Преступления в сфере использования земли и недр

5.5. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Селяков Николай Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: ЧОУ ВО «Институт управления» Подразделение: кафедра уголовного права и процесса. E-mail: nickolai.selyackov@yandex.ru

Аннотация: В современных условиях сложилась непростая ситуация в сфере правового регулирования недропользования. Неоднозначность квалификации ущерба от использования недр с применением норм международного и российского законодательного регулирования, определили необходимость пересмотра и обновления отраслевой и федеральной правовой базы. Экологические преступления, в частности преступления по ст. 255 «Нарушение правил охраны и использования недр», занимают особое место в системе регулирования добычи полезных ископаемых и недопущения ущерба при проектировании месторождений. На данном этапе низкое количество возбуждаемых уголовных дел по данной статье указывает на недостаточное внимание к данному вопросу и отсутствие ясности в квалифицирующих признаках преступного деяния.

Ключевые слова: уголовно-правовое регулирование, ущерб, недропользование, квалификация, разработка, месторождения, регламент.

VIOLATION OF RULES OF PROTECTION AND USE OF MINERAL RESOURCES: PROBLEMS OF QUALIFICATION

В современных условиях мы находимся на этапе, когда активизировалась разработка месторождений, формируется целый спектр новых исследований в сфере добычи ископаемых. Повсеместное истощение ресурсной базы требует формирования новых подходов к разработке и добыче полезных ископаемых. Правовое регулирование проблем недропользования выступает одним из приоритетных направлений в системе отраслевого развития.

Определим основные источниковые элементы правовой системы недропользования. Принципы государственного регулирования недропользования в Российской Федерации основаны на Законе РФ «О недрах» 1992 г. , который регулярно пополняется и транс-

формируется в соответствии с изменениями взаимоотношений между недропользователями, государством и обществом.

В системе уголовного права регулирование проблем недропользования осуществляется посредством ст. 255 УК РФ. На современном этапе существуют проблемы квалификации преступлений, попадающих под рассматриваемую юрисдикцию. Рассматривая статистику экологических преступлений в 2016 году мы наблюдаем положительную динамику, относительно 2015 года.

Рисунок 1. Динамика экологических преступлений в России (Рисунок 1)1

При этом анализируя структуру преступлений, мы видим, что ст. 255 представляет минимальную долю в общей массе экологических нарушений, менее 0,1%. Максимальный объем преступлений экологической направленности приходится на ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» — 53% и 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» — 43%.

Особое место занимает определение предмета преступления в данном вопросе. Статьей 255 УК РФ установлена уголовная ответственность не только за нарушение правил охраны недр, но и за нарушение порядка их использования. Под нарушением порядка использования недр следует понимать несоблюдение установленных правил добычи. Под использованием мы понимаем разработку в целях получения материальной выгоды. Основная цель использования недр -извлечение полезных ископаемых.

Рассмотрим принципы определения предметной стороны преступлений по ст. 255 УК РФ. В науке уголовного права предмет преступления является факультативным признаком, что предполагает отсутствие непосредственного предмета посягательства. . Существуют большие разногласия в юридической среде по поводу определения предметной стороны преступлений попадающих под ст. 255. По мнению В.П. Ревина, под предметом преступления следует понимать все содержимое недр (в том числе нефть, рудные ресурсы, уголь, драгоценные металлы и камни), т. е. ресурсы, добыча и использование которых требует специального разрешения . Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы, при этом жемчуг как продукт органического происхождения не входит в понятие «полезные ископаемые недр земли». Незаконная добыча жемчужных раковин (как речных, так и морских) при наличии достаточных признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК РФ. H.A. Лопашенко, являясь специалистом в этой области, поддерживает позицию, согласно которой предметом этого преступления выступают правила охраны и использования

8’2016

Пробелы в российском законодательстве

недр при размещении, планировании, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию ресурсодобывающих комплексов, которые не связаны с добычей полезных ископаемых . Представляется объективной позиция, согласно которой в качестве предмета преступления выступают ресурсы, которые могут быть извлечены и реализованы, при этом должен быть учтен признак восполнимости и нивелирования нанесенного ущерба.

Особую роль играет понимание ущерба в контексте рассматриваемого преступления. Согласно ст. 7 Закона участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Статья 11 Закона устанавливает регламенты разрешительной системы на проведение добычи полезных ископаемых. Ст. 255 УК РФ определяет ответственность за ущерб при проведении работ.

Самовольная добыча полезных ископаемых, по мнению большинства правоведов, входит в состав ст. 255 УК РФ. Э.Н. Жевлаков отмечает, что самовольная добыча полезных ископаемых входит в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ.

Если придерживаться позиции, что ст. 255 УК РФ применяется, только когда значительный ущерб причинен вне связи с добычей полезных ископаемых, то ст. 255 УК РФ теряет смысл, поскольку сложно представить ситуацию, при которой горнодобывающее предприятие нарушит в процессе эксплуатации правила использования недр, и это будет не связанно с добычей полезных ископаемых — ведь деятельность горнодобывающего предприятия как раз и направлена на добычу полезных ископаемых.

Статья 255 УК РФ содержит перечень видов деятельности, при осуществлении которых может быть причинен значительный ущерб: проектирование; размещение; строительство; ввод в эксплуатацию; эксплуатация горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых.

Ст. 255 УК РФ содержит следующую формулировку: «Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых» и относится только к подземным сооружениям. То есть значительный ущерб может быть причинен:

при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий;

при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Если безлицензионная (самовольная) добыча полезных ископаемых попадает под действие ст. 255 УК РФ, то возникает и другой, не менее трудный вопрос: охватывается ли понятием «значительный ущерб» стоимость незаконно добытых полезных ископаемых либо такой ущерб должен иметь место в сфере экологии?

Представление о том, что ст. 255 УК РФ находится в главе 26 УК РФ, а значит, значительный ущерб должен иметь место в сфере экологии, логичен, но не может повлиять на квалификацию этого преступления по нормам ст. 255 УК РФ. Проблема заключается в рассогласовании между местоположением уголовной нормы

в структуре Уголовного кодекса и охраняемыми ею общественными отношениями.

Ответственность за нарушение запрета, установленного в ст. 255 УК РФ, не связывается с причинением вреда исключительно окружающей среде или здоровью человека, поскольку Уголовный кодекс предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр в случае причинения значительного ущерба. Под значительным ущербом как признаком преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, должна пониматься стоимость незаконно добытого природного ресурса, поскольку на эту сумму уменьшается совокупное экономическое благо правообладателя недр — недропользователя (если они предоставлены) либо государства (если недра не предоставлены) как собственника недр в пределах государственной границы государства и его континентального шельфа

Не подвергается сомнению тот факт, что следует разграничить понятия «недра» и «полезные ресурсы». Полезные ресурсы являются сегментом недр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время имеется несколько проблемных направлений организации недропользования, требующих правовых решений со стороны государства и действий со стороны недропользователей. К проблемам следует отнести слабую экономическая заинтересованность недропользователей в организации и проведении геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Обеспечение воспроизводства минерально — сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации является первостепенной задачей в государственном регулировании использования недр.

В условиях активизации процессов разработки полезных ископаемых в нашей стране следует пересмотреть и оптимизировать нормы уголовно-правового регулирования в этой области. Согласно «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» здесь может и должен быть сформирован «резервный фонд месторождений, гарантирующий энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливо-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения» .

Для дальнейшего развития добывающего комплекса в нашей стране следует определить поэтапные нормы регулирования процессов разработки месторождений, которые должны войти в состав отраслевых стандартов и правовых регламентов. Условия добычи и факторы экологического ущерба должны стать критериями квалификационной оценки нарушений правил охраны и использования недр.

Список литературы:

1. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016)

4. Ревин В. П. Уголовное право России. Особенная часть. — М.: Юстицинформ, 2010. — 65 с.

5. Лопашенко Н. «Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр» // Российская юстиция. — 2002. — № 4. — С. 57.

Рецензия

на статью Селякова Николая Анатольевича, к.ю.н., доцента «Нарушение правил охраны и использования недр: проблемы квалификации»

Предметом исследования являются как уголовно -правовая норма, закреплённая в ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр», так и иное экологическое законодательство, определяющее объект и предмет преступного посягательства, связанного с нарушением правил охраны и использования недр. При проведении исследования автором использованы диалектический, статистический, сравнительно-правовой, логико — юридический методы и приемы систематического толкования уголовного закона.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической значимостью полученных результатов, так как неоднозначность квалификации ущерба от использования недр, с применением норм международного и российского законодательного регулирования, определили необходимость пересмотра и обновления отраслевой и федеральной правовой базы. Экологические преступления, в частности преступления по ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр» занимают особое место в системе регулирования добычи полезных ископаемых и недопущения ущерба при проектировании месторождений. На данном этапе низкое количество возбуждаемых уголовных дел по данной статье указывает на недостаточное внимание к данному вопросу и отсутствие ясности в квалифицирующих признаках преступного деяния.

Научная новизна данного исследования, состоит в том, что автор обосновывает ряд положений, связанных с предметом преступного посягательства, предусмотренного ст. 255 УК РФ и его влиянием на квалификацию данного преступления. С положительной стороны необходимо отметить, что автор при изложении материала продемонстрировал высокий уровень знаний в области уголовного права и экологии. Стиль изложения материала довольно прост, легко воспринимается. Структура работы логична, содержит все необходимые для данной работы элементы, выводы и предложения имеют научно-практическую направленность и научную новизну. Содержание статьи свидетельствует о достаточной масштабности и важности исследуемой проблемы. Заслуживает особого внимания такой вывод автора, что проблема заключается в рассогласовании между местоположением уголовной нормы в структуре Уголовного кодекса и охраняемыми ею общественными отношениями. Теоретическая значимость данной статьи заключается в том, что автором определяется концептуальный подход и делается вывод о том, что условия добычи полезных ископаемых и факторы экологического ущерба должны стать критериями квалификационной оценки нарушений правил охраны и использования недр.

Данная статья рекомендуется к опубликованию.

Рецензент

Доцент кафедры уголовного права и процесса Северного (Арктического) федерального университета, к.ю.н., доцент О.Н. Чупрова

Оформим скважину в СНТ — звоните 8 (495) 135-50-26

Что такое лицензия на недропользование?

Лицензия на недропользование (иными словами Лицензия на скважину) — это специальное государственное разрешение на пользование недрами. Лицензия на скважину для юридических лиц удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Такая лицензия выдается федеральным органом власти (Роснедра) или органом власти регионального уровня. Прочитав данную статью Вы поймете для чего нужна лицензия на недропользование, узнаете о её видах, стоимости и порядке получения, о правах и обязанностях владельца лицензии и многое другое.

Рекомендуем ознакомиться с каждым из трех видов лицензии подробнее на отдельных трех страницах: Лицензия на добычу подземных вод; Лицензия совмещенная на геологическое изучение и добычу подземных вод; Лицензия на геологическое изучение подземных вод.

Лицензия, выдаваемая на водозаборную скважину, должна содержать следующие сведения:

  • срок пользования недрами;
  • целевое назначение;
  • разведки и добычи подземных вод;
  • границы горного или геологического отвода (участка недр, на который выдается лицензия);
  • размер платежей (налоговых отчислений);
  • разрешенная величина водоотбора;
  • допустимое качество подземных вод;
  • допустимое понижение уровня подземных вод;
  • границы зон санитарной охраны;
  • требования к мониторингу и пр.

Почему нужно получать лицензию на скважину?

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах подземные воды, являются государственной собственностью, поэтому государство предоставляет их в пользование на основе лицензии на недропользование. Однако добытые из недр подземные воды по условиям лицензии могут находиться в частной и иных формах собственности.

Недра предоставляются в пользование для:

  • контроля за режимом подземных вод;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений подземных вод;
  • разведки и добычи подземных вод.

Разведка и добыча подземных вод могут осуществляться пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке.

В каких случаях нужно получать лицензию на скважину?

Вопрос о необходимости лицензии на недропользование применительно к подземным водам регулируется ФЗ «О недрах».

Лицензия не требуется, если:

  • планируется забирать воду из первого от поверхности водоносного горизонта при условии, что он не является источником централизованного водоснабжения и запасы по нему не числяться в государственном балансе;
  • водоотбор осуществляется с помощью колодцев, малодебитных скважин и каптажей родников в количестве до 100 кубических метров в сутки;
  • добыча воды осуществляется физическим лицом на собственном (или арендованном) земельном участке для удовлетворения личных нужд (без передачи воды третьим лицам);
  • добыча воды не связана с предпринимательской деятельностью.

Виды лицензий на скважину и сроки их действия:

Лицензия на геологическое изучение удостоверяет право на поиски и оценку месторождений подземных вод, но не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на добычу подземных вод. Лицензия предоставляется на срок до 5 лет. Обращаем внимание, что в некоторых случаях (после анализа нашими специалистами всей исходной документации и Ваших потребностей) возможно получение Совмещенной лицензии на геологическое изучение и добычу!

Лицензия на добычу подземных вод выдается только после получения положительного заключения государственной экспертизы по оценке запасов подземных вод, выполненной в период геологического изучения месторождения подземных вод. Лицензия предоставляется на срок до 25 лет. При условии соблюдений всех требований лицензии в течение срока ее действия, он может быть продлен, если эксплуатация водозаборного сооружения превышает 25 лет.

Кто может получить лицензию на скважину?

Согласно Закону «О недрах» получить лицензию на право пользование недрами могут субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Лицензия на скважину стоимость?

За выдачу лицензий на недропользование взимаются сборы и платежи, размер которых регламентируется Законом «О недрах». Они включают в себя единовременный сбор за оформление лицензии, регулярные платежи за право пользования недрами и разовые платежи, отдельно оговоренные в лицензии. За оформление лицензии на пользование недрами в 2020 году размер государственной пошлины составлят 7 500 рублей. Для подготовки документов необходима определенная квалификация. Наши специалисты за дополнительную плату готовы оказать Вам помощь в оформлении лицензии. В частности поможем сформировать и сдать пакет документов для оформления лицензии на скважину в Московской области. Более подробную информацию можно получить по .

Порядок получения лицензий для добычи подземных вод из скважины

Сначала необходимо получить лицензию на геологическое изучение месторождения подземных вод, в установленный срок выполнить оценку запасов подземных вод и провести ее государственную экспертизу. И только при наличии результатов государственной экспертизы подается заявка на получении лицензии на право добычи подземных вод.

С чего начать пользование недрами. Обязанности владельцев лицензий

Необходимо четко выполнять все условия пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами. Как правило, добыча подземных вод из скважин осуществляется в два этапа:

1 этап. Геологическое изучение

  • При необходимости проводятся дополнительные гидрогеологические исследования.
  • Разрабатывается проект геологического изучения и выполняется его экспертиза.
  • В государственный реестр вносятся работы по геологическому изучению.
  • При неободимости составляется проект на бурение скважины, проект зон санитарной охраны с согласованиями Роспотребнадзора.
  • Выполняется оценка запасов подземных вод, материалы которой проходят государственную экспертизу.
  • Отчетные материалы сдаются на хранение в фонды геологической информации.
  • Проекты и отчеты при необходимости проходят дополнительные согласования и экспертизы.

До окончания первого этапа эксплуатация скважины для добычи запрещается!

2 этап. Добыча

  • Составление проекта разработки месторождения подземных вод (проекта водозабора) и его согласование, утверждение.
  • Начало эксплуатации водозаборной скважины в полном соответствии с условиями лицензии и согласованным проектом.
  • Мониторинг подземных вод в процессе эксплуатации осуществляется в рамках разработанной программы мониторинга.
  • Наблюдения за качеством подземных вод осуществляются по разработанной и согласованной рабочей программе контроля качества питьевой воды.
  • Ликвидация скважин при необходимости осуществляется в обязательном порядке на основании разработанного проекта ликвидационного тампонажа.

Основные обязанности владельцев лицензий:

  • Соблюдать требования технических проектов водозаборов. Соблюдать все мероприятия, предписанные проектом.
  • Предоставлять данные мониторинга подземных вод в систему государственного мониторинга состояния недр.
  • Обеспечивать безопасное для работников и населения ведение работ.
  • Соблюдать стандарты по охране объектов окружающей среды.
  • Сохранять геологическую и иную информацию, полученную в ходе геологического изучения недр и эксплуатации скважин.

8.1. Понятие недр и полезных ископаемых
Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 «Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр» и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области», Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ «О порядке предоставления участков недр местного значения» и т.д.
Понятие недр и полезных ископаемых. В преамбуле Закона о недрах содержится следующее понятие недр. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Понятие недр шире понятия полезных ископаемых. В недрах могут быть трещины и пустоты естественного (пещеры) и искусственного происхождения (метро, другие подземные сооружения), могут содержаться полезные ископаемые и подземные воды. Правовое регулирование осуществляется в отношении всего государственного фонда недр, который представляет собой используемые участки из геометризованных блоков недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии с Законом о недрах (ст. 1.2) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся в государственной собственности. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недрами, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, наследования, дарения, залога, вклада или отчуждаться в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.
На основании ст. 2.1 Закона о недрах отдельные участки недр могут относиться к участкам недр федерального значения:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
3) те, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности и т.д.
Отнесение к участкам недр федерального значения необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые.
Полезные ископаемые — это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением.
Главным признаком полезных ископаемых является их полезность для человека в конкретный промежуток времени.
Различают разные классификации полезных ископаемых. Нам наиболее близка классификация, предложенная Б.В. Ерофеевым. В зависимости от того, используются ли месторождения полезных ископаемых в настоящий момент или нет, их подразделяют:
— на балансовые — это запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям;
— забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но некоторые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения <1>.
———————————
<1> Ерофеев Б.В. Экологическое право. С. 180.
По степени распространенности полезные ископаемые подразделяются:
— на общераспространенные;
— необщераспространенные.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся некоторые виды глины, гипса, известняка, песка и т.д. Каждый субъект Российской Федерации разрабатывает и утверждает совместно с Российской Федерацией свой перечень общераспространенных полезных ископаемых (утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ).
К необщераспространенным полезным ископаемым относят нефть, газ, медь, уран, уголь, платину, золото и прочие рудные и нерудные полезные ископаемые.
По агрегатному состоянию полезные ископаемые классифицируются:
— на твердые (руды, уголь, гранит и т.д.);
— жидкие (нефть, минеральные воды);
— газообразные (природные горючие и инертные газы).

Недра, категории недр

Понятие «недра» имеет несколько толкований. В географии и геологии под недрами понимают:

  • часть земной коры, которая расположена под почвенным покровом, или (при отсутствии почвы), ниже земной поверхности, дна водотоков и водоемов, доступных для геологического освоения и изучения;
  • часть земли, в состав которой входят полезные ископаемые верхних участков земной коры, где возможна их разработка, добыча и другая человеческая деятельность.

Замечание 1

Недра — это источник минеральных и полезных ископаемых, запасов подземных и минеральных вод. Недра сохраняют глубинное тепло, выступают пространственной основой для размещения разных сооружений и объектов, захоронения радиоактивных веществ и промышленных отходов. Понятие «недра» включает горные породы, вышедшие на поверхность, все полезные свойства, энергетические ресурсы, полости и др.

Нижняя граница недр определяется двумя позициями: ограничение техническими возможностями освоения и продолжительность до центра земного сфероида.

Все недра подразделяются на категории: используемые участки недр и неиспользуемые части недр. В скрытой форме существует деление по различным категориям: участки недр, включающие полезные ископаемые; недра, используемые не с целью добычи полезных ископаемых; участки недр, которые представляют социальный и научный интерес и др.

Полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Топливно-энергетические ресурсы

Определение 1

Полезные ископаемые – органические и минеральные образования земной коры, физические свойства и химический состав которых позволяют активно использовать их в качестве сырья или топлива в сфере материального производства.

Полезные ископаемые могут быть газообразные, жидкие, твердые.

В земной коре полезные ископаемые находятся в виде разного рода скоплений (штоков, жил, пластов, россыпей, гнезд и др.). Скопления ископаемых образуют месторождения, при больших скоплениях формируются районы, провинции, бассейны.

Добыче полезных ископаемых посвящена отдельная область науки и технологии – горное дело.

Полезные ископаемые обладают рядом общих признаков:

  • спутниками рудных месторождений являются минералы (для рудного золота – пирит и кварц, для алмазов – пироп, для платины – хромистый железняк и т.д.);
  • присутствие минералов обнаруживается в валунах, перенесенных обломках, находящихся на склонах, в руслах водотоков, в ложбинах и пр.;
  • прямое наличие в горных выработках, обнажениях, керне;
  • более высокий уровень содержания их элементов-индикаторов в минеральных источниках и в растительности.

Определение 2

Минеральные ресурсы – совокупность полезных ископаемых, обнаруженных в недрах земли отдельных регионов, стран и материков, океанического дна, пригодных и доступных для промышленного использования, а также количественно оцененных геологической разведкой и исследованиями.

Минеральные ресурсы – это не возобновляемые природные ресурсы. Минерально-сырьевая база – это подготовленная к освоению часть минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы могут рассматриваться с точки зрения горно-геологического аспекта, как совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах, где химические элементы и минералы находятся в высокой концентрации, обеспечивающей возможности их использования в промышленных целях, и с точки зрения экономического аспекта, как сырьевая база для развития важнейших отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, топливная промышленность, энергетика, строительство, химическая промышленность).

В недрах Земли минеральные ресурсы распределены неравномерно. Например, более 80% запасов угля развитых и развивающихся стран сосредоточено всего в пяти странах – США, Великобритания, Германия, Австралия и ЮАР, 87% марганцевых руд – в Австралии и ЮАР, 86% калийных солей – в Канаде.

Топливно-энергетические ресурсы представляют собой запасы топлива и энергии в окружающей среде, которые могут быть использованы в практической деятельности человека при производстве материальных благ. К топливно-энергетическим ресурсам относятся: каменный и бурый уголь, горючие газы, нефть, горючие сланцы, дрова, торф, энергия морских приливов, падающей воды рек, ветра, атомная и солнечная энергия. Вопросы добычи и использования разных видов энергии изучает энергетика.

Принципы классификации полезных ископаемых и топливно-энергетических ресурсов

Минеральные ресурсы по областям использования подразделяются на:

Нерудные полезные ископаемые, драгоценные камни, камнесамоцветное и горное сырье могут в совокупности рассматриваться как неметаллические (нерудные) полезные ископаемые.

Среди топливно-энергетических ресурсов выделяют первичные и вторичные ресурсы. Первичные энергетические ресурсы получают непосредственно из природных источников, после чего преобразуют их в другие виды энергии. Среди первичных ресурсов выделяют возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.

Вторичные энергетические ресурсы получают в виде побочных продуктов основного производства. Выделяют следующие группы: топливные (горючие) ресурсы – включают энергию технологических процессов термохимической и химической переработки сырья (твердые и жидкие топливные ресурсы, горючие газы, непригодные для дальнейших технологических процессов; тепловые ресурсы представляют собой тепло газов, отходящих при сжигании топлива, тепло воздуха или воды, которые использовали для охлаждения различных агрегатов и установок, а также тепловых отходов производства; ресурсы избыточного напора (давления) – это энергия жидкостей, газов, сыпучих материалов, которые с избыточным давлением покидают технологические агрегаты и которое нужно снижать перед следующим этапом их использования. Энергетические ресурсы преобразуются в механическую энергию.

Преступления в сфере использования земли и недр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *