Можно ли открыть автосервис в частном доме?

Добрый день!

На основании части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Если целевое назначение земельного участка — под индивидуальное жилищное строительство – можно строить только жилой дом и вспомогательные постройки (сарай, баню, гараж).
Автосервисную мастерскую на своем земельном участке можно разместить в гараже только после изменения вида разрешенного использования земельного участка в порядке ст. 37-39 Градостроительного кодекса РФ. Для уточнения вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом и (или) для изменения вида разрешенного использования земельного участка Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В настоящее время специально уполномоченным органом местного самоуправления в сфере изменения вида разрешенного использования земельного участка определен — Департамента архитектуры и градостроительства Администрации вашего населенного пункта.

В Департаменте архитектуры и градостроительства вам необходимо написать заявление соответствующего образца. При себе иметь кадастровый паспорт участка, на котором предполагается размещение мастерской правоустанавливающие документы на участок (свидетельство о собственности или договор аренды), копию паспорта заявителя.

После рассмотрения заявления Вам будет предоставлен градостроительный план, по которому можно определить виды разрешенного использования земельного участка и возможности переоборудования гаража под мастерскую.

Кроме того для осуществления предпринимательской деятельности в сфере ремонта автомашин Вам необходимо пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговой инспекции.

Документы, которые необходимо представить в налоговый орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:
• заявление о государственной регистрации (форма № Р 21001). В заявлении указываются виды деятельности, которыми намеревается заниматься физическое лицо. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые будут указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя;
• копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
• квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию (800 руб.).

Как открыть автосервис с нуля

Передвижение на личном транспорте гораздо комфортнее, чем на общественном. Потому сегодня многие предпочитают именно личный автомобиль. Но любой автомобиль рано или поздно сломается – об этом прекрасно всем известно. Потому услуги автомастерских будут востребованы всегда. И именно поэтому многих интересует, как открыть ип для автосервиса.

1.1. Документы, необходимые для открытия СТО

Перед тем, как открыть автосервис, предприниматель, согласно существующему законодательству, должен определить КВЭД (так называемый классификатор видов экономической деятельности). Это потребуется для заполнения заявления на регистрацию, независимо от того, будет ли оно подаваться лично или в электронном виде.

Далее нужно будет иметь в виду, что, если подавать документ об открытии СТО в цифровом виде, то необходимо располагать так называемой цифровой подписью. В дальнейшем ее можно будет ставить на многие документы.

Что же касается самого списка, то перед тем, как открыть автосервис с нуля документы потребуется предоставить следующие:

  • заявление – его можно подать как лично, так и по электронным каналам связи;
  • список схематический постов;
  • свидетельство с указанием реквизитов банка;
  • нужно будет предъявить устав будущего предприятия;
  • договор, подтверждающий аренду помещения или же совместную деятельность;
  • разрешение со сторон СЭС;
  • разрешение от пожарных службы на проведение работ с краской и сваркой в данном помещении;
  • документ о назначении должностного лица, ответственного за технику безопасности;
  • документ о назначении должностного лица по выполнению работ, связанных с техобслуживанием и ремонтом;
  • свидетельство о профпригодности;
  • сертификационный документ о нормах стандартов;
  • постановка учета с ГНИ — допуск.

Кроме того, перед тем, как начинать СТО как бизнес, потребуется тщательно подобрать место расположения будущей мастерской. Имеются определенные требования, которым автомастерская должна удовлетворять:

  • она не должна быть размещена вблизи жилых построек или зданий общественных учреждений;
  • помещение необходимо оборудовать канализацией и центральным водоснабжением;
  • Без учета оснащения, на каждого работника сервиса должно приходиться не менее 5 квадратных метров производственной площади;
  • в помещении должна присутствовать приточно-вытяжная вентиляционная система, которую необходимо организовать еще и с соблюдением норм взрывобезопасности;
  • помещение автосервиса должно отапливаться в холодное время года;
  • должно присутствовать дневное освещение;
  • стены и пол предписывается отделать влаго -, масло -, а также бензиностойкими материалами и веществами;
  • также необходимо предусмотреть наличие душевой, санузла, выделить место для возможности хранения рабочей спецодежды.

Кроме того, необходимо получить разрешение и согласование с Государственной СЭС. Нужно будет предъявить такие документы:

  • проект на проведение авторемонтных услуг;
  • разрешительную документацию на начало работ.

Все это лучше предусмотреть заранее – перед тем, как открыть сто. В дальнейшем такая предусмотрительность поможет в значительной степени сэкономить нервы и финансовые средства, а также самый драгоценный ресурс – время.

1.2. Варианты названия автосервиса

Перед тем, как открыть автосервис с нуля, не будет лишним продумать и его название. Идея названия должна быть одновременно и оригинальной, и емкой – чтобы сразу можно было догадаться, что речь идет именно об автосервисе, или, по крайней мере, название должно быть на автомобильную тематику.

Лучше, чтобы название это не повторялось ни в какой словоформе с конкурентами. Кроме того, варианты должны быть согласованы с эмблемой-логотипом предприятия. На этом же этапе можно продумать и слоган. Его в дальнейшем можно будет употреблять в рекламе и т.д. Что же касается того, как назвать автосервис варианты, то вот несколько: «Четыре колеса», «Кардан», «Авто ремонт» и т.д.

1.3. Какие расходы на старт

Любое новое дело — как открыть автосервис в гараже с нуля, так и, к примеру, магазин запчастей, — потребует определенных расходов с самого начала. Объем их может быть разным – в зависимости от многих факторов. В среднем же картина выглядит примерно так:

  • пройти регистрацию в фискальной службе, а также на то, чтобы открыть ООО, – стоит порядка 10 000 гривен;
  • аренда помещения — еще 15 000 гривен в месяц;
  • набор инструментов – минимум 60 000 гр.;
  • аренда автомобильного подъемника – 5 000 гр.;
  • найм мастера – 1 500 гр. В месяц в виде зарплаты.

Таким образом, перед тем, как открыть сто с нуля, нужно озаботиться о сумме не менее 100 – 120 000 гривен.

Как получить лицензию на автосервис

2.1. Как открыть ИП для автосервиса

Выполнение авторемонтных работе подлежит легализации. И потому каждого, кто задумывается данным видом деятельности, неизбежно будет интересовать, как получить лицензию на автосервис.

Но что касается индивидуального предпринимательства, то лицензирование в данном случае не является обязательным. То есть каждый предприниматель волен принимать решение о том, лицензировать ли ему собственный бизнес или нет. В данном случае речь идет о добровольной сертификации услуги.

Для того чтобы пройти процедуру лицензирования, нужно будет подать в Транспортную Инспекцию следующий пакет документов:

  1. заявление на лицензирование;
  2. список услуг;
  3. разрешительную документацию от СЭС, пожарной службы, экологического надзора, от коммунальщиков и от Энергосбыта;
  4. если речь идет об ООО, то дополнительно нужно будет приложить и устав.

Автосервис как бизнес рентабельность будет зависеть напрямую от вида и числа выполняемых работ. И, в зависимости от объема предоставляемых услуг, то может быть либо индивидуальное предпринимательство, либо ООО. Если интересует, как открыть автосервис в гараже, то это, скорее всего, частная практика. Можно будет ограничиться лишь узким кругом выполняемых услуг, при этом обязательное лицензирование не предполагается. Если же перечень предоставляемых услуг будет действительно обширен, то имеет смысл задуматься об открытии ООО.

Примерный перечень услуг можно найти, например, на сайте AUTO.RIA – и на него ориентироваться.

Как вести бухгалтерский учет автосервиса

На любом этапе работы сервиса будет актуален и вопрос, как вести бухгалтерский учет автосервиса.

3.1. Как вести бухгалтерию СТО

Данный вопрос заслуживает отдельной обширной статьи. Да еще и далеко не одной. Дело в том, что услуг автосервис может оказывать несколько. И каждая такая услуга должна проходить по своей бухгалтерии – будь это шиномонтаж, продажа комплектующих, либо продажа закусок.

Если позволяют средства, то лучшим вариантом будет нанять специалиста со стороны. Но это потребует дополнительных затрат. Так что можно попробовать разобраться во всех бухгалтерских премудростях и самостоятельно.

Если говорить более подробно о том, как вести бухгалтерию ИП автосервис, то данная статья все тонкости не раскроет, так как это требует более углубленного и детального рассмотрения. В общих чертах, потребуется обзавестись кассовым аппаратом, а также не повредит открыть расчетный счет в банке (вдруг придется сотрудничать с юрлицами), завести кассовую книгу. Существует немало программ, которые призваны помочь в ведении бухучета на малом предприятии и в случае с индивидуальным предпринимательством.

3.2. Рентабельность автосервиса

Автосервис как бизнес, отзывы имеет самые противоречивые. Кому-то удалось подняться на этом деле, а кто-то даже не смог покрыть первоначальные затраты. Как и в случае с любым другим видом предпринимательской деятельности, пожалуй, никто заранее не сможет сказать, будет ли успешен бизнес или… Слишком уж много приходится принимать во внимание факторов, в том числе, и случайных.

Но в любом случае не повредит детальный анализ, как открыть автосервис с нуля. Бизнес план должен охватывать все тонкости будущей деятельности и особенно уделить внимание вопросу конкуренции на рынке. Если поблизости имеется множество автомастерских, можно проанализировать слабые их и сильные стороны. Соответственно, при составлении стратегии развития их необходимо будет учесть.

Также в план необходимо внести все плановые расходы – зарплата работникам, оплата налогов и коммунальных услуг и т.д. Нужно составить возможные варианты развития – по самому негативному сценарию и по самому позитивному. Здесь же потребуется определить точку убыточности. Бывает так, что автосервис как бизнес приносит, казалось бы, неплохие деньги, но на проверку оказывается, что реальный профит минимален. Это происходит как раз оттого, что развитие бизнеса идет не по какому-то конкретному плану, а «как придется».

Реклама – важный момент при развитии любого бизнеса. Что касается ИП, то лучшим вариантом будет заказ рекламы на небольших билбордах, щитах, в СМИ и, конечно же, в Интернете. Потребуется, если и не создать свой сайт, то, по крайней мере, обзавестись страничкой в социальных сетях.

Что касается рентабельности, то, как показывает практика, средний автосервис достигает точки безубыточности примерно за 18 месяцев. Разумеется, в случае добросовестного ведения всех дел. Не стоит бросаться сразу на выполнение всех видов работ. Это потребует закупки дополнительного оборудования, найма специалистов и т.д. Лучше отдать предпочтение:

  • тем работам, в которых имеется дефицит в данном районе;
  • или тем, с которыми работники могут справиться лучше всего.

Как открыть автосервис в гараже с нуля

Перед тем, как открывать свой сервис в гараже, нужно иметь в виду, что имеет сто как бизнес плюсы и минусы. И вот плюсы:

  • число автомобилей только увеличивается, следовательно, недостатка в работе не будет;
  • потребность в СТО будет только увеличиваться и из-за плохого дорожного покрытия, неумелого вождения новичков и т.д.;
  • в автомобиле постоянно нужно что-то заменить, «переобуть», покрасить, поменять масло и т.п.;
  • в случае с ИП не потребуется собирать большое число документов.

Есть и минусы:

  • крайне высокая конкуренция;
  • не такие уж и малые стартовые вложения;
  • необходимость применять специализированное оборудование и искать грамотных мастеров;
  • как правило, к небольшим СТО приковано внимание со стороны всевозможных контролирующих органов.

Процесс открытия своего сервиса в гараже мало чем отличается от того, что было описано выше. Разве что придется поступиться некоторыми услугами – ведь в данном случае они будут ограничены материальной базой и размерами самого гаража. Вот примерный перечень того, чем можно заняться в гаражных условиях:

  • шиномонтаж;
  • автотюнинг;
  • выполнение кузовных работ;
  • починка электрооборудования и замена комплектующих;
  • разного рода текущий ремонт.

Однако в любом случае лучше стараться не избегать составления подробного бизнес-плана, регистрации в госорганах и т.д. В противном случае открытие такого полезного и интересного дела, как автосервис, принесет больше убытков, нежели прибыли.

УТВЕРЖДЕНО «____» ________ 2004 г. Директор ________________ ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение устанавливает основы организации выполнения технического обслуживания, предпродажной подготовки, гарантийного и послегарантийного обслуживания автотранспортных средств на СТО предприятия и разработано на основании СТБ 1175-99 «Обслуживание автотранспортных средств. Порядок проведения», а также иных нормативных актов. 1.2. Положение распространяется на обслуживание легковых и грузовых автомобилей, (далее — «автотранспортные средства») производства ОАО «ГАЗ», «УАЗ» и «Ваз». 1.3. Положение определяет функции и ответственность СТО по техническому обслуживанию автотранспортных средств; права и обязанности владельцев при эксплуатации и производстве обслуживания (ремонта)автотранспортных средств. 1.4. Предприятие несет ответственность за обеспечение автотранспортных средств техническим обслуживанием и ремонтом в течение всего гарантийного срока автомобилей «ГАЗ», приобретенных клиентом у _____________, а также автомобилей «УАЗ», приобретенных клиентами у ________________, а также их предпродажную подготовку и послегарантийное обслуживание. 1.5. Обеспечение автотранспортных средств техническим обслуживанием на основе разработанной и документально оформленной системы технического обслуживания. 1.6. Система технического обслуживания (ТО) представляет собой совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автотранспортных средств. 1.7. Целью системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автотранспортных средств установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами. 1.8. Создание системы ТО изготовителем предусматривает следующее: — разработку технической политики, определяющей основные направления деятельности, цели и задачи предприятия в области технического обслуживания; — разработку комплектов нормативно-технической и технологической документации по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; 1.9. Система технического обслуживания автотранспортных средств может включать в себя следующие виды воздействий по обеспечению исправного состояния: — хранение автотранспортных средств до продажи; — предпродажную подготовку; — техническое обслуживание; — техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации; — ремонт в гарантийный период; — техническое обслуживание в послегарантийный период эксплуатации; — ремонт в послегарантийный период эксплуатации; — поставку (продажу) запасных частей; — услуги по тюнингу; — шиномонтаж; 1.10. Поддержание автотранспортных средств в технически исправном состоянии и предупреждение их отрицательного воздействия на окружающую среду обеспечивается своевременным и качественным выполнением полного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту. 1.11. Основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания автотранспортных средств и ремонт по потребности. 1.12. Техническое обслуживание автотранспортных средств — это комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных заводом-изготовителем. 1.13. Ремонт — это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных заводом-изготовителем. 1.14. Техническое диагностирование — комплекс работ (операций) по определению с установленной точностью технического состояния (параметров эксплуатационных характеристик) автотранспортного средства (агрегата, узла, системы). Диагностирование является одним из элементов процессов технического обслуживания и ремонта, осуществляется с использованием специального оборудования, без разборки объекта диагностирования. 1.15. Периодическое техническое обслуживание предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный изготовителем пробег автотранспортного средства. Выполняется, как правило, на предприятиях автотехобслуживания. 1.16. Ремонт автотранспортных средств (агрегатов, узлов, систем) включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, и другие работы. 1.17. Ремонт выполняется по потребности. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий (ТР) и капитальный (КР). 1.18. Услуги, оказываемые СТО, включают все процессы, связанные с продажей автотранспортных средств и дальнейшим поддержанием их в работоспособном состоянии (Примерный перечень оказываемых услуг приведен в Приложении 1). 1.19. Приемка и выдача автотранспортного средства являются составной частью процесса оказания услуг его владельцу. Приемка — это комплекс контрольно-осмотровых работ по определению общего технического состояния, комплектности и необходимого объема работ, а также оформлению первичной документации. Выдача — это комплекс контрольных работ по определению фактического объема и качества выполненных работ. Правила приемки и выдачи, а также общие технические требования к автотранспортным средствам, поступающим на СТО и выпускаемым из ТО и ремонта, приведены в Приложении 2. 1.20. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств выполняются на СТО в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической и другой руководящей документацией, утвержденной в установленном порядке. 1.21. При оформлении заказов на техническое обслуживание и ремонт оформляются первичные документы. 2. Правила предоставления и пользования услугами СТО 2.1. Общие положения. 2.1.1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления услуг и пользования услугами по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, принадлежащих клиентам (далее — заказчикам), на СТО предприятия (в дальнейшем — СТО). 2.1.2. Прием заказов на выполнение работ и услуг производится в соответствии с режимом работы стола заказов СТО — в рабочие дни с 8.30 до 17.00. В случае производственной невозможности принятия автотранспортного средства в день обращения производится запись заказчика на планируемый период в журнале с указанием даты и времени представления автотранспортного средства на СТО. Предварительная запись может осуществляться по телефону. При отсутствии на предприятии необходимых для ремонта запасных частей на них устанавливается очередность. Если заказчик в назначенное время не прибыл на СТО, то автотранспортное средство принимается в порядке общей очереди. 2.1.3. В помещении стола заказов должны находиться основные справочные материалы: — перечень услуг, оказываемых данным предприятием; — стоимость наиболее часто встречающихся услуг (нормочас и т.д.); — перечень имеющихся на текущий день запасных частей повышенного спроса; — образцы заполнения первичной документации; — информация о местонахождении книги отзывов и предложений, рабочих мест работников стола заказов и администрации предприятия, режиме работы предприятия; — информация об обслуживающем персонале на производственных участках и стола заказов (должность, фамилия, имя и отчество); — адреса ближайших автообслуживающих предприятий и их телефоны, данные о вышестоящей организации и другие справки. 2.1.4. В столе заказов также должны быть: — журнал учета заказов; — журнал предварительной записи на ТО и ремонт автомобилей; — контрольные экземпляры прейскурантов на работы и запасные части; — каталоги запасных частей на автотранспортные средства; — книга отзывов и предложений; 2.1.5 Книга отзывов и предложений, действующие прейскуранты на работы и запасные части, а также настоящее Положение должны выдаваться по первому требованию заказчика. 2.2. Правила оформления заказов и приемки автотранспортных средств. 2.2.1. Заказы на выполнение технического обслуживания, ремонта автотранспортных средств подаются заказчиком в форме письменной заявки. Письменная заявка должна содержать следующие реквизиты: — фамилию, имя, отчество, адрес потребителя (владельца, представителя владельца) автотранспортного средства; — данные, идентифицирующие транспортное средство; — перечень работ, которые потребитель просит произвести, или дефектов, подлежащих устранению, дату подачи заявки, подпись представителя юридического лица (потребителя). 2.2.2. Оформление заказов производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность заказчика, технического паспорта на автотранспортное средство и доверенности. Заказчик предоставляет гарантийное письмо с указанием объема работ, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером. В случае невозможности принятия автотранспортного средства на техническое обслуживание и ремонт в заявке должна быть указана причина отказа, подписанная соответствующим должностным лицом. 2.2.3. Автотранспортные средства, принятые СТО и ожидающие выполнения работ, хранятся на территории СТО, в том числе на открытых площадках. 2.2.4. При несогласии заказчика на проведение работ по устранению неисправностей, угрожающих безопасности движения, или при невозможности в процессе ремонта автотранспортного средства устранить указанные неисправности СТО при выдаче автотранспортного средства в заказе-наряде производит отметку: «Автотранспортное средство имеет дефекты, угрожающие безопасности движения». 2.2.5. СТО обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом конкретном случае, по согласованию с заказчиком, и не должны превышать: — техническое обслуживание — 2-х дней (с учетом графика сменности); — текущий ремонт (кроме кузова) — 10 дней; 2.2.7. Заказчик вправе отказаться от заказа на выполнение обслуживания (ремонта) и потребовать возмещения убытков, если СТО не может выполнить обслуживание (ремонт) к указанному в заказе-наряде сроку. Заказчик вправе также назначить новый срок, в течение которого обслуживание (ремонт) должно быть выполнено. Примечание. Данные требования заказчика не подлежат удовлетворению, если предприятие докажет, что просрочка выполнения услуги произошла по вине заказчика или вследствие непреодолимой силы. 2.2.8. Прием заявки заказчика к исполнению оформляется заказом-нарядом и при необходимости его продолжением, а заявки на гарантийный ремонт — рекламационным актом по форме, устанавливаемой изготовителем. В заказе-наряде указываются согласованный с заказчиком объем работ, необходимые запасные части и материалы, стоимость и срок выполнения заказа. 2.2.9. При оформлении заказа-наряда в случае оставления автотранспортного средства на предприятии для ремонта одновременно составляется приемо-сдаточный акт в двух экземплярах, в которых при приемке автотранспортного средства отражаются его комплектность, видимые наружные повреждения и дефекты, а также переданные заказчиком запасные части и материалы. Один из экземпляров передается Заказчику. 2.2.10. При приемке автотранспортного средства заказчику выдаются копии приемо-сдаточного акта. 2.2.11. Для ремонта автотранспортного средства могут быть использованы предоставляемые заказчиком запасные части и материалы, отвечающие требованиям действующей нормативно-технической документации. О предоставлении заказчиком запасных частей и материалов делается запись во всех экземплярах приемо- сдаточного акта. Заказчик должен представить документы, подтверждающие законность приобретения номерных агрегатов автотранспортного средства. 2.2.12. В случае если заказчик обращается с просьбой произвести дополнительные работы, не оговоренные ранее оформленным заказом, то на основании дополнительной заявки выписывается продолжение заказа-наряда и устанавливается новый срок выполнения работ. Дополнительные работы выполняются с учетом очередности. 2.2.13. При утрате заказчиком копии заказа-наряда или приемо-сдаточного акта автотранспортное средство выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением документа, удостоверяющего его личность. 2.2.14. Нахождение заказчика в основных производственных помещениях без разрешения руководства предприятия запрещается. 2.2.15. Стоимость работ, запасных частей и материалов оплачивается заказчиком в соответствии с действующими прейскурантами, а при отсутствии таковых — по договорным ценам. 2.2.16. Заказчик оплачивает предоставляемые предприятием услуги, запасные части и материалы в порядке, определяемом предприятием. 2.2.17. Если СТО выполнило обслуживание (ремонт) с ненадлежащим качеством либо нарушило иные условия заказа (кроме нарушения сроков исполнения работ), заказчик вправе требовать по своему выбору: — безвозмездного устранения допущенных нарушений в соразмерный срок; — возмещения понесенных заказчиком расходов на устранение допущенных нарушений; — соответствующего уменьшения стоимости выполненных работ по обслуживанию (ремонту). Сроки устранения нарушений должны соответствовать срокам, указанным в настоящем Положении. 2.2.18. Заказчик вправе отказаться от заказа на выполнение обслуживания (ремонта) и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок нарушения не были устранены предприятием. 2.3. Порядок выдачи автотранспортных средств. 2.3.1. Автотранспортное средство выдается представителю заказчика после полной оплаты выполненных работ при предъявлении копии приемо-сдаточного акта и заказа-наряда, документов, удостоверяющих личность заказчика, и доверенности, оформленной в установленном порядке. 2.3.2. Выдача автотранспортного средства заказчику производится после контроля полноты и качества выполненных работ. 2.3.3. При получении автотранспортного средства из технического обслуживания и ремонта заказчик обязан проверить его комплектность (в том числе возможность подмены отдельных составных частей), а также объем выполненных работ. 2.3.4. Все претензии, касающиеся комплектности или подмены отдельных составных частей автотранспортного средства, заказчик обязан предъявить предприятию непосредственно при получении его из технического обслуживания и ремонта. В противном случае он теряет право впоследствии ссылаться на эти недостатки. 2.3.5. Отсутствие претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ заказчик подтверждает подписью в заказе-наряде. При выдаче автотранспортного средства он получает копию заказа-наряда с отметкой об оплате. 2.3.6. Заказчик, оформивший необходимые документы и принявший автотранспортное средство, обязан незамедлительно выехать с территории автообслуживающего предприятия. 2.3.7. В случае прибытия заказчика на СТО для получения автотранспортного средства позднее чем через трое суток (не считая выходных и праздничных дней) после обусловленного в заказе-наряде срока выполнения заказа, предприятие вправе выставить счет за хранение автомобиля в соответствии с действующим прейскурантом. 2.3.8. При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычном способе контроля, заказчик обязан немедленно сообщить о них на СТО. 2.3.9. В случае нарушения заказчиком требований настоящих Правил предприятие вправе аннулировать заказ. В этом случае заказчик обязан оплатить стоимость выполненных работ. 2.4. Гарантии и ответственность. 2.4.1. СТО после выполнения работ по обслуживанию (ремонту) обязано передать заказчику автотранспортное средство, отвечающее обязательным требованиям нормативно-технической документации в пределах выполненного объема работ. 2.4.2. СТО несет ответственность за выполнение заказов в срок, за качество выполненных работ, сохранность и комплектность автотранспортных средств, принятых на обслуживание (ремонт) в соответствии с действующим законодательством. 2.4.3. Претензии по качеству и объему выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту могут быть предъявлены заказчиком в течение следующих гарантийных сроков: — техническое обслуживание — в течение 20 дней при пробеге не более 2000 км; — текущий ремонт — в течение 30 дней при пробеге не более 2000 км; — ремонт кузова и его элементов — в течение 6 месяцев; Указанные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены СТО в соответствии с его технологическими возможностями. 2.4.4. Претензии по качеству использованных при техническом обслуживании (ремонте) агрегатов, узлов и деталей рассматриваются СТО с последующим направлением рекламации предприятию-изготовителю. 2.4.6. Претензии, указанные в п. 2.4.3 настоящих Правил, должны быть предъявлены заказчиком не позднее 10 дней по истечении гарантийного срока. Претензии не принимаются в случае несоблюдения заказчиком правил технической эксплуатации, дорожно-транспортного происшествия или при ремонте установленного агрегата, узла, детали без предъявления автотранспортного средства на СТО, а также в случае предъявления претензии после установленного срока. 2.4.7. Иски заказчиков к СТО и предприятия к заказчикам, вытекающие из настоящих Правил, разрешаются в соответствии с действующим законодательством. 2.4.8. Заказчик имеет право: — на выборочное проведение отдельных видов работ по техническому обслуживанию (ремонту); — требовать обоснования стоимости работ; 2.4.9. Заказчик также имеет право обращаться к руководству предприятия, для рассмотрения конфликтных вопросов. 2.4.10. В случае утраты, порчи, повреждения принятого у заказчика автотранспортного средства (запасных частей, материалов), а также подмены его отдельных составных частей СТО обязано вернуть заказчику автотранспортное средство (запчасти, материалы) аналогичного качества, а при невозможности — возместить двукратную стоимость автотранспортного средства (запасных частей, материалов) и возместить причиненные убытки. Стоимость предоставляемых заказчиком запасных частей (материалов) устанавливается по согласованию с заказчиком при оформлении заказа-наряда. 2.4.11. Ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика вследствие производственных недостатков СТО, а также применения при обслуживании (ремонте) материалов, запасных частей, технологического оборудования, приборов, инструментов, приспособлений либо иных средств, не обеспечивающих безопасность эксплуатации автотранспортного средства, подлежит возмещению в полном размере. 2.4.12. Требование о возмещении ущерба, причиненного вследствие дефектов агрегатов, узлов или деталей, использованных при обслуживании (ремонте), может быть предъявлено заказчиком СТО либо заводу-изготовителю. 2.4.13. СТО освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб возник вследствие нарушения заказчиком правил эксплуатации и хранения автотранспортного средства (агрегата, узла, детали). Приложение 1 (справочное) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СТО Техническое обслуживание и ремонт Шиномонтаж Предпродажная подготовка Гарантийное обслуживание Тюнинг Проведение консультаций по вопросам технического обслуживания, ремонта, хранения и эксплуатации На предприятии могут внедряться новые виды услуг и работ, а также формы организации производства. Приложение 2 (обязательное) ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И ВЫДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ НА СТО 1. Приемка и выдача автомобиля проводятся заведующим складом на основании товарно-транспортных документов. 2. Приемка и выдача автомобиля производятся в присутствии заказчика или его представителя. 3. При приемке мастером СТО выполняются следующие виды работ: — проверка соответствия номерных данных автомобиля данным, записанным в техническом паспорте; — контрольный осмотр автомобиля; — определение и согласование с заказчиком объема, стоимости и сроков выполнения работ; — оформление первичной документации. 4. Контрольный осмотр при приемке автомобиля предусматривает: — осмотр автомобиля в соответствии с заявленными владельцами видами работ; — осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля; — проверка комплектности автомобиля. 4.1. Контрольный осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля включает, в обязательном порядке, проверку агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения. Проверяются осмотром и опробованием: — герметичность систем питания, смазки, охлаждения, привода тормозов и сцепления; — действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации; — техническое состояние колес и шин (трещин и вмятин дисков колес, разрывов и вздутий шин); — отсутствие механических повреждений и люфтов в шарнирных соединениях рулевого механизма и его привода, рулевых тяг, рычагов и пружин (рессор) подвесок; — исправность тормозов: ручного и рабочего, а также отсутствие механических повреждений трубопроводов шлангов тормозной системы; — техническое состояние стекол; — исправность замков дверей, ремней безопасности, регулирующих устройств сидений, зеркал заднего вида; — действие стеклоочистителей ветрового стекла и фар, действие омывателей ветрового стекла, фар, обогревателя и стеклоочистителя заднего стекла; — уровень жидкости в бачках тормозной системы и сцепления. 4.2. Дополнительные работы по определению технического состояния: — проверка кузова: наличие царапин, трещин, вмятин, вспучивание краски; наличие дефектов обивки салона и сидений; — проверка двигателя: устойчивость работы на разных режимах, наличие посторонних стуков и шумов; — проверка аккумуляторной батареи: наличие трещин, подтеканий; — проверка коробки передач, ведущего моста, раздаточной коробки, карданного вала. 4.3. Проверка комплектности автомобиля. 4.3.1. Автомобиль, поступающий на ТО или ремонт, должен быть, с наличием топлива не менее 1/4 бака. Проверка осуществляется по прибору ( датчику). 5. Для получения объективной оценки технического состояния автомобиля и предстоящего объема работ, при согласии заказчика и за его счет, автомобиль может быть направлен на диагностирование.

Требования к помещению для автосервиса

Открытие автосервиса – задача, которая требует решения достаточно большого количества вопросов организационного характера. К их числу относятся как сугубо материальные – помещение, оборудование, персонал, так и вопросы интеллектуального характера – выбор специализации, маркетинговая идея, юридическая и бухгалтерская поддержка.

Долгая и успешная жизнь автосервиса как бизнеса связана, во-первых, с удачным выбором стартовых позиций, и, во-вторых, с адекватной реакцией на «ямы» и «кочки» местных бизнес-дорог, по которым начинающему автосервису на первых порах приходится мчаться во весь дух, чтобы в пределах стартового бюджета успеть выскочить на уровень положительной рентабельности.

К вопросам интеллектуального характера относятся кроме вышеперечисленных также и наименование автосервиса, графический пакет, тексты девизов, формулировка миссии. Большинство автосервисов поднявшихся на ноги в девяностые годы не усложняли себе жизнь этими заморочками, а начинали работать с тем, что было. Сегодня ситуация несколько иная, изменился уровень требований клиентов – автовладельцев и успешный старт в конкурентной среде требует полного набора атрибутов, иначе получится безликий гараж.

Более подробно вопросы PR, маркетинга и других нематериальных составляющих успеха в бизнесе автосервиса мы рассмотрим позже. Сейчас хочется обсудить земные моменты, а именно, необходимые для открытия автосервиса материальные ресурсы, к которым в первую очередь относятся помещение и оборудование.

Местоположение помещения автосервиса

Сразу нужно сказать, что бизнес автосервиса не так критичен к выбору места, как, скажем розничная торговля, ориентированная на проходящий поток потенциальных покупателей. Автосервис имеет все шансы на успех, даже если его абсолютно не видно с дороги. Более того, даже пара километров разбитой грунтовки не является стоп-фактором для СТО.

Есть такое понятие в экономике — «голландская болезнь», она же «нефтяное проклятие», это когда страна, располагающая существенными природными ресурсами, не имеет шанса на гармоничное экономическое развитие всвязи с отсутствием стимула. В случае автосервиса «голландская болезнь» проявляется в том, что автосервис, севший на проезжем месте, качает денежки с потока, не развивая клиентскую базу, технологии и, вообще, застывая в своем развитии внешнем и внутреннем на том стартовом уровне, которым наградили его создатели. Это может продолжаться достаточно долго, и, с точки зрения получения прибыли, является вполне оправданным методом ведения бизнеса при подобном расположении.

Если получить теплое местечко на перекрестке главных магистралей города вам не светит – радуйтесть! В этом случае вам открыты все остальные пути развития и есть из чего выбирать. Можно сделать свой сервис по типу клубного или специализироваться на определенном виде работ, а можно замахнуться и на сервисный супермаркет, постепенно добавляя опции, посты, услуги и расширяя спектр марок обслуживаемых автомобилей.

Основные параметры помещения для автосервиса

В любом случае помещение потребуется, и, кроме его местоположения, существуют еще такие существенные параметры как площадь, конфигурация и возможность дальнейшего расширения на той же территории. Отдельным вопросом является стоимость аренды – если вы рассчитываете на аренду. Впрочем, даже если вы счастливый обладатель достаточного количества денежных знаков, позволяющего купить или построить свое собственное помещение для своей собственной СТО, разумно отделить мух от котлет и подумать о том, чтобы собственное помещение сдать в аренду собственному бизнесу. Такой подход позволяет контролировать уровень рентабельности бизнеса автосервиса в общей системе координат и дает возможность реально оценивать эффективность инвестиций.

Аренда помещения для автосервиса: особенности выбора по специализации СТО

Как общий подход будем рассматривать арендуемое помещение, и соответственно, требования к нему будут требованиями арендатора, а не владельца. Как уже было сказано, бизнес автосервиса не столь чувствителен к местоположению сервиса, как многие другие. Связано это в первую очередь с тем, что в отношениях сервиса и клиента возникает существенный элемент доверия, и постоянные клиенты проявляют лояльность, продолжая пользоваться услугами привычного им автосервиса, даже при переезде того на новое место. Конечно, любая клиентская лояльность имеет разумные границы и клиентская верность эластична до определенного предела. Однако на переезд сервиса в пределах района клиентской верности обычно хватает.

Если у Вас уже сложился постоянный клиентский состав, то при выборе нового места разумно ориентироваться на их территориальные предпочтения. Как правило, при выборе сервиса клиенты ориентируются либо на место работы, либо на место жительства, и если они сегодня с Вами, то и новое место для сервиса надо искать неподалеку, в пределах того же района. В этом случае удобство местоположения в какой-то степени важнее даже стоимости аренды.

Если постоянных клиентов у Вас пока нет, тем проще с поиском помещения – территориальные предпочтения в этом случае накладывают значительно меньше ограничений. Основным фактором, конечно, остается удобство для потенциального клиента. СТО на северном полюсе – это круто, но бессмысленно. СТО в непосредственной близости от района массовой жилой застройки, особенно если говорить о новом жилом районе – именно то, что надо.

Практически во всех городах есть такие автосервисные улицы, которые заставляют вспомнить об уроках истории средних веков и цеховых кварталах нарождавшихся в то время городов. Массовое скопление предприятий одного профиля, ориентированных на одну группу клиентов на первый взгляд сулит повышенную конкуренцию. На деле такие «улицы» решают проблему недостаточности бюджетов привлечения для каждого из участников. Это своеобразный компромисс – в обмен на преимущества цехового коллективизма автосервису приходится принимать определенную специализацию, дополняющую и усиливающую неформальное сообщество.

Сильный универсальный автосервис, конечно, не получит преимуществ от такого массового соседства коллег, но где они – эти идеальные предприятия. Даже в природе все экологические конструкции построены на симбиозе – за акулой следует рыба-прилипала, львы живут прайдами, люди кучкуются в народы и государства. Все это неслучайно — интуитивно формируется наиболее эффективная структура рынка, общества, территории. А для малых форм бизнеса нишевание является совершенно разумным методом сначала выживания, а потом и развития.

Таким образом, для автосервиса подходит практически любое месторасположение. Просто в каждом конкретном случае есть свои плюсы и минусы, и, соответственно, следует применять различные подходы, которые усиливали бы плюсы и нивелировали влияние отрицательных нюансов местоположения.

Размер помещения для автосервиса

Что касается размеров помещения, то обычно имеет смысл брать помещение «на вырост». Однако не более чем на пару размеров превышающее текущие потребности, чтобы не запутаться в свисающих рукавах и чтобы штаны не сваливались. Отличный вариант если по соседству имеется пустующее неэффективно используемое помещение или даже просто незанятая территория. Развивающемуся автосервису этот ресурс может потребоваться очень быстро, а менять местоположение часто нежелательно – как ни крути, а перемена мест связана с убытками, даже если они проявляются только в форме неполученной прибыли.

Другой способ удовлетворения растущих потребностей в площадях – открытие удаленных точек. Однако здесь вступает в действие закон своевременности – открывать новые точки можно только тогда, когда сервис уже перешел на корпоративную систему управления. Попытка решить проблему недостатка территории за счет открытия новых точек автосервисом, не озаботившимся проработкой вопросов управления, структуры, регулярного менеджмента, обычно приносит только разочарование. Зачастую можно услышать от опытных сервисменов: » Да пробовали мы открывать сервисы в других районах – одни только проблемы». Проблемы воровства, проблемы бесхозяйственности, проблемы низкой эффективности. В качестве оправдания провалов такого рода можно услышать и сетования на неудачный выбор места, времени, на «странных» клиентов с их «странными» машинами. В большинстве случаев причина кроется внутри головы владельца автосервиса и в уровне развития автосервиса как бизнеса.

Планировка помещения автосервиса

Помимо размеров важное значение также имеет конфигурация помещения. От планировки помещения зависит эффективность его использования. Нельзя забывать, что арендодатель сдает в аренду квадратные метры, а для автосервиса значение имеет количество рабочих постов, которые можно разместить на этих метрах. Площади коридоров и мест, оставляемых для разъезда внутри помещения, снижают такой показатель как количество постов на квадратный метр. Чем более высокое значение этого соотношения позволяет обеспечить предлагаемое в аренду помещение, тем более оно подходит для организации в нем СТО.

Идеальным помещением для автосервиса небольшого размера на 3-5 постов является помещение с линейной конфигурацией глубиной 7-8 метров и соответствующим количеством ворот. Оптимальным помещением для автосервисов с большим количеством постов является прямоугольное помещение с единым центральным проездом и рабочими постами, расположенными по обе стороны от него. В этом случае срабатывает эффект масштаба производства, что проявляется в возникновении естественных преимуществ крупных предприятий – возможность организации технической мойки, прямой приемки, выделенного помещения для клиентов и офиса, лучших условий для контроля за ремзоной и сотрудниками со стороны руководства автосервиса.

К сожалению, большинство помещений предлагаемых в аренду для автосервиса изначально были предназначены для совершенно других целей, и владельцу автосервиса требуется большая изобретательность для оптимизации использования помещения. На рынке, конечно, имеется некоторое количество специализированных помещений для автосервиса, но большинство из них построены для собственных нужд и не поступают на рынок аренды. Те предложения специализированных помещений, которые все же изредка появляются на свободном рынке, являются эксклюзивными, редкими, дорогими и, несмотря на высокие арендные ставки, быстро находят своего арендатора.

Альтернатива аренде помещения для автосервиса — строительство СТО

Скорее всего, при поиске помещения для автосервиса Вам придется делать выбор по принципу «меньшего зла» и затем согласовывать специализацию и дальнейшие планы по развитию с параметрами и характеристиками найденного помещения. Избежать этих ограничений можно. Постройка нового здания СТО даст возможность заложить в проект современные требования и предпочтения того бизнеса, для которого помещение готовится.

На практике подобные проекты реализуются, как правило, следующим образом. Требуется инвестор, который готов вложить необходимое количество средств в строительство СТО. Конечно, в дальнейшем он остается владельцем помещения, имеющим право на часть дохода СТО, ведущего в этом помещении бизнес. Реализация этого права может быть оформлена через участие в бизнесе автосервиса или через отношения аренды. Какая из форм выгоднее автосервису однозначно сказать невозможно – важную роль играет человеческий фактор. Инвестору, с точки зрения экономических преимуществ, выгоднее остаться собственником помещения и арендодателем. В жизни кроме соображений прямой выгоды присутствуют и другие факторы, поэтому форма взаимоотношений автосервиса и инвестора остается вопросом переговоров и согласования интересов конкретных людей.

Инвестиции в помещение для автосервиса за счет лизингового финансирования

К инвестициям в автосервис можно также привлечь таких институциональных инвесторов как лизинговые компании. Если Вам удастся убедить лизинговую компанию в надежности вашего бизнеса и выгодности приобретения для его развития нового помещения, то до 80% стоимости помещения может быть оплачено за счет лизингового финансирования. Автосервис в этом случае вместо арендной платы уплачивает лизинговые платежи, идущие частично на уплату стоимости привлеченных средств, частично на выкуп помещения в собственность автосервиса.

Платить лизинговые платежи выгоднее, чем просто арендовать – в конце концов, помещение будет выкуплено и перейдет в Вашу собственность. Однако порог входа в эту схему составляет порядка 20% стоимости приобретаемого имущества. Кроме того, по условиям лизинга, объект должен существовать, т.е. про стройку забыли. Автосервисы, как правило, хорошо знакомы с лизингом оборудования и совершенно не представляют особенности лизинга недвижимости. Следует помнить, что особенности существуют – как налоговые, так и юридические. Поэтому, прежде чем втягиваться в лизинговую сделку с недвижимостью, стоит внимательно изучить юридическую базу подобных сделок. Технически лизинг является той же арендой, только с выкупом – по прошествие некоторого времени, или, точнее сказать, по выплате определенной суммы, объект аренды переходит в собственность арендатора.

Размер помещения автосервиса как фактор, ограничивающий развитие. Методы преодоления.

Особенности помещения с точки зрения возможности дальнейшего развития на той же территории — важная составляющая при анализе плюсов и минусов предлагаемого в аренду помещения для автосервиса. Избыточное помещение может стать стимулом к развитию автосервиса, а может лечь непосильным грузом в список расходов. Даже при самом удачном варианте, с течением времени помещение становится ограничивающим развитие фактором. Требуется организовать еще пару постов или выделить отдельное помещение для участка ремонта коробок передач, а ресурс квадратных метров уже выработан, свободного места нет.

В качестве рабочего варианта на этот случай можно рекомендовать размножаться расстановкой малых сервисов «шаговой доступности» и развитие основной территории в качестве производственной базы. Дополнительное количество рабочих постов будет обеспечено малыми сервисами филиальной сети, а на основной базе внимание будет сосредоточено на освоении специализированных направлений ремонта – коробки передач, двигатели, кузовной и малярный участки.

При таком подходе используется принцип, успешно реализованный банками. Центральный офис с хранилищем, кассами, бухгалтерией, всей необходимой инфраструктурой и дополнительные офисы, в которых осуществляются контакты с клиентами, оформляются договора, принимаются заявки и тому подобное. Количество дополнительных офисов, которые можно рассматривать и в качестве точек продаж, может быть сколь угодно большим, располагаться они могут в самых различных местах во всех районах города и даже в других городах.

Для автосервиса такой подход открывает неограниченные возможности экспансии. Особую привлекательность создает фактическая структура работ, которые производит автосервис. До 80% всех заказов требуют абсолютный минимум оборудования и квалификации. При этом держать приходится полный набор дорогостоящего оборудования и персонала, зачастую остающийся недозагруженным. Простые работы, составляющие основную массу заказов и требующие только наличие подъемника и основного набора инструментов, выполняются в «дополнительных офисах» — малых автосервисах филиальной сети. Эти «точки продаж» — автосервисы шаговой доступности одновременно служат концентраторами «сложных» заказов, требующих участия специалистов с «базы» или применения специализированного оборудования, установленного на «базе».

Модули СТО — специализированные помещения для автосервиса

Для реализации сетевой стратегии развития подходят Модули СТО, в стандартной конфигурации имеющие три рабочих поста – слесарный, пост развал-схождения и диагностический пост. Технически модули представляют собой сборно-разборные здания, спроектированные специально для организации малых автосервисов. Цена стандартного модуля составляет 2,5 млн.рублей, что при приобретении в лизинг потребует наличия только 500 тысяч рублей собственных средств, остальное может быть профинансировано за счет средств лизинговой компании.

Модуль СТО может быть установлен на любом участке земли, даже полученном на короткий срок без гарантий продления сроков аренды. В случае потребности переехать на новое место, Модуль разбирается и собирается на новом месте. Модули СТО стыкуются между собой, образуя цепочки и позволяя наращивать площади по мере необходимости. Экономика автосервиса дает возможность рассчитывать на полный выкуп приобретенного в лизинг Модуля за три года.

Модули СТО являются хорошей альтернативой аренде помещения для автосервиса. Найти участок земли площадью в 120 кв.м. существенно легче, чем подходящее для целей автосервиса готовое помещение. Единственный жизненно необходимый ресурс – электроэнергия. Для размещения Модуля СТО подойдет любой участок земли достаточной площади, имеющий подвод электроэнергии, на который может быть заключен договор аренды хотя бы на 12 месяцев.

Заключение

Итак, при выборе помещения для автосервиса следует обращать внимание на следующие вопросы:

  • Местоположение в пределах зоны клиентской верности;
  • Соответствие соседей специализации автосервиса или готовность выбора специализации в соответствии с окружением;
  • Соответствие конфигурации помещения требованиям эффективности (отношение площади к возможному количеству постов);
  • Запас по площадям помещения и прилегающей территории для развития автосервиса;

Конечно, этот список не является исчерпывающим, кроме вышеперечисленных, существует еще немаловажный фактор цены и другие, в той или иной мере способные повлиять на успех автосервиса на новом месте. Для успешного развития недостаточно соблюсти все правила и поставить свечку, требуется ежедневно решать массу вопросов и ежесекундно делать свой выбор. Выбор помещения автосервиса является одним из первых ключевых моментов, обуславливающих весь последующий славный путь и задающий формат, рамки и в какой-то мере определяющий перспективы развития автосервиса как бизнеса.

Этот материал является частью тематической подборки по вопросам развития автосервиса как бизнеса. Другие материалы по этой же теме:

СЕТИ АВТОСЕРВИСОВ В РОССИИ. Д.ЗАХАРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ТЕХКОНТРОЛЬ

НЕЗАВИСИМЫЕ СЕТИ АВТОСЕРВИСОВ. ВОЛГИН В.В., ЭКОНОМИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ АВТОСЕРВИСА. Д.ЗАХАРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ТЕХКОНТРОЛЬ

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Можно ли открыть автосервис в частном доме?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *