Даны определения государства выберите для каждого

Контрольная работа по темам : «Государство» и «Право»

Вариант I

1. Даны определения государства. Выберите для каждого из них политическое течение, которому оно принадлежит.

А)Государство – орудие в руках господствующего класса.

Б)Государство – главное и наиболее эффективное средство увеличения благосостояния народа, повышения безопасности страны.

2. Источниками права являются: нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи и правовые договоры.

Определите, какие из них соответствуют приведенным ниже формам права:

А) договор об аренде помещения

Б) фиксация нравственной нормы как нормы закона.

3. Государство включает в себя:

а) клубы ж) суды

б) спортивные общества з) полицию

в) центральные органы власти и) советы предпринимателей

г) армию к) Совет Безопасности

д) творческие союзы л) прокуратуру

е) профессиональные союзы

4. По мнению члена корреспондента РАН С.С. Алексеева, «большевизм – явление анти правовое. Большевизм и право – антиподы…»

Приведите примеры из истории России (СССР) периода правления большевиков (1917 – 1991гг.) примеры, подтверждающие или опровергающие это мнение.

5. Чем характеризуются формы государственного устройства.

6. В приведенном ниже перечне найдите отрасли права и институты права:

а) гражданство д) дарение

б) гражданское право е) семейное право

в) конституционное право ж) административное право

г) наследование

7. «Хорошие законы порождены дурными нравами». ( Тацит, римский историк)

Как вы понимаете эту мысль?

8. Кому мешают разумные законы?

9. В средние века не было современной системы отраслей права. Использовались универсальные сборники законов под названием «Правда». В Западной Европе были, частности, такие документы, как «Салическая правда» , «Алеманнская правда» и др.

Как на средневековой Руси назывался аналогичный сборник правовых актов?

При чьем непосредственном участии он был создан?

Вариант II

1. Даны определения государства. Выберите для каждого из них политическое течение, которому оно принадлежит.

А) Государство – бездушная машина, подавляющая личность.

Б) Государство – сила, с помощью которой осуществляется Промысел Божий.

2. Источниками права являются: нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи и правовые договоры.

Определите, какие из них соответствуют приведенным ниже формам права:

А) уголовный кодекс

Б) решение судьи на основе решения по аналогичному делу в прошлом

3. В следующем перечне выделите источники российского права:

а) Конституция Российской Федерации д) Гражданский кодекс РФ

б) приказ директора фирмы е) Указ президента РФ

в) закон РФ «Об образовании» ж) решение сельского схода

г) Международный пакт «О гражданских и политических правах»

е) Постановление Правительства РФ

4. «Задача права вовсе не в том , чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство

Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад».(В.С. Соловьев, русский философ).

Как оценить позицию философа – как пессимистическую или как сдержанно оптимистичную? Аргументируйте свой ответ.

5.Из чего состоит система права?

6. Государство имеет признаки, свойственные ему как таковому. Отметьте соответствующие признаки среди перечисленных ниже:

а)аппарат власти и управления б) передовая наука

в) мощный флот г) аппарат принуждения

д) суверенитет е) займы и налоги

ж) разделение населения по территориальным единицам

з) преобладание городского населения над сельским

и) высокий уровень технической оснащенности

к) разветвленная сеть железнодорожного транспорта

л) государственные символы (флаг, герб, гимн)

м) обязательства перед народом (защищать территорию и т. д.)

7. «Настоящие люди служат государству своей совестью» . (Г. Торо) Что, по вашему мнению, имел в виду американский мыслитель XIX в.?

8.Чему должны помогать законы?

9. В середине XVII в. в Русском (Московском) государстве на Земском соборе был принят важнейший правовой документ. Назовите и охарактеризуйте его.

УДК 340.13:340.130.53

https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.2.10

Мещерякова Анжела Валерьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета

ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИЯ ЗАКОНА» В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Аннотация:

В статье рассматривается проблема определения и использования понятия «функция закона» в современной теории права. Суть проблемы состоит в наличии ряда существенных недостатков в понимании и использовании закона как правового средства для решения социальных задач, чрезмерной избыточности законодательного массива и отсутствии при этом адекватного анализа и понимания функциональной стороны закона как одного из основных видов правовых актов. В теории права понятие «функция закона» практически не разработано. В значительной степени назначение закона и определение его свойств объясняется категорией нормативности и производными от нее статичными характеристиками. Нормативная характеристика закона должна быть дополнена определением его функциональных свойств, отражающих планомерный и контролируемый процесс превращения правовой возможности в действительность.

Ключевые слова:

закон, правовой акт, правотворчество, функция закона, нормативность, правовая возможность, действительность.

Важным направлением совершенствования эффективности законодательной деятельности современного государства является разработка проблем инструментального понимания роли и назначения законодательных актов, их реализации и действия. Анализ практики парламентов многих стран мира (Россия, Франция, Германия, США и др.) показывает, что количество принимаемых законодательных актов постоянно множится. Зачастую они становятся лишь обыденным результатом стандартной практики парламентской деятельности. При этом в тех случаях, когда тот или иной законодательный акт оказывается неэффективным, не работает, а также не содержит четких и обоснованных целей, механизмов реализации, конкретных ожидаемых результатов, он не связывается с какой бы то ни было формой и мерой политической, не говоря уже правовой,ответственности.

Известный правовед Ю.А. Тихомиров, анализируя проблемы действия закона как элемента эффективного управления на основе права, справедливо пишет: «Реальность права — в его действии, реализации, развитии, защите и обновлении. Пока же здесь сделано мало, ибо пафос правотворчества затмил весь правовой горизонт» . В связи с этим вполне обосновано требование о «формировании и введении всеобъемлющего мониторинга права» .

Критикуя позитивистскую концепцию права, французский правовед А. Гарапон подчеркивает, что в «сугубо «законоцентричной» концепции права пробита брешь, а в роли тарана выступили два разных по природе, но взаимодействующих друг с другом явления: это, с одной стороны, обесценивание текстов законов, мало подходящих к изменчивому содержанию реальной жизни, и интеграция государств в наднациональное политическое сообщество, с другой» .

С одной стороны, актуальной задачей в сфере правотворчества является обеспечение ответственного, эффективного законодательствования, лишенного излишнего пафоса от самого процесса издания новых законодательных актов, а также стремления к количественному увеличению законодательного массива. С другой стороны, важно учитывать значение более глубоких тенденций в правосознании, в процессе демократизации политико-правовой жизни и политико-правового пространства, которые связаны с переосмыслением, а нередко просто девальвацией

Meshcheryakova Anzhela Valeryevna

PhD in History, Associate Professor, Theory and History of State and Law Department, North Caucasus Federal University

THE CONCEPT OF FUNCTION OF LAW IN MODERN LEGAL THEORY

law, legal instrument, lawmaking, function of law, standard, legal opportunity, reality.

закона как инструмента для решения социальных задач, отсутствием доверия к закону со стороны общества, видящего в нем лишь продукт деятельности клерков и чиновников.

Все более актуальное звучание и практическое значение приобретает понимание закона как инструментального средства для достижения конкретных целей. Это во многом связано с разработкой проблематики правовых актов в целом в рамках трактовки права в социально-политическом значении. О необходимости и важности социально-политической трактовки права писал еще Л.И. Петражицкий, который, в частности, полагал, что право в социально-политическом значении становится средством осуществления политических задач, приобретает воспитательный смысл, направлено на достижение конкретных целей социального развития .

Современная теория правовой политики , которая во многом опирается на социально-политическую трактовку права и углубляет соответствующее понимание, рассматривает правовой акт как важнейшее средство для достижения конкретных целей, «важнейшее средство правовой политики» . А.В. Малько пишет: «В эпоху модернизации российского общества, усложнения его правовой жизни все более заметную роль в этом процессе играют правовые акты, с помощью которых осуществляются функции государственных органов, реализуется правовая политика страны» .

Понимание правовых актов как средств для достижения целей обращает внимание в первую очередь на функциональную сторону права, правовой системы. Очевидно, что любой правовой акт, который не осуществляет определенную (общую и специальную) функцию, является бесполезным звеном в правовой системе, который излишне нагромождает законодательный массив и совершенно безболезненно может быть удален из правовой системы. С.С. Алексеев отмечал: «Вопрос правовых средств — не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе — их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач…» .

Таким образом, закон как один из основных видов правовых актов в современной правовой системе выступает в действительности как инструмент или средство для оптимального и эффективного решения социальных задач либо, по крайней мере, претендует на эту роль. В связи с этим закон выполняет определенную функцию или совокупность функций. Использование понятия «функция» по отношению к закону и его действию имеет важное теоретическое и практическое значение. В первую очередь через понятие «функция» для закона могут и должны быть определены исходные и конечные (вероятные, ожидаемые, фактические) параметры, с помощью которых может быть проанализировано реальное действие закона, достижение поставленных целей. Собственно, идея правового мониторинга, о которой справедливо пишет Ю.А. Тихомиров, по нашему мнению, не может быть претворена в жизнь без четкого и ясного понимания конкретной функции или функций закона. В противном случае для осуществления правового мониторинга отсутствуют достаточные и необходимые данные, на основании которых можно сделать обоснованную и адекватную оценку применения закона.

Анализ современной правовой литературы по вопросу о том, какие конкретно свойства закона изучаются в теории права, показывает, что данной проблематике уделяется явно недостаточное внимание. Зачастую теоретико-правовой анализ закона ограничивается более традиционными аспектами (общеобязательность, исключительность, верховенство, технико-юридическая разработанность и т. п.). Все эти аспекты являются статичными. Они, как правило, совершенно не характеризуют динамическую или функциональную сторону закона. В значительной мере некоторое невнимание к функциональной стороне правовых актов связано с развитием теории права как нормативной науки, в то время как функциональная сторона права стала разрабатываться под влиянием эмпирического анализа права и правовой действительности, свойственных преимущественно социологии права. Хотя и в рамках социологии права, в частности в произведениях М. Вебера, предпринимались попытки сочетания эмпирического и нормативного подходов — так называемая «понимающая» социология права М. Вебера, до настоящего времени они не увенчались успехом. Социолого-правовой подход к анализу закона предполагает особый ракурс проблемы. Закон в этом смысле рассматривается посредством присущих именно социологии права методов и средств познания. Такой ракурс рассмотрения закона является важным, однако он не должен затушевывать проблему теоретико-правовой (догматической) трактовки понятия «функция закона».

В теоретико-правовом плане понятие «функция закона» подчеркивает и обозначает важное свойство закона — его инструментальный характер, его социально-политическую характеристику, направленность на решение определенных социальных задач. Закон, который не осуществляет определенную функцию, вряд ли может называться законом. Он не несет никакой полезной нагрузки в правовой системе.

Функции закона иногда отождествляют с функциями права. Во-первых, такой вариант отождествления или, напротив, неразличения возможен лишь в позитивистских концепциях правопо-нимания. Во-вторых, даже в рамках позитивистского подхода функции закона и функции права не совпадают. Еще С.С. Алексеев указывал на то, что признание нормативного юридического акта в качестве «единственного юридического источника права» предполагает одновременное существенное различие между пониманием такого акта, с одной стороны, как «акта правотворчества», а с другой стороны, как «формы выражения права» . Подчеркивая, что различие между ними состоит именно в функциях, он, в частности, писал: «Функция акта правотворчества — разовое, строго индивидуальное воздействие на правовую систему: ввести новую норму, отменить устаревшую и т. д. Функция формы выражения права — длящаяся, стабильная: быть носителем действующих юридических норм, «местом» их реального бытия» .

Закон как правовой акт призван и выполняет функции права. Однако произвольный закон, закон, который наполняется любым произвольным содержанием, не только не выполняет функции права, но, напротив, скорее выполняет антиправовые функции.

Английский правовед К.М. Эренберг, который исследовал проблему функций права в одноименном сочинении, подчеркивает, что вопрос о функциях права по-разному и недостаточно решается в различных концепциях правопонимания: естественно-правовой, позитивистской и ин-терпретивизме. При этом сам автор моделирует особую метафизическую модель понимания функций права .

Понятие «функция закона» обусловлено трактовкой закона как инструментального средства, с помощью которого для решения конкретных социальных задач закон на основе и для осуществления права (реализуя функции права) обеспечивает эффективный планомерный переход правовой возможности в действительность. По мнению Д.А. Керимова, «недопустимо как преждевременное превращение правовой возможности в действительность, так и запаздывание в этом деле» . Одного лишь свойства нормативности явно недостаточно для обеспечения того состояния жизни общества, которое может быть охарактеризовано как правовое. Норма как веление, приказ, требование приобретает значение не в момент ее объявления таковой в законодательном тексте, а лишь по мере того, как она начинает реально действовать: проникает в общественное сознание, осуществляется с помощью аппарата государственного принуждения, применяется судом в разрешении конкретных дел и т. п. Существует большое количество примеров норм, которые, хотя формально и объявлялись действующими, в действительности никакого значения не имели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, вместе со свойством нормативности закон должен характеризоваться свойством функциональности. При этом функциональность понимается не в социолого-правовом смысле, что, несомненно, также важно, а именно в доктринальном, теоретико-правовом значении. Функция закона означает его существенное свойство, совокупность распределенных параметров на начальном и конечном (или промежуточном) этапе, с помощью которых для конкретного законодательного акта обеспечивается реальная возможность превращения правовой возможности в действительность.

Ссылки:

1. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 378.

2. Там же.

3. Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004. С. 41.

4. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 3-е изд. СПб., 1908. 271 с.

5. Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. 328 с.

6. Там же. С. 127.

7. Там же.

8. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 218.

9. Алексеев С.С. Общая теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 232.

10. Там же.

До сих пор Грузия сравнительно успешно борется с эпидемией коронавируса. Правительство с самого начала пошло на принятие резких мер и их постепенно ужесточало, введя сначала чрезвычайное положение, а затем комендантский час. Это возымело результат: в отличие от многих стран, взрыва эпидемии не произошло, количество инфицированных растет лишь постепенно, пока умерло двое людей. Неизвестно, как разовьется ситуация в дальнейшем, но вполне возможно, что стране удастся избежать массового кризиса, который мы наблюдаем в западных странах.

На этом фоне главным источником опасности стала Православная церковь. Она открыто, можно сказать, демонстративно противится соблюдению введенных государством мер. Запретили собрание более трех человек? А вот у нас идет воскресное богослужение и людей гораздо больше: что вы нам сделаете? Ввели комендантский час? А мы все равно все вместе соберемся в пасхальную ночь. Еще до введения этих мер церковь категорически отвергла идею изменения ритуала причастия, когда прихожане причащаются из одного сосуда. Еще не хватало из-за какого-то вируса менять ритуал, которому две тысячи лет.

Все это вызвало страх, что пасхальные праздники могут привести к резкому увеличению количества инфицированных. Специалисты прогнозируют пик эпидемии ко второй половине апреля, т.е. на период после Пасхи.

Your browser doesn’t support HTML5

Церковь против государства и общества

Все другие религиозные организации Грузии подчинились введенным мерам и закрыли богослужение для прихожан. Аналогичным образом ведут себя религиозные организации во всем мире. Неуступчивая позиция выделяет Грузинскую церковь и внутри семьи православных церквей. Вселенский Патриарх Варфоломей призвал церкви проводить службы без участия прихожан. Из 15 автокефальных православных церквей 12 ведут себя именно так. Лишь польская и грузинская церкви не исполняют предписания, а сербская занимает неоднозначную позицию.

Читайте также Молитесь и лечитесь дома!

Защита граждан, тем более в ситуации кризиса, – задача государства. Но действия правительства противоречивы и непоследовательны. Премьер-министр Гахария несколько раз подчеркнул, что объявленные им жесткие меры касаются всех. Любые исключения должны быть предусмотрены законом, но об особом режиме для церкви ничего не сказано. Однако на практике оказывается, что закон на церковь не распространяется. Гражданам говорят: любые нарушения будут караться большими штрафами, и это действительно происходит. Но никто из правительственных лидеров не осмелился упомянуть возможность того, что санкции могут коснуться и церкви. Она выше закона; ее нельзя заставлять и наказывать, с ней нужно специально договариваться.

Самое смелое, на что идут представители правительства, это публичные заявления о том, что в этом году лично они не пойдут на пасхальное богослужение (подразумевается, что в обычные времена им полагается там быть). Некоторые призывают к тому же и рядовых граждан. Но это – максимум. Дальше призывов никто не идет.

Почему с одной стороны церковь, а с другой – государство так себя ведут? Мотивы правительства яснее. Хотя авторитет церкви пошел вниз, она все равно остается влиятельной силой, с которой никто не хочет ссориться. Но конкретно для «Грузинской мечты» союз с ней особенно важен. В 2012 году эта партия пришла к власти во многом благодаря поддержке церкви. Ее стратеги убеждены, что они не смогут сохранить власть, если этот союз не останется в силе.

Это прекрасно знают и в церкви и стараются показать свою власть. Именно в условиях кризиса особенно приятно продемонстрировать свой привилегированный статус.

Читайте также ГПЦ закон не писан

Но в данном случае церковь не только играет в политические игры с правящей партией. Она противопоставляет себя обществу. Когда в мае 2013 года священники возглавили погром против небольшой группы защитников прав сексуальных меньшинств, они тоже пошли против государства, но у них были серьезные основания думать, что большинство рядовых граждан на их стороне. Сейчас все по-другому. Большинство людей реально боится пандемии; жесткие меры, введенные правительством, весьма популярны. Действия церкви могут привести к кризису, который кончится для многих людей трагически. Ее высокомерная неуступчивость может нравиться наиболее фанатичной части паствы, но она сильно рискует своей и без того пошатнувшейся репутацией. Наверно, ей придется идти на компромисс: не потому что она уважает закон, а потому, что от нее отвернется гораздо больше людей.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти.

Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.

Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охранеокружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства — это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.

Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство — это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и гражданскими и политическими правами.

В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства.

(В.Д. Попков)

Даны определения государства выберите для каждого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *