Отбывание наказания в дисциплинарной воинской части

СТ 156 УИК РФ

1. В дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных военнослужащих и персонала указанной воинской части.

2. Осужденные военнослужащие обязаны соблюдать требования режима, установленные в дисциплинарной воинской части.

3. В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия.

Комментарий к Ст. 156 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. По своему содержанию режим в дисциплинарной воинской части специфичен. С одной стороны, он характеризуется меньшей степенью правоограничений по сравнению с режимом отбывания наказания в виде лишения свободы, а с другой — осуществляется в условиях прохождения осужденными военной службы (ст. 158 — 162 УИК РФ).

Режим в дисциплинарной воинской части обеспечивает:

— исправление осужденных военнослужащих;

— воспитание у них воинской дисциплины;

— сознательное отношение к военной службе;

— исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке;

— реализацию их прав и законных интересов;

— охрану осужденных и надзор за ними;

— личную безопасность осужденных и персонала воинской части.

Кроме того, режим в дисциплинарной воинской части создает условия для применения к осужденным других средств исправления. От реального состояния режима зависит, по нашему мнению, эффективность применения к осужденным остальных средств исправления.

2. В период содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия.

Распорядок дня в дисциплинарной воинской части устанавливает командир дисциплинарной воинской части.

В распорядке дня обязательно предусматриваются: работа на производстве — восемь часов, ночной сон — восемь часов, принятие пищи — три раза в день, один день в неделю (суббота) для занятий по военной подготовке — шесть часов (п. 58 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими).

Исполнение наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части Execution of sentences of detention in a disciplinary military unit

Эйвазов Александр Хикметович,

студент 4 курса Юридического фак-та, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления e-mail: eivazov_aleksand@mail. ru

Eivazov Alexander,

4th year student Law faculty,

Аннотация.

Одной из наиболее закрытых система общества является каста военнослужащих. Законодательно предписан даже особый вид наказания как содержание в дисциплинарной воинской части. В отечественной литературе изредка можно встретить серьезные исследования в виду закрытости данного режима исполнения наказания.

Ключевые слова:

Россия, вооруженные силы, наказание, дисбат, дисрота.

Key words:

Russian armed forces, punishment, disciplinary battalion, kindness.

Одним из видов наказаний, регламентированных российским уголовным законом, является предусмотренное п. «к» ст. 44 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части (далее — ДВЧ). Данный вид наказания применяется только судами в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ о преступлениях против военной службы (Глава 33 УК РФ) в отношении специального субъекта преступления — военнослужащего. Наказание в виде содержания в ДВЧ назначается, в силу ч. 1 ст. 55 УК РФ, на срок от 3 месяцев до 2 лет следующим категориям военнослужащих:

1) проходящим военную службу по призыву;

2) проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву30.

Содержание в дисциплинарной воинской части, — по мнению Ахметшина Х.М., — «наиболее строгое из всех специальных видов наказаний. Однако сфера его применения ограничена конкретно определенным перечнем лиц, которым оно может быть назначено, и кругом преступлений»31. Подобный подход исходит из количественного по кругу лиц, а не качественного анализа по характеру и степени воздействия подобного вида наказания. В силу ч. 2 ст. 55 УК РФ, при содержании в ДВЧ вместо лишения свободы срок содержания в ДВЧ

31 Военно-уголовное право: Учебник / под ред. Х.М. Ахметшин, И.Ю. Белый, Ф.С. Бражник и др. — М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 93. — с. 76.

определяется из расчета по формуле: «1 день лишения свободы за один день содержания в ДВЧ». При этом, Пленум Верховного Суда РФ в пп. «а» п. 12 Постановления ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» разъяснил, что лицо, которому за совершенное преступление суд в соответствии с ч. 1 ст. 55 УК РФ вместо лишения свободы суд назначил наказание в виде содержания в ДВЧ не может рассматриваться как ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы32.

Обязательным условием для размещения ДВЧ является ее географическая дистанцированность от воинских частей гарнизона. Перминов О.Г. отмечает, что «территория ДВЧ должна быть огорожена прочным забором и колючей проволокой в два ряда высотой не менее 2,5 метра и оборудована техническими средствами охраны»33. По своему виду ДВЧ очень напоминает трудовой лагерь. В дополнение, согласно п. 6 «Положения о дисциплинарной воинской части», склады оружия и боеприпасов располагаются вне территории, на которой размещаются и обслуживаются осужденные военнослужащие34, что еще больше говорит о повышенном уровне обеспокоенности по обеспечению безопасности общества и государства от военнослужащих, совершивших преступления, пускай формально подпадающие под преступления небольшой тяжести. Общее руководство дисциплинарными воинскими частями возложено на начальника органа военной полиции Вооруженных Сил РФ.

Одновременно законодательно установлено в порядке ч. 2 ст. 155 УИК РФ, что «осужденные военнослужащие обязаны соблюдать требования режима, установленные в ДВЧ». Поэтому Бочарова О.В. полагает, что «режим ДВЧ схож с режимом в местах лишения свободы с воинской спецификой»35. Тем не менее, одно дело лишение свободы как вид наказания, другое — воинская дисциплина. Военнослужащие, осужденные к содержанию в ДВЧ, в силу ч. 1 ст. 155 УИК РФ, отбывают наказание в специально предназначенных для этого отдельных дисциплинарных батальонах (дисбатов) и отдельных дисциплинарных ротах (дисротах).

Председатель Военной коллегии Верховного суда РФ В.В. Хомчик отмечал, что «если в 2008 году за все виды преступлений в армии и на флоте было осуждено 9 310 военнослужащих, то в 2009 году эта цифра составила 9 232. Снижение, как видим, на 0,8%. Таким образом, несмотря на значительное сокращение офицерского состава и контрактников в рамках реформирования Вооруженных сил, численность преступлений в армии не снижается»36. На эту же мысль указывал профессор Ю.М. Антонян, приводя данные, согласно которым зарегистрированная преступность военнослужащих в 1991 г. составляла 31 260 преступлений, а в 1992 г. (и это еще при сокращении числа военнослужащих за счет упразднения единых ВС СССР и создании ВС РСФСР!) — 40 315, т.е. увеличилась на 29%37.

Советский опыт исходил из того, что чем больше солдат будет в дисбатах и дисротах — тем более будет усилена тяга к труду, тем более будет усилен идеологический надзор и дисциплина в войсках. Тем не менее, такой вид наказания как содержание в ДВЧ применяется в РФ крайне редко, отдавая предпочтение осуждению военнослужащего к лишению свободы. Это можно увидеть из приведенной статистической информации Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ, согласно которой, в 2010-е годы число подвергнутых ему резко сократилось: достаточно увидеть, что в 2010 году содержание в ДВЧ было назначено 503 военнослужащему, а в 2014 году — только 181. Следует учитывать, что воинская преступность в современный период усиления внимания государства за военным строительством в виду обострившейся в военно-политическом плане мировой обстановки — латентизируется, тем не менее, она неотделима от общей криминализации российского общества.

В силу ч. 3 ст. 156 УИК РФ законодательно предписано, что в период отбывания содержания в ДВЧ все осужденные военнослужащие без исключения и независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной ДВЧ форму одежды и знаки различия. При этом знаки различия не должны носить дискриминационный или другой унижающий человеческое достоинство характер, однако соответствующей нормы в законодательстве нет. В то же время вызывает практический интерес тот факт, что юридически, т.е. в порядке ст. 48 УК РФ, лишить воинского звания может только суд и при том условии, что при осуждении может грозить за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Таким образом, фактическое лишение воинского звания и сравнение, к примеру, офицера в правовому положении с рядовым солдатом формально-юридически не признается нарушением закона. Однако по сути это «уравнение» носит функцию морально-психологического воздействия, по факту — давления на личность военнослужащего. Уравнение в чинах и званиях, происходящее в дисбатах и дисротах лишает офицера привилегии, протекции и уважения со стороны других военнослужащих, содержащихся в ДВЧ, что делает его социальное положение более уязвимым. Нередки бывают случаи

32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 7, 2014.

33 Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов. — М.: Норма, 2010. — с. 202.

35 Бочарова О.В. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. тех. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. — с. 107.

36 Крецуп Р. Константа преступлений // URL: http://vz.ru/society/2010/3/23/386128.html (дата обращения: 09.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Криминология: учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — с. 467.

физической расправы над «офицерами». Особую роль в выявлении подобных нарушений должна играть военная прокуратура.

Следует учесть, что при назначении судами наказания в виде содержания в ДВЧ, судьи руководствуются, в частности, тем, есть ли возможность фактически доставить военнослужащего в дисбат или дисроту. Это обусловлено тем, что если в 2010 году в России функционировало 5 ДВЧ (3 в европейской части и 2 в азиатской части России), то в настоящий момент действует всего 2 дисциплинарные воинские части:

• 28-й отдельный дисциплинарный батальон (одисб), поселок Мулино, Нижегородская область, Западный военный округ, В/Ч № 12801;

• 36-й отдельный дисциплинарный батальон (одисб), поселок Каштак, Читинская область, Восточный военный округ, В/Ч № 44311.

В научной доктрине так и не пришли к единому пониманию цели содержания военнослужащих в ДВЧ. Так, Перминов О.Г. полагает, что «важнейшим средством оказания исправительного воздействия на осужденных является проведение воспитательной работы»38, однако его позиции противостоят, например, Малинин В.Б. и Смирнов Л.Б. считающие, что «труд осужденных военнослужащих является одним из основных средств их исправления»39. Дело в том, что конструкция относительно характера средств исправления осужденных военнослужащих предусматривает применение основных средств исправления (перечислены в ст. 9 УИК РФ), а «иных средства, обусловленные прохождением военной службы» выступают здесь формально в качестве субсидированных средств исправления. Несмотря на подобную законодательную конструкцию, на практике случается, что субсидированное поглощает основное и единственными формами социального взаимодействия становится формулы «приказ-исполнение», «неисполнение — наказание».

Осужденные военнослужащие привлекаются к труду, в силу ч. 1 ст. 164 УИК РФ, непосредственно на объектах ДВЧ, в которой отбывают наказание, либо на других объектах, специально определяемых Министерством обороны РФ, а также для выполнения работ по обустройству самой ДВЧ, однако при невозможности обеспечения осужденных военнослужащих работой на указанных объектах — их могут привлекать к труду в других организациях при соблюдении требований режима ДВЧ. По этому поводу Буркеев В.В. отмечает, что «ни слова не говорится об обязанности осужденных трудиться. Должно быть, законодатель исходит из обязательности беспрекословного исполнения всех приказов командования, что превращает военнослужащих в дешевую рабочую силу»40. Действительно, в практике нередки были случаи привлечения военнослужащих из дисбатов на строительства дач своим начальникам или на работы по вырубке леса для иностранных коммерческих организаций. Тем не менее, приказ командования не должен подменять собой положение ст. 37 Конституции РФ о «свободе труда», что на практике может привести к ограничению в виду «специфики воинской дисциплины».

Организация и оплата труда осужденных военнослужащих осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ о труде (Раздел X. «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ) т.е. с соблюдением установленных требований в части охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также существующих расценок на предприятиях по месту привлечения к труду. Однако в отличии от законопослушного гражданина, осужденные военнослужащие, в силу ч. 5 ст. 164 УИК РФ, получают за свой труд только 50% причитывающейся им зарплаты, которая зачисляется на их лицевые счета. Создается впечатление, что военнослужащие являются алиментщикими. Другая половина перечисляется на счет ДВЧ с целью ее последующего обустройства, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и удовлетворения других социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Как отмечают Малинин В.Б и Смирнов Л.Б., «данное ограничение предусмотрено с учетом того обстоятельства, что осужденным военнослужащим в ДВЧ предоставляется бесплатное питание, вещевое довольствие, коммунально-бытовое и медицинское обслуживание, выплачивается ежемесячное денежное содержание»41. Однако следует учитывать, что сама стоимость выполненных осужденными военнослужащими работ монопольно определяется, в соответствии с ч. 4 ст. 164 УИК РФ, по расценкам, установленным в организациях, в которых и работают осужденные военнослужащие. Военно -пенитенциарное законодательство совершенно не учитывает возможное наличие опыта и квалификации военнослужащего. Ни о каких профсоюзах военнослужащих в дисбатах и дисротах даже и не идет речи.

Согласно ст. 169 УИК РФ применение мер поощрения и мер взыскания является правом командиров ДВЧ. Однако в силу п. 17 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, «поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Командир (начальник) в пределах прав, определенных настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе»42. Примечательно, что эти основания, являясь сугубо субъективно-оценочными понятиями,

38 Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов. — М.: Норма, 2010. — с. 208.

39 Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. — М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2009. — с. 309.

40 Буркеев В.В. Дисциплинарная воинская часть: Проблемы назначения и исполнения наказания. — Ростов-на-Дону, 2004. -с. 174.

41 Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. — М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2009. — с. 309.

недосягаемы для мер военно-прокурорского реагирования на факты невыполнения мер поощрений командиром (начальником).

Согласно положениям ч. 3 ст. 171 УИК РФ, порядок зачета времени пребывания осужденных военнослужащих в ДВЧ в общий срок военной службы определяется Министерством обороны РФ, в то время как по общему правилу в силу ч. 1 ст. 171 УИК РФ, время пребывания осужденного военнослужащего в ДВЧ в общий срок военной службы не засчитывается. Следовательно, даже по отбытии наказания в виде содержания в ДВЧ военнослужащий должен будет вновь заступить на службу. В случае, если это был солдат срочной службы, то ему необходимо будет свой год дослужить; в случаях с контрактниками — на практике бывают случаи увольнения на следующий день после доставления из ДВЧ в воинскую часть путем соответственно расторжения контракта.

Руководствуясь п. 33 Приказа Минобороны РФ от 29 июля 1997 года № 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими», командующему войсками военного округа (флотом) предоставляется право засчитывать время отбывания наказания в ДВЧ в общий срок военной службы осужденным военнослужащим, которые:

1) овладели воинской специальностью,

2) знают и точно выполняют требования воинских уставов,

3) и безупречно несут службу,

4) освобождены из ДВЧ после истечения срока их призыва.

Субъектами возбуждения ходатайства о зачете времени отбывания наказания в ДВЧ в общий срок военной службы в порядке п. 34 «Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» могут быть только следующие лица:

1) командир воинской части, в которую прибыл освобожденный из ДВЧ, — не ранее чем через три месяца после прибытия его в часть;

2) командиром ДВЧ в отношении лиц, у которых истек срок военной службы, — за один — два месяца до

окончания срока наказания43.

Ходатайство о зачете времени отбывания наказания в ДВЧ в общий срок военной службы указанным лицам, освобожденным условно-досрочно, докладывается соответствующему командующему не позднее чем через три дня после поступления в ДВЧ копии определения суда об условно-досрочном освобождении.

Справедливо можно прийти к следующим выводам:

— военно-пенитенциарное законодательство в ряде случаев идет в разрез или вовсе сводит на нет положения уголовно-исполнительного закона;

— правовое положение военнослужащих офицерского состава, содержащихся в ДВЧ, является наименее защищенным;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— право на труд и на справедливую зарплату фактически приобретает усеченный характер;

— субъектами ходатайства о зачете времени отбывания наказания в ДВЧ в общий срок военной службы являются лица, в целом не заинтересованные в пользе ресоциализации военнослужащего;

— содержание в ДВЧ является гибридной формой уголовно-исполнительного воздействия на психологию и поведение личности по формированию правопослушного военнослужащего и его личности уже после службы в армии.

43 Приказ Минобороны РФ от 29.07.1997 № 302 (ред. от 04.09.2006) «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.1997 № 1425) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 1998.

Отбывание наказания в дисциплинарной воинской части

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *