В случае реорганизации органов государственной власти

(Камалов О. А.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2006, N 8)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

О. А. КАМАЛОВ

О. А. Камалов, кандидат юридических наук, доцент Южно-Уральского государственного университета.

Государственные органы, создаваемые для выполнения властных функций и традиционно рассматриваемые как субъекты конституционных или административных правоотношений, в сфере гражданского права, как правило, являются юридическими лицами. Данное положение закрепляется как законодательными актами Российской Федерации и субъектов РФ <1>, так и утвержденными Правительством РФ положениями об отдельных государственных органах <2>. ——————————— <1> См., напр.: П. 7 ст. 4 и п. 4 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005. <2> См., напр.: П. 12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

Организационно-правовой формой органа государственной власти как юридического лица выступает финансируемое собственником учреждение <3> — некоммерческая организация, создаваемая собственником в соответствии со ст. 120 ГК РФ для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Орган государственной власти как учреждение признается юридическим лицом и обладает гражданской правосубъектностью, являясь, помимо этого, органом другого субъекта — публично-правового образования. ——————————— <3> См.: Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 63; Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: Гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. 2001. N 5. С. 35.

Орган государственной власти как юридическое лицо в форме учреждения обладает специальной (целевой) правоспособностью и может наделяться лишь такими гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления государственных властных полномочий. Именно властные функции становятся критерием оценки деятельности государственного органа как юридического лица. Как правило, гражданская правосубъектность реализуется для материально-технического обеспечения деятельности государственного органа. Поскольку государственный орган как юридическое лицо является субъектом гражданско-правовых отношений, административное реформирование государственного органа влечет и гражданско-правовые последствия, которые могут быть квалифицированы как создание и прекращение юридического лица. Как известно, юридическое лицо может быть создано путем его учреждения вновь или путем реорганизации в формах преобразования, слияния, присоединения, выделения и разделения. В последнее время в связи с изменением системы органов государственной власти образование новых государственных органов получило широкое распространение. Так, на федеральном уровне в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (далее — Указ N 314) образовано более 40 новых органов <4>. Органы государственной власти могут создаваться не только реформой государственного управления, но также и при объединении публично-правовых образований <5>. ——————————— <4> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». <5> Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4212.

Применимость положений гражданского права об учреждении юридических лиц к отношениям по образованию государственного органа вызывает сомнения. Государственный орган может считаться учрежденным вновь лишь в случае, если предоставляемые ему властные функции являются новыми и ранее не выполнялись никаким другим государственным или муниципальным органом. Как правило, образуемый государственный орган наделяется полномочиями по осуществлению функций, которые до его создания выполнялись другими органами государственной власти. Перечень государственных функций (полномочий) определяется конституционным и административным законодательством и не может быть произвольно изменен или дополнен. Поскольку именно с целью обеспечить осуществление таких функций государственный орган наделяется гражданской правосубъектностью, при передаче властных полномочий другому государственному органу последнему должны быть переданы также и гражданские права и обязанности, возникшие для материально-технического обеспечения этих полномочий. Это свидетельствует о наличии правопреемства и о необходимости применения положений гражданского законодательства о реорганизации, то есть создании юридического лица с передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства от других юридических лиц. Реорганизация государственных органов предполагает гражданское правопреемство органа как учреждения и не является основанием для правопреемства в гражданских правах и обязанностях публично-правового образования. При изменении структуры государственных органов публично-правовое образование как таковое не меняется, подобно тому как нет реорганизации юридического лица при упразднении совета директоров либо при замене единоличного исполнительного органа акционерного общества на коллегиальный. Лишь в том случае, когда государственный орган действует как учреждение, участвуя в правоотношении от собственного имени, при его реформировании возникает необходимость решения вопросов правопреемства учреждения как юридического лица. Кроме того, не могут квалифицироваться в качестве реорганизации выборы нового состава государственного органа, так как при этом состав полномочий, объем прав и обязанностей органа не изменяются. В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена на основании решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В настоящее время закон не устанавливает оснований для принудительной реорганизации органов государственной власти по решению суда, в связи с чем допустима только добровольная реорганизация государственных органов. Для государственного органа (учреждения) учредителем, принимающим решение о реорганизации, выступает публично-правовое образование (РФ или субъект РФ) в лице другого (как правило, вышестоящего) уполномоченного органа. Так, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ <6>. Как отмечено в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П, субъект РФ для осуществления принадлежащей ему власти самостоятельно устанавливает систему представительных и исполнительных органов государственной власти <7>. Определение органа, уполномоченного публично-правовым образованием на создание других государственных органов, а также выбор мотивов принятия решения об образовании органа государственной власти находятся за пределами гражданско-правового регулирования. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 537. <7> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 1.

Указом N 314 предусмотрено несколько способов реструктуризации государственных органов. 1. Упразднение государственного органа. В частности, Указом N 314 упразднены такие органы, как Министерство по антимонопольной политике, Министерство имущественных отношений, ФКЦБ РФ, ФСФО РФ. Упразднение государственного органа не должно вызывать прекращение соответствующей властной функции государства, если только это не связано с существенным изменением нормативного регулирования определенной сферы, с отказом от государственного контроля в некоторой области отношений. Государственные полномочия, реализуемые упраздняемым органом, не могут быть прекращены и подлежат передаче другим государственным органам. Указом N 314 предусмотрена передача функций упраздняемых органов другим существующим органам либо вновь образуемым органам государственной власти. Примерами первого варианта можно считать упразднение Федеральной службы железнодорожных войск с передачей ее функций Министерству обороны, а также упразднение ФСФО РФ с передачей ее функций частично Министерству экономического развития, частично Федеральной налоговой службе. По второму варианту упразднены, в частности: МАП РФ с передачей в определенных частях функций Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по финансовым рынкам, Роспотребнадзору <8>; ФКЦБ РФ с передачей в определенных частях функций Федеральной службе по финансовым рынкам и Росимуществу; Министерство имущественных отношений с передачей функций образуемому Росимуществу; Министерство образования с передачей функций Минобрнауки и Рособразованию. ——————————— <8> Здесь и далее сокращенные наименования государственных органов приведены в соответствии с распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 г. N 1363/1001.

Условия и порядок такого упразднения, предусмотренные рядом подзаконных актов, предполагают образование ликвидационной комиссии <9>, составление и представление вышестоящему государственному органу ликвидационного баланса <10>. Упразднение указанных органов завершено внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — реестр) записи о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией <11>. ——————————— <9> Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2004 г. N 379-р // СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1100. <10> Распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 2005 г. N 211-р // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 860. <11> http://egrul. nalog. ru/fns/index. php

Анализ порядка упразднения одних и образования других государственных органов позволяет сделать вывод, что прекращение и создание указанных органов сопровождались передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства. Например, при упразднении ФСЖВ РФ Министерству обороны РФ предписано принять имущество и обязательства упраздняемой ФСЖВ России с составлением актов приема-передачи и ликвидационного баланса, в частности принять в оперативное управление находящееся в федеральной собственности имущество упраздняемой ФСЖВ России <12>. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности объявлены правопреемниками упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства <13>. Для большинства упраздняемых органов ликвидационная комиссия была обязана составить не только ликвидационный баланс, но также «передаточный баланс и на его основе разделительные балансы, подтвержденные актами передачи активов и обязательств» <14>. ——————————— <12> Распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 2005 г. N 211-р // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 860. <13> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961. <14> Письмо Минфина РФ от 7 апреля 2004 г. N 03-01-01/11-125.

В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Все упраздненные государственные органы являлись юридическими лицами, и, следовательно, их упразднение, сопровождающееся передачей прав и обязанностей другим государственным органам, не может быть признано ликвидацией с точки зрения гражданского законодательства. Данные отношения могут быть квалифицированы только как реорганизация юридического лица. В случае передачи государственной властной функции должны быть переданы также гражданские права и обязанности, необходимые для материально-технического обеспечения данных функций. Ликвидацией государственного органа может признаваться, строго говоря, лишь его упразднение в связи с отказом от государственного регулирования в определенной сфере, отпадением цели деятельности учреждения, что повлечет прекращение государственного органа как учреждения без правопреемства. Таким образом, установленные правила упразднения и образования государственных органов следует признать не соответствующими положениям гражданского законодательства о создании и прекращении юридических лиц. К отношениям по упразднению и образованию государственных органов в процессе их реструктуризации не могут применяться гражданско-правовые нормы о ликвидации и первоначальном создании юридических лиц. Данные отношения подлежат квалификации в качестве соответствующих форм реорганизации юридического лица. Особенностью реструктуризации государственных органов следует считать невозможность применения предусмотренных ст. 58 ГК РФ форм реорганизации «в чистом виде» и необходимость сочетания признаков различных форм реорганизации. Например: присоединение: при упразднении ФСЖВ РФ с передачей ее функций Минобороны; разделение с последующим присоединением: при упразднении ФСФО РФ с передачей в определенных частях функций образуемому Росимуществу и преобразованной Федеральной налоговой службе; преобразование с частичным слиянием или присоединением функций, полученных в результате разделения или выделения других органов: при образовании ФАС РФ, которой переданы функции упраздняемых МАП РФ и Федеральной энергетической комиссии; при образовании Роспотребнадзора, которому передана часть функций упраздненных МАП РФ и Министерства здравоохранения и существующего Минэкономразвития; при образовании Росимущества, которому переданы функции упраздненных Министерства имущественных отношений и часть функций ФКЦБ РФ; разделение: при упразднении Министерства образования с передачей в определенных частях функций образуемым Минобрнауки и Рособразованию; при упразднении Министерства атомной энергии с передачей в определенных частях функций образуемым Минпромэнерго и Росатому. 2. Следующим способом реструктуризации государственных органов Указ N 314 называет преобразование. Например, Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, в связи с чем в реестр внесены записи соответственно о прекращении юридического лица в связи с реорганизацией и о создании юридического лица путем реорганизации. Аналогично произведена реорганизация Российского агентства по патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В отличие от обычных правил реорганизации в форме преобразования, не предполагающих изменения состава имущества реорганизуемого юридического лица, преобразование государственных органов может сопровождаться передачей части их функций: а) другим вновь созданным органам (например, функции преобразуемого Роспатента по нормативному регулированию переданы Минобрнауки); б) другим существующим органам (например, функции по нормативному регулированию преобразуемого Министерства по налогам и сборам переданы Минфину). В первом варианте представляется необходимым применять положения гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц в форме выделения и последующего слияния. Во втором варианте — положения о выделении с последующим присоединением. Порядок преобразования государственных органов в большей степени соответствует положениям гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц, отражая правила проведения реорганизации юридического лица. Однако в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование должно сопровождаться изменением организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. В случае же преобразования одного государственного органа в другой (например, МНС РФ в ФНС РФ) организационно-правовая форма — финансируемое собственником учреждение — остается неизменной. Изменение разновидности органа государственной власти (министерство, служба, агентство) не может считаться изменением организационно-правовой формы, так как вопреки требованиям п. 3 ст. 50 ГК РФ эти формы не закреплены федеральным законом. Таким образом, к указанным отношениям по преобразованию государственных органов не могут применяться положения гражданского права о реорганизации юридических лиц в форме преобразования. Примечательно, что подобная модель реструктуризации государственного органа без реорганизации юридического лица прямо предусмотрена п. п. 16 — 18 анализируемого Указа N 314. Так, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ «без проведения организационно-штатных мероприятий». 3. Третий способ реструктуризации — передача части функций от существующих государственных органов вновь образуемым органам государственной власти. Подобная модель применена, в частности, при реструктуризации Министерства юстиции, часть правоприменительных функций которого передана вновь образованным Росрегистрации и Федеральной службе судебных приставов. В этом случае также приходится констатировать, что и в анализируемом Указе, и в практике регистрирующих органов данный способ реструктуризации рассматривается как создание юридического лица без принятия прав и обязанностей в порядке правопреемства (учреждение вновь). Так, Федеральная регистрационная служба зарегистрирована в реестре как юридическое лицо в результате создания, но не в связи с реорганизацией. На гражданско-правовом статусе Министерства юстиции как юридического лица данный способ реструктуризации вообще никак не отразился. Вместе с тем, как отмечалось выше, передача властных функций по общему правилу предполагает правопреемство в гражданско-правовых отношениях, и в приведенном примере реструктуризации должны были применяться положения гражданского законодательства о реорганизации юридического лица в форме выделения. В связи с реструктуризацией федеральных органов государственной власти была проведена реструктуризация территориальных органов упраздненных, реорганизованных и иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с распоряжением Правительства РФ независимо от формы реструктуризации федерального органа территориальные органы должны быть подчинены преобразованным и образованным федеральным органам с последующей реорганизацией путем их слияния или разделения <15>. Однако на практике данная реорганизация территориальных органов проведена тремя различными способами (что также нельзя признать правомерным): ——————————— <15> Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 1024-р // СЗ РФ. 2004. N 33. Ст. 3506. См. также Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 мая 2004 г. N 22 «Вопросы территориальных органов Федеральной антимонопольной службы».

1. Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, без реорганизации. Данный способ применен в отношении территориальных органов антимонопольной службы (регистрация изменений ТУ МАП по Москве и Московской области) и Федеральной службы по финансовым рынкам (регистрация изменений РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе). 2. Ликвидация территориальных органов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (запись о прекращении ТО ФСФО по Центральному федеральному округу и городу Москве в связи с ликвидацией внесена в реестр) без учета правопреемства. 3. Реорганизация территориальных органов в форме преобразования. Данный способ применен, в частности, к территориальным органам МНС РФ <16>. Например, в реестр внесены записи о прекращении Управления МНС РФ по Москве в связи с реорганизацией и о создании УФНС РФ по Москве путем реорганизации. ——————————— <16> Приказ Федеральной налоговой службы от 19 октября 2004 г. N САЭ-3-15/3@ «О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы и установлении их предельной численности».

Все изложенное позволяет констатировать отсутствие в действующем законодательстве единого подхода к регулированию гражданско-правовых отношений, возникающих при реорганизации государственных органов, и свидетельствует о необходимости специальной нормативно-правовой регламентации способов и порядка реорганизации государственных органов как юридических лиц, которая на основе норм гражданского права учитывала бы особенности правового положения органов государственной власти.

Юридическая компания Ольмакс: реорганизация юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Звоните нам: +7 (495) 507-49-56

Необходимо реорганизовать ООО?

Поможем провести слияние ООО, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Полный юридический контроль всех этапов.

Помощь в составлении балансов и актов при реорганизации юридических лиц.

Размещение всех необходимых публикаций, чтобы реорганизовать компании (ООО).

Звоните сейчас: 8 (495) 507-49-56 Заказать 1 клик Наши цены:

Преобразовавать ЗАО в ООО. Цена указана без учета скидки. Действует скидка 30%!

45 000

Провести слияние ООО

45 000

Реорганизовать ООО в форме присоединения, выделения, разделения

45 000

Звоните сейчас: 8 (495) 507-49-56 Важно:

​Реорганизация фирм — это продолжительный юридический процесс, который занимает не менее 3-х месяцев!

Реорганизовать ООО — не решение вопроса с долгами компании!

Проведение слияний ООО нельзя рассматривать как альтернативный способ ликвидации предприятий!

Провести преобразование АО (ЗАО) в ООО

В связи с многочисленными изменениями, произошедшими в последние годы, вести деятельность акционерным обществам стало намного сложнее и дороже:

  • обязательное платное ведение реестра акционеров;
  • обязанность заверять подписи в протоколах собраний акционеров у нотариуса, либо у реестродержателя;
  • расходы на обязательный аудит;
  • усиление контроля со стороны ЦБ РФ.
  • Если бизнес возможно и выгоднее вести в другой форме, предлагаем перерегистрировать (реорганизовать) АО (ЗАО) в ООО. Преобразовать акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью можно за 3 месяца.

    Провести слияние ООО

    В результате проведения слияния создается новое общество с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением их деятельности.

    Необходимо заключить договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале новой компании.

    Чтобы провести слияние ООО — не должно быть задолженности перед Пенсионным фондом.

    Можно ли реорганизовать ООО вместо того, чтобы ликвидировать, используя слияние в качестве альтернативного метода ликвидации? Необходимо учитывать тот аспект, что существуют положения о правопреемстве обязательств закрываемой организации. Ликвидировать фирму таким способом будет неправильно и опасно, так как существует уголовное наказание за незаконное образование (реорганизацию) компаний через подставных лиц.

    При слиянии фирм права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (разделительным балансом).

    Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются в регистрирующий орган.

    Как провести реорганизацию фирм

    Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации:

    • Слияние;
    • Присоединение;
    • Разделение;
    • Выделение;
    • Преобразование.

    На основании данного уведомления в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации. На Федресуре также должна быть информация о данном процессе.

    Дважды с периодичностью один раз в месяц требуется публиковать уведомление о реорганизации фирм (кроме преобразования).

    Если право требования кредитора возникло до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, он вправе потребовать досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

    Провести реорганизацию (слияние) ООО помогут наши юристы. Мы окажем помощь на каждом этапе: подготовим все необходимые документы, сделаем все публикации, поможем составить бухгалтерские отчеты и акты.

    Обращайтесь к нам!

    Полезная Информация:

    Если вы рассматриваете реорганизацию в качестве альтернативной ликвидации, рекомендуем прочитать информацию об официальной ликвидации фирм:

    ​Ликвидация ООО, АО

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Экономика и статистика предприятия»

    на тему:

    «Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства»

    Тула, 2009г.

    Введение

    1. Порядок создания предприятия

    2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства

    3. Ликвидация предприятия

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Предприятие – хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги. Оно имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Как хозяйствующий субъект предприятие обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

    В период перехода экономики от административно-хозяйственной к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия. Иными словами, применительно к российской экономике речь должна идти о создании жизнеспособных образований, адекватных современному уровню требований производственных и организационных условий развития рынка.

    Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.

    Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности. Именно поэтому тема данной контрольной работы: «Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства».

    Цель данной контрольной работы — раскрытие вышеуказанных аспектов деятельности предприятий.

    Для раскрытия темы, нужно решить следующие задачи:

    — изучить порядок создания и регистрации предприятия;

    — дать определение несостоятельности предприятия;

    — рассмотреть признаки банкротства;

    — определить виды и порядок ликвидации предприятия.

    1. Порядок создания предприятия

    Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.

    За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход.

    При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели:

    — увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители и получение дохода за счет ее реализации;

    — вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;

    — вовлечение в предпринимательство имеющихся дополнительных и природных ресурсов;

    — изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;

    — удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности.

    Коммерческие предприятия основной целью своей деятельности считают получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками.

    Порядок образования предприятия регламентируется Гражданским кодексом РФ (часть 1).

    Предприятие как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данные о государственной регистрации включаются в единый открытый для свободного ознакомления государственный реестр юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию, контролируют соблюдение установленного порядка создания юридического лица, учредительные документы которого должны соответствовать действующему законодательству. В качестве регистрирующих могут выступать различные органы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы РФ. На оформление государственной регистрации предприятия отводится не более пяти рабочих дней с момента представления регистрирующему органу всех необходимых документов.

    Для государственной регистрации юридического лица необходимо представить в соответствующий орган:

    — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме,

    — решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного документа согласно законодательству РФ;

    — учредительные документы юридического лица;

    — выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

    — документ об оплате государственной пошлины.

    Предприятие действует на основании устава и учредительного договора, либо только учредительного договора.

    Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. На Устав (учредительные документы) проставляется специальный штамп, в котором указывается номер государственной регистрации; штамп скрепляется подписью должностного лица и печатью регистрирующего органа.

    После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия.

    Предприятие может иметь представительства и (или) филиалы. Однако они не являются юридическими лицами. Их руководители назначаются предприятием как юридическим лицом.

    Организация управления предприятия зависит от его размеров и специфики, функции управления может осуществлять либо единолично предприниматель, либо наемный управляющий.

    Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доходы, но которая, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией.

    2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства

    В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

    Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности.

    Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

    К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры:

    — реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управляющего (арбитражного), либо к осуществлению санации (оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев);

    — ликвидационные, которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства;

    — мировое соглашение, то есть достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов.

    При рассмотрении вопроса о несостоятельности нельзя исключать возможного стремления предприятия к умышленному или фиктивному банкротству.

    Умышленное банкротство – это преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

    В целях подтверждения того, что банкротство не является умышленным или фиктивным, необходимо проводить оценку результатов анализа финансового состояния предприятия независимыми экспертами.

    3. Ликвидация предприятия

    Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

    Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом по рекомендации собрания кредиторов. Конкурсный управляющий создает ликвидационную комиссию и работает над контролем собрания кредиторов, которое:

    — может образовать комитет кредиторов и определить его функции;

    — дает ему разрешение на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника;

    — решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника;

    — может принять решение о заключении мирового соглашения.

    В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник.

    Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности.

    В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса – имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия. Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание.

    Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.

    Вне очереди покрываются расходы, связанные с:

    — конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим;

    — продолжением функционирования предприятия-должника.

    После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности:

    1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного

    производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;

    3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства;

    4) конкурсных кредиторов;

    5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;

    6) прочих собственников;

    7) все остальные требования.

    Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

    Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.

    Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке:

    — решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

    — собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

    — конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

    — предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

    Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.

    Заключение

    Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся.

    Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий. Таким образом, силы предпринимателей на начальном этапе будут направлены не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия.

    Когда предприятие создано, зарегистрировано и развивает свою деятельность, оно может столкнуться с такой проблемой как «заказное» банкротство со стороны тех, кто нечестным способом пытается завладеть чужим бизнесом. Нынешний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, к сожалению, не в состоянии предотвратить такой исход дела. Процедуры несостоятельности и банкротства возбуждаются для должника достаточно внезапно и вдобавок не дают ему права вовремя защищаться от необоснованных посягательств. Поэтому в марте 2002 года в Государственную Думу был внесен новый законопроект «О несостоятельности (банкротстве)», призванный усовершенствовать политику по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий.

    Таким образом, банкротство – неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой – в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики.

    Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению. В этом случае рекомендуется регулярно проверять бухгалтерскую отчетность (баланс предприятия, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств). Причем ее следует рассматривать за несколько лет подряд, чтобы иметь возможность сопоставить данные и на этой основе выявить тенденции развития хозяйствования предприятия.

    Следить за основными параметрами развития предприятия необходимо постоянно, чтобы поддерживать его высокую конкурентоспособность на основе проведения соответствующих мероприятий, а в случае невозможности использовать первое направление следует осуществить мероприятия по ослаблению негативных последствий, ведущих к банкротству.

    Итак, цель данной контрольной работы достигнута, поставленные задачи решены.

    Список литературы

    1. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2004.-152с.

    2. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. №6-ФЗ.

    3. О. Шестоперов. «Современные тенденции развития малого предпринимательства в России» «Вопросы экономики» №4, 2001

    4. Сиреев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ в пункт 5 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    5. Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства — его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

    ГАРАНТ:

    Согласно Гражданскому кодексу РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются требования об опубликовании сообщения о его реорганизации и о досрочном исполнении обязательства перед кредиторами общества

    Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

    О правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440

    Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

    В случае реорганизации органов государственной власти

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *