Переподготовка или второе высшее?

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 30.01.2020

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

УДК 330.101.8

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Н.В. Фейгельман

Предприятие под воздействием изменения со стороны внешнего хозяйственного окружения сталкивается с необходимостью изменения своих структуры и функций. Рассмотрены факторы развития промышленного предприятия на основе процессов реструктуризации и перепрофилирования. От того, насколько умело предприятие проведет один или другой процесс, зависит ее коммерческий успех.

Ключевые слова: реструктуризация, реализация стратегической реструктуризации, перепрофилирование, жизненный цикл предприятия, финансовые индикаторы потребности в перепрофилировании.

В настоящее время преимущественное число отечественных промышленных компаний решают следующие задачи по формированию механизмов приспособления к условиям динамично меняющейся внешней среды: преодоление кризисного состояния, повышение финансовой устойчивости, наращивание конкурентоспособности.

Достойным внимания приемом реформирования структур и функций управления на предприятии с целью решения задач адаптации к условиям неопределенности и стремительных перемен, происходящих во внешней среде, является реструктуризация.

В буквальном смысле термин «реструктуризация» означает «изменение способа построения чего-либо». Процесс реструктуризации следует рассматривать как инструмент разрешения противоречия между требованиями рынка и не присущей современным реалиям логикой действий менеджмента предприятия.

Процесс реструктуризации можно представить в виде совокупности мероприятий, нацеленных на восстановление устойчивой технической и финансово-экономической жизнеспособности компаний.

Реструктуризация обоснована, как правило, на стадии глубокого кризиса. Преобразования в форме реструктуризации проводятся и тогда, когда текущее состояние промышленного предприятия является удовлетворительным, однако прогнозируемая перспектива его существования является неблагоприятной.

Следует отметить, что чаще всего решение о проведении реструктуризации считается реакцией на перемены, происходящие во внешней среде компании. В данном случае реструктуризация имеет следующую направленность :

— стремление предприятия повысить результативность деятельности на базе совершенствования производственных процессов, усиления кон-

троля использования ресурсов, ставящих цель упразднение малопроизводительных структурных звеньев;

— изменившаяся ситуация на рынке выдвигает требования коррекции конкурентной стратегии, что диктует необходимость преобразования структуры предприятия; в данном случае цель состоит в создании стратегически эффективной организационной структуры; широкие перспективы открывают новаторские организационные концепции, существенно отличающиеся от традиционных; цель заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность, ориентируясь на новое понимание организации.

В рамках микрореструктуризации (реструктуризации на уровне отдельных предприятий и их подразделений) можно выделить оперативную и стратегическую формы проведения реструктуризации. Оперативная форма заключается в реструктуризации материальных активов и заемных обязательств, для реализации которой необходима разработка схем поставок сырья, нахождение методов увеличения объемов реализации, оптимизация стоимости привлеченного капитала, а также основных производственных процессов и организационной структуры. Оперативная реструктуризация имеет своей целью улучшение результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создание благоприятного «климата» для реализации стратегической реструктуризации.

Составными частями стратегической реструктуризации являются:

— анализ сфер деятельности;

— создание нужного информационного поля;

— разработка маркетинговой стратегии и организация маркетингового исследования;

— разработка стратегии закупок сырья;

— планирование бизнеса согласно наиболее действенного варианта развития.

Реализация стратегической реструктуризации — это комплексный процесс, результатом которого является возросший поток доходов, увеличение конкурентоспособности и рыночной стоимости компании в долгосрочном периоде .

В зависимости от того, какая сфера деятельности предприятия подвергается реформированию, реструктуризация может быть управленческой, производственной, маркетинговой, финансовой, кадровой.

Процесс реструктурирования предприятия можно представить в виде трех этапов:

1) ситуационный анализ и планирование программы реструктури-зационных мероприятий;

2) реализация программы реструктуризации предприятия;

3) контроль процесса реструктуризации и оценка эффективности проводимых мероприятий .

Необходимо также отметить, что в целях повышения стоимости

бизнеса реструктуризация представляет собой функцию капитализации, которая в долгосрочной перспективе должна обеспечивать укрепление стратегического положения предприятия в условиях конкурентной среды:

R= ад ^ tBV{SP,t},

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип формирования капитализации заключается в том, что промышленное предприятие должно на постоянной основе наращивать свой потенциал посредством совершенствования качества внеоборотных активов, генерирующих экономическую выгоду. Чтобы повышать капитализацию требуются постоянные инвестиции в новые технологии, современное оборудование, оптимизацию процессов производства. Для формирования долгосрочных активов используют финансирование как за счет собственных, так и заемных ресурсов, однако оптимальной структурой капитала является соотношение, когда увеличение внеоборотных активов (капитализация) профинансирована за счет собственных средств. Капитализация является рычагом извлечения дополнительной прибыли и увеличения доходности деятельности промышленного предприятия, а, следовательно, в процессе осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности промышленное предприятие должно постоянно осуществлять управление ей .

Перепрофилирование предприятия — это изменение технологии производственного процесса для выпуска новой продукции (выполнения работ, оказания услуг) или модернизация производства продукции, которая ранее производилась на этом предприятии.

Изменение профиля функционирования предприятия не является новой темой. Однако сегодня, перепрофилирование вновь приобрело актуальность и прежде всего в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., одной из ключевых задач которой объявлено развитие высокотехнологичных производств. По сути, оно представляет собой процесс коренного преобразования производства, который сопровождается необходимостью решения множества управленческих задач. Одной из таких задач является определение стадий функционирования предприятия, в наибольшей степени соответствующих переходу на выпуск новой продукции. Решение этой задачи возможно осуществить с позиции теории жизненного цикла.

В сущности, необходимая реальность перепрофилирования может появиться на любой стадии жизненного цикла, начиная с детства, однако это свидетельствует скорее о нездоровом состоянии предприятия. В практическом аспекте, даже при благоприятном развитии возникает необходимость обновления. Для сохранения конкурентоспособности руководство должно заблаговременно осваивать производство новой продукции, уже на

стадиях юности и расцвета, чтобы, избежав перехода на стадию старения, начать новый жизненный цикл. Так как на практике такого рода дальновидный подход применяется неоправданно редко из-за существенной неопределенности среды функционирования предприятия, определение стадии расцвета осложняется, а разработка и реализация новой идеи несет значительные риски. Альтернативный подход заключается в осуществлении перепрофилирования по достижении стадии старения, когда предприятие находится непосредственно перед угрозой исчезновения. Несомненно, здесь необходимость перехода на выпуск новой продукции более очевидна, чем в предыдущем подходе, однако из-за запуска процесса угасания предприятия существует реальная опасность недостаточного объема материально-технических, производственно-технологических, финансовых, кадровых, временных ресурсов. Логично предположить, что на практике нередко реализуется третий вариант перепрофилирования, когда переход на выпуск новой продукции становится, по сути, этапом возрождения предприятия после его смерти.

Сегодня концепция жизненного цикла все чаще находит применение в исследовании различных аспектов функционирования предприятия, что дает менеджерам адекватный реалиям времени инструментарий для управления переменами, базирующийся на взаимодействии практики управления и внутренней логики развития компании. Представляется важным сделать акцент на том факте, что при использовании моделей жизненного цикла в практической деятельности необходимо учитывать свойственные им ограничения, проявляющиеся в том, что стадии жизненного цикла не имеют четкого разграничения, соответственно могут выявляться признаки сразу нескольких этапов.

Общая программа перепрофилирования деятельности компании включает в себя следующие элементы:

— производственная программа,

— кадровая программа,

— программа изменения организационной структуры,

— программа нейтрализации противодействия преобразованиям со стороны трудового коллектива,

— финансовая программа (бюджет капиталовложений).

Перепрофилирование деятельности компании представляет собой

довольно длительный процесс, поэтому очень важно тщательно выработать всю последовательность стадий её проведения.

В зависимости от прогноза масштабности предстоящих преобразований перепрофилирование условно делится на два вида:

— широкомасштабное;

— фрагментарное.

Понятие «широкомасштабное перепрофилирование» подразумевает, что преобразования носят «революционный» характер. Для такого вида

перепрофилирования деятельности находят применение такие меры, как полная замена производственного оборудования и переквалификация или смена кадрового состава.

Фрагментарное перепрофилирование имеет место быть в тех случаях, когда компания обладает определенными ресурсами, которые вполне могут быть задействованы и в новом производстве. В качестве таких ресурсов могут выступать оборудование или его часть, которое при небольших затратах может быть настроено на выпуск новой продукции, кадры, обладающие необходимыми навыками и не требующие затрат на переквалификацию и др.

Финансовыми индикаторами потребности в перепрофилировании могут выступать следующие показатели:

— коэффициенты потери стратегической устойчивости (цена капитала, рентабельность активов);

— коэффициенты потери финансовой устойчивости (коэффициент обеспеченности СОК, коэффициент текущей ликвидности).

Данные показатели рекомендуется рассчитать за несколько отчетных периодов, а также найти и прогнозные значения коэффициентов.

Представленные финансовые индикаторы не единственные. Также в качестве индикатора может выступать неудовлетворительный прогноз, построенный на основе проведённых маркетинговых исследований.

На основании выявленной потребности в перепрофилировании и разработав несколько альтернативных вариантов его проведения, необходимо выбрать один из них. Для того, чтобы обосновать выбор того или иного варианта нужно выделить критерии их оценки. Большинство авторов выделяют следующие критерии:

— стратегические цели,

— длительность,

— масштабность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— затратность.

При выборе варианта проведения перепрофилирования деятельности компании, весомыми критериями являются масштабность и затратность, которые тесно связаны между собой. При выборе слишком масштабного и затратного варианта возрастает риск, так как в ходе реализации перепрофилирования могут возникнуть незапланированные затраты существенных размеров, а это может привести к ухудшению состояния компании.

Необходимо уточнить, что рассматривая реализацию стратегии перепрофилирования как инвестиционный проект, более корректным будет использование в качестве критерия эффективности показатель КРУ (чистая приведенная стоимость). При этом необходимо брать во внимание тот факт, что первоначальные инвестиции должны быть скорректированы на сумму выручки, полученной от реализации старого оборудования.

Итоговую эффективность процесса перепрофилирования деятельности компании можно рассматривать с точки зрения достижения цели.

Сравнение полученных результатов с прогнозными поможет дать оценку фактической эффективности перепрофилирования .

В заключение необходимо отметить, что процессу реформирования экономических отношений на уровне предприятия будет сопутствовать успех, если брать во внимание все имеющиеся достижения в области теории и практики в таких областях управления, как реструктуризация и перепрофилирование. Основной чертой реструктуризации является тот факт, что она носит постоянный характер, охватывает все сферы деятельности предприятия, как находящегося в состоянии кризиса, так и находящегося в стадии расцвета. Перепрофилирование — это ответная реакция на изменения внешней среды, влекущая за собой появление новых видов и направлений деятельности компании, создание новых структурных подразделений, а также переподготовку персонала. Очевидно, что успешное перепрофилирование бизнеса приносит компании прибыль, следовательно, и успех, как на отечественном рынке, так и при участии в процессах евроинтеграции. Каждой компании при составлении целей на конечный результат важно в итоге получить импульс к развитию. Практика показывает, что наиболее удачные преобразования совершаются в тех компаниях, которые уделяют одинаковое внимание и технической стороне изменений, и управлению человеческими ресурсами.

Список литературы

1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.

2. Хлынин Э.В. Андрюхин А.В. Использование процессно-структурного подхода для формирования механизма обновления основного капитала предприятия // Финансы и кредит. 2012. № 21. С. 69-79.

4. Хлынин Э.В., Хорошилова Е.И. Формирование концепции интегральной оценки эффективности инвестиционных проектов на основе использования кластерного подхода // Экономический анализ. 2011. № 7. С. 22-31.

5. Официальный сайт Росстата . Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc

Фейгельман Наталия Владимировна, аспирант, feigelman n@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

RESTRUCTURING AND CONVERSION: STUDY FACTORS OF INDUSTRIAL

N. V. Feigelman

Feigelman Natalia Vladimirovna, graduate student, feigelman n@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 330 (075.8)

РОЛЬ И МЕСТО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Е.С. Щербакова, К.М. Щепакин

Исследуются проблемы развития некоммерческого сектора экономики на примере Калужской и Тульской областей, роль некоммерческих организаций в генерации социально-значимых услуг и развития инновационного вектора развития региональной экономики.

Ключевые слова: некоммерческий сектор экономики, человеческий капитал, социально-значимые услуги, Калужская область, Тульская область, субконтрактация, сфера услуг.

Говоря о социально-экономическом развитии региона, а также его инновационной составляющей, необходимо отметить, что базой этого типа экономического развития является нематериальный капитал и его важнейшая составляющая — человеческий потенциал, поскольку именно он является основным ресурсом и движущей силой развития экономики, в том числе сферы услуг.

Потенциал мобилизации человеческих ресурсов может быть повышен и стимулирован к росту только при условии личной заинтересованности и сопричастности каждого жителя региона в изменении социально-экономических отношений. А это возможно только при проведении модернизации, ориентированной на нужды большинства населения, т.е. удовлетворение его потребностей.

В этой связи, необходимо отметить, что в рамках формирования современного развитого социально ориентированного общества необходимо

Разрешить сайту принимать Cookie?

На этом сайте используются файлы cookie, соглашаясь вы предоставите возможность принимать файли куки, или можете их настроить самостоятельно. Положение об обработке Cookie-файлов

Соглашаюсь Настройка Cookies

В нашем современном мире иметь одно высшее образование уже недостаточно. И чтобы быть востребованным на рынке труда, многие стремятся получить второе высшее образование, которое могло бы каким-то образом дополнить первое и расширить сферу предполагаемой деятельности.

В обществе очень сильны стереотипы: второе высшее образование ценится больше, потому что выдается диплом о высшем образовании, который многие, и это не секрет, получают для солидности.

Профессиональная переподготовка открывает новые возможности и все чаще становится альтернативой второму высшему образованию. Так в чем заключается ее особенность, чем этот курс обучения настолько привлекателен?

Дополнительное профессиональное образование становится все более необходимым. В условиях растущей конкуренции на бирже труда намного сложнее найти работу по специальности. Проф.переподготовка открывает новые возможности: имея один диплом о высшем образовании, можно хоть каждый год проходить проф. переподготовку и получать диплом о новой профессии.

Дипломы о профессиональной переподготовке дают примерно то же самое, что и второе высшее — дополнительную специальность, которая ложится на базу Вашего основного образования.

Главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании — срок обучения (от 250 академических часов), т.е. Вы тратите меньше времени и, соответственно, денег, но выпускники и того, и другого имеют одинаковую квалификацию и могут претендовать на одни и те же вакансии.

Ещё одним отличием от второго высшего образования является более узкий подбор дисциплин, необходимый только для данной сферы деятельности.
Программы проф.переподготовки насыщенны только специальными дисциплинами, которые необходимы для профессиональной деятельности. В них нет ничего дополнительного, лишнего, никакой воды. В них все направлено на получение компетенций, которые человеку необходимы при деятельности в конкретной сфере, чтобы он не только имел знания, но и умел работать.

Наши программы проф.переподготовки отличаются исключительно практической составляющей, а также повышенными требованиями к преподавательскому составу.

Переподготовка: отличие от магистратуры, второго высшего, повышения квалификации

Чем переподготовка отличается от других программ? Идет прием документов!

Переподготовка — это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовка является достойной альтернативой второму высшему образованию и другим его видам.

В чем же основные отличия этого вида образования?

  • переподготовка направлена на получение новой специальности работниками, которые уже имеют профессию. Основная цель – не только углубление знаний в уже изученной профессии, но и получение дополнительной специальности.
  • полученная квалификация подтверждается дипломом о переподготовке с присвоением квалификации государственного образца. В результате повышения квалификации, для сравнения, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
  • обучение имеет практическую направленность и более короткие сроки, чем получение, например, второго высшего образования.
  • во время обучения вы сосредоточитесь именно на изучении специфики и тонкостей выбранной специальности и получите качественное и недорогое образование, позволяющее уверенно стартовать в новой профессии.

Программа переподготовки вам подходит, если ваши требования к образованию – это:

  • системная, но одновременно мобильная подготовка, направленная на результат
  • максимальное развитие и гибкость
  • академичность и практикоориентированность одновременно
  • сравнительная краткосрочность и комплексность знаний.

ВОПРОС: Что даёт профессиональная переподготовка?
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
ОТВЕТ: Программа профессиональной переподготовки не повышает уровень имеющегося образования, а подготавливает специалиста к осуществлению нового вида профессиональной деятельности или приобретение новой квалификации, т.е. Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской федерации о государственной службе.
В случае успешного завершения обучения по программе профессиональной переподготовки слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности или диплом о профессиональной переподготовки с присвоением новой квалификации.
ВОПРОС: Кто может обучаться на программах профессиональной переподготовки?
ОТВЕТ: На основании части 3 статьи 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
ВОПРОС: Имея высшее гуманитарное образование в области рекламы, могу ли я пройти обучение по программе профпереподготовки, получить квалификацию, чтобы работать в сфере дошкольного образования и/или начального образования? Или требуется дополнительное высшее педагогическое образование?
ОТВЕТ: В соответствии с федеральным законом «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. Фз-273, ст. 76 и требованиями профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом минтруда и социальной защиты РФ от 18.10 2013г. №544(с изменениями от 5.08.2016г) для того чтобы получить квалификацию «воспитатель детского сада» или «учитель начальных классов» достаточно пройти программу профессиональной переподготовки
ВОПРОС: Что даёт повышение квалификации?
ОТВЕТ: Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа повышения квалификации позволяет за короткий промежуток времени сформировать профессиональные компетенции, необходимые для выполнения эффективной профессиональной деятельности в условиях модернизации профессиональной деятельности. Например, специалисту отдела кадров необходимо освоить новую версию программы 1с: кадры или педагогическому работнику необходимо сформировать умение оказывать первую помощь.
После успешного завершения программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
ВОПРОС: Я имею высшее педагогическое образование, но по семейным обстоятельствам долгое время не работала учителем. В настоящее время меня принимают на работу в школу, но требуют, чтобы я прошла профессиональною переподготовку по профилю педагогической деятельности. Правомерны ли требования директора школы?
ОТВЕТ: Нет.
В соответствии с частью первой статьи 331 трудового кодекса российской федерации (далее — тк рф) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством российской федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «об образовании в российской федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — спо и во) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом миннтруда и социальной защиты рф от 18.10.2013г. №544н содержат требования к образованию и обучению лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — во) или среднее профессиональное образование (далее — спо) в рамках укрупненных групп направлений подготовки во и специальностей спо «образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо во или спо и дополнительное профессиональное образование (далее — дпо) по направлению деятельности в образовательной организации.
В вашем случае, прохождение обучения программе профессиональной переподготовки является избыточным.
ВОПРОС: У меня есть высшее экономическое образование. Хочу получить профессию учителя-логопеда, но для поступления на данную специальность по переподготовке нужно педагогическое образование, которого у меня нет. Подскажите, как можно поступить, чтобы овладеть профессией логопеда?
ОТВЕТ: Согласно разъяснениям министерства образования и науки, представленных в письме от 11 марта 2016 г. № вк-452/07 «учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «логопедия»; б) по направлению «специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии».
В вашем случае, оптимальный вариант получения квалификации «логопед» — это обучение по программе магистратуры по направлению подготовки «специальное (дефектологическое) образование».
Вместе с тем, формально, в соответствии с фз-273 от 29.12.2012г, глава 10, ст.76, вы можете пройти профессиональную переподготовку по программе «Логопедия» с присвоением квалификации «Учитель-логопед», но у вас могут возникнуть сложности при трудоустройстве и/или прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности.
ВОПРОС: Как узнать, что учреждение, реализующее программы дополнительного профессионального образования имеет право их реализовывать?
ОТВЕТ: Для этого вам необходимо на сайте организации ознакомиться с информацией об образовательной организации и в первую очередь с:
— лицензией на право реализации подвида дополнительного образования — дополнительного профессионального образования;
— уставом (наличие возможности реализовывать программы дополнительного профессионального образования);
— информацией о реализуемых программах дополнительного профессионального образования, оформленных в соответствии с законодательством российской федерации;
— информацией о наличии и соответствии требованиям профессионального стандарта педагогов, участвующих в реализации программ дополнительного профессионального образования;
— типовым договором на оказание платных образовательных услуг.
ВОПРОС: Я утеряла свой диплом о профессиональной переподготовке и вкладыш к нему. Как я могу получить дубликат?
ОТВЕТ: в соответствии с письмом минобрнауки россии от 12.03.2015 № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования») раздел 3. Дубликат документа о квалификации выдается:
— взамен утраченного документа – дубликат выдается на основании личного заявления, выписки из приказа образовательной организации о выдаче документа, объявления о потере документа в средствах массовой информации;
— взамен документа о квалификации, содержащего ошибки, обнаруженные выпускником после его получения – дубликат выдается на основании личного заявления;
Лицу, изменившему фамилию (имя, отчество) — обмен производится на основании заявления лица, изменившего свою фамилию (имя, отчество), с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) лица.
Сохранившийся подлинник диплома и подлинник приложения к диплому изымаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и уничтожаются в установленном порядке.
ВОПРОС: Кто определяет количество часов по повышению квалификации или профессиональной переподготовки, которые должен пройти работник организации?
ОТВЕТ: Нормативными документами российской федерации регламентируется только минимальный объем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Так приказом министерства образования и науки РФ от 01.07.2013г №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» п.12. установлен минимально допустимый срок обучения по программам повышения квалификации – 16 часов, минимально допустимый срок обучения по программам профессиональной переподготовки – 250 часов.
Вместе с тем, требования к сроку обучения по программе дополнительного профессионального образования для каждого сотрудника организации может установить работодатель, исходя из особенностей содержания, организации и условий выполнения профессиональной деятельности.
ВОПРОС: Я имею высшее образование. Могу ли я пройти профессиональную переподготовку в учреждении среднего профессионального образования (СПО)?
ОТВЕТ: Образовательные организации могут реализовывать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с уровнем образования. Таким образом, в лицензии на образовательную деятельность обязательно должен быть указан уровень, в противном случае, лицензия считается незаконной и подлежит аннулированию.
Следовательно, образовательная организация СПО, обладающая лицензией на реализацию программ СПО и программ ДПО может реализовывать программ ДПО для лиц имеющих или получающих среднее профессиональное образование.
ВОПРОС: Как часто необходимо проходить повышение квалификации работнику?
ОТВЕТ: Требования к профессиональному развитию работника и право работников на получение дополнительного профессионального образования определяются трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.
Например:
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Одновременно согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 закона на них возложена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень.
ВОПРОС: Для прохождения курсов дополнительного профессионального образования имеет ли значение место нахождения образовательной организации?
ОТВЕТ: В соответствии с частью 4 статьи 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г, в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.
ВОПРОС: Я являюсь студенткой вуза. Могу ли я пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после прохождения итоговой аттестации по программе дополнительного профессионального образования?
ОТВЕТ: На основании части 3 статьи 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования. Сразу после завершения обучения вам будет выдана справка об обучении установленного образца.
Частью 16, ст 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Справка после завершения обучения будет заменена на соответствующий документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовки.

Переподготовка или второе высшее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *