Офсетная сделка

В октябре правительство Москвы объявило конкурс на строительство крупнейшего в России завода по выпуску медицинских изделий на условиях офсетного контракта, то есть долгосрочного договора поставки продукции с инвестиционными обязательствами. Победитель за три года инвестирует не менее миллиарда рублей в строительство нового производства, а город будет закупать его продукцию в течение восьми лет. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8,6 млрд рублей.

Около трети госзакупок по контракту в России приходится на Москву*

«Правительство Москвы объявляет конкурс на создание в Москве производства российских аналогов медизделий для стомированных пациентов. Проект предусматривает импортозамещение», — заявил в начале сентября вице-мэр Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношения Владимир Ефимов. Он также уточнил, что новый офсетный контракт будет заключен с инвестором уже до конца этого года.

Все произведенные товары перед поставкой будут апробированы департаментом здравоохранения города Москвы.

Это уже третий офсетный контракт московского правительства. Первые два были подписаны в 2017 и 2018 годах с фармацевтическими компаниями «Биокад» и «Р-Опра» (дочерняя компания «Р-Фарм») и показали свою эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств. Их начальные (максимальные) цены в результате конкурсных процедур были снижены в общей сложности на 37%.

Расходы Москвы на закупку лекарств

Эти компании должны построить новые заводы по производству лекарств. Контракты предусматривают локализацию в городе производства и последующую поставку лекарственных препаратов — онкологических, кардиологических, эндокринологических, а также иммуномодуляторов. Общая сумма закупок по двум контрактам составит 32,4 млрд рублей. Совокупный объем привлеченных инвестиций — 8,8 млрд рублей.

«Реализация проекта в рамках третьего офсета, как и в первых двух, будет вестись за счет средств инвестора. Правительство Москвы, в свою очередь, предоставляет инвесторам льготы в рамках действующей системы поддержки: землю или готовые помещения под размещение производства, а также меры поддержки, предусматривающие общее снижение налоговой нагрузки», — рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Александр Прохоров.

Почему офсет

Москва — первый город в России и даже во всей Европе, который стал применять этот механизм государственно-частного партнерства. Само появление офсетного контракта в российском законодательстве о госзакупках — новация. Идею о включении встречных инвестиционных требований (офсетов) во внутренние госконтракты в правительстве России начали разрабатывать в 2010 году для стимулирования инвестиций в обрабатывающие производства. Поправки в законодательство о госзакупках (44-ФЗ) приняли в 2016 году. Право заключать офсетный контракт принадлежит региональной исполнительной власти, а поставщиком товаров может быть предприятие, локализовавшее производство или осуществившее модернизацию действующего производства на территории региона. Объем инвестиций в проект должен составлять не менее миллиарда рублей, срок контракта — не более десяти лет.

Владимир Ефимов: «Офсетный контракт — эффективный способ привлечь частные инвестиции в реальный сектор экономики»

Несмотря на общий закон и новые «офсетные» возможности для всех субъектов Российской Федерации, в максимальном объеме его использует только Москва. Хотя именно офсет позволяет региону обеспечить себя закупкой качественной российской продукции и серьезно снизить цену на нее. «Для города офсетный контракт — это эффективный способ привлечь частные инвестиции в реальный сектор экономики, повысить промышленную безопасность, создать новые рабочие места, получить новые налоги в бюджет. Одновременно сокращается зависимость от импорта. Если продукция производится в России — значит, бюджет экономит на логистике, получает гарантию бесперебойных поставок. Ежегодно столица закупает для своих нужд товары, работы и услуги более чем на 800 миллиардов рублей, Москва — один из крупнейших потребителей в стране», — говорит Владимир Ефимов. Вместе с другими факторами инвестиционной привлекательности офсет делает столицу лидером по инвестиционному потенциалу среди регионов: на Москву приходится 14% инвестиций в основной капитал и около 50% прямых иностранных инвестиций в России. Объем инвестиций в основной капитал столицы в первом полугодии 2019 года составил 956 млрд рублей — на 19,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. А за последние восемь лет этот показатель вырос в сопоставимых ценах более чем вдвое.

СПИК или офсет? Различия между специнвестконтрактом и офсетным контрактом

Почему здравоохранение

Ежегодно Москва расходует на приобретение лекарственных средств десятки миллиардов рублей, и этот показатель неизменно растет от года к году. Офсетные контракты с фармацевтическими компаниями в первую очередь нацелены на замещение зарубежных медицинских препаратов отечественными. При этом помимо интересов города учитывается необходимость реализации основных целей стратегии «Фарма 2020», которая предусматривает локализацию в России 50% лекарственных препаратов, используемых на рынке страны, в том числе локализацию производства 90% из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В современных внешнеэкономических условиях импортозамещение для России важно не только с точки зрения возможности купить, к примеру, лекарство, но и с точки зрения повышения его стоимостной доступности для населения.

Пионером офсетного контракта стала компания «Биокад», заключившая его с московским правительством в сентябре 2017-го. Одна из крупнейших международных инновационных биотехнологических компаний в России еще в 2001 году объединила научно-исследовательские центры мирового уровня, современное фармацевтическое и биотехнологическое производство, доклинические и клинические исследования, соответствующие международным стандартам. В продуктовый портфель «Биокада» сегодня входит 58 лекарственных препаратов, 16 из которых — биологические. Еще более 40 продуктов находятся на разных стадиях разработки. Предполагаемая доля рынка в сегменте «онкология» сегодня составляет 25–30%, по неврологии и аутоиммунным заболеваниям — около 25%. В рамках офсета компания будет выпускать 22 высокотехнологичных дженерика для лечения онкологических и иммунных заболеваний, из них как минимум два международных непатентованных наименования (МНН) — по полному циклу, то есть от поиска молекулы до массового производства. Штат компании — более 2200 человек, и, что немаловажно, около 40% из них — научные сотрудники и исследователи.

Не менее важна для города и продукция компании «Р-Опра». Из 56 лекарственных препаратов 31 МНН для лечения кардиологических, психиатрических, пульмонологических, эндокринных и онкологических заболеваний, которые Москва закупит по второму офсету, более половины сегодня вообще не производится в России. При этом лекарства трех МНН будут локализованы, как и в случае с «Биокадом», по полному циклу. Здесь важно отметить, что сегодня в России до 90% лекарственных средств производится из импортных субстанций.

Александр Прохоров на строительной площадке компании «Биокад» в Алабушево

«В случае с «Биокадом” Москва получила снижение стоимости контракта примерно на 50 процентов, или на 14 миллиардов рублей, в случае с «Р-Опрой” — на 18 процентов, или на 4,1 миллиарда рублей», — говорит Александр Прохоров.

Третий офсет — на производство медицинских изделий — касается импортозамещения в области ухода за стомированными больными. Стомы — это отверстия на теле, которые появляются, например, у пациентов с онкологическими заболеваниями. Для ухода за ними каждый день нужны специальные изделия, причем часто — на всю оставшуюся жизнь.

Цена конечного продукта будет максимально доступной для широкого круга потребителей.

Офсет позволяет снизить стартовую стоимость высокотехнологичных препаратов и медицинских изделий. Это происходит за счет исключения посредников из цепочки закупки и за счет того, что город предоставляет производителю долгосрочную гарантию спроса по индексируемой цене.

Офсет в фармацевтике дает городу и ряд преимуществ нефинансового характера — например, позволяет быть уверенным в бесперебойном снабжении лекарственными препаратами вне зависимости от внешнеэкономических факторов. По словам Владимира Ефимова, для города как заказчика лекарственных средств важна и возможность, предоставляемая локализованным производством, «проследить путь закупаемого товара с момента старта его производства, то есть контролировать его качество и условия хранения».

Выгоды для инвесторов

Офсетные контракты — это те самые долговременные инвестиции, которые нужны и государству, и бизнесу. Тем более что СПИК (специальный инвестиционный контракт) с августа 2019 года можно заключать с инвестором только на федеральном уровне.

Стоит отметить, что специальные инвестиционные контракты, как и офсеты, направлены на развитие важных для столицы и ее экономического климата проектов. В таких контрактах зафиксированы региональная налоговая нагрузка и льготы от правительства Москвы, а также экономические и имущественные обязательства инициатора проекта. Благодаря этой форме сотрудничества столицы и частного капитала в городе появляются высокоэкологичные современные предприятия пищевой промышленности, автомобилестроения и др. Создаются новые рабочие места, определяются новые точки роста экономики города. Москва только за 2019 год заключила шесть СПИКов, объем инвестиций по которым составил 8,3 млрд рублей. Эти проекты создадут более 3900 новых рабочих мест — эта цифра значительна даже для такого мегаполиса. Для бюджета эти шесть СПИКов в совокупности должны принести 6,3 млрд рублей в горизонте планирования десять лет.

Для инвестора выгоды офсета с таким заказчиком, как Москва, очевидны: высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций. Кроме того, его включат в региональный реестр единственных поставщиков.

Инвестор получит не только стабильный спрос на свою продукцию до конца десятилетнего контракта, но и возможность воспользоваться другими мерами поддержки городских властей, говорит Александр Прохоров.

Потребности в условиях размещения предприятий различны и зависят не только от профиля деятельности компании и масштабов производства. В эпоху цифровизации многие технологические процессы переводятся в автоматический режим, на смену ручному труду приходят станки и роботы. И для таких предприятий на первый план выходит инфраструктура, которой может обеспечить арендуемая производственная площадка. При всем многообразии выбора в Москве не так много территорий, объединяющих в себе все условия для выгодного ведения бизнеса.

Например, если производство высокотехнологично и отвечает определенным требованиям, разместить его на территории особой экономической зоны «Технополис «Москва”». Снижение налоговой нагрузки для резидентов ОЭЗ достигает 47%: обнулены налог на прибыль в региональной части, земельный и транспортный налоги, налог на имущество. Кроме того, в распоряжении инвестора свободная таможенная зона с нулевыми НДС и пошлинами на ввозимые иностранные товары и оборудование, возможность льготного выкупа земельного участка, размещения на существующих производственных, лабораторных и офисных площадях, бесплатное присоединение к инженерным сетям.

На текущий момент более 60 предприятий пользуются льготами в рамках статуса резидента особой экономической зоны «Технополис «Москва”». Ими создано 5800 рабочих мест, и это далеко не предел: к 2030 году планируется увеличить эту цифру до 8200.

О востребованности особой экономической зоны «Технополис «Москва”» говорят и рейтинги: в 2018 году она вошла в топ-3 инвестиционно привлекательных ОЭЗ России по рейтингу Ассоциации кластеров и технопарков Российской Федерации.

Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности компании «Р-Опра» в особой экономической зоне было подписано в этом году на полях Петербургского международного экономического форума.

«Группа компаний «Р-Фарм”, один из акционеров «Р-Опры”, восемнадцать лет занимается препаратами для терапии самых сложных, социально значимых заболеваний. Нами накоплен обширный опыт разработки, производства и коммерциализации инновационных лекарств, — говорит председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм” Алексей Репик. — Мы с удовольствием делимся своими компетенциями и знаниями и не сомневаемся, что они станут прочной основой для производства лекарственных средств на базе предприятия «Р-Опра”. Создание еще одного современного фармацевтического завода — значимый шаг для «Р-Фарм”, и, что особенно важно, новая площадка будет организована в Москве — в городе, где существуют все условия для комфортной жизни и ведения бизнеса». Доля планируемой к производству продукции ООО «Р-Опра» составляет до 4–5% ежегодного объема потребления лекарственных препаратов, закупаемых для государственных и муниципальных нужд.

При необходимости у инвестора есть возможность разместить производство на нескольких площадках, в том числе за пределами ОЭЗ. В последнем случае город может предоставить землю в аренду без проведения конкурса, установить размер арендной платы на основании независимой оценки на срок до шести лет или возможность получить субсидию — до 100 млн рублей — на возмещение затрат на технологическое присоединение.

Важно, что за поставщиком–инвестором остается право выпускать наряду с препаратами по офсету препараты для продажи другим заказчикам, как в Москве, так и в регионах России, а также заключать контракты с другими заказчиками. Все это поможет окупить строительство, в частности, высокотехнологичного крупного фармацевтического завода.

«Мы не заставляем компании продавать городу всю продукцию, которую они будут производить на новом заводе или на модернизированных мощностях. Они могут экспортировать ее и в другие регионы, и за границу. Но только после того, как предоставят городу объем, указанный в контракте», — говорит Александр Прохоров.

Кроме того, поставщик имеет право привлечь третьих лиц, с которыми у него есть договорные отношения, к исполнению инвестиционных обязательств. Инвестиции этих третьих лиц тоже будут учитываться в документах по конкурсу. В целом, по мнению Александра Прохорова, офсетная сделка, которую Москва предложила фармацевтическим компаниям, не имеет аналогов. «По сумме примененных инструментов она уникальна, потому что такой комбинации и льгот, и госконтракта не было ни разу», — подчеркивает он.

Москва намерена в будущем заключать офсетные сделки с компаниями в таких социально значимых для города отраслях, как транспортное машиностроение, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационное оборудование. Как и любая другая форма государственно-частного партнерства, офсет дает импульс развитию большого количества смежных производств, а также социальной сферы вокруг них.

Площадка в Алабушево, где строятся предприятия «Биокад» и «Р-Опра»

Регионы просят офсета

В регионах давно присматриваются к опыту Москвы по внедрению офсетного контракта, некоторые руководители публично обещают использовать офсет для создания благоприятного инвестклимата в своем регионе. Однако сделка подписана лишь одна. Летом этого года Московская область заключила офсет на поставку лекарств на сумму около 1,7 млрд рублей — это на 550,6 тыс. рублей меньше, чем предложил второй участник конкурса. Инвестор — компания «ПСК Фарма» — вложит в модернизацию и организацию производства не менее миллиарда рублей за два года, после чего в течение семи лет будет поставлять региону 26 наименований лекарств для лечения бронхо- и онкозаболеваний. Речь идет о сложных с точки зрения технологии производства и востребованных для пациентов-льготников препаратах, большая часть которых входит в перечень ЖНВЛП.

Сдерживающим фактором распространения офсета за пределы Москвы и Московской области участники рынка считают закрепленный в законе 44-ФЗ слишком высокий для регионов барьер минимальных инвестиций — миллиард рублей — и предлагают понизить его до уровня реальной окупаемости — 500 или 300 млн рублей. Другой вариант преодоления этих препятствий — разрешить заключать офсет на федеральном уровне, когда в одном контракте смогут объединиться несколько регионов. Правда, скептики полагают, что на федеральном уровне согласование контрактов займет гораздо больше времени. Но если этот барьер удастся преодолеть, то, по мнению экспертов, станет выгодным производство не только дорогих, но и низкомаржинальных препаратов, например детских форм стоимостью 50 рублей.

Промышленность для москвичей

В 2016 году правительство Москвы разработало обновленную программу поддержки инвесторов и промышленности, которую приняла Московская городская дума. Промпредприятия могут рассчитывать на городские льготы, если они, например, создают высокооплачиваемые рабочие места, строят новые заводы или модернизируют действующие в приоритетных для Москвы отраслях. Город предоставляет таким производствам льготы по налогу на имущество, земельному налогу, городскому налогу на прибыль, льготные кредиты и субсидии. В законе прописаны также гарантии для инвесторов от некоммерческих рисков, таких как национализация, реквизиция имущества, прекращение или ограничение прав инвестора на недвижимое имущество, последовавшие в результате действий властей.

Около трети госзакупок по контракту в России приходится на Москву* Расходы Москвы на закупку лекарств СПИК или офсет? Различия между специнвестконтрактом и офсетным контрактом

Сделка «оффсет» — одна из форм компенсационного соглашения, заключаемого при покупке заграничного товара. Главное условие — предоставление встречных требований в отношении вложения части денег в экономику государства-импортера. В мировой практике сделки «оффсет» пользуются наибольшим спросом в сфере продукции военного назначения. Проводятся торговые операции и в гражданском секторе, к примеру, для закупок дорогостоящей техники.

Сделка «оффсет» — вид встречной торговли, подразумевающий выдвижение поставщику импортного товара дополнительных требований со стороны заказчика.

Сделка «оффсет» — обменная операция, объектами которой являются товары (услуги) с учетом предоставления права инвестиций в обмен на определенные льготы.

Сделка «оффсет»: сущность, цели, сфера применения, виды

Офсетное соглашение — особый вид сделки, где встречные обязательства участников не закрепляются посредством юридического оформления. По сути, речь идет о «джентльменской» сделке, когда компания-экспортер товара дает добро на покупку товара у импортирующей страны на сумму, составляющую процент от объема экспортной поставки. Как правила, эта доля больше 100%.

Сделка «оффсет» — обычное явление в рыночных взаимоотношениях между странами, отличающихся высоким потенциалом. Роль одной из сторон может брать на себя крупная компания национального уровня.

Сфера применения офсетных сделок — реализация дорогих программ, связанных с правительственными проектами в отношении военных и гражданских закупок оборудования, военной техники, самолетов, оборудования для атомных станций и так далее.

Цель проведения сделки «оффсет» — компенсировать затраты на покупку дорогой техники. По сути, речь идет об «откате», получаемом на законном основании.

Основные виды сделок «оффсет»:

1. Прямая офсетная сделка — соглашение, подразумевающее реализацию рыночных схем в сфере оборонной промышленности. В роли объектов сделки выступают товары военного назначения. Суть прямого офсета — в компенсации, предоставляемой закупщику и подразумевающей предоставление услуг или товаров, связанных с объектом сделки. К примеру, одним из условий продажи военных товаров для другой стороны может служить обязательство импортера (закупщика) осуществлять покупку определенных элементов (деталей), необходимых для обслуживания предмета соглашения.

Прямые офсеты могут быть нескольких видов:

— со-производство;

— субконтрактинг;

— лайсензинг;

— организация совместного производства.

2. Косвенная офсетная сделка — вид договорных отношений, объектом которых являются услуги и товары, не имеющие связи с экспортными предметами сделки. Косвенная сделка «оффсет» — форма встречной сделки, когда во взаимоотношения сторон вовлекаются прочие группы товаров (услуг), интересующие участника. К примеру, одна из сторон может пойти на покупку товара (услуг, сырьевой продукции), которая производится в стране-покупателе, но не имеет отношения к основному объекту сделки. Косвенная офсетная сделка может быть реализована за пределами расчетного временного промежутка.

3. Со-производство — создание товара за границей на базе межправительственных договоров. По таким соглашениям иностранные государственные предприятия могут осуществлять покупку технологий (информации), необходимой для создания определенных изделий или их комплектующих с последующей поставкой в страну, где производится разработка и производство основных изделий. В состав со-производства входит лицензионное производство в пределах договоров, заключенных между правительствами разных стран. В свою очередь, лицензионное производство, базирующееся на прямых договорах с производителями в государстве-экспортере, исключено.

Сделка «оффсет»: формы, типы обязательств

Виды обязательств при оформлении сделок «оффсет»:

— инвестиции в НИОКР;

— трансферт технологий;

— прямые вложения (сюда относятся и инвестиционные проекты, не имеющие связи с поставщиком товара);

— развитие инфраструктуры (в том числе и социальной);

— организация совместного производства в пределах импортирующей страны;

— возведение специальных учебных центров, переподготовка и подготовка специалистов, а также реализация других программ.

Обязательства сделки «оффсет» — форма исполнения поставщиком товара требований, выдвигаемых стороной, приобретающей объект сделки. В зависимости от объемов соглашений, типа продукции, а также условий сделки «оффсет» обязательства могут быть сокращены или дополнены.

Сделка «оффсет» имеет несколько основных форм:

1. Инвестиционная форма. В данном случае страна-покупатель вкладывает свои средства в определенную отрасль страны-продавца.

2. Торговая форма — вид сделки, под которой подразумевается импорт определенного товара экспортирующей страной из государства, куда товар поставляется.

3. Предпринимательская форма — вид взаимодействия между странами, участвующими в соглашении, подразумевающем создание общего производства.

4. Технологическая форма. Суть такой сделки заключается во включении в состав договора условий, по которым иностранный поставщик должен делиться новыми технологиями.

5. Образовательная форма — тип взаимодействия, при котором готовятся специалисты для обслуживания объекта сделки (как правило, сложного оборудования).

го оборудования. Данный этап предполагает субсидирование малых компаний в размере до 1 млн рублей (оплата оборудования), средних компаний — 2 млн рублей.

Третье предложение предполагает расширение сферы деятельности небольших компаний и повышение их социальной значимости. Социальная ответственность бизнеса в настоящее время играет значительную роль в обеспечении прибыльности компании и повышении лояльности ее сотрудников. В связи с этим автором в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса предлагается предоставление грантов в размере до 1 млн рублей на создание собственных частных детских центров или домашних детских садов для детей сотрудников. Грант предоставляется при защите бизнес-плана предприятия. Выдача гранта предполагает три транша:

— 1 — 5% от необходимой суммы при защите бизнес-плана;

— 2 — 45% от суммы при заключении договора аренды и других необходимых для работы договоров, закупку оборудования и пр.;

— 3 — 50% от суммы при выполнении показателей бизнес-плана в течение первого года деятельности.

Предложенные новые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможно осуществить без эффективной деятельности центров развития предпринимательства, на которые возлагается ответственность в отборе наиболее перспективных проектов и обеспечении контроля за выполнением

работ и подтверждением эффективности государственных дотаций. Именно центры развития предпринимательства обязаны контролировать все этапы прохождения процедуры регистрации, получения дотаций, а также контролировать направление их использования и полученные результаты. Что позволяет говорить о необходимости установления четких критериев отбора и контроля в рамках предлагаемых мероприятий, по которым сотрудники центров могут обеспечивать их эффективное использование.

Литература:

1. Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 4, том 6, 2014. — С. 107-115.

2. Немец А.В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия: Автореферат диссертации. — Новосибирск, 2009.

4. Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли // http://www.cedipt.spb.ru/

УДК 338

РОЛЬ ОФСЕТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

В статье исследованы особенности офсетных сделок в продвижении продукции на мировом рынке вооружений. Поведен анализ зарубежного опыта применения офсетных сделокс целью продвижения продукции военного назначения на зарубежные рынки.

Ключевые слова: офсетные соглашения, тендеры на поставку, совместное производство, лицензионное производство.

THE ROLE OF OFFSET AGREEMENTS IN THE PROMOTION OF PRODUCTS ON

THE WORLD ARMS MARKET

Keywords: offset agreements, tenders for supply, joint production, licensed production.

Офсетные соглашения играют значительную роль в технологическом и экономическом развитии стран — импортеров военной продукции. Офсет означает компенсацию, представляемую поставщиком заказчику в виде субподрядов встречных торговых или инвестиционных обязательств. Согласно этим обязательствам страна — экспортер вооружения и военной техники обязана вложить часть средств, полученных от контракта, в экономику страны-импортера. Важно отметить, что офсетные соглашения не противоречат правилам ВТО, что позволяет развивать международную торговлю продукцией военного назначения, не нарушая общепринятые нормы.

Начало применения офсетов обычно связывают с периодом после Второй Мировой Войны. С середины XX века США, Аргентина, Япония, Саудовская Аравия и Турция начинают использовать офсетные соглашения с целью развития аэрокосмической промышленности. Малайзия начинает обменивать местные продуктына военную технику, в конечном итоге приходя к офсетным контрактам. Южная Корея, Испания и Южная Африка также вводят офсетные программы. В кризисный поствоенный период увеличение импорта угрожало развитию национального ОПК, местные оборонные предприятия лишились бы работы, а со временем и квалификации. Средством компенсации подобных отрицательных эффектов, а также усиления экономики в то время стали офсетные контракты.

Согласно классификации, принятой в США, существуют две основные категории офсетов: прямые и косвенные. Бюро промышленности и безопасности (BIS) США определяет прямыеофсеты

как сделки, непосредственно связанные со товаромили услугой, экспортируемыми в соответствии с договором. Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучения, производства и лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.

Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучение, производство, лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.

Косвенные офсеты не имеют непосредственного отношения к производству импортированной продукции, их можно разделить на два вида: те, которые реализуются в сфере оборонного производства, и несвязанные офсеты, которые обычно касаются гражданского производства и приобретают формы встречной торговли.

Более того, оборонные предприятия в полной мере осознают, что офсеты являются мощными маркетинговыми инструментами для мотивации покупки, демонстрируя и предоставляя дополнительные преимущества для стран-покупателей помимо инвестирования в военную технику.

Часто сами офсетные контракты являются более привлекательными, чем основное приобретениевооружения по личным или политическим причинам. Это может показаться иррациональным, но это часть глобальных бизнес-процессов.Если в траты огромных государственных средств на современное оружие включается распространенный политический аспект, то мотивационная значимость офсетов не может быть недооценена в процессе принятия решений.

Таблица 1. Стоимость офсетного контракта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактическая Обшзя стоимость

Вид Офсет стоимость Коэффициент выполнения

Совместное

Прямой производство 70 3 210

Прямые иностранные

инвестиции 14,5 4 58

Косвенный Передача технологий 20 7 140

Экспортная

помощь/маркетинг 24(за восемь лет) 3 72

По данным СИПРИ, денежная стоимость офсетных соглашений растет, и эксперты считают, что они составят $500млрд. к 2017 году, 60% из которых будут приходиться на США.

По мере выполнения офсетных обязательств, их исполнитель получает промежуточные и окончательный офсетные зачеты. Официальное получение последнего означает завершение выполнения офсетных обязательств.

Схема предоставления контрактов на офсетной основе работает таким способом: в условиях тендера, к участию в котором предусматривается допустить иностранных участников, устанавливаются основные параметры необходимых офсетов и правила их заключения. Победитель определяется на основе совокупной оценки предложенного им вооружения, цены и офсетного пакета. После заключения контракта подрядчик за короткий срок должен подписать с министерством экономики или промышленности (зависит от страны) соглашение о реализации офсетного пакета. Обычно такая реализация затягивается на более длительный срок, чем поставки вооружений, однако по законодательству большинства стран она не может продолжаться более 10 лет.

Историческим примером офсетного контракта является закупка Индией российских вертолетовКа-226. Сегодня в мире накоплено большое количество новых технологий. Кроме того,

российский ОПК в последние годы добился значительных успехов в разработке новых видов вооружений и военной техники.

В настоящее время число стран, применяющих офсет при закупках вооружений и военной техники, постепенно увеличивается. Возрастает значимость офсетных программ при проведении тендеров. Рынок вооружений и военной техники терпит изменения, которые влияют и на применение офсета. Прежде всего, сказывается спрос на технологии. Продать готовые системы вооружений и военной техники скоро станет все сложнее. Правительства всех ключевых стран Азиатского региона приняли программы и стратегии развития собственной военной промышленности. Для этого странам нужны технологии. Объемы офсетных обязательств компаний растут, так, Lockheed Martin лидирует по объему офсетных соглашений. Еще в 2012 году сумма обязательств данной компании составила 27 млрд. долларов(Таблица 2).

Во многих странах законодательно закрепляются офсетные нормы: какая часть сделки будет исполнена промышленностью страны-покупателя. Благодаря этому местная промышленность обретает необходимые технологии, опыт организации серийного производства, внедряются передовые методики оптимизации производственных процессов. Так, в 2014 году Правительство

Таблица 2. Офсетные обязательства крупнейших компаний в 2012 году (в млрд. долл.)

Офсетные обязательства крупнейших компаний

Компания Сумма обязательств* Продажи оружия* Чистая прибыль»* Крупнейшие обязательства перед***

Lockheed Martin 27 36,3 2,8 ОАЭ (17,5)

Boeing 12,6 31,8 3,9 Индия (20,6)

Raytheon 7,9 22,5 1,9 ОАЭ (19,2)

EADS 7,6 14,6 1,6 Турция (16,8)

Saab 4 3,1 0,2 Швейцария (70,6)

BAE Systems 3,9 29,2 1,7 Саудовская Аравия (27,4)

Finmeccanica 3,4 23,8 1,1 ОАЭ (32,4)

Northrop Grumman 2,7 21,4 2 Турция (32,3)

Thales 1,9 9,5 0,7 Индия (26,3)

General Dynamics 1,3 1,2 -0,3 Турция (16,8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rolls-Royce 1,6 4,7 3,6 Индия (18,5)

Dassault 0,3 16,4 0,7 Индия (100)

* — по данным на 2011 год, миллиардов долларов;

** — поданным на 2012 год, миллиардов долларов;

*** — в процентах от общей суммы офсетных обязательств.

Польши приняло новый закон об офсетных сделках, заключаемых параллельно с контрактами на поставку новых вооружений и военной техники. Новый закон приводит польские правила заключения офсетных сделок и покупки вооружений в соответствие с директивой 2009/81/ЕС Европейского союза. Эта директива требует, чтобы страны — члены ЕС в рамках проводимых тендеров на покупку военной техники выдвигали требования и дополнительные условия связанные непосредственно с предметом конкурса.

Новый закон также снял ограничение минимального размера офсетного соглашения, который ранее составлял пять миллионов евро. Благодаря этому станет возможным заключение небольших компенсационных сделок при подписании контрактов на поставку продукции или услуг небольшой стоимости. Польша рассматривает новое законодательство как возможность ускорить развитие оборонно-промышленного комплекса и поддержать экономику.

Принятие закона было важно для Польши, поскольку страна в настоящее время занимается реализацией программы перевооружения армии. Для проведения ряда тендеров на поставку новых вооружений и военной техники польским военным необходимо одобрение контрольных органов Евросоюза.

Кроме того, в последние годы несколько стран ввели реформы в свои офсетные политики, которые поднимают планку для участия подрядчиков. Индия, например, недавно создала управленческую структуру DefenceOffsetsManagementWing (БОМ»), чтобы обеспечить надзор и стандарты отчетности по исполнению офсетныхпрограмм. Между тем, аналогичный орган Объединенных Арабских Эмиратов (недавно переименованный в TawazunEconomicCouncil) в 2010 году объявил ряд реформ, в том числе указал подробный набор мультипликаторовна приоритетные инвестиционные направления, а также штрафные санкции за неэффективное выполнение программ, например, оплата убытков для частично выполненных или невыполненных офсетных обязательств.

Во всем мире осознается важность офсетных соглашений, и в то время как контроль над сделками усиливается, международное использование мультипликаторов снижается, Так, например, в Швеции, максимальный мультипликатор составляет 3, но его использование ограничивается только несколькими случаями. В Дании и Великобритании, мультипликаторы, как правило, не используются, но они могут быть примененыпри передаче высоких технологий. Польша использует мультипликаторы от 0,5 до 2,0, а в исключительных случаях до 5. В Норвегии максимальное значение 5, но может составлять и 0,1; Новая Зеландия использует мультипликаторы от 1 до 3; в Бразилииконкретная политика в отношении мультипликаторов отсутствует.

Также, значительно различаются от страны к стране штрафы за неисполнение офсетных обязательств. Некоторые страны, такие как Австрия, Бразилия, Чили и Финляндия не имеют конкретной политики в отношенииштрафов. Как правило, они подходят к решениюкаждого конкретного случая индивидуально. Другие страны четко прописывают штрафные санкции в своей офсетной политике. В частности предусматривают выплату неустойки; Малайзия налагает штраф в размере 8% от стоимости контракта, Норвегия налагает штраф не менее чем на 10%.

Ужесточаются требования, связанные с применением офсета импортерами вооружений и военной техники. Это ужесточение выражается в следующем:

• совершенствование имеющегося законодательства и создание принципиально новых законов, призванных обеспечить легитимное проведение офсетных сделок;

• в рамках косвенного офсета импортеры настаивают в первую очередь на передаче им наукоемких технологий, разработок, ноу-хау военного, двойного и гражданского назначения, на проведении совместных научных исследований, подготовке квалифицированных научных кадров;

• ужесточение штрафных санкций за невыполнение офсета и повышение требований к обеспечению гарантий его выполнения;

• снижение размеров мультипликаторов (повышающих коэффициентов) при определении офсетной стоимости проектов.

Офсетная деятельность может помочь компаниям завоевать рынки, к которым иначе были бы трудно получить доступ. Израильские производители занялилидирующуюпозицию в экспорте беспилотных летательных аппаратов путем выстраивания

надежных отношений на рынке, например, с помощью создания совместных предприятий в Бразилии.

В России специального законодательного регулирования офсетов не существует. Привлекательность сделок по приобретению российского вооружения снижается вследствие значительных трудностей выполнения офсетных требований иностранных заказчиков, обусловленных несовершенством внешнеэкономического и налогового законодательства, а также отсутствием качественного послепродажного обслуживания. Соответственно, в настоящее время детальные принципы и ограничения на совершение подобного рода сделок отсутствуют. Большинство особенностей офсетов в российской практике оставлены на регулирование в договорах, доля которых пока невелика. При этом даже в отсутствие специального законодательства ряд крупных международных сделок России на поставку вооружений и военной техники имеют черты классических офсетов, применяемых развитыми странами во взаимной торговле и в торговле с развивающимся миром.

Например, соглашения, подписанные Россией с Венесуэлой и некоторыми другими государствами. Но отсутствие детальной законодательной базы с заранее утвержденными транспарентны-ми условиями и ограничениями для таких сделок сдерживают потенциал их развития в торговле оборонной продукцией с более широким кругом стран. Развитие офсетной торговли, в том числе на бывшем постсоветском пространстве, может не только увеличить потенциал поставок российских вооружений и военной техники, но и может стимулировать российское инвестиционное и научно-техническое проникновение в экономику стран-партнеров.

Стратегическим приоритетом развития России является построение «умной» экономики, ориентированной не на экспорт ресурсов, а основанной на высокотехнологичных отраслях и инновациях. Необходим комплексный подход, предполагающий создание общей системы стимулов для обновления технологической базы во всех секторах российской экономики. Использование принципа локальных точек роста и прорыва и догоняющего развития всей остальной экономики без серьезных стимулов неэффективно. Невозможно стартовать к инновациям с устаревшим производством. Модернизация должна быть широкой базой для инноваций. Именно для этого и надо использовать весь арсенал средств, который имеется в международной практике в торговле продукции военного назначения с применением офсетных соглашений.

В этой связи необходимо решить следующие ключевые задачи:

• Определить производственные операции и сектора экономики, в которых внутренний контроль необходим и желателен, а какие более выгодно передать на аутсорсинг.

• Оценитьзатраты и выгоды офсетной стратегии, выходяда-леко за рамкикраткосрочнойприбыли.

• Обеспечить защитугосударственных интересы и не нанести урон национальной безопасности при офсетной деятельности.

• Расставить приоритеты в офсетнойстратегиии

обеспечить интересы:государства, подразделенийроссийско-

гогосударственного сектора, частныхигроков, международных компаний.

Таким образом, если Россиянамерена максимизировать синергетический эффект при офсетной деятельности, следуют уделитьособое внимание деталям офсетной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешная политика не может представлять собой просто оговоренные процентыпо офсетным контрактам и штрафы, которые иностранные участники должны соблюдать. Вместо этого, правильно построеннаяполитика офсетной деятельности может работать на достижение цели поощрения военно-технического сотрудничества, модернизации военной техники России и технологической базы.

Литература:

1. Ежегодник ЦАМТО: статистика и анализ мировой торговли оружием, 2011-2014.

2. Новоселов Д.В., Орехов С.А. Международный менеджмент как отражение процессов интеграции и глобализации экономики. Российская экономика: тенденции и перспективы //Вып. 23. — М.: ООО «Технологии стратегическогоменеджмента». 2012.

3. Хмелев И.Б. Последствия вступления России в ВТО и перспективы развития экономики России //Транспортное дело

России. 2016, №2, С.80-81.

Офсетная сделка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *