Пропуски в школе без справки

У родителей могут быть разные причины оставить ребенка дома на день-другой — как из-за недомогания, например, легкого расстройства желудка, так и по семейным обстоятельствам. Накануне начала нового учебного года в редакцию «Доктора Питера» обратилась читательница Маргарита:

«В разных школах родителям озвучивают разную информацию по вопросу пропуска учащимися дня без справки. Одним говорят, нельзя ни дня без справки, другим — можно три или пять дней. Думаю, многим интересно, какая информация все же достоверна и основана на нормативных актах, — написала мама школьника.

Как ранее уже писал «Доктор Питер», этот учебный год будет особенным — в школах, как и в детсадах будут действовать усиленные противоэпидемические меры для защиты от коронавирусной инфекции. Однако на правилах допуска детей к занятиям в случае пропуска, как выяснилось, это не сказалось.

— В этом году ничего в этой части не менялось. Справка от врача нужна после болезни ребенка. Если родители попросили, чтобы по какой-то причине ребенок пропустил 1-2 дня занятий, то медицинская справка не требуется, — пояснили «Доктору Питеру» в пресс-службе городского комитета по образованию, уточнив, что общих нормативных требований по возможному количеству дней пропуска нет.

В петербургском управлении Роспотребнадзора эту информацию «Доктору Питеру» подтвердили, сославшись на то, что заболевших детей смогут выявлять с помощью так называемых «утренних фильтров».

— В случае отсутствия ребенка 1-2 дня по уважительной причине родителям не надо получать справку о его здоровье и предъявлять в школу или детский сад. Во всех учреждениях проходит утренний фильтр, где детишки с температурой или симптомами ОРВИ не будут допущены в детскую организацию, — сообщили в надзорном ведомстве.

Действительно, в законе «Об образовании в РФ» ничего не сказано про то, сколько пропусков допустимо в школе без справки. В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся», в частности, говорится, что образовательные организации должны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников и соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Иначе говоря, в каждой школе вопрос продолжительности пропуска занятий может, по сути, решаться по-своему, согласно внутренним правилам и уставу. Обычно в таких случаях от родителей просят заявление, в котором они указывают количество дней пропуска и причину, а также берут на себя ответственность за здоровье ребенка и усвоение учебного материала за эти дни.

Для дошкольников есть отдельные санитарные правила 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением главного санитарного врача РФ в 2013 году. В этом документе есть пункт 11.3, в котором сказано следующее: «После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Данная статья вызвана воспоминаниями о том, как учился я, и о том, что очень многих одногруппников вопрос какие есть уважительные причины пропуска занятий не интересовал совершенно. Надеюсь, что читателям моего блога хотя бы просто попадётся на глаза статья, возможно её и читать-то мало кто будет, но заголовок заставит задуматься, а можно ли прогуливать пары.

Вообще говоря, статья более актуальна для студентов 1-2 курса, дальше уже всем всё понятно. Но, судя по голосовалке, которая прилеплена слева, большинство посетителей данного сайта как раз являются представителями 1, 2 курса или школьниками, так что статья будет к месту. И да, для студентов 3 курса и старше могу дать один совет – не забывайте сходить хотя бы на первые занятия у каждого преподавателя, там Вам скажут, как часто будут отмечать, Вы сделаете выводы как часто стоит ходить. Но лучше ходить всегда.

Уважительные причины пропуска занятий

На самом деле, есть причины и мягче

Таких причин не так, чтобы много. Сейчас перечислю несколько, затем общий вывод, который подскажет Вам какая причина является уважительной, а какая нет. Но сначала хотелось бы подчеркнуть, что перегар, головная боль, вызванная неумеренным употреблением алкоголя накануне, к списку уважительных причин не относятся. Ладно, это было отступление, теперь короткий список «уважительные причины пропуска занятий»:

  1. Посещение поликлиники или больницы. Не думаю, что есть хоть один человек, который скажет, что его предмет пропускать нельзя, а болезни – это всё выдумка. Особенно если по человеку видно, что он лечился.
  2. Просто болезнь, для лечения которой не требуется ложиться в больницу. Такое часто бывает при эпидемии чего-либо в городе, например, гриппа, ОРВИ или ещё чего-то подобного. Могут даже поблагодарить, что коллектив не заражали, а отсиделись дома.
  3. Поход в военный комиссариат. Для девушек неактуально, для парней просто неприятно, но причина уважительная, особенно для преподавателей в солидном возрасте. Про взаимоотношения армии и ВУЗа читайте в статье по ссылке.

Вот и всё, что пришло в голову, но надеюсь суть понятна, уважительными являются причины, которые подтверждены справкой или повесткой. Поэтому, после того, как вылечились или сходили в военный комиссариат, не забывайте взять справку и откопировать её. Потом можете отдать оригинал в деканат, а к преподавателям подходить и смело говорить «Марья Сергеевна, я не прогуливал, я болел, у меня вот справка есть, вам с какой печатью – синей или чёрной?», при этом смотреть копии справок, которые Вы сделали, и дальше продолжать «так, с синими печатями закончились, держите с чёрной». Разумеется, шутка и так делать не нужно (мне просто серьёзность немного надоела уже), просто копии справок отдать преподавателям, чтобы они закрыли пропуски.

Если Вам лень сразу сделать копии, и Вы уверены, что достаточно сдать в деканат оригиналы документов, то ждите того, что ближе к сессии у преподавателей возникнут вопросы о Ваших пропусках. Для того, чтобы доказать, что Вы не злостный прогульщик придётся идти в деканат, там просить найти справку, справку в груде документов они будут искать долго. А Вы будете нервничать и думать, почему раньше копии не отдали преподавателям.

Можно ли прогуливать пары

Этот подпункт растянуть не получится, просто потому что это тот редкий случай, когда можно однозначно ответить. Итак, без уважительной причины пары прогуливать нельзя, как определить уважительная у Вас причина или нет, смотрите выше.

Чтобы немного добавить информации в подпункт «можно ли прогуливать пары» хочется рассказать немного о том, как я учился. У нас за первые 2 семестра список студентов сделали вдвое меньше, на третьем курсе пришли студенты из филиала, их из 12 оставили 3 человек, основная причина – прогулы. В итоге дипломы получили чуть больше четверти из набранных студентов.

Старайтесь хорошо учиться, для этого посещайте занятия, лишним точно не будет. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru

Пропуски школьных занятий неминуемы в жизни любого ученика. Эта истина проверена десятилетиями и утверждена психологами, которые, к слову, не считают прогулы большой проблемой. Однако абсолютно все эксперты, так или иначе связанные с педагогикой или психологией, сходятся во мнении, что очень важно понимать причины прогулов.

Знаете ли вы, что ежегодно школьники пропускают около 100000 уроков?

Причины прогулов

Столкнувшись с проблемой школьных прогулов, очень важно понять их причину

Распространённой ошибкой многих родителей является негодующие тезисы о том, что «это потерянное поколение, мы были другие» и т.д. Здесь, видимо, их ждёт разочарование: во все времена дети всегда одинаковы. Они одинаково чувствуют и переживают трудности, радости, которые их окружают. Поэтому, чтобы решить проблему прогулов в школе, следует разобраться в их природе. Итак, причин не явиться на уроки может быть много, но все они условно делятся на три категории:

  • Проблемы в учёбе;
  • Проблемы в семье;
  • Наличие «более важных» занятий.

Первая категория прогульщиков руководствуется несколькими мотивами. Среди самых распространённых могут быть сложные контрольные работы и, как следствие, боязнь получить низкую оценку; конфликты с учителями или одноклассниками, а значит, желание избегать контакта с ними; незаинтересованность в изучаемом материале. Последний мотив наиболее характерен для детей, опережающих в умственном развитии своих сверстников, так называемых детей-индиго.

Очень многие дети отказываются идти в школу из-за проблем в семье. Дело в том, что любые конфликты семейного характера, свидетелем которых является ребёнок, он переживает через призму своей вины в них. При этом даже в ситуациях, когда конфликт детей не касается совсем. И чем старше ребёнок, тем больше он винит во всём себя. Естественно, что при таких переживаниях совсем не до школьных занятий.

Наиболее часто наблюдается тенденция прогулов из-за «более важных» занятий. Однако следует понимать, что есть вполне безобидные причины, например, интересное кино в дневной сеанс или хорошая весенняя погода, а есть опасные: компания друзей, предлагающих выпить или покурить, пока родителей нет дома. Не менее вредны компьютерные клубы, так как формируют зависимость, которую с трудом удаётся побороть даже в зрелые годы.

Как бороться с пропусками школьных занятий?

Нужно обязательно понять причину, по которой ребёнок отказывается идти в школу

Для любого родителя, столкнувшегося с данной проблемой, важен вопрос, как бороться с прогулами. Прежде всего, нужно откровенно поговорить со своим ребёнком . Дело в том, что никто лучше мамы и папы не найдёт подход к прогульщику. А хороший открытый разговор ещё и укрепит эмоциональные связи в семье, что, безусловно, важно и для детей, и для взрослых. Гораздо хуже, если ребёнок врёт. Это значит, что ему есть что скрывать и, зачастую, проблема выходит за рамки семьи и требует привлечения психологов, а иногда и сотрудников правоохранительных органов.

Выяснив причины прогулов, нужно вместе попытаться найти решение проблемы. Однако при этом родителям не стоит забывать о компромиссе . Если ребёнку неинтересно на уроках, скучно, то, возможно, имеет смысл подобрать другую школу, с углублённым изучением определённых предметов или вовсе отдать предпочтение дистанционному обучению.

Если имеет место конфликт между учителем и ребёнком или внутри ученического коллектива, то лучше будет не отдавать всё на откуп прогульщику, а вмешаться самим. Но очень важно, чтобы ребёнок был в курсе ваших намерений и одобрил их . Это поможет избежать психологических травм и усугубления сложившейся ситуации.

Согласно исследованиям, которые были опубликованы в медицинском научном журнале Journal of Adolescent Health, прогулы школьных занятий влияют на распущенность старшеклассниц. Исследовав более 80 тысяч сделанных за 10 лет дневниковых записей 387 девушек, ученые сделали вывод, что в те дни, когда участницы исследования прогуливали уроки, они почти в три раза чаще (13,5% против 5,4% в обычные дни) вступали в интимные связи. При этом, отмечают исследователи, если старшеклассницы помимо прогулов получали и неудовлетворительные оценки, то у них повышался риск внеплановых беременностей, так как они не уделяли времени вопросам контрацепции. Однако у ученых пока нет четких выводов о реальных причинах этих статистических взаимосвязей.

В целом, итоги исследования американских ученых вряд ли значительно отличались бы от итогов подобного исследования в других странах мира. Например, в России школьник, прогуливающий занятия уже находится в группе риска. Такой ученик чаще всего попадает под влияние «сложных подростков» и его система ценностей и моральных принципов обычно сильно меняется не в лучшую сторону.

Интересно, что в СССР вообще исключилась проблематика прогулов из списка тем, заслуживающих специального рассмотрения. Тогда прогулы школьников ставились в один ряд с прогулами производственными, и, соответственно, бороться с ними надо было исключительно репрессивными (то есть основанными на административном воздействии, прямо или косвенно основанном на законе) мерами.

В постсоветское время в целом отношение к данной проблематике не изменилось. Правовое пространство в России пополнилась рядом законов и разработанных на их основе подзаконных норм, которые позволяют рассматривать детей, прогуливающих школы, как правонарушителей и, последовательно применяя к ним и их родителям меры административного воздействия, в конечном счете исключать таких детей из школы.

В случае исключения ученика школа, как коллектив педагогов, косвенно подтверждает свою неспособность осуществлять воспитательный процесс. Отчисление ученика из школы за прогулы возможно, если согласно Уставу школы прогулы являются грубыми нарушением устава. В уставах школ прогулы (а также систематическое опоздание на уроки) ставятся в один ряд с такими грубыми нарушениями, как «драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), воровство, порча имущества школы, учеников, работников и посетителей, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков…».

Вместе с тем современная педагогика подчеркивает, что упор на административные методы борьбы с детьми-прогульщиками является, со своей стороны элементом «психологического насилия над ребенком в образовательной среде», современные ученые-педагоги рассматривают эту проблему, прежде всего, как общий сбой процесса психологической адаптаций в школьной образовательной среде.

Но нужно признать, что ни один ребенок не рождается на свет ленивым, и причины прогулов зачастую лежат на родителях или школьном коллективе.

Между тем, административная борьба с прогульщиками ведется во всем мире. В США есть телефон горячей линии.

Там родителей прогульщиков могут привлечь к ответственности в виде штрафа и даже короткого заключения под стражу. В борьбе с прогулами участвует также и полиция. Полицейские часто проверяют детей и подростков, находящихся на улицах в учебное время.

В некоторых странах эта проблема считается очень значимой и к борьбе с ней прикладываются большие усилия. Так, например, в Малайзии создано специальное подразделение для борьбы с прогулами. А в Ирландии с этой проблемой борются с применением СМС оповещения родителей.

В России же борьба с прогулами ведется более жесткими методами. Выше мы уже упоминали, что школьников ждет отчисление. Но кроме этого за прогулы ребенок может быть поставлен на учет в детскую комнату полиции. Такие методы воздействия часто практикуют «элитные» школы, администрация которых таким образом воздействует на родителей подростка, чтобы они самостоятельно забрали ребенка из школы. Мотивы подобных репрессий вполне просты — реноме школы может пострадать от ученика, который либо ввяжется в уголовную кампанию, либо из-за своих прогулов просто не сможет усвоить учебную программу, что скажется на статистике самого образовательного учреждения.

Так что прогуливать школу в России редколлегия «сайт» никому не рекомендует.

Хотя в нашей стране и есть общие правила, устанавливающие надлежащие отношение школьных администраций к прогулам учеников, тем не менее, очень многое зависит от того, какую политику ведет учебное заведение.

Прогулы в школе — это, как известно, не очень перспективный вариант для учащегося. Между тем последствия многочисленных прогулов носят далеко не всегда какой-то фатальный характер. Зачастую прогулы в той или иной степени прощаются нерадивому школьнику, и он спокойно продолжает следовать своим привычкам и обучается дальше на общих основаниях. Наказание же носит в основном моральный характер: отношение к прогульщикам традиционно не самое уважительное, их публично ругают при всем классе, вызывают к директору и т.д.

Однако с недавнего времени в официальном порядке были, наконец, выработаны единые механизмы, предусматривающие и устанавливающие четкие санкции для учащихся школ. В частности, были зафиксированы основания для исключения школьников из учебного заведения. При этом прогулы стали одним из центральных оснований для этого. Собственно, годами основной проблемой в школе остаются именно они.

Стоит сказать, что сейчас пропуски в школе рассматриваются с официальных позиций следующим образом. Три дня любой учащийся один раз в месяц может пропустить безо всяких причин и их объяснения. Это, таким образом, возможность отсутствовать по тем самым «семейным обстоятельствам». Отсутствие в школе сверх трех дней подряд требует наличия какого-то документа для обоснования.

Медицинские причины пропусков школы всегда покрываются с помощью той или иной медсправки о здоровье ребенка. В частности, это медсправка о временной нетрудоспособности (медсправка формы 095/у — самая распространенная современная медсправка для школы), медсправка о стационарном лечении (форма 027/у), медсправка о санаторном лечении и т.д. При этом медсправка о временной нетрудоспособности, медсправка формы 095/у дает минимальный срок лечения — до десяти дней. Максимальный срок предусматривают медсправки о здоровье, выданные врачебной комиссией (КЭК — она же бывшая ВКК).

Если пропуски школьника не обосновываются официальными документами и составляют более половины общего количества учебных часов, то это является реальным поводом для отчисления учащегося. Также в части пропусков отчисление предполагается за неуважительные пропуски более тридцати дней подряд, за неаттестацию из-за низкой посещаемости школьника по трем и более учебным дисциплинам, а также за два и более дисциплинарных взыскания в школе подряд.

Взысканиями считаются применяемые в адрес школьника меры, являющиеся следствием нарушения им Устава образовательного учреждения и действующего в нем внутреннего распорядка. Взыскания предусмотрены, например, за следующие поступки ученика: порча имущества учебного заведения, агрессивное поведение и публичные оскорбления окружающих, нарушение школьной дисциплины, опоздания и прогулы, нарушение правил техники безопасности, распространение вредной и опасной информации, табакокурение, прием алкоголя и наркотиков на территории учебного заведения и т.д. За разные поступки предполагаются взыскания различных форм, причем многое зависит также от того, какова степень проступка, насколько часто данный учащийся нарушает существующие правила и т.д.

В некоторых случаях за проступок ученик может быть сразу отчислен, в других случаях дело ограничивается предупреждением или выговором. В любом случае, о произошедшем должны быть уведомлены родители или иные официальные представители школьника и, конечно, он сам должен быть ознакомлен с мерой и обоснованием применяемого по отношению к нему взыскания.

Последствия взыскания могут быть полностью аннулированы учеником уже через год — при отсутствии каких-то иных нарушений с его стороны. Важно также, что проступки и нарушения, совершенные школьниками, а также следующая за ними реакция со стороны администрации учебного заведения никак не должны сказываться на учебном процессе и на отношении к ребенку как учащемуся при оценке его знаний.

Кстати сказать, отчисление из-за низкой успеваемости по новым правилам фактически невозможно, поскольку любая отметка школьника признается положительной. Следовательно, для констатации полной неуспеваемости ученик должен систематически получать «нули», а их получить крайне сложно, поскольку хоть какие-то самые поверхностные знания у каждого ученика все равно есть.

Между тем при полном отказе от отчисления по слабой успеваемости более строгими стали требования к переводу школьников на следующий год обучения. Таким образом, предусматривается, что те, кого ранее могли бы отчислить за отсутствие знаний, в настоящее время рискуют, в первую очередь, остаться на второй год в том же классе.

Наконец, нельзя не сказать и про такое основание для исключения учащегося из школы, как перевод. Ученик может просто-напросто перейти в другое учебное заведение. Причем причинами могут служить самые разнообразные обстоятельства, которые родители учащегося в принципе вправе вообще не озвучивать, забирая документы в школьной администрации.

Возвращаясь к прогулам, обратим внимание на относительность данного понятия и существование известных различий в отношении к нему в тех или иных учебных заведениях. Зачастую именно это служит поводом для перевода ребенка в другую школу — возможно, там к пропускам относятся более лояльно, проявляя больший уровень демократичности подходов к рассмотрению причин отсутствия детей на уроках.

Никто из школьников не может быть застрахован от болезней, которые могут помешать обычному учебному процессу. Законом предусмотрены ситуации, при которых можно изменить образовательный процесс из-за медицинских показателей.

В случае пропуска учебного дня, школьник обязан предоставить документ, подтверждающий уважительную причину неявки в школу. Обычно, до трех дней пропуска, подтверждается заявлением от родителей, на имя классного руководителя или директора школы. В таком случае, родители несут ответственность за прохождение программного материала в пропущенные дни.

В случае, когда пропуск длится более трех дней, необходима медицинская справка от лечащего врача. Чаще всего, школьнику или студенту выдается справка 095/у (о временной нетрудоспособности). Эта справка подтверждает диагноз врача, дает право на лечение в течение 10 дней и не дает права на выплату больничного пособия и материальной помощи. Для более длительного лечения, понадобятся другие медицинские справки.

Максимально допустимый срок отсутствия школьника на занятиях по медицинской причине – год. Но право не посещать школу в течение целого года, может быть дано только в случае самых серьезных заболеваний, официально подтвержденных врачебной комиссией.

Действующие школьные правила гласят, что ученик, пропустивший две трети учебной четверти или семестра по болезни или другой причине, не может быть аттестован. А если он не освоил годовую учебную программу на две трети, то не может быть переведен в следующий класс.

В некоторых случаях, полного освобождения от учебы не происходит:

  • Ребенка переводят на домашнее обучение. Он может осваивать учебные материалы с помощью школьных учителей, которые приходят на дом к школьнику. Процесс обучение ведется бесплатно, по заявлению от родителей директору школы и соответствующих справок по медицинским показателям, инвалидности, и так далее.
  • Школьник учится по системе экстерната. Осваивает учебный материал самостоятельно, с помощью учебных пособий, интернета или репетиторов. В таком случае, контроль за образованием проводится с помощью учителей и руководителей школы. Ребенок сдает тесты, самостоятельные и контрольные работы, экзамены.
  • В самых серьезных случаях, ребенка направляют на обучение в специальную школу для детей с ограниченными возможностями. В подобных школах, образовательную программу подстраивают под детей, она бывает более щадящей и гибкой, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Учителя и администрация школы, обычно с пониманием относится к пропускам по уважительной причине – болезни, переездам, семейным ситуациям, от которых никто не может быть застрахован. Но последствия от длительного отсутствия в школе, могут быть разными.

Один ребенок после болезни, полностью выздоровевший, без особых затруднений догонит одноклассников, и с легкостью будет участвовать в школьной жизни. Другой — не полностью восстановивший здоровье, может столкнуться с серьезными трудностями в учебе, насмешкам одноклассников. Тогда, родителям стоит подумать об альтернативном обучении в спецшколе, где никто не будет считать его больным или ущербным.

Вывод

Частые болезни школьников, особенно в период обострения простудных заболеваний – нормальное явление в школе, к которому привыкли и дети, и родители, и школьные педагоги. Конечно, если такое явление идет в разумных пределах. Слишком частое или долгое отсутствие учащегося в школе, серьезно повлияет на общее качество обучения.

Длительное отсутствие ребенка на занятиях – создаст угрозу, что ученик отстанет от одноклассников, не усвоит школьную программу и может быть оставлен на второй год.

В первый раз суд может назначить предупреждение или штраф в размере от 850 до 1700 грн. Если ситуация повторится, то родителям грозит более серьезный штраф – до 5100 гривен, без учета судебного сбора.

Родители школьников могут заплатить серьезный штраф за систематические пропуски школьных занятий своих детей. Об этом идет речь в постановлении Кабинета министров № 684, сообщает РБК-Украина.

В документе сказано, что при отсутствии учеников, которые не достигли совершеннолетия, на учебных занятиях в течение 10 рабочих дней подряд по неизвестным причинам или без уважительных причин, учебное заведение безотлагательно обязано предоставить информацию службе по делам детей, а те (по необходимости) – уведомить полицию.

Уточняется, что уважительной причиной отсутствия ребенка в школе является болезнь, отдых с родителями или другие семейные обстоятельства. Один из родителей обязан уведомить школьное учреждение о том, что ребенок будет отсутствовать, и предоставить письменное заявление.

Если ребенок не посещал уроки по причине болезни и обращался к врачу, то доказательством уважительной причины может стать медицинская справка. Если же таковой нет, то требуется заявление от отца или матери о том, что в соответствующий период ребенок находился дома под их наблюдением.

Если ребенок систематически пропускает занятия без уважительной причины, а учебное заведение не имеет информации о том, где он находится, то по закону родителей можно привлечь к административной ответственности.

Такие дела рассматривают на заседаниях суда. В первый раз суд может назначить предупреждение или штраф в размере от 850 до 1700 грн.

Если ситуация повторится, то родителям грозит более серьезный штраф – в размере от 1700 до 5100 грн, без учета судебного сбора.

Накануне сообщалось, что Верховная Рада лишила нардепов выплат за прогулы. Нардепы будут лишаться выплат, связанных с выполнением депутатских полномочий, в случае пропуска больше трети заседаний Рады или половины заседаний комитета.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Пропуски в школе без справки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *