Лоббирование и лоббизм

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.130.5:342.537:328.184

Д. А. Макаров, К. А. Тарасевич*

Особенности лоббизма как способа выявления и продвижения социальных запросов в органах государственной власти

В статье исследуются проблемы продвижения различных социальных групп в органах государственной власти. Изучаются особенности законодательного закрепления лоббизма в зарубежных странах и позиция российского законодателя по данному вопросу, закреплённая в нормах российского права. Рассматриваются различные формы и способы лоббирования интересов бизнеса, политических групп, профсоюзов и др.

Ключевые слова: власть, государство, гражданский служащий, депутат, закон, интересы, конгресс, личная заинтересованность, лоббизм, лоббист, монополия, правительство, предприниматель, третье лицо, чиновник.

«Лоббизм» является неоднозначной в правовом значении категорией. С одной стороны, он традиционно рассматривается как способ неявного воздействия на власть для достижения определённых целей, с выгодой для лиц, ответственных за принятие определённого решения. Скрытость совершаемых действий и конкретная личная заинтересованность, а не общее благо для граждан, общества и государства, в принятии решения являются явными негативными сторонами данного явления. Но, с другой стороны,

* © Макаров Д. А., Тарасевич К. А., 2015

органы и должностные лица государственной и муниципальной власти обязаны осуществлять свою деятельность именно в интересах общества, граждан и организаций. Чиновник или депутат принимают решение не в своих интересах, а в интересах граждан в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Институт лоббизма позволяет своеобразным образом выявлять общественные потребности, мнение людей и организаций по различным вопросам общественной жизни. Он позволяет осуществлять определённый контроль над функционированием публичной власти. Становится понятным, в чьем интересе принято то или иное решение, даже при наличии личной заинтересованности должностного лица. В данном случае корысть сочетается с отстаиванием интересов различных социальных групп — предпринимателей, военно-промышленного комплекса, потребителей, производителей сельхоз продукции, профсоюзного движения и т. п.

«Лобби», «лоббизм» (от англ. lobby) — в современной политической науке обозначение для продвижения интересов частных лиц, организаций и государств при принятии решений органами и должностными лицами. Термин «лоббизм» приобрёл в настоящее время негативный оттенок своего значения. Лоббизм как представительство и продвижение интересов определённого лица перед властными структурами тесно связан с иными юридическими категориями — отношения доверителя и поверенного перед третьими лицами, агентирование, концессия и др. В той связи необходимо определиться в используемой терминологии. Лоббизм традиционно обозначает сугубо кулуарное решение определённых вопросов без их отрытого обсуждения. Тайность личной заинтересованности должностного лица в принятии решения в подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, является составом правонарушения,

Данное определение является наиболее общим, поскольку существуют страны, например США, в которых лоббизм является неотъемлемой частью законодательного процесса. Но в любом случае лоббист, организация, зарегистрированная в указанном правовом статусе, только сообщают о том, что определённые лица заявили о финансовой поддержке в продвижении определённых интересов. Члены конгресса не обязаны голосовать определённым образом. Но они своим голосованием реализуют кулуарно достигнутые договорённости. Они открыто получают денежные средства, но в тексте принятого закона, достигнутого соглашения или принятого решения не указано, что оно отражает волю лиц, чьи интересы обозначил лоббист. Документ принимается в интересах всего общества и

государства. Лоббирование интересов, даже если оно соответствует закону и является явным, документально не отражается в принятом тексте нормативного содержания или акта применения права.

Депутат, действующий в интересах своих избирателей и по их наказам, может в соответствии с буквальным толкованием термина «лоббизм» рассматриваться в качестве лоббиста их интересов. Равным образом президент, продвигающий на международном рынке товары, произведённые в его стране, может рассматриваться как лоббист национального бизнессообщества. Но на практике указанные лица действуют строго в соответствии с предписаниями закона. У них отсутствует личная материальная заинтересованность в совершении указанных действий. Равным образом судья, выносящий правосудное решение в соответствии с требованием закона в интересах истца или ответчика, не является их лоббистом. Но при наличии указанной личной материальной заинтересованности он превращается в лоббиста определённых интересов. Таким образом, не всякое продвижение интересов в органах государственной власти должно рассматриваться как лоббизм. Лоббизм всегда предполагает личную заинтересованность (в любой возможной форме) чиновника, судьи или депутата в принятии решения, а также посредника — лоббиста1.

Получение взятки должностным лицом за принятие определённого решения не превращает данное лицо в лоббиста. Лоббизм предполагает участие трёх субъектов. Но получение материальной заинтересованности в случае представления определённых интересов доверителя перед третьим лицом и оказание влияния на это третье лицо превращает его в лоббиста. Указанное третье лицо должно выступать в рамках предоставленных законом полномочий формально в защиту интересов гражданина, общества и государства. В этой связи выступает вполне логичным негативное отношение законодателей во многих странах современного мира к указанной ситуации. Интересы доверителя вполне могут быть противоправными. Противоправными выступают интересы представителя государства, который имеет личную заинтересованность в принятии определённого решения1 2.

Структура лоббизма включает несколько элементов. Носителями интересов — доверителями, как правило, выступают крупные компании, монополии. Большое значение принадлежит общественным организациям, объединяющим интересы значительных слоёв общества, например проф-

1 Антон Дорогое. Бизнес и власть: лоббисты спешат на помощь // Деловой Петербург. — № 96 (3154). 07.06.2010. С. 45-53.

2 ЛюбимовА.П. История лоббизма в России. М.: Либеральная миссия, 2005. С. 64.

союзы. Объектами лоббирования являются государственные и муниципальные чиновники, судьи, депутаты представительных органов и т. п. Субъектом лоббирования являются лоббисты. В США существует значительная группа компаний прямо зарегистрированных для осуществления деятельности в сфере лоббирования. В странах, где подобная деятельность прямо не является законной в области лоббирования, работают специальные экспертные организации, в РФ значительными функциями лоббистской организации обладает Российский союз промышленников и предпринимателей и др. Но лоббистами могут выступать и сами депутаты или чиновники, например внесение депутатом законопроектов, выгодных тем или иным финансово-промышленным группам. Трудно сказать, в какой мере является лоббистом губернатор, продвигающий на общегосударственном уровне интересы организаций, осуществляющих деятельность на управляемой им территории. Для того, чтобы избежать риска привлечения к мерам юридической ответственности целью его деятельности в конечном итоге должно быть общее благо граждан и государства, а не личная выгода.

Предметом лоббирования являются определённые интересы, которые могут быть как законными, так и незаконными. Предмет лоббирования составляют ресурсы — материальные или социальные; решение спорной ситуации, проблемы; доминирующее положение на рынке; достижение определённого правового статуса и т. п.3

Механизм лоббирования включает совокупность способов и методов продвижения интересов. В соответствии с действующим во многих странах законодательством оказание давления может заключаться в подкупе или предоставлении иной имущественной выгоды, шантаже, угрозах и т. п. Имеет место работа в комитетах парламента, формирование благоприятного или наоборот негативного отношения к способу решения определённой проблемы, завязывание личных доверительных отношений, проведение митингов и шествий и многое другое. Часто противоправность реализации механизма лоббирования заключается не в самом наборе используемых способов воздействия, а в достижении противоправных или социально негативных целей.

Политическое, т. е. указывающее на причастность к принятию политических решений, значение термина «лоббизм» приобрело в начале XIX в. Оно было зафиксировано в протоколах конгресса США X созыва. В 1864 г., понятие «лоббирование» стало обозначать покупку голосов кон-

3 ЛюбимовА.П. История лоббизма в России. М.: Либеральная миссия, 2005. С. 72.

грессменов за деньги. Подобная практика неизменно осуждалась избирателями, и термин «лобби» приобрел исключительно негативный смысл. Речь идёт о самой обычной коррупции. Под «лоббизмом» понимается система представительств крупных компаний при законодательных органах, которые оказывают в интересах этих организаций воздействие, как правило, шантаж и подкуп, на депутатов и чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов. Законы обычно относятся к области налогообложения и лицензирования отдельных видов деятельности и размещения заказов для приобретения товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Представительство осуществляют специальные лица, действующие незаконно и неофициально, и фирмы, в свою очередь, действующие законно и официально. Сотрудников подобных организаций в англосаксонских странах называют агентами.

Американское законодательство предъявляет следующие требования к лоббистским организациям. Любое лицо, которое занимается за вознаграждение или по иным мотивам деятельностью, имеющей целью воздействовать на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта, должно перед тем, как оно приступит к каким-либо действиям по осуществлению указанной цели, зарегистрироваться у клерка палаты представителей и секретаря Сената и представить под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица, имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает, сроки найма, сумма вознаграждения, сумма и цели выделенных на расходы средств. Лицо, зарегистрированное таким образом, в период между 1 и 10 днями каждого квартала календарного года представляет, если деятельность его продолжается, клерку и секретарю под присягой подробный отчет, в котором приводятся: все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале, и лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименования каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно согласно договору о найме должно препятствовать либо оказывать поддержку.

Указанные положения не применяются к тем лицам, которые выступают, отражая собственную позицию, перед комитетами Конгресса в поддержку или против соответствующего законодательного акта, и к тем должностным лицам, которые выступают официально, а также к тем газе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

там или иным периодическим изданиям (включая владельцев, издателей или работников газет либо периодических изданий), которые в процессе обычной издательской деятельности публикуют информацию, редакционные статьи, комментарии, платные объявления, призывающие непосредственно или косвенно к принятию либо отклонению соответствующего законодательного акта, если только такая газета, периодическое издание или лицо не предпримет каких-либо дальнейших или иных действий в поддержку либо против соответствующего законодательного акта, помимо выступлений перед комитетами Конгресса. Вся информация, которая представлена в соответствии с положениями данного параграфа клерку палаты представителей и секретарю Сената, обобщается ими по истечении каждого квартала календарного года как можно в более ранние сроки и публикуется в «Конгрешнл рекорд»4.

Действие указанных правил распространяется на любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта; воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта»5. Лоббизм может существовать только в рамках работы конгресса.

Вполне логичным стало закрепление статуса «иностранный агент» за некоммерческими общественными организациями, находящимися на финансировании зарубежных государств и организаций. Действующее российское законодательство фактически подходит к лоббизму как достаточно широкому понятию. Лоббизм как таковой в законодательстве не определяется, но продвижение интересов в органах государственной власти с использованием различных методов, а не только финансов, как это имеет место в англосаксонских странах, оценивается в негативном аспекте. Лоббизм присутствует в нашей стране, как и в любом другом государстве и законодатель прямо или косвенно запрещает некоторые его проявления.

Лоббизм интересов в иностранном государстве получил название в США «мягкая власть» С помощью общественных организаций западные державы продвигают свои интересы в РФ. Деятельность подобных органи-

4 § 267. Закона о регулировании лоббизма 1946 г. // Свод законов США. Тит. 2, гл. 8а.

5 § 266. Закона о регулировании лоббизма 1946 г. // Свод законов США — Тит. 2, гл. 8а.

заций ограничена. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ6.

Запрещается лоббистская деятельность в области рекламы. В рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления, либо их должностными лицами7.

Лоббизм прямо запрещён нормами законодательства о государственной гражданской службе. Государственный гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфлик-та8. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его

6 П. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» 12.01.1996 № 7 — ФЗ (ред. 24.11.2014) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

7 П. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. от 06.08.2014) // СЗ РФ. 20.03.2006. № 12. Ст. 1232.

8 Ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

должностные обязанности и др.9 Осуществление лоббистской деятельности в РФ часто попадает под действие норм УК РФ: дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств и др.

Список литературы

1. О рекламе: федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с изм. от 06.08.2014) // СЗ РФ. — 20.03.2006. — № 12. — Ст. 1232.

2. О государственной гражданской службе РФ: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ. — 02.08.2004. — № 31. — Ст. 3215.

3. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7 — ФЗ (ред. 24.11.2014) // СЗ РФ. — 15.01.1996. — № 3. — Ст. 145.

4. Закон о регулировании лоббизма 1946 г. // Свод законов США. — Тит. 2.

Гл. 8а.

5. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. — М.: Теис, 2004. — 312 с.

6. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: Рус. панорама, 2006. — 680 с.

7. Любимов А.П. История лоббизма в России. — М.: Либеральная миссия, 2005. — 121 с.

8. Антон Дорогов. Бизнес и власть: лоббисты спешат на помощь // Деловой Петербург. — № 96 (3154). — 07.06.2010. — С. 45-53.



Лоббизм играет огромную роль в общественной и политической жизни страны, с его помощью можно донести до правительства интересы общества, различных групп, влиять на принятие решений в законодательном аппарате и так далее. Но все ли так прозрачно и просто? В этой статье рассматривается явление лоббизма и его проявлений с различных сторон.

Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, коррупция, закон, правительство, влияние, интересы общества, частные интересы, политика, демократия, власть, народовластие.

Тема лоббизма с каждым годом набирает все новые обороты. Она привлекает внимание законодательных и исполнительных органов власти и является предметом обсуждения и исследования многих общественных организаций и ученых. В современных исследованиях отсутствует единое определение понятия «лоббизм”, различные ученые-политологи рассматривают его по-разному и каждый отстаивает свою точку зрения. Большинство же людей, не имеющих отношения к политике, не представляют себе сущность лоббизма и его влияние на политическую деятельность. Зачастую лоббизм и коррупция связаны между собой и для того, чтобы выявить взаимосвязь, нужно иметь четкое представление о том, что такое лоббизм.

От грамотного руководства и эффективности решений, которые принимаются на разных уровнях, зависят темпы развития и благосостояния общества. И, таким образом, формируются различные добровольные объединения граждан — группы интересов, которые стремятся донести свои требования и пожелания до правящих структур. Самой распространённой формой воздействия таких объединений на органы власти и является лоббирование. В наши дни лоббирование стало неотъемлемой составной частью политической жизни практически во всех странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим режимом.

Самое распространенное определение лоббизма можно описать как систему приемов и целенаправленное воздействие определенных социальных сил на властные структуры, а именно на законодательные и исполнительные, в целях удовлетворения своих интересов. В системе лоббизма преследуются самые разнообразные цели и интересы: политические, экономические, правовые, социальные и многие другие. Но из всех этих целей преобладают, бесспорно, экономические. В политике понятие «лоббизм» имеет негативный характер, поэтому раньше его старались всевозможными способами исключить из обихода, заменяя его такими понятиями как «группы интересов» или «группы давления».

Различают прямой, косвенный и внутренний лоббизм. Прямой лоббизм — это непосредственное воздействие на представителей соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, удовлетворяющего конкретные интересы. Косвенный лоббизм — организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят за пределами государственных органов, часто без указания конкретного адресата. Например, путем формирования общественного мнения с помощью средств массовой информации, массовых акций или даже судебных процессов. Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри какого-либо органа с целью добиться принятия определенного решения различными путями .

Для лоббизма характерно то, что всегда есть субъект и объект давления. В отдельных случаях может быть еще и посредник. Лоббистами могут быть физические и юридические лица. Для расширения понятия субъект можно причислить к лоббистам союзы, организации, адвокатские и консультационные конторы, специальные агентства. Обязательно имеется инструмент давления и предмет лоббирования — то, ради чего производится давление. В его роли могут выступать ресурсы (финансы, территория), какие-либо проблемы, требующие решения, а также позиция, когда субъекты лоббирования пытаются получить определенный статус, исключительное положение (монополию и др.).

Считается что традиция лоббизма как политического явления происходит со времени правительства президента Соединенных Штатов Улисса Симпсона Гранта (1869–1877 гг.). По вечерам он со своими коллегами, среди которых были сенаторы и министры, регулярно отдыхали после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там они встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (порой не бескорыстно) выполнить их .

В современных цивилизованных формах лоббизм является широко используемой и легальной формой влияния различных общественных объединений на аппарат государственной власти, причем влияния снизу. Основная цель такого демократического лоббирования — добиться того, чтобы государственная власть учитывала в законодательных и иных правовых актах особые интересы разных групп общественности, которые не противоречат интересам общества в целом. Лоббизм как политическое явление базируется на праве каждого гражданина демократичного общества направлять петиции (обращения) должностным лицам и органам государственной власти, которое зафиксировано в конституциях всех демократических стран мира.

Итак, лоббизм как общественно-политическое явление зародился в странах Запада. Самым ранним установленным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски . В Россию же он попал после развала Советского Союза и сейчас активно внедряется во все сферы политического управления.

С каждым годом лоббизм становится все более распространенным и его даже можно подразделить по таким видам, как гражданский, политический, профессиональный, иностранный и региональный. И это показывает, насколько явление лоббизма значимо, ведь оно охватывает все сферы общественно-политической жизни.

Если постараться провести параллель между лоббизмом и осуществлением народом своей власти через представителей им же избранных, можно сделать следующий вывод. Когда народный представитель в органах государственной власти принимает решение относительно заявленного гражданами вопроса, и этот вопрос изменяет обстоятельства в категориях «лучше или хуже», то в случае с лоббированием присутствует категория «другое». Несомненно, позиция одной группы интересов может задевать интересы другой, что выражается скорее в негативном ключе для последней, но при этом такие последствия являются субъективными, а не объективными.

На наш взгляд, можно с полной уверенностью утверждать, что лоббизм — это неотъемлемый признак демократии. А демократия является атрибутом современного прогрессивного общества, поэтому бороться с лоббизмом, значит бороться с демократией. Лоббирование позволяет различным структурам не только принимать активное участие в политическом процессе, но и воздействовать на него.

Как итог, можно утверждать, что лоббизм и демократия всегда идут рядом. Конечно, есть и исключения из этого правила. Но они не настольно многочисленны, если не принимать во внимание коррупцию. Поэтому, чтобы лоббизм приносил пользу для государственного управления, его необходимо грамотно оформить законодательно, тогда будет расти демократия и сдерживаться коррупция.

Думается, что со временем лоббизм прочно интегрируется в политическую среду государства и общества. Пусть нормативная база и отсутствует, лоббизм ежедневно применяется в Российской Федерации.

Но одной из наиболее трудноразрешимых проблем, связанных с внедрением лоббизма в России, является преодоление огромного недоверия в обществе к лоббистской деятельности. Это связано не только с ее непрозрачностью, но и с тем, что российский лоббизм на данный момент представляют в основном те группы интересов, которые не пользуются доверием у общества, продвигаются интересы экономические (банки, страховые организации, огромные корпорации). Лоббизм в России еще не воспринял нормы и ценности цивилизованного лоббизма и не стал общественно признанным социальным институтом.

Поэтому мы считаем, что внедрение цивилизованного лоббизма в полном объеме в нашу страну возможно только с перестройкой сознания населения, с реформой законодательства и с качественными изменениями всей системы взаимодействий власти и общества.

В современной России существуют определенные закономерности в области лоббизма. Например, основными потребителями лоббистской деятельности являются крупные олигархические и монопольные структуры, которые хотят получить выгодные государственные решения лично для себя. В России группы интересов формально не организованы и, как правило, представляют собой просто разнородные группы людей с едиными интересами. Лоббистская деятельность не носит специализированный характер, осуществляется непосредственными субъектами лоббирования, но в последнее время растет число организаций, предлагающих лобби-услуги, которые специализируются в этой области. Кроме того, помимо общепризнанных субъектов лоббизма, в России действуют и такие особые объединения лоббистской деятельности, которые включают в себя представителей органов власти различных уровней. Проблема таких объединений в том, что они могут стать объектом лоббирования со стороны других групп интересов.

Анализируя современный лоббизм в Российской Федерации, можно сделать вывод, что он как социальный институт общества находится еще в стадии становления. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лоббистских групп. В лоббизме отмечается активное влияние криминальных и полукриминальных интересов, что приводит, в том числе, к применению противозаконных методов в лоббистской деятельности (подкуп, шантаж и т. п.), к искажению цивилизованных норм лоббирования.

Нами было проанализировано явление лоббизма с различных сторон, что позволило выявить его плюсы и минусы для рассмотрения необходимости в его дальнейшем развитии в конституционных нормах и правовом регулировании данного института.

К «плюсам» лоббизма можно отнести следующее. Прежде всего, он может усиливать позиции законодательной власти, поскольку предает им большую динамику и гибкость, влияя на управленческие решения. Далее, лоббизм становится инструментом, который мобилизует общественную поддержку или оппозицию какому-либо законопроекту, а учитывая то, что в условиях динамически развивающихся рыночных отношений интересы различных социальных групп и слоев ставятся на второй план, лоббирование позволяет самоорганизовать гражданское общество и донести до правящих структур свои позиции, в том числе создает возможность обеспечить интересы меньшинства. Кроме того, лоббизм можно применить как некое стимулирование к конкретным действиям, ускорению принятия решений по тем или иным вопросам, которые интересуют заинтересованные группы. То есть он является своеобразным активатором каких-либо процессов или явлений в области политике.

Лоббизм дает негосударственным структурам некую свободу, поскольку они могут попытаться самостоятельно решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средствами подобного решения.

На наш взгляд, самым большим плюсом является то, что лоббизм помогает обратить внимание на «кричащие» проблемы. Лоббисты могут информировать государственные (законодательные) органы власти о происходящем на нижних и других слоях волеизъявления и эти вопросы могут вноситься на парламентские слушания. То есть лоббизм расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений.

К «минусам» лоббизма можно отнести следующее. Он может реализоваться как непатриотическое средство, удовлетворяя иностранные интересы в ущерб государственным. Кроме того, возникают преступные виды лоббизма, такие как взяточничество, коррупция, которые подрывают фундамент власти, оказывая существенное давления на государственные органы.

Лоббизм таит в себе опасность перестать быть инструментом народовластия, превратившись в мощный инструмент отдельных властных групп. Результативность у групп (организаций) с большими финансово-материальными возможностями значительно выше, чем у других групп и структур, что проявляет некую социальную несправедливость, дестабилизирует обстановку и дисбалансирует интересы.

Большой минус лоббирования заключается также в том, что он зачастую препятствует решению действительно важных и ценных общественных интересов, осуществляя интересы чиновников. Это средство мешает стабильной и оперативной государственной политике, поскольку может способствовать частой смене приоритетов, усиливать и ослаблять различные ветви власти или оно может быть направлено на постоянное перераспределение бюджета. И, помимо всего прочего, лоббизм может быть использован как инструмент обогащения отдельных групп людей у власти.

Тем не менее, несмотря на обилие минусов лоббизма, я считаю, что его плюсы все же могут быть намного весомее, чем сейчас, при грамотном законодательном оформлении.

Литература:

- принцип невмешательства работодателя в личную жизнь работника;

— принцип двойной оплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя либо компенсации отдыхом;

— принцип общего ограничения работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (до 120 часов в год);

— принцип документарного оформления работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

— принцип недопустимости привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, одиноких родителей, инвалидов и несовершеннолетних;

— принцип необремененности, безусловности и

непрерывности отдыха».

Чтобы данные положения работали, необходимо конкретизировать виды правонарушений и предусмотреть их в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Установленные законодательно принципы, правила будут служить своеобразными ориентирами в регулировании отношений на локальном уровне. Осмысление, понимание их руководителями создадут цивилизованные условия ведения индивидуальных и коллективных переговоров, предпосылки появления системы консультирования как с отдельными работниками, так и коллективом работников и/или их представителями, а также дадут возможность построения социального диалога на взаимоприемлемых и взаимовыгодных условиях с учётом интересов сторон.

Статья поступила 11.10.2015 г.

Библиографический список

3. Ершова Е.А. Трудовое право в России. М.: Статут, 2007. 620 с.

4. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008. 668 с.

5. Ожегов С.Ю., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 960 с.

УДК 328.184

ЛОББИЗМ В РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© М.С. Кружай1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Проанализированы основные проблемы, имевшие место при попытках принятия закона о лоббизме в России. Автором обосновывается невозможность введения в законодательство страны подобного нормативного документа в современных политических и экономических условиях, его фактическая несостоятельность. Рассмотрены причины, по которым закон о лоббизме не будет эффективно работать в случае его принятия в той версии, в какой он был предложен к рассмотрению. Автор приходит к выводу о необходимости осуществления предварительного формирования условий на пути легализации лоббизма и повышения качества процессов принятия политических решений.

Ключевые слова: лоббизм; закон о лоббизме; процесс принятия политического решения; группы интересов; центр принятия политического решения.

LOBBYISM IN RUSSIA: POLITICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION M.S. Kruzhai

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

Keywords: lobbyism; lobbying law; political decision-making process; groups of interests; center of decision-making.

С начала зарождения основ рыночной экономики в нашей стране естественным образом стали возникать сопутствующие данному процессу конфликты и трения между бизнес-сообществом и органами государственной власти. Особенно актуальным был вопрос взаимоотношений бизнеса и власти в условиях частых переделов собственности и криминализации сферы политико-экономических отношений. Возникала необходимость законодательно урегулировать сферу представления интересов бизнеса в структурах власти РФ. В новейшей истории России было предпринято несколько попыток такого рода. Так, в 1996 г. депутатами Государственной думы был разработан законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», однако Советом Государственной думы после предварительного рассмотрения было принято решение снять его с повестки. Год спустя депутаты В.И. Зоркальцев, Г.Н. Махачев, А.В. Чуев выдвинули законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», который впоследствии был снят с повестки его же авторами. Последний проект закона в области регулирования лоббистской деятельности, разработанный Б.Б. Надеждиным, И.М. Хакамадой, Б.Е. Немцовым, датируется 2003 г. Попытку его принятия Н.В. Левичев охарактеризовал как «самую провальную лоббистскую кампанию за последние двадцать лет» . В числе причин отклонения перечисленных законопроектов называются их многочисленные противоречия с существующими нормативно-правовыми актами, несоответствие российским реалиям, недостаточно детальная проработка некоторых разделов.

Несмотря на отсутствие соответствующей законодательной базы, регулирующей представление интересов бизнеса во властных структурах, на данный момент на практике сложилась отлаженная система взаимоотношений. Достаточно большое количество различных консалтинговых агентств и отдельных экспертов предлагают компаниям услуги по продвижению их интересов в органах власти; большие компании зачастую обладают штатом собственных GR-специалистов и отделами по связям с органами власти . Стоит задаться вопросом: нужно ли дальше продолжать попытки законодательно урегулировать данные процессы? Для этого необходимо несколько подробнее проанализировать основные причины неудач введения соответствующего законодательства в Российской Федерации.

Во-первых, существующие зарубежные аналоги в основном описывают правила парламентского лоббизма . В России парламент, несмотря на закрепление его функций в тексте Конституции РФ, зачастую не является реальным центром принятия политического решения. Подобная ситуация вызвана прежде всего тем, что основной центр влияния на формирование политического действия находится вне парламента и часто трудноопределим как для специалиста, так и для стороннего наблюдателя, а следовательно, неподконтролен. Инициатором по большей части являются представители исполнительной власти; влия-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельные обсуждения инициативы и решения проходят чаще не в парламенте, а в правительственных кулуарах; парламент зачастую лишь формально одобряет предложенный законопроект. Поскольку политическая партия «Единая Россия» в настоящее время имеет перевес в парламенте, то одобрение большинства законопроектов, как показывает статистика, проходит без излишних проволочек и препонов . Многие вопросы относительно принятия решений часто решаются вне парламентского обсуждения, но внутри партии путем межличностных переговоров и т.п.

В лучшем случае, если закон будет принят, он просто не будет работать, поскольку реального влияния на механизм иметь не сможет.

Во-вторых, как уже было сказано, субъект принятия решений «размыт», трудноопределим и часто не обладает формальными полномочиями при наличии очень серьезного неформального влияния . Как правило, субъект принятия решения оказывает больше неформальное личностное влияние на структуры, в которых имеет определенный набор связей (дружественные и иные связи с бывшими коллегами по месту службы; родственные, партнерские и др.). Понятно, что в ходе формирования решения многие вопросы и проблемы решаются за рамками формальной процедуры. Как показывает практика, наиболее влиятельными и активными лоббистами в нашей стране являются главы госкорпораций, которые в недавнее время занимали государственные посты и имеют большие связи и влияние не только на прежнем месте работы.

При принятии закона в той формулировке, которая предлагается (заимствованной из западного опыта и несколько переработанной), закон повиснет в воздухе и не будет оказывать реального влияния. Лоббисты не будут находить смысла регистрироваться в качестве законно действующих лоббистов, поскольку в обход существующей легальной системы реализовывать собственные интересы менее затратно и притом более эффективно.

В-третьих, непрозрачным остается целый ряд смежных сфер, в частности, механизмы финансирования политиков и избирательных кампаний, что приводит к простому игнорированию новых правил действующими игроками. Остается свободное поле для обхода законодательства.

Для того чтобы вывести из тени сферу лоббирования, необходимо для начала, по крайней мере, добиться прозрачности доходов основных субъектов принятия политических решений . Если этого не сделать, то принятый закон лишь вынудит лоббистов еще больше уйти в тень. А до тех пор, пока остаются невыясненными источники внебюджетного финансирования политиков, при использовании в сущности нелегальных механизмов в сфере продвижения собственных интересов проблем и преград у лоббистов не возникает.

В-четвертых, сохраняется высокая степень влияния на рынки естественных монополий, таких как компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК: Роснефть, Газпром и т.д.), металлургических гигантов (Мечел, Норникель) и др. К вышеперечисленным мож-

ВЕСТНИК ИрГТУ № 11 (106) 2015

ISSN 1814-3520

но также отнести и формально разделенные компании в сфере электроэнергетики. Фактически, в условиях активной деятельности легализованных монополий большая часть законодательства, принятого при лоббистской работе указанных субъектов, окажется под влиянием ТЭК и нескольких других основных экономических игроков, что приведет к еще большей однонаправленности экономики страны и сделает все попытки диверсификации недейственными. Этот фактор еще более актуален в условиях мирового кризиса, санкций и снижения цен на нефть, поскольку снижение и стагнация роста валового внутреннего продукта (ВВП), то есть потери доходов бюджета страны, крайне нежелательны в ближайшие годы.

В-пятых, увеличится негативное влияние бюрократии на процесс нормотворчества. Если закон о лоббизме будет принят в будущем, то его нормы и сопутствующие нормативные акты образуют систему регуляции, действующей в интересах отставных чиновников или юридических компаний (в процессе могут появляться новые интересанты — например, «Роснефть», которая традиционно претендует на получение особых условий), а также с точки зрения утяжеления финансового бремени для лоббистов (налоги, проверки, стоимость лицензий). В итоге преимущество в лоббировании получат те субъекты, у которых налажены наиболее тесные и крепкие связи с бюрократией. На данный момент к ним можно отнести госкорпорации, позиции которых в случае принятия закона значительно усилятся. К тому же лоббисты данных компаний во властных структурах получат более значимые преимущества в направлении как политических, так и финансовых потоков в необходимое им русло. Все это также приведет к провалу попыток диверсификации экономики.

И наконец, закон о лоббизме рассматривается сторонниками подобного законодательства как одна из мер по борьбе с коррупцией, что является методологически неправильным решением. Регулирование лоббизма должно ставить своей целью повышение эффективности принимаемых решений. Любой закон о лоббизме своей целью ставит создание наиболее прозрачных схем лоббирования, то есть приведение к открытой, понятной и централизованной системе процессов, влияющих на принятие политического реше-

ния; вывод из тени как субъектов, так и объектов принятия политического решения, то есть всех заинтересованных сторон. Учитывая это, сам факт влияния не будет изъят из процесса лоббирования. Он просто примет иные, более цивилизованные формы.

К тому же само лоббистское сообщество также не стремится к законодательному оформлению своей деятельности. Во-первых, потому что придется отчуждать часть доходов в виде налоговых сборов и иных отчислений в пользу государства. Во-вторых, новые правила взаимодействия и прозрачность самого процесса отпугнут достаточное число вероятных клиентов по причине, как минимум, непривычных для нашего менталитета, новых открытых правил ведения дел. В-третьих, как уж было описано выше, в условиях легального процесса лоббирования будет меньше свободы в осуществлении поставленных целей. Кроме того, значительно вырастет конкуренция среди лоббистов, что тоже крайне нежелательно для части сообщества.

Стоит проанализировать ситуацию, когда закон будет принят в той форме, в которой он предлагался к рассмотрению. И в дальнейшем не прекратится существование барьеров для продолжения теневой деятельности. Не будет стимулов для выхода из тени для всех участников процесса. Контроль над соблюдением нового закона будет недостаточным и малоэффективным, поскольку все структуры, которые могут принять подобное бремя, уже несут достаточно ответственности за другие сферы правоприменения, а соответственно, не смогут качественно работать в новой области ответственности. К тому же увеличится уровень коррупции в органах, непосредственно занимающихся регулированием лоббизма. Эти структуры станут одними из центральных объектов лоббизма в силу специфики своих задач.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что и далее любые попытки провести закон о лоббизме будут встречать сопротивление, либо попросту не будет работать сам закон (если он все-таки будет принят). Основной причиной в данном случае будет отсутствие соответствующих условий, к которым можно отнести более прозрачные механизмы принятия политического решения.

Статья поступила 13.10.2015 г.

Библиографический список

2. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М.: Мысль, 1976. 207 c.

3. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт: монография. М.: Институт государства и права РАН, 2008. 256 c.

5. Фельдман П.Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? // Власть. 2014. № 2. С. 119.

Опубликовано в 2016, Выпуск Январь 2016, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Ибодуллоев А.Р.

Соискатель кафедры «Общественных дисциплин» Института экономики и торговли, Таджикский Государственный Университеа Коммерции Республики Таджикистан

ОСОБЕННОСТЬ ЛОББИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация

В данной работе автор изучает проблему лоббизма в политической системе мира, история возникновения лоббизма. Особенно, уделяет внимания, на такие понятия, как «группы интересов» и «группы давления» для исследования политического процесса.

Ключевые слова: лоббизм, группы интересов, группы давления, органы власти, синопсис, аномические группы интересов.

Ibodulloev A.R.

FEATURE OF LOBBYING IN THE POLITICAL SYSTEM

Abstract

Keywords: lobbying, interest groups, pressure groups, authorities, synopsis, interest groups.

История возникновения лоббизма насчитывает 200 лет, с того момента когда в зал заседания Парламента Великобритании стали появляться первые лоббисты. Лоббизм – политический феномен, в котором участвуют две стороны: группа давления и группа интересов. Сам лоббизм как таковой не был политическим феноменом, до тех пор как в 1948 году в США начали практиковать данный термин на политических выборах Сената и Президента. Политический климат США адаптировал лоббизм в ряды законотворчества и был узаконен, тем самым приобрел свой феномен и получил термин политического лоббизма.

Власть и политическая система стали причиной появления феномена лоббизма в политике, однако на практике появилась и другая проблема другой стороны – коррупция. Закрепление лоббизма в законодательстве стал регулирующим фактором отличия коррупции от нелегальных действий.

Лоббизм появился для того чтобы облегчить сделки корпоративных связей, решить лазейку в законодательстве, помочь не институциональным организациям государства более глубже и с минимальной затратой времени защитить интересы социальных слоев населения в получении тех иных льгот от государственных субсидий.

В лоббизме существуют и специалисты, которые работают в сфере государственной власти и бизнеса, туризма и профсоюзах, комитетах и в образовательных учреждениях. Их называют лоббистами. Лоббисты выполняют главную определяющую роль в выдвижении тех или иных интересов сторон лоббирования. В качестве факта можно привести создание Транснациональных корпораций (ТНК). Бизнес структуры в качестве групп интересов наняли лоббистов, которые защитили интересы ТНК и пролоббировали их продукции за рубежом, тем самым помогли ТНК выйти на более высокий международный уровень. Государство может выступать в качестве лоббиста и помочь своим компаниям достичь больших высот, но в этом есть главная выгода государство – это интерес. Государство помогает избавиться от налогов и пошлин тем корпорациям, которые гарантируют стабильность и процветание. В данном случае выигрывают обе стороны. Данное явление называют лоббированием сверху вниз. К примеру, Сингапур, Южная Корея и Объединенные Арабские Эмираты. Сингапур за менее чем 60 лет превратилась в одного из самых развитых стран мира. Государство протянула руку внутренним инвесторам, объявила без налоговую и без пошлинную политику и выиграла тем самым свой национальный ствтус и вошла в элитный клуб развитых стран. Объединенные Арабские Эмираты являются самой привлекательной и красивой страной в мире. В Дубае количество туристов и иностранцев превышает количество коренного населения в сотни раз.

Существует и другая сторона лоббизма. Корпорации и ТНК помогают странам развиваться и тем самым отстаивают свой авторитет на долгие годы. Это лоббирование снизу вверх. К примеру самая влиятельная валюта в мире доллар. Американский доллар принадлежит семейству Рокфеллера, то есть частным бизнесменом. Доллар лоббируя всех стран сделать расчеты исключительно только в долларах поддерживает США в устойчивом развитии, однако не всегда.

Объектами лоббизма выступают органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Субъектами лоббизма являются физические и юридические лица. В США например, это физические и юридические лица, которое регулируется в ФРГ только юридическими лицами.

Самая важная составляющая часть лоббизма – интерес. С возникновением интереса у индивида появляется необходимость его удовлетворить. Например: ВP Америка при обсуждении законопроекта о санкциях против Ирана лоббировала «поддержку и развитие экспорта газа из Азербайджана на европейский рынок», или же социальная сеть Facebook, Inc. отстаивала свои интересы при принятии «Закона об он-лайн свободе», который препятствует американским фирмам в сотрудничестве с правительствами тех стран, которые используют Интернет для цензуры и репрессий (прежде всего Китай).

В условиях политической системы Таджикистана лоббизм не проявляется во всех сферах жизнедеятельности, не имеет определенные сферы, где группы лиц заинтересованы в отдельных отраслях, таких как социальная политика и эффективная экономика.

Для того, чтобы определить насколько лоббизм не развито в Таджикистане, достаточно вспомнить бюрократический аппарат. Исходя из данной структуры мы обосновываем, что лоббизм не только латентно существует в политической системе, но также необходимо обозначить его масштабы. Поэтому лоббизм в Таджикистане развивается, а государственный аппарат решает проблемы с его помощью. Поэтому необходимо обратиться к феномену лобби, который способствует решению острых социальных и экономических проблем проявляющийся у нас в стране.

Прежде всего, необходимо институциализировать лоббирование интересов, особенно независимых предпринимателей. Повышенные налоги, а также давление со стороны чиновников усугубляет их деятельность.

Основная деятельность лоббизма – это информационные и экспертные методы. Именно они являются ключевыми в деятельности лоббистов. Формирование мнения по ключевым вопросам интересующих групп основная функция лоббизма. Информационные методы ведутся в двух направлениях: посредством СМИ и через экспертную аналитику. Информационное сопровождение агитации и пропаганды занимает центральное место зарубежного лоббизма. Создание массового общественного мнения через СМИ и формирование мнения конкретных резолюций – через аналитику, доставляемую лоббистами разного рода политическим лидерам чтобы они могли опираться на нее в отстаивании своих позиций.

Публикации в СМИ – ключевой аспект групп интересов. Это позволит донести в сознание массы информационные потоки. Личный авторитет, экспертная компетентность – приоритетный ресурс лоббиста. Сотрудничество – это наилучшая форма демократии, именно с помощью переговоров лоббисты ведут свою деятельность. Уместно, организовать группу лиц на легальной основе, давая четкие указания по продвижению их интересов, тем самым узаконить лоббизм и формировать институт лоббизма. В 2007 году в Великобритании метро был закрыт, так как чиновники решили сократить численность технического персонала. В итоге, простые люди пострадали от их действий и устроили пикет в пользу работников метрополитена. Этот общественный акт не только помог рабочим, но и наглядно демонстрирует важность роли лоббизма гражданского общества.

Основу политической системы составляют столкновение и участие заинтересованных групп. Генезис теории групп интересов происходит от американского политолога Артура Ф. Бентли. Выделяются две группы интересов: аномические и институциональные.

Аномические группы интересов – это спонтанные, плохо организованные и недолговременные группы, целью которых является организация и участие в митингах, демонстрациях, массовых актах протестов. Эти группы сформируются для изменения сознание общества, посредством средств массовой информации. Данная группа имеет малый эффект влияния на органы государственной власти.

Институциональные группы интересов – хорошо сформированный, эффективный и созданный для конкретных целей, на основе определенных нормативно – правовых актов.

Синопсисом внутригрупповых связей групп интересов разделяют две основные направления: ассоциативные и не ассоциативные. К первым относятся добровольные объединения, которых преследуют политические интересы. К ним относятся ассоциация предпринимателей, профсоюзы, союз молодежи и т.д.

К не ассоциативным группам относятся трудовые коллективы, этнические общности, которые носят недобровольный характер и не преследуют политических целей.

Политологи разделяются на два подхода в оценке феномена лоббизма: сторонники первого всячески отрицают роль лоббизма в политической системе. Они приравнивают лоббизм к коррупции и криминальной сфере, тем самым ликвидируя его. Сторонники второго подхода подчеркивают легальные и нелегальные методы лоббизма, ограничивая лоббистскую деятельность правовыми рамками, вытесняя коррупцию из политической практики. Отличие подходов к лоббизму подчеркивается тем, что второй подход более эффективен и продуктивен, так как сохраняет каналы связи между обществом и властью, ставя в законные рамки систему функционального представительство групп интересов.

Также лоббизм подразделяется на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм.

Классификация лоббизма можно выделить на внутренний и внешний.

Внутренний лоббизм, когда представители групп интересов – депутаты парламента, члены правительства и окружение президента входят в политические институты.

Внешний лоббизм, когда давления на органы власти создается извне.

По мнению политологов, разделяющих данную точку зрения, в СССР с середины 60-х – начала 70-х гг. политическая система становится конкурентной, следовательно, происходит процесс становления групп интересов, в рамках этого подхода сформировались три точки зрения на специфику групп интересов в советском обществе:

  1. группы интересов формируются на основе профессиональных общностей. Американский политолог М. Лодж на основе таких признаков, как групповое сознание, групповые ценности и социальный статус выделил пять групп интересов: а) партийный аппарат, б) хозяйственный аппарат, в) офицерский корпус, г) юристы, д) деятели культуры; а также группы интересов организуются на основе общности политических позиций, ценностей и установок по тому или иному вопросу этой основе Ф. Браун выделял такие группы, как модернизаторы и консерваторы, ревизионисты и догматики;
  2. группы интересов образуются на основе профессиональных групп и единства политических ориентации. Конкретизируя этот подход, Д. Лейн классифицировал советские группы интересов следующим образом: а) политическая элита; б) группы, имеющие институциональные позиции в аппарате; в) лояльные оппозиционеры; г) маргинальные группы; д) отчужденные группировки.

Третий подход сформулировал российский политолог С. Перегудов. По его мнению, применительно к советскому обществу справедливо говорить не о группах интересов, а о системе бюрократического корпоративизма, которая характеризовалась функционированием корпораций под жестким контролем государства и в строго государственных рамках. В условиях централизованной плановой экономики руководители корпораций стремились «выбить” максимум материальных и финансовых ресурсов от государства. От статуса корпорации, который определялся партийно-политической элитой, зависели возможности и размеры получения части экономических ресурсов. К наиболее крупным и влиятельным экономическим корпорациям в советский период относились: военно-промышленный комплекс (ВПК), агропромышленный комплекс (АПК), машиностроительный и химический комплексы. Наряду с отраслевым большое значение имел региональный корпоративизм. К регионам, успешно отстаивавшим свои интересы во властных структурах, относились Москва, Ленинград, Краснодарский край и др. Для реализации своих интересов корпорации пользовали некоторые методы лоббирования (личные встречи, переговоры, участие в выработке и корректировке планов заданий). Объектами лоббирования становились партийные правительственные органы (ЦК КПСС, Совет Министров, министерства и ведомства). Существование лоббизма официально не признавалось и, соответственно, ни лоббизм, ни бюрократический корпоративизм не регулировались никакими правовыми актами.

Спецификой Таджикистана является пассивная роль гражданского общества. Высокие налоги, плохие условия труда, социальная анемия является самой уязвимой сферой общества. Для решения данных проблем необходимо активизировать гражданское общество, дать ей понять, что данные проблемы решаемы, с помощью института лоббизма и лоббистская деятельность обеспечит продвижение их интересов.

Политический лоббизм важный аспект политической системы современности. Именно она может развивать все сферы деятельности государства, которые остро обсуждаются в совещениях. Таджикистану необходимо развивать социальную сферу страны, но для этого ей необходимо упорядочить экономическую политику.

Политическая власть это понимает и старается изо всех сил реформировать важнейшие сферы, но для более эффективного развития хозяйственной политики выступает кулуарная политика, которая все еще не входит в политический институт государства. Экономика страны нуждается в реформировании, актуальность видится в политическом лобби, заинтересованность лидера страны в повышении эффективности роста экономики страны. Политические исследования показывают, что для правильного функционирования механизма необходимо создать институт лоббизма. Политические интересы и общественное мнение должны соответствовать и дополнять друг друга.

Таджикистан – аграрная страна с богатыми природными ресурсами. Реализация продовольственного достатка и экспорт в соседние страны главная задача сегодняшней власти. Институт лоббизма помогает в оперативном порядке выполнить поставленную задачу более эффективно. Принципы осуществления института лоббистской деятельности будут реализовываться на законных принципов гласности, достоверности информации и самое главное все это будет основываться на соблюдение прав и свобод человека и гражданина Республики Таджикистан.

Таким образом, лоббизм как политический институт общество сможет сформировать эффективную гражданскую позицию и помочь политической власти осуществлять экономическую и социальную политику на более высоком уровне. Прежде всего, необходимо внедрить к социальным проблемам индивидуальных предпринимателей и дать им свободу действиям. Ограничения прав и свобод свободных предпринимателей усугубляет финансовую сферу государства, хотя известно, что власть давит на предпринимателей, а предприниматели не имеют таких прав. В итоге бюрократический аппарат пользуется беспомощностью предпринимателей и злоупотребляют своими полномочиями. Если создать группу давления предпринимателей и донести до самого верха власти их проблемы, а также дать советы по решению социальных и экономических проблем, в случае не принятия позиций данного института воспользоваться другими рычагами власти, или прекратить выплачивать огромные налоги. Но все эти сведения должны согласовываться с политической властью и иметь законные обоснования.

Литература

Лоббирование и лоббизм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *