Сняли с очереди на улучшение жилищных условий

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделение и переоформление очереди регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь, Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение).

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае:

1. если отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;
2. выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений;
3. прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4. представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
5. подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
6. непредставления в соответствии с пунктом 30 Положения необходимых документов;
7. добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров (в г. Минске — менее 10 кв. метров) на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
8. отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с абзацем восьмым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
9. отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования);
10. выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.

По письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия с представлением документов.
Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста — с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.
По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится:
объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;
разделение очереди членов, бывших членов семьи.
Гражданин при подаче заявления об объединении или разделении очереди должен представить документы, названные в подпункте 13.1 пункта 13 Положения. Документы, указанные в подпунктах 13.7 и 13.8 пункта 13 Положения, прилагаются к заявлению в зависимости от оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста — с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.
Если в период пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С необходимостью улучшения условий проживания сталкиваются многие граждане нашей страны, но далеко не всем выдается возможность получения жилья – т.к. законом установлен круг лиц, которые могут претендовать на выделение жилых помещений. Но как поступить, если гражданин встал на учет в качестве нуждающегося, но его сняли с очереди на улучшение жилищных условий? Возможно ли снова попытаться встать на учет или нужно действовать другим образом?

Основания для снятия с учета на помещения по договору социального найма

В первую очередь, необходимо отметить, что, согласно нормам кодекса, безосновательно снять граждан с очереди на получение помещения по договору социального найма, уполномоченный орган не вправе. Но если появятся обстоятельства, установленные жилищным кодексом (а именно – ст. 56 жилищного кодекса РФ), то это будет сделано незамедлительно и лицо перестанет числиться на соответствующем учете. Так, снять граждан с очереди на предоставление жилых помещений могут:

  • Если от самого гражданина поступило соответствующее заявление

К примеру, он решил переехать в другую страну, уже разрешил вопрос самостоятельно и приобрел недвижимость или же решил отказаться от очереди по другим причинам. Если гражданин решил сняться с соответствующего учета, то ему достаточно подать заявление, без указания причины.

  • При выявлении факта намеренного ухудшения

Если будет выявлено, что граждане намеренно ухудшили условия своего проживания с целью постановки на учет. К примеру, переоформил имеющуюся у него жилплощадь на 3-х лиц или родственников.

  • При улучшении материального положения семьи и потере оснований, по которым было осуществлено предоставление жилого помещения по договору социального найма

В случае, если у семьи, поставленной на очередь, улучшилось материальное положение и она перестала считаться малоимущей, то она теряет возможность на предоставление жилых площадей. Так, если гражданин получил наследство или же его повысили на работе и увеличили уровень оклада, то он теряет возможность получения жилплощади.

  • При приобретении дачи

Снятие с очереди и аннулирование в учете при приобретении дачи происходит только в случае, если она была признана пригодной для проживания там круглый год (т.е. имеет все необходимые коммуникации). Если же дача может быть использована только в летний период, то за гражданином остается право ожидать выделения жилплощади.

  • При увольнении с предприятия, которым должно было быть предоставлено жилье

Если гражданин уволился с предприятия, которое его и поставило на учет для выделения жилой площади, то при увольнении он теряет право претендовать на него в дальнейшем.

  • При предоставлении недостоверных сведений при постановке на учет для получения помещения по договору социального найма

Если после того, как произошла постановка на очередь выяснилось, что сведения, представленные гражданином, которые и послужили основанием, являются недостоверными. Это касается различных сведений – как личных данных лица и его родственников, так и иной информации – к примеру, уровня заработной платы или отсутствия в собственности жилплощади.

  • Если гражданину была выделена материальная помощь на жилье (покупки либо строительства)

В случае, если гражданам была выделена материальная помощь от государства на приобретение жилья или строительство дома, то с учета они также снимаются.

  • При переезде семьи в другую страну либо регион России

Также, согласно жилищного кодекса РФ, семьи (или отдельно взятые граждане) исключаются из списка нуждающихся в жилых помещениях в случае, если они покидают свой регион проживания. Для постановки на выдачу жилых площадей в другом регионе им потребуется обращаться повторно. Если же переезд осуществляется в пределах региона, то снятие с очередей будет являться неправомерным.

Если одно из вышеперечисленных обстоятельств имело место быть, то снятие с очереди на улучшение жилищных условий является правомерным и оспаривать его будет бесполезно. Так, после поступления заявления от семьи (либо отдельно взятого лица) или выявления оснований, при выявлении которых происходит снятие с учета, сотрудники уполномоченного органа (Департамента жилищной политики) в течение 1 месяца принимают соответствующее решение, которое направляется лицу.

Но если гражданина или члена его семьи сняли безосновательно или же он не согласен с указанными в отказе обстоятельствами?

Порядок действий

При снятии граждан с учета нуждающихся в жилой площади, им необходимо действовать следующим образом:

  1. В первую очередь, требуется обратиться в уполномоченный орган, который осуществляет принятия данных решений (тот же, что и ставил на соответствующий учет). При обращении в уполномоченный орган, туда необходимо передать заявление с требованием об обосновании снятия.
  2. После того, как уполномоченный орган, предоставил ответ, с ним необходимо подробно ознакомиться – если выяснится, что основания, действительно, были, то дальнейшие действия предпринимать не имеет смысла т.к. в любом случае будет дан отказ. Если же выяснится, что отказано гражданину было безосновательно, то это является поводом для обращения в суд РФ с целью защиты своих прав.

Рассмотрение дела в судебном порядке

Для оспаривания решения уполномоченного органа в отношении отказа от предоставления жилых площадей, необходимо составить исковое заявление и действовать в порядке, установленном действующим законодательством РФ, обратившись в суд. Важно отметить, что в суд может быть принято, как заявление от самих граждан, так и от их представителей, имеющих соответствующую доверенность – именно поэтому большинство компаний и частных лиц используют это право, привлекая к рассмотрению жилищного юриста или жилищного адвоката, которые знают, как действовать правильно. Специалисты в данной области, в свою очередь, составляют иск, а также подготавливают иные документы, подтверждающие, что основания для снятия с учетов на помещения являются незаконными. В данном случае, к исковому заявлению необходимо будет приложить выписку из домовой книги, копии паспортов, копии свидетельств о рождении детей, а также выписку, полученную в финансовом учреждении. В некоторых случаях может потребоваться предоставление дополнительной документации – в зависимости от ситуации.

Судья, в свою очередь, рассматривает поданные документы и решает – принять иск к производству или же по каким-либо причинам отказать. Важно отметить, что при обращении специалистов вероятность отказа минимальна, в то время как при подаче заявлений от лиц, не имеющих соответствующего опыта, отказы выносятся гораздо чаще.

Если с документами все в порядке, то иск принимается к производству и назначается дата и время его рассмотрения, после чего судьей выносится решение –имел право уполномоченный орган на принятия такого решения или же нет. Если судья решит, что действия уполномоченного органа были неправомерны, то это будет являться основанием для возврата гражданину права на постановку на учет с сохранением очереди. В этом случае гражданин будет вправе снова находиться на учете и ожидать выделения жилых помещений необходимой площади.

Сняли с очереди на улучшение жилищных условий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *