Особый порядок, что это?

Адвокат по уголовным делам в особом порядке судебного разбирательства

В этой статье я попытаюсь поделится и прокомментировать своему клиенту, что такое особый порядок принятия судебного постановления, в каких случаях судья при разбирательстве поступившего в суд уголовного дела, не исследует все обстоятельства совершения преступления а ограничивается только материалами следствия.

Я думаю, что при принятии законодателем решения о введения в практику российских судов это вида судебного решения, не последнюю роль сыграла большая загруженность суда от дел, которые можно решить в упрощенном порядке. При этом законодатель предполагал что это будут дела не большой общественной опасности и преступления по своей природе не вызывающие в обществе большой резонанс. Так оно и стало.

Однако есть и противники этого способа судебного разбирательства, которые сомневались в правильности поведения суда, идущего по следу обвинению и полностью полагающегося на безоговорочное признание обвиняемого в преступлении. Среди них есть и адвокаты и прокуроры.

Сторонники отрицания такого вида правосудия считают, что нельзя полностью доверять прокурору с обвинительным заключением и адвокату с его юридическими консультациями, которые являются обязательными при особом порядке. По их мнению, эта спешка способна толкнуть суд на принятие незаконного приговора и как следствие возникновения ряда грубых судебных ошибок. А ведь ошибки вследствие принятия незаконного в таком порядке приговора, в присутствии адвоката после всех юридических консультаций с обвиняемым и разъяснения непосредственно судом перед проведением особого порядка, исправить довольно очень трудно, а порою просто не возможно. Адвокаты об этом знают не по наслышке.

Сторонники отрицательного отзыва опасались, что система судебного правосудия безропотно уйдет от своего традиционного пути принятия судебного вердикта и на основе не исследования доказательств непосредственно в зале судебного заседания по большой части будет «штамповать» обвинительные приговоры, слепо оглядываясь на прокурора, адвоката, заинтересованных в его смягчении и на указанный предел наказания, предусмотренный в кодексе.
Да, конечно в какой то мере они правы. При рассмотрение уголовного дела, как определено при особом порядке, отсутствует самый главный принцип свершения правосудия это состязательность адвоката с прокурором, обвинения и защиты, по результатам спора и исследовании материалов которых, суд может вынести судьбоносный и справедливый приговор.

Однако закон принят и в настоящее время при вынесении приговора, главный критерий, по которому уголовное дело может быть рассмотрено в особом порядке это: малая общественная опасность; минимальность срока наказания; незначительность расследования уголовного дела; личностные характеристики обвиняемого.

Нельзя говорить о том, что судья приняв дело к своему производству, ознакомившись с обвинительным заключением, ходатайством адвоката и документами других участников разбирательства, слепо приступает к рассмотрению дела в особом порядке. Конечно, нет.

После изучения всего объема дела, суд вправе не проводя оценки и иного судебного исследования в единоличном порядке вынести приговор, однако при этом судья предварительно, должен быть, будучи убежденным, что обвинение подтверждается не только показаниями одного лица, совершившего преступление, но и другими доказательствами. В случае обнаружении судом доказательств формально подкрепленных только одними признаниями, судья имеет право назначить процесс в общем порядке.
Следует так же знать, что желание обвиняемого подать ходатайство о проведении суда в особом порядке, может быть подано следователю на момент ознакомления адвокатом и подзащитным с делом. Данное заявление можно подать и судье на предварительном слушании дела. Форма и содержание заявления о желании обвиняемого воспользоваться этим порядком, законом не установлена. Единственное условие, что перед написанием ходатайства обвиняемый обязан получить юридическую консультацию у своего адвоката.
статью подготовил
адвокат Водпьянов В.А.

1. Судебное заседание по ходатайству подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением проводится в порядке, установленном главами 35, 36, 38 и 39 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.

2. Судебное заседание проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника.

3. Рассмотрение ходатайства подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения — с изложения обвинения частным обвинителем.

4. Судья разъясняет ему порядок и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства и опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, согласен ли он с обвинением и поддерживает ли свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявлено ли это ходатайство добровольно и после консультации с защитником, осознает ли он последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. При участии в судебном заседании потерпевшего судья выясняет у него отношение к ходатайству подсудимого.

5. Судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

6. При возражении подсудимого, государственного или частного обвинителя, потерпевшего против постановления приговора без проведения судебного разбирательства либо по собственной инициативе судья выносит постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

7. Если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

8. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, с обвинением в совершении которого согласился подсудимый, а также выводы суда о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Анализ доказательств и их оценка судьей в приговоре не отражаются.

9. После провозглашения приговора судья разъясняет сторонам право и порядок его обжалования, предусмотренные главой 45-1 настоящего Кодекса.

10. Процессуальные издержки, предусмотренные статьей 131 настоящего Кодекса, взысканию с подсудимого не подлежат.

Комментарий к статье 316

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в случае, если обвиняемым при ознакомлении с материалами уголовного дела либо при проведении предварительного слушания было заявлено ходатайство о применении особого порядка принятия судебного решения и другие участники судопроизводства против этого не возражали, судебное заседание и вынесение окончательного решения по делу проводится по правилам, установленным данной статьей. В связи с этим содержащееся в статье положение о том, что в таких случаях постановление приговора осуществляется «без проведения судебного разбирательства», не следует воспринимать буквально, как исключающее стадию судебного разбирательства. Предусмотренный гл. 40 УПК особый порядок принятия решения предполагает только значительное сокращение судебного следствия и судебных прений, но не полный отказ от этих и иных этапов судебного разбирательства (подготовительной части судебного заседания, последнего слова подсудимого, постановления и провозглашения приговора). В частности, всем лицам, участвующим в судебном заседании как на стороне защиты, так и на стороне обвинения, должна быть обеспечена возможность заявить отводы судье, секретарю судебного заседания, государственному обвинителю, защитнику, переводчику.

2. По смыслу комментируемой статьи в случае заявления обвиняемым ходатайства об использовании особого порядка судебного разбирательства уголовное дело во всяком случае подлежит рассмотрению единолично судьей, даже если это дело относится к числу тех, которые согласно ч. 2 ст. 30 УПК могут рассматриваться по ходатайству обвиняемого судом с участием присяжных заседателей или коллегий в составе трех профессиональных судей.

3. В судебном заседании, проводимом по ходатайству обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, обязательно участие подсудимого и его защитника. Кроме того, в соответствии с требованиями гл. 35 УПК в судебном заседании обязательным является участие государственного или частного обвинителя. Законный представитель подсудимого, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, их представители также могут участвовать в судебном заседании, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела. Свидетели, эксперты, специалисты в судебное заседание не вызываются.

4. По делам, рассматриваемым в порядке, установленном гл. 40 УПК, судебное следствие начинается с изложения государственным или частным обвинителем выдвинутого против подсудимого обвинения и установления того, понятно ли это обвинение подсудимому и согласен ли он с ним. Выясняя вслед за этим, поддерживает ли подсудимый ходатайство об особом порядке рассмотрения дела и согласны ли государственный и частный обвинитель, а также потерпевший или его представитель с таким порядком рассмотрения дела, суд обеспечивает проверку в условиях открытого судебного слушания наличия установленных законом предпосылок для использования упрощенного порядка судебного разбирательства. Отказ перечисленных участников уголовного судопроизводства от ранее высказанной ими позиции относительно возможности постановления приговора без проведения судебного разбирательства в полном объеме влечет прекращение особого порядка судебного разбирательства и назначение рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

Заявление обвиняемым ходатайства о применении особого порядка постановления приговора не исключает возможности реализации прокурором или иным государственным обвинителем своего полномочия отказаться от обвинения или изменить обвинение в сторону смягчения. В таких случаях суд соответственно принимает решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо постановляет в процедуре особого порядка судебного производства обвинительный приговор в рамках измененного обвинения.

5. Пределы прав суда в решении (в приговоре) вопроса о виновности обвиняемого ограничиваются рамками, определенными обвинительным заключением или обвинительным актом. Если же в результате рассмотрения материалов дела судья придет к выводу, что в какой-либо части обвинение не нашло своего подтверждения, он должен прекратить особый порядок судебного разбирательства и назначить новое заседание в общем порядке с тем, чтобы другим участникам процесса была обеспечена возможность высказать свое мнение по существу обвинения.

6. Указание в ч. 7 комментируемой статьи на то, что суд, признав предъявленное подсудимому обвинение обоснованным, постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого наказания, не исключает возможности вынесения судом обвинительного приговора с освобождением от наказания (например, в случае издания акта об амнистии) или без назначения наказания либо постановления о прекращении уголовного дела при наличии на то оснований, установленных УК и УПК, в частности в связи с освобождением подсудимого от уголовной ответственности.

7. Положения ч. 5 и 8 комментируемой статьи о том, что судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств по делу и не отражает в приговоре оценку и анализ доказательств, не освобождает судью, рассматривающего уголовное дело в порядке гл. 40 УПК, от необходимости тщательного изучения вне рамок судебного заседания всех материалов уголовного дела с целью проверки обоснованности предъявленного подсудимому обвинения, а также от исследования и анализа в судебном заседании всех тех доказательств, которые относятся непосредственно к характеристике личности подсудимого, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим наказание или исключающим возможность производства по уголовному делу.

Сегодня Президент РФ подписал закон, который исключает рассмотрение судом уголовного дела о тяжком преступлении (наказание за которое не более 10 лет лишения свободы) в особом порядке судебного разбирательства, то есть при заявленном ходатайстве подсудимого о согласии с предъявленным обвинением и постановлении обвинительного приговора без исследования доказательств. Соответствующие поправки внесены в ст. 314 и ст. 316 Уголовно-процессуального кодекса.

В этой связи ч. 1 ст. 314 УПК РФ в новой редакции предусматривает применение особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам только о преступлениях небольшой и средней тяжести, к которым в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса относятся преступления с максимальным наказанием не более 5 лет лишения свободы и все неосторожные деяния. Также ст. 316 УПК РФ дополнена ч. 9.1, закрепляющей право судьи по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела при наличии оснований, установленных ст. 25.1, 28.1 и 239 УПК РФ (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 224-ФЗ).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Инициатором поправок выступил Верховный Суд Российской Федерации, который указал, что дела о преступлениях, отнесенных к категории тяжких ввиду их повышенной общественной опасности, являются особо сложными и требуют высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия, обеспечить которые возможно только при рассмотрении дела в общем порядке судебного разбирательства в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2020 года №535 внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года No 1200 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок с применением особого порядка»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года No 1200 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок с применением особого порядка» (САПП Республики Казахстан, 2015 г., No 89-90 ст. 636) следующие изменения и дополнения:

в Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденных указанным постановлением: подпункт 7) пункта 6 изложить в следующей редакции:
«7) сведения о потенциальных поставщиках для формирования и утверждения списка потенциальных поставщиков для специальных государственных органов.»;
пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Государственные закупки способом конкурса осуществляются без размещения на веб-портале государственных закупок (далее – веб-портал) и интернет-ресурсе заказчиков извещения об осуществлении государственных закупок способом конкурса (далее — извещение), текстов конкурсной документации, подписанных протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколов о предварительном допуске к участию в конкурсе, допуске и итогах государственных закупок способом конкурса, за исключением случая, установленного пунктом 10-1 настоящих Правил.»;
дополнить пунктом 10-1 следующего содержания: «10-1. Государственные закупки способом конкурса, за исключением государственных закупок способом конкурса специальных государственных органов, осуществляются путем размещения на веб-портале объявления о планируемых государственных закупках (краткая информация по видам товаров, работ, услуг).
При этом, процедура формирования списка потенциальных поставщиков осуществляется организатором государственных закупок с учетом требований, предусмотренных пунктами 28-1, 28-2, 28-3, 28-4 и 29-1 настоящих Правил.»;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Организация и проведение государственных закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых способом конкурса, предусматривают выполнение следующих последовательных мероприятий:
1) определение заказчиком организатора государственных закупок уполномоченного представителя заказчика;
2) определение организатором государственных закупок уполномоченного представителя организатора государственных закупок;
3) разработка организатором государственных закупок конкурсной документации, а также формирование и утверждение, при необходимости, состава экспертной комиссии (эксперта);
4) формирование и представление на утверждение организатором государственных закупок состава конкурсной комиссии, секретаря конкурсной комиссии;
5) утверждение заказчиком конкурсной документации;
6) утверждение заказчиком, организатором списка потенциальных поставщиков;
7) размещение организатором государственных закупок на веб-портале объявления о планируемых государственных закупках;
8) формирование организатором государственных закупок на веб-портале списка потенциальных поставщиков, подавших ходатайство об участии в проводимых государственных закупках;
9) проверка организатором государственных закупок потенциальных поставщиков, подавших ходатайство на соответствие требованиям, установленным пунктом 29-1 настоящих Правил;
10) направление посредством веб-портала потенциальным поставщикам, не включенным в список потенциальных поставщиков, уведомления с указанием причины их не включения;
11) извещение организатором государственных закупок потенциальных поставщиков об осуществлении государственных закупок товаров, работ, услуг способом конкурса;
12) представление организатором государственных закупок копии конкурсной документации потенциальным поставщикам, изъявившим желание участвовать в государственных закупках товаров, работ, услуг способом конкурса, а также внесение сведений о таких потенциальных поставщиках в журнал регистрации лиц, получивших конкурсную документацию;
13) разъяснение организатором государственных закупок положений конкурсной документации потенциальным поставщикам, получившим ее копию в случаях, предусмотренных пунктами 38-40 настоящих Правил;
14) регистрация организатором государственных закупок в журнале регистрации заявок на участие в конкурсе;
15) вскрытие конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также оформление соответствующего протокола заседания конкурсной комиссии;
16) направление (представление) организатором государственных закупок копий протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в государственных закупках потенциальным поставщикам либо их уполномоченным представителям, сведения о которых внесены в журнал регистрации заявок на участие в конкурсе;
17) рассмотрение конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе для определения потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;

18) формирование конкурсной комиссией перечня потенциальных поставщиков, которые не допущены к участию в конкурсе, и оформление соответствующего протокола о предварительном допуске;
19) направление (представление) организатором государственных закупок потенциальным поставщикам, представившим заявки на участие в конкурсе, копий протокола о предварительном допуске;
20) приведение заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации;
21) формирование конкурсной комиссией перечня потенциальных поставщиков, которые допущены к участию в конкурсе, и оформление соответствующего протокола о допуске;
22) направление (представление) организатором государственных закупок потенциальным поставщикам, представившим заявки на участие в конкурсе, копий протокола о допуске;
23) регистрация организатором государственных закупок сведений в журнале регистрации конкурсных ценовых предложений, представленных потенциальными поставщиками, допущенными к участию в конкурсе, конвертов с конкурсными ценовыми предложениями;
24) вскрытие конвертов с конкурсными ценовыми предложениями участников конкурса, оценка и сопоставление конкурсной комиссией конкурсных ценовых предложений (подведение итогов государственных закупок способом конкурса);
25) оформление и подписание конкурсной комиссией протокола об итогах государственных закупок способом конкурса и его направление организатором государственных закупок потенциальным поставщикам, допущенным к участию в конкурсе;
26) заключение заказчиком договора о государственных закупках с победителем конкурса. Мероприятия, предусмотренные подпунктами 7), 8), 9) и 10) настоящего пункта не распространяются на специальные государственные органы.»;
подраздел 3 изложить в следующей редакции:
«3. Формирование и утверждение списка потенциальных поставщиков
28. При проведении государственных закупок способом конкурса с применением закрытых процедур организатор государственных закупок направляет в адрес потенциальных поставщиков, включенных в список потенциальных поставщиков, извещение об осуществлении государственных закупок, за исключением случаев, установленных пунктами 28-1, 28-2, 28-3, 28-4, 29-1 настоящих Правил. Потенциальные поставщики, которым направляется извещение об осуществлении государственных закупок, должны иметь разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемое в установленном порядке Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан и его органами, за исключением случаев, когда при осуществлении государственных закупок не используются сведения, относящиеся к государственным секретам, но используются сведения, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, определенные Правительством Республики Казахстан.
28-1. При проведении государственных закупок способом конкурса с применением закрытых процедур, за исключением специальных государственных органов организатор государственных закупок на веб-портале размещает объявление о планируемых государственных закупках. Объявление содержит следующую информацию:
1) полное наименование заказчика и организатора государственных закупок, их местонахождение;
2) способ и сроки осуществления государственных закупок;
3) код закупаемых товаров, работ, услуг согласно номенклатурному справочнику, утвержденному соответствующим органом;
4) дату и время приема ходатайств потенциальных поставщиков о включении в список потенциальных поставщиков. При этом, прием ходатайств потенциальных поставщиков о включении в список составляет один рабочий день с 9-00 до 18-00 (включительно) по времени города Нур-Султана;
5) краткая характеристика планируемых государственных закупок. Приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с подпунктами 4), 9), 9-1), 31), 32) и 35) статьи 39 Закона, осуществляется без размещения объявления.
В объявлении не допускается содержание сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан.
Объявление размещается организатором государственных закупок на веб-портале не менее чем за пятнадцать календарных дней до начала проведения государственных закупок.
28-2. Потенциальный поставщик, изъявивший желание принять участие в планируемых государственных закупках, посредством веб-портала подает организатору государственных закупок ходатайство о включении его в список потенциальных поставщиков. Потенциальный поставщик в подаваемом ходатайстве подтверждает соответствие требованиям, установленным в пункте 29-1 настоящих Правил. Потенциальный поставщик формирует ходатайство о включении его в список потенциальных поставщиков на веб-портале в сроки, установленные организатором государственных закупок согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам.
28-3. Организатор государственных закупок, за исключением организатора государственных закупок специальных государственных органов, в течение двух рабочих дней до начала проведения государственных закупок формирует на веб-портале список потенциальных поставщиков из числа подавших ходатайство, с проведением проверки их соответствия на требования, установленные пунктом 29-1 настоящих Правил. При этом, список потенциальных поставщиков, в адрес которых направляется извещение, может дополняться в случае если ходатайства об участии в проводимых государственных закупках не поступили или поступили менее чем от двух потенциальных поставщиков, либо после проверки, проведенной организатором государственных закупок на соответствие требованиям, установленным пунктом 29-1 настоящих Правил, допущен один потенциальный поставщик. Потенциальные поставщики, подавшие ходатайства и соответствующие требованиям, установленным пунктом 29-1 настоящих Правил, включаются в список потенциальных поставщиков, в адрес которых направляется извещение.
28-4. Организатор государственных закупок, за исключением организатора государственных закупок специальных государственных органов, направляет в адрес потенциальных поставщиков, включенных в список потенциальных поставщиков, извещение об осуществлении государственных закупок. Потенциальным поставщикам, не включенным в список, направляется уведомление об отклонении ходатайства потенциального поставщика с указанием причины их не включения. Уведомление об отклонении ходатайства потенциального поставщика направляется в течение десяти календарных дней со дня утверждения списка потенциальных поставщиков согласно приложению 1-2 к настоящим Правилам.
29. Список потенциальных поставщиков, в адрес которых будет направляться извещение, составляется заказчиком с учетом ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона, и утверждается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности. В случае проведения государственных закупок в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 7 Закона, список потенциальных поставщиков, приглашаемых к участию в конкурсе, составляется организатором государственных закупок и утверждается первым руководителем организатора либо лицом, исполняющим его обязанности, либо ответственным секретарем или иным осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности.
29-1. Список потенциальных поставщиков, в адрес которых будет направляться извещение, формируется организатором, за исключением специальных государственных органов с учетом:
1) разрешение, на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемое в установленном порядке Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан и его органами должно соответствовать предмету проводимых государственных закупок;
2) отсутствия ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона;
3) наличия соответствующей регистрации на веб-портале государственных закупок. При этом, наличие разрешения на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты, обязательно только при осуществлении государственных закупок, где используются сведения, относящиеся к государственным секретам. Список потенциальных поставщиков, в адрес которых будет направляться извещение, формируется организатором государственных закупок на веб-портале.
Список потенциальных поставщиков утверждается первым руководителем организатора либо лицом, исполняющим его обязанности.
30. По государственным закупкам товаров, работ, услуг, на производство, переработку, поставку и реализацию которых требуется право потенциального поставщика на их производство, переработку, поставку и реализацию, заказчик формирует список потенциальных поставщиков, приглашаемых к участию в конкурсе, из числа потенциальных поставщиков, имеющих соответствующие права.
При приобретении продовольственных товаров и услуг по организации питания заказчик формирует список потенциальных поставщиков, приглашаемых к участию в конкурсе, из числа отечественных товаропроизводителей и/или отечественных предпринимателей.»;
пункты 31 и 32 изложить в следующей редакции:
«31. Организатор государственных закупок не позднее трех рабочих дней со дня утверждения конкурсной документации, но не менее чем за двадцать календарных дней до окончательной даты представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе направляет в адрес потенциальных поставщиков, включенных в список потенциальных поставщиков, извещение об осуществлении государственных закупок. Извещение об осуществлении государственных закупок способом конкурса оформляется согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
В ответ на извещение по запросу потенциального поставщика организатор государственных закупок направляет копию конкурсной документации и обеспечивает регистрацию в хронологическом порядке факта представления утвержденной конкурсной документации с указанием сведений о (об) месте нахождения, почтовом адресе, а также других сведений о лице, получившем конкурсную документацию.
32. В случае осуществления повторных государственных закупок способом конкурса, организатор государственных закупок не позднее трех рабочих дней со дня утверждения конкурсной документации, но не менее чем за десять календарных дней до окончательной даты представления заявок на участие в конкурсе обязан выполнить требования, предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил. Сведения, содержащиеся в объявлении (уведомлении) организатора государственных закупок, должны соответствовать сведениям, указанным в конкурсной документации.»;
пункт 96 изложить в следующей редакции:
«96. При равенстве цен конкурсных ценовых предложений потенциальных поставщиков победителем признается потенциальный поставщик, имеющий больший опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, являющихся предметом конкурса.
При рассмотрении вопроса наличия опыта работы потенциального поставщика, участвующего в конкурсе по государственным закупкам товаров, работ, услуг, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе с учетом расчета за каждый год.
При равенстве опыта работы нескольких потенциальных поставщиков, имеющих равные цены, победителем признается участник конкурса, конкурсное ценовое предложение которого зарегистрировано ранее конкурсных ценовых предложений других потенциальных поставщиков.»;
дополнить приложениями 1-1 и 1-2 к Правилам согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению;
приложения 12, 13 и 14 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложениям 3, 4 и 5 к настоящему постановлению;
Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Назначение наказаний по делам, рассматриваемым в особом порядке

?xml:namespace>

?xml:namespace>

Суды должны при назначении наказаний в этом случае соблюдать требования закона изложенные в Главе 10 УК РФ , с учетом положения ч. 7 ст. 316 УПК РФ При этом судья должен руководствоваться

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» и п..п. 12,13,14 ПОСТАНОВЛЕНИЯ Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 N 60 «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ОСОБОГО ПОРЯДКА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ»

;

Так следует учитывать, что Глава 40 УПК РФ не содержит норм, запрещающих принимать по делу, рассматриваемому в особом порядке, иные, кроме обвинительного приговора, судебные решения, в частности, содеянное обвиняемым может быть переквалифицировано, а само уголовное дело прекращено (например, в связи с истечением сроков давности, изменением уголовного закона, примирением с потерпевшим, амнистией, отказом государственного обвинителя от обвинения) и т.д., если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются.

Если по уголовному делу, рассматриваемому в особом порядке, предъявлен гражданский иск, то при наличии соответствующих оснований он может быть оставлен без удовлетворения, производство по нему прекращено, в его удовлетворении может быть отказано либо по иску принято решение о передаче его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, если это не повлечет изменения фактических обстоятельств дела.

;

Следует помнить , что в соответствии с требованиями части 2 статьи 315 УПК РФ обвиняемый вправе заявить ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в момент ознакомления с материалами уголовного дела и на предварительном слушании, когда оно является обязательным в соответствии со статьей 229 УПК РФ, поэтому ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства может быть удовлетворено лишь в том случае, если оно заявлено до назначения судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 314 УПК РФ особый порядок судебного разбирательства может быть применен только по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы.

При этом необходимо исходить из наказания, предусмотренного санкцией статьи, вмененной обвиняемому, а не из наказания, которое может быть назначено ему с учетом обстоятельств, предусмотренных статьями 62, 64, 66, 69, 70 УК РФ.

В особом порядке могут рассматриваться уголовные дела как публичного и частно-публичного, так и частного обвинения. С учетом особенностей судопроизводства по делам частного обвинения ходатайство об особом порядке судебного разбирательства по ним может быть заявлено в период от момента вручения лицу заявления потерпевшего о привлечении его к уголовной ответственности: до вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания.

При этом мировой судья в соответствии с требованиями статьи 11 УПК РФ при вручении заявления обязан в присутствии защитника разъяснить лицу, в отношении которого оно подано, право ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства и выяснить у него, желает ли он воспользоваться этим правом, а при проведении примирительной процедуры — выяснить у потерпевшего, не возражает ли он против удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к ответственности.

;

В соответствии со статьей 316 УПК РФ по делу, рассматриваемому в особом порядке, в ходе судебного заседания могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Поскольку порядок такого исследования главой 40 УПК РФ не ограничен, оно может проводиться всеми предусмотренными уголовно-процессуальным законом способами, в том числе путем исследования дополнительно представленных материалов, а также допросов свидетелей по этим обстоятельствам.

Наказание по делам в особом порядке назначается по общим правилам назначения наказания предусмотренным уголовным законом, но с учетом особенностей применения положений ст. ч. 7 ст. 316 УПК РФ.

;

Следует учитывать , что указанное в части 7 статьи 316 УПК РФ требование о назначении подсудимому при рассмотрении дела в особом порядке наказания не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, не распространяется на дополнительные наказания и альтернативные виды наказания, указанные в санкциях статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

;

При наличии оснований, предусмотренных статьями 62, 64, 66, 68, 69 и 70 УК РФ, наказание виновному назначается по правилам как этих статей, так и части 7 статьи 316 УПК РФ и лишь после этого определяется подсудимому наказание с учетом иных положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации..

;

;

Примеры :

;

Назначение наказания по делу в особом порядке за неоконченное преступление:

;

При назначении наказания за неоконченное преступление надлежит соблюдать сроки и размеры наказания, которые в соответствии с частями второй и третьей статьи 66 УК РФ исчисляются от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за оконченное преступление.

Если назначенное по правилам, предусмотренным частями второй и третьей статьи 66 УК РФ, наказание является менее строгим, чем нижний предел санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, то ссылка на статью 64 УК РФ не требуется (например, за приготовление к преступлению, предусмотренному частью третьей статьи 162 УК РФ, может быть назначено не более шести лет лишения свободы, а минимальный размер наказания за указанное оконченное преступление — семь лет лишения свободы).

При наличии оснований предусмотренных например ч. 3 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление, а в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 316 УПК РФ при проведении судебного заседания в особом порядке судебного разбирательства при постановлении обвинительного приговора суд назначает осужденному наказание, которое не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строго наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

По смыслу закона при назначении наказания за неоконченное преступление при постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства суду следует вначале с учетом требований ст. 66 УК РФ определить максимальный срок или размер наказания, которое может быть назначено виновному, а затем в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ сократить этот срок (размер), наказания в связи с рассмотрением дела в особом порядке, лишь после этого определить подсудимому наказание с учетом прочих положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации..

Таким образом, по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 66 УК РФ и в силу ч. 7 ст. 316 УПК РФ максимальный срок наказания за совершенное например преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, — ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, не может превышать 4 лет лишения свободы ( санкция статьи до 8 лет лишения свободы)

СМ. также ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 23.10.2008 N 3-ДП08-17К.

;

Назначение наказания по делу в особом порядке при наличии смягчающих наказание обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств:

;

Согласно положениям ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, не всех, а лишь предусмотренных п. п. «и» и «к» ч. 1 ст..61 УК РФ и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

(Следует помнить ,что в соответствии со статьей 63 УК РФ перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а их установление имеет существенное значение для правильного решения вопроса об индивидуализации наказания. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания. Совершение лицом преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, законом не отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание.)

С учетом положений ч. 7 ст. 316 УПК РФ при постановлении приговора без проведения судебного разбирательства назначенное наказание не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, что например случае ст. 158 ч. 3 УК РФ составляет 4 года.( две трети от 6 лет = 4 годам )

При этом в силу части седьмой статьи 316 УПК РФ суд при наличии оснований предусмотренных ст. 62 УК РФ исчисляет три четверти срока наказания от двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, лишь после этого вправе определить подсудимому наказание с учетом положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации..

В связи с этим, в частности, в соответствии со ст. 62 УК РФ по ст. 158 ч.З УК РФ при назначении наказания в особом порядке оно не может быть строже 3 лет лишения свободы, (три четверти от 4 лет = 3 годам) при санкции статьи до 6 лет лишения свободы.

См. также ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 19.08.2008 N 53-Д08-13

Назначение наказание по делу в особом порядке за неоконченное преступление при наличии смягчающих наказание обстоятельств:

;

При рассмотрении дела в особом порядке в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 316 УПК РФ при постановлении обвинительного приговора суд назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Если в материалах дела есть смягчающие наказание обстоятельства предусмотренные п. п. «и» или (и ) «к» ч. 1 ст. 61. УК РФ и отсутствуют отягчающие обстоятельства то в связи с учетом положений ст. 62 УК РФ назначенное осужденному наказание не может превышать трех четвертей максимального срока наказания.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» разъяснено, что при назначении наказания по правилам ст. 62 УК РФ суд в силу ч. 7 ст. 316 УПК РФ исчисляет три четверти срока наказания от двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации , лишь после этого определить подсудимому наказание с учетом положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации..

. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации за оконченное преступление.

Следовательно, за неоконченное преступление, предусмотренное например ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 158 УК РФ, при наличии смягчающих наказание обстоятельств предусмотренных п. п. «и» или «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ и отсутствии отягчающего обстоятельства наказание осужденному может быть назначено

не более двух лет трех месяцев лишения свободы (две трети от шести лет — четыре года, три четверти от четырех лет — три года, три четверти от трех лет — два года три месяца).

См. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.12.2007 N 46-Д07-56

;

;

Данные требования закона о предельном размере наказания предусмотренном ч. 7 ст. 316 УПК РФ не следует не забывать и при назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров.

;

Так по приговору Промышленного районного суда г. Самары от 23 января 2006 г. Б. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) за совершение трех преступлений к лишению свободы на три года за каждое; по ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) за совершение двадцати двух преступлений — к лишению свободы на четыре года за каждое. По совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний ему окончательно назначено семь лет лишения свободы.

Президиум Самарского областного суда 9 апреля 2007 г. приговор в отношении Б. изменил: исключил квалифицирующий признак совершения краж у потерпевших Ш., С. и Н. «с причинением значительного ущерба»; постановлено признать смягчающим обстоятельством явки Б. с повинной, назначенное осужденному наказание за каждую оконченную кражу смягчено до трех лет восьми месяцев лишения свободы, а на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательно назначено шесть лет шесть месяцев лишения свободы. В остальном приговор оставлен без изменения.

?xml:namespace>

?xml:namespace>

?xml:namespace>

?xml:namespace>

;

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.12.2007 N 46-Д07-56 приговор изменен и указано что :

;

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 января 2007 г., если в особом порядке судебного разбирательства рассматривается дело о совершении лицом нескольких преступлений, то вначале наказание назначается за каждое из них по правилам, установленным ч. 7 ст. 316 УПК РФ, а по совокупности преступлений применяются правила назначения наказания, предусмотренные ч. ч. 2 или 3 ст. 69 УК РФ, в соответствии с которыми окончательное наказание по совокупности преступлений путем полного или частичного сложения наказаний не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений (часть вторая) щи более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений (часть третья).

;

Таким образом, с учетом необходимости применения положений ст. 62 УК РФ и ч. 7 ст. 316 УПК РФ суду следовало исходить из того, что максимальный срок наказания за наиболее тяжкие преступления для Б. составляет три года лишения свободы, поэтому окончательное наказание осужденному по совокупности преступлений не может превышать более чем наполовину от трех лет лишения свободы, т.е. не может превышать четырех лет шести месяцев лишения свободы.

Между тем Б. назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ (с учетом внесенных изменений) в виде шести лет шести месяцев лишения свободы.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ судебные решения изменила: по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначила Б. четыре года шесть месяцев лишения свободы; в остальном судебные решения оставила без изменения.

;

Назначение наказания в особом порядке с применением ст.68 УК РФ

;

При решении вопроса о наличии рецидива преступлений судам следует иметь в виду, что основанием для признания рецидива преступлений является судимость только за умышленное преступление. При этом судимости, указанные в части четвертой статьи 18 УК РФ, не учитываются (например, наличие у лица, совершившего тяжкое преступление, судимости за преступление небольшой тяжести, не образует рецидива преступлений. Однако совершение умышленного преступления небольшой тяжести лицом, имеющим судимость за тяжкое преступление, образует рецидив преступлений).

При установлении рецидива преступлений их стадии (оконченное или неоконченное) и виды соучастия (исполнитель, организатор, пособник, подстрекатель) значения не имеют.

Назначая наказание при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений, суд должен руководствоваться статьей 68 УК РФ. По общим правилам, изложенным в части второй статьи 68 УК РФ, при любом виде рецидива срок наказания не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Если одна третья часть составляет менее минимального размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за конкретное преступление, то наказание должно быть назначено ниже минимального размера этого вида наказания, предусмотренного Общей частью УК РФ.

При установлении судом смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 61 УК РФ, или исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 64 УК РФ, применяются правила назначения наказания, предусмотренные частью третьей статьи 68 УК РФ. При этом принятое решение должно быть мотивировано в описательно-мотивировочной части приговора,’ а в его резолютивной части следует сослаться на статью 62 или 64 УК РФ.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» разъяснено, что при назначении наказания по правилам ст. 68 УК РФ суд в силу ч. 7 ст. 316 УПК РФ исчисляет одну треть срока наказания от двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации , лишь после этого назначает подсудимому наказание с учетом положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так например при совершении преступления предусмотренного ст. 158 ч.З УК РФ, при постановлении приговора в особом порядке при наличии в действиях осужденного любого рецидива в соответствии с ч.2 ст.68 УК РФ ( при отсутствии обстоятельств предусмотренных ст.68 ч.З УК РФ) и в силу ч. 7 ст. 316 УПК РФ, наказание не может быть назначено менее одной трети срока наказания исчисленной от двух третей максимального срока наказания. То есть наказание в этом случае не может быть менее 1 года 4 месяцев лишения свободы. ( 6 лет : 3 х 2 = 4 года , 4 года : 3 х 1 = 1год 4 месяца)

;

Также при вынесении приговора следует помнить , что описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора постановленного в особом порядке должна содержать описание преступного деяния, формулировку обвинения, с которым согласился подсудимый, а также выводы суда о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства, (Анализ доказательств и их оценка судьей в приговоре не отражаются) так же отражаются характеризующие данные осужденного , смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

Особый порядок, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *