помещения заключается от имени кредитной организации представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) или, по его поручению, доверенным лицом.

Кредиторы и другие лица, имеющие право участвовать в собрании, должны быть уведомлены Агентством о предстоящем собрании путем персонального письменного уведомления. Если кредиторов более 500, то такое уведомление осуществляется посредством опубликования соответствующего сообщения в «Российской газете», являющейся официальным изданием, определенным Правительством РФ (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Список участников собрания составляется Агентством на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). В этот список не включаются кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований. Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 <*> кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований, не вправе голосовать на собрании кредиторов. Однако в случае, если требования заявлены всеми кредиторами после закрытия реестра требований, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

<*> Хозяйство и право. 2005. N 2.

В целях составления списка участников собрания представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) должен организовать и провести собрание действующих работников кредитной организации, чтобы они избрали своего представителя для участия в собрании кредиторов. Он также доводит до учредителей (участников) кредитной организации сообщение о проведении собрания с предложением избрать (назначить) и направить на собрание кредиторов их представителя (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве).

Помещения, используемые для проведения собраний кредиторов, должны отвечать определенным требованиям, в частности иметь искусственное освещение и регулируемый температурный режим. В актовом зале должны быть места в количестве, достаточном для размещения всех участников собрания и приглашенных лиц. При проведении собрания обеспечивается дежурство медицинского работника и работников службы безопасности.

Лица, имеющие право участвовать в собрании, до его открытия могут ознакомиться с материалами по вопросам повестки в порядке, установленном Агентством (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве). Эти материалы могут быть розданы указанным лицам при их регистрации; размещены на специальных стендах (столах), установленных в помещении, где проводится регистрация участников собрания, а также в помещении Агентства и кредитной организации; направлены по почте (электронной почте) лицам, внесенным в список участников собрания; опубликованы в периодических печатных изданиях. Материалы для собрания, содержащие большой объем информации, могут быть предоставлены для ознакомления в сокращенном виде, достаточном для принятия обоснованного решения.

Регистрация участников собрания осуществляется Агентством в день проведения собрания, а в случае, если число возможных участников превышает 1000, их регистрация может осуществляться также в дни, предшествующие собранию, в том числе в праздничные, субботние и воскресные. Согласно установленной в Агентстве процедуре регистрация должна начинаться не ранее 8.00 и продолжаться до момента оглашения результатов голосования по последнему вопросу повестки дня. Это нужно для того, чтобы все лица, имеющие право и желающие принять участие в собрании, в том числе опоздавшие к рассмотрению первых вопросов, смогли реализовать свое законное право на участие в собрании.

Собрание объявляется открытым, если на нем присутствуют кредиторы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов кредиторов, включенных в реестр требований на дату проведения собрания (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве). Собрание открывает и ведет лицо, уполномоченное Агентством осуществлять от имени конкурсного управляющего (ликвидатора) полномочия председателя собрания (далее — председатель собрания). Вопросы рассматриваются на собрании в последовательности, определенной повесткой дня. После прекращения прений по рассмотренному вопросу председатель собрания определяет время для голосования; разъясняет участникам собрания порядок голосования и заполнения бюллетеня для голосования; поручает счетной комиссии осуществить подсчет голосов и объявляет о его результатах; организует повторное голосование в случае, если при голосовании по вопросу с несколькими вариантами решения ни один из них не набрал необходимого числа голосов. На практике это случается главным образом при определении количественного состава комитета кредиторов. После рассмотрения всех вопросов повестки дня председатель собрания при наличии заявок проводит голосование о включении в повестку дополнительных вопросов.

Результаты проведения собрания оформляются протоколом (п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве). Протокол подписывается от имени конкурсного управляющего (ликвидатора) уполномоченным лицом. Представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) обеспечивает направление одного экземпляра протокола в течение пяти дней со дня проведения собрания в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве кредитной организации. Агентство обязано обеспечить доступ лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также представителя работников кредитной организации, представителя учредителей (участников) к копиям протокола собрания и приложенным к нему материалам. Допуск этих лиц осуществляется Агентством на основании их письменного или устного заявления в согласованные сроки, но не ранее пяти дней со дня проведения собрания.

Финансирование затрат, связанных с организацией и проведением собрания, осуществляется за счет имущества ликвидируемой кредитной организации в пределах средств, предусмотренных сметой текущих расходов. Агентство как конкурсный управляющий (ликвидатор) вправе авансировать указанные затраты из собственных средств с последующим их возмещением за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения ее текущих обязательств (п. 6 ст. 50.21 Закона). На практике под такими затратами понимаются расходы на аренду помещения, оплату публикации (направление уведомлений) о собрании, изготовление бюллетеней для голосования, журналов регистрации, материалов для участников собрания.

Заседания комитетов кредиторов

Комитет кредиторов ликвидируемой кредитной организации (далее — комитет) избирается собранием из числа физических лиц на период проведения конкурсного производства. Регламент работы комитета определяется самим комитетом. Члены комитета из своего состава избирают председателя комитета. Конкурсный управляющий имеет право созвать комитет по своей инициативе (п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве).

В заседаниях комитета с согласия его членов присутствуют представитель конкурсного управляющего (ликвидатора), а также могут присутствовать представители структурных подразделений Агентства, осуществлявших подготовку вопросов для рассмотрения на заседании комитета.

Агентство, исходя из полномочий комитета, определенных собранием кредиторов согласно п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве, предлагает для рассмотрения на заседаниях комитета вопросы, характер которых обусловливается решением стоящих перед конкурсным управляющим (ликвидатором) задач. На практике наиболее распространенными являются следующие предлагаемые на рассмотрение комитету вопросы:

  1. об утверждении сметы текущих расходов ликвидируемой кредитной организации (п. 5 ст. 50.27 Закона);
  2. об оценке движимого имущества кредитной организации, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию организации банкротом (принудительной ликвидации), составляет менее ста тысяч рублей, без привлечения независимого оценщика (п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве);
  3. об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества ликвидируемой кредитной организации (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве);
  4. об установлении начальной цены продажи имущества, выставляемого на торги, на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (п. 5 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве);
  5. о принятии к сведению отчета о деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) с информацией о финансовом состоянии ликвидируемой кредитной организации и ее имуществе, а также иной информации (п. 2 ст. 50.22 Закона);
  6. об установлении более продолжительного, чем это предусмотрено Законом, срока представления комитету отчетов и информации (п. 2 ст. 50.22 Закона);
  7. о согласовании списания нереального для взыскания имущества с баланса ликвидируемой кредитной организации (п. 4.3 Положения Банка России от 4 октября 2000 г. N 125-П <*> «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России»).

<*> Вестник Банка России. 2000. N 55.

По требованию комитета в установленные им сроки Агентство направляет для рассмотрения на заседании комитета также иные предложения, в частности:

  1. о принятии к сведению отчета об использовании денежных средств ликвидируемой кредитной организации (п. 3 ст. 133 Закона о банкротстве);
  2. о представлении дополнительных сведений (помимо прямо указанных в законодательстве о банкротстве), которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего (ликвидатора) (пп. 12 п. 3 ст. 50.22 Закона);
  3. об опубликовании обязательных сведений в иных (помимо прямо указанных в законодательстве о банкротстве) средствах массовой информации (п. 4 ст. 28 Закона о банкротстве).

Предложения, направляемые Агентством для рассмотрения на заседании комитета, включают проект решения комитета и пояснительную записку к нему, а также список лиц, которых целесообразно пригласить для участия в заседании комитета.

Агентство организует и проводит заседания комитета в случае, если данная функция возложена на него регламентом работы комитета (п. 12 Общих правил). Регламент подготавливается в рамках мероприятий по созыву собрания кредиторов ликвидируемой кредитной организации, повесткой дня которого предусматривается рассмотрение вопроса об образовании комитета. Регламент подготавливается представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) и представляется им для рассмотрения на первом заседании комитета. Если регламент утвержден в предложенной Агентством редакции, представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) в дальнейшем обеспечивает уведомление членов комитета о проведении заседаний комитета и ведение их протоколов.

В уведомлении о проведении заседания комитета на основании соответствующего решения комитета или его председателя указываются: дата и время проведения заседания; место его проведения; проект повестки дня заседания. Место проведения заседания определяется Агентством по согласованию с комитетом. К уведомлению прилагаются предложения Агентства, подлежащие рассмотрению на заседании комитета. Текст уведомления согласовывается с председателем комитета. Уведомление подписывается представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) и направляется членам комитета способом, обеспечивающим получение ими уведомления в срок, установленный регламентом. Протокол заседания комитета ведется секретарем комитета из числа работников Агентства (кредитной организации) и подписывается лицом, председательствующим на заседании. Представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) обязан проинформировать председателя комитета об исполнении решения комитета по вопросам, относящимся к компетенции Агентства.

Если между Агентством и другими лицами возникли разногласия по вопросам, связанным с организацией и проведением собраний и заседаний комитета, Агентство принимает меры к их урегулированию путем переговоров.

Решение собрания может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве или по заявлению третьих лиц (п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве). Такая ситуация может сложиться в случае, если решение собрания нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также третьих лиц либо принято с нарушением установленных законодательством пределов компетенции собрания. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном порядке. Неурегулированные разногласия могут быть переданы Агентством в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (ликвидации).

Агентство как конкурсный управляющий (ликвидатор) делает все от него зависящее, чтобы представительные органы кредиторов работали эффективно. Как правило, оно находит необходимое понимание у кредиторов, что подтверждается, в частности, принятием на собраниях кредиторов и заседаниях комитета предложений, направляемых Агентством этим органам для рассмотрения.

Собрание комитета кредиторов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *